Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Реинкарнация как навязчивое повторение судьбы.
Доктрина реинкарнации занимает центральное положение не только в Бхагавадгите, но и во всех индийских религиях. Вера в переселение душ является очень древней. Эта идея существовала в тотемизме, ее принимали древнегреческие философы, такие как Сократ, Пифагор, Платон [21]. Как это ни удивительно, фрейдовская концепция навязчивого повторения в судьбе по сути аналогична идее реинкарнации. Согласно З.Фрейду, бессознательные содержания могут быть причиной того, что в судьбе человека регулярно воспроизводятся одни и те же ситуации, часто не зависящее от особенностей его характера и поведения, а приходящие как бы извне. З.Фрейд писал: «в жизни не невротических людей … эти явления производят впечатление преследующей судьбы, демонической силы, и психоанализ с самого начала считал такую судьбу автоматически возникающей и обусловленной ранними инфантильными влияниями» [56, с.19]. Влияние навязчивого повторения З.Фрейд считал «большей принудительной силой, чем отодвинутый им в сторону принцип удовольствия» [56, с. 21]. В индуизме навязчивые повторения болезненного опыта как в пределах одной судьбы, так и в разных воплощениях, находят схожее по сути объяснение. Не осознанные причины внутренних (и внешних как проекции внутренних) конфликтов человека переносятся в следующее воплощение вместе с его бессмертной душой. Они снова и снова помещают человека в сходные жизненные обстоятельства, снова и снова заставляют страдать из-за одних и тех же проблем и искать выход из одних и тех же ситуаций. Цикл таких перевоплощений, воспроизводящих в порочном круге одни и те же неразрешимые проблемы и страдания, в индуизме называется «колесом кармы» (более известно буддийское название - «колесо сансары») [28]. Основное различие между идеей реинкарнации и позицией З.Фрейда, т.о., заключается в том, что бессознательные причины навязчивого повторения по З.Фрейду закладываются в детстве, а причины реинкарнации - в предыдущих воплощениях. Идея реинкарнации волновала не только древних, но и современных исследователей, среди которых в первую очередь следует отметить такого выдающегося специалиста как канадско-американский биохимик и психиатр Ян Стивенсон (1918 - 2007), посвятивший большую часть своей жизни изучению феномена перевоплощения. Профессор Стивенсон исследовал случаи наличия у детей и взрослых верифицируемой информации о прошлых жизнях. Исследования Я.Стивенсона основаны на тщательной проверке данных и строгих научных доказательствах взаимосвязей между фактами текущей и прошлой жизней испытуемых. Все данные исследований Я. Стиверсона подтверждены, задокументированы и официально опубликованы (см., напр., [42], [81]). Приверженцем идеи реинкарнации был также К.Г.Юнг, изложивший свои представления в работе «О перерождении» [83]. К.Г.Юнг имел волнующие личные воспоминания, заставлявшие его верить в реинкарнацию. Он считал, что в прошлой жизни жил в XVIII веке, и удивительно чётко помнил карету, в которой ездил, туфли, которые носил. К.Г.Юнг считал, что является инкарнацией своего деда, который умер задолго до рождения К.Г.Юнга и который, по слухам, был родным сыном самого Гёте [66]. Для справки отметим, что у таких народов как эскимосы, североамериканские индейцы и евреи считается, что в ребенка переселяется душа деда или иного родственника [31]. Воспоминания прошлых жизней могут возникать спонтанно, как это происходило у К.Г.Юнга и у испытуемых Я.Стивенсона. О своих спонтанных воспоминаниях писал также Великий духовный учитель, мастер крийя-йоги, миссионер распространения йоги на Западе Шри Парамаханса Йогананда (1893-1952): «Мои самые ранние воспоминания охватывают анахроничные черты прошлого воплощения; в моей памяти явственно всплывали картины давней жизни, когда я был йогином и обитал среди Гималайских снегов» [64, с. 3]. Однако йоги могут и целенаправленно применять определенную технику, чтобы вызвать воспоминания предыдущих жизней. Совокупность древних и современных идей навязчивого повторения в судьбе наводит на мысль о том, что навязчивое повторение обязано неразрешенным в прошлом воплощении конфликтам. Последние же, в свою очередь, могут способствовать травматическому раннему опыту ребенка, закладывающему в его бессознательное менее глубокие причины неблагоприятного развития судьбы. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы