Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Великий пост: дело не в молоке и котлетах



 

Соблюдение православных постов — это большой духовный труд ради того, чтобы очистить душу и утеснить тело, эти свои небольшие подвиги посвятить Богу. Великий пост — это особое время духовного сеяния, время самоиспытания, вникновения в свою жизнь, время для того, чтобы подвести итог всему году, услышать свою совесть. Это для нас действительно уникальная возмож­ность продвинуться, если захотим, по пути спасения на несколько шагов вперед. Можно сказать, что Великий пост — это фундамент, это благословение на весь год. Когда мы стро­им какое-то здание, например, дачу, всегда вы­веряем фундамент, чтоб не пошло все строе­ние вкривь и вкось, потому что потом переде­лывать уже будет очень сложно. Святые отцы называют Великий пост десятиной для Бога от всего года. Самое главное — не придавать много значения телесному посту, потому что гораздо важнее то, что будет происходить вну­три нашего сердца. Пост больше всего нужен нашей душе, потому что у нее, как говорит преподобный Иоанн Кассиан, есть своя «вред­ная пища»: гордыня, гнев, ложь, тщеславие, злословие и другие страсти, которые опусто­шают человека. От этих страстей и нечистых мыслей надо, прежде всего, воздерживаться во время поста.

Благоприятнейшим временем Великого поста необходимо воспользоваться для того, чтобы немножко продвинуться в духовной жизни. А продвижение это возможно тогда, когда человек пребывает в молитве, потому что именно она помогает стяжать правильное устроение ума и правильное сердечное распо­ложение. Молитва — величайшее дело, когда мы хоть несколько минут, но от души, от серд­ца посвящаем Богу. И, конечно же, неделю надо завершить богослужением — Всенощ­ным бдением, Божественной литургией. Это будет духовное питание для нашей бессмерт­ной души, для ума и даже для тела, потому что не молоко, мясо и масло укрепляют тело и душу человека, а благодать Божия. А если мы лишены благодати Божией, то какими бы мы продуктами не питались и чего бы мы не делали — нет у нас ни сил, ни радости, ни бла­гословения, ни довольства своей собственной жизнью.

Однажды ко мне пришла женщина и рас­сказала, что она много лет страдала болезнью желудка, и когда наступал Великий пост, она просила благословение на облегчение по­ста. Святая Церковь для таких людей делает послабление, чтобы не повредить и без того больному организму. Все надо делать с бла­гословения, умеренно и по силам. Прошло много лет. Женщина по-прежнему соблю­дала Великий пост не по всей строгости, а со снисхождением к своему нездоровью. Но как- то раз подумала: «Какой же толк в том, что я пост нарушаю из-за своего здоровья, а его все равно не прибавляется. Дай-ка я попробую Великий пост соблюдать как все люди право­славные». Взяла благословение у священника и следующий Великий пост провела благо­честиво, не нарушая его. Пришла Пасха, за­кончилась Светлая седмица, больная прошла обследование, и оно показало, что язва затя­нулась. Почему? Потому что здоровье — не от котлет, не от молока, не от лет, а здоровье от Бога! И нам тоже надо верить в то, что Господь всем поможет, сохранит нас в добром здравии и дарует Свою помощь.

Для каждого из нас пост — это его лич­ный, особенный путь к Богу. У каждого — своя борьба и свои искушения, свои падения и свои маленькие победы. В Великий пост мы должны пройти мимо всего этого земно­го шума, мимо той пошлости, которая царит в мире. Если среди нас есть люди, которые не смогли расстаться с величайшим злом, ско­вывающим их железными узами, то для них самая главная цель поста будет заключаться в том, чтобы побороть главную их страсть. Необходимо расстаться на Великий пост с телевизором — сшить чехол и надеть на него. Если семья наполовину неверующая и телевизор все равно будет работать, то сами мы должны всячески от него отстраняться и сказать себе: «В Великий пост я к нему не подхожу». И это будет внутренним ростом, личным подвигом, и это будет великим де­ланием очищения ума от многочисленных потоков абсолютно ненужных впечатлений и информации, не просто ненужных, а душе­вредных.

Другому человеку, который уже отстал от пристрастия к телевизору, постом надо об­ратить внимание не столько на воздержание в пище, сколько на усиление молитвенной жизни. То есть чаще посещать храм Божий, больше читать Священное Писание и к свое­му маленькому домашнему правилу, которое состояло из утренних и вечерних молитв и ежедневного чтения Евангелия (я надеюсь, это правило у всех, потому что это — минимум для христианина), то Великим постом каж­дый должен приложить именно молитвен­ный труд. Епископ Игнатий (Брянчанинов) сравнил пост со вспахиванием земли: если человек распахал землю или вскопал огород на даче и ничем не засеял, то это будет пустая работа. Так и с постом — если ограничиться только внешними трудами, одним телесным воздержанием или переменой пищи, в этом толку мало. У человека лишь возникнет мне­ние о себе, что он совершает нечто великое, и через это впадает в гордость, в осуждение других, в самомнение, в превозношение, и бывает для него последнее горше первого. Каждый должен во время поста задумать­ся — что доброго он посеял в своей душе за это время?

Тем христианам, которые будут ревновать о духовной жизни, в течение Великого поста можно прибавить к ежедневному молитвен­ному правилу чтение канона и акафиста. На­пример, в первый день недели — канон Спаси­телю, во второй — канон Божией Матери, да­лее канон Ангелу Хранителю, акафист Иисусу Христу, акафист Богородице, акафист Святи­телю Николаю и закончить неделю опять по­каянным каноном Спасителю. Кто-то может заменить каноны чтением одной кафизмы из Псалтири. Всякий может найти молитвословия по расположению его души и сердца. Но понуждать себя к этому нужно, тогда и будет у нас рост духовный, тогда пост будет не толь­ко внешним, но еще и внутренним.

Мы не знаем многих духовных вещей, ко­торые в это время будут совершаться в нашей душе, но польза для нее, безусловно, будет. Благодаря посту, молитве, борьбе со своими страстями и недостатками будет происходить самое главное — приобретение сердечных навыков и добродетелей, то есть долготерпе­ния, молчаливости, скромности, сострадания, милосердия, благопопечительности. Больше всего надо радеть о приобретении сердечно­сти, потому что многие люди, вставшие на путь духовной жизни, очень часто путают бес­страстие и безразличие.

Нам кажется, что мы бесстрастные, нас ни­что не волнует, заботимся мы только о своем внутреннем мире, о молитвенном правиле, совершенно забывая о тех людях, которые нас окружают. Мы молимся о приобретении сердечности, а когда на самом деле возникает житейская ситуация, в которой эту сердеч­ность надо проявить, то человек отнекивается, прикрываясь тем, что это, мол, низкие вещи, недостойные внимания духовного человека, и прочее, и прочее. Всегда надо помнить, что вера без дел мертва. А потому к делам сердеч­ности, милосердия, сострадания, взаимной помощи надо всегда и всецело стремиться и об этом радеть, чтобы у нас не получилось так, что мы братья и сестры только на словах.

Надо учиться этому на самом деле. Пост — это время, когда мы должны заглянуть в свою совесть и подумать искренно и чистосердечно о том, оказали мы кому-нибудь помощь, по­делились ли с кем-нибудь своим вниманием, любовью и заботой. Или мы думали только о себе и не замечали, что рядом находятся люди, нуждающиеся в нашей поддержке?

Все мы живем и трудимся посреди мира, и часто жизненные обстоятельства испытывают наши немощные силы, подвигают к тому, что мы должны чем-то поступиться. Дни рожде­ния, всякие праздники по поводу и без по­вода — вот именно здесь человек и должен стоять на своем, взирая на Крест Спасителя и помня, что претерпевый же до конца, той спасен будет (Мк. 13,13).

Господь говорит: неверный в малом неве­рен и во многом (Лк. 16, 10). Мы пост не мо­жем потерпеть несколько недель, при том, что у нас есть все для питания и подкрепле­ния сил, а ведь когда будут ставить печати, то выбор будет совсем другой: или голод, или еда. Так вот, если многие сейчас не могут по­терпеть малого, кто тогда решится на голод, на верную смерть? Напомню слова учителя покаяния преподобного Ефрема Сирина, ко­торый сказал, что люди, принявшие печать, будут есть в семь раз больше и не наедаться, а верные маленький кусочек хлеба перекре­стят — и это будет поддерживать их силы. Никто не знает, когда наступят эти страшные времена, но надо об этом задумываться, по­тому что основа этого испытания закладыва­ется и готовится сейчас. Кто привык к посту и молитве, тот будет с Богом, а участь того, кто сейчас хромает на оба колена, будет под большим вопросом.

Бывает, люди жалуются, что во время по­ста на них находит уныние, появляется даже некоторое помрачение ума. Тут могут быть многие причины, и одна из них — неумерен­ный пост. У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Когда тело немощно и будешь принуждать его к делам, превышающим силы его, тогда душе твоей прилагаешь омрачение к омрачению и вносишь в нее большее сму­щение». То есть когда человек без меры по­нуждает свое немощное тело, то душе причи­няет вред. Нужно знать свою меру и разумно оценивать свои силы.

В древнем Патерике описывается такой слу­чай. Один послушник увидел, что ученики аввы Пимена ведут шутливый разговор и смеются. Это было не принято у древних монахов и сму­тило послушника, чем он и поделился с аввой Пименом. В ответ старец сказал ему: «Возьми лук и натяни тетиву». Он натянул. «Еще силь­ней натяни», — говорит авва. Послушник на­тянул тетиву еще сильней. А старец настаива­ет: «И еще натяни». Тут ученик говорит: «Я не могу больше натягивать, иначе лук сломается». Тогда авва Пимен объясняет: «Так и тому, кто подвизается и трудится, должно быть, некое послабление, чтобы он не сломался и, как гово­рит пословица, чтобы не перегнуть палку. Мы не телоубийцы, а страстоубийцы».

Многие прихожане говорят, что не мог­ли дождаться, когда наступит пост. Почему? А потому, что это граница, барьер, это — на­чало новой жизни. До поста была какая-то рассеянность, расслабленность, суета, вот и ждешь пост, чтобы прийти в себя, собрать­ся и по-новому строить свою жизнь. Человек чувствует, что за этой упорядоченностью, за принципиальным выбором между духом и телом стоит нечто большее — духовная реаль­ность, которая не бывает без плода, без внима­ния, без благодати, без награды. И этот труд, эту молитву, это усердие, конечно же, человек не оставит.

Во время Великого поста на всех богослу­жениях, да и надеюсь, в ежедневном правиле каждого христианина, обязательно читается удивительная молитва преподобного Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и праздно­словия не даждь ми. Дух же целомудрия, сми­ренномудрия, терпения и любви даруй ми, ра­бу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего, Яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Именно этой молитве посвятил свое чу­десное стихотворение великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлегать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

 

 

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

То, что мы посеем и что заработаем в дни Великого поста, то мы пожнем в течение все­го года. Мы делаем закладку своего духовного «овощехранилища», когда надо и сеять, и оку­чивать, и поливать свою собственную душу, чтобы она в конце поста принесла плод. Ко­нечно же, этот плод будет реальным и ощу­тимым: доброта, сердечность, простота, вни­мательность в молитве, забота о духовной жизни — о чтении Евангелия, о памятовании Бога. Даже у светских людей есть такое по­нятие, такое выражение: «Все мы под Богом ходим». Если действительно всегда помнить о том, что Бог нас видит и слышит, и мы ходим под Ним, тогда совсем по-другому мы станем относиться к своим мыслям, словам и делам. Они будут оцениваться нами в свете Божией правды: правильно я говорю или нет? Пра­вильно ли я поступаю или нет? Правильно я думаю или нет? И самое главное — думать!

 

Это нужно знать

Страстная седмица — так называется у право­славных христиан последняя неделя Великого по­ста в память о последних днях земной жизни, стра­даниях и Крестной смерти Иисуса Христа. Эта не­деля завершает подготовку верующих к встрече Светлого Христова Воскресения. Напомним, что на Страстной неделе верующие стараются со­блюдать самый строгий пост и уделяют посеще­нию храмов и молитве еще больше времени, чем во все дни Великого поста. Это особое, благодат­ное и священное время в богослужебном году. Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые, по­ражается красотой молитвословий и священно­действий, наполняется неизъяснимой радостью, ощущает укрепление духовных и телесных сил.

Каждый день Страстной недели называется ве­ликим и посвящается размышлениям о Христе и его учении. В Великий понедельник в храме звучит евангельское повествование о бесплодной смоков­нице, которую Господь обличил и проклял. Эта смо­ковница обозначает всякую душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры и до­брых дел. В Великий вторник мы слышим притчи о десяти девах и о талантах, которые призывают нас к духовному бодрствованию и целесообразно­му употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия. Великая сре­да — день предания на страдания и смерть нашего Спасителя, поэтому в церковной службе порицает­ся и проклинается сребролюбие и предательство Иуды. Великий четверг — память Тайной вечери, на которой Христом было установлено Таинство Причащения. Этот день называют также Чистым четвергом: с давних времен установился народный обычай мыть и украшать свое жилище, купаться в реке или в бане.

Великая пятница посвящена благоговейному вспоминанию спасительных страданий и Крестной смерти Иисуса Христа. Утром этого дня Иисус был предан языческим властям, и Пилат из опасений за свою карьеру согласился казнить невиновного. Христос совершил свой Крестный ход на Голгофу и был распят вместе с двумя разбойниками. Каждый человек в этот день должен задуматься о главном: не бываем ли мы похожи на тех, кто предал Хри­ста на Распятие, не поступаем ли против совести и милосердия, добиваясь успешной карьеры или иных благ. В Великую субботу, согласно учению Церкви, тело Христа пребывало во гробе, но душою Спаситель сошел в ад и вывел из него души пра­ведников. После утреннего богослужения в субботу верующие освящают куличи, пасху и яйца. А вече­ром собираются в храмах, чтобы встретить Воскре­сение Христово.

 

«Вы куплены дорогою ценою»

 

Крест — красота Церкви, Крест — верных утверждение, Крест — Анге­лов слава и демонов язва» — такими словами Церковь прославляет Крест Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Надо сказать, что еще до пришествия в мир Христа Спасителя диавол стремился всячески опозо­рить крест. Он был объявлен позорнейшим орудием, к которому пригвождали самых злейших преступников.

Но Божия премудрость сделала это позорное древо живоносным жертвенником ради очище­ния грехов всего человечества. И таким обра­зом крест, некогда бывший орудием позорной казни, через пролитие на нем крови Сына Че­ловеческого получил Божественную силу к по­пранию диавола. Своими страданиями на Кре­сте Господь умертвил смерть — ко Кресту Он пригвоздил грехи всего человечества, и в этом заключается великая тайна Креста. Крест про­стирается в долготу всех времен, высота его — до небес, а глубина — до бездн адовых.

Мы, православные, — счастливые люди, по­тому что обладаем полнотой знания о смысле земной жизни и перспективе жизни будуще­го века, о которой Господь нам через апостола сказал: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил

 

 

Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Но как уготовал, как сделал возможным вернуть потерянный рай? Только Своей крестной смертью. Апо­стол Павел говорит, что не золотом или се­ребром искуплены мы от суетной жизни, но драгоценною Кровью Христа Спасителя, как непорочного и чистого Агнца: Вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 7, 23).

Ради нас, человеков, был распят Господь наш Иисус Христос. Наши сердца и разум должны прийти к пониманию того, что это случилось не вообще ради «кого-то», не вооб­ще за «все человечество», а конкретно за каж­дого из нас, и вместо нас был распят Христос. Господь пострадал за то, за что должны были страдать ты и я, — вот это надо прочувство­вать. Христос даровал нам возможность осо­знать нашу жизнь, осудить ее искренне и не никогда больше возвращаться ко греху.

Никто из нас даже представить себе не мо­жет, что было на Голгофе, какие мучения пре­терпевал Христос. Мы знаем, чем закончилась Голгофа — Воскресением Христовым, и когда взираем на Крест, то видим Бога уже торже­ствующего Своей крестной любовью. Святи­тель Григорий Богослов пишет, что «мы ви­дим на Кресте эту любовь Божию. Святитель Филарет (Дроздов) говорит замечательные слова: «На кресте мы видим Любовь Отца — распинающую, Любовь Сына — распинае­мую, и Любовь Духа Святого — торжествую­щую силою крестною».

Евангелисты рассказывают, как в Претории мучители смеялись и издевались над Госпо­дом: с Него сняли одежду, Его хитон, кото­рый Пресвятая Богородица соткала Своими руками. В Евангелии говорится, что хитон не был сшитый, но тканый сверху (Ин. 19, 23). Эта особенность соответствует пророчеству — хитон, который ткался сверху, а не сшивался, имел право носить только первосвященник. Даже одежда Христа имела символическое, священное значение и говорила о том, что Он не простой человек. После того, как с Господа сняли этот хитон, на Него надели красную ба­гряницу — знак царского достоинства. Вместо короны на Него водрузили сухой терновый венец с колючками по три сантиметра и били тростью по голове. А это значит, что от каж­дого удара шипы вонзались в голову и кровь текла по лицу. И еще при этом мучители ста­новились на колени и, издеваясь, говорили: Радуйся, Царь Иудейский! (Мк. 15, 18). Другие же подходили и били Его сзади, со спины. Была такая игра у римских легионеров: они били человека по руке, которую держал он над ухом, и человек должен был угадать, кто его ударил. Вот так же били Господа по спине и говорили: Прореки нам, Христе, кто ударил Тебя? (Мф. 26,68). И Сын Божий, Который мог призвать легионы Ангелов на помощь, терпел издевательства тех, кому Он пришел даровать вечную жизнь.

Спасителя распяли на Голгофе. Это слово переводится как «лоб» или «череп». Из Преда­ния церковного мы знаем, что это было место, где распинали разбойников, бандитов, убийц и тут же их закапывали. Поскольку гора была небольшая, то когда приходилось закапывать следующего — натыкались всегда на чьи-то черепа. Их было такое множество, что само это место так и называли «голгофа» — череп, лоб. Еще Предание свидетельствует о том, что в незапамятные времена под горой Голгофой был похоронен праотец Адам. Когда Господа распяли на Кресте, расселась земля, образова­лась трещина, идущая из недр земли. Кровь Спасителя, капающая через эту расселину, окропила череп Адама и тем самым омыла его грехи, очистила и убелила его душу. По­этому на Распятии-под Крестом изображает­ся череп Адама. В святом граде Иерусалиме, на том месте, где стоит Крест Господень на Голгофе, под престолом видна эта трещина в скале, через которую на череп Адама проли­лась Божественная кровь.

Итак, Иисуса Христа повели на Голгофу, туда, где совершилось дело нашего спасения, дело искупления всего рода человеческого, конкретно каждого из нас с вами человека. Он нес на Себе крест и изнемогал под его тяже­стью. Казалось бы, разве так трудно пройти шестьсот метров от Претории, того места, где Христа судили, до Голгофы? Но что произо­шло перед этим? Читая строки Священного Писания, в которых заключается неимовер­ная глубина, мы узнаем, что Спасителя биче­вали. А что такое бичевание? Если мы не чи­тали толкований на Евангелие, то нашему по­ниманию это недоступно. Оказывается, когда Спаситель был в Претории, то есть в римской тюрьме, Ему нанесли 39 ударов плеткой с тре­мя наконечниками, на которых были свинцо­вые шары с иголками. То есть, получается, что Ему нанесли 117 ран, все тело Его было истер­зано и залито кровью. Об этом свидетельству­ет и Туринская Плащаница, речь о ней еще впереди.

Когда преступников казнили на кресте, было два способа их распятия: некоторых на земле прибивали или привязывали к кресту в зависимости от того, насколько распинатели хотели продлить страдания. Если руки привязывали к кресту, то такой человек тер­зался до трех дней, может быть, и больше, в постоянных мучениях борясь за свою жизнь. Под палящими лучами' солнца жажда му­чила страдальцев, кровь приливала к голове, тело висело на одних только руках. Человек, висящий на кресте, всякий раз вынужден был подтягиваться на руках, чтобы приподнять грудную клетку, сделать вдох, потом в бесси­лии повиснуть на кресте. И в таких мучениях, в борьбе за жизнь, человек умирал от удушья, когда больше не хватало сил сделать вдох.

В других случаях, сначала водружали крест и потом уже поднимали на него человека и прибивали гвоздями к кресту. Поскольку при­ближался иудейский праздник Пасхи, Спаси­теля и разбойников пригвоздили к крестам, чтобы быстрее закончить эту смертную казнь. Потом у разбойников, распятых с Господом, перебили голени, чтобы увеличить страдания и ускорить смерть. Когда у человека переби­вали голени, он уже не имел возможности опираться на ноги, чтобы подтянуться и сде­лать вдох, тогда он быстрее умирал от удушья. А Спасителю, как свидетельствует Священное Писание, голени не перебили: когда воины хотели это сделать, то увидели, что Господь уже предал дух Свой Отцу Небесному (Ин. 19, 31-33, 36). Так исполнилось ветхозаветное пророчество о Мессии: Ибо сие произошло, да сбудется Писание, кость его да не сокрушится (Ин. 19, 36).

В Господе нашем Иисусе Христе неслитно и нераздельно было две природы — Божествен­ная и человеческая. Божественная природа взаимопроникала человеческую, но не погло­щала ее. Как это? Святые отцы толкуют нам: «Возьми, например, железный прут, поднеси его к огню, и когда он раскалится докрасна, то сам начнет излучать огонь, но металл остается металлом, а огонь остается огнем». И огонь не повредит металлу, и металл не сделается ог­нем, то есть они будут существовать вместе. То же самое было на Голгофе, на Кресте. Хотя бо­жественная природа и была «неслитно, неиз­менно, неразлучно и нераздельно» соединена с человеческой природой Христа Святитель Филарет (Дроздов) говорит совершенно заме­чательные слова, которые в корне должны из­менить наше отношение к испытаниям. «На кресте, — говорит он, — мы видим Любовь Отца — распинающую, Любовь Сына — рас­пинаемую, и Любовь Духа Святого — торже­ствующую силою крестною». Человеческая природа Христа претерпевала ту же боль, те же страдания, какие были бы у каждого из нас. Все страдания, все муки были истинны­ми, настоящими, как у обыкновенного смерт­ного человека. Эти кровоточащие язвы, про­бодение ребра — это все было по-человечески мучительно. Но некоторые святые отцы счи­тают, гораздо тяжелее тех страданий, которые претерпевал Христос физически на Кресте, были терзания Его души: люди не восприни­мали происходящее как дело их спасения и не видели плодов этой Голгофской смерти. Ему было больно и невыразимо скорбно видеть род человеческий, ради которого Он пришел в этот грешный мир, род человеческий, изде­вающийся над своим Творцом.

«В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 34). Если даже Хри­стос претерпел богооставленность, потерю Божественной благодати, перестал чувство­вать Бога Отца — это для всех нас урок и предостережение. Взывая так, Господь по­казал, что самое страшное испытание у каж­дого человека будет впереди. Это — чувство оставленности и одиночества, которое ждет человека в момент смерти, если только его кончина не будет внезапной. Внезапная кон­чина считается не Божией: человек к смерти должен приготовиться заранее и встретить ее твердо, мужественно, с молитвой, с благо­датью, которая даруется в Святых Таинствах. Для того, кто стяжал Иисусову молитву, жи­вет благодатными Таинствами и памятью Бо­жией, этот момент оставленности может и не наступить, потому что независимо от его положения — больного, расслабленного или парализованного — ум продолжает быть с Бо­гом. Тогда есть надежда, что мы сможем пере­ступить через эту кажущуюся оставленность, как переступил Христос и увидел небо отвер­стое и возгласил: Отче! В руце Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46).

Еще один важный момент описывает еван­гелист Марк: И давали ему пить вино со смир­ною; но он не принял (Мк. 15, 23). Поясним, что этот напиток обладал наркотическим дей­ствием и мог уменьшить боли и страдания. Но Спаситель отказался от этого и до конца претерпел тяжелейшие муки страшной каз­ни, которую деспотический восток измыслил со зверской жестокостью. Впоследствии им­ператор Константин Великий вообще отме­нил эту ужасную казнь, причинявшую такие нечеловеческие страдания.

В самый последний миг на Кресте Господь произнес: Жажду (Ин. 19, 28). Смысл в этом двойной. Жаждал Он на самом деле, потому что терпел неимоверные страдания. Мы зна­ем, что, когда человек теряет кровь, то испы­тывает сильнейшую жажду, большую, чем от потери воды. Вода проникает в кровь и питает каждую клетку, а тут нет самой крови — она вытекает из язв на руках и ногах. Этими слова­ми нам показывается, что Господь переносил человеческие страдания во исполнение слов Священного Писания. Так был искуплен грех, который совершил Адам в раю: он вкусил за­прещенного плода, а вместо этого Господь вкушал уксус, который преподнесли Ему рим­ские легионеры. И когда вкусил, то сказал сло­во, которым ознаменовал дело нашего с вами спасения: Совершилось (Ин. 19, 30), то есть со­вершилось дело искупления греха и спасения рода человеческого.

Плащаница Спасителя, которой Его обви­ли, была принесена Иосифом и Никодимом для погребения, согласно принятому у иудеев обычаю: хоронить тело в искусственном или естественном каменном гроте, обвив его по­лотняной тканью. Святитель Феофилакт Бол­гарский призывает нас к следующему: «Будем же и мы, по примеру Иосифа, всегда прила­гать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Иисусово посредством Причащения и положить оное в гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забы­вающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей свое утверждение во Христе, Который есть Камень. Да обвием сие Тело плащаницею, то есть примем его в чистое тело, ибо тело есть, как бы плащаница души. Божественное Тело должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело.

Должно же именно обвить оное, то есть по­крыть, а не раскрывать, ибо Таинство должно быть покрыто, сокровенно, а не раскрываемо». То есть вся наша жизнь, наши слова и деяния должны стать приготовлением к тому, чтобы в нас почивал Христос. А готовиться к этому нужно молитвой, покаянием, любовью, прав­дой и истиной.

Размышляя о тех великих мучениях, кото­рые терпел Господь на Голгофе, будем всегда помнить слова апостола Павла: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (Жор. 7, 23). Дорогая цена была дана за каж­дого из нас. Дай Бог, чтобы до нашего ума и сердца доходило, что сотворил для нас Го­сподь. А для этого очень полезно вникать в слова Священного Писания, особенно в по­следние три главы у каждого евангелиста. Дивные святые слова, оставленные нам Еван­гелием о последних днях и часах Спасителя, надо хранить в благодарном сердце, чтобы появилась в нем любовь, выражающаяся не в словах, но в делах. Будем же молиться, чтобы Господь даровал нам памятование о том, что мы с вами живем и радуемся полноте жизни ценой страданий Спасителя. Будем просить Бога, чтобы в нас были благодарность, му­жество, желание и решимость хоть в чем-то подражать Ему. Взирая на Крест Спасителя, постараемся нести наш жизненный крест без­ропотно, без уныния, помня слова: «Господи, достойное по делам нашим приемлем, помя­ни нас Господи, когда приидеши во Царствие Твое!» (Лк. 23, 41-42). Все трудности внутрен­него подвига и своего христианского долга каждый из нас должен нести с радостью и с верой в то, что Господь никогда не оставит из­бранных Своих.

Нам надо заботиться, чтобы память об этих событиях жила в нас всегда. Когда соберемся отходить ко сну, не забудем перекреститься, взять свой нательный крестик и поцеловать его. Когда мы хотя бы в последнюю минуту уходящего дня сделаем это крошечное дело человеческой любви, пусть на память нам придет все, что Господь сделал для нас. Тогда и в наших сердцах будет возрастать ответная любовь и появится желание что-то делать для Бога, для спасения своей души и для того, что­бы воля Божия всегда совершалась в нашей жизни.

 

Это нужно знать

 

На протяжении почти трех столетий римские императоры-язычники всячески стремились уни­чтожить священные места, где пострадал за людей Иисус Христос. Только в IV веке император Констан­тин, принявший христианство, прекратил все гоне­ния, стал повсюду строить храмы, возрождать свя­тыни, а также захотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. Его мать царица Елена, ревност­ная христианка, с радостью взялась исполнить это желание и отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Христов зарыт в землю на том месте, где позже построили языческий храм. Когда по приказа­нию царицы сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, их стали по очереди возлагать на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда, а когда воз­ложили третий крест, то умерший ожил. Так узнали Крест Господень. Когда люди услышали о великом чуде, то все захотели увидеть Святой Крест. Иеру­салимский патриарх Макарий и царица Елена вста­ли на возвышенное место и подняли (воздвигли) Крест, чтобы всем было видно. Это торжественное событие произошло в 326 году, и в честь него был установлен великий праздник Воздвижения Живо­творящего Креста Господня.

Царица Елена часть Креста Господня привезла с собой в Константинополь, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Святого Креста и в настоящее время хранится в иерусалим­ском храме Воскресения Христова. А Константина Великого и его мать царицу Елену за великие за­слуги в распространении учения Христа Церковь именует равноапостольными, то есть равными апо­столам.

Древо Креста Господня с самого его обретения представляло для христиан такую великую святы­ню, что представители всех стран и народов горе­ли желанием получить от него хотя бы малейшую частицу. С течением времени по всей земле были распространены маленькие частички Животворя­щего Креста, которые бережно хранятся во многих храмах и монастырях. В праздник Воздвижения православные христиане благоговейно поклоняют­ся честному древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Этот Крест неизгладимо запечат­лен в наших благодарных сердцах, а вещественный образ охраняет нас в храме, на нашей груди, в на­ших жилищах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь