Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сделайте шаг навстречу Богу
На сороковой день после Рождества Христова православные христиане отмечают один из двенадцати главных праздников — Сретение Господне. С церковно- славянского языка слово «сретение» переводится как «встреча». Это праздник радости, праздник домостроительства Божьего, встреча, которая может сделать очевидным то, что казалось невероятным, и может исполнить неисполнимое. В недрах Священного Предания сохранилась очень важная для каждого христианина история о том, как праведный Симеон встретил в Иерусалимском храме Младенца Христа. А началась она в 270 году до Р. X., когда египетский царь Птолемей захотел иметь в своей библиотеке священные книги Ветхого Завета на самом распространенном тогда греческом языке. Для их перевода были избраны семьдесят толковников (переводчиков), их вывезли на остров в Средиземном море, и там они переводили книги Ветхого Завета независимо друг от друга. Когда они закончили работу, то оказалось, что у всех семидесяти слово в слово совпадает переведенный на греческий язык текст Священного Писания. Вот почему этот текст считается Богодухновенным: только Духом Святым могло быть достигнуто такое
единство! Этот перевод воистину явился плодом соборного подвига Ветхозаветной Церкви. Именно с перевода 70-ти толковников, сделанного за три века до Рождества Христова, Священное Писание позже перевели с греческого на наш церковно-славянский язык. Но были попытки поправить Священное Писание по своему человеческому усмотрению. Это сделал толковник по имени Симеон. Переводя книгу пророка Исайи, в которой были слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7, 14), он усомнился. Как понять: «Дева и родит?» Взял перо и попытался зачеркнуть слово «Дева» и написать слово «жена». Не поверил он Слову Божию, не вмещалось это в его человеческий ум, а потому решил Божественный Промысл поправить на свой лад. Тогда ему явился Ангел Господень и сказал: «Ты не умрешь до тех пор, пока своими глазами не увидишь, что сбудется пророчество, написанное в этих строках Священного Писания». Предполагается, что в это время праведному Симеону было около 40 лет, потому что в те времена в израильском народе человек имел право выходить на общественное служение и учить, только начиная с тридцатилетнего возраста, а чтобы в совершенстве овладеть чужим языком понадобилось бы лет десять. Итак, после предупреждения Ангела о том, что он не умрет, пока не увидит все собственными глазами, он прожил еще 270 лет! А как говорится в Священном Писании, жизнь человека — семьдесят, а если в силах, то восемьдесят лет. Вот какое нам явлено чудо Божьей Силы, чудо Промысла Божия! Согласно ветхозаветному закону, установленному Моисеем, всякого первого ребенка мужского пола следовало через сорок дней после рождения приносить в храм для посвящения Богу. Во исполнение этого закона пришла в Иерусалимский храм и Богоматерь с Младенцем Иисусом. И вот именно в тот день, когда в храме находилось Святое Семейство, по внушению свыше туда пришел и Симеон, которого впоследствии стали именовать Богоприимцем. Он взял на руки Богомладенца и поспел знаменитую песнь, словами которой до Второго Пришествия будет молиться вся Церковь: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2,29-32). Святой старец говорит о том, что закончилось время мучительного ожидания, и в мир пришел Спаситель Христос. То есть исполнилось ветхозаветное пророчество, и теперь праведный Симеон может спокойно умереть, присоединиться к праотцам и возвестить Адаму и Еве, что явился Спаситель, Который выведет людей из ада и дарует им жизнь вечную. В Евангелии приводятся пророческие слова Симеона Богоприимца, обращенные к При- снодеве Марии: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 34-35). Так праведный старец предсказал страдания Спасителя, Его подвиг искупления всего рода человеческого. Страдания, переносимые Христом, в неимоверной степени пережила Пресвятая Богородица, как мать Его по плоти и крови. Святые Отцы иногда называют Матерь Божью Первомученицей, потому что ту сердечную боль и тоску, которую чувствовала Она, стоя у Креста Распятого Сына, они уподобляют мученичеству. Исполнились при Кресте слова, сказанные святым Симеоном о том, что Божией Матери «оружие пройдет душу». Гвозди, копье, которыми мучили и убивали Спасителя, прошли через сердце Матери Божией. Далее праведный старец говорит: «да откроются Тебе помышления многих сердец». Откроются именно Ей, как перенесшей невыразимые муки и скорбь, Ей, как человеку, испытавшему самое страшное — смерть единственного Сына — Безвинного, Безгрешного, для Которого сама смерть была неестественна, так как не было греха, способного ее породить. Смерть такого Сына была в тысячу раз и непонятнее, и больнее. Более того, на долю Пресвятой Богородицы выпало пережить боль всего человечества. Вот почему Матерь Божия, как никто другой, знает и понимает все молитвенные воздыхания православной христианской души и в момент радости, и в момент тяжелых переживаний. Скорбь каждого из нас открыта Матери Божией, и Она знает, как помочь людям, находящимся в том или ином обстоянии. Когда мы вспоминаем встречу Живого Бога с человеком, с праведником — со святым Симеоном, то не только умиляемся этому событию, ознаменовавшему исполнение пророчества. Это для нас повод задуматься и о своей встрече с Богом, об этом чуде, которое дается каждому из нас. Нам эта встреча дается, прежде всего, в доме Божием, ведь праведный Симеон не где-нибудь на дороге встретил Бога, а в храме. Вот и святые отцы говорят: Одно «Господи, помилуй», произнесенное в храме Божием вместе со всеми, больше целой Псалтири, прочитанной дома наедине, потому что общий дух, общая сила, общая благодать Божия действует там, ...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Нам не нужно, как праведному Симеону, почти три века ждать встречи с Христом Спасителем. Нам Господь открывается в богослужениях, в молитве, в Священном Писании. Но, самое главное, Он открывается нам таким образом, который был невозможен до пришествия в этот мир Сына Божия — только теперь, после Его жертвы искупления, мы имеем всеосвящающее, всепреображающее Таинство Святого Причащения, когда мы непостижимым образом реально соединяемся со Христом, с Самим Богом. Христос открывается на путях милосердия, исполнения евангельских заповедей. Там можно Его встретить. Каждый из вас наверняка когда-нибудь испытал, что если от всей души сделал доброе дело, то на сердце становится легко и радостно. И наоборот: злопамятность, удержание в памяти обид, каких-то ненужных слов и действий по отношению к нам, отравляют нас, как ложка дегтя отравляет бочку с медом. Очень спасительно встретить на своем жизненном пути Бога, Который открывается еще и в тихой, смиренной, покаянной молитве. Сколько раз, когда мы плакали перед иконами или во время дивных песнопений в храме, когда мы искренне от всей души каялись и осуждали самих себя на исповеди, столько же раз вставали с колен преображенными людьми. Потому что мы почувствовали, что Бог нас услышал. Иногда спрашивают: «А какой нам молитвой молиться?» И ищут порой в молитве рецепт от тех или иных жизненных проблем. А главный рецепт один — это молитва всем сердцем, от всей души. Что это такое? Это молитва, исполненная смирения. Она дает такую благодать Божию, силу и радость, такую мирность сердца, какую никакими способами человек не может сам внутри себя произвести, как не может сам себя вытащить из болота. Порой думается, как же милосерден наш Господь, что не количество молитвы Им принимается, а искренность сердца. И Он смотрит именно на сердце, исполненное веры, любви, смирения и простоты. Есть древняя притча, повествующая о женщине, которой было извещение от Ангела, что сегодня ее посетит Христос. Она старательно убралась в доме, все вымыла, вычистила, зажгла лампады и свечи, накрыла стол. Утром к ней постучалась странница и попросила присмотреть за маленьким сыном, потому что ей надо было куда-то отлучиться. Но женщина ей отказала: «Я не могу этого сделать, я жду в гости Христа». Спустя некоторое время проходивший мимо человек обращается к этой женщине с просьбой о помощи, но она и ему сказала: «Я не могу тебе ничем помочь, ибо я жду в гости Христа». Долго женщина выглядывала в окно, ожидая Христа, а Он все не шел и не шел. Поздно вечером к ней обратился еще один нуждающийся человек, которому она тоже отказала, ссылаясь на то, что ждет Христа. Так она прождала до поздней ночи, а Христос, так и не явился. Тогда она взмолилась перед иконами: «Господи, как же так? Мне было обещано, что Ты будешь сегодня у меня дома, но Ты не пришел. Неужели у Бога есть неправда?» И ей в тонком, тихом видении был дан ответ: «Я к тебе сегодня приходил трижды, и ты три раза Меня не приняла в свой дом». Какой можно сделать вывод из этой притчи? Такой, что Богом нам дается величайшая радость и возможность иметь встречу с Ним через людей, через наши добрые дела для них. Однажды в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре я спросил у отца Лаврентия: — Батюшка, каждый день одолевают бомжи. У одного уже несколько раз дом сгорел, стольких домов и у буржуев-то нет. Он и в прошлом году приходил, каких только историй не рассказывал. И у всех такие случаи. Так что, всем подряд давать? Иногда вижу, что не совсем правду говорят. Так давать или нет? Как тут быть? И тогда отец Лаврентий говорит: — А есть такая возможность — всем подряд давать? Если есть, вот тогда давай, чтобы не пропустить Христа. Представляете? Чтобы не пропустить Христа! Пусть по чуть-чуть, но всем давать, чтобы не пропустить Христа. Если давать помногу, так это печатный станок надо включать на четвертую скорость, а так, по чуть-чуть можно, чтобы не пропустить Христа. Вот и в нашей повседневной жизни, если кто-то попросил, пусть даже мелочь, но дай, если есть что дать. И не отговаривайся, мол, это мелочь, будем дожидаться великих подвигов. Неверный в малом — неверен и во многом, то есть, если ты малым не можешь поступиться, ты и ничего большого не сделаешь. Конечно, чтобы найти Бога и соединиться с Ним, мало одного желания, нужен труд. В Евангелии есть такие слова Христа: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7). Тем самым Он показал последовательность и неустанность труда, без
которого невозможно стяжание благодати Божией. Эта благодать, с одной стороны, дается за наши труды, а с другой стороны, как сказал преподобный Исаак Сирин: «Не трудам и не добродетели, ради которой предпринимаются труды, открывается Бог, но за проистекающее от них смиренномудрие». Вот когда открывается Бог и дает благодать — не просто за труд и добродетель, а за результат труда и добродетели: за смиренномудрие. Размышления о Сретении Господнем обращают внимание нашего ума и сердца на то, как важно и необходимо воспитывать в себе терпение. Святой праведный Симеон со дня, когда он услышал через Ангела обетование не умереть, не увидев Господа, 270 лет терпеливо ожидал встречи с Богом. А кто из нас может сказать, что терпеливо ждал изменения своих обстоятельств 10 или 20 лет? Кто из нас молится столь долго за своих родных и близких, пока далеких от веры? Порой наши поиски Бога проходят болезненно, мы не видим явных результатов. Если не всегда исполняются наши молитвы или мы не получаем зримым образом подкрепление в виде благодатных сил, то из этого нельзя делать вывод, что Бог нас оставил и не слышит нас. В этом состоянии, которое мы называем «окамененой бесчувственностью» или унынием, мраком душевным, от нас требуется только одно — потерпеть. Задача врага рода человеческого — сначала ввести человека в скорбные обстоятельства, потом внутри этого состояния лишить человека терпения, упования на Бога, внутренней сердечной молитвы. На какие только пути и распутья диавол не посылает человека, чтобы он искал выход везде, только не у Бога. В такой ситуации получается, что человек забывает слова Писания: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в них же нет спасения» (Пс. 145, 3). На кого же человеку надеяться? На этот вопрос есть ответ в Псалтири: «Возложи на Господа заботы свои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). В трудный момент самое главное для человека — не лишиться терпения и независимо ни от каких обстоятельств, от самочувствия или настроения следовать заведенному духовному распорядку жизни и выполнять свой молитвенный круг. Для того же, чтобы понести все жизненные тяготы без ропота, надо иметь немногое, но очень важное — доверие и верность Богу. Верующих много, а верных Богу очень мало. Верный воспринимает слово Божие и верно его выполняет. От Бога надо принимать в жизни не только сладкое, но и горькое, которое как лекарство послужит своевременному исправлению и изменению нашей жизни. Господь никогда и никого беспричинно, бесцельно, бессмысленно не вводит в скорбные обстоятельства жизни, но, напротив, посылает их с главнейшей и единственной целью — спасти бессмертную человеческую душу, которую другим способом исправить, изменить и возвысить невозможно. Всякий, кто на самом деле ищет Бога молитвой, исполнением евангельских заповедей, доброделанием каждый день и каждый час, тот, безусловно, находит Его, несмотря на всю внешнюю неустроенность, болезни, скорби, несчастья. Какими бы ни были внешние обстоятельства, такой человек всегда находится в состоянии встречи с Богом, потому, что Бог живет внутри его любящего сердца. Это всем возможно. Вспомним Слова Евангелия: Наипаче ищите Царствия Божия, и все остальное приложится вам (Лк. 12, 31). Господь нам говорит: Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Вот где надо искать встречи со Христом — внутри собственного сердца, внутри ума, который памятует о Боге. От человека всегда требуется, чтобы что- то прибавлялось — и труд, и любовь, и смирение. Вот и думай, что у тебя происходит? Раз не прочитал вечерние молитвы, два не прочитал — все, духовная жизнь твоя убавляется. На одном месте стоять невозможно — можно замерзнуть. Дома печку топят каждый день, на завтра, на послезавтра никто не откладывает — зимой просто трубы лопнут. Так и печку души разжигать надо, подкладывать дрова — молитву Иисусову, акафист, кафизму из Псалтири, по возможности хоть по одной молитве «Богородице Дево, радуйся» каждый день читай. Сколько же труб лопнуло внутри нас? Сколько же их приходится латать? Порой эти вещи бывают непоправимы. Но благодати Божией все возможно. У тех же, у кого не хватает молитвенной, духовной жизни, она созвучна с другой возможностью, и они даже должны идти параллельно. Это добрые дела. Вера без дел мертва. Можно еще через добрые дела встретить Бога, потому что Бог открывается доброму сердцу. Дай Бог, чтобы вся наша жизнь была встречей с Богом. А самое главное, чтобы мы встретили Его там, в вечности. И как праведный Симеон взял на руки Богомладенца Христа, так всем сердечно желаю, чтобы и наши души когда-нибудь, рано или поздно, были приняты на всесильную руку Божию. На иконах праздника Успения Пресвятой Богородицы мы видим, как Господь держит в руках душу Своей Матери, а еще во многих Успенских храмах есть такая фреска «Души праведных в руце Божией». Это прообраз того, что Бог ждет всех нас. Девять шагов Господь сделает за тебя, но один, десятый шаг ты должен сделать сам навстречу Богу, поверив в Евангелие, полюбив Церковь, которая уже две тысячи лет сияет в этом мире и людей просвещает. Ищите Бога и обрящете Его. Это интересно!
В советские времена гонений на веру и Церковь нашему знаменитому епископу и врачу святителю Луке Войно-Ясенецкому задали вопрос: «Неужели Вы, ученый человек, лауреат Сталинской премии, автор знаменитых «Очерков по гнойной хирургии», верите в Бога, ведь Вы Его никогда не видели». Тогда он ответил: «Знаете, мне много приходилось делать операций, в том числе на головном мозге, но интересно, что ни разу мне не удалось увидеть там ни ума, ни мыслей. Может быть, у Вас нет ума?». Так святитель парировал вопрос того невера, который думал обескуражить ученого. Вспоминается один почти курьезный случай, связанный с первым полетом в космос Юрия Гагарина. Одна недалекая учительница решила на этом провести антирелигиозную пропаганду. Она поставила перед всем классом одного верующего малыша, сына священника, и сказала: «Вот ты веруешь в Бога, но, как мы все знаем, на днях советский человек совершил полет в космос и никакого Бога там не видел». Тогда этот мальчик внутренне помолился и ответил ей: «А знаете, Нина Петровна, космонавт Юрий Гагарин просто очень низко летал». Даже на такой по-детски непосредственный ответ учительнице-атеистке не нашлось, что ответить. Вот и нас беспокоят иногда люди, задавая такие вопросы. Но есть два основополагающих вопроса, на которые никогда нельзя будет ответить, не решив для себя главного — вопроса веры в Бога. Ни один неверующий человек не сможет ответить, откуда произошла жизнь? Что такое смерть? Без веры в жизнь будущую все самые светлые, человеколюбивые цели будут обессмысливаться, все будет обесценено, в конце концов, если цель человеческой жизни будет вне Бога. Один американский ученый установил, что в одноклеточном организме, в одну секунду происходит 10 тысяч химических реакций. Он сказал, что с большим успехом поверил бы в то, что во время взрыва в типографии из разлетевшихся в разные стороны букв сложился бы текст Библии, чем в то, что жизнь могла зародиться сама собой. Для верующих людей эти внешние доказательства не нужны. Святые отцы сказали нам, что познание Бога лежит на пути исполнения Евангельских заповедей. Исполняй то, что знаешь и откроется то, чего не знаешь. Святые отцы учат, что Бог открывается не пытливому уму, а чистому сердцу. К этому мы должны стремиться и просить у Бога дать нам внутреннюю сердечную веру. Не искать внешних подтверждений и противоречий с наукой — это пройденный этап нашей жизни. Искать же надо укрепления в вере и в верности Богу. Ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19), но не исполняют волю Божию о заповедях. А именно в этом и состоит вера и верность Богу — в исполнении заповедей.
Когда Бог говорит с нами
Во многих православных семьях есть святое Евангелие, но много ли его читают? Как часто оно у нас лежит и пылью покрывается. Зато кушаем мы как минимум три раза в день: завтракаем, обедаем и ужинаем. Я знаю только одну семью, в которой отец начинает трапезу такими словами: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Семья перед едой встает, читает главу Евангелия, а потом уж все садятся завтракать, обедать или ужинать. Сначала душу накормили, а потом тело. Никто из нас так не поступает, к сожалению. Значит, кто мы? Мы — самые настоящие духовные дистрофики, голодные без слова Божьего. И мы должны подумать о том, какие мы внутри своего сердца, о нашей внутренней сути надо позаботиться! Мы думаем о чем угодно, только не о душе и сердце. И наше духовное сердце — в темнице, связанное по рукам и ногам страстями. А самая главная из них: гордость и вытекающий из нее эгоизм. Евангелие нам говорит о том, что надо задуматься о себе, о том, что внутри тебя, накормить себя словом Божиим, развязаться от уз грехов и страстей. Самый тонкий грех — это грех привязанности к чему бы то ни было, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Почти все мы к чему-то привязаны: один — к машине, другой — к работе, третий —- к даче, четвертый — к квартире, пятый — к здоровью. И все эти привязанности стоят у нас на первом месте, а Бог — когда время останется, вот тогда о Боге подумаем: в праздники, в воскресенье, в субботу. Это тоже болезнь — когда главное становится второстепенным, а второстепенное становится главным. Это духовная болезнь. Истинной заботой о самом себе и будет укрепление в вере в Господа Иисуса Христа. Когда у преподобного Амвросия Оптинского спросили: «Отче, скажи нам, почему сказано в Священном Писании: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10,16)?», он ответил: «Змея, когда ее бьют, в первую очередь старается сохранить свою голову, потому что если сохранит ее, то сохранит потом и все тело, и отрастет у нее потерянная часть. Так и вы в первую очередь храните правую веру, потому что кто сохранит ее, сохранит все». Как нам исполниться веры истинной, православной, о которой Господь сказал: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17, 20). Для этого, прежде всего, мы должны вникать в смысл того христианского учения, которое оставил нам Господь, потому что все последователи Христовы назывались не иначе, как учениками. Если мы не хотим учиться, если мы не помним слова нашего Господа, не вникаем в них, тогда какие мы ученики Христовы и последователи Его?
Святые отцы говорят, что когда мы молимся, мы разговариваем с Богом, а когда мы читаем святое Евангелие — Бог говорит с нами. Даже дом, в котором находится Евангелие, освящается благодатью Божией, тем более освящается ею тот человек, который вникает в смысл священных слов и питает ими свою бессмертную душу. Мы же с вами тело питаем несколько раз в день, а о душе своей небрежем. Молитва, Священное Писание, Таинства церковные, Причащение и другие богослужения — это все пища души, и мало того, полученная от них благодать распространяется и на род человека, потому что эта благодать как свеча, способная осветить и зажечь вокруг себя дух всех, кто нас окружает. Одна женщина, пришедшая к вере только три года назад, рассказала, что она восемь раз прочитала Библию. Время зря не тратила! Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек, один раз прочитавши Библию, уже сподобляется вечной благодати Божией. Вот и эта женщина заметила, что когда она начала читать Священное Писание, то сын ее стал совсем другим — тихим и спокойным. Появилось у них какое-то понимание, любовь и взаимное уважение друг к другу, которых прежде не было. И это истинно так, потому что Господь преображает сердце человека, который питается словом Божиим, и эта благодать невольным образом передается другому, поскольку все мы члены одного Тела, Тела Христова, маленькие его клеточки. Все, что творится в одной клетке, передается непосредственным образом и на все другие. Тот, кто борется с грехом в своем сердце, оказывает пользу тем людям, которые находятся рядом с ним, и наоборот, грех одного человека распространяется на всех. И это великая и непостижная тайна, потому что все мы — члены
одного Тела Христова. Мы в Церкви, которая есть Тело Христово, и глава Церкви — Христос, подаривший нам Новый Завет с Богом, запечатленный в святых Евангелиях. Мы об этом должны помнить, потому что сейчас настало такое время, что будут колебаться основания веры, придут лжеапостолы, лжехристы и лжепророки, поражая нас в самое сердце, в самую голову, повреждая правую веру в Бога. Крепче надо держаться за слово Божие! Один из святых старцев привел такое сравнение: камень твердый, а вода мягкая, но долго и часто ударяя о камень, она может проделать в нем углубление. Так и сердца наши, говорит он, жестки, а слово Божие — мягко. А если оно чаще будет ударять о наше сердце, то и сердце наше смягчится. Может сделать в нем некую расщелину, через которую пробьется истинный Свет, дав росток новой жизни, подобно тому, как иной раз пробивается травинка через асфальт или скалу, и маленькая эта жизнь появляется на свет, через, казалось бы, безнадежное, каменное покрытие. Вот потому, преподобный Оптинский старец Амвросий, учил своих чад непременно каждый день читать хотя бы по одой главе Евангелия, причем стараться это делать с утра. Почему с утра? Во-первых, утром свежая голова, свежая память. Во-вторых, если прочитанное утром потихоньку, в течение дня будешь обдумывать, то скоро заметишь, что недоуменный вопрос, который возникнет вдруг в этот день, ты разрешишь, вспомнив, что говорилось в Священном Писании. Это станет тебе ответом от Бога в сложной, жизненной или духовной ситуации. Нередко приходится слышать жалобы: мол, трудно читать Писание, много там непонятного. Святые отцы советуют не огорчаться, если вы взяли в руки Евангелие, прочитали одну главу и ничего не поняли. Читайте следующую — опять ничего не тронуло, а вы прочитайте еще одну главу. Обязательно через несколько глав что-то коснется не ума, так сердца, и вы почувствуете, что это не простые слова, это Слова Божии. И не просто когда- то, где-то и кому-то сказанные, а вот сейчас, сегодня Господь лично с тобой говорит, через эти строки Священного Писания. Кто из нас может сказать, что он насытился словом Божиим? Пророк Амос говорит: «Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8, 11-12). Это сказал ветхозаветный пророк об израильских людях, которые потеряли веру в Бога. А мы слышим слова Христа Спасителя: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк. 10, 23-24). О том, что слово Божие действительно способно преображать и изменять любого человека, кто не только преданно эти святые слова слушает, но и с верой воспринимает их, живет по ним, свидетельствует следующий, немного фантастический, но показательный случай. Произошло это в XIX веке. Один корабль потерпел крушение и спасся только капитан, которого выбросило на какой-то остров. Его подобрали туземцы, обогрели, одели, накормили. Вождь этого племени дал ему приют в своей хижине, они разговорились. Вдруг капитан увидел какую-то книгу в кожаном переплете и спросил у вождя, что это такое. Вождь ответил: — Это Евангелие, которое нам принесли белые люди с материка. Капитан удивился: — Евангелие? Так сейчас любой просвещенный человек в него не верит. — Почему не верит? — А потому, что никакой пользы практической от него нет. Тогда вождь встал и грозно произнес: — Ты знаешь, больше не говори так. Польза от него есть, ведь то, что мы сейчас говорим с тобой — это благодаря Евангелию. Если бы не Евангелие, мы бы с тобой сейчас не говорили, а поступили бы так, как поступали наши отцы, деды и прадеды с теми, кто попадал на наш остров — мы их съедали во время ужина. Вот так Евангелие преобразило жизнь дикарей, которые, казалось, были чрезвычайно далеки от его истин. Поэтому постараемся постоянно обращаться к словам Божиим и трепетно хранить их в своем сердце, как это делала Пресвятая Богородица, Которая имеет всю полноту благодати, и теплота Которой умягчает и согревает наши сердца к принятию духовных даров: мира, радости, долготерпения, милосердия. В Евангелии немного свидетельств о Матери Божией, но сказано главное: И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лук. 2:51). Как это понять? Почему в сердце? Мы же чаще всего стараемся запомнить слова Божии и думаем, что это относится к области ума, познания, вникновения в самих себя и в Божии тайны. Да, действительно, с этого начинается. Апостол Павел заповедует христианам: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1Тим. 4,16). И он объясняет, почему это так важно: Ибо слово Божие живо, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Важно довести слово Божие не только до ума, важно довести его до сердца и сохранить там. Итак, слово Божие — это свет, который озаряет человека и показывает, каковы его помышления сердечные, добрые они или злые, душеполезные или душевредные, по Богу или нет. По нашему отношению к слову Божьему мы можем понять состояние своей души. «Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний и неохотно слушаешь духовные наставления, тогда знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь...» — наставляет преподобный Ефрем Сирин. Нам святые отцы заповедуют, что на каждое слово, на каждую мысль и на каждое дело мы должны иметь суждение Священного Писания. Как мы далеки от этого! Чтобы ежедневно прочитывать одну главу Евангелия, как советуют Оптинские старцы, нам порой не хватает пяти-семи минут в день, именно столько времени занимает это чтение. И мы этих минут не находим. Будем же просить у Бога самого главного — духовного огонька. Потому что, когда есть огонек, тогда ничего не надо человеку объяснять. «Батюшка, как молиться?» — «Да молись, как хочешь, только молись». — «Батюшка, а что делать, как спасаться?» — «Да как спасаться — жить по Евангелию, заповеди исполнять». Что, батюшка что-то новое скажет? Да ничего нового он не скажет. Люди Евангелие не слушают, а батюшку они будут слушать! Не будут они его слушать. А когда люди в евангельские слова вникают и по ним живут, тогда и батюшка уже не особо нужен — только для исповеди. Есть огонек — и человеку ничего не надо объяснять, растолковывать, у него в душе уже рождается и живет творческое, деятельное отношение к духовной жизни. А кто спит — ну, гак и будет спать. Поэтому надо у Бога просить горячей веры. Помните, как в Апокалипсисе: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! (Откр. 3, 15). А горячность должна быть все время, мы всеми силами должны ее в себе поддерживать, чтобы не растерять свои духовные силы. Помните, как мы в детстве на уроках физкультуры подтягивались на канате? Если вверх по нему не ползешь, а просто висишь на нем, то под собственным весом все равно вниз скатишься. Тот, кто не идет постоянно вверх, непременно будет скатываться вниз. Так что наши духовные гайки должны не раскручиваться, а по миллиметру закручиваться. Ты читаешь утренние и вечерние молитвы — теперь прибавь что-нибудь к этому! Ты читал главу Евангелия — прибавь главу Апостола! Бывает, жалуется человек: «Раньше я и акафист читал, и Псалтирь» — «А сейчас, что читаешь?» — «Сейчас читаю: „Весь иконостас, моли Бога за нас!" — и спать...» Вот и все, что осталось от вечерних молитв. Почему у нас начинается «за здравие», а кончается «за упокой»? Да потому, что не было этого постепенного прибавления. Мы как были в первом классе, ну, может быть, во втором, ну кто-то в третий перешел, и все. А потом надо было восьмой, девятый, десятый заканчивать, а мы так и остались — «дважды два — сколько будет?» Почему? Потому, что для поступления в консерваторию нужно каждый день, по три часа минимум, на музыкальном инструменте играть. А у нас похлеще всякой консерватории — нам душу спасти надо! А мы ничего не хотим для этого — ни учиться, ни вникать. Один раз книжку прочитали какую-нибудь и все, и думаем — семь пядей во лбу. А учиться-то надо постоянно! И упражняться надо постоянно! Если человек не будет английским языком заниматься, он потихоньку забудет его. Музыкант на скрипке не будет упражняться — потихонечку какие- то сложные вещи он забудет, так и останется только «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и все. Навыки пропадают, если их не развивать. Поэтому мы должны постоянно трудиться. Ходил ты по воскресеньям в храм — молодец. А теперь на буднях зайди, хоть на десять минут, на пятнадцать. И Священное Писание читай, читай да в сердце и уме все отлагай. Свою ревность о духовном продвижении надо всегда умножать, а не уменьшать. Будем же помнить: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Плод пожнет тот, кто сеет щедро в свою собственную душу. Желаю всем, чтобы Евангелие было не только в нашем уме, насыпанное, как песок в мешке, но чтобы оно стало живой, благодатной водой, способной помочь и нам самим, и тем людям, которые вместе с нами хотят спастись.
Это нужно знать
Священное Писание, или Библия — совокупность священных текстов христианства, которые были написаны по внушению Святого Духа пророками и апостолами и содержат свидетельства Бога о Самом Себе и о сотворенном Им мире. Библию составляют две большие части — Ветхий Завет и Новый Завет. Слово «Завет» означает «договор с Богом, по которому люди обретут спасение». Ветхий (то есть древний, старый) Завет охватывает период истории до Рождества Христова, а Новый Завет рассказывает о событиях, непосредственно связанных с земным служением Иисуса Христа. Новый Завет содержит 27 книг, главными из которых являются Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, составляющие Четвероевангелие. В переводе с греческого языка «Евангелие» означает «Благовестие, Благая (радостная) весть», что подразумевает весть о пришествии на землю Спасителя — Иисуса Христа. Новозаветные книги Евангелия, повествующие о жизни, смерти и воскресении Христа, были написаны в I веке после Рождества Христова. Кроме Четвероевангелия в Новый Завет входят: Деяния святых апостолов, Послания святых апостолов, Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. Книга «Деяния святых апостолов» содержит рассказ о проповеднических трудах апостолов и быстром распространении христианства. Книга Посланий святых апостолов включает 21 послание, написанные апостолами Иаковом, Петром, Иоанном Богословом, Иудой и Павлом. С древнейших времен и до наших дней все христиане руководствуются этими трудами апостолов, потому что они охватывают все области духовной и практической жизни Церкви. Последняя и самая таинственная книга Библии — Апокалипсис, или Откровение, была получена от Бога евангелистом Иоанном на острове Патмос. В ней Апостол в символической форме повествует о грядущих судьбах мира: приходе на землю антихриста и его гибели, о втором пришествии Христа, всеобщем воскресении и Страшном суде Божием. Библия стала источником многих крылатых выражений, дошедших до наших дней. Например, из Книги Екклезиаста, входящей в состав Ветхого Завета, взяты всем известные слова: «Суета сует — все суета» (Еккл. 1:2). Даже строители коммунизма в первой половине двадцатого века использовали в своем кодексе переиначенные выдержки из Благой вести, не говоря уже о простом народе. Про бревно в глазу, верблюда и игольное ушко знают все, но не всем известно, что это — из Евангелия.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы