Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Бескорыстная деятельность.
В современной научной психологии под деятельностью понимается стремление человека к различным целям, направленное на удовлетворение потребностей [22]. Однако психическое напряжение стремления к цели конвертируется в мышечное напряжение, создающее «мышечный панцирь». Соответственно, отсутствие стремления к цели при осуществлении деятельности предотвратило или устранило бы мышечные зажимы, способствуя оздоровлению организма. Такую деятельность без стремления к цели, без привязанности к результатам Бхагавадгита называет бескорыстной деятельностью, понимая под деятельностью жизнедеятельность как таковую, и не обязательно внешнюю, но, главным образом, внутреннюю жизнь человека. Бескорыстную деятельность не следует путать с альтруистической. Альтруистическая деятельность также направлена на удовлетворение потребностей субъекта - в искуплении, либо в признании, поощрении, благодарности. По меткому выражению Шри Ауробиндо, альтруизм есть наиболее утонченная форма эгоизма [38]. Целью бескорыстной деятельности не является удовлетворение потребностей. Бескорыстная деятельность, как и йога в целом, направлена на достижение правильной позиции наблюдающего Я. Если в процессе деятельности Я стремится к какой-то цели, значит, Я имеет привязанность к этой цели. Привязанное переживающее Я будет сопротивляться отделению наблюдающего Я от отношений к цели и от всех сопутствующих переживаний. В процессе карма-йоги человек развивает способность действовать без стремления к цели, без привязанности к результатам своей деятельности. Вследствие этого психика очищается от сопротивления, человек освобождает Я от конфликтов и обретает способность действовать наиболее плодотворно. Обычный человек, сознательно преследуя в жизни какие-то цели, не понимает, что на самом деле им управляют высшие законы судьбы. Судьба использует его стремление к личным целям как средство для достижения Высших целей, недоступных его пониманию, желая иногда чему-то его научить, иногда что-то в нем изменить, иногда за что-то его наказать или наградить. Героя Бхагавадгиты Арджуну судьба хотела научить бескорыстной деятельности, освобождению Истинного наблюдающего Я от переживаний по поводу неспособности разрешить внутренний конфликт. Если бы Арджуна последовал этическому запрету убийства и отказался от сражения, то он не выполнил бы долг перед своим народом, и все равно не достиг бы внутренней гармонии. Стремление к одной цели препятствует достижению других целей. Поэтому выбор в пользу любой из своих личных целей - в пользу отказа от убийства или в пользу сражения - не избавил бы царевича от душевного разлада. По рекомендации Бога Кришны Арджуна должен был обесценить свои личные цели, разорвать привязанности к соответствующим ценностям, разрубить их мечем взгляда Высшего наблюдателя. Арджуна должен был принять жизнь такой, какая она есть – наполненной борьбой, разрушением и страданием, не оказывая этому никакого сопротивления. Если бы Арджуна отказался от боя, его отказ ничего не изменил бы в целом. Разрушение и убийства все равно царили бы в природе – таков ее закон. Природа и человеческая жизнь существуют в двух противоположных аспектах – творения и разрушения. Поэтому Арджуне следовало понять, что на поле боя он должен действовать не как индивид, преследующий личные цели, а как орудие сверхличной силы, проявляющейся в вечном великом творении и разрушении. Арджуна не должен был сопротивляться действию этой силы судьбы - таким методом его психика должна была очиститься от сопротивления [42]. Когда в процессе карма-йоги адепт освобождает Я от переживаний по поводу целей и результатов своей деятельности, когда он перестает сопротивляться, стремиться, привязываться и зависеть – именно тогда он обретает свое Истинное Я и понимание высших целей судьбы. Бог Кришна так наставляет своего ученика: « Сражайся во имя сражения и не думай о счастье и горе, потерях и приобретениях, победе и поражении. Действуя так, ты никогда не навлечешь на себя греха » [6, с. 128]. Эту же суть передают известные слова Б.Пастернака: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать» [29]; также слова Р.Киплинга: «Запомни, что успех и пораженье – две лживых маски на лице одном» [17]. «Время войне и время миру». Победа и поражение, война и мир, счастье и горе –противоположности двойственности, «два войска» - ложные, иллюзорные представления о жизни, словно маски, скрывающее ее истинную сущность целостности и единства. Как древние, так и современные художники достигали подобного уровня восприятия, которое было исследовано К.Г.Юнгом и названо им «художническим видением» [70]. С царевичем Арджуной можно сравнить героя другого художественного произведения – романа Л.Н.Толстого «Война и мир», князя Андрея Болконского [47]. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы