Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль русских народных игр в духовно-нравственном развитии дошкольников. Даниленко Ирина Валентиновна БДОУ Г. ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД №116 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»



Современная ситуация свидетельствует о том, что помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. В частности, утрачиваются традиции, которые крепко связывали старшее и младшее поколение. Недостаточное внимание к проблемам возрождения русской традиционной культуры в воспитании детей может привести к без духовности, к утрате у детей желания проявлять себя творчески. Поэтому так важно, начиная с дошкольного возраста передать детям те духовно-нравственные ценности и устои, патриотические настроения, которые еще живы в людях старшего поколения, воспитывать чувство любви к Отечеству, к своему народу, к своей малой родине.

 На современном этапе главная задача духовно-нравственного воспитания дошкольников – приобщение к фольклору, к традиционному народному искусству, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки и способности.

Сегодня в дошкольной педагогике делаются последовательные шаги в этом направлении. Музыкальные руководители, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, строят музыкально-воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания и опыт, педагоги-практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы приобщения детей к народным играм, танцам, применяют их в разных группах детского сада.

В частности, одно из направлений русского народного творчества – игра.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

 По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» и т.д.). 

 Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации, ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

 Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: « Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

 В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.  

Если мы будем наблюдать детство, мы увидим, что первыми источниками незаинтересованной радости ребенка являются – сначала песня, а потом игра.

 Раньше всего на утеху и радость человеку является музыка, сопровождающая и утешающая его в минуты печали, облагораживающая все его существо и приближающая его ко всему человечеству, говоря общим для всех, не переводимым на слова и в то же время общепонятным для всех языком.

 За песней идет второй спутник ребенка - игра. Как только он начинает яснее сознавать все, что его окружает, у него является желание все, что он видит и слышит, воспроизводить, он начинает играть почти беспрерывно, игра является неисчерпаемым источником его радости. В игре он постоянно перевоплощается, живо переживая все это своей творческой фантазией.

Сплетая игру с песней, ребенок находит свою стихию. Для игры ребенок берет материал из окружающей его среды. Если материал этот красив, интересен, то и игры будут хороши, если же кругом одни будни жизни, то и игры будут малоинтересными.

Самое же естественное, специально для того созданное сочетание игры с песней, представляют собой хороводные народные песни, имеющие большую художественную ценность и по своей простоте и наивности как нельзя более подходящие к детскому пониманию.

 Народные песни с хороводами являются богатым материалом для музыкальных инсценировок, представляя собой естественное сочетание игры с песней. Русские хороводы представляют собой плясовые игры-песни, в них музыка и драматизация к ней связаны между собой неразрывно.

И игра, и музыка приучат ребенка создавать общий порядок, стройную согласованность действий, причем музыка требует внесения в этот порядок красоты, но опять-таки, красоту туда внесет лишь художественная музыка.

 Итак, проводя правильно музыкальные игры, мы не столько развлекаем детей, сколько закладываем фундамент развития таких высоких чувств, как эстетическое и социальное.      

 

 

47.  Русские народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников. Зубачёва Е.В., Чечукова Н.А. МБДОУ детский сад №33 «Малинка» г. Ульяновск

В современных условиях вопросы, связанные с организацией поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в ДОО, имеют особую актуальность. Данный вопрос подчеркивается в «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» (2006), в проекте «Концепции поликультурного образования в России» (2010).

Поликультурное воспитание дошкольников представляет собой процесс, направленный на ознакомление детей с культурой не только своего народа, но и других, с ее уникальностью и своеобразием; на воспитание уважительного и толерантного отношения к ценностям и традициям других народов.

По мнению исследователей, дошкольный возраст – это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности.

Подвижная игра с правиламиэто сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Воспитательное значение народных подвижных игр в поликультурном воспитании огромно.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

Большое значение придавала использованию русских народных подвижных игр А. П. Усова. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русскими народными подвижными играми, они должны, прежде всего, знать историю их появления и уметь в доступной форме донести эту информацию дошкольникам.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Значительная часть русского народного творчества связана с язычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Одна из древнейших игр из русского детского фольклора – горелки. О ней писал С. К. Якуба: «Русские историки прямо связывали горелки с обычаями славян‑язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее – Купалы), посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, чтобы встретить в чистоте восходящее светило».

О происхождении самого названия игры – «Горелки» – свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен… поется: „Не огонь горит, не смола кипит, А горит‑кипит ретиво сердце по красной девице“… Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом‑громовиком и земля принимается за свой род.

В зимние Святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, унаследованными от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь – образ Солнца, которое будят, слегка шутливо укоряют, ждут от него тепла: «Будет, Дремушка, дремать, полно, Дрема, стыдно спать. Встань!»

Для святочных посиделок были характерны подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену.

Широко распространено было на Масленицу катание молодежи с ледяных гор. Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В. Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений.

   Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, дошедших до наших дней, является «Штандер». Эта игра очень старая, в нее играли еще в XIX в. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. На вечерках, на гуляниях играли в такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие.

Детские народные подвижные игры не только отражали обрядовые традиции, носили отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения. Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли‑продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, а финалом игры, как правило, является бег.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» показывает совсем другую жизнь. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, ритуальность «светских» отношений.

Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное – несъедобное».

Из поколения в поколение, от старших к младшим, передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было определить как современный детский игровой фольклор.

В практике работы с детьми дошкольного возраста МБДОУ №33 «Малинка» используются разные виды русских народных подвижных игр, способствующих физическому развитию детей.

В работе с дошкольниками часто используем народные игры, в которые дети очень любят играть «Дед-Мазай и зайцы», «У медведя во бору», «Хвост Бабы Яги», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Колечко», «Караси и щука» и другие. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей и вызывают положительные эмоции.

Русские народные подвижные игры не только способствуют оздоровлению ребенка, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач. Таким образом, русские народные подвижные игры являются эффективным средством поликультурного воспитания, содействуют ознакомлению дошкольников с культурой и традициями российского народа.

Литература:

1. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. М.: Академия, 2007. 240 с.

2. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. / О.В. Гукаленко. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. 512 с.

3. Детские народные подвижные игры /Сост. A.B. Кенеман, Т. И. Осокина. – М., 1995.

4. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика‑Синтез, 2008.

Основы духовно-нравственного воспитания. Малафеева Елена Викторовна, воспитатель, Тимакова Наталья Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 49 «Жемчужинка» города Димитровграда Ульяновской области

 Важнейшим фактором возрождения российской государственности и культуры, национального достоинства и нравственного здоровья народа является духовно-нравственное воспитание молодежи. Необходимо способствовать формированию у молодых людей целостного мировоззрения, основой которого, традиционно для России, является культура Православия. Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами и является приоритетом таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости и т.д. И как точно подметил В.А.Сухомлинский: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». А педагог для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. Именно от педагога требуется не только помочь ребенку добывать знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим.

Хочется вспомнить слова В.А.Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».

Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы.

Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в образе жизни, традициях, обычаях. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Мы, конечно относимся уважительно и толерантно ко всем религиям, но нужно помнить и не забывать, что Россия, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Одна из проблем современного образования состоит ещё и в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. К сожалению, воспитывая подрастающее поколение современная, светская педагогика не делает акцент на то, что большинство былинных героев из народных сказок Алеша Попович, Добрыня, Илья Муромец (который почитается в России святым и его мощи покоятся …), и т.д. были воспитаны православной Россией. А малышам скорее более известны персонажи – оборотни: человек-паук, Бетмэн, нежели герои-богатыри и красавицы - умницы Василисы. А в какие игрушки играют наши дети? Достаточно зайти в магазин игрушек, где можно увидеть кукол с синевато-бледными уродливыми лицами, с большими головами, заостренными ушами и с торчащими клыками, трансформеры с ужасными гримасами. Кто-то сознательно извращает сознание и несформировавшиеся эстетические вкусы наших детей. Следует помнить, что дошкольное детство – время интенсивного развития человека, накопление социально значимого опыта, формирование отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном возрасте происходит освоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания, пробы сил в различных направлениях.

Но, к сожалению, уже в дошкольном возрасте мы можем наблюдать начальные проявления детской лжи, жадности, лукавства, жестокости. И способствует этому такие компьютерные игры, которые позволяют разрешать игровые ситуации с помощью насилия или даже убийств и тем самым развивают у детей агрессию и жестокость. Многих дошкольников уже сейчас отличает заметная сосредоточенность на себе – детский эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной, так и в моральной сферах.

Вместе с тем в этом возрасте возможно успешное воспитание поведения в соответствии с идеалами, взятыми из жизни святых, сказок, художественных произведений, из образов средств массовой информации.

Для организации работы по теме: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников» в нашем ДОУ организован кружок «Азбука добра». Материалы к системе работы по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников основаны по программе «Добрый мир» Л.Л. Шевченко, годовом цикле православного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных праздников.

Занятия по программе «Добрый мир» рассчитаны на 2 года (для детей 5 - 7 лет). В основу занятий положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, и о нравственных нормах поведения в духе Православия. Занятия проводятся в форме увлекательной игры, беседы, игры – драматизации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей – это не просто проведение определенного цикла занятий, а прежде всего живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл в детской продуктивной деятельности ирежимных моментах: прогулка, игровая деятельность, совместная деятельность взрослых и детей. Тематика рисования, лепки, аппликации, ручного труда, чтение сказок и других художественных произведений для душеполезного восприятия с последующим обсуждением, заучивания стихов, коллективный труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста. В тематических праздниках присутствует традиционное угощение: на Пасху – кулич, Рождество – конфеты, Масленицу – блины и т.д.

Занятия по данной программе проводятся как в первую, так и во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей. Содержание занятий может изменяться, дополняться различными видами деятельности, которые на взгляд педагога будут способствовать реализации программного содержания.

Нужно отметить, что наши занятия не перегружены назидательностью, а содержат доступный, понятный ребятам информационный минимум, который при необходимости можно еще сократить или расширить в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей.

Приобщение детей к православию, изучение традиций Православных праздников позволяет здоровых детей научить внимательному, заботливому отношению к тем, кто нуждается в их помощи, а детям с особенностями психофизического развития дать ощущение успешности, равенства, скорректировать зарождающиеся негативные черты характера, вызванные чрезмерной опекой или, наоборот, равнодушием окружающих.

Не смотря на то, что детский сад светское образовательное учреждение, православное воспитание не противоречит задаткам дошкольного образования, а напротив, обогащает и дополняет содержание педагогического процесса уникальным материалом.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь