Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Древние представления о мужском и женском принципах внутреннего мира человека.
С Истинным наблюдающим Я и ложным переживающим Я могут быть сопоставлены и другие понятия древней философии.. Пуруша и пракрити – многоплановые фундаментальные понятия индуизма, соответствующие мужскому и женскому основополагающим принципам бытия. Одним из многочисленных аспектов проявления пуруши является сознание Истинного Я, а пракрити – ложного переживающего Я [12]. Санскритская терминология вообще отличается богатством синонимов, отражающим многоплановость, взаимопроникновение и взаимопересечение различных аспектов древнеиндийских представлений. В указанном выше аспекте понятие пуруша отражает общее состояние внутреннего наблюдателя - как зависимого от переживающей части, проходящего постепенный процесс освобождения от переживаний, так и полностью освобожденного от психики Наблюдателя, достигшего высшего уровня своего развития [12]. В зависимости от уровня развития внутреннего наблюдателя термин пуруша может снабжаться разными определениями. Так, найтья пуруша – зависимый наблюдатель, который постепенно добивается независимости от переживающей части Я. Чайтья Пуруша, пранамайя пуруша, маномайя пуруша, виджнянамайя пуруша – это все более и более высокие ступени развития наблюдающего Я, способного охватить взглядом все больший и больший диапазон психических состояний различных уровней – ощущений, чувств, эмоций, мыслей, воли. Высший Пуруша, Парапуруша, супраментальный Пуруша, или Пуруша Блаженства – эти термины обозначают внутреннего наблюдателя, полностью освобожденного от всех уровней психики и достигшего высшего уровня развития [12]. Как уже отмечалось выше, санскритские термины, соответствующие истинному и ложному Я в тексте Бхагавадгиты переводятся также как дух и душа [6]. Это связано с тем, что слово душа́ в русском языке означает различные чувства, мысли и страсти, а дух - более высокую ипостась внутреннего мира человека, которая влечет и направляет его к росту, развитию и самосовершенствованию [15]. Аналогом индуистского дуализма пуруши и практири является дуализм мужского принципа ян и женского инь в даосизме. Из этого основного дуализма происходят различные пары противоположностей, к которым, в частности, относятся душа хунь, переводимая как анимус, и душа по, переводимая как анима [44], [68] . Один из аспектов дуализма анимуса и анимы представлен в концепции коллективного бессознательного К.Г.Юнга [71] Однако не только из древнекитайских источников, но также из трудов самого К.Г.Юнга можно узнать и о другом аспекте этого дуализма [68]. Согласно древнекитайской теории души, единая природа человека разделяется на анимус и аниму, так что Таким образом, понятия древней философии, соответствующие мужскому и женскому принципам внутреннего мира человека, такие как Истинное и ложное Я, пуруша и пракрити, дух и душа, душа хунь и душа по, небесная душа и земная душа, первичный дух и сознательный дух, анимус и анима - могут быть сопоставлены с наблюдающим Я и переживающим Я. Проблема данного дуализма заключается в том, что Истинное наблюдающее Я привязано к ложному переживающему Я, или, иными словами, «анимус связан путами анимы» [6], [44]. Эта проблема имеет непосредственное, хоть и не очевидное отношение к понятию привязанности. Привязанность. В современной научной психологии привязанность является характеристикой межличностных отношений и понимается как привязанность к значимым близким в позитивном аспекте любви [79]. В древнеиндийской науке привязанность имеет более широкий смысл отношения человека к любым своим ценностям вообще, и понимается в негативном аспекте зависимости и порабощенности. Если с точки зрения современной науки привязанность следует поощрять и укреплять, то с точки зрения древней философии, наоборот, следует освобождаться от привязанности как от пагубной зависимости. В русском переводе Бхагавадгиты для отображения вышеуказанных отношений употребляется термин привязанность. Понятие привязанности также может быть сопоставлено с аспектом древнеиндийского понятия гун. Гуны – важнейшая многоплановая категория индуистской философии, в широком смысле означающая качества и свойства природы [12]. Слово «гуны» в переводе с санскрита буквально означает «верёвки», «путы» [18]. Одним из аспектов понятия гун является привязанность человека к определенным качествам и свойствам, проще говоря – к определенным ценностям. С помощью гун, - «веревок», «пут» - Я привязывается к разным вещам, одушевленным и неодушевленным, испытывает к ним определенные чувства и отношения и удерживается, как в темнице, в плену этих чувств, вследствие чего отождествляется с переживаниями ложного Я. Согласно Бхагавадгите, Арджуна был привязан к своему долгу перед обществом с одной стороны, и к этическим идеалам милосердия - с другой стороны. Именно привязанности к этим ценностям стали причиной внутренней борьбы и страданий царевича. Поэтому привязанности рассматриваются в Бхагавадгите как негативный фактор, способствующий страданиям человека и препятствующий личностному росту. Рис. 3. Путы, символизирующие привязанности человека к своим ценностям. В древнеиндийских текстах, включая Бхагавадгиту, гуны часто называются «гунами материальной природы», поскольку этими «веревками», «путами» наблюдающее Я привязывается к восприятию внешнего материального мира и поэтому теряет способность видеть внутренние содержания, ввергаясь в материальное существование - в бездуховность. Когда наблюдающее Я становится достаточно сильным, чтобы преодолеть эти привязывающие силы, разорвать эти «веревки» и отделиться от переживаний, именно тогда Истинное Я поднимается над ложным Я и разрешается болезненная проблема человека.
Рис. 4. Человек, разорвавший путы привязанностей, освобождает Истинное наблюдающее Я. Ценностные ориентации. В современной научной психологии понятие ценностной ориентации означает стремление человека обладать ценностями того или иного вида. Существует достаточно много классификаций человеческих ценностей, на которых мы не будем останавливаться подробно [13]. В индуизме различным ценностным ориентациям человека соответствую различные виды гун. Каждый вид гун соответствует привязанности к определенной ценности, от которой человек может получать удовольствие или страдать при утрате. Выделяют три основные гуны. Гуне благости соответствует привязанность к знанию, к этическим идеалам. Эта гуна просвещает и возвышает человека, но одновременно не позволяет ему выйти за пределы имеющихся знаний и представлений. Гуне тьмы соответствует привязанность к иллюзиям и болезням. К этой гуне, в частности, может быть отнесено современное представление о выгоде от болезни [50]. Гуне страсти соответствует привязанность ко всему, что доставляет удовольствия. Эта гуна заставляет человека стремиться к чувственным наслаждениям или страдать при их утрате, и препятствует познанию своего внутреннего мира. К гунне страсти может быть отнесено научно психологическое понятие привязанности, понимаемое в смысле отношения к значимым близким, т.к. со значимыми близкими у человека связаны самые разные удовольствия и страдания при их утрате. Подобно древнеиндийским представлениям, нижеследующие библейские строки отражают негативный аспект привязанности к значимым близким: «Я [Господь] пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку - близкие его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» [Мф 10:35-38]. Чем сильнее человек привязывается к близким, тем сильнее он впадает в зависимость от своих чувств к ним, и тем труднее ему отделить от своих переживаний Истинное наблюдающее Я. К значимым близким имел сильную привязанность герой Бхагавадгиты Арджуна. Во враждебном клане, представителей которого ему предстояло убивать в сражении, было много его родственников и друзей. Бог Кришна рекомендует Арджуне разорвать эти «путы», препятствующие освобождению Истинного Я [6]. Важнейшая задача йоги – отделение Истинного наблюдающего Я от переживаний, связанных с привязанностями. Привязанности, т.о., представляют собой сопротивление переживающего Я по отношению к отделению наблюдающего Я. Сопротивление. Согласно определению З.Фрейда, сопротивление - это сила, которая поддерживает болезненное состояние [55]. То, что ученые постигают в результате исследования, поэты и художники понимают интуитивно. Стихи персидского поэта XIII в. Джалаладдина Руми в художественной форме также говорят о сопротивлении как о причине страданий человека: Боль существует только в сопротивлении Радость - только в принятии. Даже события, наполненные болью, Становятся радостными, Когда мы принимаем их с открытым сердцем; Даже события, наполненные радостью, Превращаются в болезненные, Если мы не принимаем их. Нет такой вещи, как плохой опыт. Есть просто сопротивление тому, что есть [37]. В научном психоанализе под сопротивлением понимается сила, противодействующая осознанию бессознательных содержаний [19]. Однако та же сила, которая вытесняет неугодные психические содержания, одновременно и привязывает Я к замещающим симптомам. Человек впадает в зависимость от своих симптомов, привязывается к ним, так как от своей болезни он получает выгоду [50]. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы