Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Субъектная диалогичность конвенциональной тактики



Под субъектной диалогичностью подразумевается отношение автора, или субъекта речи к самому себе (себе как к личности) к своему поведению, отношению к жизни и ее пониманию. Это отношение находит отражение в унисонных или конфликтных суждения и высказываниях субъекта речи. Субъектная диалогичность может быть явной, открытой, где автор эксплицирует свое отношение к самому себе; а также скрытой, латентной, где автор прямо не говорит о степени авторитетности своих слов. Явная унисонная диалогичность часто присутствует в речениях Господа Иисуса Христа и апостольских посланиях. В первом случае, Иисус Христос, как основной евангельский персонаж, прямо говорит о себе:

Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай. Кто же убьет, тот подлежит

суду ».

А Я говорю вам , что любой, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит

суду … .

Вы слышали, что сказано древним: «Не нарушай супружескую верность».

А Я говорю вам: Кто взглянул на женщину с похотью – согрешил, нарушив

супружескую верность … .

Сказано также: «Тот, кто разведется с женой, обязан дат ей разводное

свидетельство».

А Я говорю вам: любой, кто разводится с женой, за исключением супружеской

измены, толкает жену на грех неверности … .

[Мф. 5: 21-22, 27-28, 31-32 и далее].

Речевой жанр, в котором воплощаются данная коммуникативная тактика, исследователями НЗ был классифицирован как речение от первого лица. Данный РЖ достаточно характерен для синоптической традиции и свидетельствует о высоком авторитете Спасителя, слова которого воспринимаются адресатом как абсолютная истина в последней инстанции.

Коммуникативный ход, использованный в данной тактике, – унисонная апелляция к собственному авторитету, прямо соответствует первичному, или элементарному речевому жанру текста, воплощающему коммуникативное намерение автора. Конфликтная апелляция в такого рода КХ невозможна. Более того, в текстах НЗ во всех речевых жанрах, использованных евангелистами, отсутствует конфликтная диалогичность в словах Спасителя, чего нельзя сказать об апостоле Павел, не скрывающем свою плотскую греховную природу:

Внутренний человек во мне радуется закону Бога. Но в своем теле я вижу иной

закон, восстающий против закона моего разума и делающий меня пленником

закона греха, который действует во мне. Несчастный я человек! Кто освободит

меня от этого смертоносного тела! [Рим 7:22-24].

 

Автор, использующий данную коммуникативную тактику субъектной диалогичности, может использовать практически на любой конфликтный или унисонный коммуникативный ход для осуществления своей интенции; допускаются апелляции к откровению, интуиции, здравому смыслу и собственному опыту:

Трижды взывал я к Господу, моля избавить от него (от ангела Сатаны), но Он

(Господь) сказал мне: «Тебе достаточно моей любви. Ведь сила сильнее

проявляется в слабости». <…> И поэтому я доволен, когда я слаб, когда меня

оскорбляют, доволен лишениями, гонениями, горестями ради Христа! Ведь когда

я слаб, лишь тогда я силен! [2Кор. 12:8-10];

 

ОПЫТ У кого я ищу благоволения у человеков или у Бога []

Примером скрытой, или латентной апелляции, к собственному авторитету является обращение автора послания к своему адресату в речевом жанре приветствия:

Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию

 Бога … . Всем находящимся в Риме возлюбленным Богом, призванным святым –

благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

 [Рим 1:1-7];

Павел, волею Бога призванный апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,

церкви Бога, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным

святым … .

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа

 [1 Кор 1:1-3];

Особый риторический способ языкового воплощения конвенциональной тактики является коммуникативный ход апелляция к опыту (откровению), в котором автор говорит о себе от 3 л. ед. числа:

Знаю человека, который четырнадцать лет тому назад (не знаю, наяву или в

видении, один только Бог знает) был взят и вознесен на третье, самое верхнее

небо. Да, я знаю такого человека. <…> Вот таким человеком похвалюсь … .

[2Кор.12:2-5].

 

Несмотря на присутствие коммуникативных ходов, допускающих конфликтную диалогичность, коммуникативная тактика с субъектной диалогичностью подчеркивает особый статус субъекта речи. Следуя древней наставнической традиции, и Господь Иисус Христос, и его апостолы полагали, что они имеют моральное, духовное и юридическое право учить своего слушателя от первого лица. Это означает, что в момент речи субъект речи полагает, что он является инструментом в руках Всевышнего Бога, Который раскрывает свою волю посредством него, как проповедника, учителя, наставника или даже пророка.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь