Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 4. Воздействие окружения на человеческое общение 147



ставляют дом: для себя, для других, для удобства, как все и т. д. (Sandalla, 1987). На нас может оказывать влияние настроение, создаваемое обоями, симметрией или порядком расположения предметов, картинами на стене, а также качеством и ценой (на первый взгляд) предметов в доме. Многим знакомо странное чувство, которое охватывает нас, когда мы входим в комнату, кажущуюся «нежилой». Мы стесняемся сесть и дотронуться до чего-либо, потому что комната нам как бы говорит: «Это ком­ната только для показа; садись, ходи и трогай очень осторожно. На поддержание этой комнаты в чистоте и порядке уходит много времени; мы не хотим прибираться здесь после твоего ухода». Обстановка другой гостиной говорит нам: «Садись где хочешь, чувствуй себя, как дома, ходи повсюду, веди неформальную бе­седу и не стесняйся двигать вещи». Дизайнеры интерьеров и эксперты-промоутеры часто делают экспериментальные и ин­туитивные суждения о влиянии цвета, предметов, форм, обста­новки и т. д., но реальных попыток оценить эти чувства делает­ся очень мало.

Маслоу и Минтц (Maslow & Mintz, 1956) и Минтц (Mintz, 1956) одними из первых провели исследование, акцент в кото­ ром был сделан на изучении влияния интерьера на реакции че­ ловека. Для исследования они выбрали три комнаты: одна была «уродливой» (обставленная для создания впечатления непри- бранной каморки вахтера); другая была «красивой» (с ковра­ ми, драпировкой и т. д.); а последняя комната была «нормаль­ ной» (кабинет профессора). Людей, сидящих в комнате, попро­ сили оценить серию негативных (для контроля цвета, тени и т. д.) фотографий лиц. Экспериментаторы постарались сохра­нить все факторы, — время суток, запах, шум, конструкцию сту­ла и внешность экспериментатора, переходящего из комнаты в комнату, что позволяло объяснять результаты исключительно типом комнаты.

Результаты были таковы: испытуемые в «красивой» ком­ нате оценили «энергию» и «благополучие» лиц на фотографи­ ях выше, чем испытуемые в «уродливой» комнате. И экспери­ ментаторы, и испытуемые перепробовали различные действия в попытке уйти из «уродливой» комнаты. Эту комнату оха­ рактеризовали как вызывающую ощущение монотонности, утомление, головную боль, недовольство, сонливость, раздра­ жительность и враждебность. В «красивой» комнате люди чув­ ствовали удовлетворение, удобство, радость, собственную важ-



148



Часть II. Общение и окружение


ность, энергию и желание продолжать работу Таким образом, налицо хорошо продуманный «чистый» эксперимент, который предоставляет нам информацию о влиянии визуально-эстети­ ческой обстановки на человеческое взаимодействие. Другие подобные исследования выявили, что студенты показывают более высокие результаты учебных тестов, выше оценивают учителей и более эффективно решают задачи в «красивых» комнатах, нежели в «уродливых» (Campbell, 1979; Wollin & Montagre, 1981).

Так как ни одно исследование не показало прямого влияния изменения обстановки и интерьера на изменение настроения и оценки окружающих (Kasmar, Grifin & Mauritzen, 1968), ясно, что влияние обстановки — лишь один из факторов влияния на наше восприятие. Иногда этот фактор достаточно силен, а иног­ да тесная связь между двумя частями, понимание или терпи­ мость к беспорядку, позитивное поведение в отношении друго­ го человека и другие факторы нейтрализуют негативные эффек­ ты «уродливой» обстановки.


Цвет

Многие полагают, что цвет может повлиять на поведение. Некоторые даже верят, что «проступки в тюрьме» зависят от цвета, окружающего заключенного. Например, стены городс­ кой тюрьмы Сан-Диего были одно время раскрашены в розо­ вый, нежно-голубой и персиковый цвета в соответствии с пред­ положением, что пастельные тона будут оказывать успокаи­ вающее влияние на заключенных. В Салеме, штат Орегон, решетки камер местного исправительного учреждения были окрашены в нежно-зеленый, голубой и светло-коричневый; некоторые двери в камерах были выкрашены в ярко-желтый, оранжевый, зеленый и голубой. Ко всему прочему, начальник учреждения заявил, что цветовая гамма будет постоянно ме­няться, дабы его учреждение «оставалось прекрасным местом для работы и жизни». Основываясь на результатах исследова­ния, которое пришло к выводу что розовый цвет ослабляет человека (Pelligrini & Schauss, 1980), две камеры в централь­ ной тюрьме в Сан-Хосе, Калифорния, были выкрашены в «шо­ кирующий розовый», так как служащие были уверены, что это ослабит враждебность заключенных. Враждебность заключен­ ных ослабилась минут на пятнадцать, а затем достигла своего


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь