Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Размышления о высокомерии
254 Главная отрицательная черта высокомерия состоит в том, что оно мешает нам стать лучше. Если вы думаете: «Я все знаю, я поистине совершенен», то вы больше ничему не сможете научиться, а это худшее из того, что может с вами случиться.
255 Высокомерие является также источником многих общественных проблем. Оно порождает чувство зависти, превосходства, пренебрежение, безразличие и часто приводит к злоупотреблениям, становясь причиной различных проявлений жестокости по отношению к окружающим.
256 Необходимо различать самоуверенность и уверенность в себе. Уверенность в себе — необходимое качество. Уверенность в себе позволяет нам в определенных ситуациях не терять смелости и внушить себе примерно следующее: «Я обязательно сумею добиться своей цели». В свою очередь, уверенность в себе отличается от чрезмерной уверенности, основанной на необъективной оценке наших возможностей и сложившихся обстоятельств. Если вы считаете себя способным взяться за дело, которое другим не по плечу, то вас нельзя назвать самоуверенным человеком, в той степени, в которой вы способны объективно оценивать свои силы. Как если бы среди множества людей маленького роста, .стремящихся схватить некий предмет, расположенный на недосягаемой для них высоте, вдруг появился какой-то великан и объявил: «Не утруждайте себя, я справлюсь лучше вас». Он всего лишь хотел сказать, что он считает себя более других приспособленным для выполнения этого исключительного задания, и совсем не ставил своей целью продемонстрировать свое превосходство над остальными людьми и желание унизить их.
257 Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений. Запомним эти отрицательные черты. Будем же сознательно относиться к нашим собственным недостаткам, к оценке наших реальных возможностей, осознавая, что, в общем, мы ничем не отличаемся от тех, над кем утверждаем свое превосходство.
Размышления о страдании
258 Есть люди, на долю которых выпало пережить трагические события. Они были свидетелями издевательств над своими родными и другими людьми, сами стали жертвами насилия, пыток. Образы прошлого даже спустя многие годы неотступно преследуют этих людей, часто опасающихся об этом рассказать. Помочь им нелегко. Тяжесть полученной душевной травмы и время, необходимое для полного исцеления, во многом зависят от общественных и культурных факторов. Немаловажную роль может сыграть и религия. В частности, я думаю о жителях Тибета, которые смогли противостоять трагическим обстоятельствам во многом благодаря тому, что сумели сохранить свою приверженность буддизму.
259 Если жертвы достаточно великодушны для того, чтобы прощать, и если их мучители, палачи, убийцы способны осознать всю громадность масштабов своих злодеяний, и если они ощущают свою вину и стремятся к покаянию, то их встреча может быть благоприятной. Она даст возможность палачу признать свои ошибки и выразить искреннее раскаяние, а жертве — счастливую возможность хоть в незначительной степени облегчить чувство внутренней обиды. Если палачи и их жертвы способны найти пути к примирению — что может быть лучше?
260 Часто жертвами серьезных расстройств становятся не только непосредственные участники трагедий. Страдают также и те, кто явился причиной страданий других. Некоторые солдаты, я, в частности, имею в виду ветеранов войны во Вьетнаме, постоянно воскрешают в своей памяти совершенные ими бесчинства и жестокости. Даже спустя много лет они еще видят во сне кошмарные картины массовых убийств, взрывы, нагромождения обезображенных обезглавленных тел, причиняющие им немало страданий.
261 Довольно часто люди, болезненно пережившие подобные потрясения, испытывают крайний недостаток дружеской поддержки и искреннего участия со стороны окружающих. Доброе отношение, бескорыстие, сострадание тех, кто рядом, способны значительно облегчить страдания таких людей. Но довольно часто пострадавшие оказываются обреченными на одиночество, ибо в современном обществе ощущается нехватка людей, способных к состраданию. Тем не менее помочь жертвам потрясений, вызвать этих людей на откровенный разговор, будь то в группах или поодиночке, использовать различные способы облегчения их душевных страданий вполне возможно. Убедим их, что они не одни, что есть много людей, находящихся в таком же положении, как и они, и людей, сумевших побороть свое отчуждение. Расскажем им о страданиях и психологических травмах и потрясениях, которые нам самим довелось пережить, и о том, как нам довелось помочь себе выжить.
262 Разумеется, не следует ограничиваться лишь некоторыми теоретическими рассуждениями или отдельными психологическими рекомендациями. Необходимо стремиться к открытому выражению своих определенных намерений. Важно запастись терпением, уметь выждать в течение необходимого времени. Человеку, страдающему от глубокого душевного потрясения, недостаточно лишь нескольких обращенных к нему слов утешения.
263 Жизненный опыт убеждает в том, что люди, выросшие в доброжелательной обстановке и сумевшие в полной мере развить заложенные в своей натуре человеческие качества, значительно более устойчивы к различным потрясениям. Напротив, те, кто воспитывался в конфликтной недружелюбной обстановке, гораздо чаще испытывают отрицательные эмоции и значительно дольше и болезненнее переживают полученные душевные травмы.
264 Так же, как крепкое телосложение помогает нам активнее сопротивляться болезням и быстрее выздоравливать, так и душевное здоровье помогает нам легче переносить трагические потрясения или воспринимать дурные известия. Если наш дух слаб, то такие события способны оставить более ощутимый и более глубокий след в нашей душе. Это не означает, что наши страдания на протяжении жизни предопределены с самого рождения. С помощью духовных практик всегда можно совершенствовать свое внутреннее психологическое состояние. Но повторю еще раз, что определяющая роль в процессе нашего самосовершенствования принадлежит образованию, семейному окружению, обществу, вероисповеданию, внешним источникам информации.
265 Если в вашей жизни произошла трагедия, то постарайтесь осознать, что ваше беспокойство и терзания способны лишь усугубить ваше совершенно бесполезное страдание. Поделитесь вашими переживаниями, выплесните их наружу, не пытайтесь утаить их из осторожности или стыдливости и скажите себе, что теперь, когда все отрицательные переживания давно остались в прошлом, нет совершенно никакой необходимости брать их с собой в будущее. Попытайтесь по возможности сосредоточить ваши мысли на светлых моментах вашей жизни.
266 Поразмышляйте и над тем, что явилось причиной ваших страданий. Те, кто причиняет зло другим, одержимы тремя разрушающими духовными началами —- неведением, ненавистью и несдержанностью, — не позволяющими им контролировать свои мысли. Мы все одержимы этими тремя разрушительными страстями. Если они преобладают в нашей натуре, то мы становимся гораздо более склонными к необдуманным поступкам. Напротив, вполне допустимо, чтобы преступник, сумев обуздать в себе свои отрицательные эмоции, смог в один прекрасный день почувствовать себя порядочным человеком. Нам не следует выносить категоричные суждения о людях.
267 Иногда под влиянием сиюминутного устремления или внезапно возникших обстоятельств мы способны совершать поступки, на которые не решились бы в обычном состоянии. Поддавшись ложным позывам таких идеологических течений, как расизм или национализм, некоторые, не будучи по природе своей преступниками, совершают потрясающие своей бесчеловечной жестокостью деяния. Подумаем об этом, когда другие причиняют нам зло. Мы будем вынуждены прийти к заключению, что причиной нашего страдания является целая совокупность внешних обстоятельств, ответственность за которые невозможно возложить на одного человека, на роковое стечение обстоятельств. Мы сможем взглянуть на проблему с другой точки зрения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы