Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Юридически квалифицированное порочное деяние, преступление с отягчающими обстоятельствами.
ἀπεκρίθη αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς, Οὐκ εἶχες ἐξουσίαν κατ’ ἐμοῦ οὐδεμίαν εἰ μὴ ἦν δεδομένον σοι ἄνωθεν· διὰ τοῦτο ὁ παραδούς μέ σοι μείζονα ἁμαρτίαν ἔχει Отвечал ему Иисус: Никакой власти надо Мной ты не имел бы, если бы не было дано тебе свыше. И поэтому тот, кто Меня тебе выдал, повинен в большем грехе [Ин 19:11]. ЛСВ: ‘тяжкое преступление’; Сема: ‘степень виновности в зависимости от тяжести содеянного преступления’.
οἳ κατεσθίουσιν τὰς οἰκίας τῶν χηρῶν καὶ προφάσει μακρὰ προσεύχονται· οὗτοι λήμψονται περισσότερον κρίμα Которые пожирают дома вдов и лицемерно долго моляться; они примут тем большее осуждение [Лк 20:47]. ЛСВ: ‘осуждение’; Сема: ‘повышенная степень виновности людей в связи с очагчающими безнравственные поступки обстоятельствами’.
Μὴ πολλοὶ διδάσκαλοι γίνεσθε, ἀδελφοί μου, εἰδότες ὅτι μεῖζον κρίμα λημψόμεθα Не многие становитесь учителями, братья мои, зная, что большему наказанию подвергнемся [Иак 3:1]. ЛСВ: ‘тяжкое преступление’; Сема: ‘большая степень вины людей по закону перед обществом (сообществом) из-за возможной ошибки в суждениях в связи с наличием большей ответвенности этих людей по закону перед обществом (сообществом)’.
ἀπεκρίθη αὐτῷ ὁ Ἰησοῦς, Οὐκ εἶχες ἐξουσίαν κατ’ ἐμοῦ οὐδεμίαν εἰ μὴ ἦν δεδομένον σοι ἄνωθεν· διὰ τοῦτο ὁ παραδούς μέ σοι μείζονα ἁμαρτίαν ἔχει Иисус отвечал им: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не дано было тебе свыше; поэтому более грех на предавшем Меня» [Ин 19:11]. ЛСВ: ‘тяжкое преступлени’; Сема: ‘осмысленное преступное действие с отягчающими обстоятельствами’.
Физическая ущербность как следствие порочного образа жизни человека или его родителей. καὶ ἰδὼν τὴν πίστιν αὐτῶν εἶπεν, Ἄνθρωπε, ἀφέωνταί σοι αἱ ἁμαρτίαι σου И увидев веру их, сказал: «Человек! Прощаются тебе грехи твои» [Лк 5:20]. ЛСВ: ‘болезнь (физическая ущербность)’. Сема: ‘физические болезни (недуги) как следствие аморального образа жизни человека’.
ἀπεκρίθησαν καὶ εἶπον αὐτῷ, Ἐν ἁμαρτίαις σὺ ἐγεννήθης ὅλος, καὶ σὺ διδάσκεις ἡμᾶς; καὶ ἐξέβαλον αὐτὸν ἔξω Ты весь родился во грехах, а еще учишь нас! – закричали они на него и выгнали вон. [Ин 9:34]. ЛСВ: ‘физическая ущербность’. Сема: ‘телесный изъян человека, считающегося неполноценным членом сообщества с точки зрения полноценных людей’.
ἐξομολογεῖσθε οὖν ἀλλήλοις τὰς ἁμαρτίας καὶ εὔχεσθε ὑπὲρ ἀλλήλων, ὅπως ἰαθῆτε Поэтому сознавайтесь друг перед другом в своих грехах и молитесь друг за друга, чтобы Господь исцелил вас [Иак 5:16]. ЛСВ: ‘болезни’. Сема: ‘проступки ведущие к различным физическим недугам’. εἴ τις πεινᾷ, ἐν οἴκῳ ἐσθιέτω, ἵνα μὴ εἰς κρίμα συνέρχησθε Если кто голоден, пусть ест дома, чтобы не собираться вам на осуждение [1Кор11:34]. ЛСВ: ‘болезни’, ‘смерть’. Сема: ‘болезни или смерть как следствие неправильного поведения по отношению к Богу’. Краткие выводы для формирования (уточнения) представлений в области Хамартиологии. Современное представление о грехе должно формироваться в том числе и с особенностью культурных воззрений общества. Так в Европейской культуре традиционно выделялись семь «смертных» грехов. Их значимость была настолько велика, что их название зачастую дублировалось на латыни: гордыня, скупость, гнев, зависть, чревоугодие, похоть, лень (superbia, avaritia, ira, invidia, gula, luxuria, pugritia) [Гак 2000 (б), стр. 92]. Рассмотрим их с точки зрения логического анализа языка, однако отметим, что в данном случае понятие «грех» будет рассматриваться прежде всего как культурный концепт, а не богословское понятие с точки зрения современной хамартиологии. Актантная структура грехов и добродетелей включает следующие параметры: субъект (S – носитель качества греха и добродетели); объект ( O – по отношению к которому проявляются свойства, качества объекта), процесс (T – действие, состояние) и, поскольку речь идет о явлении этического характера и аксиологического понятия нормы, сравнения и отношения (“+” или “–” ) [Гак 2000 (а), 2000, стр. 22]. Рассмотрим все эти пороки более подробно [Гак 2000 (б), стр. 91 – 93]. Итак, гордыня – представляет собой удовольствие от своей способности осуществить какое-либо действие, которое другие, по мнению S осуществить не способны. Отсюда проистекает презрение S к другим. Актантная структура Гордыни становится ясной на фоне потенциальной отрицательной аналогичной структуры, соотносящейся с иным субъектом:
S НАНОСИТ УЩЕРБ САМ СЕБЕ: (S “–”) → S, ОБЪЕКТ (МОЖЕТ) НЕЙТРАЛЬНО ОТНОСИТСЯ К СУБЪЕКТУ: О | S.
Следует отличать гордыню от гордости, которая доставляет S позитивное чувство, при том что О может позитивно, негативно или нейтрально оцененить чувства S. Скупость – это неумеренное желание и любовь к богатствам (структура такая же как и в случае с гордыней: (S “–”) → S; О | S ). Гнев определяется как желание, побуждающее S вследствие ненависти причинять зло О, но вместе с тем субъекту гнева следует опасаться, что из этой ненависти может для него самого может возникнуть еще большее зло. Следовательно, Гнев обладает двойной отрицательной направленностью:
СУБЪЕКТ НАНОСИТ УЩЕРБ ОБЪЕКТУ: (S “–”) → О, СУБЪЕКТ (МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ) ПОЛУЧАЕТ ЕЩЕ БОЛЬШИЙ УЩЕРБ СО СТОРОНЫ ОБЪЕКТА: S ← («“–” ХN» О). Зависть – это ненависть, поскольку она действует на S таким образом, что S чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот – находит удовольствие в чужом несчастье. Таким образом, зависть представляет собой трехактантную структуру, в которой участвуют, помимо S, предмет зависти О и «хозяин» предмета, вызывающего ненависть (Т):
ЕСЛИ S НЕ ОБЛАДАЕТ тем, что ЕСТЬ у О, то ПРИЧИНЯЕТ СЕБЕ УЩЕРБ: S (- Т) “–”) → S , ЕСЛИ S ОБЛАДАЕТ тем, что ЕСТЬ у О, то ДОСТАВЛЯЕТ СЕБЕ УДОВОЛЬСТВИЕ: S (+Т) “+”) → S.
В конечном итоге, зависть вызывает чувство беспокойства, нездоровую конкуренцию между S и О, в результате которой S всегда чувствует себя некомфортно и тем наносит себе ущерб: S (+Т) «всегда “–”») → S . Чревоугодие – неумеренное желание или любовь к пиршествам. Чревоугодие – это даже не переедание (хотя переедание, также по своей сути ущербно для человека), а одержимость получать удовольствие от самого употребления пищи вне зависимости от степени насыщения едой и напитками. Схематически этот порок выглядит так:
S НАНОСИТ УЩЕРБ САМ СЕБЕ: (S “–”) → S.
Похоть (разврат) – стремление к превосходящей норму (часто беспорядочной) половой близости. Такую актантную структуру можно охарактеризовать следующим образом: удовлетворение половых потребностей переходит разумные пределы в результате причиняя ущерб как S, так и О. Схематически это выглядит так:
S НАНОСИТ УЩЕРБ САМ СЕБЕ: (S “–”) → S, S НАНОСИТ УЩЕРБ ОБЪЕКТУ: (S “–”) → О.
Лень как порок плохо выявляется и может быть прикрыта S многими вполне уважительными причинами. Однако Лень также как и гнев имеет двойную отрицательную направленность. Она приносит вред S неисполнением того, что надлежит исполнять по отношению к себе, во-первых, и неисполнением обязанностей S по отношению к О, во-вторых. В результате лень, безусловно, является одним из «смертных» грехов:
S НАНОСИТ УЩЕРБ САМОМУ СЕБЕ: (S “–”) → S, S НАНОСИТ УЩЕРБ О: (S “–”) → О,
Итак, логический анализ языкового концепта «грех» подтверждает, что грех – это всегда ущерб для человека, его совершающего. Степень тяжести может быть различной, но не существует греха, который делается во благо кому-либо: не существует и не может существовать каких-либо исключений в данном вопросе жизни.
Задания и вопросы по темам лекции. 1. Как определяется понятие «грех» в известных вам словарях, справочниках, лексиконах? 2. Каковы основные архисемы понятия грех? 3. Приведите наиболее частотные новозаветные ЛСВ и семы понятия «грех». 4. Дайте сигнификативное значение понятия «грех». 5. Является ли феномен греха и греховности человека градационным? Если да, то дайте обоснование такой точки зрения. Перечислите семь «смертных» грехов Европейской культуры. 6. Являлются ли, с вашей точки зрения, «семь» смертных грехов Европейской культуры, проистекающими из Библии? 7. Как, с вашей точки зрения, сегодня христианской церкви говорить о грехе внутри церкви и как необходимо об этом говорить с людьми невоцерковленными?
Лекция 9. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы