Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первый праздник церковного года



 

Почему именно с праздника Рождества Царицы Небесной начинается церков­ный год? Пресвятая Дева, чистейший избранный сосуд, даровала плоть нашему Го­споду, чтобы стало возможным, обещанное пророками и непостижимое для человече­ского ума явление в этот грешный и тленный мир Вечного, Всебъемлющего Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Ее рождение предвоз­вещало начало спасения людей от духовного бесплодия. Многие хорошо осведомлены о со­бытиях, связанных с Рождеством Богородицы, а мы поговорим о том, как они соотносятся с сегодняшней нашей жизнью, чему научают каждого из нас.

Родилась Пречистая Дева Мария в малень­ком доме в городе Иерусалиме. Ее родители, святые праведные Иоаким и Анна, находились в супружестве более 50 лет и были бездетны. Тогда в еврейском народе безчадие считалось великим наказанием от Бога, потому что все ждали явления в мир Искупителя, и каждая благочестивая чета хотела послужить Богу рождением от Него Спасителя в мир. А если детей не было, то это считалось сугубым неблаговолением Божиим.

Но одна правда Божия, и другая правда че­ловеческая. Однажды, когда Иоаким пришел

 

 

в Иерусалим принести очистительную жерт­ву, Первосвященник не принял ее, объяснив это тем, что он бездетен. Даже Первосвя­щенник укорил этого праведного человека. Но все это было промыслительно. У Господа Иоаким был святой, а у людей он был человеком грешным. Так и в нашей жизни мы по­рой почитаем за грешных людей тех, которые перед Богом уже очистились искренним по­каянием, сердечным вздохом. Поэтому появ­ление на свет Младенца Марии от терпевших поношения за бесчадие супругов — урок нам в том, что никто, кроме Господа, человека су­дить не может.

Хорошо известно: то, что дается с трудом, с молитвой и терпением, то бывает крепко и постоянно. Молились праведные Иоаким и Анна, не падая духом в своем уповании, и Го­сподь, по их молитвам, дарует им уже в глу­бокой старости благословенное чадо — Пре­святую Владычицу нашу Богородицу, чтобы еще раз показать людям, что Господь, создав­ший этот мир, силен изменить и ход событий в нем. Для современных людей, стремящихся получить все и сразу, святые Иоаким и Анна являются примером, как надо уметь ждать, примером смирения и терпения. Как сказал один мудрец, все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Они через свое смирение и терпение сподобились стать праведными, ко­торых Церковь ежедневно поминает на отпу­сте богослужения.

Рождество Пресвятой Девы Марии Цер­ковь считает и рождением всего человечества для вечности, потому что Ей предопределено было стать Матерью воплощенного Бога, Го­спода Иисуса Христа, Который избавит от ис­чезновения в небытие людей, которые жили до Него, будут жить при Нем и после Него. Избавит от греха, проклятия и смерти, и вер­нет возможность вечной жизни для каждого человека. Писание говорит, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 6,40). Но это надо было еще исполнить, и к этому надо было подготовить весь человеческий род. И Матерь Божия как раз стала тем человеком, через Которого Бог мог воплотиться на земле. Любящему нас Богу нужно было доверчивое сердце, чистый ум и обращенная к Нему воля, что во всей полно­те было присуще только одному человеку за многие тысячи лет — Деве Марии.

Постепенно, столетие за столетием, была подготовлена Наследница человеческого рода, Которая должна была родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости. Но была бы таким ребенком, кото­рый изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и всецелой верности своему человеческому величию и величию Божию. Родилась Та, Которая стала мостом между небом и землей. После рождения Девы Ма­рии мир стал другим. Вспомним, как первые лучи зари еще не освещают землю, но уже пронизывают светом темное небо; так Рожде­ство Богородицы — словно заря. Это первое событие, с которого началась история нашего спасения. С того момента каждому челове­ку дается потенциальная возможность стать причастником, соучастником и наследником вечной жизни. И не просто вечной жизни. Гранитный камень, казалось бы, тоже веч­ный, но это камень — он ничего не понимает, ничего не чувствует. А для человека это веч­ность творческая, развивающая его личность, вечность, расцветающая от раскрытия этой личности.

Не просто так, не наугад и не случайно Де­ва Мария была избрана от рода человеческого, а за святейшую, чистейшую, праведнейшую, целомудреннейшую, милосерднейшую, крот­чайшую жизнь. Она была избрана стать Мате­рью Бога, так как Своей чистотой и доброде­телями превзошла не только всех людей, но и ангелов, явилась Живым Храмом Божиим. Как воспевает Ее Святая Церковь, Она стала, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Все­ленную во спасение душ наших».

Умилительно, как Матерь Божия жила до четырнадцатилетнего возраста в храме Бо-

 

 

жием, в полной духовной самособранности, в труде, в молитве, в проникновении в Божие слово, в той спасительной бодрственности своих сил, каковая и кончилась известным решением посвятить себя единому Богу и пребыть до конца жизни Девой. Поражает Ее ясное понимание и осознание каждого своего шага. Умилителен и этот плод духовного рас­суждения, когда Она спрашивает Архангела при благовестии: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34) — с последующим сми­ренным ответом: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Так ранний период жизни Богоматери, Ее детство, юность и церковное воспитание на­учают нас добродетели духовного рассужде­ния или духовной рассудительности, воспи­танию в себе духовной самособранности, и, в первую очередь, воспитанию чистой мысли, чистого помысла и отсюда чистого плана жиз­ни, верного и духовного взгляда на жизнь.

К Божией Матери должны быть обраще­ны все наши мысли, ибо с Ней пришло нача­ло нашего спасения. Станем думать о Ней с умилением, дивиться на Нее и просить Ее на­учить нас, если и не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это наде­яться, но хотя бы любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода, рода человеческого. Вряд ли кто из нас настолько посвятит свою жизнь Богу, как Она. Но это для нас пример, как можно дышать Богом, жить Им, как мож­но всю Свою жизнь растворять в божествен­ном служении, не забывая при этом земного служения, как это в себе воплотила и сочета­ла Матерь Божия. Это и самособранность, и чистота мыслей, и всегдашняя посвященность своего ума Богу.

Память о Матери Божией, молитвенные воздыхания и обращения к ней должны со­провождать человека каждый день и всю его жизнь. Надо начинать с тех маленьких молитв, которые благословлялись святыми отцами. Они призывали и наставляли своих духовных чад обращаться к Матери Божией ежедневно архангельским приветствием: «Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благо­словен плод чрева Твоего: яко Спаса родила еси душ наших». Оптинские Старцы благо­словляли прочитывать эту молитву 24 раза в день — по числу часов в сутках. Не важно, сра­зу или по частям — самое главное, что память о Матери Божией освящает и благословляет всю нашу жизнь.

К святым угодникам Божиим мы обраща­емся: «святый отче Николае», «святый великомучениче Пантелеимоне», «святые апосто­лы Петре и Павле» и пр., молите Бога о нас. А к Матери Божией мы обращаемся другими словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас», то есть Ей, как Матери Бога, дана великая власть, сила и дерзновение ходатайствовать перед Святой Троицей о людях. Она и Сама всегда заботится о них и особенно имеет Она любовь к тем, кто любит Ее. Ведь как велика, непостижима любовь к нам Божией Матери! О Ней сказано так: «Она — та непобедимая теплота Святого Духа, которая умягчает и со­гревает наши сердца к плодоношению плодов духовных: мира, радости, долготерпения, сми­рения...» Пресвятая Владычица наша Богоро­дица хранит каждого из нас на всех путях жиз­ни. В истории Церкви неисчислимы случаи, свидетельствующие о заступничестве Матери Божией. Но и любой человек может убедить­ся в этом на собственном молитвенном опыте. Когда мы с искренней верой обращаемся к Бо­городице, Она ни одного молитвенного вздоха не оставляет без Своей всесильной помощи.

Однажды блаженному Андрею, Христа ради юродивому, когда он находился во Влахерн- ском храме в Константинополе, было видение. Он был восхищен до третьего неба и видел рай­ские обители. Архангел Михаил водил его по этим обителям, но блаженный Андрей нигде не видел Матери Божией. Он спросил у Архан­гела: «А где же Пресвятая Владычица Богоро­дица, Царица неба и земли?» И тот ответил: «Она на земле, спасает род человеческий».

Рождество Божией Матери, если мы вник­нем в суть этого великого события, может стать для каждого из нас вдохновением на всю жизнь. Мы понимаем, что мы не одни, что ничего просто так в жизни не проис­ходит: жизнь это не случайность, не хаос, не стечение обстоятельств. Иногда на исповеди женщины жалуются: «Батюшка, у меня такая тяжелая жизнь, я одна». А я говорю им: «Как же так, одна? С тобой Господь, с тобой Матерь Божия. Мы никогда не бываем одни, потому что нас окружает духовный невидимый мир, о котором люди неверующие не знают. Нам же Господь через веру открыл это богатство». И через это возможно преображение всей на­шей жизни, и внутренней, и внешней. Самое главное, что человек, заботящийся о спасении своей души, своей добротой, сострадатель­ностью, сердечностью и чуткостью способен преобразить людей, которые находятся с ним рядом, но пока далеки от Церкви. По нам су­дят о нашей вере и о нашем Боге.

Не всегда мы понимаем таинственный смысл церковных песнопений, но зато точно знаем, к Кому можем обратиться в своих бедах. Перед молебным каноном ко Пресвятой Богороди­це указано, что он поется «во всякой скорби и обстоянии». Мы с таким доверием молимся Божией Матери, но отдаем ли себе отчет, — какой высоты подвиг совершает Она, заступая нас, защищая нас, предстательствуя за нас, за тех, ради кого умер на Кресте Ее Сын. Кто из нас может сказать, что имеет столько велико­душия, милости, прощения своих близких, не говоря уже о недругах? Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая имеет всю полноту благодати и рассеяла в мире тьму безблагодатности.

В акафистном пении Пресвятой Богоро­дице есть такие слова: «Радуйся, Начальнице мысленного назидания». Эта трудная на пер­вый взгляд славянская фраза означает, что Ма­терь Божия прославляется Святой Церковью как начало духовного воссоздания, возрожде­ния, то есть главным образом как Податель­ница чистой мысли. Неудивительно, что для церковного человека Пресвятая Дева является Небом умным, наставляющим всех к разуме­нию Божественного. Поэтому будем просить Божию Матерь, чтобы Ее святыми молитва­ми Господь сохранил каждого из нас в чистом помысле, в истинной, деятельной, самоотвер­женной любви и в правой вере.

 

Это важно знать

 

Какой же образ являет нам Пресвятая Богоро­дица? Какую святость имела Пречистая Дева, ка­кой была Ее внутренняя жизнь? Об этом есть сви­детельство святителя Амвросия Медиоланского, который не видел Ее при жизни просто потому, что их разделяли века. Но Духом Святым ему было от­крыто, какой была Матерь Божия. И в молитвенном восторге он описал Ее внутреннюю жизнь:

«Она была Девою, не телом только, но и душою. У Нее было смиренное сердце, осмотрительные слова, была Она благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудрен­на в речи. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидо­вать равным, избегать хвастовства, быть здраво­мыслящей, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными? Когда погордилась перед человеком скромным, посмеялась над сла­бым, уклонилась от неимущего?

У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприлично­го в действии. Телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный, так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост, сну предавалась только по требованию нужды. Но и тогда, когда тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, по­вторяя во сне читаное, или размышляя о приве­дении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впро­чем, Она хотя и являлась вне дома Своего в со­провождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама. Другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои она блюла Сама».

 

Самая главная Весть

 

В тропаре праздника Благовещения по­ется: «Днесь спасения нашего главизна», то есть во главе угла нашего спасения по­ставлена Благая весть, принесенная Архангелом Гавриилом Деве Марии о том, что Она родит Спасителя мира. Из Предания мы знаем, что Мария, еще живя в Иерусалимском храме, ре­шила посвятить Свое девство единому Господу. Тогда это было дивное явление, потому что вся­кая дева стремилась выйти замуж, чтобы от нее родился Избавитель и Искупитель рода челове­ческого, Которого ожидал израильский народ. А Она, будущая Матерь Божия, неизреченным образом посвящает Богу Свое девство, потому что читала в книгах пророческих, что именно Дева приимет во чреве и родит Сына Божия.

Дева Мария в пятнадцатилетием возрасте вышла из Иерусалимского храма и была об­ручена Иосифу, который стал хранителем Ее девства. Она жила в его доме в целомудрии, посте, молитве, в чтении и разумении Свя­щенного Писания. Она понимала, что не было другого пути спасения погрязшего в грехах человечества, как только через воплощение Самого Бога. И Дева Мария молилась о том, чтобы стать хотя бы рабой той самой Девы, Которая, по пророчеству, станет вместили­щем Невместимого, Которая даст временную жизнь Тому, Кто Сам дарует жизнь вечную всему роду человеческому.

 

 

Священное Писание повествует о том, что послан был Архангел Гавриил от Господа благовестить Деве. Он застал Ее в горнице за чтением Священного Писания и обратился со словами: Радуйся, Благодатная! Господь с То­бою; благословенна Ты между женами (Лк. 1, 28). Дева Мария смутилась от этого приветствия, она считала, что в Ее жизни нет ничего осо­бенного, ведь Она исполняла то, что должна: пребывала в посте, молитве, доброделании. Увидев Ее смятение, Архангел сказал: Не бой­ся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Да­вида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30-32).

Мария, Которая пребывала в девстве, в чи­стоте и в целомудрии, задает самый главный вопрос: Как будет это, когда Я мужа не знаю? Архангел отвечает Ей: Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 34-35). Какой удивительно кроткий от­вет мы слышим от Девы на это благовестие о рождении в мир Спасителя рода человече­ского: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

Чтобы понять великий смысл этих слов, надо пояснить, что Деве Марии была откры­та вся полнота промыслительной, небесной и земной истории. Не к одной только радости стать Матерью Божией была Она приготовле­на, но знала из Священного Писания, что Сын Ее будет некогда распят, оклеветан, оплеван и убит на Кресте. И все это Она воспринимает в целом: не только радость и ликование быть Матерью Божией, но и величайшую скорбь — пройти вместе с Сыном крестный путь. Пречистая Дева заранее знала, на что соглашает­ся — не только на жизнь, но и на смерть Свое­го Сына.

Когда гвозди вбивали в Тело Христа, они вбивались и в тело Матери Божией, когда ис­пивал Господь наш на Кресте уксус и желчь, тогда и Матерь Божия вместе с Ним их ис­пивала, все проходило через Ее душу и тело. Когда копьем прободалось Тело Господне, Она проживала это и страдала вместе с Сы­ном Своим Божественным, распинаемым на Кресте. В Великую Пятницу Страстной не­дели в церкви читается молитва «Плач Пре­святой Богородицы», в которой до глубины души пронзают сердце слова Той, Которая родила Единственного Сына, Которого при Ней и распинали, и терзали. Кто бы это пере­нес? Это тяжело даже представить, когда на глазах родной матери распинают сына. Знала Она об этом и пошла на это, ради спасения рода человеческого.

Мы должны благодарить Матерь Божию за Ее согласие пройти вместе со Спасителем путем Его страданий. Но это еще и повод за­думаться над собственной жизнью: можем ли мы, как Пресвятая Богородица, сказать: «Се, раб(а) Господня, да будет мне по глаголу Твое­му». Матерь Божия показывает нам пример, что мы должны не только называть себя раба­ми Божьими, но так жить и так настраивать себя, чтобы смиренно принимать от Госпо­да все средства, которыми Он врачует нашу греховную природу. Научиться мужествен­но переносить все испытания неизреченного Промысла Божия о нас, помня, что они — к спасению. Когда мы с вами по тем или иным причинам впадаем в скорби и болезни, переживаем неприятности и какие-то печаль­ные события, омрачающие нашу жизнь, одно только должно вырываться из нашей груди, из нашего сердца: «Се, раба Господня, се раб Божий, да будет мне по слову Твоему».

Чаще нужно задавать себе вопрос: «А я могу от полноты души сказать, что и я раб Бо­жий и пусть будет не моя воля, а Твоя воля, Господи?» Когда мы принимаем благодать, духовную радость и помощь Божию, то нам хорошо с таким Богом, ради этого мы гото­вы прийти в храм Божий. Мы ищем успеха, здоровья, благополучия, но, оказывается, не это самое главное. Почему? Мы молимся о престижной и интересной работе, но в конце жизни оставим ее. Мы просим благополучия в семейной жизни, но и она конечна, и кто-то из супругов первым отходит в вечность. Мы просим о детях и внуках, в которых вкладыва­ем все, что только в наших силах, и чаще всего оказывается: никто хуже них не относится к нам. Порой мы устремляем свою жизнь куда угодно, только не в духовность, не в стремле­ние к Богу, потому и не имеем той радости, к которой нас призывает Господь словами Арх­ангела Гавриила: «Радуйся...»

Когда Архангел принес Деве Марии Бла­гую весть, именно в тот день и произошло зачатие Спасителя, Господа нашего Иису­са Христа. Зачатия, совершившегося непо­стижимым образом. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: «Сила Всевышнего, Дух Божий осенит Тебя, окружит Тебя со всех сторон. Ибо как птица осеняет совершенно своих птенцов, накрывая их своими крыльями, так сила Божия объяла Святую Деву со­вершенно, это и значит осенить». Пройдет с этого дня девять месяцев и седьмого января родится Христос. Вот какой таинственный это день, день Благой вести о нашем спасении, о Сыне Божием, Который через Свое воплоще­ние войдет в жизнь каждого человека, даст слово Божие, научит нас воле Божьей, научит нас человечности.

Дева Мария приносит Господу в дар Саму Себя: «Се, Раба Господня». Всматриваясь в себя, искренне отдадим себе отчет: стали ли мы рабами Божьими, стала ли воля Божия законом нашей жизни, Евангелие — ее основ­ным содержанием, стала ли Церковь родным нашим домом? Стало ли стремление быть со Христом единственной или по крайней мере основной целью нашей жизни?

Задумаемся, кто мы — рабы Божии или рабы этого мира, с гордыней и самолюбо­ванием, с бесконечной погоней за благами. Чаще мы бываем рабами своих собственных страстей, но никак не рабами Божиими. Пре­чистая Дева кротким ответом на призыв Арх­ангела показала нам пример, достойный че­ловека. Все, что исходит из десницы Божией: и горькое, и сладкое; и белое, и, как нам кажется, черное; «несчастья», посылаемые нам Богом, в сотни раз лучше того «счастья», которое мы пытаемся построить своими собственными руками. А мы ищем в своей жизни сладости, а находим в ней горечи. Кто-то из святых отцов сказал: «Мир всем нам обещает злато, а дарует благо» — то есть болото, если мы ищем злато вне Бога, вне Церкви, вне Божественных запо­ведей. Будем просить Матерь Божию, Пресвя­тую Богородицу изменить наше сознание так, чтобы нам хоть в самой малой степени стать тем, кем была Она — Рабой Божией.

У каждого из нас есть свободная воля, что и отличает нас от животных, от машины и ком­пьютера. Бог не мог нас запрограммировать только на добро и только на любовь к Нему. Иначе это не было бы любовью, если мы все просто были так запланированы. У челове­ка тогда не было бы выбора между добром и злом, а мы рождены со свободной волей. И именно эта свободная воля делает нас обра­зом и подобием Божиим, свободными лично­стями. Не из-под палки, не по принуждению, а по своей свободной любящей воле Богоро­дица принимает Волю Божию: «Да будет Мне по слову твоему».

Искать лучшего мы должны, а ожидание его исполнения — возложить на волю Божию, приготовив себя к долготерпению. Порой под конец своих дней человек приходит к пони­манию главного: так настроенная жизнь — это праведная, благочестивая, святая жизнь. Какой бы ни была наша материальная жизнь: успех или нет, благополучие или нет, предан­ность друзей и близких — это все важно, но самое главное — быть с Богом. Поэтому вез­де будем вести себя как рабы Божии. Будем любить Священное Писание, как любила его Матерь Божия; сострадать людям, как со­страдала им Матерь Божия. Будем стараться поступать по слову апостольскому: Итак, об­лекитесь, как избранные Божии, святые и воз­любленные, в милосердие, благость, смиренному­дрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу... (Кол. 3,12-13).

К любому святому угоднику Божию мы обращаемся так в своих молитвах: «Молите Бога о нас», и только к Матери Божией мы об­ращаемся со словами: «Матерь Божия, спаси нас». Потому что Ей открыты наши сердца, известны наши скорби и тяготы, и кроме того Она имеет особую благодать ходатайствовать за нас перед Своим Божественным Сыном. Тот, кто с молитвой обращается к Матери Божией, подражает святым угодникам, на­пример, преподобному Серафиму Саровско­му, который наставлял своих духовных чад: «Любите Богородицу Пресвятую Владычицу нашу и молитесь Ей акафистной молитвой». Сам преподобный читал в течение дня 150 раз молитву «Богородице, Дево, радуйся» и запо­ведовал своим чадам также держать это пра­вило. Тогда человек оказывается непрестанно в молитвенной связи с Матерью Божией.

Оптинский старец Амвросий, зная о за­груженности современных людей семейными обстоятельствами, болезнями, трудами и про­чими житейскими заботами, советовал начи­нать чтение этой молитвы хотя бы с двенадца­ти раз, со временем увеличивая их число. Эта благодарная память, пропитанная любовью к Честнейшей Херувим и Славнейшей без срав­нения Серафим, должна стать молитвенным фоном, музыкой сердечной, чтобы творимое в сердце тайное было явно Господу и Его Пре­чистой Матери.

Задумаемся еще о том, что для каждо­го из нас тоже было свое благовещение. Мы тоже когда-то приняли благую весть. Что же это заблагая весть, которая коснулась каждо­го христианина? Евангелие называется Благой вестью. Все мы слышали Слово Божие, и стало ли в нас Слово плотью? Не прошло ли только пустым звуком по уму и сердцу, не ка­саясь самой нашей жизни? Принесло ли оно в нас плод, плод Евангельской жизни. А плод этот есть Любовь, потому что мы все дети Бога Любви. И каждый человек в правилах поведе-

 

 

ния, в личной и общественной жизни, должен расти, учиться именно в познании любви.

Архангел Гавриил стал благовестником для Девы Марии. Но оказывается, эту истину Бла­гой вести, Благой радости надо нести и всем нам, по слову Христа Спасителя, который ска­зал, обращаясь к своим ученикам: Итак, иди­те, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до сконча­ния века (Мф. 28,19-20).

Каждый из нас должен стать благовестни­ком, от которого исходит благая весть для того или другого человека. И мы должны исполнять слова апостола Павла, который научает нас: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно до­ставляло благодать слушающим... будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг дру­га, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:29).

Давайте окинем взглядом свою жизнь и за­думаемся: а мы являемся благовестниками? Для родных и близких, для людей, которые окружают нас? Чем мы с ним делимся, что мы им рассказываем, что им передаем? Если быть честными, то ужас охватывает. Сплетни и пустые новости, рассуждения о политике, какие-то обиды от кого-то или на кого-то — вот что большей частью является предметом нашего общения. Поэтому если нечего ска­зать, так лучше вообще не затевать разговор. Как сказал кто-то из мудрых людей, когда уви­дишь на торжище двух христианок, которые усиленно и внимательно о чем-то беседуют, будь уверен, они кого-нибудь осуждают. Гово­рится про женщин, потому что любят они поболтать, хлебом не корми. Ну а про мужчин, слава Богу, говорят «да из него слово не вытя­нешь». Вот и хорошо, а то если начнешь вы­тягивать, такого там натянешь, что уж лучше молчи, повторяй только: слава Тебе, Господи.

Надо всегда чрезвычайно внимательно сле­дить за своим языком и помнить о предна­значении каждого христианина быть благовестником. Каждое наше слово должно быть с рассуждением, с душой и с сердцем. Премуд­рый Соломон указал и на опасность от злого и неосторожного слова: «Многие пали от острия меча, но еще больше таких, которые пали от языка своего». Арсений Великий заметил: «О многих вещах я жалел в своей жизни, а о молчании — никогда». Дай Бог всем нам ис­полниться духовной мудрости, благоразумной молчаливости, духовной ревности о славе Божией, чтобы наши ум, душа и наш маленький, но иногда такой противный язык, служили благовестию, спасению, славе Божией.

Церковь чтит Матерь Божию как «честней­шую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим» и называет Ее второй Евой, ибо как та дала начало человеческому роду, так и Эта дала начало роду. Но роду какому? Хри­стианскому, новому роду Божиих людей, тех, которые пойдут за Ее Сыном Христом Спаси­телем. Святые отцы говорят, что Матерь Бо­жия развязала узел непослушания, который завязала Ева. Именно через Пречистую Деву даровано нам спасение, потому что Она дала Свою душу, кровь и плоть Тому, Кто стал Бо­гочеловеком. Именно из Ее пречистого тела было соткано Тело Христа Спасителя, Его че­ловеческое Тело.

С первых веков христианств наша Церковь благоговейно и непрестанно чтит Матерь Бо­жию всем своим устроением, Ей посвящены дивные церковные песнопения. Но есть одно имя, в котором выражается вся Ее сущность: Чистая. Церковь зовет Ее еще Приснодева (от слова «присно» — всегда), потому что Она до Рождества была Девой, в Рождестве осталась Девой и после Рождества пребывала Девой. Этот символ Приснодевства на святых ико­нах Божией Матери изображают три звезды: на плечах и на покрове. Церковь даже через эти образы, через богословие в красках, как называют святые иконы, воспевала, воспева­ет и будет воспевать эту добродетель Матери Божией, основной подвиг Ее жизни — святое целомудрие.

Только потому, что Дева достигла такой не­сравненной меры чистоты, Она и была избра­на Промыслом Божиим для того, чтобы стать Матерью Спасителя мира. Хранение душев­ной и телесной чистоты для Матери Божией было смыслом всей Ее жизни. В наше время вопрос о чистоте — самый главный вопрос перед всеми людьми, чтущими и любящими Церковь, потому что мы ежедневно, ежечасно встречаемся с бурями страстей, которые жи­вут внутри нас и вокруг нас.

Еще преподобный Серафим Саровский даже в те времена (казалось бы, середина XIX века) говорил такие слова: «Сейчас в мире дьявол ведет борьбу с людьми за две вещи в их христианской православной жизни: за молит­ву и за целомудрие». Потому что знает лука­вый, что если он победит христианский род в этих двух вещах, то победит их окончательно,

 

 

потому что целомудрие — это фундамент ду­ховной жизни.

Что есть буквально во всех нас, современ­ных людях, в наших мыслях и чувствах — это нецеломудрие ума, нецеломудрие помыслов, нецеломудрие взгляда... Но это еще полбеды. Настоящая беда, когда человек падает. Пада­ет, совершая страшный и непоправимый грех.

Например, в нашем обществе стало обычным делом: чей-то сын, а для кого-то муж, ушел из семьи. А сколько матерей плачут, что после сорока лет у многих голову сносит набекрень, особенно у мужского пола, когда уходят из семьи, бросают детей — двух, трех, бросают своих жен, с которыми прожили вместе двад­цать, двадцать пять лет. Мы видим, как люди прямым путем не идут даже, а летят и катят­ся в бездну. И эти люди окружают нас, внуки, дети, мужья, жены.

Спрашивается: а какой же выход из всего этого? И что здесь можем сделать мы, верую­щие люди, с тем горем, которое вошло в нашу семью, в жизнь наших родных и близких? Со­вести таких людей сожжены, и надо, чтобы они пробудились. Как это возможно? Воз­можно только в слезной, покаянной, чистой, искренней молитве нашей, обращенной к Ма­тери Божией. Поэтому всю нашу молитву за родных и близких, за детей и внуков, за жен и мужей своих обратим к Ней, к Неувядаемому Источнику Чистоты и Целомудрия. Дай Бог, чтобы наша жизнь, жизнь наших родных и близких изменилась от худшего к лучшему, от грязного к чистому.

Особую благодарность в своем сердце мы должны возгревать к Матери Божией за Ее подвиг смиренномудрия и целомудрия, под­виг святой праведной жизни, за простоту и чи­стоту Ее ума, за посвящение всей жизни Богу, за любовь ко всему роду человеческому, и за готовность страдать до последнего вздоха.

Почтим Ее святую жизнь: мы ведь тоже призваны и, главное, способны к святости. Пресвятая Богородица слова Сына Своего слагала в сердце своем. Так и мы — не новости, не газеты, не фильмы будем складывать в сердце своем, а слова Божии, слова писаний святых отцов, житий угодников Божиих, которые прошли евангельским путем и, будучи изна­чально подобно нам, немощными и грешны­ми людьми, достигли святости.

 

Это интересно

 

Назарет — город, с которого началась история спасения рода человеческого. Именно сюда Арх­ангел Гавриил принес юной Деве Марии благую весть о том, что Она станет Матерью Господа на­шего Иисуса Христа, Спасителя мира. По преданию Благовещение произошло у единственного в горо­де источника, когда будущая Матерь Божия брала там воду. У этого источника, вернее колодца, так как он истекает из глубины каменной расщелины, Дева Мария услышала слова: Радуйся, Благодат­ная. Жители Назарета и сегодня пользуются этим источником, только вода для общего потребления отведена на городскую площадь, в особый водоем с несколькими кранами, известный под именем ис­точника Приснодевы или фонтана Марии.

Над колодцем, из которого Пресвятая Дева чер­пала воду, когда перед Ней предстал Архангел, еще в древности была сооружена круглая церковь, укра­шенная колоннами и мрамором, позднее разрушен­ная арабами и вновь восстановленная в XII веке. Православный храм во имя Архангела Гавриила, который сегодня стоит на этом месте, был постро­ен в 1750 году с использованием более древнего сооружения. Над входом в северный придел храма, в котором находится пещера с источником, пред­ставлена традиционная иконография «Благовеще­ния у кладезя» — с надписью «Радуйся, Благодат­ная, Господь с Тобою», сделанная на шести языках: арабском, греческом, славянском, румынском, ан­глийском и французском.

В пещеру можно спуститься по широкой лестнице в шесть ступеней. Здесь, в каменной нише, облицо­ванной мрамором, на полу есть небольшое круглое отверстие, которое отделано серебром и накрыто серебряной крышкой с рельефным изображением сцены Благовещения. Это и есть устье колодца, у которого Архангел первый раз приветствовал Деву Марию. Над колодцем на четырех колоннах устро­ен каменный престол, над которым помещена чу­дотворная мироточивая икона Благовещения, на­писанная в 1895 году в Троице-Сергиевой Лавре. Серебряные лампады, пожертвованные в разное время богомольцами, поддерживают негасимый огонь в этом святом месте. В иконостасе и на сте­нах храма есть немало икон русского происхожде­ния, подаренных Императорским Православным Палестинским обществом.

Колодец Пресвятой Девы Марии является един­ственным сохранившимся свидетельством еван­гельских событий в Назарете. Но в этих благо­словенных местах Господь Иисус Христос провел около 30 лет. В скромном жилище, в плотницкой мастерской названного отца Иосифа прикровенно проходили Его детство, отрочество и юность. Вот почему скромный город Назарет, расположенный в живописной лощине среди невысоких Галилейских гор, является несомненной святыней для всего хри­стианского мира.

 

Поговорим о Любви

 

Разговор пойдет не о любви в привычном мирском понимании, а о самом глав­ном — о законе любви, законе нашей жизни с Богом. Ибо все в мире существует по закону любви: любви Бога к человеку, любви человека к Богу и любви человека к человеку. Апостол Иоанн Богослов так и говорит: Воз­любленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не по­знал Бога, потому что Бог есть любовь (1Ин. 4, 7-8).

Ни в одной религии нет Бога Троицы, ни в одной религии нет Бога любви. Судия — да. Творец — да. Но чтобы Бог был Любовь — только христианство свидетельствует об этом. Суть Божественной жизни мы видим на иконе Святой Троицы — это взаимная любовь Трех. Один сам себя любить не может, это будет эгоизм. Два — некоторая неполнота и зам­кнутость. Три — это уже некая полнота, ког­да трое в этом круговороте любви пребывают вечно. И Богу захотелось, чтобы еще какое- то творение, подобное ему, приобщилось к жизни личной, умной, со свободной волей и в потенциале бессмертной, чтобы на Божию любовь это творение отвечало сыновней лю­бовью. Можно сказать, что Бог сотворил нас с риском для Себя, потому что человеческая личность может выбирать — принять любовь Божию или не принять.

Подумаем о том, что наш сыновний долг — любить Господа так, как Он возлюбил нас. А Он нас возлюбил до Креста, до смерти крестной. Никто из нас даже представить себе не может, что было на Голгофе, какие мучения претер­певал Христос. Земля до сих пор стоит только из-за того, что кое-где есть еще между нами любовь. Если из жизни постепенно будет ухо­дить любовь, тогда этому миру незачем будет существовать

По выражению одного мудреца, солнце — это слабая тень Бога. Что мы можем принести Тому, Кто в тысячи и даже несравненно более раз — светлее, ярче, больше всякого солнца? Оказывается, такому Богу дорого маленькое человеческое сердце, в котором должна бы быть ответная любовь к своему Создателю и Спасителю. Если в этом сердце есть любовь, то ради этого стоило Сыну Божьему и рож­даться, и жить, и учить, и страдать, и умирать, и давать заповеди, Евангелие, Церковь с ее Та­инствами. И чем больше будет таких ответов на Божественную любовь — тем больше будет существовать наш с вами мир. Ибо нам Писа­ние говорит, что тогда придет Господь судить мир, когда оскудеет в мире любовь.

Каждая новая жизнь — это частичка Боже­ственной любви. Один из святых отцов сказал: «Какова причина творения мира? Он сотворен ради человека. А человек почему появился на этом белом свете? От преизбытка Божествен­ной любви». Бог нам открывает смысл жизни, вечность человеческой души, Царствие Бо­жие, Рай и Ад, жизнь с Ним и жизнь без Него.

 

 

Жизнь с Богом это как лестница со ступенька­ми на небо. Ступени есть евангельская жизнь: постепенно, не спеша, с первого класса — во второй, третий, десятый — потихонечку под­нимаемся. Господь нам открыл, что человек — богоподобное существо, созданное не для смерти, не для страданий и болезней, не для кризисов и испытаний, но для блаженства.

К чему это нас подвигает? К бесконечной ответной любви к Богу. Реально свою любовь мы показать и засвидетельствовать можем че­рез любовь к молитве, к богообщению, к хра­му, к Таинствам Церкви. Это одна из состав­ляющих любви к Богу. А вторая — возлюбить Бога через наших ближних, людей, которые окружают нас. Пусть это будет хотя бы один или два родных, близких нам человека. Но как сказал один из святых отцов, любовь долж­на начинаться с родных и близких, но она не должна ими заканчиваться.

Господь Сам сказал, что на двух заповедях зиждется весь закон: ...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12,30-31). Если нет в сердце любви к Богу, что тогда? Да ничто ее не заменит. Все, что мы с вами в храме делаем, это только поводы и средства, чтобы что-то в нас было похожим на нашего Бога. Главное, что делает нас похожи­ми на Бога — милосердие, любовь. Не крест на груди, не платок, не длинная юбка, не Ака­фист и не Псалтирь, не знание богослужения и Священного Писания наизусть — нет. Дела, ведь вера без дел мертва. Жизнь нам дана Бо­гом не для того, чтобы просто прожить ее, или выжить, или чтобы что-то «нажить»... Нашей жизнью земной мы должны вжиться, влиться, врасти в вечную жизнь.

Часто люди говорят: «Я не знаю, как надо любить Бога. Я Его ищу и не знаю, как до Него достучаться». На самом деле — очень просто: через нуждающегося человека можно досту­чаться до Него. Апостол Иоанн Богослов ска­зал: Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата свое­го ненавидит, тот лжец (1Ин. 4, 20). Никто не может любить невидимого Бога, если до этого не научился любить конкретного живого че­ловека. Поэтому прежде, чем ставить вопрос: «Как достичь Бога?», спросим себя: «Как мы относимся к ближнему?» Если наше сердце закрыто, холодно, замкнуто, если оно пугает­ся при одной только мысли, что ближнему от нас что-то надо, — тогда не о чем и говорить, нечего искать близости Божией. Надо снача­ла научиться иметь сердце теплое, живое и внимательное к ближнему, только тогда через любовь к людям оно увидит Бога.

Преподобный Силуан Афонский сказал: «Любить Бога никакие дела не мешают». Это­му мешают только наша духовная бездар­ность, безблагодатное сердце, не имеющее ни веры, ни любви, ни смирения. Если у нас изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год не умножается долготерпение, снисходи­тельность, благость, милосердие, сострада­тельность, которые, в конце концов, должны привести к умножению высочайшего дара любви Божией, то мы отклонились от путей Божиих.

Суть жизни духовной — отстать от каких-то грехов с помощью Церкви, молитвы, Таинств. Но мы должны не только уклониться от зла, но сотворить благо (Пс. 33, 15). Если дерево, посаженное в землю, растет год и другой, и третий, и пятнадцатый и не плодоносит, то оно просто занимает место. Господь однажды сказал апостолам в притче о смоковнице не­плодоносящей: Сруби ее: на что она и землю за­нимает? (Лк. 13, 7) Для Бога самое главное — это плод. А самый главный плод нашей жиз­ни по отношению к Богу и людям — любовь.

Пост, молитва, домашнее правило, чтение Евангелия — это не самоцель, а только сред­ство для стяжания этого плода — любви. Тот человек, который живет для себя одного, — лишь коптит свою жизнь. Тот же, кто живет для других, — живет настоящей жизнью. Кто собирает деньги — собирает лишь средства к существованию; тот же, кто использует их на благо ближнего, — уже сейчас живет реаль­ной, полноценной жизнью для Бога и для веч­ности.

Христос Спаситель заповедал нам: ...да лю­бите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34-35). Господь не сказал, что узнают нас по одежде, хотя и одежда должна быть соответственной нашему исповеданию, или по четкам и черным платкам, опущен­ным головам или скорбным и унылым лицам, выражающим глубину покаяния — его надо иметь, но внутри души. Ни на каком внешнем образе жизни Господь наше внимание не оста­навливает, только на одном и самом главном, что делает нас учениками Христовыми — лю­бовь между собою.

Если в своей душе мы имеем только не­большой росток, слабый отблеск этого чув­ства, надо молиться всесильному Богу, чтобы Он возрастил этот росток в дерево, принося­щее плоды любви, а слабый отблеск воссиял полнотой небесного сияния любви, от кото­рого могла бы согреться наша жизнь, жизнь близких, а потом и всех тех, кто нас окружает. Будем же делать прежде всего дела любви, потому что недостаточно одного сострадания, ибо вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Именно дела являются выражением нашей любви, сердечного участия, ласки и доброты.

С чего начинается любовь к ближнему? Мо­литва друг за друга есть дело любви. Господь расположит к нам сердце недоброжелателей, если будем молиться за них словами, которые заповедали нам святые отцы: «Спаси Госпо­ди и помилуй сестру мою (или брата моего) и святыми ее (его) молитвами прости мои со­грешения». Пусть даже мы еще думаем, какие же они святые, все равно, изо дня в день надо молиться такими словами, и Господь, в кон­це концов, дарует некое видение в сестре или брате действительно хорошего и достойного

 

 

действием Спаситель дал заповедь: Если Я, Го­сподь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13,14). Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26). К сожалению, именно эту запо­ведь никто из нас не помнит, мы как-то сколь­зим умом по поверхности этих святых слов, но надо помнить, что за Божественной трапезой это были последние слова Господа Своим уче­никам. Поэтому всегда надо молиться, чтобы Господь даровал нам силы творить добрые дела. Чтобы не нам служили, а мы служили.

Сейчас нет такого обычая — умывать ноги. Святые отцы нас наставляют: мы должны друг перед другом смиряться и искать случая, как послужить друг другу. Христос сказал нам: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить (Мф. 20,28). Се­годня никто из нас не ищет, где, кому и как по­служить. Наоборот — все в жизни должно кру­титься вокруг нас. В таком случае судьба наша будет печальной. Ведь когда мы предстанем пред лицом Божиим, то услышим: «Все крути­лось вокруг тебя, ты был центром своей жизни и хотел, чтобы все было по-твоему. Итак, тебе достаточно было жизни с самим собою, ты лю­бил только самого себя — теперь ты здесь один и останешься, но только навечно. Как ты нико­му не служил, так тебе здесь никто служить не будет». Авва Дорофей говорит, что это и будет ад: «Представьте себе, что вас закрыли в тем­ной комнате, где нет ни еды, ни общения, ни звука, ни просвета, ничего — один только ты, себя помнящий и сознающий». Попробуй, проведи так день, другой — просто один: боль­ше никого и ничего. Там же это будет вечно нашей любви. И тогда мир и благодать Духа Святого будет с нами.

Поделиться знанием Евангелия, святооте­ческой книжкой — и это дело любви. Подска­зать соседям, сослуживцам, что идет Великий пост, время покаяния, время очищения, вре­мя соборования, время причащения — это тоже дело любви. Напомнить, помочь сло­вом, которое тоже может стать неким зерном и принести свой плод в тридцать, в семьдесят, а, может быть, и во сто крат. Была бы только душевная щедрость, было бы переживание: почему я ничего не делаю для Бога, для лю­дей, для Церкви, для ближнего?

Когда по отношению к нам допущена какая-то несправедливость, недоброжела­тельность, то самое главное — не пустить в свое сердце стрелу, пущенную дьяволом через обидевшего нас человека. Для того чтобы не дать этой стреле возможности уязвить наше сердце, лучшее средство — молчание. Поэто­му надо приучать себя к молчанию. Иногда можно объясниться, но только, когда мы уве­рены, что у нас это получится без злобы, без претензий, без выхода из себя. С этого мало­го умения — вовремя промолчать и вовремя сказать, и будет начинаться какое-то располо­жение к людям. Старец Силуан Афонский предупреждает: «Невозможно в душе иметь мир, если не будем всеми силами просить у Господа любить всех людей».

Если мы последователи Христовы, Его уче­ники, то должны помнить, чему Он нас учил накануне добровольного предания Себя на Распятие. Он взял полотенце, препоясался и стал умывать ноги ученикам Своим. Этим действием Спаситель дал заповедь: Если Я, Го­сподь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (Ин. 13,14). Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20, 26). К сожалению, именно эту запо­ведь никто из нас не помнит, мы как-то сколь­зим умом по поверхности этих святых слов, но надо помнить, что за Божественной трапезой это были последние слова Господа Своим уче­никам. Поэтому всегда надо молиться, чтобы Господь даровал нам силы творить добрые дела. Чтобы не нам служили, а мы служили.

Сейчас нет такого обычая — умывать ноги. Святые отцы нас наставляют: мы должны друг перед другом смиряться и искать случая, как послужить друг другу. Христос сказал нам: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить (Мф. 20,28). Се­годня никто из нас не ищет, где, кому и как по­служить. Наоборот — все в жизни должно кру­титься вокруг нас. В таком случае судьба наша будет печальной. Ведь когда мы предстанем пред лицом Божиим, то услышим: «Все крути­лось вокруг тебя, ты был центром своей жизни и хотел, чтобы все было по-твоему. Итак, тебе достаточно было жизни с самим собою, ты лю­бил только самого себя — теперь ты здесь один и останешься, но только навечно. Как ты нико­му не служил, так тебе здесь никто служить не будет». Авва Дорофей говорит, что это и будет ад: «Представьте себе, что вас закрыли в тем­ной комнате, где нет ни еды, ни общения, ни звука, ни просвета, ничего — один только ты, себя помнящий и сознающий». Попробуй, проведи так день, другой — просто один: боль­ше никого и ничего. Там же это будет вечно.

Только представить себе такое уже будет более чем достаточно. Так будем же каждый день ра­деть об обновлении нашей души и учиться, как со всей полнотой послужить ближнему, чтобы через это стать подлинными, истинными, лю­бящими сынами Божиими.

Христос Спаситель знал, что если врагов не будем любить, то мира в душе не будет. Поэ­тому в Нагорной проповеди Он заповедовал нам: ...любите врагов ваших (Мф. 5, 43) Если не будем любить врагов своих, то лишь по вре­менам душа будет как бы спокойна, но если мы любим врагов, то мир в душе пребывает день и ночь. Люди скорее слабы, чем злы, надо к ним быть более снисходительными. «Когда нам делают добро, — пишет святой Амвро­сий Медиоланский, — признательность тре­бует помнить его. А когда делают зло, любовь побуждает забывать его».

Мы, православные люди, должны жить так, чтобы через нас прославлялось имя Божье, чтобы люди говорили о нас, как о христианах первых времен. Язычников поражало их от­ношение друг к другу, они говорили: «Посмо­трите на них, как они любят друг друга». Дела были вместо слов, потому что слова без дел не принесут никакой пользы, а дела и без слов могут оказать огромное влияние. Для святых отцов самым главным была любовь. Как жили подвижники первых веков, мы знаем: пусты­ня, полная аскеза, порой, лишение себя даже самого необходимого — насущного хлеба, когда питались одной травой ради подвига и ради Христа.

В древнем патерике рассказывается о стар­це, пришедшем к собрату сообщить, что завтра пойдут верблюды в город. С караваном он хотел отослать для продажи корзины, но ему не удалось закончить к ним ручки. Получа­лось, что только через месяц, когда пойдет сле­дующий караван, старец сможет продать свои корзины, а пока останется без хлеба. Тогда его собрат-монах идет в свою келью, расплетает ручки от своих корзин и отдает их старцу со словами: «Возьми, они у меня лишние». Это означало, что он сам останется без куска хле­ба. Для нас это — и далеко, и непонятно. Кто- то сказал: «Эгоизм рождается с нами, а скорее всего, даже раньше нас». Все мы — большие эгоисты. Если мы делаем какое-то добро, то делаем все равно с расчетом на то, что люди его заметят, а если мы чуть-чуть «духовнее», то нам неважно: заметят люди или нет, мы ве­рим и знаем — Бог его точно заметит! В любом случае — делаем это дело, подспудно ожидая какой-то награды, поэтому даже в добром деле присутствует корысть. Мы еще слишком далеки от того, чтобы творить добрые дела просто и бескорыстно.

В жизнеописании преподобного Силуана Афонского рассказывается, что он слезы про­ливал о всякой твари. Есть у него чудесная мо­литва: «Господи, да познают Тебя все народы, как Ты любишь нас». Старцу была открыта сущность и глубина любви Божией, которая преображает человека, потому что когда Го­сподь касается сердца, тогда оно невероятным образом становится другим. Это мы с вами можем ощущать, в какие-то моменты малень­кой земной радости, которую нам иногда дает Господь в этой временной жизни. Так бывает после особой молитвы, в дни великих праздников, после Причащения святых Тела и Кро­ви Христовых, когда Господь дает умиление в сердце, неизъяснимую радость, благое рас­положение буквально ко всем. Но так бывает на малое, краткое время. Господь показывает, что если мы будем идти этим путем, то есть не мириться с греховным положением, в ко­тором сейчас находимся, а постараемся изо всех сил, чтобы нам стали присущи мирное расположение сердца и любовь, то наше пре­ображение будет — к вечной жизни, жизни с Богом.

Конечно же, чувство любви, милосердия, сострадания и ласки надо вымаливать у Бога, неотступно прося: «Господи! Дай мне другое сердце! Измени меня ими же веси судьбами! Я этого хочу, но сам этого сделать не могу!» Сами же мы должны использовать каждый малюсенький случай, когда представляет­ся возможность сделать что-то для близких. Никогда никто нас ни на какой подвиг не позовет. А если и позовет, то мы не будем готовы к нему, потому что не умеем посту­пать по любви. От нас и требуется-то иной раз — посуду помыть да пол подмести. Мы думаем, что кто-то должен это сделать, забы­вая, что даже малое дело, совершенное нами, изменит, прежде всего, нашу душу и умяг­чит черствое сердце. Каждодневными дела­ми особенно удобно распинать собственный эгоизм, о котором апостол Павел сказал: те, кто Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Галл. 5, 24). А наш эгоизм всегда все сваливает на других. Христос же говорит: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9, 35).

Суть нашей жизни состоит в том, чтобы по­нимать и помнить: смерть наступает не тогда, когда останавливается сердце или когда отказы­вают почки. Смерть наступает тогда, когда из сердца человеческого уходит любовь. Если у человека есть любовь, независимо от того, какой орган отказал, благодать будет жительствовать в нем, потому что он уже перешел от смерти к жизни. Жизнь будет в нем, даже если он на время и вкусил эту смерть, потому что он Бога носил в себе, потому что носил в своем сердце любовь. Мы, православные люди, счастливы тем, что вечность реально может наступить уже здесь, сейчас и среди нас. Если в сердце есть лю­бовь, то там Бог, а значит с Ним и вечность.

В Свое Царство Небесное насильно Бог ни­кого не тянет. Можно сказать, что человеческая душа имеет дверь, но она открывается только с внутренней стороны. Даже Бог открыть и взломать ее не может. Так Он о Себе и гово­рит: Се, стою у двери и стучу. Если кто услы­шит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Господь ждет, чтобы мы свое сердце откры­ли добровольно и впустили в него Бога, что­бы Он впустил нас в Свое Царство, в которое пропуск только один. Ни партийный билет, ни сберкнижка, ни возраст, ни диплом об об­разовании, ни национальность — значения иметь не будут. Значение будет иметь одно имя. Имя христианина.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.092 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь