Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
На кого мы похожи в притче о блудном сыне?
Искреннее раскаяние в грехах и труды покаяния обязательно будут вознаграждены благодеянием и любовью Божиими. Вспомним, как Господь помиловал Матфея-мытаря и покаявшуюся блудницу, как Он возвратил апостольство Своему раскаявшемуся ученику Петру. В неизмеримом милосердии Божием убеждает нас также дивная притча о всепрощении, о грехе и покаянии — притча о блудном сыне. В ней речь идет о том, что у одного отца было два сына, и младший подумал, что уже сам может управлять своей жизнью, что он полон сил и у него хватит ума и энергии устроить свою жизнь так, как хочет — вне отеческого дома. Приходит он к отцу, просит: «Дай предназначенную мне часть имения». Сожалея о необдуманном поступке сына, но уважая его свободную волю, отец выполнил просьбу. Ушел юноша в далекую страну и за короткое время, живя неразумно и в блуде, потратил все отцовское имение. Но когда оказался в нищете и на краю гибели, то вспомнил о том, как отрадно, хорошо, спокойно и тепло было в отцовском доме. А сейчас он мечтает питаться вместе со свиньями, но и этого ему не дают. В Евангелии го ворится, что он «пришел в себя». И каждому из нас необходимо на жизненном пути когда- то остановиться и «прийти в себя». Ведь и с нами так бывает: хотим мы порой построить нашу жизнь без помощи Божией, надеемся на свои силы, на людей. Редкое дело совершаем мы с благословения Божия, благословения священника, духовника. Чаще всего наша жизнь течет своим чередом, и мы считаем, что все в ней зависит от наших усилий, трудов, энергии и ума, забывая, что это не так. Многие люди — и умные, и сильные, и рассудительные, и богатые — остаются порой у разбитого корыта, когда их жизнь течет вне потока Божественной благодати. В такие моменты важно прийти в себя. Это значит — увидеть самого себя таким, увидеть свои грехи, потому что мы по своей бесчувственности, забвению и суете ушли от Отца Небесного. Гоняемся за материальными благами, за внешним благополучием, думаем обустроить свою жизнь без Бога и забываем о том, что Господь сказал в святом Евангелии: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). И Царствие Божие — не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). Все внутри нас, все с нами — и Царствие Божие и Царь, все с нами. А Царь — это Господь наш Иисус Христос, Которого душа может сподобиться умным деланием, призыванием Его и благодатью Святаго Духа, подаваемой человеку кающемуся, пребывающему в постоянном памятовании Божием и ходящему пред Богом. Однако вернемся к притче о блудном сыне. Он «пришел в себя» и сказал: «Встану, пойду к отцу моему». Это второй шаг на пути покаянной жизни: сначала осознать и увидеть свой грех, а потом набраться решимости раз и навсегда оставить его, как сказал этот сын: «Встану, пойду к отцу моему». Вот именно «встану», потому что все мы в той или иной степени валяемся в грехах и даже не видим порой от отчаяния и уныния, что изо дня в день впадаем в одни и те же грехи. У нас опускаются руки, мы приходим в ужас от своего эгоизма, от своей гордости и жадности, от своих гневных, лукавых, блудных помыслов и думаем, что им не будет конца и края. Но преподобный Иоанн Лествичник вдохновляет нас и дает надежду. Он говорит: «Не падать свойственно одним только Ангелам; падать и вставать свойственно людям; упавши, никогда не вставать свойственно только одним бесам. И мы будем осуждены не за то, что пали, но за то, что мы, падши, не встали». Вот это надо всегда помнить: в какую бы бездну грехов мы ни пали, все равно каждый день надо заново начинать свою жизнь. Никто никогда не говорит: «Не буду мыть руки, потому что опять их испачкаю». Но каждый день, сколько бы мы их ни пачкали, всякий раз их снова моем. Так и с душой. Когда нас одолевают помыслы, грехи, пороки, страсти и беззакония, мы должны с искренним покаянием молиться: «Господи! Ты знаешь мои грехи, прости меня, помоги мне хоть в следующий день избавиться от этого гнева, от эгоизма, жадности, уныния, помоги начать новую жизнь!». Этот молитвенный вздох бывает порой важнее всяких дел, потому что
искреннее обращение дарует чистоту сердца. Никто из нас не опоздал в этой жизни, даже разбойник на кресте наследовал Царствие Небесное одним только покаянным воздыханием и исповеданием веры в Сына Божия: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23, 42). Итак, блудный сын не только сказал, что пойдет к отцу, но на самом деле встал и пошел, то есть решил раз и навсегда оставить свою прежнюю греховную жизнь. Когда он еще шел по дороге, то отец издалека увидел его, потому что каждый день всматривался вдаль — не вернется ли сын, не обратится ли он? И сын не успел сказать ни одного слова покаяния или извинения, как отец подбежал к нему, обнял и расцеловал. А сын, видя любовь, милосердие, снисхождение и всепрощение родителя, все равно говорит: Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; но прими меня в число наемников твоих (Лк. 15, 18-19). Несмотря на уже совершившееся прощение, он считает, что должен до конца осудить всю свою блудную жизнь, порвать с ней окончательно. Здесь мы видим пример искреннего покаяния, преодоления гордыни, самооправдания, ведь он не ищет причины своих грехов в жизненных обстоятельствах, не сваливает их на людей и время, на чужой дурной пример и прочее. Мы видим бесконечное самоуничижение и решимость донести этот покаянный вздох до своего отца. И отец понимает, что это крик души, что перед ним другой человек, осознавший, понявший и осудивший свою жизнь и готовый начать жизнь новую. Видя это искреннее раскаяние, он говорит слугам: «Принесите ему первую одежду». Почему первую? Чтобы забыть лохмотья греха, чтобы тепло и уютно было в прежней одежде сыновства, которую он носил в этом доме как наследник и хозяин. И далее велит: «Принесите перстень на руку его». Современным людям может показаться непонятным, для чего этот перстень? Что это значит? В древности перстень был не просто украшением, это была печать. Человек мог не расписываться в том или ином документе, а ставить печать, которая была на его перстне. Значит, тем самым отец возвращает сыну прежние права, права хозяина в этом доме, делит с ним свое имущество и свою власть. И говорит дальше: Приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 23-24). Но в этой притче есть еще один страшный поворот. Когда старший сын услышал ликование, доносящееся из дома, и узнал, что так празднуется возвращение его непутевого брата, его охватила жгучая зависть. Обращаясь к отцу, он говорит: Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка (Лк. 15, 29-30). То есть он укоряет отца и осуждает всю жизнь своего брата. Старший брат позавидовал тому, что доброта и любовь отца излилась не на него, а еще на кого-то. В нашей жизни мы должны найти в себе силы, чтобы уметь не только сопереживать чужому горю, но и сорадоваться чужой радости. Может быть, немногие из нас задумывались о слове «счастье», в чем оно заключается. Если его разобрать по буквам, то это означает: «быть с частью». Стать частью в первую очередь Бога, во вторую — своих любимых людей: мужа, жены, матери, отца, детей своих, стать частью, быть с их частью. Вот это и есть — счастье. Найти его человек может только тогда, когда он живет интересами других людей. Не имел такого устроения старший сын, почему и был несчастен, несмотря на полный внешний достаток. Можно иметь все внешние атрибуты благополучия и не иметь счастья, а можно не иметь ничего материального, к чему обычно стремятся люди, и быть счастливым. Задумаемся, на кого мы похожи в этой притче? Ибо Слово Божие, обращенное к нам, не есть некая абстракция, история, которая произошла с кем-то и когда-то. Нет! Слова Евангелия обращены и сегодня к каждому из нас. И как бы невероятно нам это ни казалось, но мы в этой притче — и блудный сын, и «праведный» одновременно. Блудный — потому что вряд ли в жизни каждого из нас главными приоритетами являются вера, Бог и Церковь. Как часто мы ищем радости, мира и счастья вне Церкви, вне Божественной истины, вне жизни духа. И так же часто бываем мы мелочными, завистливыми, эгоистичными, самолюбивыми, как старший сын. Внешне — да, он не преступил заповеди отца. Но в сердце преступил самую главную заповедь — заповедь любви. Он работал ради наследства, не думая о том, что в семье, в братстве не может быть никаких «ты — мне, я — тебе». И может быть один только закон — закон любви. Господь говорит: да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15,12). А как возлюбил Господь? Жертвенно, ибо так возлюбил... мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). К этой жертвенной любви призывает Он и нас. Не только о том, что мы блудные дети, что мы завистливые, мелочные и самолюбивые, нужно задуматься сегодня — это и мало, и примитивно. Апостол Павел учит нас: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем по-
мышляйте, а не о земном (Кол. 3,1-2). Нам надо стремиться походить на отца из этой притчи, который без оглядки и мелочных претензий, без всяких напоминаний, а по бесконечной широте своей души все простил сыну, пришедшему с искренним покаянием. Вспомним, как мы поступаем с теми, кто нас предал, оскорбил или что-то неприятное сказал о нас. С полной уверенностью можно сказать, что таких людей мы вычеркнем из своей жизни. Мы говорим мысленно: «Только дурак наступает на грабли дважды. Если один раз он поступил так со мной, то этого человека больше для меня не существует». Даже когда мы увидим желание примириться, раскаяться, то и эти движения души мы встречаем с упреками и претензиями, ставим условия, при которых мы вновь примем этого человека в свою жизнь. Вряд ли кто из нас способен принять другого, как принял блудного сына этот милосердный отец. Мало кто скажет: «Принесите первую одежду» — одежду дружбы, любви, взаимопонимания и жертвенности. Вряд ли кто добавит: «Дайте перстень на руку его», чтобы опять доверить ему и имущество, и права. К сожалению, в нашей жизни мало кто на это способен. Подумаем сегодня о том, какой глубины православной христианской жизни, должны мы достигнуть? Эта притча читается накануне Великого поста — накануне тех дней, когда мы будем просить друг у друга прощения. Но чтобы этот день не застал нас врасплох, не застал внезапно со всею правдою Божией и нашей ложью, мы должны заранее прекратить копаться в мелочных страстях и больше думать, как дальше двигаться по пути духовной жизни. И умолять день и ночь Господа, чтобы Он дал нам новое сердце, новую душу и новый ум, чтобы по- другому взглянуть друг на друга, вспомнить, что мы друг для друга — братья и сестры. И пусть брат болен — это его падение, его беда и грех, но Бог хочет от тебя не осуждения, а сострадания. Чтобы ты уподобился Отцу Небесному именно в этом. Нам Господь так и говорит: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13). Будем помнить об этом призыве нашего Господа, звучащем уже две тысячи лет, ударяя в наше жестокое сердце: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Еще эта притча учит нас никогда не забывать, что милосердию Божию предшествовало искреннее раскаяние младшего сына, а потом уже благость Божия излилась на кающегося человека. Порой в христианской жизни бывают две крайности: одни люди помнят о том, что Господь — Праведный Судия, Который наказывает за грехи по Своему великому и праведному правосудию. Приходят из-за этого в уныние и отчаяние, оставляют христианскую жизнь, не имея надежды выбраться из той ямы, в которой находятся. А есть люди, которые грешат в надежде на покаяние, рассчитывая, что Бог простит и помилует, забывая о том, что Бог — не только любящий и милующий Отец, но и Праведный Судия, справедливо наказывающий нас за грехи и нечестия. Но все-таки Господь милостив. И в какую бы яму и бездну греха мы с вами ни пали, никогда не следует отчаиваться и унывать, но надеяться на милость, благость, помощь и милосердие Божие. Принесем же в дар Господу наше сердце, исполненное любви, молитвы, веры и надежды на Него. И дай Бог, чтобы эта евангельская притча научила нас милосердию отца и искреннему, без всякого самооправдания, покаянию младшего сына. И чтобы мы никогда не уподоблялись старшему сыну в зависти, немилосердии и осуждении. Но наоборот — умели сорадоваться всякому человеку: его радости, его покаянию так, как на небе радуются Ангелы, о которых сказано: на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).
О притчах евангельских
Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал примеры из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветные времена, особое совершенство и красоту они получили в устах Богочеловека. Спаситель излагал Свое учение в форме иносказательных рассказов по нескольким причинам. Во-первых, Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые было нелегко Его слушателям. А конкретный и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться на многие годы, и человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем, углубляться в его содержание и таким образом постепенно понять скрытую в нем мудрость. Во-вторых, люди, не вполне понимающие учение Спасителя, могли бы по-своему перетолковать его, распространяя его в искаженном виде. Притчи сохраняли чистоту учения Христова тем, что облекали его содержание в форму конкретного повествования. В-третьих, притчи имеют то преимущество перед прямым поучением, что они не только содержат в себе общий Божественный закон, но и демонстрируют его применимость как в частной, так и в общественной жизни. В Евангелиях мы находим более тридцати притч. Их можно разделить в соответствии с тремя периодами общественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи, рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период между второй и третьей Пасхой Его общественного служения. В этих начальных притчах говорится об условиях распространения и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном, о драгоценной жемчужине и другие. Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года Его общественного служения. В этих притчах Господь рассказал о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце, о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине, о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие. В Своих последних притчах, рассказанных незадолго до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании, имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о Страшном Суде, о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах, о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы