Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Милосердие Посланника Аллаха r к слабым



Кто относится к категории слабых? Несмотря на экономический прогресс и повышение уровня жизни, ежегодно кончают жизнь самоубийством более 30 тысяч японцев, в основном молодых. Это самый высокий процент самоубийств в мире.

Однако ислам — это совсем другое!

Когда человек слышит слово «слабые», ему может прийти в голову, что имеется в виду определённая группа мусульман. Однако в действительности все без исключения люди — слабые. У каждого человека есть какая-то слабость. Ребёнок слаб, и дряхлый старик тоже слаб. И даже юноша слаб в чём-то — это может быть отсутствие опыта, слабость разума, малая обеспеченность… И так далее. Богатый может иметь слабое здоровье или слабую веру, и он может быть слабым в том смысле, что он, например, лишён любви людей. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «…ведь человек был создан слабым»(сура 4 «Женщины», аят 28).

Человек рождается слабым и умирает слабым. Слабость заметна в нём с самого начала его существования. Всевышний Аллах сказал об Адаме (мир ему), несмотря на высоту его положения: «Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твердой воли»(сура 20 «Та ха», аят 115).

Упоминание о слабости, которая присутствовала в этом благородном пророке, следует понимать как указание на то, что слабость эта непременно будет присутствовать и во всех его потомках.

Муса (мир ему) в своём разговоре с Посланником Аллаха r в ночь его вознесения на небеса, прямо сказал, что в мусульманской общине в некотором виде присутствует слабость. Когда Всевышний Аллах возложил на мусульманскую общину обязанность совершать пятьдесят молитв ежедневно, Муса (мир ему) сказал ему: «О Мухаммад! Клянусь Аллахом, я приучал израильтян, моих соплеменников, к меньшему, но они проявили слабость и оставили даже это. А члены твоей общины ещё слабее телами, сердцами, взорами и слухом. Возвратись же, пусть Господь твой сделает тебе облегчение! » [аль-Бухари].

Посланник Аллаха r говорил о своих сподвижниках, что они слабые, однако это ни в коем случае нельзя считать принижением их. Абу Зарр, например, был одним из величайших сподвижников и принял ислам одним из первых. И вместе с тем Посланник Аллаха r сказал ему: «О Абу Зарр, поистине, я вижу, что ты слаб, и, поистине, я желаю тебе того же, чего желаю самому себе. Не становись же предводителем для двоих и не берись распоряжаться имуществом сироты»[Муслим].

Более того, Посланник Аллаха r сказал, что слабость была присуща даже Абу Бакру ас-Сыддику d: «Мне приснилось, что я черпаю из моего водоёма, чтобы напоить людей. Ко мне подошёл Абу Бакр, взял из моих рук ведро, чтобы избавить меня от этой работы, и достал два ведра сам. При этом в движениях его была слабость, однако Аллах простит ему эту слабость…»[Муслим].

Слабость — неотъемлемое свойство каждого человека. В этом пункте мы упомянули о некоторых видахслабости, однако это вовсе не мешает существованию многих других видов, распространяющихся на всё человечество.

Целью этого вступления было показать, что Посланник Аллаха r оказывал особое внимание тем, в ком он видел какое-то проявление слабости, в тот период, когда эта слабость была присуща данному человеку, потому что слабость причиняет человеку душевную боль. А Посланник Аллаха r был милосерден к верующим в любой ситуации, а когда они были слабыми, он относился к ним с особым милосердием. Поэтому он учил нас просить у Всевышнего Аллаха защиты от всех видов слабости. Так, сам Посланник Аллаха r говорил: «О Аллах! Поистине я прошу у Тебя защиты от непосильного долга, от одолевающих врагов и злорадстванедругов»[24].

Слабость, которая постигает человека время от времени в разных обстоятельствах, является причиной облегчения для него норм Шариата. Так, Всевышний Аллах сказал, обращаясь к участникам битвы при Бадре, которые по своему положению выше всех остальных мусульман: «Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы»(сура 8 «Добыча», аят 66).

Слабость была причиной облегчения, а не основанием для наказания или упрёка. Аллах, сотворивший всё сущее, знает предел способностей Своих творений и знает, чего можно ожидать от них, и не возлагает на них ничего непосильного. Такова милость Всевышнего… Всевышний Аллах сказал: «Аллах не возлагает на душу ничего, кроме посильного для неё»(сура 2 «Корова», аят 286).

Слабость любого рода предполагает, что человеку следует помочь, и он нуждается во внимании и заботе. Это доказательство милосердия и признак мягкости и сострадания. И Посланник Аллаха r был прекрасным примером в этом. В следующих пунктах мы узнаем о проявлениях милосердия Посланника Аллаха r в разных случаях. А их было очень много!

Милосердие Посланника Аллаха r к пожилым людям. «Мухаммад был милосердным к слабым, он был радушным, лёгким в общении и мягкосердечным»[25].

Согласно прогнозам, к 2050 году число престарелых увеличится с 600 миллионов до 1 миллиарда человек. Ожидается также, что впервые за всю историю человечества число людей старше 60 лет превысит число тех, кому меньше 15.

Не приходится сомневаться в том, что к старости человек набирается опыта, знаний и мудрости. Обычно увеличивается и его имущество и влияние. Несмотря на это, совершенно ясно, что старость представляет собой одно из проявлений слабости. Становится слабым здоровье и тело человека. Всевышний Аллах ясно сказал об этом в Своей Книге: «После слабости Он одаряет вас силой, а потом заменяет силу слабостью и сединой»(сура 30 «Румы», аят 54).

Учитывая эту слабость, Посланник Аллаха r уделял особое внимание пожилым людям. Это проявлялось в его словах и делах.

Посланник Аллаха r сказал: «К возвеличиванию Аллаха относится почтительное отношение к мусульманину, дожившему до седин, а также к знающему Коран и не допускающему ни излишеств, ни нерадивости в своём отношении к нему, а также почтительное отношение к справедливому правителю»[Абу Дауд].

Своими словами Посланник Аллаха r хотел увеличить значимость пожилого человека в глазах мусульман. Он упомянул его даже прежде знатока Корана и прежде справедливого правителя, несмотря на их высокое положение и важность отведённого им места.

Однажды к Пророку r пришёл пожилой человек, и люди, вместо того, чтобы уступить ему место, медлили. Тогда Посланник Аллаха r посочувствовал ему, проявил милосердие к нему и сказал: «Не относится к нам тот, кто не проявляет милосердия к младшим из нас и не проявляет почтения к старшему»[ат-Тирмизи; Ахмад; аль-Хаким].

То есть тот, кто не делает этого, не обладает качествами, присущими нам, мусульманам, и не делает того, что делаем мы, и не обладает нравом, которым обладаем мы. Не думаю, что есть в мире иной закон, кроме ислама, сделавший уважение и почтительное отношение к старшим одной из своих основ…

Это было одной из отличительных чертПосланника Аллаха r.

Чего стоят также слова, которые Посланник Аллаха r сказал Абу Бакру ас-Сыддику, когда отец Абу Бакра, который носил кунью Абу Кухафа, принял ислам в день взятия Мекки. Абу Бакр d привёл его к Посланнику Аллаха r, чтобы он объявил о принятии ислама в мечети аль-Харам, и Посланник Аллаха r сказал: «Почему же ты не оставил его в его доме, чтобы я сам пришёл к нему? »[Ахмад; аль-Хаким].

Посланник Аллаха r был одержавшим победу покорителем Мекки, а Абу Кухафа был стариком, который в течение целых двадцати лет не принимал ислам. И, тем не менее, Посланник Аллаха r почтил его и считал, что это он (хотя он был Посланником, предводителем и победителем) должен был прийти домой к старцу.

Таким было отношение Посланника Аллаха r к пожилым людям. Он даже отказывался от долгого совершения коллективных молитв, несмотря на любовь к этим молитвам и возвеличивание их. Он поступал так, чтобы не создавать трудностей для пожилых и больных, а также других людей, у которых есть важные дела. Это ещё одно доказательство его широкого, объемлющего взгляда на милосердие и понимания им истинной сути ислама и того, что в действительности это милосердие к людям, а не трудности или наказание. В связи с этим хотелось бы вспомнить уникальный случай из жизни Посланника Аллаха r.

Абу Мас‘уд аль-Ансари рассказывает, что как-то раз один человек сказал: «ОПосланник Аллаха! Клянусь Аллахом, когда приходит время совершать утреннюю молитву, я задерживаюсь лишь потому, что такой-то проводит её с нами слишком долго».

Абу Мас‘уд сказал: «И я никогда не видел, чтобы Посланник Аллаха r, наставляя кого-нибудь, гневался бы сильнее, чем в тот день. Потом он сказал: “Поистине, некоторые из вас внушают людям отвращение к благому! Пусть тот из вас, кто молится с людьми, сокращает [стояние во время молитвы], ведь среди них есть слабые, старые и те, у кого есть важные дела! ”» [аль-Бухари; Муслим].

Поистине великий поступок…

Если такое милосердие предписывается в отношении пожилых людей, то очевидно, что оно должно увеличиваться, когда речь идёт о родителях.

К сожалению, во многих странах мира, который мы сегодня называем цивилизованным, родители лишены заботы, внимания и помощи своих детей. И это случается как раз тогда, когда они вступают в старость и здоровье становится слабым…

Однако у Посланника Аллаха r всё было иначе.

Однажды к Посланнику Аллаха r пришёл какой-то человек и спросил: «ОПосланник Аллаха, кто больше всего заслуживает хорошего отношения с моей стороны? » Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто? » Пророк r ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто? » Пророк r ответил: «Твоя мать». Человек снова спросил: «А затем кто? » Он ответил: «Твой отец»[аль-Бухари; Муслим].

Больше всего заслуживает хорошего отношения не друг, не правитель, не работодатель, не кто-то другой. Больше всего заслуживает хорошего отношения мать, а после неё — отец. Посланник Аллаха r трижды упомянул мать и толькопотом —отца, из-за слабости матери и из-за того, что она, доживая до старости, очень нуждается в своих детях.

Таким было милосердие Посланника Аллаха r к родителям. Пусть же люди сравнят это милосердие с тем, что сейчас творится в нашем мире!

Это милосердие и сочувствие проявилось и в ином случае, когда он произнёс слова, которые не могут не произвести впечатления и не вызвать сочувствия, и не смягчить сердце.

Один человек пришёл к Посланнику Аллаха r и сказал: «Поистине, я пришёл к тебе, чтобы присягнуть тебе и поклясться совершить переселение, но когда я уходил, мои родители плакали». Посланник Аллаха r сказал: «Вернись к ним и сделай так, чтобы они улыбнулись после того, как ты заставил их плакать! »[Абу Дауд; ан-Насаи; Ибн Маджа; Ахмад].

Посмотрите, каким было милосердие Посланника Аллаха r…

Человек пришёл к нему, чтобы присягнуть и поклясться совершить переселение. Дело крайне серьёзное и важное! И, несмотря на это, Посланник Аллаха r заботился не просто о довольстве и спокойствии родителей, но и о том, чтобы они радовались и улыбались.

Таким было отношение Посланника Аллаха r к пожилым членам его общины и к сыновнему и дочернему долгу. И если кто-то станет утверждать о том, что в мире есть иной закон, хотя бы отдалённо напоминающий закон Посланника Аллаха r, то я абсолютно убеждён в том, что не найдётся утверждающих о существовании того, кто осуществлял на практике подобные законы так, как делал это Посланник Аллаха r, и претворял милосердие в жизнь так, как претворял он, и заботился о правах людей так, как заботился он. Истину сказал Всевышний Аллах: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r к детям. « Пророк был милосердным и мягким»[26].

Согласно статистикам, около миллиона детей ежегодно оказываются задействованы в проституции и производстве аморальной продукции и прочих подобных действиях. Многих из них принуждают к этому, похищают или постепенно затягивают в свои сети, или они становятся жертвами торговли детьми.

Тут стоит вспомнить производящие достаточно сильное впечатление слова Анаса, который говорил, описывая Посланника Аллаха r: «Я не видел никого более милосердного к членам своей семьи, чем Посланник Аллаха r»[Муслим; Ахмад].

Человек не может сдержать удивления, когда видит проявления милосердия Посланника Аллаха r к детям, и удивление это становится ещё больше, когда он узнаёт о величине той ответственности, бремя которой Посланник Аллаха r нёс. Он правил государством, командовал войсками, вершил судопроизводство, встречался с делегациями, общался со своими сподвижниками и уделял внимание каждой мелочи в жизни мусульман. Он получал Откровение от Господа миров и доносил его до тех, до кого мог донести. И он даже посылал письма правителям соседних государств и другим предводителям, призывая их к исламу.

Человек с таким набором обязанностей и несущий такую ответственность, тем не менее, очень большое внимание уделял детям, несмотря на их простоту и наивность.

Совмещать всё это может только пророк…

Но наше удивление становится ещё больше и достигает апогея, когда мы узнаём, что это милосердие было присуще Посланнику Аллаха r притом, что жил он в обществе, не признававшем за детьми каких-либо прав и считавшем милосердие к детям непростительной слабостью. В этом обществе мужчина порой считал поводом для гордости то, что он не проявляет милосердия к собственным детям!

Однажды, когда Посланник Аллаха r поцеловал аль-Хасана, сына ‘Али, в присутствии аль-Акра‘ ибн Хабиса, аль-Акра‘ сказал: «Поистине, у меня десять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них! » Тогда Посланник Аллаха r посмотрел на него и сказал: «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим! »[аль-Бухари; Муслим].

Аль-Акра‘ думал, что мужественность заключается в жестокосердии, имужчина не должен проявлять милосердия к детям и целовать их. Однако Посланник Аллаха r дал ему исчёрпывающий ответ. Это был не простоответ конкретному человеку в конкретной жизненной ситуации. Посланник Аллаха r ответил правилом, которое утверждено исламом. Ответ Посланника Аллаха r был кратким: «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия к другим! »

Посланник Аллаха r не мог спокойно слушать плач ребёнка и видеть его страдания. Абу Катада передаёт, что Посланник Аллаха r порой совершал молитву, держа на руках свою внучку Умаму, дочь его дочери Зейнаб. Совершая земной поклон, он опускал её, а поднимаясь, вновь брал её на руки [аль-Бухари; Муслим].

Важнейший из актов поклонения в исламе — молитва, и, тем не менее, когда его внучка Умама начинала плакать, Посланник Аллаха r брал её на руки, даже когда совершал молитву.

Более того, милосердие заставляло Посланника Аллаха r совершать молитву таким образом, чтобы было хорошо детям.

Удивительно, но бывало даже, что Посланник Аллаха r подолгу оставался в земном поклоне ради того, чтобы не тревожить ребёнка!

‘Абдуллах ибн Шаддад ибн аль-Хад передаёт от своего отца (да будет доволен Аллах ими обоими): «Однажды Посланник Аллаха r вышел к нам, чтобы совершить с нами то ли закатную, то ли вечернюю молитву, а на руках он держал Хасана или Хусейна. Посланник Аллаха r вышел вперёд и поставил мальчика на землю, а потом произнёс такбир и начал совершать молитву. Один из земных поклонов он совершал так долго, что я поднял голову и увидел, что мальчик забрался на спину Посланника Аллаха r, застывшего в земном поклоне. Я снова опустил голову, а когда Посланник Аллаха r завершил молитву, люди сказали: “ОПосланник Аллаха! Ты совершал один из земных поклонов так долго, что мы даже подумали, что что-то случилось или тебе ниспосылается Откровение! ” Посланник Аллаха r сказал: “Ничего такого не было, просто мой сын забрался на меня, и я не желал тревожить его, пока он не сделает всё, что хотел”»[ан-Насаи; Ахмад; аль-Хаким].

А в иных обстоятельствах он, напротив, делал молитву короче, проявляя милосердие к другим детям.

Анас ибн Малик d передаёт, что Посланник Аллаха r сказал: «Приступая к молитве, я желаю совершать её долго, однако, услышав плач ребёнка, сокращаю её, чтобы не создавать трудности его матери»[аль-Бухари; Муслим].

Таким был Посланник Аллаха r — он старался совершать молитву с мусульманами так, чтобы проявлятьмилосердие к маленьким детям и их матерям.

Изучая жизнеописание Посланника Аллаха r, мы обнаруживаем, что он находил время для игр с детьми. Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими его отцом) рассказывал: «Посланник Аллаха r брал меня и усаживал на своё бедро, а аль-Хасана сажал на второе, а потом обнимал нас и говорил: “О Аллах, поистине, я милостив к ним, будь же и Ты милостив к ним! ”» [аль-Бухари; Ахмад].

Посмотрите на милосердие Посланника Аллаха r: он утешал мальчика, у которого умерла птичка, с которой он играл. Анас ибн Малик d передаёт: «Посланник Аллаха r заходил к нам, а у меня был маленький брат по прозвищу Абу ‘Умайр. У него была птичка, с которой он играл. И она умерла. Однажды Пророк r зашёл к нам и увидел его опечаленным. Ему сказали: “Его птичка умерла”. Тогда Посланник Аллаха r сказал: “О Абу ‘Умайр, что сделал воробушек? ”»[аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r не посмеялся над детскими переживаниями и не счёл их глупыми и несерьёзными, а попытался утешить его и развеселить. А если мы узнаем ещё и о том, что этот ребёнок был младшим братом его слуги, то мы поймём, насколько велики были его милосердие и скромность.

Посланник Аллаха r уделял особое внимание дочерям, поскольку ему было известно о том, что сердца людей в общем больше склоняются к мальчикам. Особенно это заметно в арабских обществах. И Посланник Аллаха r сообщил нам о том, что тех, кто воспитывает дочерей, ждёт великая награда.

Посланник Аллаха r сказал: «Я и тот, кто содержал двух дочерей до самого совершеннолетия, придём в Судный день, как вот эти». Сказав это, он свёл пальцы [Муслим].

Ппроявлением милосердия Посланника Аллаха r к детям было и то, что он не возлагал на них ничего непосильного. Перед битвой при Ухуде к Посланнику Аллаха r пришли подростки, которые хотели присоединиться к войску, но Посланник Аллаха r велел им возвращаться из-за их юного возраста. Среди них был и ‘Абдуллах ибн ‘Умар, Усама ибн Зейд, Усайд ибн Зухайр, Зейд ибн Сабит, Зейд ибн Аркам, ‘Ураба ибн Аус, ‘Амр ибн Хазм, Абу Са‘ид аль-Худри, Са‘д ибн Хабба и другие.

А теперь сравните это с огромным числом детей по всему миру, которые воюют! ООН утверждает, что более 300 тысяч детей в 20 государствах участвуют в военных действиях против своей воли!

Проявления милосердия Посланника Аллаха r к детям не былислучайными. Его милосердие к ним проявлялось не время от времени. Он был милосерден к ним постоянно. Дети всегда встречали его, когда он возвращался из путешествия, и он играл и шутил с ними, как будто у него не было иных тревог и занятий. ‘Абдуллах ибн Джа‘фар ибн Абу Талиб (да будет доволен Аллах ими его отцом) передаёт: «Когда Посланник Аллаха r возвращался из путешествия, ему навстречу выводили детей членов его семьи. И однажды он вернулся из путешествия, и меня подвели к нему первым, и он взял меня и посадил в седло впереди себя. А потом привели одного из сыновей Фатымы, и он посадил его позади себя. Так мы и въехали в Медину втроём на одном верховом животном» [Муслим].

Представьте себе это зрелище: глава государства въезжает в город, и впереди него на верховом животном сидит ребёнок. А позади него — второй. Более того, даже когда Посланник Аллаха r вступил в город после покорения Мекки и дети выбежали встречать его, он посадил нескольких в седло вместе с собой. Ибн ‘Аббас рассказывал: «Когда Посланник Аллаха rвернулся (после покорения Мекки), мальчики из бану ‘Абду-ль-Мутталиб встречали его, и он посадил одного из них в седло перед собой, а второго — позади себя»[аль-Бухари].

Таким было милосердие Посланника Аллаха r к детям.

Если так Посланник Аллаха r относился к детям вообще, то не приходится сомневаться в том, что его отношение к сиротам было особенно милосердным.

Побуждая мусульман заботиться о сиротах, Посланник Аллаха r сказал: «В Раю мы с опекающим сироту буде, как эти», и он сделал знак указательным и средним пальцами, немного отведя их друг от друга[аль-Бухари].

Посланник Аллаха r также говорил: «Для того, кто пускает сироту от родителей мусульман к своей пище и питью, пока он не перестанет нуждаться, Рай станет обязательным»[Ахмад].

Один человек пришёл к Посланнику Аллаха r и пожаловался ему на своё жестокосердие. Посланник Аллаха r сказал: «Ты хочешь, чтобы сердце твоё смягчилось и ты достиг желаемого? Проявляй милосердие к сироте, гладь его по голове, корми его из своей еды, и сердце твоё смягчится, и ты достигнешь желаемого»[ат-Табарани].

Посланник Аллаха r предостерегал от несправедливого отношения к сиротам и от того, чтобы пользоваться их слабостью и присваивать принадлежащее им имущество.

Так, Посланник Аллаха r сказал: «Избегайте семи губительных грехов». Люди спросили: «ОПосланник Аллаха, а что это за грехи? » Он сказал: «Поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву, ростовщичество, присвоение имущества сироты, отступление в день наступленияи обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих о подобном»[аль-Бухари; Муслим].

Более того, он заботился о будущем сироты и практично подходил к этому вопросу, опасаясь того, что если с лежащего без использования имущества сироты ежегодно выплачиватьзакят, то оно со временем уменьшится, или же оно уменьшится в результате инфляции с течением времени. Так, Посланник Аллаха r сказал, демонстрируя милосердие: «Пусть покровитель сироты, у которого есть имущество, ведёт торговлю на его средства и не оставляет его, а иначе закят будет уменьшать его».

Это лишь некоторые проявления милосердия Посланника Аллаха r к детям, и кто желает, может обратиться к сборникам хадисов и другим книгам, ибо привести все сообщения на эту тему очень трудно. Истину сказал Всевышний Аллах: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r к женщинам. «Мухаммад трудился не покладая рук ради освобождения женщины, он показал благой пример другим»[27].

Как минимум треть женщин подвергается на протяжении жизни разным формам домашнего насилия, и в Германии ежегодно это явление затрагивает четыре миллиона женщин и четыре миллиона жён в США.

Да, это так… Но ислам — это совсем другое!

Вне всяких сомнений, женщине присуща слабость в разных её формах, но эта слабость не порицаемая, поскольку одни её проявления никак не зависят от самой женщины, а другие — похвальны и нужны. Если говорить о проявлениях слабости, не зависящих от самой женщины, то это хрупкость её строения, слабость её тела. С этой слабостью женщина не может ничего поделать, и никто не упрекает её за эту слабость. Если же говорить о похвальных проявлениях слабости, то это слабость сердца, эмоциональность, или, иными словами, обострённость чувств. Женщины чувствительные и тихие по своей природе, и это, безусловно, похвальное качество, когда речь идёт о женщинах, и чем ярче это выражено, тем лучше, если, конечно, дело не доходит до чрезмерности.

Посланник Аллаха r учитывал слабость женщин и старался оберегать их от обид и страданий душевных и телесных, и не раз демонстрировал милосердие к ним.

Посланник Аллаха r постоянно наказывал мужчинам хорошо обращаться с женщинами. Он говорил своим сподвижникам: «Обращайтесь с женщинами хорошо! »[аль-Бухари; Муслим].

Посланник Аллаха r повторил это наставление во время прощального хаджа, когда он обращался с проповедью к тысячам верующих. Он понимал важность этого завета, а потому посвятил ему часть своей проповеди, произнесённой им в тот великий день.

Посланник Аллаха r сказал: «Обращайтесь с женщинами хорошо, ибо, поистине, они у вас словно пленницы…»[ат-Тирмизи; Ибн Маджа; Ахмад].

Посланник Аллаха r сравнил женщин с пленницами, потому что право покровительства и попечительства принадлежит мужчине, и развод или сохранение семьи также в его руках, и потому что женщина слаба, а мужчина —напротив, наделён силой. Как следствие, её возможности ограничены. Поэтому Посланник Аллаха r постарался этими словами пробудить в мужчинах сочувствие к женщинам из-за их слабости.

Посланник Аллаха r сказал: «Лучшие из вас — те, кто лучше всех относится к своим жёнам, а я лучше вас всех отношусь к своим жёнам»[ат-Тирмизи; Ибн Маджа].

В кратком и красноречивом высказывании Посланник Аллаха r разъяснил, что женщина не ниже мужчины по своему положению и не менее его достойна уважения, быть женщиной — не недостаток. Посланник Аллаха r сказал: «Женщины — родные сёстры мужчин»[ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ахмад].

Ибн аль-Асир (да помилует его Аллах) сказал о словах: «Женщины — родные сёстры мужчин»: «То есть они не уступают им и подобны им».

Более того, Посланник Аллаха r велел мусульманам избегать ненависти к женщинам, даже если что-то в них самих или в их поведении им не нравится. Он сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой»[Муслим].

Не приходится сомневаться в том, что этот великий смысл он почерпнул из слов Всевышнего Аллаха: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра»(сура 4 «Женщины», аят 19).

Но больше всего притягивает взоры в милосердии Посланника Аллаха rк женщинам претворение этого милосердия в жизнь. Эти слова были не просто успокоением для чувств женщины или красивым, но ни к чему не обязывающим высказыванием. Эти слова претворялись в жизнь каждый день и каждое мгновение в доме самого Посланника Аллаха r и в домах его сподвижников.

И мы бросаем вызов целому миру: приведите хотя бы один случай из жизни Посланника Аллаха r, в котором он обидел женщину или создал трудность для неё, будь то его жёны или жёны других мусульман или даже многобожников.

Достаточно привести некоторые эпизоды из жизни Посланника Аллаха rс участием женщин — даже не комментируя их — чтобы понять, каким было его милосердие к женщинам.

Однажды Абу Бакр (да помилует его Аллах) попросил у Пророка r разрешения войти и услышал, как ‘Аиша говорит повышенным тоном. Войдя, он уже приготовился дать ей пощёчину[28] со словами: «Что это? Я слышу, ты повышаешь голос на Посланника Аллаха r?! » Но Пророк r помешал ему притронуться к ней. Абу Бакр покинул дом Посланника Аллаха rразгневанным. А когда он вышел, Пророк r сказал: «Ну, как я спас тебя от него? » Через несколько дней Абу Бакр снова пришёл к Пророку r и попросил разрешения войти. Он обнаружил, что они уже помирились, и сказал: «Введите меня в мир ваш, как ввели вы меня в вашу войну». Посланник Аллаха r сказал: «Уже сделали, уже сделали»[Абу Дауд; Ахмад].

Милосердие Посланника Аллаха r в описанном случае оказалось даже больше милосердия отца. Отец ‘Аиши, Абу Бакр ас-Сыддик хотел наказать её за неправильное поведение, а милосердный Посланник rпомешал ему сделать это.

Случалось, что одна из жён Посланника Аллаха r совершала неправильный поступок, и это происходило на глазах у других людей и, как следствие, ставило его в трудное положение. Однако он, благодаря своему милосердию, проявлял понимание, прощал ей её слабость и ревность. Он не гневался и не раздражался, а относился к произошедшему с лёгкостью и проявлял снисходительность и великодушие.

Анас ибн Малик d передаёт, что когда Посланник Аллаха r находился у одной из матерей верующих, другая послала ему деревянное блюдо с едой. Та жена, у которой находился Посланник Аллаха r, толкнула руку посланца, и блюдо упало и разбилось. Пророк r соединил две половины блюда и положил на них эту еду, приговаривая: «Ваша мать ревнует… Ешьте». Они поели, а Пророк rзадержал посланца до тех пор, пока она не принесла своё блюдо, которое было в её доме. Она отдала целое блюдо Посланнику Аллаха r, а разбитое он оставил в её доме»[аль-Бухари].

Посланник Аллаха r отнёсся к случившемуся просто — собрал упавшую еду и сказал гостям: «Ешьте». При этом он объяснил действие жены ревностью и не забыл напомнить присутствующим о высоте её положения. Он сказал: «Ваша мать ревнует». То есть мать верующих[29].

Вне всяких сомнений, милосердие Посланника Аллаха r к сиротам было даже больше его милосердия к детям вообще. Точно также его милосердие к вдовам было больше его милосердия к женщинам вообще.

Посланник Аллаха rпревознёс того, кто заботится о вдове, до невиданных высот, сказав: «Пекущийся о вдове и неимущем подобен сражающемуся на пути Аллаха или тому, кто простаивает всю ночь в молитве и постоянно постится днём»[аль-Бухари; Муслим].

Какое достоинство… Какое величие…

Посланник Аллаха r быстрее всех людей исполнял то, чему учил. ‘Абдуллах ибн Абу ‘Ауфа dпередаёт, что Посланник Аллаха r не видел ничего недостойного для себя в том, чтобы идти вместе с вдовой и бедняком и удовлетворять их просьбы[ан-Насаи; ад-Дареми; Ибн Хиббан].

Но это ещё не самое удивительное. Ещё удивительнее милосердие Посланника Аллаха r к женщинам из числа невольниц. Анас ибн Малик d передаёт: «Поистине любая маленькая рабыня жителей Медины могла взять Пророка r за руку и увести его, куда хотела» [аль-Бухари].

Ибн Хаджар сказал в «Фатх аль-Бари»: «Слова “взять за руку” — указание на полное распоряжение, даже если требовалось сделать что-то за пределами Медины, и она обращалась к нему за помощью в этом. Это — дополнительное свидетельство его скромности и отсутствия у него любых проявлений высокомерия».

Возникает вопрос: приходилось ли обитателям земли слышать о главе государства или лидере общины, который ходил куда-то ради того, чтобы удовлетворить просьбы простых женщин, которые были служанками или даже невольницами, которые не могли даже распоряжаться собой?

То, что мы видим, — ясное подтверждение пророческой миссии Посланника Аллаха r, ибо столь высокая нравственность может быть присуща только пророку.

Истину сказал Всевышний Аллах: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r к слугам и невольникам. « Мухаммад обладал многими достоинствами и был очень скромным»[30].

По данным Международной организации труда[31], ежегодно жертвами торговли людьми становятся около 1, 2 миллиона человек. Работорговля считается третьим по прибыльности видом противозаконной торговли после торговли оружием и наркотиками. Она приносит от 7 до 12 миллиардов долларов ежегодно.

В этом пункте мы затронем ещё один вид милосердия Посланника Аллаха r к слабым людям. Это милосердие к слугам и невольникам.

Слова и дела Посланника Аллаха r, которые были свидетельствами этого милосердия, многим обычным людям даже трудно представить и осмыслить, потому что милосердие Посланника Аллаха r достигло такого уровня, какого не знал мир за всю свою историю, и не знает до сих пор, и не узнает в будущем.

Если вы хотите представить себе его истинное величие в том, что связано с милосердием, вернитесь к первой главе этого исследования, в которой рассказывается об обществе, в котором родился и вырос Посланник Аллаха r, и о том, как в те времена весь мир смотрел на слуг и рабов. Также прочтите в конце книги несколько примеров неподобающего отношения к этой категории людей в современном мире и вопиющего нарушения их прав.

Посланник Аллаха r сам разъяснил своё отношение к слугам и невольникам и его слова поистине удивительны!

Он сказал: «Ваши рабы являются вашими братьями, которых Аллах сделал подвластными вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же, что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то помогайте им”»[аль-Бухари].

Это удивительные слова…

Таким было милосердие Посланника Аллаха r!

«Ваши рабы являются вашими братьями…»

Посредством одного-единственного слова Посланник Аллаха r превратил раба в брата, дабы и обращение с ним было соответствующим, касается ли это еды, одежды, общения или чего-то иного.

Поистине, Всевышний Аллах возвысил одних людей над другими, однако это возвышение нельзя рассматривать как почёт для одних и унижение для других. Это испытание для обеих категорий. Человек рождается господином или рабом не по своему выбору, а значит, у господина нет основания для высокомерного отношения к слуге. На самом деле они — братья, и случается, что всё переворачивается с ног на голову и господин оказывается на месте раба, а раб — на месте господина… Человек должен относиться к другим так, как он хочет, чтобы относились к нему.

«Ваши рабы являются вашими братьями…»

Сказав это, он тут же подтвердил сказанное, чтобы люди не подумали, что это просто преувеличение: «Пусть же тот, кто владеет братом своим…» И он сформулировал правила, которыми человек должен руководствоваться в обращении со слугой. Он должен кормить его из того, что ест сам, и одевать из того, что носит сам, и не возлагать на него ничего непосильного, а поручив ему тяжёлую работу, он должен помочь ему.

Пора бы уже всему миру знать это о Пророке r!

Я знаю, что и приведённых примеров достаточно, чтобы мир узнал о милосердии Посланника Аллаха r, однако приведу ещё несколько, чтобы закрепить и подтвердить уже сказанное.

Посланник Аллаха r сказал: «Искуплением для человека, который ударит своего раба или даст ему пощёчину, должно послужить освобождение этого раба»[Муслим; Абу Дауд].

И эти слова Посланника Аллаха r претворялись в жизнь его сподвижниками. Это подтверждает, например, следующий случай. Абу Мас‘уд аль-Ансари сказал: «Я наказывал своего слугу, и вдруг услышал сзади чей-то голос, произнёсший: “Знай, о Абу Мас‘уд! Знай, о Абу Мас‘уд! Аллах имеет больше власти над тобой, чем ты над этим рабом! ” Я обернулся и увидел, что это Пророк r. Тогда я сказал: “ОПосланник Аллаха! Он свободен ради Аллаха! ” Пророк r сказал: “Если бы ты этого не сделал, Огонь охватил бы тебя [или: Огонь коснулся бы тебя]”»[Муслим; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ахмад].

Поступок Абу Мас‘уда свидетельствует о понимании им того, что он совершил преступление, и единственный способ избежать наказания за него — освободить этого раба ради Аллаха, что он и сделал. И Посланник Аллаха r подтвердил, что это был единственный способ избежать наказания за содеянное им.

Подобный случай произошёл и с ‘Абдуллахом ибн ‘Умаром. Он ударил своего слугу, а потом, позвав его, увидел след от удара на его спине и спросил: «Я причинил тебе боль? » Слуга ответил: «Нет». Тогда Ибн ‘Умар сказал: «Ты свободен». А потом он взял немного земли и сказал: «Мне не полагается за его освобождение даже такой награды, ибо, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха r сказал: “Искуплением для человека, который ударит своего раба или даст ему пощёчину, должно послужить освобождение этого раба”»[Муслим].

Таким образом, это наставление имело практический характер, и сподвижники усвоили его и старались осуществлять на практике. Милосердие перетекало из сердца Посланника Аллаха r в сердца его сподвижников, и они соблюдали на земле законы, установленные на небесах, и мы видим приводящие в изумление примеры этого соблюдения.

Известно, что Абу Зарр одевал своего слугу вточно такую же одежду, какую носил сам[аль-Бухари; Муслим].

А ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф сидел среди своих слуг, и его невозможно было отличить от них по внешнему виду. То же самое передаётся и об ‘Усмане ибн ‘Аффане[Абу аль-Фарадж.Сыфат ас-сафва].

Посланник Аллаха r научил своих сподвижников не только проявлять милосердие к слугам и невольникам, но и сказал им, как правильно обращаться к ним.

Посланник Аллаха r сказал: «Пусть никто из вас не говорит: “Мой раб” и “моя рабыня”. Все вы — рабы Аллаха, и все ваши женщины — рабы Аллаха… Так что пусть говорит: “Мой юноша” и “моя девушка”»[аль-Бухари; Муслим].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь