Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Шва 12. Личностно-ориентированные уроки
• Нарисуйте алгоритмическое дерево. • Напишите сочинение «Что такое алгоритмический стиль мышления? » • Придумайте заклинание, с помощью которого можно быстро запомнить определение алгоритма. • Составьте рассказ, в котором используется как можно больше служебных слов алгоритмического языка. • Расшифруйте аббревиатуру АЛГОРИТМ. • Выберите задачу из учебника. Решите ее. Придумайте как можно больше новых задач с ее содержанием (обратная задача, задача с продолжением, задача с избытком/недостатком данных, измененное условие, аналогичная задача для другого исполнителя и т. п.). Сколько задач из одной исходной у тебя получилось? Почему? Ответы запиши в тетрадь. • Вопросы—ответы. Придумай по изучаемой теме 5 вопросов. Оформи 15 карточек «вопрос—ответ», на которых напиши по одному правильному ответу на каждый вопрос и по два неверных ответана каждый вопрос (всего 3 карточки на каждый вопрос). На уроке проверь знания своего одноклассника (протестируй его с помощью карточек). Какую отметку заработал твой одноклассник? А ты? Почему? • Нарисуй концепт темы, изложенной в учебнике, рассказанной учителем/учеником. Предложи однокласснику, воспользовавшись твоим концептом, восстановить учебный материал (проговорить его, написать конспект к нему). • Поиграем в игру «Цепочка решений». Каждый из учеников сейчас выберет несложную задачу для решения. Собираемся в группы по 6 человек. По команде ведущего вам предстоит решать все задачи одновременно так: листок с заданием переходит из рук в руки через 1 мин; вам необходимо быстро сообразить, какую задачу вы решаете, до какой степени она решена, чем ее нужно дополнить; дописать очередную команду в алгоритм. Побеждает команда, быстрее других решившая все задачи. Проверяем решения на компьютере. • Решите задачу и напишите рецензию на собственное решение. • На следующем уроке вам предстоит быть учителем. Что вы будете рассказывать по теме «Команда выбора»? (или по другой теме). Напишите план собственного выступления. • Оцените продуктивность вашей работы на уроке: какие виды деятельности вами были выполнены, какие результаты получены, что мешало / помогало достичь таких результатов. Предложите свои критерии оценки продуктивности работы на уроке. Информатика • Напишите рефлексивное сочинение «Как меня нужно обучать алгоритмическому языку? » Задания когнитивного (познавательного) типа • В науке все подлежит измерению: температуру измеряют при помощи термометра — в такого типа приборах используется интервальная шкала; вес человека (рост, возраст) тоже измеряют при помощи шкалы. Предложите свою шкалу и объясните принцип измерения красоты, чувств, способностей человека (7—9 классы, тема: «Роль информатики в научном мировоззрении»). • Постройте модель развития человечества. • Спрогнозируйте развитие информационного общества. • Задание-рассуждение. Ответьте на вопрос: «Не попадет ли человечество в полную зависимость от компьютера»? • До изучения темы попытайтесь предложить свою версию истории развития вычислительной техники. • Вирус ЭВМ и вирус человека: точки соприкосновения и различия. • Смоделируйте ситуацию выхода «компьютерного монстра» из-под контроля человека. • Предложите свою версию «живучести» десятичной системы счисления. • Представьте, что вы сигнал, поступающий в компьютер. Расскажите о том, что с вами происходит (ваши ощущения, чувства). • Обследуйте объект с различных точек зрения (ученого-теоретика, ученого-практика, искусствоведа, пользователя ЭВМ, хакера, обывателя, историка), используя их методы и средства выражения. • Изобразите момент создания первой ЭВМ или момент «озарения» (прихода мысли о создании первого механического устройства для счета. • Найдите сходства и различия: а) между процедурой и функцией пользователя в языке Паскаль (во внешнем виде, в работе); б) у ЭВМ разных поколений. Результат оформите в виде экскурсии по музею компьютера; в) в использовании Интернета и библиотеки. • Исследуйте использование команды ветвления «если..., то...» в произведениях конкретного поэта. • Постройте электронную таблицу (диаграмму) по исследованию динамики воспитанности класса (конкретного ученика) на протяжении учебы в школе. Глава 12. Личностно-ориентированные уроки • Даны некоторые объекты моделирования (фигуры, состоящие из множества одинаковых элементов). По внешнему виду объекта требуется: — определить, из каких элементов состоит объект; — как эти элементы организованы; — сконструировать в среде Раий данные объекты (9 класс, тема: «Моделирование»). • В каких учебных предметах или сферах деятельности можно встретить слова «диск», «дерево», «сектор». Дайте определения этих терминов для каждого приведенного примера. • Дайте определение виртуального мира доступными вам средствами (словесное описание, логическая схема, символ). • Назовите термины, связанные с компьютерами и информатикой, которые употребляются в других предметах. • Попробуйте объяснить, почему манипулятор типа «мышь» так назван? Как бы его назвали вы? • Предложите как можно больше рисунков, основой которых служит круг (треугольник, квадрат) (7—9 классы, тема: «Графический редактор»). • Какие счетные устройства использовали в древности? • Какая структура алгоритма «спрятана» в поговорке? Коси коса, пока роса. (Цикл «Пока».) Сделал дело — гуляй смело. (Неполное ветвление.) От умного научишься, от глупого разучишься. (Ветвление.) • Почему в языках программирования используется латинский алфавит, а не русский? • Сравните алгоритмический язык и язык программирования Паскаль. • Придумайте способ перевода из бит/сек в м/с. • Измерьте в битах «Балладу № 4» Ф. Листа. • Составьте схему (таблицу) сходств и различий основных офисных приложений (текстовый редактор, графический редактор, электронная таблица, СУБД). Задания креативного (творческого) типа • Придумайте свою непозиционную систему счисления. Объясните, кому (планете, народу, племени или роду) и почему принадлежит данная система счисления. • Придумайте свой язык программирования. • Создайте правило умножения числа из одной системы счисления на число из другой системы счисления. Информатика 289 • В информатике для кодирования различной информации применяются 0 и 1. Вспомните, придумайте, предложите примеры явлений и действий, которые можно закодировать с помощью 0 и 1. • Придумайте вопрос, на который невозможно ответить неправду. • Придумайте, найдите, предложите задачи на использование различных систем счисления. • Придумайте способ дистанционного управления компьютером. • Используя графические возможности ТП Мвга*, нарисуйте компьютер будущего (человека разумного, компьютерный вирус, Интернет, рисунок на тему «ПК в моем будущем»). • Напишите сочинение на тему «Как бы я преобразовал кабинет информатики». • Создайте графический проект «Парки нашего города», «Путеводитель по городу». • Придумайте новую единицу информации, обоснуйте свой выбор. • Сформулируйте закон перехода количественной информации в качественную. • Выведите закон распространения слухов, информации. • Смоделируйте определение количества информации. • Представьте визуально (рисунок, макет, поделка) вирус и антивирусную программу. ' • Составьте глоссарий по теме. • По заданной блок-схеме составьте нестандартную задачу, сказку, пословицу, поговорку, примету. • Придумайте вредный совет по использованию ЭВМ. • Придумайте сказку о похождении бита в стране «Компьютеррии». • Возьмите интервью у создателя первого вируса, антивирусной программы, Доктора \УЕВ. • Составьте словарь для начинающего программиста (основные правила создания программы). • Придумайте рифму, а затем стихотворение: Пользователь____________ Интернет__________ Адрес____________ Послание___________, _ • Сочините оду старому компьютеру. • Составьте итоговый тест по теме. • Подготовьте литературный обзор «О программах, отмычках, взломанных файлах и несанкционированном копировании». 10.Э-794 290 Глава 12. Личностно-ориентированные уроки • Напишите сочинение-рассуждение «Свистнешь бит — будешь бит». • Составьте родословную своего компьютера. • Составьте кроссворд с ключевым словом — названием темы урока. • Составьте сборник нестандартных задач «Информационная шкатулка». • Придумайте гимнастику для пользователя ЭВМ. • Создайте образ компьютерного вируса (рисуночный, музыкальный, танцевальный, словесный). • Выпустите фотогазету «ЭВМ вокруг нас», книги лучших программ на языке Паскаль по задачам из сборника «Информационная шкатулка», создайте видеофильмы «Архитектура ЭВМ», «Применение ЭВМ», «ЭВМ + интеллект =? » • Разработайте опорные конспекты по теме. • Составьте алгоритм действий при обнаружении вируса. • Составьте памятку по работе с командой. Задания оргдеятелъностного типа • Алгоритмические сочинения — это когда текст можно представить в виде базовых алгоритмических структур (следование, развилка, обход, цикл) как графическую схему. Написать алгоритмическое сочинение на тему «Как я готовлюсь к урокам информатики» или «Как получить хорошее образование». • Разыграйте переход человечества от первых систем счисления (камешки, ракушки...) к первым непозиционным системам счисления (единичная) (7 класс, тема: «Историй систем счисления»). • Разработайте спортивно-информационную игру «Веселые старты по информатике» или спортивную олимпиаду по информатике. • Проанализируйте выполнение целей урока по отношению к себе. • Составьте рецензию на ответ, реферат товарища. • Разработайте индивидуальный план работы по текущей теме. • Разработайте систему домашних заданий по выбранной теме для будущих десятиклассников. • Проведите урок-экскурсию «Компьютер — наш друг», «Здравствуйте, я — компьютер! », викторину «Верю — не верю». СВ. Масюкевич, учитель информатики, г.Череповец, участник дистанционного курса «Развитие одаренности школьников». После знакомства с темой «Целеполагание» я поняла, что целью для ученика может стать Информатика грамотно сформулированное задание. Я выбрала для создания таких целей-заданий тему «Информация» из информатики и начала продумывать набор творческих заданий для учеников разного возраста. Внезапно пришло озарение: задания рождались сами собой, а я едва успевала их записывать. Я успела записать 55 заданий, но это не окончательное число, они продолжают рождаться. 1. Эссе «Материальное и духовное в понятии " информация" ». 2. Придумайте и изобразите символ информации. 3. Постройте классификацию информационных процессов. 4. Что такое информационная культура? 5. Тренинг «Что нужно знать и уметь человеку, чтобы его можно было назвать компьютерно грамотным? » 6. Представьте себя компьютером, вживитесь в этот образ и напишите от его имени рассказ-впечатление от первой встречи с вами-пользова-телем. 7. Придумайте метод подсчета количества информации в сообщении, единицы измерения информации. 8. Чем отличаются понятия «данные» и «информация»? 9. Исследуйте способы добывания информации применительно к себе. 10. Напишите сочинение «Информационная модель мира». 11. Найдите как можно больше способов хранения (передачи/кодирования) информации. 12. Составьте иерархию важности свойств информации для ученика средней школы. 13. Исследуйте применение информационных технологий в школе во временной линии (-50 лет, настоящий момент, +50 лет) — в течение века. 14. Смоделируйте прибор для передачи информации о решении задачи своему товарищу по классу. 15. Придумайте задачу. Оцените информационный объем ее условия, ее решения, ее ответа. 16. Взаимоотношение входной и выходной информации. Найдите и опишите факторы, влияющие на объем выходной информации. 17. Информационные потери. Что это? Как добиться того, чтобы их не было совсем? 18. Источник и приемник информации, их взаимосвязь. Предложите несколько структур передачи информации. Приведите примеры из жизни. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы