Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Покаяние — это изменение своей жизни



 

Выбор темы для этой беседы не случаен — ведь именно с покаяния начинается путь христианина к спасению души. Покай­тесь!.. (Мф. 3, 2; 4, 17) — этими словами начи­нают свое служение Иоанн Предтеча, а затем Спаситель. Почему сначала они обращаются не с призывом: «Да возлюбите друг друга, да творите милостыню, да прощайте друг друга»? Но начинают именно со слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). «А для чего вообще нам каяться? — спросят многие. — Разве мы хуже других?» Делать это необходимо каждому христианину, потому, что покаяние — это всеобъемлющая доброде­тель. Покаяние — есть очищение души, ее из­менение к лучшему, светлому, чистому, возвы­шенному, небесному. Потому что слово «пока­яние» с греческого языка переводится словом «изменение», то есть покаяние состоит в том, чтобы осознать свой грех, покаяться в нем и ни­когда больше к нему не возвращаться.

Именно о таком истинном покаянии дол­жен заботиться каждый человек, а не о внеш­нем его проявлении, которое мы можем при­нять за само покаяние. Внешнее — пост, сле­зы, молитва, бдения — еще не его суть. Смысл и суть покаяния состоят в том, чтобы мы ста­ли другими людьми. «Ради чего?» — опять спросите вы. Господь говорит нам о том, что в Царство Небесное не войдет... ничто нечи­стое (Откр. 21, 27). А Царствие Божие — это конечная цель каждого христианина. Как во­дами Крещения омывается прародительский грех, так и слезами покаяния омываются гре­хи каждого из нас. Слезы покаяния — это «второе Крещение». И Святая Матерь наша Церковь призывает всех нас к этому велико­му деланию — деланию покаяния, то есть к исправлению, изменению своей собственной души, изменению мыслей, поступков и рас­положения сердца.

Церковь приводит нам в пример покаянное житие преподобной Марии Египетской, что­бы каждый из нас не отчаивался, если у кого и была жизнь, как у Марии в первой ее части, страшно греховной. Но чтобы каждый увидел и вторую половину, когда она, безжалостно осудив себя за грешную жизнь, совершила ве­ликий подвиг покаяния и стала избранным со­судом Божиим, наделенным огромной духов­ной мощью. Мария, осознав весь ужас 17-ти лет развратной жизни, отправилась в пусты­ню и провела там 47 лет в полном самоотвер­жении, беспощадном самообвинении, посте, молитве и злостраданиях. Одежда, в которой она вышла из Иерусалима, скоро истлела, и она летом мучилась от жары, а зимой от не­вероятного холода. Вкушение трех хлебов, которые она взяла с собой, Мария растянула на несколько лет, а потом питалась травами, которые произрастали в пустыне.

Через 47 лет таких трудов молитвы и по­каяния, которые нам даже трудно себе пред­ставить, Марию в пустыне находит преподобный Зосима и поражается глубине ее жизни в духе. Она, неграмотная, говорит словами Свя­щенного Писания, которые открываются ей Духом Божиим. Впервые увидев старца, она называет его по имени. Зосима видел ее моля­щейся на воздухе и переходящей Иордан «аки по суху». Она жила и дышала надеждой, что по покаянной жизни Господь сподобит и ее честнейшего соединения с Собою через При­частие Небесного Хлеба Жизни. По ее прось­бе старец приносит в пустыню Священные Дары, и пред смертью преподобная Мария причастилась Тайн Христовых. Для нас это урок покаяния и пример великой милости и благости Божией к раскаявшемуся грешнику. Именно об этом милосердии Божием к каю­щемуся человеку святитель Иоанн Златоуст сказал: «Наши грехи, — это горсть песка, бро­шенная в море Божественного милосердия. Нет, — поправляет он себя, — я ошибаюсь. Море имеет предел, а милосердие Божие пре­дела не имеет».

Поэтому каждый из нас должен не остав­лять дел покаяния и не унывать, как бы низко ты не пал. Ибо Ангел Хранитель, видя твою скорбь и желание стать лучше, в свое время подаст тебе изменение твоей жизни. «Но враг рода человеческого, диавол, часто прибега­ет к одной хитрости, — говорит нам Иоанн Лествичник. — До грехопадения он внушает человеку, что Бог милостив, милосерден, че­ловеколюбив и всякий грех прощает. Но по­сле грехопадения внушает человеку, что Бог неумолим. Первым внушением он добивает­ся, чтобы человек впал в беспечность, в нера­дение и согрешил, вторым — чтобы человек впал в отчаяние, в уныние, потерял надежду на Бога и Его милосердие».

В одном из патериков описывается такой случай. Умер некий человек, отличавшийся чрезвычайно греховной жизнью. Его собрату было открыто, что бесы приступили к душе этого грешника со словами: «Наконец-то он наш и наш навсегда, потому что до самой смерти творил дела наши. А тот, кто творит дела наши, тот есть сын диавола». Тогда Анге­лы обратились с вопросом к его Ангелу Хра­нителю: «Так ли это?». И он ответил: «Да, дей­ствительно, вся его жизнь была нечестивой, и не было такого греха, которого бы он не со­творил. Но перед смертью он тяжело заболел и начал задумываться о прожитой жизни, о душе, о вечности, об ответе на Суде Божием. И исповедал перед Богом все свои грехи с по­каянным чувством, со слезами, от всей своей души и от всего сердца. Господь милостивый принял его покаяние». После этого бесы от­ступили: «Если этот человек имеет надежду на спасение, тогда мы зря трудимся». И Ан­гелы отвечали: «Действительно, всякий, кто принесет истинное покаяние и встанет на путь изменения своей жизни, наследует жизнь с Богом».

К этому надо стремиться сейчас, не ожидая последнего часа, не откладывая на завтра и по­слезавтра. Мы, люди церковные, не должны обольщаться тем, что отошли от тех грехов, которые были у нас прежде, или которые есть сейчас у других. Необходимо помнить слова Спасителя: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 48). Многие же будут первые последними, и последние первы­ми (Мф. 19, 30). Если мы будем думать, что, посещая много лет церковь, как-то преуспели в духовной жизни и стали людьми «продви­нутыми», то надо знать, что это самое опасное духовное мнение о себе, которое святые отцы называют прелестью.

Святитель Иннокентий Херсонский гово­рит: «Не обольщайся, что у тебя нет на шее греховного камня — большого греха, кото­рый может потопить тебя в пучине морской. У тебя на шее мешок с песком, он наполнен грехами, которые ты считаешь мелкими, но их — целый мешок. Образумься и скинь с шеи этот греховный груз».

Истинное покаяние состоит и том, чтобы никогда и никого не осуждать, а себя считать достойным всякого наказания от Бога. Каю­щийся человек уже не задает вопросы: «Поче­му? Для чего? Отчего именно со мной?» Оце­ним честно прожитую жизнь. Может быть, за наши грехи нас давно на белом свете и быть не должно? Но Господь милосерден и ждет на­шего покаяния буквально до последнего на­шего вздоха, чтобы хоть в последний момент, но спасти человека.

И как нам надо каяться? Если уж случается падать, то падать и вставать, падать и вставать, падать и вставать — и так всегда. Не прими­ряться с теми грехами, с теми страстями, ко­торые мучают нас всю жизнь, но шаг за шагом идти по пути покаяния и надежды на милость Божию, которая даст силы тому, кто ищет ис­правления и изменения своей жизни. И на­чинать нам надо с того, чтобы просить у Бога видения своих грехов, чтобы Он открыл нам понимание того, каковы мы на самом деле. Это совсем не то, что мы думаем о самих себе, и не то, что думают о нас люди, а то, каковы мы перед Небом. Увидев всю эту бездну, да не придем в отчаяние, но будем надеяться, что милосердный Господь не оставит грешников кающихся.

С чего же и когда нам надо начинать дело покаяния? Прежде всего, ошибочно думать, что живя уже много лет в Церкви, мы не нуж­даемся в покаянии. Наоборот, чем ближе к Богу, тем отчетливее видит человек свои гре­хи. И святые отцы учат, что чем больше мы приближаемся к Свету, тем лучше видим свои недостатки. Когда пришли Ангелы за душой аввы Арсения — великого подвижника пер­вых веков, творившего чудеса и воскрешавше­го мертвых, то он взмолился: «Подождите!», словно он и не начинал дело покаяния. Ког­да ученики спрашивали его: «Авва, боишься ли ты Бога?», он отвечал: «Да, боюсь». — «Как же так? Ты же во святых по твоей жизни!» — «Иной суд Божий, и иной суд человече­ский...» — ответил авва.

Таков правильный взгляд святых — не дове­рять себе до самого последнего часа. Нет такой высоты, с какой невозможно было бы упасть. А самый верный и самый надежный путь в деле покаяния — это самоукорение. Так и свя­тые: чем больше они приближаются к Богу, тем грешнее себя почитают, ибо сравнивают себя с Ним. А как достичь такого состояния? Об этом можно только молиться, и молиться усердно. Ибо, как говорит святитель Игнатий Кавказский, видеть свои грехи гораздо труд­нее, чем видеть Ангелов. «Будем молиться, — учит он, — о том, чтобы Господь даровал нам видение своего собственного духовного устро­ения». А увидеть это можно, только если смо­треть на себя через призму Евангелия. В нем, как в зеркале, мы можем увидеть все свое несо­вершенство и непостоянство, всю внутреннюю духовную мерзость, абсолютную удаленность от Бога за наши грехи. Один из святых отцов сказал: тщательное исполнение Христовых за­поведей научает человека видеть свои немощи. Только если мы возьмемся за такое неукосни­тельное исполнение заповедей, то сможем увидеть, что жизнь наша так отстоит от идеала евангельской жизни словами, делами, мысля­ми, как само небо отстоит от земли.

Покаяние должно красной нитью прохо­дить через всю нашу жизнь, но в то же время нам нужно его дополнять надеждой на бес­предельную милость Божию, о которой Сам Господь сказал: Я пришел призвать не правед­ников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Не хощу смерти грешника, но ежели обратитися... и живу быти ему (Иез. 33,11). Вспом­ним слова великого покаянного 50-го псалма, читаемые в храме ежедневно: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50, 3). Они вырвались, как молитвенный вздох, из глубины души пророка Давида, который со­вершил два страшнейших греха — прелюбо­деяния и убийства, и потом всю свою жизнь горько сокрушался о содеянном и оплаки­вал свои грехи. Грех мой предо мною есть выну (всегда)... Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 5, 19) — услышал он в глу­бине своего сердца.

Это нам всегдашнее напоминание о том, что никто и никогда, какие бы грехи он ни со­вершил, не должен отчаиваться, но уповать на милость Божию, которая помогла псалмопев­цу Давиду за сердечный плач и сокрушение сделаться святым и почитаться как учитель покаяния. Не на что нам в своей жизни наде­яться, как только на благоутробие Божие: нет такого человека, который смог бы оправдать­ся своими делами и своею жизнью. Ин суд Бо­жий, и ин суд человеческий.

Несколько пояснительных слов надо ска­зать о духовном содержании 136-го псалма, который тоже напоминает нам о необходи­мости внутренней собранности и призыва­ет нас посмотреть духовными очами на свое собственное сердце, на свою жизнь и деяния. В VI веке до Рождества Христова израиль­ский народ был уведен в семидесятилетний плен в Вавилон и обращен там в рабство. Там, в Вавилоне, от лица гласа народного богодухновенный псалмопевец Давид говорит такие слова: На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона... (Пс. 136,1). То есть, вспоминая свою духовную родину, плененные израильтяне плакали. Так и христиане, глядя на этот мир, утопаю­щий в грехах, должны почувствовать себя «на реках Вавилонских», подумать о том, с какой высоты мы упали, какой мы лишились благо­дати Божественной, дарованной каждому из нас во святом Крещении, через Святую Ма­терь Церковь. Мы же порой со своими греха­ми, беззакониями, совершенными если и не на деле, то, во всяком случае, допущенными в мыслях наших, уходим в «плен Вавилон­ский». Но мы должны вспомнить, где наша истинная родина.

Особое время покаяния — семь недель Ве­ликого поста перед главным христианским торжеством — Пасхой Христовой. В течение всего этого времени на богослужениях звучат слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизно­давче», которые будут ударять в наше камен­ное сердце, призывая его к покаянию. Имен­но покаяние способно возвести нас на высоту духовной жизни.

Если мы не живем по Евангелию и при этом думаем, что все у нас нормально и благо­получно, это большая иллюзия. Человек, счи­тающий себя безгрешным, не стоит на пути спасения, а находится в прелести. Так будем просить Господа даровать нам способность не только видеть свои грехи, но и возненавидеть их. И не только возненавидеть, но и сотворить плоды, достойные покаяния, чтобы через пре­ображенную благодатью и милостью Божией душу мы в жизни будущего века насладились тем Царством, которое нам обещал Христос Спаситель.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь