Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В ФОНЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА



 

1. Синтагма как наименьшая значимая единица высказывания.

2. Слог как минимальная произносительная единица синтагмы. Структура слога (открытые и закрытые слоги, неприкрытые и прикрытые, односложные и многсложные слова). Правила слогораздела.

3. Фонетическое слово как часть синтагмы. Словесное ударение как средство суперсегментной организации слова. Акцентная характеристика слова в русском языке (ударность слова, степень ударности во фразе, место ударения в слове).

4. Интонация как совокупность суперсегментных средств языка. Акустические компоненты интонации: мелодика, интенсивность, длительность (темп). Важнейшие функции интонации: коммуникативная, выделительная, организующая, эмоциональная. Особенности интонации повествовательных, вопросительных и побудительных высказываний. Варианты интонационных единиц. Виды интонационных конструкций.

 

***

 

Синтагма как наименьшая значимая единица высказывания.

Синтагма (от греч. σ ύ ν τ α γ μ α «вместе построенное, соединённое») – интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Л.В. Щерба определил синтагму как фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли. В решении вопроса о членении речевого потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при доминирующей роли звуковой стороны. Поскольку синтагму составляют слова, тесно связанные по смыслу, она обычно представляет собой и синтаксическое единство. Так, в отдельные синтагмы выделяются обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции и т. п. Однако совпадение синтаксического и синтагматического членения необязательно. Разное синтагматическое членение одного предложения создает различные высказывания, передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к сообщаемому факту. Синтагматическое членение может служить средством различения смысла внешне омонимичных, но различных по синтаксической структуре предложений, например: « Долго ждали мы приезда друга» и «Долго ждали мы приезда друга ». Синтагма является речевой единицей, в которой реализуются интонационные конструкции данного языка, синтагма структурно членится на ритмические группы, объединённые словесным ударением.

С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается как особым оформлением границ между синтагмами, так и объединением слов внутри синтагм. Основное средство членения на синтагмы – пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Целостность синтагмы достигается, прежде всего, невозможностью пауз внутри синтагмы и определённой акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту или иную степень ударности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (так называемым синтагмати­ческим). В случае особого выделения одного из слов (например, при противопоставлении) главное ударение может падать на любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главный ударный слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства объединения слов в синтагмы – единый мелодический рисунок того или иного вида (так называемый интонационный контур), а также характерное для данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и длительности.

Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них слов (например, синтагмы атрибутивные, релятивные ), по их позиции в высказывании ( синтагмы конечные и неконечные ) и по типу оформляющего их интонационного контура ( синтагмы завершённые, незавершенные, вводные, противительные, изъяснительные и др.).

Целостность синтагмы обеспечивается усилением последнего слога, это называется синтагматическое ударение. Цепочка синтагмы образует фразу. Фразы объединяют синтагмы благодаря фразовому ударению. Синтагма выполняет две функции : 1) фонетическую (синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку); 2) семантическую (семантическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания).

2. Слог как минимальная произносительная единица синтагмы. Структура слога (открытые и закрытые слоги, неприкрытые и прикрытые, односложные и многсложные слова). Правила слогораздела.

Наименьшей суперсегментной единицей является слог. Просьба произнести слово более отчётливо ясно приводит к его скандированию, а скандирование и есть произношение слова по слогам. Слог – это минимальная произносительная единица, не имеющая собственного значения. Отсутствие значения у слога затрудняет его вычленение в потоке речи. Однако деление на слоги осознаётся носителями русского языка как реальность. При этом слог характеризуют как единство с гласным в качестве ядра (то есть слогообразующим является гласный звук). Слог проявляется в звучащей речи. Например: 1) при замедлении речь не распадается на отдельные звуки, а произносится по слогам; 2) при афазии (полной или частичной утраты способности нормально разговаривать, которая возникает у людей с уже сформировавшейся речью из-за повреждения участков мозга, отвечающих за неё, одна из самых сложных форм речевой патологии) на едином дыхании произносится речевой отрезок не меньше слога; 3) в прикрытом слоге с огублённым гласным огублённость начинается уже с первого согласного звука слога.

В современном русском языке выделяют следующие типы слогов: 1) по начальному звуку – прикрытый (начинающийся согласным) и неприкрытый (начинающийся гласным); 2) по конечному звуку – открытый (оканчивающийся гласным) и закрытый (оканчивающийся согласным.

Три основных правила слогоделения (слогораздела) в современном русском языке: (по М.В. Панову): 1) только слог, конечный в слове, может быть закрыт шумным согласным; 2) только слог, начальный в слове, может быть прикрыт сочетанием «сонорный согласный + шумный согласный»; 3) внутри слова закрытый слог не может предшествовать неприкрытому.

Фонетическое деление на слоги нельзя отождествлять с делением слова на письме для переноса, так как перенос наряду с фонетическими закономерностями учитывает морфемный состав словоформы. Самым эффективным способом слогораздела в устной речи является скандирование: «Су-дью на мы-ло! Шай-бу, шай-бу! ».

Понимание слога как сегментной единицы очень важно для тех, кто обучает чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Использование слогового метода в обучении чтению детей дошкольного возраста предполагает, что единицей чтения становится слог, а не буква и звук, который она обозначает. У многих детей в дошкольном возрасте еще затруднено осознанное усвоение навыков фонематического анализа и синтеза. Аналитико-синтетический метод требует от ребенка владения полноценным фонематическим анализом, который формируется только на 6-7-ом годах жизни. На практическом же уровне навык слогослияния доступен многим детям. Основной принцип слогового метода заключается в усвоении слогов как целостных единиц опознания, или оперативных единиц чтения, с самого начала обучения. Последовательность осознания речи и языковых единиц должна следовать принципу природосообразности. Сначала осваиваются навыки, которые психологически более доступны и имеют отчетливую чувственную основу, а затем отвлеченные, абстрактные. К первой категории относится выделение и осознание слов и слогов, ко второй – выделение звуков. Работа над анализом речи ведется в следующей последовательности: сначала выделение слова из высказывания – затем деление слов на слоги (практически, в игре, без введения термина «слог»).

Фонетическое слово как часть синтагмы. Словесное ударение как средство суперсегментной организации слова. Акцентная характеристика слова в русском языке (ударность слова, степень ударности во фразе, место ударения в слове). Зависимость ударения от позиции слова во фразе.

Фонетическое слово – это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением. Важно, что чисто фонетически, без учета смысла расчленить речевой поток на фонетические слова невозможно. Можно лишь сказать, сколько фонетических слов во фразе, но невозможно провести фонетическую границу между ними. Например, без графического изображения, контекста или скандирования нельзя в потоке речи различить словосочетания: Ракет оказалось и Ракета казалась. Их фонетический рисунок одинаков.Только в контексте смысл различим: Ракет оказалось много и Ракета казалась старой. В большинстве языков знаменательные слова представляют собой отдельные фонетические слова, так как имеют собственное (словесное) ударение. Однако фонетическое слово не всегда совпадает со словом в лексическом и грамматическом смысле. Так, во фразе А в коробке игрушки лексических единиц – 4, а фонетических слов – 2. В одно фонетическое слово могут объединяться два (или больше) слова: на ͡ зá пад; и ͡ пойдý _ли; нá ͡ горуо; было ͡ ͡ бы ͡ хорошó .

Главным критерием выделения в потоке речи фонетического слова является самостоятельное ударение. Безударные слова, примыкающие к ударному слову, называют клитиками от klinō «прислоняю»). Безударное слово, стоящее перед ударным, называется проклитикой (proklinō «наклоняю вперед»): на ͡ домý, три ͡ гó да, не ͡ знá л, мой ͡ дрý г, был ͡ зá нят.

Безударное слово, примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой (греч. enklinō «склоняюсь»): знá л бы, читá ла ли, чтó он, ктó это, знá ю я, жил там.

Нетрудно заметить, что клитиками чаще всего бывают предлоги, союзы, частицы (служебные части речи). Гораздо реже могут быть также местоимения, числительные, глаголы-связки в составных сказуемых. В некоторых случаях клитиками становятся знаменательные слова: нá год, зá город, из лесу, бé з вести. Фонетическое слово делится на слоги: штож, а-на-пя-тый дé нь пу-тú / квé -че-ру / тро-пá вы-ве-ла о-хó -тни-ков / кпод-нó -жи-ю го-ры. Неслоговые клитики присоединяются к предшествующему или последующему слогу: к ͡ вечеру [к ͡ ве-], к ͡ подножию [к ͡ под-]; что ж [што ш].

Как уже отмечалось, основным признаком фонетического слова является самостоятельное словесное ударение.

Словесное ударение это выделение одного слога в слове при помощи фонетических средств, служащее для фонетического объединения этого слова.

Русское словесное ударение имеет качественные и количественные характеристики. Согласно традиционной точке зрения, русское словесное ударение является динамическим (силовым), экспираторным (выдыхательным), то есть ударный гласный является самым сильным и громким в слове. Однако экспериментально-фонетические исследования свидетельствуют, что громкость («сила») гласного зависит как от качества гласного ([а] – самый громкий, [у], [и], [ы] – самые тихие), так и от положения гласного в слове: чем ближе к началу слова находится гласный, тем больше его громкость, например, в слове сады безударный гласный сильнее, чем ударный. Поэтому существенной характеристикой словесного ударения является его длительность: ударный гласный отличается большей длительностью от безударного. Кроме того, ударный слог отличается большей четкостью: под ударением произносятся такие звуки, которые невозможны в безударной позиции.

Акцентная характеристика слова включает: ударность/безударность слова, в случае ударности – степень ударности во фразе и место ударения, его подвижность/неподвижность, в случае подвижности – её тип.

Ударность/безударность слова, так же как степень ударности, определяется семантическими и синтаксическими факторами. Ударными, как правило, являются полнозначные слова. Некоторые местоимения, глаголы-связки, союзные, вводные и модальные слова характеризуются обычно слабым ударением. Служебные слова семантически и синтаксически наиболее ущербны: обычно они безударны, в особенности односложные. Примыкая к полнозначному слову, они образуют вместе с ним фонетическое слово.

Семантический фактор регулирует акцентные характеристики как целого слова, так и его частей. Наряду с одноударными словами в русском языке встречаются слова с двумя ударениями – основным и побочным. Это главным образом сложные слова и слова с префиксами после-, сверх-, около-, меж-, внутри-, вне-, анти-, про-, контр- и некоторыми другими.

В русском языке словесное ударение может падать на разные слоги и разные морфемы: тру'бка, тру'бы, трубы', труба'ч. Но свобода русского ударения кажущаяся. Во-первых, за некоторыми исключениями, ударение в данной словоформе постоянно закреплено за одним и тем же слогом. Во-вторых, в акцентной организации русского слова действуют достаточно сильные статистические ограничения. У прилагательных неподвижное ударение на основе и (реже) на флексии в полных формах, подвижное в кратких формах: то'нкий, то'нкому, то'нкая, то'нкой, то'нкое, то'нкие, то'нким, то'нок, тонка', то'нко, тонки'; плохо'й, плохо'му, плоха'я, плохо'е, плохи'е, плохи'м, плох, плоха', пло'хо, пло'хи.

Подвижность ударения служит дополнительным к флексиям (окончаниям) средством противопоставления единственного и множественного числа существительных, настоящего и прошедшего времени глаголов, полных и кратких форм прилагательных и причастий. Она используется также при образовании видовых пар глаголов и степеней сравнения прилагательных и наречий. В ряде случаев подвижное ударение служит единственным различителем омонимичных словоформ: лу'га – луга', ли'ца – лица', стра'ны – страны', ку'рите – кури'те и т. п.

Русское ударение обычно связывается с выделением одного из слогов (ударного) на фоне других (безударных). Это выделение выражается акустически в различении ударных и безударных слогов по интенсивности, длительности, частоте, особенностям тона и тембру. Трактовать ударение как непременное выделение было бы неверно, потому что в русском языке имеется немало односложных ударных слов. В них выделение вообще невозможно: безударные слоги отсутствуют. Тем не менее, односложное слово воспринимается как ударное благодаря качественному характеру русского ударения.

Невозможно однозначное определение фонетической природы русского ударения. Во-первых, динамика звукообразования на протяжении слова имеет свои закономерности: от начала к концу слова изменяются напряженность артикуляции, сила воздушной струи, тип артикуляторной активности и т. д. И все это, а также фразовые условия, накладывают свой отпечаток на акцентную структуру слова, на возможность и способ выделения ударного слога. Во-вторых, русский язык допускает использование различных фонетических средств в акцентной организации слова и их варьирование, но фонологически значимым является только место, а не характер ударения.

Особенность качественного ударения заключается в неодинаковой различительной силе ударных и безударных слогов разной степени редукции. Словесное ударение выполняет функции трех видов: конститутивную, парадигматические и синтагматические. Между всеми этими функциями существует тесная взаимосвязь. Первичная функция словесного ударения – это конститутивная, или словоорганизующая. Ударение – это способ произнесения слова, важнейшее средство создания фонетической целостности, фонетического единства слова.

Парадигматические функции характерны отдельным словам или классам слов в их противопоставлении друг другу. Парадигматический аспект проявляется в противопоставлении ударных полнозначных слов, самостоятельных в акцентном отношении, безударным служебным, подчиняющимся с точки зрения акцентной организации соседним самостоятельным словам.

Языки мира различаются как по допустимым в слове ритмическим схемам, так и по функциям, выполняемым в них ударением. Примером языка с исключительным разнообразием акцентных (то есть предоставляемых ударением) возможностей является русский. Поскольку ударение может падать в нем на любой слог слова, оно способно выполнять смыслоразличительную функцию, противопоставляя пары типа: пи'ли – пили', за'мок – замо'к и т.п.

Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь, кроме главного, и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. се'льский и се''льскохозя'йственный. Со словоформирующей функцией связана и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.

Подвижное ударение не закреплено на отдельном слоге или морфеме и может быть словоизменительным и словообразовательным. Подвижное словоизменительное ударение способно переходить с одного слога на другой при словоизменении (рука – ру'ки – руки'). Подвижное словообразовательное ударение способно перемещаться с одного слога на другой, с одной морфемы на другую при словообразовании (л'ошадь – лоша'дка, рука' –– ру'чка). Наряду с подвижным в русском языке представлено и неподвижное ударение: ту'фля, ту'фли.

Ударение тактовое ( синтагматическое) – выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной короткая, / но дивная пора//.

Ударение фразовое – выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//. Внутри такта (реже – фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций – логическое и эмфатическое.

Ударение логическое (смысловое ) – это ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание.

К появлению логического ударения приводит перенос синтагматического (тактового) ударения с последнего слова в синтагме (речевом такте) на другое слово; ср.: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора / и Есть в осени первоначальной / короткая / но дивная пора Логическое ударение может служить средством различения смысла внешне омонимичных, но различных по синтаксической структуре предложений: Очень обрадовало его / письмо брата и Очень обрадовало / его письмо брата.

Ударение эмфатическое (греч. emphatikos «выразительный»), эмоциональное. Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (! ) этих проблем нет [а у других есть].

 

Интонация как совокупность суперсегментных средств языка. Акустические компоненты интонации: мелодика, интенсивность, длительность (темп). Важнейшие функции интонации: коммуникативная, выделительная, организующая, эмоуилональная. Особенности интонации повествовательных, вопросительных и побудительных высказываний. Варианты интонационных единиц. Виды интонационных конструкций.

Слово «интонация» восходит к латинскому глаголу intono «громко произношу». Обычно оно означает совокупность просодических характеристик предложения: тона, длительности, громкости и так называемой фонации (качества голоса). Интонация, вместе с ударением, является одной из просодических характеристик звучащей речи, но уже на уровне ее большого отрезка (такта или фразы).

Интонация (лат. intonare «громко произносить») в широком смысле – это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка: звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся).

Интонациятакже трактуется как совокупность всех суперсегментных, или просодических средств языка (собственно интонация, ударение различных типов, паузы, мелодика, т.е. движение тона по фразе, перерывы различной длительности в звучании, тембр голоса, играющий важную роль, особенно в эмоциональной окраске речи).

Интонация в узком смысле – это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Интонационное членение. Членение звучащего текста на интонационные группы предопределено в первую очередь его семантико-грамматической структурой. Однако на него могут влиять и собственно фонетические факторы. Имеется тенденция разбиения потока речи на интонационные кванты, соотносимые с длительностью дыхательных групп, которые соизмеримы по продолжительности со «средним» предложением. Поэтому предложение часто совпадает с интонационной группой и обрамляется паузами (знак //): // Я убедил его приехать //|. Если время произнесения предложения превышает идеальный временной порог, оно может быть расчленено на интонационные группы («фонологические синтагмы») в соответствии с его коммуникативной и синтаксической структурой: // Я убедил его в том /, что необходимо приехать //. Здесь восходящий акцент в конце первой группы имеет структурную функцию, указывая на незаконченность высказывания.

Единица интонации – интонема, или интонационная конструкция. Различительные признаки интонационных конструкций – направление тона на гласном центра и соотношение уровней тона её составных частей. При сходстве направления и уровней тона в качестве различительных признаков используется длительность центров интонационных конструкций или усиление словесного ударения центра в результате большей напряженности артикуляции гласного, усиливающей отчетливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания. Выделяются следующие типы интонационных конструкций (см. Таблицу 8):

Таблица 8.

Тип интонационной конструкции (ИК) Основные признаки
ИК-1 На гласном центра нисходящее движение тона ниже предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. Употребляется при выражении завершенности: Он живет в Минске.  
ИК-2 На гласном центра нисходящее движение тона в пределах диапазона предцентра или незначительно ниже, усилено словесное ударение; уровень тона постцентра ниже центра, ниже среднего уровня. Употребляется при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом, требованиях Какая у него специальность? Закройте дверь!
ИК-3 На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже среднего. Употребляется при выражении вопроса, незавершенности, просьбы, оценки в предложениях со словами так, такой, вот: Там так красиво! Он такой вредный! Вот молодец!
ИК-4 На гласном центра нисходящее-восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра выше среднего, выше центра. Употребляется при выражении вопроса в предложениях с сопоставительным а; вопросов с оттенком требования, незавершенности (с оттенком официальности): А Павел? Ваш билет?
ИК-5 Имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго – нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. Употребляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какой у нее голос! Настоящая весна!
ИК-6 На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра также выше среднего, выше предцентра. Употребляется для выражения незавершенности (с оттенком приподнятости, торжественности), высокой степени количественного и качественного признака, действия, состояния: Все системы работают нормально! Воды набралось! Море!
ИК-7 На гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже центра, в конце гласного центра смычка голосовых связок. Употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки: Какой он охотник! Тишина!

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.

В общем случае небольшой набор ИК не способен описать всё разнообразие русских интонаций и удобен лишь для тех практических целей, для которых он и был разработан. Имеется большое число других просодических характеристик, и комбинаторные возможности интонации огромны.

Типы ИК во всем многообразии их реализаций, передвижения центра ИК, членение речевого потока составляют основные интонационные средства русского языка.

Функции интонации. Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и др. (т.е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция – выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы (речевые такты) и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности / незавершенности).

Интонация является средством выражение актуального членения предложения (тема и рема).

При помощи интонации детализируются смысловые отношения: интонация перечисления (Дома, улицы залиты светом); уточнения (Старшая сестра, Надя, окончила школу); вводности (Письмо, должно быть, отправлено), обособления (Цветы, собранные на росистом лугу, долго не вянут); обращения (Друзья! прекрасен наш союз! ) и т.д.

Интонация, например, выступает как средство выражения иронии, авторской оценки.

К сожалению, в последние десятилетия в речи молодежи, в молодежном теле- и радиоэфире наблюдается американизация интонации – привнесение в русскую речь интонационных элементов, свойственных американскому варианту английского языка, что, безусловно, не способствует повышению уровня культуры русской речи.

Резюме

Синтагма – интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.

Разное синтагматическое членение одного предложения создает различные высказывания, передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к сообщаемому факту. Синтагматическое членение может служить средством различения смысла внешне омонимичных, но различных по синтаксической структуре предложений. Синтагма является речевой единицей, в которой реализуются интонационные конструкции данного языка, синтагма структурно членится на ритмические группы, объединённые словесным ударением.Основное средство членения на синтагмы – пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков.

Наименьшей суперсегментной единицей является слог – минимальная произносительная единица, не имеющая собственного значения. Слог характеризуют как единство с гласным в качестве ядра (слогообразующим является гласный звук).

Фонетическое деление на слоги нельзя отождествлять с делением слова на письме для переноса, так как перенос наряду с фонетическими закономерностями учитывает морфемный состав словоформы.

Фонетическое слово – это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением. Главным критерием выделения в потоке речи фонетического слова является самостоятельное ударение. Безударные слова, примыкающие к ударному, называют клитиками.

Словесное ударение этовыделение одного слога в слове при помощи фонетических средств, служащее для фонетического объединения этого слова. Русское словесное ударение имеет качественные и количественные характеристики. В русском языке словесное ударение может падать на разные слоги и разные морфемы.

Ударение – это способ произнесения слова, важнейшее средство создания фонетической целостности, фонетического единства слова.

Ударение тактовое ( синтагматическое) – выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте.

Ударение фразовое – выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме).

Ударение логическое (смысловое ) – это ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание.

Ударение эмфатическое(эмоциональное) – выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова.

Интонация – это изменение основного тона при произнесении той или иной единицы языка: звука, слога, слова, фразы, предложения. Интонация в этом смысле может быть восходящая (акутовая, повышающаяся), восходяще-нисходящая, нисходящая (падающая, понижающаяся). Интонация в узком смысле – это ритмико-мелодическая окраска синтагмы или предложения в целом. Произношение языковой единицы с той или иной интонацией, или интонационное оформление высказывания называется интонирование.

Интонационное членение это членение звучащего текста на интонационные группы предопределено в первую очередь его семантико-грамматической структурой.

Единица интонации – интонема, или интонационная конструкция. Различительные признаки интонационных конструкций – направление тона на гласном центра и соотношение уровней тона её составных частей.

Функции интонации. Наиболее важная функция интонации связана с выражением цели высказывания: она характеризует его как сообщение, вопрос, возражение, обращение и др. (т.е. указывает на его так называемую иллокутивную функцию). Эта функция реализуется в основном с помощью тональных акцентов разных конфигураций. К ней примыкает еще одна функция – выражение оценок, в том числе экспрессивных (модальная функция). Она выражается различиями в интегральном уровне тона и фонационными средствами.

Кроме семантических, интонация выполняет и структурные функции: она осуществляет членение устного текста на предложения и синтагмы (речевые такты) и указывает на положение частей внутри целого (сигналы завершенности/незавершенности).

Интонация является средством выражение актуального членения предложения (тема и рема).

 

Контрольные вопросы

1. Что такое синтагма? Какие классификационные типы синтагм изучает фонетика? Каковы основные функции синтагм?

2. Охарактеризуйте слог как минимальную синтагматическую произносительную единицу. Какие типы слогов есть в русском языке?

3. Каковы основные правила слогораздела? В чём заключается слоговой принцип обучения чтению?

4. Что такое фонетическое слово? Что такое клитики и их типы?

5. Что такое словесное ударение? Каковы особенности русского словесного ударения?

6. Что такое акцентная характеристика слова?

7. Что такое тактовое и фразовое ударение? Как проявляется в речи логическое ударение и от чего оно зависит? Что такое эмфатическое ударение?

8. Что собой представляет интонация как суперсегментная единица? Что такое интонационное членение?

9. Что такое интонема? Какие типы интонационных конструкций выделяются в русском языке и как они реализуются в речи?

10. Каковы основные функции интонации?

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ №1

Задание 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания. Произведите фонетическое членение текста.

Осень

Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из(за) домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и б…грово(красных) деревьев.

Травка которой зар…сло всё село, то(же) как и ветлы была бы соверше(н, нн)о зелёная, если бы старые липы р…стущие в ограде не начали р…нять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер листьев хватило на то, чтобы зап…рошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди жёлто(зелёного) ярко поблескивает (не)широкая проезжая дорога.

В небе какое(то) стра(н, нн)ое соч…тание наивной голуб…зны и тёмных аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце и тогда ещё чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь (полу)опавшие липы старенькая колокольня.

Если с этой колокольни забравшись по (полу)истлевшим балкам и лес…ницам поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу ра…ширится круг…зор. Мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит село увидим может быть речку обв…вающую подножие холма, деревни, стоящие по реке, лес подковой охвативший весь пейзаж.

Вообр…жение может поднять нас (по)выше колокольни, тогда вновь ра…дадут…ся горизонты, и село которое только что было вокруг нас покаж…тся как бы сост…ящим из игрушечных домиков, слившихся в небольшую стайку посреди земли имеющей заметную планетарную кривизну.

Мы увидим, что земля опл…те(н, нн)а множеством тропинок и дорог. Те что (по)ярче, пожирнее, уводят к городам которые теперь можно увидеть с нашей высоты.

(По В. Солоухину)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь