Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Феномен веры и высоко-конвенциональная КТ.
Сущность феномена веры безусловно связан с авторитетом, который выражается в некритическом, безусловном принятии и усвоении определенной традиции, авторитетной с точки зрения верующего человека [Савин 2009, стр. 69-70]. Вера, перерастающая в доверие к Высшей Личности, является феноменом духовной жизни человека, оказывая решающее действие на формирование мышления верующего человека. В чем же заключается феномен «веры»? Вера в ее чистом виде способна служить основанием для себя самой [Ивин 2000, стр. 225]. То есть, говоря иными словами, для ее существования не нужны никакие доказательства и самым мощным стимулом ее сохранения и подкрепления является безальтернативность определенной религиозной традиции, вероучения общины, конгрегации, конфессии. Вера как состояние души одного человека воздействует на ум и чувства другого человека. Вера способна заражать, и эта ее заразительность иногда оказывается более убедительным аргументом, чем любое доказательство. Известный христианский богослов и экзегет Ориген писал, что для Евангелия существуют доказательства, способные удовлетворить даже ум, воспитанный на строгой греческой философии: «в Евангелии заключено и свое собственное доказательство, выводимое при помощи греческой диалектики <…>, ибо содержащиеся в Евангелии пророчества сами по себе достаточны, чтобы вызвать веру в любом человеке, читающем их, особенно о том, что относится ко Христу <…>, ибо мы должны верить, что те знамения и чудеса, о которых рассказывается в Евангелии, действительно имели место, по многим причинам, а также потому, что следы их все еще сохраняются в людях, ведущих свою жизнь в соответствии с наставлениями Евангелий» [Origen. Contra Celsum, lib. Cap. II]. Как правило, вера в ее конфессиональном проявлении догматична. Сущность христианской догматики заключается в систематическом изложении основополагающих для церкви учений о вере и ее исповедании, которое реализовывается в определенной модели поведения верующего человека и ее распространении. Теоретически догматика сводится к вечному противостоянию заблуждениям, исходящим от: а) других религий; б) философии (мудрости «человеческой»); в) падшей природы человека [Помазанский 1993, стр. 6]. К сожалению, на практике бездумная вера ведет к консервированию средневековой картины мира, основанной на схоластической традиции. В такой картине мира описана определенная доктрина, часто далекая от реальности, неизбежно деформирующая жизнь в угоду теоретическому, схоластическому, метафизическому построению. Небесный мир – это мир сущностей, земной – мир одних явлений; первый – истина, второй – лишь тень истины, а иногда дело доходит до того, что земной мир кажется менее реальным, чем небесный [Ивин 2000, стр. 321]. В результате догматика перетекает в догматизм, обязывающий верующего человека оперировать исключительно категориями средневековой схоластической традиции, сущность которой заключается в стремлении идти от идеи к фактам (или псевдо фактам). Догматик, затвердивший идею и отправляющийся от нее к реальности, не способен заметить несовпадение идеи с изменяющимися обстоятельствами [Там же, стр. 322]. Такое положение вещей ведет к авторитарности, традиционализму, крайнему консерватизму, примитивному комментаторству и символизму (что особенно явно проявляется в некоторых эсхатологических концепциях). Итак, низко-конвенциональная коммуникативная тактика (НККТ) с точки зрения теорий аргументации, применима в любой аудитории [Ивин 2000, стр. 41], независимо от того, является ли она светской (возможно, атеистически настроенной), конфессиональной, политически ангажированной и т.п. Это означает, что «универсальные» доводы евангелистов, апостолов Павла, Петра, Иоанна и т.д. могут не обладать достаточной аргументативностью для современного общества XXI столетия, поскольку мировоззрение современного человека, преимущественно сформированное естественными науками, и понятие «доказательства» этот человек воспринимает совершенно по-другому, чем человек времен раннего христианства и средневековья. В этой связи следует особенно отметить, что авторы Священного Писания не обладают строго научным (по современным критериям) знанием. Прямые доказательства и соответствующая аргументация в Библии отсутствует. Однако свидетельства, содержащиеся в текстах Св. Писаний, заслуживают не только уважения, но и глубокого исторического доверия, находя свое косвенное подтверждение, как в параллельных исторически значимых письменных документах, так и в археологических артефактах. Кроме того, граница между универсальной и конвенциональной аргументацией может быть относительная. Коммуникативные ходы, на первый взгляд, универсально приложимые, могут оказаться неэффективными в конкретной аудитории. И, наоборот, некоторые конвенциональные аргументы, содержащие апелляции к традиции, интуиции и даже вере, могут оказаться убедительными едва ли не в любой аудитории [Ивин 2000, стр. 41]. Однако, с нашей точки зрения, практически все авторы обращаются к высоко-конвенциональной аудитории, что самым непосредственным образом отражается в аргументации, реализованой в авторских коммуникативных ходах.
Лекция . Конвенциональная коммуникативная тактика (ККТ) План лекции . 1. Общая характеристика конвенциональной КТ. 2.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы