Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психологическое поле субъекта деятельности.



В рамках философии карма-йоги Бог Кришна разъясняет Арджуне понятия «поле деятельности» и «знающий поле», которые, как и другие индуистские понятия, имеют соответствия в современной научной психологии.

Субъект деятельности воспринимает  поле своей деятельности как внешнюю по отношению к себе ситуацию, как часть внешнего мира. В рамках этого восприятия он осуществляет свою деятельность, направленную на преобразование этого мира [22].

Идуистское понятие поле деятельности обозначает качество восприятия человеком поля своей деятельности как внешнего мира - макрокосма.

Уровень восприятия Арджуны изначально представлял собой поле деятельности, т.к.  действительность выглядела для него как внешнее поле боя.

Современная психология продвигает человека по тому же пути познания, что и древняя.

Хорошо известна теория психологического поля немецкого и американского психолога Курта Цадека Левина (1890-1947), относящаяся к направлению гештальтпсихологии. Согласно этой теории, человек живет, действует, развивается в психологическом поле окружающих его объектов. Каждый объект внешнего мира вызывает к себе определенное отношение, под влиянием которого человек осуществляет свою деятельность.

При создании своей теории К. Левин опирался на общность законов материального и психологического мира. Он экстраполировал на психические явления теорию электромагнитного поля Д.К.Максвелла и математическую модель пространства-времени Г. Минковского, одновременно используя основные представления психоанализа [20], [32].

Психологическое поле К.Левина является аналогом индуистского понятия поле деятельности

Знающий поле.

В критический момент Бог Кришна разъясняет царевичу, что его восприятие действительности как внешней ситуации в конце концов и привело его к тяжелому душевному конфликту. Для освобождения от страданий Арджуне было рекомендовано переключить внимание с внешнего мира на свой внутренний мир, который должен стать его объектом познания.

В том, что ранее Арджуна воспринимал как сражение, он должен увидеть интроект - свои представления о сражении. В том, что ранее он воспринимал как внешний мир, он должен увидеть интроект - свои внутренние представления о мире.

Сама ситуация, в которой происходила проповедь Кришны, была ситуацией ожидания сражения. Однако и в ожидании событий человек, как правило, воспринимает действительность как непосредственно сами события.

Всякий раз, размышляя о каких-то событиях, мы уверены в их реальности и материальности. И всякий раз наше состояние - это лишь ожидание будущего или воспоминание о прошлом, более или менее отдаленном. Всякий раз нас обманывает наше восприятие, поэтому переживающее Я, воспринимающее реальность как внешнюю, в индуизме называется ложным Я и противопоставляется Истинному Я, воспринимающему  внутренний мир.

Изложенная в Бхагавадгите проповедь Бога Кришны приподнимала Арджуну с уровня восприятия внешнего  мира переживающим Я на уровень наблюдения внутреннего мира Истинным наблюдающим Я.

Когда человек интроецирует поле своей деятельности, он поднимается на более высокий уровень восприятия и познания. Тогда объектом его познания становится внутренний мир – микрокосм. Уровень восприятия внутреннего мира в Бхагавадгите называется знающим поле.

Поле деятельности – это уровень восприятия ложного переживающего Я; знающий поле – это уровень восприятия Истинного наблюдающего Я.

Таким образом, если субъект деятельности воспринимает предметы внешнего мира, то наблюдатель более высокого уровня, знающий поле, способен воспринимать интроекты - представления о предметах как объекты своего внутреннего мира.

Известный сторонник и последователь древней философии К.Г.Юнг называл эти представления о предметах беспредметными познавательными образами, подчеркивая тем самым отсутствие материального предмета познания при наличии представления о нем [76]. Отделение наблюдающего Я от представлений, связанных с восприятием объекта, К.Г.Юнг называл «отвязыванием сознания от объекта» [68].

К.Г.Юнг создал концепцию поля абсолютного знания, или объективного смысла, согласно которой микрокосм содержит в себе беспредметные образы всех творений и представляет собой поле абсолютного знания обо всех вещах в мире.

В юнгианском поле абсолютного знания, или объективного смысла без труда узнается современное понятие информационного поля [23], [76]. Юнгианская концепция поля по своей глубокой сущности является ближайшим аналогом видения Высшего Я, знающего поле.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь