Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зачем нам скорби и страдания?



 

Люди всегда задумывались о причине скорбей и болезней. Суть их всегда ка­залась человечеству непостижимой, и только Господь открыл смысл этих страданий и ношения креста, показав, что наша жизнь не бессмыслица с неизвестным концом. Для неверующих людей скорби, беды, болезни, смерть действительно необъяснимы, им во­обще непонятно, для чего дана жизнь, пото­му что их представления о ней заканчиваются гробовой доской. Но христианин восприни­мает жизнь совсем по-другому. Он понимает, что земная жизнь — это рождение в жизнь вечную, и пускай это рождение происходит болезненно, скорбно, со слезами на глазах, но мы должны знать, что впереди нас ждет вос­кресение для вечности. Преподобный Амвро­сий Оптинский приводит такое сравнение: змея для того, чтобы скинуть с себя старую кожу, проходит через узкое отверстие, так и рождение в жизнь вечную и избавление от грехов происходит не иначе, как через крест и страдания.

Будут у нас в жизни моменты, когда подверг­нется испытанию всякий человек, если не сей­час, то перед смертью, потому что весь опыт христианской жизни свидетельствует нам, что самое тяжелое — это рождение в вечность.

Рождаться в вечность придется каждому человеку, и что-то претерпеть для этого обя­зательно придется. Если рождение ребенка в эту жизнь происходит трудно и болезнен­но, то заканчивается оно радостью, потому что родился человек, и мать не помнит боли из-за того счастья, которое испытывает от рождения ребенка (Ин. 16, 21). Если человека тяжело родить на земле, то тем более душу православную чистую, богобоязненную и бо­голюбезную родить еще труднее, чем тело. В своей христианской жизни мы должны на­страиваться на мужество, терпение и не ждать только приятного и благодатного. Господь, испытавший все страдания смерти, даст и нам перенести скорби. Во время водосвятного мо­лебна не случайно читаются такие слова: Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2,18). Христос Спаситель прошел нашей человеческой жизнью и все, что испытываем мы, Он знает и даст нам силы перенести все случающееся в нашей жизни.

Господь скромно стучит в наше сердце и разговаривает с нами тремя языками: языком любви, языком скорбей и болезней. Люди, к сожалению, в наше время чаще всего не слышат голоса любви и поэтому вынуждены услышать голос Божий, врачующий нашу душу через болезни и скорби. Пережив стра­дания, человек приходит к выводу, что в этой временной жизни не имеем мы иной надеж­ды, как только на Творца, на Бога, даровавше­го нам бессмертие души, и только это порой приводит людей к храму Божию.

В одном из посланий апостол Павел гово­рит о себе: Ныне радуюсь в страданиях моих (Кол. 1, 24). Казалось бы, что это за парадокс: как можно радоваться в страданиях? А он радуется, потому что через эти страдания он оказался ближе к Богу. Отец Иоанн (Кре­стьянкин) за свое ревностное служение Церк­ви пять лет отсидел в лагере. И он пишет, что никогда так не молился, как в эти годы, когда он каждый день был на грани жизни и смер­ти. С одной стороны — тяжелейшие обстоя­тельства жизни, а с другой стороны — яснее и ближе становится небо. Из-за того, что чело­век с Богом, у него рай в душе! Кто-то сказал, что без Бога и мир — тюрьма, а с Богом и в тюрьме мир.

Вот выбор — между теплым углом и жиз­нью с Богом. И тогда не понятно, что же до­роже — теплый угол или жизнь с Богом? Те­плый угол есть почти у всех, а жизнь с Богом, оказывается, далеко не у всех. Люди могут и сто лет прожить, не встретив Бога. А Богу дороже, чтобы мы были с Ним, поэтому Он ставит нас в такие обстоятельства, чтобы мы хоть иногда смотрели на небо. Один мудрый человек сказал: «Бог иногда нас укладывает на лопатки, чтобы у нас было время посмотреть на небо». Без этого жизнь будет бессмыслен­ной, потому что у нас есть душа. И больше смысла в том, чтобы мы жили духом, а не те­лом, потому что сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8).

Часто бывает так, что только тесные жиз­ненные обстоятельства подвигают человека на встречу с Богом. А надо бы, чтобы на жизнь с Богом нас подвигало благодарное сердце. Придет время, и мы будем испытаны, не дай Бог нам в тот момент оказаться неблагодарны­ми. По слову святых отцов, благодарность — рука, протянутая за новым благодеянием.

Бога нужно за все благодарить. Однажды святой праведный Иоанн Кронштадтский пришел в больницу для умалишенных, чтобы отслужить молебен об исцелении находящих­ся там страдальцев. К нему подошел человек, лишенный рассудка, и, ясными глазами взи­рая на отца Иоанна, спросил: «Батюшка, а вы когда-нибудь благодарили Бога за то, что имеете светлый разум?» И тогда отец Иоанн задумался о том, что настолько естественно воспринимал наличие здравого ума, что ни­когда не возносил за него благодарственной молитвы. Он поклонился этому больному че­ловеку до земли и поблагодарил его, страдаю­щего недостатком ума, а с другой стороны, ис­полненного такой глубокой мудрости.

Одна женщина, сокрушаясь по поводу сво­их болезней, спросила: «Я в молодости упа­ла с дерева, и в результате сильной травмы у меня образовался горб на спине. Когда я при­шла к вере, я стала часто задумываться, зачем и почему Господь покарал меня именно так?» И ей в ответ привели в пример человека, ко­торый очень расстраивался оттого, что не мог купить себе новые сапоги. Но когда он однаж­ды увидел на улице калеку вообще без ног, сразу успокоился. И мы тоже должны успоко­иться, потому что наши скорби — именно те, которые нам по силам. Не надо оглядываться на людей, которые живут лучше нас, а посмо­трите на тех, кто не имеет и того, что есть у нас: не имеют правой веры, не имеют здра­вия. Посетите больницы и места заключений,

 

 

и увидите, что там люди страдают гораздо больше вас.

Именно благодарность должна подвигать нас на молитву, на разговор с Господом. И ду­ховная жизнь, молитва, Евангелие, богослуже­ние, добрые дела, жизнь по заповедям — мо­гут дать человеку такую радость, которую ни за какие деньги не купишь, — радость в Духе, радость в Боге. Радость мирская и радость ду­ховная — они разные. Купил человек ботин­ки новые с костюмом — радуется. Женщина купила кофту или юбку — радуется. Сколько радуется? Одну неделю. Человеку повысили зарплату — радуется. Сколько? Месяц, а по­том опять мало. И так до бесконечности чело­веку всегда будет всего мало, если эта радость будет не о Господе. Радость же о Господе в че­ловеке умножается, умножается и умножает­ся. А для этого надо потрудиться, для этого надо что-то сделать: «лежа на печи, не съешь калачи».

Так будем же стараться идти к святыне, к вере, истине, Православию, становясь через это людьми духовными, внутренне красивы­ми, совершенными. Через это мы достигнем бессмертия нашей души и тела. Тело же наше тоже освятится и преобразится в воскресе­нии. Все мы воскреснем, по словам отцов, в возрасте Христа: молодыми, совершенными, преображенными. Тогда тело наше не будет подвержено ни разрушению, ни тлению, а будет уже другим: духоносным, светоносным. Через причащение святых Христовых Тайн мы становимся Христоносцами, как носящие Христа в себе. Христос же — Бог, Он вечен, нетленен, не имеет зависимости от этого фи­зического мира. Так внутри человека, верую­щего и причащающегося, сокрыто семя жиз­ни, которое расцветет после перехода в веч­ность.

За посылаемые нам скорби надо благода­рить Бога больше, чем за радости, потому что Бог кого любит, того наказывает, бьет же всяко­го сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Если бы мы были безразличны Господу, тогда Он о нас и не вспоминал бы — твори что хочешь. Но в этом случае мы оказались бы в грехов­ном болоте и никогда не нашли Бога.

Как важно помнить призыв апостола: всегда радуйтесь (1 Фес. 5,16)! Могут спросить, а чему радоваться? На это отвечу словами отца Ни­колая (Гурьянова) с острова Залит: «Как чему? Радуйся, что родился, радуйся, что крестился. Радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив еще». Вот сколько поводов радовать­ся! Надо радоваться и Бога благодарить за то, что мы сейчас «на своих двоих» и в своем раз­уме. Что нам дано знание о вечной жизни и о Христе, элементарное понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «до­бро» и что такое «зло».

А самое главное, самое ценное, даже если бы у нас ничего не было — ни здоровья, ни разума, ни денег, ни сил, — одному надо ра­доваться и за одно Бога благодарить — за веру и за то, что мы избавлены от самого страш­ного страха — от страха смерти. Потому что и внешне преуспевающие люди, как сейчас говорят, олигархи, все удовольствия в жизни имеют, но как только человек задумывается о смерти, это омрачает самую сладкую жизнь, если у человека нет веры. А у нас наоборот: ка­кой бы горькой внешне ни была наша жизнь, она сладкая. Почему? Да потому что мы знаем, чем она может для нас закончиться и должна закончиться встречей с Богом, а это — все! По­тому что «там, где царь, там и его царство».

Сейчас многие люди живут просто «расти­тельной» жизнью. Поели, попили, поспали, пошли на работу, посмотрели телевизор — и так без смысла, без содержания, без цели, без радости проходит вся жизнь. Стоит случиться малейшему колебанию: уменьшилась зарпла­та, повысилось давление, кто-то сказал грубое слово, начальник на работе понизил в долж­ности — все, целая трагедия! А если годы та­кого человека приближают к старости, жизнь клонится к закату — он вообще наполняется отчаянием, потому что считает: молодость прошла, надежды не исполнились, впереди только «два метра». В чем основание его жиз­ни, чему такой человек может радоваться? Александр Сергеевич Пушкин в известной всем сказке показал, какой будет эта «расти­тельная» жизнь: сначала корыто новое, потом дом, потом дворянство, потом «рыбка золотая, мне служи!». И осталась старуха у разбитого корыта, потому что только на внешних вещах хотела построить свою жизнь. А такого не бу­дет никогда. Это как морковка, привязанная у осла перед мордой. Он бежит за морковкой, но никогда не сможет ее съесть.

Мы должны понимать, что не всегда у нас будет радость, не всегда с охотой будет де­латься дело Божие, не всегда мы с легкостью будем совершать свое служение ближним. Для нас, христиан последних времен, остав­лен именно этот путь — путь страданий и бо­лезней. Христиане первых времен шли путем мученичества, в последние же времена будут спасаться безропотным перенесением скор­бей. Об этом пророчески сказал подвижник первых веков авва Исхарион: «Они-то в жизни будущего века окажутся еще выше нас и от­цов наших (то есть первых христиан), потому что мы имели пример правильной благоче­стивой христианской жизни, а они никакого примера христианской жизни вообще иметь не будут. Но будут выше нас и отцов наших за то, что могли преступить заповедь Божию,

но не преступили, могли согрешить и не со­грешили».

Дай Бог, чтобы любовь к Церкви, вера в Бога и доверие к Нему не иссякали всю нашу жизнь. Дай Бог, чтобы в конце концов за все бесчисленные трудности, скорби, болезни, напасти, за маленький подвиг христианской жизни, который несет каждый из нас, Господь даровал нам Свою великую благодать и ми­лость и спас нас так, как спасал многих угод­ников Божиих.

 

«Кто прощает, тому простится»

 

Величайший пример всепрощения по­дал нам Сам Иисус Христос, когда при­гвожденный ко Кресту молился за Своих мучителей: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят (Лк. 23, 34). Вслед за Спасителем первый христианский мученик архидиакон Стефан, побиваемый камнями, умер с молит­вой о своих убийцах на устах: Господи! не вмени им греха сего (Деян. 7, 60). Великий угодник Бо­жий преподобный Серафим Саровский про­стил и просил не наказывать разбойников, ко­торые так жестоко избили его, что батюшка до конца жизни ходил согбенным.

Вспомним, как великая княгиня Елисавета Феодоровна, простила убийцу своего мужа и навещала его в тюрьме. Как эта преподобномученица в последние минуты своей жизни мо­лилась за тех, кто столкнул ее и других князей из рода Романовых в алапаевскую шахту. А вот и совсем недавний пример: протоиерей Павел Адельгейм, исповедник веры нынешнего века, перед лицом близко стоящей смерти пишет письмо человеку, по доносу которого в свое вре­мя оказался в лагере, — пишет со стремлением примириться с ним. За многовековую историю христианства таких примеров не счесть.

Итак, сам Господь заповедал нам прощать не только тех, кто нас просто чем-то обидел, но и своих врагов. К каждому из нас обращены евангельские слова, призывающие прощать обижающих нас и молиться за них: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6, 27-28).

У нашей Матери Церкви есть одна замеча­тельная древняя традиция: в последний день перед Великим постом, перед этим нелегким семинедельным плаванием к счастливой при­стани — Светлому Христову Воскресению, ве­рующие собираются на вечернее богослуже­ние, чтобы испросить друг у друга прощение. День этот издавна называется Прощеным вос­кресением. В древних обителях Египта и Па­лестины на время Великого поста монахи ухо­дили поодиночке в пустыню, чтобы наедине с Богом в посте и молитве провести это время и возвратиться уже к Празднику Воскресения Христова. Понимая, что не все, может быть, доживут до Пасхи, в церкви они пели пас­хальные стихиры и просили друг у друга про­щения, как перед смертью. Отсюда и появил­ся чин прощения. Вот и евангельские строки, которые читаются на этом особом богослуже­нии, гласят: Ибо если вы будете прощать лю­дям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не про­стит вам согрешений ваших (Мф. 6,14-15).

Хочу привести пример, показывающий силу и милость Божию к тем людям, кото­рые искренне простили друг друга. Эту исто­рию рассказали участники боевых действий в Афганистане. В тяжелом бою группа наших разведчиков противостояла большим силам моджахедов. Они отбили одну атаку, дру­гую... Кончались боеприпасы, слабели силы, враг многократно превосходил их по числен­ности. И вот бойцы, укрывшись в одной из горных расщелин, думали о том, что в случае еще одной атаки никто из них уже не выжи­вет. Когда от нее отделяли считаные минуты, и воины, прижавшись спиной друг к другу, заняли круговую оборону, один из них вдруг сказал: «Слушай, брат! Я когда-то взял у тебя одну вещь без спросу, прости меня». А другой отвечает: «И ты меня прости, потому что я од­нажды свалил на тебя вину, чтобы выгородить себя». Третий же сказал: «И меня простите. Потому что я о вас думал и говорил плохо, а сейчас вижу, что вы настоящие друзья. Про­стите меня за дурные мысли о вас». Так у этих внешне неверующих людей произошло вза­имное покаяние и прощение, потому, что каждый из них увидел смерть лицом к лицу.

И в тот момент, когда они от души про­стили друг друга, наверное, произошло про­щение их на Небе Самим Богом. Разведчики слышали, как подходят моджахеды, слышали их голоса. По словам очевидца, будто какая- то неведомая сила укрыла их, и произошло немыслимое: они остались незамеченными в открытой гористой местности и моджахеды прошли мимо. Спустя какое-то время ребята смогли пробраться на свою базу и остались в живых, хотя это было совершенно невероят­но. Так за очищение души явлена им была ми­лость Божия, обещанная тем, кто всем серд­цем обратится к Господу.

А вот другая, прямо противоположная история. В Киево-Печерском патерике есть

назидательное повествование о священнике Тите и диаконе Евгарии. Они были связаны союзом братской любви и взаимопомощи. Но враг рода человеческого внушил одно­му против другого скверные мысли, масла в огонь подлили клеветники, и два брата рассо­рились. Тит никогда не благословлял Евгария, а последний всегда обходил Тита стороной. Взаимные обиды и вражда все более и более усиливались. Но вот священник Тит тяжело заболел и на смертном одре, вспомнил запо­ведь Христа Спасителя, попросил позвать Ев­гария, чтобы с ним примириться. Братья чуть ли не силком привели его к постели умираю­щего, и Тит обратился к нему: «Брат, прости меня грешного!».

И вдруг все услышали в ответ страшные слова: «Не прощу ни в сем веке, ни в буду­щем!». Но как только Евгарий произнес это, на глазах у братии сразу упал замертво. И, о чудо! Священник Тит встает со смертного одра совершенно здоровым и рассказывает: «Как только я высказал мольбу о прощении, то почувствовал благодать Божию, сходящую в мое сердце, как огненное пламя. А когда Ев­гарий произнес эти ужасные слова, то Ангел ударом копья поразил его, а меня исцелил и восставил с одра болезни». Эта история оста­лась в памяти Церкви на все времена, чтобы показать, какой это страшный грех — сердце, исполненное памятозлобия, не вмещающее любви и всепрощения. Такого человека может ожидать страшный час, когда Господь остано­вит его жизнь — жизнь, не наполненную по­каянием, неисправленную. И как велика сила человека, если он понудит себя ради правды

Божией хранить мир, доброту и благородство в своем сердце.

Прощеное воскресенье напоминает нам о милосердии, о том, что если Бог прощает нам бесчисленное количество раз, то тем более и мы друг другу должны прощать. Вспомним, как апостол Петр спросил у Господа о том, сколько раз надо прощать, до семи ли раз? Для него, человека жившего тогда умом еще в Ветхом Завете, который гласил: «око за око, зуб за зуб» (Лев. 24, 20), — это была некая недостижимая нравственная высота: если я до семи раз простил, то это превос­ходно. Христос, услышав его слова, ответил: «Не говорю тебе до семи, но говорю тебе семь раз по семьдесят, если согрешит против тебя брат твой в течение дня, прости ему и это» (Мф. 18, 21-22; Лк. 17, 3-4). Семь раз по семь­десят — это четыреста девяносто раз в день, если кто-нибудь обидит тебя. Маловероятно, чтобы за один день приключилось столько искушений и напастей. Но если уж так слу­чится, то мы должны стремиться к всепроще­нию, и этим мы будем уподобляться Господу Иисусу Христу.

О прощении мы должны заботиться каж­дый день, помня слова апостола: Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе ва­шем» (Еф. 4,26). Это значит, что христианин не должен ложиться спать, пока не примирился и с обиженным им, и с обидчиком. К сожа­лению, есть такие люди, которые даже раз в год, в Прощеное воскресенье не могут из себя выдавить: «Прости». Не то, что от сердца, а вообще не могут это слово произнести. Таким людям митрополит Антоний Сурожский со­ветует подойти и сказать: «Прости, что я не могу тебя простить». Потому что просто кого- то не заметить, кого-то обойти будет равно­значно тому, как если во время операции по удалению раковой опухоли или аппендици­та оставить нитки или инструмент в животе оперируемого человека. Значит, если в на­шей душе останется хотя бы одна маленькая «нитка», она отравит всю нашу с вами жизнь. Если вычищать, то надо вычищать все. Иначе, как сказал однажды преподобный Серафим Саровский, если ты сотворишь тысячу до­брых дел, но имеешь хотя бы одного человека, с которым по твоей вине ты не можешь най­ти общего языка и не можешь простить ему, то грош цена всем твоим подвигам и добрым делам.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил о том, что в наше время слово «простите» стало как неподъемная стопудовая гиря. Казалось бы, что может быть легче? Но у человека не по­ворачивается язык произнести это простое слово, которое закладывает фундамент пра­вильным взаимоотношениям между нами. Чего у нас в жизни только не бывает! Но мы должны быть готовы на всякое оскорбитель­ное слово брата сказать «прости», потому что так мы защищаем свое сердце от греховной заразы. Этим коротким словом человек сеет мир, любовь, доброжелательность и одновре­менно пресекает вражду, готовую разгореться между ним и ближним его.

Нам, людям гордым, надо понуждать себя. Если что-то сделали против отца или матери, против мужа или жены — найдем в себе силы сказать: «Прости». Легче попросить у ближ­него прощения, чем дуться или, как змея, вы­нашивать в себе какие-то злые помыслы. Луч­ше примириться этим простым, коротким словом и положить начало любви и согласию внутри своей семьи, среди тех людей, с кото­рыми мы общаемся, работаем и живем. Так между нами будет распространяться мир, и этот мир очень важен. Именно о нем сказал преподобный Серафим Саровский, великий угодник Божий: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». За одно только жела­ние, за одно только побуждение к этому миру человек уже будет ближе к Богу.

Вот как важно это духовное и душевное устроение. Недаром во время церковного бо­гослужения много раз звучат такие слова свя­щенника: «Мир вам!», «Мир всем!», «С миром изыдем», напоминая нам о самом главном: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии на­рекутся (Мф. 5, 9). Никто не задумывался, ка­кой напрашивается антоним этому выраже­нию? А вот какой: «Прокляты враждотворцы, ибо они сынами диавола нарекутся» — в про­тивовес миротворцам, которые будут названы сынами Божиими.

Преподобный Исидор Пелусиот учит нас: «Благодеяния записывай на меди, а обиды за­писывай на воде. Медь сохранит это навсег­да, а вода, если и возмутится, то на несколько секунд, а потом не останется на ней и следа». Так и наше сердце должно стать водой: когда взаимные столкновения, недоумения, нерасположенность возмутят нас, все это должно уйти, не оставив следа в нашей жизни.

Давайте молиться всем сердцем, всей ду­шой, чтобы Господь дал нам великодушие хотя бы мысленно суметь оправдать человека для того, чтобы его простить. У каждого чело­века есть свои немощи, свои недостатки, кото­рыми он вольно или невольно задевает того или иного человека, причиняя ему неприят­ности, досады и оскорбления. Поэтому всем нам надо научиться взаимно друг друга жа­леть: он тебя, ты меня и так все — друг друга. Кто-то прощает твою резкость — ты прости его медлительность, кто-то прощает твою раз­говорчивость — ты прости его молчаливость, кто-то прощает твой бурный характер, но и ты в свою очередь прости чужую бурность, потому что иногда именно ты бываешь ее причиной.

Часто мы дотошно изучаем этикетки на продуктах — не добавлены ли туда опасные концентраты, не высоко ли содержание жира или сахара. Но в то же время совершенно не исследуем свою душу: не попала ли в нее скрытая злоба на человека, неприязнь, высо­комерие и памятозлобие? Святой вечер Про­щеного воскресенья призывает нас заглянуть в уголки своей совести, заваленной разным хла­мом, заглянуть внутрь себя, чтобы не остать­ся обремененными тяжелейшим грузом, ко­торый может потопить весь корабль спасе­ния нашей души. Очень важно не держать в сердце обиды на кого-либо. Если мы вникнем в это слово обида, то увидим, что оно созвуч­но слову беда. Тот, кто обиделся, попал в на­стоящую беду — беду для своей собственной души, поэтому надо приложить все усилия к примирению.

Примем же друг друга с лаской, любовью и все друг другу простим. Все, чем нам досадили, оскорбили, унизили, все, что нам сделали в по­мрачении ума, в безумии сердца, в нетрезвом колебании воли, в бунте плоти. Потому что не простить — это погрузиться во тьму, когда мы стремимся к свету, и остаться рабом греха, ког­да мы ищем свободы. Не простить — это со­хранить в себе семя смерти, когда мы ищем и желаем Воскресения, молим о нем, стремимся к нему. Наконец, не простить, это значит не подражать Самому Богу, ведь Христос при­шел в мир, чтобы примирить его с Собой и в Себе с Богом. И мы знаем, какой ценой Он за это заплатил — ценою Своей Крови. Если мы хотим быть Христовыми, то давайте следовать Его примеру хотя бы в том, чтобы каждый наш день заканчивался примирением с ближними в душе и в сердце. Чтобы мы с искренним чув­ством произносили слова молитвы на сон гря­дущим: «Ненавидящих и обидящих нас про­сти, Господи Человеколюбие».

Одному из святых отцов попал в руки текст молитвы первых христиан, живших духом, Богом, дышавших вечностью. Вот о чем моли­лись они, вот какой образ молитвы оставлен нам:

«Господи, Боже мой, удостой меня быть ору­дием мира Твоего! Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть; чтобы я прощал, где обижают; чтобы я соединял, где ссора; чтобы говорил правду, где заблуждение; чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение; чтобы возбуждал надежду, где отчая­ние; чтобы вносил свет туда, где тьма; чтобы я возбуждал радость, где горе живет. Господи, Боже мой, удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал, не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал, не чтобы меня любили, но чтобы я любил. Ибо кто дает, тот получает. Кто себя забывает, тот обретает. Кто прощает, тому простится. Кто умирает, тот просыпается к вечной жизни. Аминь».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь