Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Из царства тьмы — в Царство Света



 

Дверью в Царство Света называют свя­тые отцы Таинство Крещения. Его уста­новил Сам Христос Спаситель, когда заповедал апостолам: Идите, научите все на­роды, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Прообразом новозаветного Крещения было совершенное Иоанном Кре­стителем в водах Иордана крещение покаяния для оставления грехов (Мк. 1, 4). Но оно было только подготовкой к встрече Христа Спаси­теля, о чем ясно говорится в Евангелии: приго­товьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мк. 1, 3).

Господь наш Иисус Христос пришел к Иоанну креститься не для того, чтобы омыть­ся от грехов, так как был безгрешен и чист, но чтобы Своим погружением в Иордан освятить воды реки, наделить их Своей энергией и си­лой, сделать их животворными и живоносны­ми. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым (Деян. 1, 5). Только после Пятидесятницы было уста­новлено Крещение христианское — это Кре­щение Духом Святым, которое дает проще­ние всех грехов, обновляет человека, дает ему новые дары.

 

Каждый из нас, когда был крещен, оставил в этой воде поврежденность человеческого естества, которая именуется прародитель­ским грехом, грехом Адама. Мы несем на себе не вину за грех Адама, потому что мы не уча­ствовали в его беззаконии перед Богом, но как от зараженного источника течет зараженная вода, так и через грех Адама мы унаследовали духовную порчу, склонность ко греху — так называемый первородный грех.

Блаженный Августин говорит: «Пусть ни­кто не мыслит, что грех первых людей мал и легок, потому, что состоял во вкушении плода с древа, и, причем плода не плохого, не вред­ного, а лишь запрещенного заповедью по тре­бованию послушания — такой добродетели, которая у разумных существ является мате­рью и хранительницей всех добродетелей». Это означает, что и первородный грех Адама, подобно семени, содержит в себе все прочие грехи. По словам святого Иоанна Дамаскина, после того как Адам преступил заповедь, он потерял доверие у Бога и свое к Богу, был ли­шен Его благодати, изгнан из Рая и покрыл себя суровостью мучительной жизни, конец которой — смерть и тление. Каждый человек, рожденный после Адама, нес в себе эту язву греха, как бы раковую клетку, которая пере­давалась по наследству, и не было возможно­сти исцелиться, не было сил вернуть любовь Божию и прощение грехов. Самое впечатля­ющее объяснение того, что происходит при Крещении, имеется у блаж. Диадоха Фотикийского: грех или греховность всех потомков Адама есть, по сути, проявление того едине­ния диавола и человека, которое произошло после падения и о котором человек чаще и не подозревает. И только в Таинстве Крещения этот союз разрывается и создается новый — единение крещаемого с Господом Иисусом Христом.

И вот премудрость, благость и милость Божия измыслила способ спасения рода че­ловеческого. Бог Отец послал в мир Своего Сына, рожденного от Пречистой Девы Марии и Духа Святого, чтобы Он принял на себя гре­хи всего человечества, омыл эти грехи боже­ственной благодатью и вновь соединил чело­века с Богом, открыл ему двери рая, которые затворились перед Адамом. Великое чудо со­вершилось, когда Сын Божий выходил из вод Иордана — в этот момент разверзлись небеса, Дух Божий в виде голубя парил над Иисусом и множество людей, пришедших креститься от Иоанна, услышали голос Бога Отца с небес: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором, Мое благоволение (Мф. 3,17). Обратите внима­ние, в Евангелии сказано: отверзлись Ему не­беса (Мф. 3, 16). Святитель Григорий Палама объясняет: «Видите ли, что святое Крещение является небесными вратами, вводящими туда крещаемых?» Благодаря Христу для нас отверзлись небеса, и широко открытые врата ожидают нашего прихода.

Евангелие сообщает нам: И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды (Мф. 3, 16). Эти скупые строчки таят в себе великий смысл. При крещении обычных людей Иоанн Пред­теча держал их в воде погруженными по шею до тех пор, пока они не исповедовали все свои грехи с самого детства, и только тогда он кре­стил людей, и они выходили из воды. Но Го­сподь, как безгрешный, тотчас вышел из воды, потому что не Он от вод принимает освяще­ние, но Сам освящает эти воды, которые ста­нут после Него водами очищения и освяще­ния душ человеческих, водами благослове­ния. Замечательно сказано об этом у святого Амвросия Медиоланского: «Никогда бы воды крещения не способны были очищать грехи человеческие, если бы они не были освящены прикосновением к Телу Спасителя».

Христос вошел в воды Иорданские, испол­ненные всей тяжести грехов, которые смы­вались с людей при их исповедании перед Иоанном. Он сделал это для того, чтобы взять на себя грехи всех людей, которые жили до него, при нем и будут жить после него, и на Голгофе все эти грехи пригвоздить ко Кресту. Потом Господь Сам скажет, для чего Ему надо было креститься: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествоватъ нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедо­вать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедо­вать лето Господне благоприятное (Лк. 4,18).

День Крещения Господня называют также днем Богоявления, потому что именно так всему народу израильскому и через него все­му миру Святая Троица впервые явила Себя: Бог Отец — голосом, Бог Сын — воплощени­ем, Бог Святой Дух — в виде голубя. Также этот день именуется еще и днем Просвеще­ния. Спрашивается, чем же просветились мы именно в этот день? Какой свет, какую истину открыл нам день святого Крещения Господ­ня? В то, что есть Бог, Творец неба и земли, веровали, веруют и будут веровать миллионы и миллиарды людей. Но о том, что Бог есть не только единый и единственный в этом мире, было открыто в день святого Крещения — а именно, что наш Бог есть Троица, что Бог един по своему существу, по своей природе, но Он троичен в Лицах — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Самим Богом было открыто то, что превыше всякого человеческого разуме­ния.

Как Единица равна Троице, а Троица равна Единице? Человеческий ум такого Бога при­думать, вообразить себе не мог. Это есть от­кровение Бога миру о Самом Себе. Кто мог выдумать Бога, который становится челове­ком, рождается в хлеве, живет нашей жизнью, и которого потом распинают. Кто мог до это­го додуматься — распинают Бога! А этим не кончилось. Люди распяли Христа, а силой Бо­жией Он воскрес в третий день. И опять, отку­да это? Это откровение, данное людям Самим Богом. Бот такой наш Бог. Измыслить это не мог бы никто и никогда.

Строки Священного Писания предупреж­дают нас: кто не родится от воды и Духа, не мо­жет войти в Царствие Божие (Ин. 3,5). В Креще­нии человеку прощаются грехи, совершенные им до принятия этого Таинства, ему даруется благодать Святого Духа, которая помогает ему совершать дела правды, отвращаться от греха и жить благочестиво. В этом Таинстве челове­ку дается возможность соединения с Богом. Как в двух словах объяснить, что происходит в момент Крещения и что оно дает человеку? Представьте себе телевизор, у которого есть экран и пульт управления, но он не работает, потому что не включен в розетку. В момент

 

 

Крещения человек соединяется с Богом, с бо­жественной энергией и оживает, а до этого он был «вроде бы живым», как телевизор, кото­рый без электрической энергии не работает. И человек может быть внешне живым, а вну­три мертвым для Царствия Божьего. Он не подключен к источнику божественной благо­дати. В момент же Крещения мы становимся наследниками Царствия Божьего. Мы стано­вимся воинами Христовыми, вступаем в Его армию, которая воюет с дьяволом. Из крещальной купели выходит новый человек, которого называют — «воин Христов». Если он воин, то разделит награду победы со своим Полковод­цем. Те же, кто отсиживается в кустах, останут­ся в стороне и от Бога ничего не получат. Мало того, как дезертиры, еще и будут наказаны.

Крещение — наше обещание Богу чистой, доброй совести, упражнения в добре, обещание жить по Его правде. Мы в момент Кре­щения или сами осознанно, или через своих восприемников-крестных давали обеты Богу: трижды отрицались от сатаны и всех дел его, и трижды сочетались Христу. Так человек от­крывает свое сердце Богу и Ему отдает его. От­ныне благодать Святого Духа живет внутри человека, внутри его души, а грех уже только извне действует на него — через помыслы и фантазии, через греховные желания. Но бла­годать, милость, и благость Господа состоит в том, что мы, крещеные люди, уже имеем силы и возможность бороться с грехом, попирать его и быть чадами Божьими, детьми Света. Как сказал апостол Павел: Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5, 8-9). Вот об этой светлости мыслей, слов и дел должен заботиться каждый из нас, чтобы через доброе, благоговейное восприятие Бога и ближних хранить в чистоте белые одежды, в которые мы были облачены в Таинстве Крещения.

Мы должны знать, что каждый из нас при­зван к вечной блаженной жизни. Это самый важный вопрос для любого человека. Если мы думаем, что наша жизнь оканчивается физической смертью, то жизнь становится бессмысленной, теряет всякую значимость. Только надежда на жизнь после смерти, на ра­дость и ликование в грядущей вечности при­дает смысл нашему земному существованию. Наше второе рождение — рождение в жизнь духовную, начинается именно с момента при­нятия святого Крещения, когда нам дается Благодать Святого Духа для подготовки себя к третьему рождению — уже в вечность, через смерть. А до этого момента человек не имеет в своем сердце благодати Святого Духа, очи­щающей и защищающей его от воздействия всякой темной силы, всякого греха и страсти. Вот почему очень важно, чтобы совершилось над нами это святое Таинство, чтобы мы были крещены и хранили дарованную нам благо­дать Святого Духа. А еще христиане должны помнить, что на них лежит великая ответ­ственность за родных и близких, которые не сподобились благодати святого Крещения. Необходимо приложить все усилия и стара­ния, чтобы привести их к крещальной купе­ли, потому что без этого великого Таинства человек не может родиться в жизнь вечную.

Кто такие некрещеные люди? Это те, кото­рые как бы смотрят из кустов: кто победит — белые или красные, наши или не наши? Они, в лучшем случае, ничьи. Если ты не опреде­лился при жизни, за какую ты армию — за божественную или дьявольскую, то тебя и Господь не будет знать. Кто не родится водою и Духом, не войдет в Царствие Небесное. При­нимая святое Крещение, мы вступаем в завет с Богом, берем на себя обязательства быть хри­стианами и за это становимся наследниками Царствия Божьего. Кто не берет на себя этих обязательств, тот ничего и не наследует. Но и здесь, на земле, некрещеный человек для Церкви как бы не существует: на него не дей­ствует благодать, подаваемая в Таинствах, за него нельзя молиться в Церкви, его нельзя от­певать. Только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и ему открыва­ются двери Царства Небесного.

 

 

В праздник Крещения мы становимся сви­детелями великого и таинственного чуда — освящения крещенской воды, когда по наи­тию благодати Духа Святого и по молитвам священника обыкновенная вода станет святой и чудодейственной, очищающей от многих недугов духовных — от уныния и печали, от многих страстей. Она исцеляет нас от неведо­мых болезней, освящает наши дома, прогоня­ет нечистых духов, очищает всякую скверну.

Крещенская вода — это щедрый дар Божий, через который наши души подзаряжаются благодатью. В молитве на освящение воды мы просим Бога, чтобы она стала «источником нетления, освобождением от грехов, защи­той от болезней, губительной демонам, мощи Ангельской исполненной, чтобы все, черпающие и принимающие, имели ее для очище­ния души и тела, для исцеления от страстей, для освящения домов и для всякого полезного дела пригодной». Теперь это уже не Н2О. Не­сколько минут назад она была простой водо­проводной водой, но при великом освящении произошло нечто такое, что, оставшись с виду простой водой, в соединении с благодатью Божьей она стала святой, богоявленской, как говорят греки, великой агиасмой, то есть ве­ликой святыней.

Нередко атеисты говорят, что она стано­вится святой, потому что в нее опускали сере­бряный крест. Задумайтесь, при освящении его погружают в воду на несколько секунд, и сколько серебра попадет в эту воду? Ноль- ноль-ноль-ноль сотых молекул, так что дело не в серебре, дело в благодати Божьей. Один раз в год на праздник Крещения Господь да­рует освящение всем водным естествам — не только после освящения в храме, но везде, в любом источнике, даже из-под крана, любая вода будет святой, богоявленской. Так мило­стью Божьей нам дается извне божественная сила, эта божественная энергия. Поэтому принято у православных христиан натощак вкушать эту святыню.

Крещенскую воду можно разводить про­стой водой, потому что сила ее так велика, что одна ее капля может освятить море. Она хра­нится многие годы, доказывая этим, что это не простая вода, а святая, соединенная с Духом Святым, дающая благодать и жизнь вечную христианину, пьющему ее с верой и надеждой. Мы должны бережно хранить ее и восприни­мать как великую святыню, помогающую нам

 

 

идти по пути духовной жизни. Когда челове­ка по тем или иным грехам отлучают от Свя­того Причащения, ему вместо этого разре­шается вкушать антидор и крещенскую воду, как некую замену Святого Причастия, потому что она тоже исполнена Божьей благодати. Давайте же вкушать святую богоявленскую воду как первейшее лекарство с несомненной верой в то, она подарит нам силы душевные и телесные, чтобы стойко переносить жизнен­ные невзгоды, неприятности и болезни.

Человек, который крестился, но в дальней­шем не живет церковной жизнью, уподобля­ется новорожденному ребенку, которого не стали кормить, мыть и обихаживать, и постепенно он оказывается в смертельной опасно­сти. Так и с нашей душой — мало того, что мы крестились, надо и дальше просвещать свою душу, питать ее день и ночь, как мы питаем тело, не пропуская завтрака, обеда и ужина. Если не омываем свою душу в Таинстве покая­ния, не очищаем ее искренним раскаянием, не освящаем ее Причащением, то приходим в мертвенное духовное состояние. Даже одна покаянная слеза равноценна погружению в крещальные воды и возвращает человека в состояние до грехопадения. Святой Григо­рий Нисский пишет: «Слеза равна купели, а сокрушение возвращает удалившуюся благо­дать». Недостаточно несколько раз в год, по большим праздникам, приходить в храмы Бо­жий за святой крещенской водой или на освя­щение куличей на Пасху. Надо жить с Богом, хранить и соблюдать Его заповеди.

Каждому из нас предстоит переступить порог вечности и родиться в жизнь вечную. Все будет оставлено на земле, потому что дом наш, наше истинное место не здесь, а как пи­шет апостол Павел — наше же жительство на небесах (Флп. 3, 20). Никто из нас, когда живет в гостинице, не украшает ее, потому что через некоторое время отсюда уедет. Так что нам уж лучше заранее, в земной жизни готовиться к тому, к чему мы все неизбежно подойдем.

Так что будем хранить эту святыню, благо­дать Святого Духа, дарованную нам в Креще­нии, исполняя евангельские заповеди. Если что-то у нас не получается не стоит этого бо­яться и скрывать, но надо донести это до ис­поведи. Все мы с вами, надо честно в этом признаться, больные и немощные люди, и только б Церкви, как в лечебнице, возможно наше исцеление от всякого недуга душевного и телесного.

Нам дана Церковь, даны Таинства, даны Тело и Кровь Христовы, а в праздник Креще­ния Господня — святая богоявленская вода, чтобы мы набирались сил быть достойными Христа христианами. Богоявленскую воду бу­дем не просто пить как воду, каждый день, не просто съедать утром просфору, а в день Кре­щения где-то и как-то окунуться, как будто от этого всего вдруг в душе что-то прибавится и изменится. Да, прибавится, но если не будет цели главной в душе, цели стать другим че­ловеком, ничего не изменится. Не вода меня сделает святым, а жизнь, слова, мысли и дела по Богу. Хоть круглые сутки ванны принимай с крещенской водой, ничего не прибавится, если не будешь жить евангельской жизнью, день и ночь падая в грехе и снова и снова вста­вая и обращаясь к Богу:

— Господи я все делал, но ничего у меня в жизни не получалось. Прости меня, окаянно­го, старался, но всю жизнь падал. И знаю, что нет у меня любви.

А Бог спросит:

— Ты хотел иметь эту любовь?

— Хотел.

— Ты старался?

— Старался.

— Вниди в радость Господа Бога твоего.

Это интересно

Подобно тому, как из всех стран местом особо­го присутствия Божия была избрана Святая Земля, такой же печатью из всех рек отмечен небольшой

Иордан, окруженный ореолом великих событий, совершившихся на его берегах. Эта река берет на­чало у подножия горы Хермон на границе Сирии и Ливана и несет свои воды через Галилейское озе­ро к Мертвому морю. С Иорданом связаны многие важные моменты библейской истории. Здесь после сорокалетнего странствования по пустыне совер­шился переход израильтян на Землю Обетованную. Здесь же переправился в Заиорданье царь Давид, спасаясь от преследования Авессалома. Тем же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи пре­подобная Мария Египетская. На берегах этой реки звучали слова могучей проповеди Иоанна Пред­течи, обращенной к миру, погрязшему в грехах и пороках. В водах Иордана произошло Крещение Иисуса Христа.

Место Крещения Господня, которое указал в сво­ем Евангелии Иоанн Богослов, называется Вифавара и находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море. Сейчас это территория Королевства Иордания, и река слу­жит границей между ним и Израилем. С 1967 года, со времени «шестидневной войны» это место было закрыто для верующих, и только совсем недавно оно стало доступным для туристов и паломников, которые теперь ежегодно становятся свидетелями чуда: в день Крещения Господня воды Иордана по­ворачивают вспять. В этот день от стен греческого монастыря Иоанна Предтечи, находящегося в полу­километре от реки, начинается Крестный ход. Про­цессия, ведомая Иерусалимским Патриархом, спу­скается к Иордану, здесь Патриарх служит молебен, по окончании которого он троекратно выпускает в небо по одному белому голубю — это символизи­рует явление из воды Святого Духа. Затем Патри­арх троекратно опускает крест в воду. И происходит чудо. Вода начинает бурлить, и Иордан поворачи­вает вспять под ликующие возгласы тысяч собрав­шихся.

Христиане со всего мира стремятся сюда, чтобы окунуться в бурные воды с виду тихой реки, омыть­ся от грехов и обрести благодать. Паломники также совершают погружение в священные воды там, где Иордан вытекает из Галилейского озера. Это место под названием Йорданит было специально выде­лено правительством Израиля.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь