Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Милосердие Посланника Аллаха r к грешникам и ошибающимся



Кто из людей не ошибается?

Природа человека, от которой ему никуда не деться, такова, что он неизбежно будет совершать ошибки грешить. Посланник Аллаха r прямо сказал об этом: «Все потомки Адама [много]грешат. А лучшие изгрешащих —[много] кающиеся»[ат-Тирмизи; Ибн Маджа; Ахмад; аль-Хаким].

Исключением из этого правила являются только пророки (мир и благословения Всевышнего им всем).

Поскольку каждый человек подвержен ошибкам, то должна существовать в мудром Шариате ясная, утверждённая программа для предотвращения человеческих ошибок и грехов.

Поколение сподвижников — лучшее поколение на земле.Это утверждение придумано не нами — это засвидетельствовал Посланник Аллаха r, сказав: «Лучшие из людей — моё поколение, а затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним»[аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи].

Более того, Сам Господь миров засвидетельствовал это в нескольких аятах Своей Книги. Например, Он сказал: «Мухаммад — Посланник Аллаха, и те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признак — следы от земных поклонов на их лицах…»(сура 48 «Победа», аят 29).

Однако это не означает, что сподвижники не были людьми, или что к ним неприменимы нормы, которые применяются ко всем людям, и что они не ошибались.

Да, они действительно ошибались и грешили очень мало. Да, их ошибки — капля в море их благих дел. Однако эти ошибки и проступки в их жизни всё-таки были. И у Посланника Аллаха r была вполне понятная и определённая программа для предотвращения и исправления подобных ошибок. Эту программу можноназвать одним словом, прекрасно и точно передающим самую её суть. Это слово — «милосердие»!

Кого-то может удивить, что для исправления ошибок и предотвращения грехов был выбран путь милосердия, потому что при упоминании о грехах и проступках на ум приходит прежде всего наказание. Но далеко не всегда одно влечёт за собой другое.

Очень часто ошибки исправлялись улыбкой, наставлением, советом и обучением, и дело не доходило до наказания и иных суровых мер. Иногда Посланник Аллаха r вынужден был применить наказание — когда кто-то совершал преступление, за которое Шариатом установлено определённое наказание. Однако и в применении этих наказаний можно увидеть множество проявлений милосердия Посланника Аллаха r к людям. Далее мы приведём соответствующие примеры.

Милосердие Посланника Аллаха r к невежественным людям. «Мухаммад был снисходительным и мудрым правителем»[48].

Около половины государств мира продолжают сегодня страдать от невежества и отсталости, и мы обнаруживаем, что в некоторых государствах, особенно бедных, количество неграмотных людей доходит до 70 % населения.

Само по себе невежество является порицаемым качеством, и в Коране оно обычно упоминается в качестве порицания и упрёка, и Муса (мир ему) просил у Всевышнего Аллаха защиты от этого качества, о чём упоминает Господь величия в Своей Книге, говоря: «Он сказал: “Прошу у Аллаха защиты от того, чтобы мне быть одним из невежд! ”» (сура 2 «Корова», аят 67).

Несмотря на порицаемость самого качества, оно присуще в какой-то степени всем без исключения людям. Они знают одно, но не знают чего-то другого. Даже учёный, имеющий обширные знания в какой-нибудь одной или несколькихобластях, не знает много из того, что относится к каким-то иным областям. В действительности невежественный человек заслуживает порицания только в том случае, если он не прилагает усилий для приобретения знаний и не пытается избавиться от собственного невежества. Порицания достоин и тот, ктоне знает очевидных, всем известных истин, связанных с религией. В этом пункте мы говорим как раз о последней разновидности невежества, потому что невежество вообще присуще всем людям, и каждый человек чего-то не знает, — по крайней мере, на каком-то этапе своей жизни.

Поскольку в годы пророческой миссии Посланника Аллаха r исламбыл на Аравийском полуострове новым явлением, к Пророку r очень часто приходили и приезжали люди, почти ничего не знавшие об исламе. Их было очень много, но Посланник Аллаха r никогда не выходил из себя и не терял самообладания, и в каждом подобном случае проявлял милосердие.

Му‘авия ибн аль-Хакам ас-Сулями d сказал: «Однажды, когда я молился вместе с Посланником Аллаха r, кто-то из присутствовавших чихнул. Я сказал: “Да помилует тебя Аллах! ” После этого люди стали бросать на меня осуждающие взгляды, и я воскликнул: “Да лишится меня моя мать! Что вы так смотрите на меня? ” Тут они принялись хлопать себя руками по бёдрам, и я увидел, что они стараются заставить меня замолчать. Я всё-таки замолчал. А когда Посланник Аллаха r (да станут мои отец и мать выкупом за него) закончил молиться, он обратился ко мне. Я не видел ни до, ни после него такого прекрасного наставника! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал, а только сказал: “Поистине, во время молитвы не годится произносить ничего из того, что обычно говорят люди! Молитва — это только прославление и возвеличивание Аллаха, и чтение Корана! ”» [Муслим; Абу Дауд; ан-Насаи; Ахмад].

В этом эпизоде из жизни Посланника Аллаха r ясно проявилось его милосердие к Му‘авии, который мало знал о молитве. Это милосердие привлекло внимание самого Му‘авии, который даже почувствовал необходимость прокомментировать его, и он сказал: «А когда Посланник Аллаха r (да станут мои отец и мать выкупом за него) закончил молиться, он обратился ко мне. Я не видел ни до, ни после него такого прекрасного наставника! »

Му‘авия ожидал, что Посланник Аллаха r грубо окликнет его и обругает, когда увидел, как молящиеся вокруг него отреагировали на его поведение и как пытались заставить его замолчать. Он сказал: «Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал». То есть он ожидал именно этого. Но Посланник Аллаха r никогда не говорил скверных слов и не совершал жестоких поступков.

В другой день Посланник Аллаха r увидел то, что обычно вызывает гнев у человека, но он и здесь проявил милосердие и воспринял увиденное с достойным восхищения спокойствием и мягкостью, в которой ему не было равных.

Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «Однажды Посланник Аллаха r пришёл к нам в нашу мечеть, а в руке у него была ветвь финиковой пальмы сортаИбн Таб. Он осмотрелся и увидел у стены мечети, которая была кыблей, плевок. Он подошёл к нему и вытер его ветвью, после чего сказал: “Кто из вас желает, чтобы Аллах отвернулся от него? ” И мы устрашились. Он же сказал: “Кто из вас желает, чтобы Аллах отвернулся от него? ” И мы сказали: “Никто из нас не желает этого, оПосланник Аллаха! ” Тогда он сказал: “Поистине, Аллах напротив лица его, так пусть же он не сплёвывает ни перед собой, ни направо, но сплёвывает налево, под левую ногу. Если же он не может сдержаться, пусть сделает своей одеждой вот так” — и он прикрыл рот одеждой, а потом потёр её. Затем он сказал: “Покажите мне душистое масло”. Тогда один юноша поспешил к своей семье и принёс душистое масло на ладони. Посланник Аллаха r взял его, нанёс на пальмовую ветвь и стал окроплять место, на котором был плевок, и помазал им след от плевка. Джабир сказал: “С тех пор вы и ставите в ваших мечетях душистое масло”»[Муслим; Абу Дауд].

Несмотря на то, что для Посланника Аллаха r этот случай был очень неприятным, поскольку поступок оставившего этот плевок не свидетельствует об уважении к мечети, он не выказал раздражения и недовольства и не стал спрашивать, кто это сделал. Вместо этого Посланник Аллаха r научил их, как следует поступать в подобных случаях, причём научил спокойно, без раздражения, и собственноручно устранил плевок и смочил благовониями место, на котором он был.

В завершение этого пункта хотелось бы привести случай, в котором Посланник Аллаха r продемонстрировал такое милосердие, на которое способен только пророк.

Анас ибн Малик d передаёт: «Однажды, когда мы сидели в мечети, с Посланником Аллаха r, пришёл какой-то бедуин и стал мочиться прямо в мечети. Сподвижники сказали ему: “Эй! Эй! ” Посланник Аллаха r сказал: “Не останавливайте его, оставьте его! ” И они оставили его в покое, пока он не закончил мочиться. Потом Посланник Аллаха r позвал его и сказал: “Поистине, эти мечети не предназначены ни для чего из мочи или скверны. Они предназначены для поминания Всевышнего Аллаха, совершения молитвы и чтения Корана”. Или же он сказал нечто подобное. И он велел кому-то из присутствующих принести ведро воды и вылил его на мочу» [аль-Бухари; ат-Тирмизи; ан-Насаи].

Это поистине редкий поступок!

Пожалуй, самый терпеливый человек в подобных обстоятельствах велел бы совершающему подобное в мечети немедленно прекратить. Достаточно того, что он уже сделал в мечети Посланника Аллаха r! Сподвижники так и собирались поступить — заставить мочащегося бедуина немедленно остановиться, несмотря на их всем известную кротость и благовоспитанность. Однако поведение Посланника Аллаха r не сравнится с поведением других людей…

Его милосердие было столь великим, что распространилось и на этого бедуина, который не обладал благим нравом, отличавшим жителей Медины, и которому была присуща чёрствость и грубость, свойственная жителям пустыни. О каком поистине великом милосердии мы сейчас говорим!

Если бы мы стали искать в истории поступки, свидетельствующие о таком же милосердии, смогли бы мы найти их?..

Ответ на этот вопрос позволяет нам увидеть разницу между поведением обычных людей и поведением пророков. Истину сказал Всевышний Аллах: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r к грешникам. «Мухаммад доказал, что обладал великим милосердием»[49].

Французская инквизиция в 1258 году издала указ, согласно которому согрешивший должен был являться в воскресенье в церковь и приносить с собой палку. Он отдавал эту палку священнику, и тот бил его в присутствии молящихся. Это наказание могло продолжаться для грешника несколько лет, причём подобный приговор считался одним из самых лёгких наказаний, которые инквизиция применяла к тем, кто противоречил её мнениям.

Всё это действительно было… Но ислам — это совсем другое!

И если мы можем попробовать охватить все случаи, в которых Посланник Аллаха r проявлял милосердие к невежественным людям, то нам точно не объять все случаи, в которых Посланник Аллаха r проявлял милосердие к грешникам и людям, совершившим какие-либо проступки умышленно.

Разница между невежественными людьми и грешниками заключается в том, что первый совершает неправильный поступок, не зная о том, что его действие неправильно, а второй совершает проступок умышленно, зная, что поступает неправильно. Различия между ними велики…

Грешник совершает дурное деяние сознательно, понимая, что он делает, и зная, что его ждёт наказание за его поступок.

Однако изучая жизнеописание Посланника Аллаха r, мы видим много удивительных, уникальных примеров милосердия к этой категории людей.

Абу Хурайра d передаёт: «Однажды к Пророку r пришёл какой-то человек и воскликнул: “ОПосланник Аллаха, я погиб! ” Пророк r спросил: “Что же погубило тебя? ” Он сказал: “Я спал с женой [днём] в рамадане”. Посланник Аллаха r спросил: “Можешь ли ты освободить раба? ” Он сказал: “Нет”. Пророк r спросил: “А сможешь ли ты поститься два месяца подряд? ” Он сказал: “Нет”. Пророк r спросил: “А сможешь ли ты накормить шестьдесят бедняков? ” Он сказал: “Нет”, — и сел. В это время Пророку r принесли полную фиников корзину из пальмовых листьев. Тогда он спросил: “Где задавший вопрос? ” Он ответил: “Вот я”.Он сказал: “Возьми это и раздай в качестве милостыни”. Этот человек сказал: “Тем, кто беднее меня, оПосланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи беднее моей! ” Тогда Пророк r улыбнулся так, что показались его зубы, а потом сказал: “Накорми ими свою семью”»[аль-Бухари; Муслим].

Этот человек совершил тяжкий грех. Он вступил в половую связь с женой днём в рамадан, зная, что Всевышний Аллах запретил это и что этот грех требуется искупать. Сам он сказал о себе, что погиб, потому что совершил очень скверное деяние. Однако милосердный Посланник r не обнаружил ни гнева, ни раздражения. Он лишь перечислил ему по порядку те действия, которые он должен совершить, чтобыискупить свой грех. А когда этот человек сказал, что у него нет возможности совершить ни одно из этих действий, Посланник Аллаха r и здесь не разгневался на него, а отдал ему корзину фиников, которую принесли ему в качестве милостыни. Посланник Аллаха r сказал: «Возьми это и раздай в качестве милостыни». Этот человек сказал нечто удивительное: «Тем, кто беднее меня, оПосланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет в пределах Медины семьи беднее моей! »

Что же ответил Посланник Аллаха r человеку, который не желал искупать свой грех ни одним из предложенных ему способов?

Что ответил Посланник Аллаха r этому человеку, когда он намекнул Посланнику Аллаха r, что вместо искупления греха хочет взять эту корзину фиников для себя и своей семьи? Посланник Аллаха r улыбнулся так, что стали видны его задние зубы. А потом отдал этому человеку финики со словами: «Накорми ими свою семью! »

Таким был Посланник Аллаха r.

Где же те, кто называет ислам религией строгости и приписывают Посланнику Аллаха r жестокость и насилие?

Мог ли бедняк, в какой бы то ни было точке земного шара, на любом отрезке человеческой истории рассчитывать на подобное отношение к себе со стороны правителя и на такое же милосердие?

Приведём другой удивительный случай. Это история Хатыба ибн Бальта‘а, который раскрыл тайну Посланника Аллаха r. Он отправил письмо жителям Мекки, в котором сообщил им о том, что Посланник Аллаха r собрал войско и собирается идти на Мекку. Сделав это, Хатыб нарушил приказглавнокомандующего и подверг войско мусульман огромной опасности.

‘Али рассказывал: «Посланник Аллаха r отправил меня, аз-Зубайра и аль-Микдада ибн аль-Асвада… После этого мы доставили письмо Посланнику Аллаха r, и оказалось, что в нём написано следующее: “От Хатыба ибн Абу Бальта‘а к курайшитам…” Далее он извещал их о планах Посланника Аллаха r. Ознакомившись с содержанием письма, Посланник Аллаха r воскликнул: “Что же это, о Хатыб?! ” Хатыб сказал: “Не спеши осуждать меня, оПосланник Аллаха! Дело в том, что я жил среди курайшитов, но не был одним из них[50]. У мухаджиров, которые сейчас с тобой, есть в Мекке родственники, и они защитят их семьи и имущество[51]. А у меня среди курайшитов родственников нет, и я захотел сделать для них что-то, чтобы защитить своих близких. Я сделал это не от неверия и не потому, что решил отречься от своей религии! ” Выслушав его, Пророк r сказал: “Он сказал вам правду”, что же касается ‘Умара, то он воскликнул: “ОПосланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру! ” Посланник Аллаха r сказал: “Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всевышний Аллах посмотрел на участников этого сражения и сказал: ‹Делайте, что хотите, Я уже простил вам! ›? ”»[аль-Бухари; Муслим].

Многие на месте Посланника Аллаха r не приняли бы оправдание, приведённое Хатыбом. Более того, даже ‘Умар ибн аль-Хаттаб, известный своим благочестием, проницательностью и справедливостью, не принял его оправдание и считал, что Хатыб заслуживает казни за своё преступление. Как может человек пытаться защитить своих родных, жертвуя безопасностью и благополучием целого войска? И как он может ослушиваться однозначного, прямого приказа Посланника Аллаха r?

И, тем не менее, Посланник Аллаха r проявил к нему своё безграничное милосердие. Он принял его оправдание с удивительной снисходительностью и простил его, не став даже упрекать. Более того, он возвысил Хатыба в глазах остальных, сказав ‘Умару, хотя тот и так знал это: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всевышний Аллах посмотрел на участников этого сражения и сказал: “ Делайте, что хотите, Я уже простил вам! ”? »

Поистине, справедливость — одно, а милосердие — другое…

Справедливость предполагала, что Хатыб должен был подвергнуться наказанию. Но милосердие предполагало более широкий взгляд на его поступок. Она требовала обратить внимание нато, кем был преступник. И какова его история? Совершал ли он что-то подобное раньше? И какими были его прежние поступки? Добрый он человек или злодей? Что послужило поводом для совершения данного поступка?

Милосердие предполагает, что человек не должен поддаваться естественному желанию наказать, а стремиться найти для оступившегося выход из кризисной ситуации, в которой он оказался.

Справедливости отведено высокое положение, но положение милосердия ещё выше.

Различие между этими двумя качествами становится очевидным, когда читаешь слова Всевышнего Аллаха: «Если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобретают, то Он не оставил бы на ее [земли] поверхности ни единого живого существа…»(сура 35 «Творец», аят 45).

Справедливость предполагает, что Всевышний Аллах наказывает Своих рабов за их грехи, ноОн проявляет милосердие к ним, давая им отсрочку и откладывая воздаяние до определённого срока.

Различие между этими двумя качествами также становится очевидным, когда читаешь слова Всевышнего Аллаха: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое»(сура 42 «Совет», аят 30).

Посланник Аллаха r всю свою жизнь следовал этим путём. Он осуществлял на практике этические предписания и веления, содержащиеся в Коране, не допуская ни нерадивости, ни излишеств.

Он был в точности таким, как описала его мать верующих ‘Аиша, когда её спросили о нраве Посланника Аллаха r. Она сказала: «Разве ты не читаешь Коран, слова Всевышнего: “Поистине, твой нрав превосходен”(сура 68 “Письменная трость”, аят 4)? » [Ахмад].

Даже наказания, установленные Шариатом, на самом деле — милосердие к людям, потому что онивнушают людям страх и, как следствие, удерживают их от совершения преступлений. С другой стороны, эти наказания — милость Всевышнего к людям ещё и потому, что они служат искуплением для грехов, совершённых человеком, и, как следствие, облегчают человеку расчёт, который ожидает его в мире вечном. А расчёт этот, несомненно, строже и суровее любого спроса в этом мире.

‘Убада ибн ас-Самит d передаёт, что Посланник Аллаха r, вокруг которого собрались его сподвижники, сказал: «Поклянитесь мне в том, что вы не будете поклоняться никому и ничему, кроме Аллаха, не будете воровать, прелюбодействовать и убивать ваших детей, не будете покрывать ложью то, что между вашими руками и ногами, и не ослушаетесь меня в том, что касается одобряемого исламом. Кто сдержит клятву, того наградит Аллах. Тому, кто преступит её в чём-то и будет наказан в этом мире, это наказание послужит искуплением. А о том, кто преступит её, но кого покроет Аллах, Аллах и будет принимать решение, и может простить его, а может наказать». ‘Убада сказал: «И я принёс ему такую клятву»[аль-Бухари; Муслим].

К тому же, эти наказания установлены Всевышним Аллахом. Это Его веления, обязательные для исполнения, а Всевышний Аллах лучше знает, в чём благо для Его рабов и мира, который Он создал. А Посланник Аллаха r исполнял законы Шариата в точности, без нерадивости и излишеств, применяя их ко всем, а не к определённым группам людей или представителям некоторых племён. Он исполнял общий закон, целью которого было всеобщее спокойствие и безопасность. Так, Посланник Аллаха r разгневался, когда к нему обратились с ходатайством, целью которого было отвести наказание от одной женщины благородного происхождения из племени Махзум, совершившей кражу. Усама ибн Зейд обратился к нему с ходатайством за неё, на что Посланник Аллаха r сказал ему: «Неужели ты ходатайствуешь об отмене одного из наказаний, установленных Всевышним Аллахом?! » А потом он встал и обратился к людям с проповедью, после чего сказал: «Поистине, живших до вас погубило то, что, когда кражу совершал знатный, они не трогали его. Когда же её совершал слабый, они применяли к нему установленное наказание. Клянусь Аллахом, даже если бы украла Фатыма, дочь Мухаммада, то я непременно отрубил бы руку и ей! »[аль-Бухари; Муслим].

Закон один для всех, и под его оболочкой — милосердие, видимое всякому обладателю разума и живого сердца, всякому слышащему и присутствующему.

Ещё одна важная и прекрасная особенность Посланника Аллаха r: он не получал никакого удовольствия от применения наказаний и не испытывал тяги к этому занятию. Напротив, он, по мере своих сил стремился найти выход для совершившего данный проступок.

Посланник Аллаха r сказал: «Избавляйте мусульман от наказания, насколько сможете, и, если есть выход[52], отпускайте, ибо, поистине, правителю лучше отпустить по ошибке, чемнаказать по ошибке»[ат-Тирмизи; аль-Хаким].

Как прекрасны эти слова, и каким милосердием наполнены они!

Поистине, Посланник Аллаха r никогда не следил за людьми, не пытался отслеживать их проступки и порицаемые деяния. Напротив, он ничего не предпринимал, за исключением тех случаев, когда имелись неопровержимые доказательства вины человека.

Посланник Аллаха r сказал: «Прощайте друг другу проступки, которые караются установленным Шариатом наказанием, но, если мне стало известно о таком преступлении, применение наказания становится обязательным»[Абу Дауд; ан-Насаи].

Ас-Суюты прокомментировал этот хадис следующим образом: «Проявляйте снисходительность и не сообщайте мне об этих поступках, потому что, узнав о них, я буду применять установленное Шариатом наказание».

Это подтверждает и поступок Сафвана ибн Умаййи. Он сообщил Посланнику Аллаха r о человеке, совершившем кражу[53], и Посланник Аллаха r велел подвергнуть его установленному наказанию. Тогда Сафван сказал: «ОПосланник Аллаха! Я не желал этого! Пусть мой плащ будет моей милостыней ему! » Но Посланник Аллаха r сказал: «Вот если бы ты сделал это до того, как привёл его ко мне!..»[ан-Насаи; Абу Дауд; Ибн Маджа].

Это ясное обращение к Сафвану и всем остальным членам мусульманской общины и побуждение не создавать условия для применения установленных Шариатом наказаний и не сообщать правителю (судье) о преступлении, кроме крайних случаев.

Это подтверждает и история Ма‘иза[54], потому что человек по имени Хаззаль[55] из числа сподвижников побудил Ма‘иза признаться в совершении преступления — прелюбодеяния, и когда Ма‘из настоял на своём признании, Посланник Аллаха r велел побить его камнями, потому что Ма‘из уже вступал в брак до прелюбодеяния. Однако Посланник Аллаха r не упустил случая дать наставление Хаззалю и, через него, всей мусульманской общине: «Клянусь Аллахом, о Хаззаль, если бы ты прикрыл его одеждой своей, это было бы лучше того, что ты сделал с ним»[Малик; Абу Дауд; Ахмад].

Поскольку мы упомянули о Ма‘изе, было бы хорошо привести его историю, чтобы читатель увидел милосердие Посланника Аллаха r к людям, о которых ему сообщали, что они совершили прелюбодеяние, притом что они уже состояли в браке.

Бурайда ибн аль-Хасыб передаёт: «Ма‘из ибн Малик пришёл к Пророку r и сказал: “ОПосланник Аллаха! Очисти меня! ” Посланник Аллаха r сказал: “Горе тебе! Возвращайся и проси у Аллаха прощения, и приноси Ему покаяние”. Он отошёл, но недалеко, а потом снова подошёл и сказал: “ОПосланник Аллаха! Очисти меня! ” Посланник Аллаха r сказал: “Горе тебе! Возвращайся и проси у Аллаха прощения, и приноси Ему покаяние”. Он отошёл, но недалеко, а потом снова подошёл исказал: “ОПосланник Аллаха! Очисти меня! ” Посланник Аллаха r сказал ему то же самое, а на четвёртый раз спросил его: “От чего же я должен очистить тебя? ” Он ответил: “От прелюбодеяния”. Посланник Аллаха r спросил: “Он сумасшедший? ” Ему сказали, что он не сумасшедший. Он спросил: “Он пил вино? ”Один человек встал и понюхал, но не ощутил запаха вина. Тогда Посланник Аллаха r спросил: “Ты совершил прелюбодеяние? ”Он ответил: “Да”»[Муслим].

Эта история — одно из величайших проявлений милосердия Посланника Аллаха r. Ма‘из пришёл и признался в совершении прелюбодеяния, чтобы его подвергли установленному наказанию. Он хотел очиститься уже в этом мире, чтобы избежать наказания в мире вечном, поскольку установленные Шариатом наказания являются искуплением, как мы уже упоминали. Он пришёл к Посланнику Аллаха r и сказал: «Очисти меня! » И Посланник Аллаха r с первого же мгновения почувствовал, что этот человек совершил какой-то тяжкий проступок. Вне всяких сомнений, это понимание отразилось на его лице и прозвучало в его голосе. Однако вместе с тем Посланник Аллаха r не стал спрашивать Ма‘иза о том, в чём же состояло его преступление, от которого он хотел очиститься, не спрашивал даже из простого любопытства. Посланник Аллаха r хотел покрыть его, дабы он не подвергся наказанию. Это одно из проявлений великого милосердия Посланника Аллаха r. Однако Ма‘из настаивал на своём признании, и в четвёртый раз уже открыто сообщил о своём преступлении. И, тем не менее, даже тогда, Посланник Аллаха r не поспешил подхватить это признание и не стал тут же привлекать его к ответственности и допрашивать, как это делается сегодня во многих странах мира. Он несколько раз велел ему возвращаться, чтобы он ушёл. И это также одно из проявлений милосердия Посланника Аллаха r.Он спросил, не сумасшедший ли он, поскольку сумасшедший не несёт ответственности за свои поступки, и не пил ли он вино, поскольку опьяневший не понимает, что творит, и может признаться в том, чего не совершал, и наказание за употребление вина менее тяжкое, чем наказание за прелюбодеяние, совершённое состоящим (или когда-либо состоявшим) в браке человеком.

Посланник Аллаха r пытался отвести от Ма‘иза установленное наказание. Более того, как следует из некоторых версий этой истории, Посланник Аллаха r после признания Ма‘иза даже повернулся к людям и спросил: «Известно ли вам о каком-нибудь умственном расстройстве у него? » Они ответили: «Нет. Как мы знаем, с его разумом всё в порядке, и он относится к числу праведных из нас, таково наше мнение» [Муслим].

А из другой версии следует, что Посланник Аллаха rпытался найти для него выход даже после признания. Посланник Аллаха rсказал Ма‘изу: «Может быть, ты поцеловал её, или прикасался к ней, или смотрел на неё? » Он ответил: «Нет»[аль-Бухари; Абу Дауд; Ахмад].

Посланник Аллаха r подумал про себя: «Может быть, Ма‘из всё-таки не совершал никакого прелюбодеяния? » Может, он просто неправильно истолковал хадисы Посланника Аллаха r, в которых говорится, например, что запретный взгляд или прикосновение — разновидность прелюбодеяния. Например, Посланник Аллаха r сказал: «Предопределена сыну Адама его доля прелюбодеяния, и он непременно получит её. Прелюбодеяние глаз — взгляд, а прелюбодеяние языка — слова. Душа желает и стремится, а половые органы подтверждают или опровергают»[аль-Бухари; Муслим].

Поэтому Посланник Аллаха r и задавал Ма‘изу эти вопросы, пытаясь отвести от него наказание. Но в конце концов Ма‘из был подвергнут установленному наказанию, как сам того желал.

Поистине, Шариат есть милосердие, а не суровые наказания. Это совершенная система, включающая наказания для удержания от порицаемого и скверного, а также воспитание, то есть приучение к богобоязненности и формирование привычки постоянно помнить об Аллахе. Поэтому и доходило до того, что женатый прелюбодей приходил и сознавался в своём преступлении, дабы подвергнуться наказанию, несмотря на то, что у его поступка не было свидетелей.

Осталось обратить внимание читателя на два момента. Первый из них — проповедь, произнесённая Посланником Аллаха r в Медине вечером того дня, в который был побит камнями Ма‘из.

Посланник Аллаха r как будто прочитал все сомнения, которые могут возникнуть у людей в связи с этим случаем. Бесспорно, он понимал, что в Медине, да и вообще в мире найдутся люди, которые пожалеют Ма‘иза и предложат не применять к нему наказания, поскольку он пришёл сам, раскаиваясь и сожалея о содеянном. Однако откуда нам знать, насколько искренним было раскаяние? Это действие сердца, ведомое лишь Всевышнему Аллаху, и если бы Ма‘иза избавили от наказания под предлогом покаяния, это побудило бы каждого преступника совершать какие угодно преступления, а потом приходить и объявлять, что они, мол, раскаялись.

В своей проповеди Посланник Аллаха r дал людям понять, что нелёгкая участь Ма‘иза, побитого камнями за своё преступление, не должна затмевать в их глазах самого преступления. Ма‘из посягнул на честь женщины, на честь её семьи, на честь её мужа, отца или брата, на честь общества. Что чувствуют родственники женщины, против которой совершается подобное преступление? Большинство их, не задумываясь, потребовали бы побить преступника камнями… К тому же, следствием этого преступления может стать появление на свет незаконнорожденного ребёнка, как это и случилось в истории Ма‘иза, и этот ребёнок будет страдать всю жизнь, хотя он ни в чём не виноват.

Прелюбодеяние оказывает негативное влияние на общество. Когда прелюбодеяние получает распространение в обществе, последствия оказываются трагическими. Посмотрите статистику: сколько детей в немусульманских обществах (да и в некоторых условно мусульманских, но далёких от законов религии) рождается вне брака. Ситуация очень серьёзная и не приемлет небрежного и легкомысленного отношения.

Посланник Аллаха r обратился к людям с речью вечером после этого события, чтобы прокомментировать его и дать людям понять, что применение этого наказания было по сути проявлением милосердия к обществу и к человечеству, а не проявлением жестокости и попыткой опозорить преступника.

Посланник Аллаха r сказал: «Неужели каждый раз, когда мы отправляемся в поход на пути Аллаха, какой-нибудь человек остаётся среди наших семей и издаёт такие же звуки, как козёл во время случки?! Если ко мне приведут человека, совершившего подобное, я обязательно подвергну его примерному наказанию! »[Муслим].

Слова ясные, мудрые… Посланник Аллаха r потребовал от людей, чтобы они управляли своими эмоциями с помощью своего разума, и описал им картину, которую человеческой душе вынести не под силу. Он описал тяжкое испытание, которое может постигнуть любого члена общества, в котором получило распространение прелюбодеяние.

Люди отправляются, чтобы совершать достойное дело, сражаться на пути Аллаха, защищая общие права целого народа, заботясь о целой общине, а потом оказывается, что некоторые люди поступили вероломно, и, воспользовавшись их отсутствием, захватили самое дорогое из того, чем они обладали, запятнав их честь и совершив преступление против их женщин…

Посланник Аллаха r дал понять, что подобное преступление может быть совершено против любого человека, в том числе и против тех, кто пожалел этого преступника, то есть Ма‘иза. Посланник Аллаха r сказал: «Какой-нибудь человек остаётся среди наших семей…»

Наших семей. Наших женщин. То есть дело касается нас…

Посланник Аллаха r также дал понять, что совершающий это преступление, это мерзкое деяние, подобен животному: «И издаёт такие же звуки, как козёл во время случки». Совершая это преступление, человек словно сбрасывает с себя всё человеческое, а потому у вас нет оснований жалеть его.

И, наконец, Посланник Аллаха r сказал со всей строгостью, требующейся в подобных обстоятельствах, что подобные преступления будут караться также и впредь, и никаких послаблений преступникам не будет.

Посланник Аллаха r не имеет права облегчить наказание или отменить его, поскольку речь идёт, во-первых, о праве Всевышнего Аллаха, а во-вторых — о праве общества, и Посланник Аллаха r будет применять наказание ко всем преступникам, и ни для кого не будет исключения.

Это первый важный момент, на который хотелось бы указать в связи с историей Ма‘иза. А второй момент — не менее важный.

Каким было положение в Медине после этого важного события? Как Посланник Аллаха r отреагировал на спор, возникший среди людей в связи с этой историей?

Бурайда d сказал: «В своём отношении к Ма‘изу люди разделились на две группы. Кто-то говорил: “Он погиб, его грех окружил его со всех сторон! ” А кто-то говорил: “Какое покаяние лучше покаяния Ма‘иза? Он пришёл к Пророку, вложил свою руку вего и сказал: ‹Убей меня камнями›! ” В таком состоянии они находились два или три дня, а потом, когда они сидели, пришёл Посланник Аллаха rи поприветствовал присутствующих. Потом он сел и сказал: “Просите прощения для Ма‘иза ибн Малика”. Они сказали: “Да простит Аллах Ма‘изу ибн Малику! ” Посланник Аллаха r сказал: “Он принёс такое покаяние, которое, если разделить его на всю общину, объемлет её всю”» [Муслим].

Аллах Велик! Нет, нам не объять милосердие Посланника Аллаха r… Несмотря на своё отвращение к самому действию и регулярные запреты и предостережения от повторения того, что сделал Ма‘из, Посланник Аллаха r не колебался, прежде чем объявил людям, что Всевышний Аллах простил Ма‘изу его грех.

И он не колебался, когда потребовал от людей, чтоб они попросили прощения для Ма‘иза. И Посланник Аллаха r дал людям понять, что они не имеют права задевать честь Ма‘иза и скверно отзываться о нём, потому что его подвергли установленному наказанию и потому что он продемонстрировал раскаяние в содеянном. Более того, Посланник Аллаха r встал на защиту Ма‘иза, проявляя милосердие и сочувствие.

Посланник Аллаха r услышал, как два человека из числа его сподвижников говорят друг другу: «Посмотри на этого… Аллах покрыл его грех, а он сам пришёл, и его побили камнями, как собаку! » Посланник Аллаха r промолчал. Через некоторое время, когда они проезжали мимо туши дохлого осла, Посланник Аллаха r сказал: «Где такой-то и такой-то? » Они ответили: «Мы здесь, оПосланник Аллаха». Посланник Аллаха r сказал: «Спешьтесь и ешьте эту тушу! » Они воскликнули: «ОПророк Аллаха! Кто же станет это есть? » Посланник Аллаха r сказал: «То, как вы задели честь вашего брата недавно, гораздо хуже, чем поедание этой туши! Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, поистине, он сейчас окунается в райские реки! »[Абу Дауд].

Нет лучшего завершения для этого пункта, чем слова нашего Господа о Посланнике: «Мы послали тебя только как милость для миров»(сура 21 «Пророки», аят 107).

Милосердие Посланника Аллаха r к обидевшим его. «Мухаммад был самым чистым, самым набожным и самым милосердным человеком в истории»[56].

Китайский лидер Мао Цзэдун (1893–1976) в глазах народа был подобием божества. Его слова считали священными, а приказы исполняли беспрекословно. И каким был результат? Мао Цзедун вошёл в число самых жестоких имассовых убийц. Он нёс ответственность за убийство от 30 до 40 миллионов человек. Эти люди были уничтожены за время его правления по обвинению в противоречии его идее и его политике.

Всё это действительно так, но ислам — это совсем другое!

В двух предыдущих пунктах речь шла о милосердии Посланника Аллаха r к невежественным людям и грешникам. А как относился Посланник Аллаха r к тем, кто наносил обиду ему самому?

Человеку свойственно любить себя, и нередко случается, что человек советует другим прощать и быть снисходительными и великодушными, а когда обидят его самого, приходит в исступление, гневается, впадает в ярость…

Так происходит с большинством людей. Однако Посланник Аллаха r — исключение из этого правила.

Мать верующих ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха r никогда не мстил за себя лично, и только если совершалось что-нибудь запрещённое Аллахом, он мстил ради Аллаха» [аль-Бухари; Муслим].

И примеров этого в жизнеописаниях Посланника Аллаха r великое множество.

Посланнику Аллаха r наносили обиды, как мусульмане, так и немусульмане. При этом не приходится сомневаться в том, что немусульман среди них было больше. В этом же пункте речь пойдёт о милосердии Посланника Аллаха r к мусульманам, которые нанесли ему обиду или каким-то образом задели его.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь