Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выявление парадигматического значения атрибутивного и предикативного



прилагательного πνευματικός ‘духовный’.

Парадигматическое значение в текстах НЗ мы выявлем с опорой на словари-лексиконы, составленные именно для данной экзегетической задачи [Louw, Nida 1989, 320-325; Барнуэлл К., Дэнси П., Поп Т. Ключевые понятия Библии 1996]. Рассмотрим употребление прилагательного πνευματικός ‘духовный, -ая, -ое’ и установим лексико-семантические варианты, семы, парадигмы и несколько архисем входящих в семантическое поле данного прилагательного.

Архисема: ‘высшее (лучшее) качество предмета’.

(А)

οἴδαμεν γὰρ ὅτι ὁ νόμος πνευματικός ἐστιν· ἐγὼ δὲ σάρκινός εἰμι, πεπραμένος ὑπὸ τὴν

ἁμαρτίαν

Потому что мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху [Рим 7:14].

ЛСВ: ‘идеален’.

Сема: ‘абсолютная безупречность учения во всех отношениях’.

Парадигма: ‘совершенный//порочный (ущербный) (простая бинарная, антонимическая парадигма)’;

 

(Б)

καὶ αὐτοὶ ὡς λίθοι ζῶντες οἰκοδομεῖσθε οἶκος πνευματικὸς (ЛСВ 1) εἰς ἱεράτευμα ἅγιον,

ἀνενέγκαι πνευματικὰς θυσίας (ЛСВ 2) εὐπροσδέκτους θεῷ διὰ Ἰησοῦ Χριστοῦ

И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный (ЛСВ 1), священство

святое, принося духовные жертвы (ЛСВ 2), благоприятные Богу Иисусом Христом

[1Пет 2:5].

ЛСВ (1): ‘единство’.

Сема (1): ‘способность бесконфликтного созидательного построения взаимоотношений в общине’.

Парадигма (1):‘храмовое служение/общинное служение.

ЛСВ (2): ‘самопожертвование’.

C ема (2): ‘самоотречение ради блага другого в общине’.

Парадигма (2): жертва ритуальная / несовершенная / по закону // жертва неритуальная / совершенная/ по духу;

 

(В)

Εὐλογητὸς ὁ θεὸς καὶ πατὴρ τοῦ κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ, ὁ εὐλογήσας ἡμᾶς ἐν πάσῃ

εὐλογίᾳ πνευματικῇ ἐν τοῖς ἐπουρανίοις ἐν Χριστῷ

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким

духовным благословением в небесах во Христе … [Ефс 1:3].

ЛСВ: ‘потенциал’, ‘дар’, ‘харизма’;

Сема: ‘обладание или получение потенциальных средств, которые могут приносить разнообразную пользу, как материальную, так и нематериальную’.

Возможные парадигмы.

Парадигма 1: талант /дарование/ способность/ потенциальное // реализованное /материальное воплощение /финансы/ различные материальные средства (сложное противопоставление частичного включения, т.е. духовное приобретение лучше материального приобретения, хотя и одно пересекается с другим).

Парадигма2:нетленное/вечное/неземное//тленное/временное/земное (противопоставление полного исключения, т.е. духовное приобретение от Бога не имеет аналогичного приобретения на земле);

 

(Г)

Διὰ τοῦτο καὶ ἡμεῖς, ἀφ’ ἧς ἡμέρας ἠκούσαμεν, οὐ παυόμεθα ὑπὲρ ὑμῶν προσευχόμενοι καὶ

αἰτούμενοι ἵνα πληρωθῆτε τὴν ἐπίγνωσιν τοῦ θελήματος αὐτοῦ ἐν πάσῃ σοφίᾳ καὶ συνέσει

πνευματικῇ

Посему и мы с того дня, как об этом услышали, не перестаем молиться о вас и

просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и

разумении духовном [Клс 1:9].

ЛСВ: ‘мудрость’.

Сема: ‘выбор правильного приоритета среди многих возможностей выбора’.

Возможные парадигмы.

Парадигма1: ‘способность высшего распознания/способность обычного познания/отсутствие способности познания’ (градационная парадигма уровня понимания окружающего мира).

Парадигма 2: истинная мудрость/простота//житейская практичность/прагматизм (противопоставление исключения).

Вывод.

В варианте «А» присутствует экспликация парадигмы качества предмета: совершенно очевидно, что здесь присутствует противопоставление совершенного и несовершенного: νόμος πνευματικός ‘закон духовный’, т.е. ‘совершенный, безупречный, идеальный’; ἐγὼ σάρκινος я ‘из плоти’, т.е. ‘несовершенный, небезупречный, неидеальный’.

Вариант «Б» не содержит экспликации словосочетания οἶκος πνευματικός ‘дом духовный', однако из контекста можно понять, что речь идет о новом качестве священства, священослужения. Новое священослужение противопоставляется традиционному, храмовому, более примитивному и менее совершенному. Эта же идея поддерживается и словосочетанием духовная жертва, подразумевающая жертвенные отношения к ближнему как подлинное жертвоприношение угодное Богу.

Вариант «В» не является простым для истолкования, поскольку словосочетание недуховное благословение скорее выглядит как окказиональное (ошибочное), чем узуальное (нормативное). Однако другие тексты посланий ап. Павла дают нам некоторое прояснение данного словосочетания; например:

 

ἀναγκαῖον οὖν ἡγησάμην παρακαλέσαι τοὺς ἀδελφοὺς ἵνα προέλθωσιν εἰς ὑμᾶς καὶ

προκαταρτίσωσιν τὴν προεπηγγελμένην εὐλογίαν ὑμῶν, ταύτην ἑτοίμην εἶναι οὕτως ὡς

εὐλογίαν καὶ μὴ ὡς πλεονεξίαν

Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и

предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово,

как благословение, а не как побор [2 Кор 9:5].

 

Из приведенного отрывка становится понятно, что благословение может быть не только духовным, но и вполне материальным. Слово благословение здесь употребляется в переносном смысле, являясь эвфемизмом, под которым подразумеваются финансы, материальные ценности и любые средства для физического существования человека. Таким образом, парадигматическими компонентами прилагательному духовный становятся прилагательные типа материальный/финансовый.

Вариант «Г» также как и предыдущий текст вызывает ряд вопросов: что есть разумение духовное? Есть ли разумение недуховное, плотское, порочное и т.п.? Дословно точных ответов в текстах НЗ на поставленные вопросы нет; но, учитывая другие отглагольные существительные и глаголы, выражающие ментальные предикаты, связанные с духовностью человека, можно предположить, что речь идет о различных способностях человеческого распознания мира физического и духовного; например:

 

ὁ δὲ πνευματικὸς ἀνακρίνει [τὰ] πάντα, αὐτὸς δὲ ὑπ’ οὐδενὸς ἀνακρίνεται

Но духовный судит обо всем, а о нем судить никто не может [1Кор 2:15].

 

Поэтому можно предположить, что в данном фрагменте послания ап. Павла речь идет о пожелании адресату высокой степени духовной компетенции.

§4. Выявление парадигматического значения субстантивата πνευματικός ‘духовный’.

А теперь рассмотрим понятие «духовный» как субстантивированное прилагательное (субстантиват), показывающее самый высокий уровень развития человека. Архисема: высший уровень духовного развития личности.

 

(А)

Κἀγώ, ἀδελφοί, οὐκ ἠδυνήθην λαλῆσαι ὑμῖν ὡς πνευματικοῖς ἀλλ’ ὡς σαρκίνοις, ὡς νηπίοις ἐν

Χριστῷ

И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с

младенцами [1Кор 3:1].

ЛСВ: ‘зрелые’.

Сема: ‘высокий уровень развития духовного состояния личности верующего человека’.

Парадигма: духовно сильный человек, (достигший зрелости) // духовно слабый человек (не достигший зрелости). (Частичное противопоставление).

 

(Б)

ψυχικὸς δὲ ἄνθρωπος οὐ δέχεται τὰ τοῦ πνεύματος τοῦ θεοῦ, μωρία γὰρ αὐτῷ ἐστιν, καὶ οὐ

δύναται γνῶναι, ὅτι πνευματικῶς ἀνακρίνεται· ὁ δὲ πνευματικὸς ἀνακρίνει [τὰ] πάντα, αὐτὸς

δὲ ὑπ’ οὐδενὸς ἀνακρίνεται

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он

почитает это безумием, и не может разуметь, потому что об этом нужно судить

духовно. Духовный же понимает все, его же самого понять никто не может.

[1Кор 2:14-15].

ЛСВ: ‘зрелый’.

Сема: ‘способность самостоятельно духовно жить, развиваться и воспринимать истину’.

Парадигма: живой для Бога, воспринимающий истину//мертвый для Бога, невоспринимающий истину (парадигма полного противопоставления).

(В)

[οὕτως καὶ γέγραπται, Ἐγένετο ὁ πρῶτος ἄνθρωπος Ἀδὰμ εἰς ψυχὴν ζῶσαν, ὁ ἔσχατος Ἀδὰμ

εἰς πνεῦμα ζῳοποιοῦν.] ἀλλ’ οὐ πρῶτον τὸ πνευματικὸν ἀλλὰ τὸ ψυχικόν, ἔπειτα τὸ

πνευματικόν πνευματικός

 [Так и написано: первый человек – Адам – стал душою живою, а последний Адам есть

дух животворящий.] Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное

[1Кор15:45 – 46].

ЛСВ: ‘вторичная сущность’.

Сема: ‘факт перерождения первичной сущности во вторичную’.

Основание для включения в парадигму (сема): полное, качественное замещение первичного (душевного) вторичным (духовным).

Парадигма: духовное/совершенное/вторично//душевное/примитивное/первичное (несовместимость первичного и вторичного, т.е. исключение, вытеснение одного другим).

Вывод.

Вариант А содержит необходимую экспликацию понятия духовный, поскольку в данном фрагменте имеет место противопоставление πνευματικός / σαρκίνος ‘духовный/плотской’. Истины высшего порядка (духовные) не осознаются человеком низшего духовного уровня (плотского).

Вариант Б также как и вариант А не сложен в истолковании, поскольку здесь πνευματικός ‘духовный’ противопоставлен ψυχικός ‘душевному’; духовно живой, спасенный человек, противопоставлен духовно мертвому; это несовместимые понятия.

Вариант В гармонично дополняет варианты А и Б, поскольку в нем имеет место не только принятое противопоставление духовного и душевного, но и несовместимость хоть и первичного, но мертвого, и вторичного, но живого.

Заключительный вывод.

Рассмотренные архисемы понятия «духовный» теоретически можно объединить в понятие духовное качество, однако, как мы выяснили, понятие качество у ап. Павла достаточно разнопланово: с одной стороны, качество предметов, с другой, качество духовного развития. Кроме этого вполне поняты антропологические воззрения ап. Павла: человеческую природу он разделяет на два вида по степени совершенства духовного развития (возраста во Христе): духовно-примитивный σαρκίνος и духовно-совершенный πνευματικός ‘духовный’. Слово ψυχικός, ‘душевный’ может однозначно рассматриваться как неверующий, духовно мертвый, не имеющий отношения к духовности как таковой. Слово σαρκίνος, по крайней мере, в 1Кор 3:1-3, может быть истолковано как первый (начальный) уровень духовности, начальная, отправная точка духовного развития.

Задания и вопросы по темам лекции.

1. Дайте определение парадигматического значения слова.

2. Приведите несколько закрытых и условно открытых парадигм слов любой частиречной принадлежности в русском языке?

3. Почему парадигматическое значение метафорически называется «вертикальным»?

4. Какие виды парадигм вы знаете?

5. Какой инструмент является основным для выявления парадигматического значения слова?

6. Рассмотрите библейское понятие «Завет» на материале НЗ с целью выявления релевантных контексту парадигматических значений.

Лекция 10.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь