Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Многоуровневость схематического или ситуативного  восприятия на уровне Д. «Матрешки» восприятия.



 Когнитивные схемы, карты

На уровне С мы воспринимаем тот реальный мир, который видим перед собой «здесь и сейчас».

На уровне Д – вы видим целый ряд схем: «..схема лампы - схема кабинета – схема города – они скорее вложены друг в друга». (Найссер, 1998, 127). «Когнитивные карты – это умственное изображение среды, которое можно разглядывать на досуге внутренним взором…» [80].

 

Реальное С-пространство одно – хотя в нем могут быть и дальние и ближние цели.

 

Схемы пространств могут расширяться, включая в себя все больше и больше составляющих (как матрешки).

Пример - план-схема пространства:

- тарелка;

- тарелка на столе;

- комната;

- дом;

-двор; и т.д.

Играем с составлением «матрешек» пространства, начиная с предмета на столе или с предмета одежды.

С-восприятие можно сбить, закрыв первый предмет или погасив свет.

В каждом из предложенных выше пространств может быть разыграна какая-нибудь ситуация.

Играем

Выше мы описали карты, близкие к понятию пространства, но такие же карты, с характерными для них метками существуют и для времени –последовательность действий, последовательность событий.

Матрешка времени

Что нужно сделать, для того чтобы…. Перечисление действий во времени.

Обратите внимание, что мы практически не можем воспринимать две пространственных или временных схемы одновременно. Например, разглядывать тарелку и думать о приеме гостей. Мы постоянно мысленно перепрыгиваем с одной схемы восприятия на другую.

 

Восприятие внутри представления

На уровне Д все воспринимаемая информация, чтобы быть усвоенной, должна вписаться в то или иное наше представления о мире.

Точнее – вся афферентация, все воспринимаемое вписывается в ту или иную схему, в тот или иной миф.

Я произношу слово, а вы отвечаете мне ассоциацией, возникающим представлением.

 

Мало того, мы воспринимаем именно то, что соответствует нашим представлениям, и можем игнорировать многое другое, что нашим представлениям не соответствует. «…телесное ощущение …начинает подчиняться не только природным закономерностям, но и логике мифа, в который оно включается». (Тхостов А. Психология телесности)

 

«Распространенность плацебо-эффекта настолько велика, что, по мнению известного советского терапевта Б.Е. Вотчала, на его долю при ходится 60 % эффекта любого медикаментозного лечения (Цит. по: Роменов, 1979). По данным других авторов, эта величина практически никогда не снижается ниже 30% ( Beecher , 1959)». (Тхостов, 2002).

 

Мы можем даже обманываться, чувствуя несуществующее. Иногда это может – желаемое, придуманное самим человеком. Иногда – наведенное извне, например в гипнозе.

 

Основной проверкой реальности наших представлений является выход на восприятие более низких уровней – А, В, С, что в норме происходит регулярно и не всегда нами озознается.

Ущипнуть себя за руку.

 

Топология образа

Кант говорил, что это врожденно.

Приведем рассуждения Н. А. Бернштейна о топологии образов уровня действий D: «…для геометрического образа существенна его форма и метрика. Для образа предмета и то и другое весьма второстепенно – мы мысленно отвлекаемся от величины, формы, той или иной кривизны его очертаний, цветного, весомого, смещаемого и т. п.

Но что существенно, например, для чашки? Ни ее ширина, ни высота, ни обладание круглой или квадратной формой не имеют существенного значения; ей важно иметь сплошные стенки, целое дно и ручку – все признаки чисто топологические. По этим признакам каждый ребенок осмыслит чашку, даже если перед этим он никогда не встречал чашек с подобной метрикой, и сумеет правильно применить ее по назначению.

Что существенного содержится в метрике таких предметов, как бутылка, вилка, шпилька, молоток, пуговица, карандаш?

… Ребенок на картинке отличает кошку от собаки не по анатомическим признакам, а по чему-то неопределенному…» [13].

Закройте глаза и представьте себе ручку, ключ, чашу поразглядывайте ваши образы. Что главное существенное определяет их в вашем понимании, какие топологические признаки, метки здесь важны. Записываем на доске и сравниваем предложенные топологические признаки.

Выше мы рассмотрели топологию зрительного образа, но теми же свойствами обладает и образ звуковой, музыкальный. «Мы говорим, что слышим ЗВУКИ, между тем как на самом деле мы слышим события…». (Найссер, 1998 ,170).

 «Известной иллюстраци­ей тому является мелодическая тема. Временная последова­тельность тонов, которая неизменно узнается нами как «Ми­лая Аделина», может переходить от струнных к духовым или голосу, из одного ключа в другой и т.п.: даже измененная по ритму, она еще сохраняет свой «целостный характер». (Осгут)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь