Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Акцентологические нормы орфоэпии.



Акцентологические нормы – это нормы постановки ударения в слове, регулирующие выбор вариантов размещения ударного слога среди безударных. Русское ударение – самая сложная область русского языка для усвоения. В русском языке ударный гласный звук выделяют интенсивностью, длительностью и движением тона. Среди главных особенностей ударения в русском языке: 1) подвижность – это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода' – во'ду, хожу' – хо'дишь; 2) разноместность – это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый – и'конопись, на второй – экспе'рт, на третий – жалюзи', на четвертый – апартаме'нты. (но во многих языках мира ударение «прикреплено» к определенному слогу: во французском – к последнему, в польском к предпоследнему и т.п.); 3) наличие стилистически окрашенных и профессиональных типов произношения ряда слов (ко'мпас – общеупотр.; компа'с – проф.; добы'ча – общеупотр.; до'быча – проф.); 4) наличие нескольких акцентологических вариантов (одновре'менный и одновреме'нный; творо'г и тво'рог); 5) колебания при постановке ударения (то'рты и торты'; свёкла и свекла'); 6) ударение в собственных именах (Богда'н – имя; Бо'гдан – фамилия; Ивано'в и Ива'нов; комар – нариц. сущ. и Ко'мар – фамилия).

Разное ударение также у слов, которые принадлежат разным речевым стилям (книжному, нейтральному). Так, нейтральное слово деви'ца противопоставляется народнопоэтическому де'вица. При этом важно помнить, что просторечные и профессиональные слова не являются нормативными, и акцентологические нормы литературного языка на них не распространяются. В русском языке также есть слова, которые называют акцентологическими вариантами. Они обладают двойным ударением, однако часто один из вариантов становится более предпочтительным. Например, пара творо'г и тво'рог, где оба варианта правильны, но первый предпочтительнее. В некоторых словах русского языка имеют место колебания в постановке ударения. Среди таких слов джи'нсовыйджинсо'вый, по во'лнампо волна'м и др. Тем не менее в большинстве существительных нормативным считается только один вариант (наме'рение, изы'ск, столя'р, фено'мен и многие другие).

Бо'льшая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов санкционируется словарями как соответствующий норме, а другой – как неправильный. Например, поло'жил, мага'зин – неправильно; положи'л, магази'н – правильно. В других случаях варианты даются в словарях как равноправные: и'скристый и искри'стый.

Можно определить некоторые причины появления акцентных вариантов: 1) закон аналогии – больша'я группа слов с определенным типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышление ударение перешло с корня мы'шление на суффикс -ени- по аналогии со словами бие'ние, вожде'ние и т. п.; 2) ложная аналогия – неправильно произносят слова газопрово'д, мусоропрово'д по ложной аналогии со словом про'вод (электрический) с ударением на предпоследнем слоге; нужно произносить газопрово'д, мусоропрово'д; 3) развитие способности ударения дифференцировать формы слов – с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристру'ните и приструни'те; 4) смешение моделей ударения (чаще для заимствованных слов, реже в русских) – например, у существительных на -ия выделяют две модели ударения: драматурги'я (греческую) и астроно'мия (латинскую). В соответствии с этими моделями следует произносить: аcсиметри'я, индустр'ия, металлурги'я, терапи'я (греческая модель) и ветерина'рия, гастроно'мия, кулина'рия, логопе'дия, наркома'ния (латинская модель). Однако в живой речи происходит смешение моделей, вследствие чего появляются варианты; 5) действие тенденции к ритмическому равновесию (проявляется только в четырех-пятисложных словах) – если расстояние между ударениями в соседних словах оказывается больше критического (критический интервал равен четырем безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог; 6) акцентное взаимодействие словообразовательных типов – варианты в случаях запа'сный – запасно'й, перево'дный – переводно'й, взво'дный – взводн'ой, нажи'мный – нажимно'й, прили'вный – приливно'й, отв'одный – отводно'й объясняются акцентным взаимодействием отыменных и отглагольных образований: перево'дный (стиль) – от перевод, переводно'й (механизм) – от переводить и т.п. 7) профессиональное произношение: искра' (у электриков), до'быча (у шахтеров), компа'с, крейсера' (у моряков), ли'сточки (у портных), хара'ктерный (у актеров) и т. п.

Тенденции в развитии ударения. У двухсложных и трехсложных имен существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий слог. У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили тока'рь, конку'рс, насмо'рк, призра'к, деспо'т, симво'л, возду'х, жемчу'г, эпигра'ф (в настоящее время эти слова имеют ударение на предпоследнем слоге).

В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов: кварта'л (неправильно – ква'ртал); догово'р (неправильно – д'оговор); диспансе'р (неправильно – диспа'нсер); катало'г (неправильно – ката'лог).

У существительных женского рода также двух- и трехсложных наблюдается перемещение ударения с первого слова на последующий (прогрессивное ударение): ки'рза – кирза', ке'та – кета', фо'льга – фольга', фре'за – фреза'.

Ударения в разных по смыслу словах: разви'тый локон (от развить в значении «раскрутить») – развито'й социализм; ха'ос (в греческой мифологии) – ха'ос и хао'с (беспорядок, неразбериха); лоску'т (остатки в швейном производстве) – ло'скут (отдельный кусочек ткани).

 

Резюме

 

Орфоэпия – это совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке или раздел языкознания, изучающий нормы произношения, тесно связанный с фонетикой.

Орфоэпическая норма – это произносительный вариант, исторически сложившийся и распространённый среди большинства носителей языка как элемент русского литературного языка, закреплённый в словарях и справочниках, а также в другой научной и научно-популярной литературе.

Основными источниками отклонений от литературного произношения являются письмо и родной говор. Отклонения от литературного произношения под влиянием письма объясняются тем, что не всегда имеется соответствие между буквенным и звуковым видом слова. Причиной отступления от литературного произношения является родной язык или диалект говорящего.

Языковые нормы – явление историческое. Норма непрерывно изменяется под влиянием разговорной речи, местных говоров, различных социальных и профессиональных групп населения, заимствований и др.

Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, не поддерживает внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают местные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманные паузы.

Основной особенностью русского литературного произношения в области гласных является их разное звучание в ударном и безударном слогах при одинаковом написании. В безударных слогах гласные подвергаются редукции. Существуют два типа редукции – количественная (когда уменьшается долгота и сила звука) и качественная (когда в безударном положении изменяется сам звук). В русском языке произношение безударных звуков, обозначаемых на письме буквами о и а тяготеет к звуку [Λ ], близкому к [а]. Такое явление называется «аканье»; звуки, обозначаемые буквами е и я к звукуэ], такое явление называется «иканье».

Акцентологические нормы – это нормы постановки ударения в слове, регулирующие выбор вариантов размещения ударного слога среди безударных. Русское ударение – самая сложная область русского языка для усвоения.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое орфоэпия?

2. Что такое орфоэпическая норма?

3. Как орфоэпия связана с дикцией?

4. Когда начало складываться русское литературное произношение? Какие факторы влияли на его формирование?

5. Какие условия необходимы для нормализации и кодификации произносительного варианта?

6. Каковы основные источники отклонений от литературного произношения?

7. Почему орфоэпическая норма рассматривается как историческое явление?

8. Каково отношение к орфоэпической норме современных носителей языка?

9. Каковы основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка?

10. Каковы особенности произношения гласных звуков современного русского литературного языка?

11. Каковы основные нормы произношения согласных звуков?

12. Каковы основные правила произношения групп звуков?

13. Каковы особенности произношения отдельных грамматических форм?

14.Каковы особенности произношения аббревиатур в современном русском литературном языке?

15. Как, в соответствии с литературной нормой, произносятся некоторые имена и фамилии в современном русском литературном языке?

16. Каковы особенности произношения иноязычных слов в соответствии с нормами литературного языка?

17.Каковы основные акцентологические нормы современного русского литературного языка? Каковы причины появления акцентологических вариантов?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ №2

Задание 1. Какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в словах:

Акушер. атлет. афера, безнадежный, белесый, береста, блеклый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерстный, дебелый, дрема, желчный, иноплеменный, истекший, маневр, опека, планер, поблекнуть, оседлый, холеный, шлем. щелка.

Задание 2. Правильно произнесите слова (затранскрибируйте их). Возможно ли вариативное произношение отдельных слов?

Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинична, Кузьминична, Саввична, булочная, молочный, копеечный, порядочный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный, очечник, доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик, счастье, считать, исчерпать, рассчитать, расчистить, бесчеловечный, мужчина, перебежчик, вожжи, дрожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжёг, почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, чтобы, ничто, нечто.

Задание 3. Правильно произнесите слова, обратите внимание на произношение согласного перед буквой Е (затранскрибируйте данные слова).

Аннексия, агрессор, альтернатива, апартеид. атеист, бандероль, бассейн, берет, бизнес, бифштекс, гпнтели, дебаты, дегенерат, деградация, дезорганизация, декан, деквалификация, демаскировать, демилитаризация, демобилизация, дефект, дефис, дефицит, деформировать, интенсивно, интервал. интервент, кондекс, конденсация, корректный, музей, нетто, Одесса, пионер, пюре, резерв, резервуар, рейс, реквием, реле, сессия, тезис, темп, тенденция, теннис, термин, термос, тире, тоннель, фонема.

Задание 4. Пользуясь орфоэпическим словарём, определите произношение следующих слов.

Гротеск, идентичный, нонсенс, менестрель, егоза, еретик, коммюнике, абрис, либретто, возжжённый, капелла, фантасмагория, фельдшер, кессон, новелла, дребезжать, ренессанс, асимметрия, газированный, гофрированный, деструктуризация, дрессура, диез, адепт, аутодафе, вестерн, вундеркинд, галифе, дельта, денди, дерби, де-факто, де-юре, интернировать, кашне, кодеин, кортеж, кронштейн, мартен, модерн, морзе, партер, патетика, полонез, рейтинг, реноме.

Задание 5. В приводимых ниже словах выделен ударный звук в соответствии с данными словарей конца ХIХ – начала ХХ века. Сопоставьте такое произношение с современным и сделайте вывод о динамичности произносительных норм.

Авар и я, автоб у с, а гент, археол о г, библи о тека, буржу а зия, геогр а ф, госпит а ль, демократ и я, ди а лог, долл а р, кат а лог, клим а т, с о рвал, пр о спал, н а звал, удво и ть, ускор и ть, зат о рмозить.

Задание 6. Отметьте слова, в которых неверно выделен ударный звук.

Аг е нт, б а лованный, дозиров а ть, в е рба, дон и зу, алфав и т, балов а ть, дон е льзя, докрасн а, вкл ю чен, зав и дно, аэропорт ы, жалюз и, дос у г, кле и ть, вероисповед а ние, жд а ла, мол я щий, докум е нт, бр а ла, закуп о рив, катал о г, крас и вее, лг а ла, зан я л, к о рысть, включ и м, жил о сь, нав е рх, з а темно, д е фис, лектор о в, б а луясь, д о суха, гнал а, вкл ю чишь, ерет и к, кварт а л, звон и м, мусоропров о д, л ы жня, красив е йший, лил а, вз я ла, з а нятый, занят а, крем е нь, ворв а лась, навр а ла, исст а ри, моза и чный, клал а, вкл ю чит, кил о метр, надел и т, кровоточ и ть, загн у тый, звон и шь, бухгалтер о в, кр е нится, налит а, дов е рху.

Задание 7. Отметьте слова, в которых верно выделен ударный звук.

Гр а жданство, к у хонный, засветл о, дожд а лась, н а чал, перезв о нит, крал а сь, э ксперт, шарф ы, т о рты, надорв а лась, бант ы, кровоточ а щий, пр и даное, соз ы в, нед у г, понял а, убр а ла, обесп е чение, свекл а, дисп а нсер, щем и т, щ а вель, парт е р, изб а лованный, облегч и т, ч е рпать, ц е мент, средств а, пр и был, добел а, дозв о нятся, нар о ст, нарв а ла, полож и ть, п о ртфель, т о тчас, нач а ть, прин у дить, н о гтя, нач а вший, с и роты, нач а тый, н а чавшись, некр о лог, оп о шлят, вр у чит, н а жита, сл и вовый, торт о в, прин я л, углубить, о птовый, сверл и т, обнял а сь, насорит, пон я вший, рвал а, об о дришься, ободрен а, ободр и ть, обогнал а, осв е домиться, обостр и ть, ст о ляр, прозорл и ва, сор и т, стат у я, средств а ми, приручённый, создана, корм я щий, звал а, рвал а, сн я ла, бр а ла, искл ю чит, вр у чит, надел и т, воспринял а, назв а лась, занял а, гнал а сь, опломбиров а ть, отозвал а сь, принуд и ть, угл у бить, укр е пит, од о лжит, окр у жит.

Задание 8. Затранскрибируйте слова в соответствии с орфоэпическими нормами.

Свекла, яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель.

Задание 9. Впишите в таблицу существительное, которому соответствует по значению прилагательное с выделенным ударным звуком.

Слова для справок: аргументы, генералы; рукава, стихи; путь, ключ; почвы, огурцы; карандаш, узник; манёвр, лист; экзамен, бланк; радиоприёмник, значение; тоннель, возраст; на платформу, в мысли; пункт, клич; потомок, болезнь; социализм, ребёнок, волосы; пасьянс, атлет; красота, преступление; пятница, поцелуй; признак, роль; особенность, рулет.

Важны
Важны
Длинны
Длинны
Запасной
Запасный
Засоленный
Засолённый
Заточенный
Заточённый
Обходной
Обходный
Переводной
Переводный
Переносной
Переносный
Переходной
Переходный
Погруженный
Погружённый
Призывной
Призывный
Проклятый
Проклятый
Развитой
Развитый
Развитый
Сложенный
Сложённый
Совершённый
Совершенный
Страстной
Страстный
Характерный
Характерный
Языковой
Языковый

Задание 10. Поставьте ударение в следующих словах. Впишите данные слова в столбцы таблицы в соответствии с акцентологической нормой.

I.Абрис, агент, айва, апартаменты, апостроф, арба, асбест, асимметрия, аспид, атлас, баржа, бармен, боязнь, бронировать, бюрократия, валовой, ветеринария, видение, гастрономия, генезис, гербовый, гренки, давнишний, джинсовый, диалог, диоптрия, договор, древко, дремота, дымопровод.

II. Еретик, завсегдатай, заиндеветь, заискриться, запершись, злоба, знамение, иконопись, иначе, индустрия, инсульт, инсценировать, ирис, исчерпать, йогурт, камбала, каучук, кашлянуть, квашение, кета, кирза, кичиться, кишки, кладовая, коклюш, колледж, костюмированный, крапива, красивее, кроссовки, кулинария, лассо, лексикограф, ломота, ломоть.

III. Маркетинг, мастерски. маркировать, медикаменты, мельком, менеджмент, мизерный, мокрота, мосты, мускулистый, мытарство, мытарь, мышление, наверное, наголо, наискось, намерение, начать, некоторый, обеспечение, обетованный, облегчить, обувщик, одновременно, одолжишь, озвучение, озлобленный, ополоснутый, осмысле6ние, отзыв, паралич, пережитое, петля, плесневеть, пломбировать, пила, пиццерия, порты, премировать. приближенный, пуловер.

IV. Разомкнутый, ракушка, ремень, ретироваться, ржаветь, сажень. сведущ(ий), сироты. сливовый, созыв, сосредоточение, станковый, таможня, танцовщица, творог, тефтели, тирания, туфля, украинский, умерший, усугубить, факсимиле, феномен, фетиш, форзац, формировать. хаос, хлопок, ходатайство, характерный, хозяева, холеный, христианин, цемент, центнер, цыган, черпать, чихнуть, шасси, щелковица, шрифты, щавель, щебень, эксперт, языковой.

ГРАФИКА

1. Графика как раздел науки о языке. Возникновение и развитие письма у восточных славян. Из истории русской графики.

2. Графические средства. Русский алфавит. Названия букв, особенности русской графики: передача на письме буквами сильных позиций (фонем); взаимообусловленность гласных и согласных фонем в пределах слога.

3. Слоговой принцип русской графики. Его проявление в обозначении на письме твёрдости и мягкости согласных фонем и фонемы < j>. Отступления от слогового принципа. Значения гласных и согласных букв, значение Ъ и Ь.

 

***


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь