Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И первые слова после Воскресения



 

Евангелие повествует, что на третий день после Крестной смерти Спасителя рано утром несколько женщин пришли ко гробу, чтобы по иудейскому обычаю пома­зать Его тело миром — особой смесью благо­воний. Подойдя к пещере, в которой был по­гребен Христос, они увидели, что камень от входа отвален и Его Тела там нет. Ангел, ко­торый сидел на камне, поведал им, что Иисус воскрес, и послал их сообщить эту радостную весть апостолам. Когда же они шли возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! (Мф. 28, 9). «Радуйтесь!» — вот ка­ким было первое слово, сказанное Господом после Его Воскресения.

Для жен-мироносиц, всех учеников и по­следователей Христа повод для великой ра­дости был очевиден — Своим Воскресением Спаситель явил Божественную истину о том, что Сын Божий действительно добровольно умер на Кресте и воскрес, чтобы дать людям вечную жизнь. А чему еще нам, сегодняшним, подобает радоваться в этой жизни? Тому, что «солнце сияет над добрыми и злыми», тому, что нам открыта вера, истина бессмертия че­ловеческой души. Христиане знают, что есть три формы существования человека: пер­вый — в утробе матери, второй — здесь на земле, и третий — там, в ликующей вечности. Как нам, православным людям, не радоваться Воскресению Христову, ведь у нас есть надеж­да на будущую жизнь, у нас есть перспектива вечности. И жизнь начнется во всей полно­те тогда, когда Христос при славном Втором Пришествии Своей всемогущей силой ожи­вит наши умершие тела, соединит их с душой и приведет к новой жизни. Святитель Григо­рий Богослов однажды сказал: «Раньше, до Христа не было ничего сильнее смерти и не­мощнее нас. После Христа нет ничего сильнее нас и немощнее смерти».

Интересно, почему не апостолам, не сво­им ученикам, а именно женам-мироносицам первым явился Христос Спаситель? Из исто­рии мы знаем, что непоколебимые мужи, казалось бы, сильные люди, дрогнули, когда увидели распятого Христа. И только Матерь Божия, Иоанн Богослов и жены-мироносицы, остались с Ним до конца в момент Его крест­ных страданий. Это были тихие, скромные женщины, которые во время земной жизни Спасителя самоотверженно служили Ему сво­им трудом и имением, принимали Его в сво­их домах, сопровождали во всех странствиях и позже последовали за Ним к месту Распятия на Голгофу. Они проявили твердость и муже­ство, которого не оказалось у мужчин, когда ночью под воскресный день отправились к по­гребальной пещере. Это было бесстрашным поступком — ведь фарисеи и первосвященни­ки, отдавшие Христа на Распятие, продолжа­ли преследовать тех, кто остался Ему верен.

Евангелие сохранило для нас имена этих благочестивых женщин: это Мария Магдалина,

 

 

Мария Клеопова, Саломия — мать апо­столов Иоанна и Иакова Заведеевых; Иоанна, жена домоправителя Иродова; Мария и Мар­фа, сестры воскрешенного Иисусом Лазаря; Сусанна, сестра Марии Клеоповой, и другие.

Подвиг святых жен-мироносиц неизменно остается образцом непоколебимой веры, ис­тинной жертвенной любви и самоотвержен­ного служения Господу. Их жизнь, по словам свягценномученика митрополита Серафима (Чичагова), «многопоучительна и теперь для современных христианок».

В память именно об этих евангельских со­бытиях ежегодно совершается Пасхальный Крестный ход, как символ шествия жен- мироносиц к закрытому гробу Христа Спаси­теля. Священники облачатся в белые одежды, чтобы подражать Ангелам, которые сидели на Гробе Спасителя. Двери храма будут закрыты, как была закрыта камнем пещера, в которой был погребен Христос. Только при радостном пении «Христос Воскресе!» церковные вра­та будут отворены, как был отвален камень от пещеры, в которой был погребен Господь наш Иисус Христос и к которой шли поутру жены-мироносицы.

Кстати, каждый православный храм на­полнен символами Воскресения Христова. Алтарь символизирует собой Гроб Господень, ту пещеру, где Он был положен и из которой на третий день воскрес. Полукруглое возвы­шение перед царскими вратами именуется амвоном и символизирует камень, который был отвален от гроба. На престоле лежит свя­тая Плащаница — символ положения Христа во гроб и символ Его Воскресения.

Второе слово, сказанное Христом женам- мироносицам, когда они поклонились и ухватились за ноги Его, это слово — не бой­тесь (Мф. 28, 10). Не бойтесь чего? «Нет ничего, — говорит премудрый Соломон, — страшнее и сильнее смерти». Так если смерть побеждена, чего бояться в жизни? Бояться ли потери денег или здоровья, бояться ли потери положения или расположения род­ных и близких? В конце концов, мы ведь во­обще всего этого лишимся через свою физи­ческую смерть, значит, нет ничего страшнее ее. А она побеждена, так чего же человеку в своей жизни бояться? Бояться надо только одного, того, о чем сказали нам богомудрые мужи: «Если ты потеряешь деньги, это не беда. Если ты потеряешь здоровье, это полбеды. Если ты потеряешь Бога и веру, вот это настоящая беда».

И наоборот, если даже ты не имеешь столь­ко денег, здоровья и иных земных благ, сколь­ко бы хотел иметь, но имеешь Бога в своем сердце — ты с Ним в своей жизни имеешь все. Если ты живешь Им и хоть чуточку, хоть в малой степени стараешься жить по Его слову, о котором Он сказал: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51), то ты будешь избавлен от самой главной беды. Чего же тогда бояться, что уж тогда говорить о про­чем! Напомню русскую пословицу: «Не бой­ся никого, кроме Бога одного». Одного толь­ко надо бояться — потерять любовь Господа, Его защиту и милосердие, Его снисхождение к нам. Кроме этого мы ничего не должны в своей жизни бояться, а наоборот, радоваться той перспективе вечности, к которой Господь призывает нас всех.

Из Святого Евангелия мы узнаем, как по­сле рассказа жен-мироносиц о том, что они видели Воскресшего Господа, апостол Петр и «другой ученик» (так называет себя Иоанн Бо­гослов) бегут ко гробу Спасителя — высечен­ной в скале пещере. Иоанн там оказался пер­вым, заглянул в пещеру, камень от которой уже был отвален, и увидел пелены, лежащие отдельно и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте... и увидел и уверовал (Ин. 20, 7, 8).

Если не знать всей предыстории, то нель­зя понять, почему вдруг, увидев погребаль­ные пелены, ученик уверяется в Воскресении Христа из мертвых. Дело в том, что по вос­точному обычаю, тела усопших оборачивали в льняную материю — в плащаницу, которая пропитывалась благовонными маслами и смолами. Тело усопшего помазывали таким составом ароматических веществ, что по­сле обертывания его абсолютно невозможно было отделить от плащаницы — так плотно она приклеивалась, как бы срасталась с те­лом. Праведный Никодим, тайный ученик Христов, приготовил 100 литров масел, кото­рыми вместе с Иосифом Аримафейским они помазали Тело Иисусово (Ин. 19, 39). Поэто­му когда апостол Иоанн увидел, что пелены и плат лежат отдельно на другом месте, то уве­ровал в Воскресение Спасителя. Физическим, человеческим способом объяснить это было невозможно. То, что должно было срастись с человеком, лежит, а где же тело? Это и поро­дило в апостолах уверенность, что произошло событие, выходящее за рамки человеческого понимания. До этого момента они еще не ве­дали Писания, не знали, что Ему подобает из мертвых воскреснуть.

Эти погребальные пелены — Плащаница Господня — сейчас хранится в Италии, в городе Турине, и является подтверждением, оставлен­ным Господом в свидетельство Его Воскресения. На Плащанице чудесным образом запечатлел­ся лик нашего Господа и Его пречистое Тело со следами Его страданий — кровавыми следами бичевания. О Плащанице сейчас говорят, что это пятое Евангелие, которое полностью под­тверждает апостольское повествование о стра­даниях Господа. Плащаница — это веществен­ное доказательство факта смерти и Воскресения нашего Господа, обращенное, прежде всего, к современным неверующим людям.

В тот же первый день после Своего Вос­кресения Господь явился Своим ученикам и изрек следующие слова: Мир вам (Лк. 24, 36). Эти слова часто повторяются в последних евангельских главах, потому что Господь при­шел ради этого великого дара — мира между людьми, мира с Богом и мира со своей соб­ственной совестью. Каждого из нас Господь призывает к этому миру сердечному. Как важно его хранить научает нас преподобный Серафим Саровский: «Радость моя, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Своим Воскресением Христос даровал нам неизреченную радость, чтобы мы ее приумно­жили и принесли плод мирного и душевного расположения друг к другу. Как порой тяже­ло этот мир душевный иметь в своем сердце, потому что и люди, и обстоятельства часто нас расстраивают настолько, что нарушается наш внутренний покой. Старец Силуан Афонский пишет: «Все хотят иметь мир, но не знают, как этого достигнуть». И далее он поясняет: «Невозможно душе иметь мир, если не будем всеми силами просить у Господа любить всех людей».

И не только всех ближних, но и врагов сво­их надо научиться любить, иначе мира в душе не будет. Потому Христос в Нагорной пропо­веди и заповедовал нам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Не­бесного (Мф. 5, 44-45). Если не будем любить врагов своих, то лишь по временам душа бу­дет как бы спокойна, но если мы любим вра­гов, то мир в душе пребывает день и ночь.

Приведу еще раз слова старца Силуана Афон­ского: «Если привыкнем усердно молиться за врагов, их любить, то мир всегда будет пребы­вать в душах наших. А если брата возненави­дим или осудим, то ум наш омрачится, и мы потеряем мир и дерзновение к Богу».

Хранить мир в своем сердце в первую оче­редь помогает молитва. Однажды приходит к преподобному Моисею, игумену Оптиной пустыни, некий брат и начинает высказывать неудовольствие его ведением дел, выводить на ссору. Игумен же, видя, что не может спра­виться со своими словами, ушел в дальнюю часть кабинета, там пребывал некоторое вре­мя в молитве. Потом в мирном устроении продолжил разговор с братом, и ссора эта не разгорелась. Почему? Да потому, что была молитва, и человек после нее успокоился и не сказал того, что бы мог наговорить, не по­молившись, вне благодати Божией. Это очень важно. Мы помним слова из псалма: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 6), т. е. сердце вроде бы и закипело, а уста не дали выйти наружу раз­дражению и нерасположению друг к другу. Потому что когда человек в молитве, он и в мире, и в тишине, и в благодати, и в спокой­ствии. Хотя бы кратенько, надо молиться: «Го­споди, помилуй!», «Господи, Иисусе Христе, спаси мя», и тогда мир сердечный всегда бу­дет с нами.

Как нам быть и как хранить мир сердечный прежде всего в семье, когда порой супруги не находят общего языка, слово за словом раз­горается злоречие, взаимное непонимание и раздражение приводят к ссорами прочим не­приятностям? Что поможет справиться с подобными семейными неурядицами, показы­вает такой случай. На исповеди одна женщи­на минут двадцать жалуется священнику на мужа: мол, приходит с работы злой, кричит, придирается. Батюшка слушал, слушал и по­чувствовал, что у нее самой чрезвычайное не­расположение к мужу, беда-то и в ней тоже. Тогда он говорит ей: «Слушай, раба Божия, а я знаю, как тебе поступить. В следующий раз, когда муж придет с работы и начнет ругать­ся, ты возьми святую воду в рот и не глотай». Женщина так и решила поступать, а через ме­сяц приходит и говорит: «Батюшка, слушай­те, а муж мой стал и шелковый, и радостный такой, и все у нас мирно, и тихо, и спокой­но». Так священник показал, что корень греха именно в нашем языке. Всегда лучше помол­чать в такой ситуации, и Господь потихоньку, через молитву и мирное сердце дарует мир семейный. Если мы умножаем слова, тогда мы умножаем грехи, а через это и благодать Духа Святого от нас отступает.

Старец Макарий Оптинский в письме ду­ховной дочери об этом пишет: «Ты желаешь мира и спокойствия душевного, но ведь это награда от Бога за труды, подвиги и понесение искушений». Так что Господь дает человеку покой и мир только за борьбу со страстями в своей собственной душе. И если хранить этот мир, уповая на помощь Господа, то можно все преодолеть и во всем преуспеть, так как душа, предавшаяся воле Божией, легко несет всякую скорбь, потому что и в скорби она молится и созерцает Бога.

Вот как много важного и душеполезного таят в себе эти несколько слов, произнесенных

 

Христом в первый день после Своего Воскре­сения. Воскрес Христос, и мы имеем теперь надежду вечной жизни, не боимся смерти, по­тому, что от ее бессмыслия нас избавило Вос­кресение Христово. Он воскрес из мертвых, значит и наша душа воскреснет в тот день, который знает один лишь Господь, ибо Он Сам сказал: ...наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... и изыдут творившие добро в воскресе­ние жизни, а делавшие зло — в воскресение осуж­дения (Ин. 5, 25, 29).

 

Это нужно знать

 

Во второе воскресенье после Пасхи Право­славная Церковь вспоминает и чествует святых жен-мироносиц. Этот день справедливо считает­ся праздником всех женщин-христианок, его даже часто называют православным женским днем. Мироносицами именуют тех благочестивых жен­щин, учениц Христа, которые на третий день после распятия Спасителя ранним воскресным утром от­правились к погребальной пещере, чтобы по иудей­скому обычаю помазать Его тело миром. Они были безгранично преданы Спасителю в земной жизни и после Крестной смерти остались Ему верны, не по­боявшись мести фарисеев и первосвященников.

Подвиг святых жен-мироносиц навсегда остался образцом непоколебимой веры, истинной жертвен­ной любви и самоотверженного служения Господу. В истории христианства мы видим множество жен­щин, матерей и жен, которые по примеру мироносиц во имя любви к Богу отказались от своего знатного происхождения, земной славы и богатства. Некото­рые с великим мужеством и терпением распростра­няли учение Христово и просветили целые страны. Многие храмы и монастыри строились благочести­выми царицами, княгинями и боярынями. Их обра­зы мы видим на иконах — святые великомученицы Екатерина и Варвара, равноапостольные царица Елена и великая княгиня Ольга, мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, блаженные Ксения Петербуржская и Матрона Московская и многие-многие другие святые мученицы и препо­добные, праведные и блаженные, равноапостоль­ные и исповедницы. Православная Церковь, отме­чая память святых жен-мироносиц, чествует в этот день всех женщин-христианок, признает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в самоотверженном подвиге любви и служения ближ­ним.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь