Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мнимая и действительная значимость человека в романе Н. Нарокова «Мнимые величины».



Роман " Мнимые величины" (1952) – одно из первых в русской литературе произведений, где задолго до Солженицына была сделана попытка художественного осмысления " культа личности" и трагедии 1937 года. Это попытка объяснения реальных событий российской истории ХХ века с опорой на философские идеи Достоевского, на его художественное осмысление человеческой природы. В " Мнимых величинах", как и в романах Достоевского, сюжетом движет не столько конфликт человека с другим человеком, сколько столкновение идеи и реальности, некоей жизненной философии с действительностью и человеческой " натурой". Название романа во многом символично. С одной стороны под мнимыми величинами подразумеваются такие люди, как наш главный герой. Им кажется, что они всемогущи и олицетворяют в своем лице власть, но на самом деле это не так. Ведь и у них нет никакой уверенности в завтрашнем дне. Они лишь пешки в огромной системе, которая не щадит никого на своем пути. Но есть и еще один смысл названия. Роману предпослан эпиграф, смысл которого сводится к тому, что мнимая величина обладает свойством переходить в действительную. Так и в произведении: мнимый шпион начинает ощущать себя реальным агентом иностранной разведки, а мнимый заговор разоблачается как настоящий. Главный герой романа Любкин, после всех злоключений приходит к выводу, что его деятельность, его власть над другими, его взгляды, его отношения с любовницей – это всё «ненастоящее». И это открывает для читателя ещё один смысл названия романа. Все жизненные ценности Любкина оказываются «мнимыми величинами» по сравнению с «настоящим» - с духовной чистотой и стойкостью Евлалии. Люди, типа Евлалии Григорьевной, которые незаметны и безлики, но обладают особой внутренней силой. И пока существуют такие люди есть надежда на будущее. Герой Нарокова – Любкин считает, что нужно создать другие основы существования общества для полного освобождения от людских несправедливостей и страданий. И что на пути к этой цели неизбежны жертвы и оправдано преступление. Обстоятельства сталкивают его с Евлалией, он знакомится с ее семьей, с условиями ее жизни и приходит к выводу, что отец этой женщины буквально отравляет ей жизнь, не дает ей выбиться из нищеты. На эту мысль его невольно наталкивает соседка Евлалии Софья Дмитриевна. Любкин понимает, что его попытки помочь Евлалии обеспечить себя и сына не ведут ни к чему (все деньги растрачивает ее отец Григорий Михайлович), и он делает вывод, что единственный выход – " освободить" Евлалию от отца, поэтому он приказывает арестовать его. Он считает, что " целесообразно" пожертвовать плохим человеком ради спокойствия хороших людей. Любкин использует свою неограниченную власть, чтобы " вытереть слезы" Евлалии. Любкин считает, что он вправе решать, что является счастьем для Евлалии, а что нет. Он довольно долго пытается втолковать ей, что арест ее отца – это для нее благо. Однако результат действий героев получается противоположным задуманному. Любкин причинил боли Евлалии гораздо больше, чем сделал ей добра. Он дает ей выгодные заказы и устраивает освобождение от официальной работы – её начинают считать " сексотом" и ненавидеть. Он " освобождает" ее от отца – она чувствует не облегчение, а горе. Жизнь сложнее теории: нельзя математически выверить чувства человека и подчинить их логике. Что касается целей героя Нарокова, то здесь внешне дело обстоит как будто бы сложнее. В конкретном случае с Евлалией его цель, несомненно, в том, чтобы " вытереть её слезы", сделать её хоть немного более счастливой. Однако в романе речь идет не только об этом, но и об основной деятельности героя как руководителя областного НВКД, которая связана с непрерывным и неизбежным кровопролитием. Ради чего? Герой Нарокова вовсе не слепое орудие в руках высшей власти; он ясно понимает, что творит. В начале VII-й главы романа дается разговор Любкина с его другом и соратником Супруновым о целях уничтожения " врагов народа". Оба приходят к выводу, что ближайшая цель в том, чтобы полностью подчинить людей власти во имя самой власти. А дальнейшая, конечная? Супрунов говорит: " Вожжи в руках – великое дело… И вот я сейчас держу вожжи в руках. А на этих вожжах тысячи человеческих жизней. А поэтому я не просто человек… Сила! А коли сила, значит, я выше, потому что сильный всегда выше". Любкин же вроде бы и соглашается с ним, но все-таки не совсем: " В твоих руках вожжи? Выше ты? Ну и ладно! Но только вожжи-то… Настоящее ли это? " Он уже начинает понимать, что власть – это " мнимая величина", а значит, не может быть подлинной целью. Почему Любкин помогает Евлалии? В этом случае он не помышляет о какой-либо власти. Евлалия потом делает вывод, что ему хотелось сделать добро, потому что в его жизни было уже слишком много зла, что он тяготится под бременем зла и внутренне стремится к добру. В одном из эпизодов любовница Любкина Елена Дмитриевна спрашивает его, зачем разрушили старую жизнь, где были веселые гулянья и масленичные блины. " Любкин нахмурился. Он очень хорошо знал, что надо отвечать на такой вопрос, но отвечать не стал: что-то мешало ответить готовыми словами…». В романе есть эпизоды, где вскользь говорится об эволюции взглядов и целей Любкина. В начале XII-й главы Нароков пишет, что в первые послереволюционные годы Любкин был увлечен именно коммунистической идеей, понимаемой как идея социальной справедливости и равенства людей (правда, в романе практически нет какой-то более развернутой расшифровки ее сути). То есть в начале своего революционного пути Любкин действует ради благой цели, ради счастья " наибольшего количества людей", однако постепенно все меняется: коммунизм становится для него пустым словом, за которым стоит лишь отвлеченная теория. Любкин и Супрунов, которые " в 18-м году за коммунизм кровь проливали и умереть готовы были", приняли " инквизиторскую" идею о допустимости зла и насилия на пути к всеобщему счастью. На их взгляд, зло является неизбежным начальным этапом на пути к добру. Однако этот начальный этап затягивается, разрастается, превращаясь в дурную бесконечность, и заслоняет собой благую цель. Люди из объекта заботы и любви превращаются для любкиных и супруновых в препятствие. Кроме насилия, есть и другое сильнейшее средство, используемое героями ради достижения цели, – обман, манипуляция сознанием людей. В романе " Мнимые величины" Любкин пытается манипулировать сознанием Евлалии, стремится поставить ее в такие условия, чтобы она сама отреклась от отца, отказалась от попыток его спасти. Но он действует в основном логическими доводами, а логика не единственное и не самое сильное средство манипуляции сознанием, сам же Нароков пишет в романе, что новое сознание вколачивается не только в мозг, но и " в сердце", и " в шкуру". Поэтому в случае с Евлалией он терпит поражение. Однако если отвлечься от этой конкретной ситуации и обратиться к картине всей системы общественных отношений, созданной в романе Нарокова, то мы увидим в ней целую совокупность " мнимых величин", сотворенных как раз путем манипуляции сознанием людей. Под постоянным прессом пропаганды определенных идей, зачастую иллюзорных, под мощным воздействием на сознание и подсознание человек начинает жить в мире " мнимых величин". Создавая эту картину и сам образ " мнимых величин", Нароков приводит читателя к выводу, что Советском Союзе 30-х годов ХХ в. практически все живут в каком-то выдуманном (как сейчас говорят, " виртуальном" ) мире. Попавший в НКВД Варискин придумывает заговор " Черной руки", которым якобы руководят Любкин и Супрунов, сам вполне искренне увлекается своей выдумкой и даже начинает в нее верить. Следователь внушает заключенному Русакову мысль о том, что тот на самом деле шпион Росскопф, и в конце концов Русаков это признает – выдуманная фигура начинает жить реальной жизнью, а человек, Русаков, как бы исчезает. И коммунизм Нароков представляет тоже некой " мнимой величиной": " Мы с тобой, – говорит Супрунов Любкину, – в 18-м году за коммунизм кровь проливали и умереть готовы были, а ведь коммунизма-то и нет… Суперфляй для дураков есть, а коммунизма нет…" Оба героя противопоставляют коммунизму, то есть идеальной теории, большевизм как конкретную практику управления людьми, полного подчинения окружающих своей воле. Однако в конечном итоге Любкин приходит к выводу, что и большевизм – такая же " мнимая величина". Любкин не смотря ни на что, еще способен чувствовать чужую боль и страдать из-за того, что как-то причастен к этому. Гражданская война, служба в НКВД притупляют это чувство, но в глубине души Любкина оно все же сохраняется, живет. Именно поэтому он испытывает потребность сделать добро: он устал от зла. Не случайно Евлалия видит в его взгляде " пытливость затаенной муки". Любкин вроде бы не задумываясь соглашается на предложение Супрунова ликвидировать Варискина, по глупости оговорившего их обоих, а вместе с ним и следователя, записавшего его показания Но после того как оба опасных человека были убиты, а протокол с оговором уничтожен, Любкин, в отличие от Супрунова, испытал не облегчение, а какую-то непонятную ему самому злость: он " почему-то разозлился… не на протокол, а на что-то внутреннее, неясное". В финале романа острые страдания героя проявляются открыто, когда он ясно видит, что, желая помочь Евлалии, он на деле причинил ей зло.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 2008; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь