Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взгляд ислама на человеческую душу



Чтобы понять, как ислам предписывает своим последователям относиться к немусульманам, очень важно сначала понять, как смотрит ислам на человеческую душу вообще.

Человек, если говорить в общем, почтён и возвеличен, и из этого правила нет исключений, и на него никак не влияет цвет кожи, национальность и религия. Всевышний Аллах сказал: «Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями»(сура 17 «Ночное путешествие», аят 70).

Это почтение объемлет всех, как мусульман, так и немусульман. Всем Аллах помогает передвигаться по земле и по морю, и всем даруется благой удел, и всем людям даровано превосходство над многими другими творениями.

Этот широкий взгляд на человека вообще и это почтение, оказанное всем людям, отразилось на каждом пункте исламского Шариата, и, как следствие, на всех словах и действиях Посланника Аллаха r. Это объясняет уникальное по своему милосердию и деликатности отношение Посланника Аллаха r к тем, кто противоречил ему, спорил с ним и отвергал его учение.

Посланник Аллаха r видел в человеке прежде всего человеческую душу, почтённую Всевышним Аллахом. Человека нельзя оскорблять или притеснять, нельзя ущемлять его праваи относиться к нему уничижительно. Об этом ясно говорится в Коране, и неуклонное соблюдение этих предписаний мы видим в жизни Посланника Аллаха r.

Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права»(сура 6 «Скот», аят 151).

Это и другие подобные предписания распространяются на всех людей, как мусульман, так и немусульман, и Шариат предписывает справедливость ко всем.

Шариат отвергает несправедливость в любой её форме, и запрет поступать несправедливо с кем бы то ни было встречается в аятах и хадисах очень часто. Несправедливость запрещена, и это правило будет действовать до самого Судного дня. Более того, Всевышний Аллах сказал, описывая расчёт в Судный день: «В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо»(сура 21 «Пророки», аят 47).

Здесь мы также видим отсутствие какой-либо конкретизации. В Судный день ни с одной «душой» (то есть ни с одним человеком) не поступят несправедливо, кем бы ни был этот человек, верует он в Аллаха или не верует, исповедует ли он ислам, христианство, иудаизм или какую-то другую религию.

Так смотрит ислам на каждого человека, на человека вообще. Взгляд, полный уважения и почтения.

Вспомним замечательный случай из жизни Посланника Аллаха r. Однажды мимо него проходила похоронная процессия. Хоронили одного иудея. Как же отреагировал Посланник Аллаха r?

Ибн Абу Лейля передаёт, что когда Кайс ибн Са‘д и Сахль ибн Хунайф были в Кадисии, мимо проходила похоронная процессия, и они встали. Им сказали: «Это хоронят кого-то из местных жителей»[105]. Они же сказали: «Поистине, однажды мимо Посланника Аллаха r проходила похоронная процессия, и он встал. Ему сказали: “Это же иудей”. Посланник Аллаха r сказал: “А разве он не человек? ”» [Муслим].

Прекрасная позиция!

Так смотрит ислам на человеческую душу…

Своими словами и поступком Посланник Аллаха r заронил в души мусульман семена почтительного, уважительного и милосердного отношения к каждому человеку, кем бы он ни был — ведь сам Посланник Аллаха r поступал так и велел другим следовать его примеру. Даже после того как он узнал, что хоронят иудея.

Следует принять во внимание то обстоятельство, что иудеи, которым довелось быть современниками Посланника Аллаха r, видели знамения и слышали неопровержимые доводы и неоспоримые доказательства, а потом не только не уверовали, но и относились враждебно к Посланнику Аллаха r и мусульманам и причиняли им зло, нанося ущерб моральный и материальный. Несмотря на это Посланник Аллаха r поднялся, когда мимо прошла похоронная процессия иудея. Причём следует отметить, что это был неизвестный иудей — а то кто-то может подумать, что речь шла о человеке, когда-то сделавшем мусульманам добро, и поэтому Посланник Аллаха r почтил его таким образом. Доказательством того, что Посланник Аллаха r не знал, кого хоронят, являются слова сподвижников. Они сказали просто «иудей», не назвав ни имени, ни каких-либо иных примет, по которым можно было узнать этого человека. К тому же, Посланник Аллаха r, объясняя свой поступок, сказал только: «А разве он не человек? », и не упомянул о каких-либо достоинствах и заслугах данного человека.

Таково истинное уважение к человеку, живой душе…

Своим поступком Посланник Аллаха r дал понять сподвижникам — и всем мусульманам, которые будут жить после них, — что ислам уважает, ценит и почитает каждого человека. Это и заставило Кайса ибн Са‘да и Сахля ибн Хунайфа подняться, когда мимо них прошла похоронная процессия огнепоклонника. Огнепоклонники не относятся даже к числу людей Писания, и их убеждения прямо противоположны убеждениям мусульман. Более того, это были люди, которые враждебно относились к мусульманам и воевали с ними. Тем не менее, сподвижники осознавали ценность человеческой души и относились к ней с почтением, и потому встали.

Так мы смотрим на немусульман, и на таких принципах основывается наше отношение к ним.

Ещё один принцип, лёгший в основу отношения мусульман к обладателям других убеждений — неизбежность различий, противоречий. Никогда не наступит такое время, в которое все люди станут придерживаться одного мнения по какому-либо вопросу, в том числе и по вопросу божественности и единобожия.

Всевышний Аллах сказал: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия»(сура 11 «Худ», аят 118).

Мусульманин спокойно воспринимает существование оппонентов, не разделяющих его убеждения, поскольку знает, что их просто не может не быть. Он сосуществует, уживается с ними естественным образом, тем более что исламский Шариат установил чёткие рамки в отношениях с представителями других конфессий и указал пути, позволяющие достичь взаимопонимания с ними.

Исходя из этого, а также из уважительного отношения исламского Шариата к каждому человеку и почёта, который Всевышний Аллах оказал всем людям, предписываемые Шариатомсправедливость, милосердие, дружелюбие, готовность к знакомству и общению и другие нравственные достоинства распространяются как на мусульман, так и на немусульман. В этом состоит отличие ислама от некоторых религий, предписывающихсвоим последователям поддерживать хорошие отношения друг с другом и делать друг другу добро, но дающих совершенно иные указания касательно отношения к людям другого вероисповедания.

В исламском Шариате действует установленное Всевышним Аллахом правило: «Мы послали тебя как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Не милость к мусульманам, а милость ко всем людям, вне зависимости от того, какую религию они исповедуют.

А о знакомстве людей друг с другом и их общении Всевышний Аллах сказал: «О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий»(сура 49 «Комнаты», аят 13).

Всевышний Аллах не ограничился упоминанием определённой группы людей, а сказал: «народами и племенами»…

Каждому человеку на земле отмерен и обеспечен его удел, и вселенная подчинена всему человечеству — в этом не сделано никаких различий для мусульман и немусульман. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видишь, что Аллах подчинил вам всё, что на земле, и корабли, которые плывут по морям по Его воле? Он удерживает небо, чтобы оно не упало на землю без Его соизволения. Поистине, Аллах сострадателен и милосерден к людям»(сура 22 «Хадж», аят 65).

Таким образом, Всевышний подчинил землю, космос, моря и небеса всему человечеству, и з заключительной части аята следует, что сострадание и милосердие предназначено для всех людей.

А о прощении Всевышний Аллах сказал: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Поистине, Аллах любит творящих добро»(сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 133–134).

Прощение присуще верующим, однако упомянутое в аяте прощение распространяется не только на мусульман, но и на всех остальных людей. В жизни Посланника Аллаха r этот принцип применялся многократно. Ниже мы приведём некоторые примеры этого, с позволения Всевышнего Аллаха.

Более того, велев соблюдать справедливость, Всевышний Аллах не ограничил круг тех, к кому необходимо относиться справедливо, одними только верующими. Справедливость предписана и к мусульманам, и к мирно настроенным немусульманам, и даже к тем, кто не относится к этим двум категориям.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»(сура 5 «Трапеза», аят 8).

Это отношение, исполненное милосердия, деликатности и справедливости, объясняет нам благородство поведения Посланника Аллаха r и его благонравие. Ведь он следовал исламскому Шариату во всём и всегда. Он был Кораном, ходящим по земле. Но самое удивительное состоит в том, что Посланник Аллаха r являл собой образец благонравия в те времена, когда благонравие можно было встретить крайне редко, и по-настоящему благородных и достойных людей было не так уж много.

Давайте обратимся к Писанию, которое существовало во времена Посланника Аллаха r и существует по сей день, и мы без труда заметим разницу между исламским Шариатом и тем, что добавили люди к священным Писаниям прошлого.

В существующей сегодня Библии, в книге Иисуса Навина, встречается пример отношения израильтян к представителям других народов: «И пошёл Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону и расположились подле него станом и воевали против него; И взяли его в тот же день и поразили его мечом, и всё дышащее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахисом.И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону и воевали против него; и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и всё дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и все дышащее, что находилось в нем. Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру и воевал против него; и взял его и царя его и все города его, и поразили их мечом, и предали заклятию все дышащее, что находилось в нем: никого не осталось, кто уцелел бы; как поступил с Хевроном и царем его, так поступил с Давиром и царем его, и как поступил с Ливною и царём её»(Навин, 10: 34–39).

В этих строках чувствуется искажение — пророки изображены как кровожадные люди, безжалостно уничтожающие «всё дышащее», за исключением израильтян…

Этот взгляд на человечество, с которым не соглашается ислам, подтверждён и в Книге Чисел, в которой описывается реакция Мусы (да убережёт нас Всевышний от того, чтобы подумать подобное о Его великом пророке! ) на то, что войско оставило в живых женщин и детей, взяв их в плен. Муса якобы сказал: «…для чего вы оставили в живых всех женщин? вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем; итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя…» (Числа, 31: 15–18)

Однако то, что ислам столь толерантно относится к другим религиям, вовсе не означает, что он не желает призывать немусульман к истине, которую утверждает. Напротив, Посланник Аллаха r надеялся на принятие ислама даже его заклятыми врагами, несмотря на творимое ими зло и козни, которые они строили.

Посланник Аллаха r даже обращался к Аллаху с мольбой за двух своих заклятых врагов. Это были Абу Джахль и ‘Умар ибн аль-Хаттаб, который в те времена ещё не принял ислам. Посланник Аллаха rговорил: «О Аллах! Укрепи ислам посредством того, кого Ты любишь больше, из этих двоих — Абу Джахлем или ‘Умаром ибн аль-Хаттабом». И оказалось, что ‘Умара ибн аль-Хаттаба Аллах любил больше [ат-Тирмизи; Ахмад; аль-Хаким].

Несмотря на то, что эти два человека долгое время отвращали людей от пути Аллаха и пытались заставить мусульман отречься от их религии, это не породило в сердце Посланника Аллаха r желания отомстить или строить ответные козни, или унизитьврага. Всё было с точностью до наоборот. Посланник Аллаха r чувствовал, что эти люди подобны больным, которые нуждаются в лекаре, или заблудившимся, которым нужен проводник. И потому обратился к Господу с мольбой за них, попросив для них наставления на прямой путь, милости и спасения. Такой была душа Посланника Аллаха r, и такой была его сунна и его путь, и такими принципами он руководствовался в своём отношении к людям.

Посланник Аллаха r искренне стремился донести свой призыв до каждого немусульманина и нёс его язычникам, иудеям, христианам, огнепоклонникам и такдалее. Убеждая, он прилагал максимальные усилия и применял наилучшие методы, и сильно печалился, когда призываемый человек или народ отказывался внять его призыву — так сильно, что Всевышний Аллах даже запретил ему принимать это так близко ксердцу.

Всевышний Аллах сказал: «Ты можешь погубить себя от скорби от того, что они не становятся верующими»(сура 26 «Поэты», аят 3).

Он также сказал: «Не изводи себя скорбью по ним»(сура 35 «Творец», аят 8).

Несмотря на эту печаль, которая одолевала его в подобных случаях, Посланник Аллаха r не считал её основанием для того, чтобы оказывать давление на призываемого, дабы он принял ислам. Он сделал своим девизом и своей жизненной установкой аят «Нет принуждения в религии»(сура 2 «Корова», аят 256). Он поддерживал в своей жизни удивительное и прекрасное, гармоничное равновесие. Он призывал к религии со всей силой, которая только была у него, но при этом никого не заставлял принимать ислам против воли.

Что может быть прекраснее слов самого Посланника Аллаха r, которыми он описал своё отношение к людям вообще.

Посланник Аллаха r сказал: «Я и люди подобны человеку, который развёл огонь, и когда этот огонь озарил всё вокруг, в него стали попадать мотыльки и прочие живые существа. Человек принялся удерживать их, но они одолевали его и бросались туда. Подобное происходит и у нас с вами: я держу вас за пояса, спасая от Огня, вы же вырываетесь и бросаетесь туда»[аль-Бухари; Муслим].

Поистине, это отношение, исполненное милосердием и заботой, а не принуждением и давлением. И пречист Тот, Кто наделил Посланника r этим совершенным нравом!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь