Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


IL#14-14 Жизненная философия и реалии: структура конфликта.



Что думает ваша кошечка, когда гадит на ковер в углу за креслом? - Знаю, что нельзя, но: во-первых, никого же нет, во-вторых - темно, и в третьих - я ж закопаю...

Ракурс, с которого виднее всего будет, как это работает, не вполне привычен с обыденной точки зрения. Но я вам это уже предлагала проделать два поста назад, так что, может быть, вы не очень удивитесь. Итак, допустим, что у нас есть сферический в вакууме (или типовой резиновый) персонаж, и нам для остроты сюжета очень надо, чтобы он сам, своими руками и по собственной воле, посадил себя в лужу, вот в буквальном смысле слова в лужу, причем понадежнее, чтоб мокрый был до ушей, и самым позорным способом. При этом, правилами игры авторам запрещено для этого поить его алкоголем до полного изумления, вытаскивать его на улицу больным, с температурой и в бреду, бить его по голове встречными гопниками, наезжать на него внезапными грузовиками, травить его разными опасными для жизни и рассудка веществами, зомбировать сектами, гипнотизировать лохотронщиками и всячески иначе над ним измываться. Должен сам. В здравом уме и твердой памяти. То есть, чтобы мог в деталях описать, что и в каком порядке он проделал, чтобы оказаться сидящим в луже.

Итак, что за действия мы должны назначить герою, и как бы нам сделать так, чтобы он их выполнил? Начинать лучше всего с очень простого шага: поставить героя в ситуацию, в которой последствия его действий будут незначительны, пусть даже действия и не ведут его к той цели, которую он заявляет по сюжету («сесть в лужу» целью быть, конечно же, не может, я-концепция будет сильно против такой цели). Допустим, дать персонажу, то есть герою, обнаружить, что бегать по лужам, разбрызгивая их, или проезжать по ним на велосипеде, создавая красивые водные веера колесами, прикольно и весело. Следующим шагом надо создать ему мышление чувака на крутом джипе, которому можно больше чем прочим равным: например, люди, которые оказываются обрызганными, все равно не успеют возразить, потому что герой быстрее. Дальше, надо подсунуть ему ряд небольших и относительно легко преодолимых препятствий, для того, чтобы он утратил критичность к своим действиям и научился пренебрегать актуальными обстоятельствами. И заодно чтобы он решил, что он достаточно хорошо бегает (ну или ездит) по лужам, чтобы попытаться сделать из этого фишку. И затем надо сунуть ему в голову мысль о том, что именно это действие, как никакое иное (а лучше - _и_ никакое иное), именно теперь может помочь ему достичь интересной ему цели. Допустим, привлечь внимание интересного партнера. То есть, немного повысить уровень значимости действия по сравнению с фоновым и параллельно слегка его затруднить, допустим, положить на дно лужи фантик, или кусочек полиэтилена, или банановую шкурку – так, чтобы герой препятствие видел… Итак, барабанная дробь и фанфары, кульминация сюжета, в кадре герой и его романтический стимул. Раз – и герой побежал по луже, как делал это уже много раз, и два – герой поскользнулся ТОЧНО НА НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПОМЕХЕ и сидит в луже. Все, готово. Сам себя посадил? Сам. Добровольно? А как же! Никто ему в этом не помогал, точно? Нет, точно никто не помогал.

Если теперь спросить героя каким-нибудь резонером, зачем он это сделал, знаете, что он может ответить и, скорее всего, ответит? Что он всегда так делал, и был уверен, что проскочит. Что ему было очень надо, чтобы получилось. Что если бы не фантик/полиэтилен/банановая шкурка - все бы было нормально.

Если рядом с резонером поставить Капитана Очевидность и им спросить героя, знал ли он, что лужа состоит из воды, и известно ли ему, что вода имеет хорошие смачивающие способности, а также отличается от почвы и асфальта по таким характеристикам, как коэффициент трения и плотность - что скажет герой? Правильно! Я НЕ ДУМАЛ, ЧТО ЭТО ВАЖНО, скажет он нам. Если тем же самым Капитаном Очевидность спросить, не было ли у героя случайно каких-нибудь более других способов достичь своей цели, то ответ будет еще более смешным. Герой-то, вы не поверите, своей цели достиг. Внимание на себя он обратил, кроме шуток, и его теперь не скоро забудут. Но ему с этого никакой пользы нет, потому что он поставил проходную задачу как конечную цель. И теперь полученным результатом воспользоваться не может. Потому что это внимание ему теперь будет перепадать только в сочетании с обратной связью на тот его поступок, которым он внимание и привлек - а в таком виде оно ему малопригодно. Его романтическая мечта теперь видит в нем только источник лулзов, а это вовсе не тот позитив, ради которого стоило мочить штаны и расшибать ягодицы.

Значимость проходной (привлечь внимание) задачи до уровня значимости конечной цели он задрал тоже сам, в силу слегка повышенной, по сравнению с фоновой, значимостью результата пробега по луже. Видите, где оказались акценты? Рассмотрели, как красиво они съехали прямо на бегу? Знаете, что их туда сдвинуло? ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕРОЯ.

Откуда же он ее взял? Как она у него завелась? А вы ткните справа от текста в облаке меток меточку «хэллоуинский лунапарк» и освежите в памяти, кто читал, посты про американские русские горки. Припомнили фокус с подвешиванием конфеты над уклоном горки? А вспомнили, что нужно для того, чтобы посетитель зашел именно на этот аттракцион? Теперь понимаете, в чем назначение Жизненной Философии?

Это вам не стратегия какая-нибудь, пропитанная прозой жизни и воняющая ею за версту, которая описывает способы поведения в грубых материальных обстоятельствах, позволяющие достичь совершенно прозаических результатов. Это вам жизненная философия! Она, наоборот, позволяет подняться над прозой и прекратить принимать ее в расчет. Какие ограничения? Примени примат воли над материей! Ты же человек, это звучит гордо! Какая конкретика? Есть принципы! Следуй им, пусть лучше мир прогнется под нас! Пока ты смотришь в небо, земная грязь не липнет к тебе! Не обращай внимания на мелочи, думай крупно!

На этом месте мне надоело и лень сыпать в пост и так всем известную словесную шелуху, простите, давайте дальше сами, ладно? Кстати, кому интересно, можете попробовать самостоятельно развлечься у себя в журналах предложенным опытом. Посадить героя в лужу его собственными руками. Облить его кофе в публичном месте. Устроить ей (или ему) развод с любимым человеком, а можно - измену любимому человеку с неизвестным и безразличным субъектом сомнительных эстетических и личностных качеств, или брак с нежелательным партнером при наличии в доступе взаимно любящего партнера, и все по собственному выбору героя. Уволить его с работы без «помощи» злонамеренных людей и враждебных (в смысле – серьезно так враждебных, не уровня банановой кожуры) обстоятельств, чтобы он все для этого сделал сам. Поссорить с любимыми детьми или с близкими друзьями навсегда, несмотря на все их усилия по сохранению отношений с героем. В общем, задаете как цель заметный такой жизненный факап совершенно определенной конфигурации, пишете список и по этому списку героя проводите. Причем так, чтобы он сам бежал к финалу, набирая скорость. Для лучшего понимания явления - очень хороший опыт, кому не лень. Кстати, давайте уже к явлению вернемся.

Назначение жизненной философии – помочь индивиду пренебречь нежелательной для него обратной связью там, где вероятность хотя бы получения возможности удовлетворения уже перенапряженной потребности и на входе была весьма невелика, а с каждым движением становится все меньше и меньше. И в условиях, в которых единственный способ связи с потребностью – это работа на увеличение возможности ее удовлетворить, то есть действия вокруг потребности, на поверку весьма опосредованно связанные с ней собственно, жизненная философия является годной и адекватной заменой стратегии удовлетворения потребности. Нет, сама потребность при этом не удовлетворяется. Нет, вероятность удовлетворения потребности от такого рода действий не увеличивается. Но остается возможность продолжать быть активным, это раз; и два – есть способ канализации напряжения, генерируемого неутоленной потребностью. И неважно, что эта активность на деле работает на разращивание дистанции между индивидом и его потребностью, остановиться-то будет еще хуже…


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь