Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Карма-йога и конфликт амбивалентности.
Навязчивые повторения судьбы преодолеваются в процессе карма-йоги, практикум по которой излагается в Бхагавадгите от лица Бога Кришны как символа Высшего Я. Карма-йога – один из четырёх основных видов йоги, основанных на учении Бхагавадгиты. Карма-йога представляет собой метод развития Я до уровня Высшего Я путем развития правильной позиции по отношению к своим поступкам и вообще к своей судьбе. В жизни человек часто оказывается «между двух огней» - между своими желаниями и запретами. Царевич Арджуна принадлежал касте кшатриев - воинов, чьим долгом была защита интересов своего народа. Однако внутренняя этическая позиция запрещала ему убивать людей. Арджуну терзала душевная борьба, которая на языке современного психоанализа называется конфликтом амбивалентности. Сравним поход Бхагавадгиты к амбивалентному конфликту с психоаналитическим подходом. Психоанализ рассматривает, в основном, вытесненный конфликт, замещенный симптомами. Ставится задача осознания конфликта с целью устранения симптомов. В процессе осознания вытесненных содержаний укрепляется наблюдающее Я пациента. В Бхагавадгите рассматривается открытый конфликт, который уже возбужден и еще не вытеснен. Герой сознательно хочет последовать этическому запрету, отказавшись от активных действий, поскольку этим путем произошла бы минимизация его страданий. Однако при этом подверглось бы вытеснению желание Аоджуны выполнить социальный долг. Тогда наблюдающее Я потеряло бы возможность наблюдать это вытесненное состояние. Поэтому Бог Кришна ставит превентивную задачу не допустить потерю наблюдательной способности Я. Для этого Арджуне рекомендуется занять правильную позицию по отношению к сложившейся ситуации, то есть рассматривать эту ситуацию как свою внутреннюю борьбу, а не внешние события. Тогда царевич сможет отождествиться с наблюдающим Я. С этой правильной позиции царевич увидит, что наилучшим поведением для него является активная деятельность. Бог Кришна рекомендует Аржуне отказаться не от сражения, а от ухода от борьбы, от сопротивления естественному ходу событий, от подавления своего внутреннего конфликта. Обычный человек, отказываясь от подавления влечений, преследует цель удовлетворения этих влечений. Адепт йоги, отказываясь от подавления, преследует совершенно другую цель – достижение правильной позиции внутреннего наблюдателя, отделение и освобождение Истинного Я от переживающего ложного Я. Если бы конфликт был вытеснен, его полюса не были бы видны внутреннему наблюдателю, и наблюдающее Я снизило бы свою наблюдательную способность – важнейшую ценность йога. Правильная мотивация помогает адепту йоги отнестись к своим действиям и их результатам отстраненно - «философски». При этом происходит сублимация низших форм удовлетворения переживающего Я в высшие формы удовлетворения Истинного Я. Можно с удовлетворением (Истинного Я) отметить, что современный психоанализ делает первый шаг на пути карма-йоги, решая частную задачу устранения вытеснения определенных влечений. В процессе психоаналитической терапии психоаналитик, подобно Богу Кришне, имеет дело с внутренним конфликтом пациента и ставит задачу осознания этого конфликта как борьбы двух противоположно направленных сил. В психоаналитическом процессе наблюдающее Я должно подняться над частным амбивалентным конфликтом. Йога же ставит более общую задачу кардинального возвышения внутреннего наблюдателя до уровня Высшего Я, называемого «сознанием Кришны». Чакры и пояса Райха. Для решения сложной задачи осознания Высшего Я адепт йоги овладевает специальными знаниями о структуре психики. В современной научной психологии имеется несколько подходов к структуре психики. Так, З.Фрейд рассматривал структурные составляющие Ид, Эго и Супер-Эго [60]. Структура психики по К.Г.Юнгу состоит из сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного [70]. В отечественной психологии общепринят подход советского психолога В.А. Ганзена в виде системы взаимосвязанных психических функций, таких как сознание, внимание, память, перцепция, аффект, воля, мышление и т.д. [10]. В древнеиндийской науке структура психики представляется подобной системе струн, издающих различные по частоте вибрации. Вибрации души можно сравнить также с электромагнитными волнами, поэтому каждому уровню психической энергии можно поставить в соответствие определенный цвет видимого спектра. Различные уровни психической энергии связаны с чакрами - психоэнергетическими центрами в теле человека, расположенными вдоль позвоночника. Слово «чакра» в переводе с сансрита означает «круг», «колесо», «диск» [18], [38], [45]. В процессе йоги человек самосовершенствуется, и, как «семиструнная гитара», претерпевает настройку «струн» своей души. Рис. 6. Душа человека подобна семиструнной гитаре, а также семицветной радуге. Шесть нижних чакр соответствует психическим состояниям, с которыми привязанное к удовольствиям и страданиям Я вынуждено вести постоянную борьбу. Лишь наивысшая седьмая чакра Сахасрара, расположенная чуть выше головы, соответствует состоянию освобожденного от психики Высшего Я. С системой чакр непосредственно связано представление об энергии кундалини. В переводе с санскрита кундалини означает «свернутый кольцом», или «свернутый змеёй» [18]. С энергией кундалини часто сопоставляется либидо.
Рис. 7. «Пробуждение кундалини» Изначально энергия кундалини сконцентрирована на уровне низшей чакры Муладхары, связанной с инстинктами продолжения рода и самосохранения, и может подвергаться сублимации в более высокие формы, что отличает также либидо. В йоге осуществляется сублимация энергии кундалини, постепенно повышающая ее уровень от низшей чакры вплоть до наивысшей. Этот процесс соответствует повышению уровня наблюдающего Я, постепенно охватывающего взглядом все более и более высокий диапазон психических уровней. Сублимация такого масштаба приводит к полному преобразованию энергетической структуры человека и становлению Я Высшим, или Сверхдушой, или Брахманом [1]. Вильгельм Райх (1897-1957), австрийский и американский психолог, неофрейдист, совершенно независимо от древнеиндийской науки открыл семь энергетических колец - «поясов Райха» в теле человека, являющиеся основой его психоэнергетической структуры. Поскольку в концепции В.Райха рассматриваются только мышечные зоны, расположенная выше головы чакра Сахасрара не имеет аналога в его концепции.
Рис. 8. Чакры и пояса Райха. В.Райх считал, что весь мир пропитан универсальной энергией – оргоном. Как известно, к выводу о существовании подобной энергии приходили и древние, и современные мыслители, и называли ее разными именами: Ци, Прана, Кундалини, Либидо, Оргон – все это различные аспекты жизненной энергии [46]. Согласно В.Райху, невозможность свободного выражения чувств приводит к блокированию оргонной энергии. При этом невыраженные чувства подавляются и конвертируются в мышечные зажимы, что способствует формированию «мышечного панциря» и развитию заболеваний. При расслаблении мышечных зажимов происходит освобождение от вытесненных психических содержаний и исцеление от болезней. На основе своих представлений В.Райх разработал метод лечения – телесно-ориентированную терапию. Работа с мышечными зажимами по методу В.Райха позволяет расслаблять зажимы в направлении сверху вниз. Метод В.Райха основан на совместном действии физических упражнений и психоаналитических техник [34],[35], [36]. Для сравнения укажем, что в кундалини-йоге процесс освобождения энергетических центров (т.н. «разворачивания змеи кундалини») происходит снизу вверх по чакрам, а в интегральной йоге Шри Ауробиндо – сверху вниз, как и в терапии В.Райха [38]. Не только концепция В.Райха, но и техника работы по освобождению оргонной энергии, очевидно, отчетливо приближается к древнеиндийской традиции, несмотря на то, что терапия В.Райха преследует гораздо более скромные цели, чем йога. Дополнив психоанализ телесно-ориентированной техникой, В. Райх сделал важный шаг по направлению к методам йоги, использующим связь между психикой и физическим организмом для решения сложнейшей задачи выделения и развития внутреннего наблюдателя. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы