Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Неправильное воспитание и вредные привычки⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Если ребёнок достиг совершеннолетия, но так и не научился жить и продолжает быть обузой для родителей, которые тратят огромные деньги, чтобы он получал дипломы, эта ситуация далека от нормальной. А что потом? Попытки найти работу? Возможно, беспомощный молодой человек её и найдёт, но сможет ли он исполнять свои обязанности должным образом? Ведь работа по меньшей мере не проще учёбы. Ниже приводятся результаты исследования причин неправильного воспитания, которые провёл один из знатоков педагогики. 1. Властный родитель. Это родитель, который навязывает ребёнку своё мнение, решает всё за него и отказывает ему в удовлетворении его потребностей и желаний, даже если в них нет ничего предосудительного. Ребёнок вырастает неуверенным в себе, боязливым, легко попадающим в подчинение к другим и ранимым. Его психика неустойчива. 2. Чрезмерная опека. Ребёнку не дают и шагу ступить без родительской опеки. Родители всё делают за него, в результате чего ребёнок растёт неуверенным в себе и трусливым. Ему не хватает смелости, чтобы нормально «влиться» в реальную жизнь. 3. Пренебрежение. Ребёнка не поощряют и не побуждают к правильному поведению и не наказывают за неправильные поступки. Такому ребёнку не хватает внимания и нередко он начинает искать его на стороне. Он может связаться с дурной компанией и превратиться в агрессора, который будет разрушать всё, что будет попадаться ему на пути. 4. Избалованность. Такое обращение разрушает личность ребёнка и становится причиной трудностей в общении с окружающими. 5. Жестокость. Родители или воспитатели применяют угрозы и жестокие наказания, в том числе и физические. Ребёнок становится агрессивным. Его поведение асоциально. Так он пытается выплеснуть наружу переполняющие его негативные эмоции. Жестокость калечит психику ребёнка. Вспомогательные средства воспитания Семья воспитывает ребёнка прежде школы и общества, и во многих случаях именно родителям ребёнок обязан своим правильным поведением в обществе. За отклонения в поведении ребёнка также чаще всего несут ответственность родители. Что же могут сделать родители для того, чтобы дать ребёнку достойное воспитание и вырастить его настоящим человеком? 1. Благой пример. Его могут подавать родители, друзья или учителя. 2. Наблюдение и присмотр. Дети должны следить за поведением ребёнка. Однако делать это они должны ненавязчиво, как бы издалека, чтобы у ребёнка не возникало ощущение, что за ним шпионят. 3. Предостережение. Родители должны предостерегать ребёнка от грехов разной степени тяжести, а также от зла в разных его формах, и от тех, от кого это зло может исходить, и от методов, которые могут использовать скверные люди, чтобы обмануть других и причинить им вред. 4. Обучение. Родители могут учить ребёнка сурам из Корана, словам поминания Аллаха, произносимым в определённых случаях, и мольбам, с которым следует обращаться к Аллаху. 5. Приучение. Родители должны прививать ребёнку разные достоинства и помогать ему приобретать хорошие привычки. 6. Поощрение и устрашение. Родители должны иногда поощрять ребёнка добрым словом, подарком и так далее. А в некоторых случаях требуется припугнуть его наказанием с целью удержать от некоторых порицаемых и запретных действий. 7. Наставление. Родители должны время от времени давать ребёнку мудрые наставления. Делать это следует деликатно, подбирать нужные слова. Такие наставления оказывают глубокое воздействие на душу ребёнка и в будущем могут удержать его от скверных поступков и ошибок. 8. Чтение. Родители должны приучать ребёнка читать жизнеописания Посланника Аллаха r и наших праведных предшественников, а также разные полезные истории. Если ваш ребёнок не любит читать, не отчаивайтесь. Любовь к чтению может появиться в любом возрасте. Важно только обеспечить ребёнка полезными книгами и журналами, которые пробудили бы в нём интерес к чтению. Если ребёнок уже подрос, вы вполне может предложить ему журнал, который читаете сами. 9. Всевидящий Наблюдатель. Родители должны чаще напоминать ребёнку о том, что Всевышний Аллах видит его везде и всегда и он должен помнить об этом — и совершать благие дела и избегать скверных поступков. 10. Наказание. Если другие способы коррекции поведения ребёнка не дали результатов, родители могут прибегнуть к наказанию. Начать нужно с самого лёгкого наказания и только потом, если оно не окажет на ребёнка должного воздействия, переходить к более суровому. Родители не должны постоянно наказывать ребёнка и видеть в наказании единственный способ воздействия на него. И они не должны наказывать ребёнка за проступок, совершённый впервые. Наказание должно соответствовать серьёзности проступка. 11. Каждый ребёнок уникален. Родители должны понимать это и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Родители должны видеть в своём ребёнке достоинства прежде недостатков и сильные места прежде слабых. Они должны помогать ему обнаруживать свои таланты и способности, раскрывать и развивать их. Ребёнок должен знать свои сильные стороны и пользоваться своими умениями и способностями. 12. Искусство общения с ребёнком. В общении родителей с детьми нужно следовать установленному исламом общему правилу: «Говори благое или молчи». Это означает, что родители должны тщательно следить за своим языком и не говорить ребёнку того, что может негативно повлиять на него или нанести вред его воспитанию и поведению, а также формированию его личности. 13. Диалог. Попыткам родителей изменить поведение ребёнка в лучшую сторону должен предшествовать диалог. Между родителями и ребёнком должна существовать прочная связь, чтобы они имели возможность в любую минуту обратиться друг к другу и найти понимание. Родители и воспитатели! Помните о том, что в нашем мире множество искушений, мешающих правильному воспитанию ребёнка и осложняющих вашу задачу. Большое влияние на детей оказывают средства массовой информации, в частности телевидение и интернет. Будьте осторожны, проявляйте бдительность и следуйте примеру Посланника Аллаха r в воспитании подрастающего поколения. Я ознакомил вас с методами Посланника Аллаха r, и их нам вполне достаточно. Не нужно ребёнку смотреть и читать то, что разрушает его психику. Поистине, у меня были благие намерения, и если я преуспел в их осуществлении, то это от Аллаха, и только. Советы и выводы Ниже приводится краткое изложение этой книги, оформленное в виде кратких выводов. Итак, что же должны делать родители, стремящиеся дать своему ребёнку правильное воспитание? 1. Посланник Аллаха r, сподвижники и наш праведные предшественники должны служить для нас примером в воспитании детей. 2. Мы должны помогать ребёнку создавать социальные связи. Иначе говоря, мы должны помочь ему поддерживать тёплые, добрые отношения с ровесниками, как в школе или в детском саду, так и за пределами учебных заведений. 3. Мы должны воспринимать ребёнка как отдельную, уникальную личность, имеющую определённую ценность, и избегать жестокости в отношениях с ребёнком. 4. Мы должны избегать постоянных наказаний и применять разные методы воспитания. 5. Мы должны создать у ребёнка «иммунитет» против окружающих его искушений. 6. Мы должны своим воспитанием подготовить ребёнка к тому, чтобы он занял своё место в этой жизни и приносил пользу себе и обществу. 7. Речь — способ выражения чувств и мыслей, и она производит глубокое впечатление на слушателя. Поэтому мы должны тщательно подбирать слова, когда разговариваем с ребёнком. 8. Хорошее обращение с ребёнком — способ помочь ему привыкнуть стремиться к идеалу, приобрести такие качества, как альтруизм и терпение, и научиться желать добра другим. И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров! » И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка, его семью и сподвижников! Библиография Абу Дауд Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш‘ас аль-Азди ас-Сиджистани. Ас-Сунан = [Сборник хадисов о] Сунне [Пророка] أ ب و د ا و د س ل ي م ا ن ب ن ا ل أ ش ع ث ا ل أ ز د ي ا ل س ج س ت ا ن ي . ا ل س ن ن Абу Я‘ля Абу Я‘ля Ахмад ибн ‘Али аль-Маусули. Аль-Муснад = [Сборник хадисов, расположенных] по передатчикам أ ب و ي ع ل ى أ ح م د ب ن ع ل ي ا ل م و ص ل ي . ا ل م س ن د Ахмад Абу ‘Абдаллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шейбани. Аль-Муснад = [Сборник хадисов, расположенных] по передатчикам أ ب و ع ب د ا ل ل ه أ ح م د ب ن م ح م د ب ن ح ن ب ل ا ل ش ي ب ا ن ي . ا ل م س ن د Бухари Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Исма‘ил аль-Джу‘фи аль-Бухари. Аль-Джами‘ ас-сахих = Сборник достоверных хадисов أ ب و ع ب د ا ل ل ه م ح م د ب ن إ س م ا ع ي ل ا ل ج ع ف ي ا ل ب خ ا ر ي . ا ل ج ا م ع ا ل ص ح ي ح Ибн Маджа Абу ‘Абдаллах Мухаммад ибн Язид аль-Казвини (известный как Ибн Маджа). Ас-Сунан = [Сборник хадисов о] Сунне [Пророка] أ ب و ع ب د ا ل ل ه م ح م د ب ن ي ز ي د ا ل ق ز و ي ن ي ا ل م ع ر و ف ب ا ب ن م ا ج ه . ا ل س ن ن Ибн Хузайма Мухаммад ибн Исхак Ибн Хузайма ас-Салими ан-Нишапури аш-Шафи‘и. Аль-Джами‘ ас-сахих = Сборник достоверных хадисов م ح م د ب ن إ س ح ا ق ب ن خ ز ي م ة ا ل س ل م ي ا ل ن ي س ا ب و ر ي ا ل ش ا ف ع ي Ихья Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Ихья ‘улюм ад-дин = Возрождение наук о вере أ ب و ح ا م د م ح م د ب ن م ح م د ا ل غ ز ا ل ي ا ل ط و س ي . إ ح ي ا ء ع ل و م ا ل د ي ن Малик Малик ибн Анас аль-Асбахи. Аль-Муватта’ = Готовый [сборник хадисов] م ا ل ك ب ن أ ن س ا ل أ ص ب ح ي . ا ل م و ط أ Муслим Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Кушейри ан-Нишапури. Аль-Джами‘ ас-сахих = Сборник достоверных хадисов م س ل م ب ن ا ل ح ج ا ج ا ل ن ي س ا ب و ر ي. ا ل ج ا م ع ا ل ص ح ي ح Насаи Абу ‘Абд-ар-Рахман Ахмад ибн ‘Али ан-Наса’и. Ас-Сунан аль-кубра = Большой [сборник хадисов о] Сунне [Пророка] أ ب و ع ب د ا ل ر ح م ن أ ح م د ب ن ع ل ي ا ل ن س ا ئ ي . ا ل س ن ن ا ل ك ب ر ى Тирмизи Абу ‘Иса Мухаммад ибн ‘Иса ат-Тирмизи. Ас-Сунан = [Сборник хадисов о] Сунне [Пророка] أ ب و ع ي س ى م ح م د ب ن ع ي س ى ا ل ت ر م ذ ي . ا ل س ن ن Хаким Аль-Хаким Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн ‘Абдуллах ан-Нишапури. Аль-Мустадрак ‘аля-с-сахихайн = [Сборник хадисов], дополняющий два [сборника] достоверных [хадисов] ا ل ح ا ك م أ ب و ع ب د ا ل ل ه م ح م د ب ن ع ب د ا ل ل ه ا ل ن ي س ب و ر ي . ا ل م س ت د ر ك ع ل ى ا ل ص ح ي ح ي ن
[1] Подразумевается, что младенцу нужно сбрить волосы. [2] То есть: дам тебе несколько наставлений, которые Аллах сделает полезными для тебя. [3] Помнить об Аллахе значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещённого Им. [4] То есть: ты почувствуешь Его поддержку и помощь. [5] Поскольку мальчик сидел справа от Посланника Аллаха r, он должен был отдать чашу мальчику, поскольку полагается давать сначала тому, кто справа. [6] Руки, покрытые пылью, — образ бедности и нужды. «Да покроются пылью руки твои! » — одно из употребительных выражений в языке арабов, произнесение которых вовсе не означало, что человек действительно хочет, чтобы это исполнилось. Наряду с этим выражением существуют выражения вроде: «Да лишится меня мать моя! », «Нет, клянусь Аллахом! » или «Да, клянусь Аллахом». Они произносятся для «разбавления» речи и ни в коем случае не могут рассматриваться как пожелание зла. [7] «Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на ш-шайтана ва джанниби ш-шайтана ма разакта-на». [8] Доктор Юсуф, известный учёный-мусульманин, говорит: «Все клетки, которые получаются в результате процесса деления, обязательно содержат 46 хромосом, кроме двух видов клеток. Это половые клетки, то есть сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Когда клетки тканей делятся для производства этих половых клеток, получившиеся клетки (как мужские, так и женские) содержат не 46, а всего 23 хромосомы». Далее он объясняет причину этого явления: «В этом явлении заключён очень важный смысл, и оно необходимо для достижения великой цели. Сперматозоид должен соединиться с яйцеклеткой, чтобы получилась первая, исходная клетка тела эмбриона (оплодотворённая яйцеклетка). В результате слияния 23 хромосомы сперматозоида соединяются с 23 хромосомами яйцеклетки, и в итоге получается новая клетка всё с теми же 46 хромосомами. Оплодотворённая яйцеклетка, содержащая уже 46 хромосом, продолжает делиться, превращаясь сначала в две, потом в четыре, потом в восемь клеток, и так продолжается до тех пор, пока не завершится формирование эмбриона, который по истечении срока беременности выходит из материнской матки. После рождения ребёнок продолжает расти посредством всё того же деления клеток, пока не станет взрослым, и при этом в каждой клетке его тела содержатся ровно 46 хромосом — столько же, сколько и в клетках тела его родителей, дедов и прадедов и всех людей». «Уменьшение числа хромосом вдвое при образовании половых клеток с тем, чтобы после их слияния в процессе оплодотворения число хромосом в получившейся клетке вернулось к исходным 46, невозможно объяснить никакой случайностью — это может быть только результатом точного предопределения со стороны высшей силы, которая знает, что делает. В то же время здесь не может быть экспериментов и вероятности ошибки, потому что, если бы произошла ошибка хотя бы один раз в начале творения, живое существо погибло бы ещё до появления следующего поколения. То есть этот порядок должен был сохраняться с момента зарождения самого первого эмбриона… Разве уже один этот факт не является доказательством существования высшей силы, которая распоряжается, управляет, распределяет и обладает мудростью? » [9] «Аллахумма рахмата-ка арджу фа-ля такиль-ни иля нафси тарфата айнин ва аслих ли шани куля-ху ля иляха илля Анта». [10] Аль-Альбани назвал этот хадис достоверным. [11] Особая милостыня, которая подаётся в рамадан. [12] Мера объёма, примерно соответствует двум сложенным вместе ладоням взрослого мужчины. [13] Аль-Альбани назвал этот хадис достоверным. [14] Причиной стала то, что люди начали говорить: «Она как будто хвалит саму себя, называясь благочестивой». [15] Удалять волосы подмышками можно любым способом. [16] То есть перестают приносить пользу и награду своему обладателю. [17] То есть нечто, продолжающее приносить пользу после смерти человека, — например, построенная им мечеть или имущество, завещанное им на благотворительные цели. [18] Вспоминая о благонравии и доброте Посланника Аллаха r, Анас ибн Малик t также рассказывал: «Когда Посланник Аллаха r прибыл в Медину, у него не было слуги, и Абу Тальха взял меня за руку, отвёл к Посланнику Аллаха r и сказал: “О Посланник Аллаха, Анас — смышлёный мальчик. Пусть же он прислуживает тебе”. И я прислуживал ему, когда он находился дома и когда он отправлялся в путешествие, и он ни разу не сказал мне о том, что я делал: “Зачем ты это сделал? ”, и ни разу не сказал мне о том, чего я не делал: “Почему ты этого не сделал? ”» [Бухари; Муслим]. [19] Слабый хадис. [20] Так, полное овладение русской письменностью, понимание которой, в отличие от арабской, не связано с грамматическими аспектами, происходит гораздо раньше. Однако и словарный запас носителей русского языка заметно меньше: около 5 тыс. слов у среднего взрослого, до 10–12 тыс. у высокообразованного. [21] То есть Книге Аллаха. [22] Ибн ‘Аббас был одним из учёных мусульманской общины и очень хорошо понимал Коран. Он был лучшим знатоком Книги Аллаха после Пророка r, благодаря его благословенной мольбе и заботе о нём. [23] Мольбы Посланника Аллаха r, как известно, не оставались без ответа. Так было и в случае с Анасом. Он прожил долгую жизнь, имел большое богатство и многочисленное потомство. [24] Имеется в виду, что девочки прятались, испытывая стеснение и почтительный страх перед Посланником Аллаха r. [25] Как известно, мочу девочки нужно смывать, тогда как мочу мальчика достаточно обрызгать водой. [26] Уменьшительно-ласкательная форма от имени Зайнаб. [27] Посланник Аллаха r делал это не специально. Просто девочка, которая в то время была ещё маленькой, привыкла играть с ним, а потому подбегала к нему и когда он совершал молитву, цепляясь за него, и Посланник Аллаха r оставалось только взять её на руки. [28] Помнить об Аллахе значит всегда бояться Его, неуклонно выполнять Его веления и не совершать запрещённого Им. [29] То есть: ты почувствуешь Его поддержку и помощь. [30] Имеются в виду люди из бану Хашим и бану аль-Мутталиб. [31] То есть Посланник Аллаха r разрешил упомянутым юношам присоединиться к войску, потому что у них были выдающиеся способности, которые могли пригодиться на войне. Один был хорошим борцом, второй — метким стрелком. [32] Его отец был в составе делегации племени, которая посетила Посланника Аллаха r в Медине. [33] Сравнивая мусульманина с пальмой, Пророк r хотел сказать, что мусульманин, подобно этому дереву, должен постоянно служить источником пользы и блага. [34] ‘Умар был сыном Умм Салямы, которая вышла замуж за Пророка r после смерти своего мужа Абу Салямы, отца ‘Умара, когда тот был ещё ребёнком, и Пророк r заменил ему отца. [35] Пророк r не просто навестил заболевшего мальчика-иудея, но и призвал его принять ислам. Он понимал, какое воздействие окажет его приход на мальчика и его отца, которым Пророк r сделал столько добра. И они вняли призыву Посланника Аллаха r, то есть его визит стал причиной того, что они вышли на правильный путь. Поэтому Посланник r, выйдя от них, вознёс хвалу Аллаху за то, что через него Всевышний спас ещё одну душу от Огня. Каким великим человеком и мудрым проповедником был Посланник Аллаха r! [36] Этим мальчиком был ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом). В то время ему было меньше тринадцати лет. [37] Как уже отмечалось ранее, личный пример чрезвычайно важен для ребёнка, и если ребёнок видит, что родители разговаривают вежливо и не употребляют скверных слов, то он научится вежливости без всякого обучения и будет питать инстинктивное отвращение к сквернословию. А родитель, который учит ребёнка вежливости, а сам напрочь забывает о вежливости и хороших манерах в своём общении с ребёнком, вряд ли добьётся результата. [38] Это очень важная рекомендация. К сожалению, многие родители с лёгкостью лгут детям, считая, что они всё равно ещё маленькие и ничего не понимают. Как часто родители, желая добиться от ребёнка нужного поведения, обещают ему что-то, и при этом сами понимают, что лгут, поскольку у них нет намерения исполнять эти обещания. Они не замечают, как их дети учатся лжи, а когда это явления обнаруживается, бороться с ним оказывается невероятно трудно. [39] К сожалению, некоторые родители считают вопросы своих детей глупыми и не отвечают на них или даже раздражённо говорят: «Не задавай глупых вопросов! » А ведь для ребёнка вопрос — один из главных способов познать окружающий мир, и ответ, который он получит, оказывает непосредственное влияние на формирование его личности. Поэтому на детские вопросы нужно стараться отвечать правдиво, учитывая при этом возраст ребёнка. Родитель должен стремиться сделать свои объяснения простыми и понятными для ребёнка, но ни в коем случае не уходить от ответа. Родители должны понимать, что для их ребёнка лучше получать ответы на интересующие их вопросы у родителей, а не где-то на стороне, чтобы потом не пришлось бороться с негативными последствиями такого «просвещения». [40] Имеются в виду люди из бану Хашим и бану аль-Мутталиб. [41] Речь идёт о женщинах и детях, захваченных в качестве военной добычи во время одного из походов. [42] Эта женщина потеряла своего ребёнка, но потом нашла его. [43] «Аллахумма хдини фи-ман хадейта, ва‘афини фи-ман ‘афейта, ва тавалляни фи-ман таваллейта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва ки-ни шарра ма кадайта, фа-инна-ка такды ва ля йукда ‘алейка, инна-ху ля йазиллю ман валейта, табаракта рабба-на ва та‘алейта». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы