Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОСЛЕЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ



 

В IV в. до н. э. территория Средней Азии вошла в состав империи Александра Македонского.

После его смерти в 323 г. до н. э. в державе началась длительная борьба за власть, которая привела к образова­нию ряда самостоятельных государств. Средняя Азия вошла в 312 г. до н. э. в состав государства Селевкидов. Около 256 г. до н. э. бактрийский сатрап Диодот, опираясь на сильное войско, провозгласил независимость Бактрии. Так было основано Греко-Бактрийское государство, которое в даль­нейшем распространило свою власть на ряд соседних облас­тей, в том числе Согд, Маргиану и Северо-Западную Индию.

На территории Бактрии и Согда в этот период, наряду с развитием рабовладельческих отношений, по-прежнему со­хранялась преобладающая роль сельской общины, состояв­шей из свободных земледельцев.

В различных областях Греко-Бактрийского царства про­исходит быстрый рост городов. Этому способствует внутрен­нее развитие земледельческого оазиса, а также тесный и ре­гулярный обмен между двумя типами хозяйства – земле­дельческим и скотоводческим. О развитии городов ярко сви­детельствуют раскопки Беграма, Емшикалы в Северном Аф­ганистане, остатки городских поселений на территории Тад­жикистана и Южного Узбекистана – Кейкабад-Шах, Калаимир, Кухнакала и др. Поселения в плане прямоугольные, окружены массивными стенами и башнями со множеством бойниц. Внутри городов имелись дворцы местной и грече­ской аристократии, выделявшиеся своей величиной и искус­ной архитектурой. Внутри города располагались ремеслен­ные кварталы. В Греко-Бактрийском царстве ремесло и тор-


говля играли большую роль, все поселения городского типа находились на торговых путях. Греко-Бактрийское царство, просуществовавшее более ста лет, было в экономическом и культурном отношении одним из высокоразвитых государств того времени.

Очень своеобразно греко-бактрийское искусство. Несмот­ря на то, что в нем заметны элементы греческой культуры, в своей основе оно является местным. До нас дошло много золотых и серебряных сосудов, монет и различных изделий ювелирного производства. Они в какой-то мере отображают сложную картину религиозных верований населения Греко-Бактрии – зороастрийских культов и следов появления буд­дизма, проникшего в Среднюю Азию через Афганистан.

Примерно в 140 г. до н. э. население земледельческих областей Бактрии и Согда объединилось с кочевыми племе­нами да-юэджи и окончательно низвергло греко-македонское владычество в Средней Азии. Под названием да-юэджи мож­но с большой определенностью признать тохаров. Они осели преимущественно в Бактрии и составили основу нового го­сударственного образования – царства Кушан.

В I в. н. э. Кушанское государство значительно расшири­лось. Оно вышло за пределы Бактрии и стало охватывать многочисленные области и народы. Помимо значительной части Средней Азии, в него входили современный Афгани­стан и часть Индии. Наибольшего могущества это государ­ство достигло при царе Канишке (78–123 гг.).

Несмотря на скудость документальных источников, мож­но предположить, что кушанский период характеризуется дальнейшим развитием рабовладельческих отношений и од­новременно усилением зависимости свободных общинников. В различных областях власть находилась в руках сильно окрепшей местной аристократии, которая лишь формально была подчинена верховной власти тохаров.

Высокого уровня достигла городская жизнь Бактрии и Согда. Города кушанского времени были административны­ми и политическими центрами отдельных районов и об­ластей.

В III в. Кушанское государство под влиянием внутрен­них факторов и политического усиления Ирана заметно ослабевает. На его территории образуется ряд самостоятель­ных государств: одно – на территории Бактрии и областей, расположенных южнее Гиссарского хребта, другое – в Аф­ганистане, третье – в Северной Индии.


В первой пол. IV в. усугубился кризис рабовладельческо­го строя, приведший среднеазиатские государства к даль­нейшему ослаблению. Это послужило толчком для активиза­ции наступательных действий кочевников, которые захва­тывали среднеазиатские земли, создавали весьма непрочные объединения на обширных территориях и очень часто угро­жали сасанидскому Ирану. Такова общая историческая картина развития оседлых народностей Средней Азии в ра­бовладельческий период.

Совершенно иную картину мы видим в отношении коче­вых племен. В этом плане интересны сообщения Геродота о том, что XII податной округ, подчиненный Дарию, вклю­чал земли, расположенные от бактрийцев до эглов (1, 111.94). Последних исследователи отождествляют с авгалами, кото­рые обитали, согласно Птолемею, в Согдиане, между Яксар-том и Согдийскими горами (2, IV.12). Это положение было принято лишь на основе некоторой фонетической близости обоих племенных названий. Следовательно, XII округ про­стирался чрезвычайно далеко на север и северо-восток от Бактрии. Но, согласно Геродоту, Согдиана составляла часть другого округа, т. е. XVI (3, с. 279), следовательно, эглы и авгалы – это разные племена, которые обитали на разных территориях. О местах обитания первых мы не имеем точных данных, но из сообщений Геродота следует, что эти племена нужно искать где-то в непосредственной близости от Бакт­рии. Логика подсказывает, что они не могли обитать в север­ном направлении, так как за Амударьей простиралась тер­ритория XVI округа, в который входили парфяне, хорасмии и согды (3, с. 279). Северное направление исключается также ввиду того, что там проживали ареи, составляющие часть другого округа. В южном направлении располагалась Север­ная Индия, хорошо известная по письменным источникам. Остается восточное направление, и, вероятнее всего, это пле­мя обитало восточнее Бактрии, где-то в пределах Бадахшана.

Сведения Геродота о податных округах ахеменидской державы относятся ко времени правления Дария I, но, по всей видимости, отражают положение, сложившееся в основ­ном при его предшественнике – Кире.

Ктесий сообщает, что после подчинения Бактрии Кир вел войну с саками и взял в плен царя их Аморга. Жена послед­него собрала большое войско и нанесла Киру поражение, за-


хватила много пленных, которые были обменены на царя: Аморга. Между саками и персами был заключен союзный договор (4, с. 74; 5, с. 113). Так как война с саками проис­ходила после захвата и подчинения Бактрии, вероятно, саки обитали где-то восточнее.

Разные версии похода Кира на массагетов дают Беросс и Ктесий. Первый сообщает, что Кир погиб в битве с дайями (дахи), скифским племенем в Средней Азии (6, с. 53). По Ктесию, в последней битве Кир сражался с дербиками, на стороне которых выступили индийцы, использовавшие бое­вых слонов. В этой битве один индиец ранил Кира копьем в печень, и от этой раны он на третий день умер. Услыхав об этом, царь скифов Аморг вместе с 20000 всадников из сакского племени поспешил на помощь Киру (6, с. 53).

И. В. Пьянков относительно термина «саки» писал, что слово «саки» употреблялось в древности в двух значениях: узком и широком. «Саки» в первом значении – это племена, обитавшие на территории от Семиречья на севере до Гиндукуша на юге. Одним из таких племен были амюргеи, зани­мавшие восток Средней Азии, в том числе, по мнению мно­гих ученых, и Памир (7, с. 122).

В Бехистунской надписи среди народов Средней Азии, отложившихся от Персии в 522–521 гг., упомянуты саки без конкретного обозначения их племенного названия. В V столбце той же надписи упоминаются «саки, которые но­сят остроконечную шапку». В другой надписи из Персеполя на 24-м месте помещены саки тоже без конкретного обозна­чения, но среди среднеазиатских сатрапий. Надписи из Суз на 15-м и 16-м местах упоминают саков-хаомаварга и саков с остроконечными шапками. В надписях из Накш-и-Рустама на 14-м и 15-м местах упомянуты оба племени, но на 25-м месте появляется новое племя сакапарадрайя (заморские) (6, с. 102). Следовательно, первые племенные объединения проживали на территории Средней Азии.

Как установили А. Н. Бернштам и Б. А. Литвинский, во-сточнопамирские кочевые племена соответствуют сакам-хаомаварга (8, с. 303–326). Что касается саков с остроко­нечными шапками, то археологические находки из памят­ников Центрального Таджикистана позволяют относить их к северным областям Греко-Бактрийского царства. Так, в Чим-Кургане найдено несколько терракот, изображающих мужчин в остроконечных шапках (9, с. 573 сл.; 10, с. 471 сл.; 11, с. 232 сл.; 12, с. 197 сл.).


В Бехистунской надписи (V столбец) рассказывается о походе Дария против саков-тиграхауда в 519 г. до н. э. В надписи говорится: «Говорит Дарий царь: затем я с войском отправился против страны саков. Затем саки, которые носят остроконечную шапку, выступили, чтобы дать битву. Когда я прибыл к реке, по ту сторону ее со всем войском я пе­решел».

Различные исследователи по-разному локализовали пле­мя саков, «которые носят остроконечную шапку», но из всех доводов Ж. Опперта, Э. Херцфельда, Ю. Юнге, Дж. М. Балсера, Дж. Камерона и др. общим является то, что саки с остроконечными шапками в ахеменидских надписях всегда упоминаются вместе с племенами Средней Азии. М. А. Дан-дамаев, проанализировав надписи ахеменидских царей, при­ходит к выводу о том, что во всех надписях хаомваргские и острошапочные саки локализируются в соседстве со сред­неазиатскими сатрапами.

Далее Ктесий сообщает, что персы не смогли подчинить саков-амюргейцев, но они выступали в их войсках не как подчиненные, а как союзники. По всей видимости, именно эта группа саков вошла в состав XV податного округа при Дарии I. Очевидно, ему удалось укрепить свою власть над ними и превратить их из союзников в подданных. Однако это положение длилось недолго: во всяком случае, при Да­рий III саки именуются в источниках как союзники персов (4, с. 75).

Ко времени похода Александра Македонского Ахеменид-ская держава уже не простиралась на восток далее Бактрии. «Бактрия была столь могущественной, что могла претендо­вать на главенствующее положение в Ахеменидской держа­ве в целом; союз их с бактрийской знатью обеспечивал устойчивость Ахеменидам на востоке, развязывал им руки для активных действий на западе» (13, с. 211). Следователь­но, из былого могущества персидской державы ко времени завоеваний Александра Македонского почти ничего не оста­валось. Бактрия и Согдиана были теми областями, которые стали пределом завоевания Александра на Востоке. Источ­ники сообщают, что Александр совершил нашествие на зем­ли саков, разорил и увел много пленных и скота.

В истории Памира греко-бактрийского периода восточ­ным областям отводится особая роль. Из сведений, сообщае­мых Страбоном, известно, что в Греко-Бактрию входила Сог-


диана (14, XI; II, 2). Однако не ясно, следует ли включать туда Южную Фергану. Мнение, что вся Фергана была под­властна греко-бактрийским царям, которое отстаивал В. Тарн (15, р. 89), не может считаться обоснованным (16, с. 455 сл.).

Страбон указывает также, что греко-бактрийцы завоевали территорию вплоть до серов и фаунов (14, XI; II, 1). Назва­ние их встречается в иных вариантах у Плиния, Дионисия Периегета и комментатора последнего – Евстрафия. Плиний (17, VI, 55) упоминает фаунов и тохар в числе племен, оби­тающих где-то на Востоке, вблизи от берегов океана; в пе­речне они стоят после аттокоров (4, с. 76).

Дионисий, описывая Среднюю Азию, говорит, что за Согдианой по Яксарту обитают саки, тохары, фруны и варвар­ские серские народы (4, с. 76), что, конечно, не является сви­детельством того, что все эти племена обитали именно на Яксарте; здесь лишь дается последовательность их распро­странения с запада на восток.

Ефстрафий дает следующее пояснение к этому разделу произведения Дионисия: фауны – скифский народ, назва­ние которого пишут фруны (4, с. 76).

Из приведенных данных видно, что фауны, или фруны, по представлениям античных географов, были народом, оби­тавшим где-то на востоке, вблизи от серов, под которыми подразумеваются не китайцы, а жители Восточного Турке­стана. Последовательность перечисления позволяет также считать, что территория фаунов, или фрунов, находилась во­сточнее Согдианы, у северной окраины Восточного Туркеста­на или даже в пределах последнего.

Исследователи предполагают, что процесс распростране­ния иранских племен в Средней Азии в конце II или в нача­ле I тыс. до н. э. происходил следующим образом: большой массив «праскифов» расселился в Восточном Туркестане, заняв преимущественно его западные и южные оазисы. Они вклинились также и в северные районы, которые были ос­новной территорией тохаров. Именно тогда предки будущих носителей хотано-сакского языка отделились от остальных «праскифов» (18, с. 105).

В результате этого процесса значительная часть Восточ­ного Туркестана была занята индоевропейскими тохаро-язычными племенами.

Есть основания считать, что территория, подвластная Греко-Бактрии, в определенный период распространилась до


границ Восточного Туркестана. Существует мнение, что греко-бактрийским царям даже была подчинена часть по­следнего, однако из фактов, приводимых в пользу этого, можно лишь вывести заключение о развитых торговых и культурных связях между этими территориями (4, с. 77; 16, с 456).

Вероятно, греко-бактрийские цари контролировали юж­ную часть Памира. Чжань-Цянь сообщал о попытках Дахя установить связь с Китаем. Очевидно, греко-бактрийские ца­ри предпринимали шаги в этом направлении после того, как упрочили свой контроль над путями, связывающими Бактрию и Восточный Туркестан. Не исключено, что Чжань-Цянь возвратился из Бактрии по пути, проходившему через Вахан (4, с. 77).

Как долго сохраняло Греко-Бактрийское царство этот контроль, нам не известно, но ввиду несомненного ослабле­ния его уже в середине II в. до н. э. можно предполагать, что этот контроль перестал быть действенным еще до втор­жения кочевников, положившего конец существованию это­го государства (16, с. 455).

Политические события, происходившие в северной части Средней Азии, повлекшие за собой в конечном результате гибель Греко-Бактрийского царства, не могли не отразиться на политической судьбе Памира, причем еще до того, как Среднеазиатское Междуречье подвергалось вторжению из-за Сырдарьи. Как известно, начало этих передвижений связано с событиями, происшедшими далеко за пределами Средней Азии, около границ Китая, – столкновением между хунну и юэджами, которое вынудило последних уйти на запад. Эти события произошли, вероятно, до 160 г. до н. э. (19, с. 78). О последствиях имеются краткие указания в китайских хро­никах, в частности в Цяньханыну. В описании усуней сооб­щается, что занимаемая ими территория ранее принадлежа­ла сэ (сакам); юэджи разбили царя сэ (сэ-ван), который по­сле этого ушел на юг за висячий переход; затем юэджи передвинулись на запад и покорили Дахя, усуни же заняли оставленную ими территорию (19, с. 190 сл.).

В Цяньханьшу сказано: «Когда хунны разбили Большо­го Юэджи, то Большой Юэджи занял на западе государство Дахя, а сэйский владетель занял на юге Гибинь» (20, с. 188). Описание Гибини дает дополнительные сведения об этих со­бытиях, но в более обобщенном виде: после того, как хунну


разбили юэджей, последние овладели Дахя, а царь сэ (сэ-ван) овладел на юге Гибинью; племена сэ рассеялись и образо­вали несколько владений в разных местах: Хюсюнь и Гюаньду на северо-западе от Сулэ (Кашгара) владели потомки сэ (19, с. 179). Данные Цяньханьшу позволяют считать, что вторгшиеся с востока юэджи столкнулись где-то на терри­тории Северного Принаньшанья («бывшие земли сэ») с пле­менным союзом восточных «амюргейских» саков; резуль­татом этого столкновения было поражение саков и распад их союза. Часть племен оставалась, как это явствует из тек­ста, на своей территории, а часть покинула ее. Цяньханьшу указывает, что царь сэ, т. е. глава сакского племенного со­юза, ушел за «висячий переход»; из этого видно, что пере­движения племен, вызванные появлением юэджей, во всяком случае, частично, произошли в пределах Памира и припа-мирских областей.

О том, каков был реальный путь ушедших в Северную Индию саков, имеются лишь некоторые предположения (20, с. 188). По «висячему переходу», описанному китайскими хрониками, вряд ли могли пройти большие массы кочевни­ков. Наши исследования, основанные на новых археологиче­ских данных, опровергают это.

А. Н. Бернштамом было выдвинуто предположение о ро­ли Ваханских крепостей в деле защиты Западного Памира от нашествия кочевников востока. Найденные нами новые могильники сакского типа на территории Западного Пами­ра показывают, что кочевники, проникшие на территорию древнего Вахана, продолжали традиционные погребальные обряды (21, с. 15). По всей вероятности, это были большие группы, о чем свидетельствует количество могильников.

Описанные выше события относятся примерно ко вто­рой четв. II в. до н. э.: они имели место после того, как хунну заставили юэджей начать свое движение на запад, но до того, как последние вторглись в Среднеазиатское Между­речье, т. е. в пределах между 160 и 140 гг.

Падение Греко-Бактрийского царства под ударами кочев­ников, среди которых ведущее место занимали юэджи, оста­вило след и на интересующей нас территории (22).

Данные Цяньханыпу и археологические материалы сви­детельствуют о том, что уже в I в. до н. э. в пределах Запад­ного, Южного и Восточного Припамирья существовало не­сколько владений с оседлым земледельческим населением.


Археологические данные свидетельствуют о наличии на Восточном Памире в этот период и кочевников, родственных сакам (8, с. 316). Где проходила и была ли граница между группами, точно не установлено.

Западное Припамирье и Вахан, как это явствует из дан­ных Цяньханыпу, были подчинены юэджам. Что касается кочевников Восточного Памира, то они, по-видимому, были совершенно независимы и не подчинялись ни одному из крупных государственных объединений Востока и Запада.

Юэджи, занявшие территорию Бактрии, постепенно про­стерли свою власть на Восток, в глубь Памира. В Цяньхань-шу, среди подвластных юэджам пяти хихзу, упоминаются «Хюми» (древнее звучание). Это сообщение относится, бес­спорно, ко времени до рубежа н. э. (19, с. 184). А. Кунингам более ста лет назад идентифицировал Хюми с Ваханом (23, р. 60). Такой же точки зрения придерживался Н. Маркварт (24, с. 22). Что из себя представляют Хюми того времени, сказать с полной уверенностью трудно. Во всяком случае, туда, по-видимому, включалось и оседлое население, и зна­чительные группы кочевого или полукочевого сакского на­селения.

В эпоху Кушанского государства Хюми – Вахан играл активную роль в событиях, происходивших на территории Восточного Туркестана, что свидетельствует о том, что вла­дения Кушанской династии простирались до границ Восточ­ного Туркестана.

Завоевание Северной Индии юэджами, по всей вероятно­сти, повлекло за собой подчинение им владения Наньду, т. е. части Южного Припамирья. Об экспансии Кушан в этом направлении в I в. н. э. свидетельствуют также надписи в Ладаке с упоминанием имени Кадфиза II, монеты Кушан­ской империи, найденные на Памире, и уникальный мате­риал I–III вв. из могильников древнего Вахана.

Можно предполагать, что причиной, побудившей Кушан первоначально поддерживать активную политику Китая в Восточном Туркестане, была какая-то договоренность о раз­деле влияния. Однако в конце I в. н. э. взаимоотношения между Кушанами и Китаем приобретали совсем иной харак­тер, по-видимому, благодаря энергичной деятельности Бань-Чао. В 88 г. он овладел Яркендом, и единственным крупным владением, враждебным Китаю, оставался Кучар.

Силы Кушан были значительно больше тех, которыми располагал Бань-Чао, вследствие чего его войско охватил


страх перед приближавшимся противником. Однако Бань-Чао сумел найти выход из создавшегося затруднительного положения, использовав ограниченность продовольственных ресурсов Восточного Припамирья. По его приказу продо­вольствие было собрано в безопасное место, и пришедшая через Цунлун (Памир) кушанская армия очутилась под угро­зой голода. Се пробовал разбить китайцев, но успеха не имел. Очевидно, Бань-Чао сумел хорошо укрепиться в Яркенде. По расчетам Бань-Чао, продовольствие в кушанской армии должно было быстро иссякнуть, и единственным источником пополнения его для Се мог быть Кучар. Поэтому он устроил на пути, ведущем туда, засаду, в которую попали кушанские всадники. Гибель отряда, показавшая невозможность обеспечить войска продовольствием, заставила Се вступить в переговоры с Бань-Чао и затем удалиться из Восточного Туркестана. После этой неудачи, как сообщается в Хоухань-шу, юэджи были сильно напуганы и каждый год присылали ко двору дань (4, с. 79). Сообщение не подкрепляется дру­гими данными, но позволяет предполагать, что события 90 г. н. э. повлекли за собой прекращение связей между Кушанским государством и Китаем.

Неудачный поход Се, вероятно, следует рассматривать, как попытку Кушан распространить свою власть на терри­торию, расположенную за Восточным Памиром. В следую­щем году (91 г. н. э.) Бань-Чао овладел Кучаром, что знаме­новало собой фактически завершение подчинения всего Во­сточного Туркестана. В Хоуханьшу приводится текст импе­раторского указа, изданного в 95 г. н. э. по этому поводу, где говорится, что после умиротворения Юйтяне (Хотана) и владений, лежавших западнее его, Бань-Чао перешел че­рез Пунлин и дошел до «висячего перехода» (4, с. 79). Это как будто свидетельствует о том, что после неудачного втор­жения кушанского войска в 90 г. н. э. Бань-Чао, в свою оче­редь, предпринял поход против Кушан и проник в Южное Припамирье. Но поскольку об этом походе ничего не гово­рится ни в разделе о «Западном крае», ни в основном тексте биографии Бань-Чао, он, очевидно, был безрезультатным. Возможно также, что в данном случае имеется в виду лишь преследование отступающих кушанских войск до Южного Припамирья. Во всяком случае, мы не имеем данных, свиде­тельствующих о том, что власть Китая в конце I в. н. э. рас­пространилась на Памир или какие-либо территории, лежа­щие западнее его.


История Кушанского государства, скорее его централь­ной части, нач. III в. нам хорошо известна (13). О восточных же окраинах сведений чрезвычайно мало, и поэтому мы не имеем возможности установить даже относительно, до како­го времени входила в его состав часть Западного Памира. Описание «центрального» пути из Китая на запад, данное Бейши, содержит указание о зависимости ряда мелких коче­вых владений, локализуемых в Северном Припамирье, от Кашгара (4, с. 81). Это позволяет предполагать, что в нач. IIIв. произошло некоторое сокращение Кушанских владе­ний на северо-востоке. Примерно в этот период Кушаны по­теряли и некоторые другие области на севере и юге. Причи­ны этого следует, очевидно, искать в ослаблении Кушанского государства, однако говорить о потере восточных владений или о полном распаде Кушанского государства, несомненно, нельзя.

В надписях Шапура I на так называемом «Каабе Зороастра» указывается, что кушаншахр простирается до Пешкабура (Пешавар), Каша (Кашгар), Согда и Чачетано (4, с. 90). Наличие границы с Кашгаром позволяет считать, что на восточной границе владений Кушан до середины IIIв. н. э. произошли отмеченные древними хрониками только мелкие изменения.

Для этого периода имеются некоторые сведения о насе­лении Западного Памира. Согласно сообщениям Птолемея, основанным на данных Марина Тирского, Памир и прилега­ющая к нему с севера территория являются страной саков. Вблизи от Яксарта обитали караты и комары; вдоль Аска-таикских гор – массагеты, вдоль Комедских гор – комеды, между последними и массагетами, т. е. в центральной ча­сти страны, обитали скифы, гринеи и тоорны, южнее их бил-ты (2, VI, 13). Население страны саков характеризуется Пто­лемеем как исключительно кочевое, городов в ней не было. Жители обитали в лесах и пещерах. Массагеты, упоминае­мые Птолемеем, очевидно, обитали на южных склонах Фер­ганского хребта. Караты и комары, по-видимому, занимали сравнительно небольшую территорию – восточную окраину в горной части Ферганы. Весь Западный Памир, по данным того же автора, был населен комедами: названные по ним горы простирались от истоков Яксарта, т. е. Алая, до обла­сти ламбатов, лежавшей у истоков Коаса-Купара, т. е. Мастуджа. Но эти данные вряд ли можно считать точными,


поскольку Птолемей ничего не знает о Вахане, где существо­вало владение с оседлым населением. По-видимому, комеды обитали лишь в северной части Западного Памира и глав­ным образом в Северном Припамирье. Поскольку Комед (Цзуймито) в VII в. граничил на юге с Шугнаном, можно предполагать, что и до нашей эры территория, занятая Комедами, не простиралась на юг далее Дарваза и Рушана.

Гринеи и тоорны, по-видимому, занимали Восточный Па­мир. Что касается билтов, то название их не связано с на­именованием Балтистана – области, лежащей, безусловно, вне пределов страны саков, как она определена Птолемеем (2, VII, 1). Их, вероятно, следует локализовать где-то в Юж­ном Припамирье, о котором Птолемей имел очень смутные данные; можно допустить, что под ними подразумевается древнее население Ясина, Канджута и Гильгита. В западной части Южного Припамирья Птолемей указывает область ламбатов, которую следует локализовать в Мастудже и, воз­можно, также в Читрале, но она включается им в Индию.

А. Херрманн высказал мнение, что из всех перечислен­ных у Птолемея племен, несомненно, саками являются толь­ко комары, которых он локализует в Вахане (25), однако сколько-нибудь убедительных доводов в пользу этого им не приведено. Обоснованное сомнение в принадлежности к са­кам может быть высказано лишь в отношении билтов; но и в данном случае нельзя делать категорических выводов, ибо связь их с Балтистаном неясна. Данные Птолемея, конечно, должны восприниматься критически, но, поскольку весь Па­мир включается им в пределы страны саков, можно предпо­лагать, что население его в основном составляли саки и род­ственные им оседлые ираноязычные племена. Это положе­ние находит себе подтверждение и в китайских хрониках, которые относят к сакам племена Гюаньду и Хюсюнь, оби­тавшие на восточной окраине Северного Припамирья.

Таким образом, археология, этнография и письменные источники свидетельствуют о том, что на территории Сред­ней Азии проживали два типа населения, отличающиеся друг от друга основой хозяйства, – оседлые, городские на­родности и кочевые племена. Между этими племенами су­ществовали глубокие экономические, политические связи, которые, несомненно, определяли развитие истории Средней Азии.


ЛИТЕРАТУРА

1. Геродот. История в девяти книгах (пер. и примеч. Г А Стратановского). Л., 1972.

2. Geography of Claudius Ptolemy. New York, 1932.

3. X л о п и н И. Н. Этнография державы Ахеменидов по Геродоту.– Страны и народы Востока. М., 1969, вып. 8.

4. МандельштамА. М. Материалы к историко-географическому обзору Памира и припамирских областей с древнейших времен до X в. н. э. Сталинабад, 1957.

5. П ь я н к о в И. В. Аскатаки-скифы и восточные Кассии.– Памироведение, вып. 1. Душанбе, 1984.

6. ДандамаевМ. А. Политическая история Ахеменидской державы.М., 1985.

7. Пьянков И. В. К вопросу о саках Памира.– Памироведение, вып. 2. Душанбе, 1985.

8. Б ер н ш т а м А. Н. Историко-археологические очерки Центрально­го Тянь-Шаня и Памиро-Алая. М.–Л., 1950.

9. Бабаев А.Д. Находки из Чим-Кургана II. – АО 1978 года. М., 1979.

10. Бабаев А. Д. Раскопки Чим-Кургаиа II.– АО 1980 года. М., 1981.

11. Бабаев А. Д. Коропластика Чим-Кургана И. – СА, 1982, № 3.

12. Бабаев А. Д. Саки, юэджи и Северная Бактрия.– Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980.

13. История таджикского народа, т. I. M., 1963.

14. Страбон. География в 17 кн. (Пер., статья и комм Г А Стратановского). М., 1964.

15. Tarn W. W. Greek in Baktria and India. London, 1951.

16. Бартольд В. В. Греко-Бактрийское государство и его распространение на северо-восток. Соч., т. 2, ч. 2. М., 1964.

17. Pliny. Natural History. London, 1947–1958, Vol. I–IX.

18. Л и т в и н с к и й Б. А. Ареал древнепамирской культуры.– Пами­роведение, вып. 2. Душанбе, 1985.

19. Б и чу р и н Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Сред­ней Азии в древние времена. Т. II. М.–Л., 1950.

20. Л и т в и н с к и й Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». М., 1972.
21. Бабаев А. Д. Крепости и погребальные сооружения древнего Вахана. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Душанбе, 1965.

22. Бабаев А. Д. Крепости древнего Вахана. Душанбе, 1973

23. Stein A. Serindia. Oxford. 1921, V. 1.

24. М а г q u a r t I. Eransachr nach der Geographie des Ps Moses Xorenaci. Berlin, 1901.

25. Herrmann A. Sacae. –PWRE, 2. – Reine, 1920, Bd. I,

 


 

 

Н. Ф. Шевченко


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь