Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сомнение Может Быть Полезным



Нервничают все. На самом деле, один из самых больших и общий страхов всего человечества - это стоять перед толпой и говорить. После сотни выступлений большинство комиков теряют нервяк, но при этом, почти что все нервничают перед началом шоу. Помни об этом. Ты не один такой, нервничать - это естественная часть процесса. Фактически, если ты нервничаешь перед выходом на сцену - то это очень позитивный знак, который показывает, что ты переживаешь о том, чтобы хорошо выступить и том, какой будет от этого результат. Это переживание в сочетании с небольшой неопределенностью может стать идеальным топливом, с помощью которого ты можешь стать крутым комиком.

Без этого топлива ты можешь продвинуться не так далеко, как бы мог. Это одна из причин, по которой я иногда бываю рад тому, что я не идеально смешной человек. Серьезно. О да, я родился с какой-то толикой остроумия, но я ни разу не смешной, если сравнивать меня с некоторыми комиками, которых я знаю. Они по-настоящему смешные парни. Им очень легко вызывать смех, и они не прикладывают к этому каких-то особых усилий. И как результат… некоторые из них не работают над собой, от чего страдают их таланты. Если ты не уверен насчет своих способностей, то мужайся и принуждай себя к тому, чтобы буквально “продавливать” себя к успеху. В далекой дороге нет лучшего средства, кроме тяжелой и кропотливой работы, так что переживай о том, что ты делаешь, и не забывай о неуверенности в себе (но без фанатизма). Но заметь, есть важная разница между маленьким состоянием тревожности и нервозности от того, что ты плохо подготовился. Если ты не репетировал целый день или не писал неделю, то твоя тревожность может быть опасной: так что за работу!

 

Сегодня Ничего Не Значит

 

Нервная энергия может быть также отличным ресурсом или топливом на сцене, особенно если ты знаешь, как заставить это работать на себя, а не против. Во-первых, чтобы избежать слабости из-за дрожащих нервишек - пробуй смотреть на всё в перспективе. Каждый лажает и слабо выступает. Обычно я сравниваю страдания от слабого выступления со страданиями, которые бывают во время родов. Мы склонны к ошеломляющей эгоцентричности, когда проваливаемся - думаем, что людям важен наш провал. Им плевать на наши провалы, особенно на открытых микрофонах. Не важно насколько слабо ты выступил, через 20 минут все забудут о тебе и о том, что ты там говорил. Всегда напоминай себе “сегодня ничего не значит. Имеет значение только то, кем я собираюсь быть через пять лет”. Я до сих пор так делаю.

 

Попытайся Расслабиться

Это аксиома для многих актерских техник, которая означает, что человеческое тело не может быть на пределе своих выразительных способностей, если оно не расслаблено. Поэтому, вместо того, чтобы быть в состоянии некой нервозности, выступающий должен быть максимально расслаблен перед тем как выйти на сцену. Но ты можешь сказать: “Если последние три парня жестко лажали и просаживали зал всё глубже и глубже, и моя очередь уже подошла, то как я могу тут РАССЛАБИТЬСЯ?” Ну, вставь наушники в свой телефон/плеер и попытайся послушать любимую музыку. Многим комикам это отлично помогает. Или найди место в клубе, возможно в задней комнате, что находится максимально далеко от сцены, где ты можешь просто сесть и расслабиться. А самое лучше, что тут ещё можно придумать - это принять ту позицию, в которой можно немного подремать. Также может помочь растяжка - разомни плечи, шею - это снимет с них зажатость.

 

Разминка

 

И сейчас самое время не только хорошо расслабиться, но также размять свои губы и лицо. Самое лучше - это повторить вслух несколько скороговорок, особенно на те звуки, которые у тебя проседают. Также для разминки мышц лица можешь поделать несколько разнообразных смешных гримас, одну за одной. Это также поможет тебе немного психологически расслабиться.

Также для психологического расслабления отлично подойдет импровизационная игра, в которую я сам часто играю. Игра заключается в том, что ты берешь любой предмет и стараешься придумать ему несколько применений, изображая это. Например, я беру карандаш и сначала отыгрываю его как сигару, потом как шприц с героином, потом как монобровь, потом как скалку и т.д. Не ограничивай себя, отыгрывай то, что приходит тебе на ум. Это также может быть отличным упражнением, если делать его с другими комиками, передавая этот объект от одного к другому.

 

Повторение Материала

Многие комики пытаются расслабиться перед выступлениями с помощью повторения своего материала. Я делаю также, но думаю, что лучше делать это про себя или вспоминать схему выступления, либо тихонько бормотать весь текст в полголоса. Никогда не ищи какое-либо тихое место в клубе (гримерка, пустой зал и т.д.), чтобы полностью, громко, со всеми отыгрышами прогонять свой материал перед самим выступлением. Такая репетиция заберет у тебя очень много сил, лучше сохрани их для сцены.

 

Репетиция

 

Я репетирую везде, где только можно. В душе, пока иду в магазин, в автобусе, в прачечной. Иногда я просто про себя прохожусь по новому материалу. Иногда я что-то говорю в полголоса. Как ты уже догадался, я часто ловлю на себе странные взгляды прохожих, но я понял, что этим я особо их беспокою, а значит это того стоит. Если уж говорить начистоту, то я отношусь к своей творческой стороне как к ребенку. Моему маленькому ребенку. И ему нужна еда. И хотя у меня нет ребенка (пока), я представляю, что должен делать всё максимально возможное, чтобы кормить его. И я стараюсь делать то же самое и для своей творческой стороны. Она заслуживает этого не меньше.

Но тихое повторение материала, пока сидишь в ресторане не идёт в сравнение, когда ты повторяешь свой материал дома, один, в тихой комнате, с такой же громкостью как и на сцене, используя своё тело, руки и лицо. Когда я только начинал, я купил микрофон со стойкой и тренировался с ней каждый день как минимум по часу перед зеркалом во весь рост. Я не берусь утверждать, что такой способ подойдёт для всех, но я предлагаю хотя бы его попробовать. Также держи рядом стакан с водой на табуретке или стуле, а также блокнот и ручку. Не нужно брать с собой только сет-лист, потому что во время такой полной репетиции очень приходят мысли, добивки и даже целые шутки, которые необходимо записывать. Да я знаю, это немного скучно - стоять одному в комнате, прогоняя свой материал снова и снова, но часто такое упражнение помогает привести мозг в плодотворное состояние.

А также возьми с собой наручные часы, чтобы ты смог засечь сколько занимает твоё выступление со всеми драматическими моментами, с паузами после шуток для смеха. Больше чем другие, стендап можно назвать искусством секунд. Буквально, я думаю, что с твоей стороны будем разумным, если ты начнёшь работать над своим чувством течения времени.

Репетируй отдельные шутки, но не забывай, что повторение материала большими кусками по 5-6 шуток за раз может магическим образом отшлифовать грубые углы между ними и найдешь наиболее гладкие переходы для них. Ты также можешь захотеть прослушать записи своих репетиций. Тут у тебя не будет реакции зала (если, конечно, твоя спальня не на станции метро), но прослушивание себя таким способом может быть очень полезным.

Также, пробуй подавать свой материал не только тестируя громкость, но и скорость. Некоторые комики доходят до того, что ставят себе метроном и тестируют разные скорости своей подачи, в зависимости от установленной частоты. А если в хороших отношениях с менеджером бара, в котором ты обычно выступаешь, то попробуй порепетировать таким образом на их сцене. Приди за несколько часов до шоу, когда они ещё только будут открываться, поговори с менеджером и скорее всего он тебе разрешит залезть на сцену, включить свет и немного порепетировать. Запомни, твоя цель - это научиться чувствовать себя на сцене также комфортно, как ты себя чувствуешь у себя дома на своём любимом стуле.

Регулярные репетиции помогут тебе также улучшить твою память. Чем больше ты прогоняешь свой материал, тем больше ты его запоминаешь. И помни, если ты будешь лучше знать свой материал, если будешь способен помнить свои шутки и передавать их зрителям максимально чисто, то тем больше ты будешь практиковаться в его подаче и отыгрыше, нежели в его вспоминании.

 

Реквизит

 

Неважно как медленно ты двигаешься, важно то, когда ты остановишься

— Конфуций

 

Полотенце, книжка с заметками, водяной пистолет. Как и в музыке, в реквизите есть своя уникальная сила и ценность. Но в отличие от музыки (особенно от вступительной музыки, которая, как я верю, будет использоваться с большей утонченностью), когда комик использует реквизит на сцене, то внимание всей публики перетягивается на реквизит. Реквизит или “момент реквизита” очень интересен, потому что большинство комиков предпочитают говорить о вещах, нежели их показывать.

Другими словами, когда комик рассказывает шутку, то он обычно делится описанием произошедшего или идеей. Он делится этим в контексте ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, но чаще всего, контексте того, ЧТО БЫЛО. Но когда комик показывает реквизит или делает с ним что-то смешное, то он (комик) переходит из сферы описательного в ту сферу, где все происходит прямо здесь и сейчас. Какого-либо перевода информации для аудитории (с личного опыта в коллективный) тут не требуется, потому что комик не делится личным опытом с аудиторией. Вместо этого тут используется коллективный опыт. Для меня этот опыт - ключ, которым владеет сила момента реквизита.

По факту, моменты использования реквизита иногда могут вызвать настолько сильную реакцию, что комики, которые это используют, часто заканчивают этим свои выступления. Также это имеет смысл и с точки зрения переходов. Переход от шутки (описания) к реквизиту (коллективный опыт) повышает непосредственность. Тогда как, переход от момента реквизита снова к описательным шуткам, требует того, чтобы зрители снова настроились на них, что может быть опасным, потому что во время такого перехода комик рискует потерять внимание, как своё, так и публики.

В своей работе я не использую какой-либо реквизит, но мне иногда нравится вбрасывать что-то, чтобы держать аудиторию в напряжении. Но также я верю, что моменты с реквизитом могут быть опасными, и не только из-за риска нарушения перехода. Во-первых, одна из главных целей традиционного стендапа - это выглядеть спонтанным и неподготовленным. А внезапное доставание банки с огурчиками из твоего кармана совсем не выглядит спонтанным. Как результат, такие вещи имеют риск разрушить представление зала о том, что “этот паренек говорит прямо здесь и сейчас, выдумывая всё на ходу”.

Кроме того, если ты вытащишь банку с огурцами не осторожно, а резко и внезапно, то это будет выглядеть так, что ты выпрашиваешь реакцию. Это может показаться топорной (и даже отчаянной) уловкой, чтобы вызвать смех. В каких-то ситуациях такие прямые приёмы могут работать и удивлять, в других они могут работать против комика. Потому что все мы знаем, как неудобно ты себя чувствуешь, когда от тебя кто-то чего-то ждёт, а ты при этом не особо уверен в том, что хочешь дать. И ещё, несмотря на опасности этих моментов реквизита, большинство успешных комиков используют случайный реквизит, и зал в итоге одобряет это. Пожалуй, моменты реквизита работают, только если они искусно представлены и при этом очень зрелищны. В конце концов, это же шоу-бизнес.

 

Другие Таланты

 

У тебя харизма Клинта Иствуда? Крутые магические трюки? Можешь жонглировать? Ты можешь говорить на десяти языках? Рассказывать по-настоящему смешные шутки в изящном и уникальном стиле нелегко, обычно это занимает несколько лет практики и обучения. Но как только тебе становится комфортно рассказывать шутки на сцене, к тебе обычно приходит идея - а что если попробовать на сцене что-то новое? То, что ты отыгрываешь на сцене - это и есть ты. То, что ты показываешь должно быть насыщенно жизненной энергией, буквально быть продолжением тебя и ты будешь удивлен каким гибким это может быть. C верой (и небольшим количеством работы) ты можешь включить в свой стендап абсолютно всё. Но, чтобы это было уместно в твоём стендапе, оно должно обладать как минимум одним качеством - это должно быть смешно.

 

Магические трюки

 

Я баловался разными магическими трюками несколько лет и в определенный момент понял, что можно попробовать включить их в мой стендап. И до сих пор у меня никогда не было с этим никакого успеха, и я думаю, что догадываюсь почему. Когда выступающий играет на гитаре или жонглирует или пародирует известную личность, никто в зале не думает “да как он это, черт подери, делает?” Конечно, если выступающий очень хорош, то люди определенно удивляются и находятся в благоговейном трепете перед его талантами и даже иногда думают “я бы никогда так не смог”. Но, строго говоря, но их никто не одурачивает тем, что он делает.

Но магические трюки, которые сделаны хорошо и профессионально, одурачивают людей. И поэтому люди традиционно воспринимают фокусы как проблему, которую они могут решить, если будут внимательно наблюдать за фокусником и анализировать все то, что он делает. И это может очень сильно поломать весь ритм комедии между выступающим и залом. В отличие от панчлайна, который часто соединяет внезапные вещи, трюк создает чувство неразрешимой мистической проблемы. И обычно после такого люди очень сильно озадачены и не хотят смеяться.

В общем, мистика и смех очень сложно сочетаются, особенно если вы перед этим потратили двадцать минут, создавая атмосферу стендапа и комедии. На самом деле, из тех комиков, что я видел, использовали трюки в комедии эффективно только те, кто использовал трюк как панчлайн, убирая из него всю мистику. Но должен подтвердить, что я настолько долго занимаюсь трюками и так ими проникся, что не могу использовать их таким образом. Я хочу с помощью них только удивлять и ничего больше. Поэтому я и не добился с помощью трюков каких-то больших успехов в стендапе… но я буду продолжать стараться.

Музыка

 

Легенды гласят, что один знаменитый комик однажды посетил вечеринку в Голливуде, где было множество гостей, что кружили вокруг него в благоговейном трепете в надежде услышать от комика что-то смешное. Но несколько минут спустя, когда внезапно на пороге появился известный музыкант, то большинство гостей отвернулись от комика и начали кружить вокруг этого музыканта. Без разницы, правдива эта легенда или нет, я склонен считать, что в ней есть часть правды. Люди любят смеяться - этот универсальное и весьма приятное занятие. Но как бы много для них не значил смех, музыка значит ещё больше. Пройдись глазами по любой газете, загляни в какой-нибудь модный журнал и ты увидишь множество отсылок к музыке (а не к комедии), особенно в Северо-Американской культуре (Прим.перев.: у нас всё также. Можно даже ради интереса посчитать и сравнить, сколько побывало у Дудя музыкантов и комиков).

Музыка имеет огромную привлекательность и силу, настолько значительную, что каждый раз я поражаюсь тому, как некоторые комики могут это использовать в своих выступлениях. Да, я ни разу не имею в виду тех, кто ставит себе на фон ритмичную музыку и делают какую-то физическую комедию под заранее записанную музыку. Я видел комиков (правда, очень мало), которые сами делали себе интро-музыку - треки, которые звучат, когда они выходят на сцену. И, по моему мнению, это большая ошибка.

Есть всего лишь несколько вещей на свете, которые способны вызвать такое большое количество эмоций быстро и сразу, как музыка. Большинство ночных клубов или баров, если и не имеют приличной аудио-системы, то у них всегда есть человек, который сможет включить тебе кнопочку, после которой заиграет музыка. Не стесняйся использовать это для себя. Для выхода на сцену ты сможешь подобрать тот трек, который может задать тон под твоё выступление, пока ты ещё ничего не сказал.

Я уже не могу сказать, как часто я видел то, что как усталая и просаженная публика оживала под правильную музыку. Кстати говоря, я лично езжу по выступлениям с кассетой (прим.перер.: да-да, книга писалась в те времена), на которой записано около десяти треков. Поэтому, стоит мне только посмотреть на публику, оценить из кого она состоит (молодые, старые, рабочие, творческие) и выбрать нужную музыку под них. Очевидно, я использую только те треки, что мне нравятся, но при этом, почему бы пару раз не пойти навстречу зрителям и не поставить то, что им нравится.

И не думай, что как-то можешь ограничивать себя по “трекам”. В мире полно необычной и самобытной музыки. Представь, как ты выходишь на сцену под звуки бьющихся машин, лающих собак, почёсываний и т.д. Что-то из них может отдалить тебя от зрителей, а что-то сможет выделить тебя и завести толпу. Экспериментируй, но всегда помни о своём образе и о тоне своего материала. Да, если ты будешь обкатывать музыкальный стендап каждый день, то твои коллеги и постоянные зрители не будут визжать от этого, но по моему опыту, большинство зала будет в восторге. Помни, если ты хедлайнер, то зал уже целый час смотрел как “парни шутят шутки”. Конечно, ты можешь пойти туда и рассказать им ещё несколько шуток (и если “стендап-комик” это твоя профессия, то ты определенно должен рассказать несколько). Но если кроме рассказывания шуток, ты можешь использовать музыку и добиваться с помощью неё смеха, то лучше сделай упор на неё.

 

Перевод: Южноафриканское пианино

 


 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

 


СТРУКТУРА СЕТА

 

Бог в мелочах.

— Людвиг Мис ван дер Роэ

 

Структурирование стендап-сета нельзя сравнить с постройкой стены, в которой каждая шутка - это кирпич. Ты должен не только бережно относиться к каждому кирпичу, но также обращать внимание на дизайн и расстановку кирпичей в стене, чтобы построить сильную, заслуживающую доверия зрителей стену. И т.к. постройка большой стены - это намного большее испытание, чем постройка маленькой, то и выстраивание большого сета - намного труднее, чем маленького.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-21; Просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь