Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Обретение силы через молитвы проповедников
Р. КентХьюз, в настоящее время старший пастор Церковного коллед-1 жа в Уитоне, Иллинойс, участвовал в составлении множества книг о про-; поведи и часто выражал свое огорчение, когда авторы мало или вообще ничего не говорили о молитве. Он сделал по этому поводу замечание. Опыт проповеди и молитвы, который Бог до сих пор давал мне, привел меня к следующему убеждению. Я знаю теперь, что, если я когда-либо напишу книгу об основах проповеди, то по меньшей мере треть ее посвящу духовной подготовке и вопросу молитвы. Это будет первая треть.222 Е. М. Баундз (1835—1913) был священником в армии Конфедерации во время Гражданской войны. Потом он был пастором нескольких церквей и стал человеком молитвы. Он обычно молился по утрам с четырех до семи. Его слушатели рассказывают о мощном воздействии его публичных молитв и проповедей. Опубликовано по меньшей мере восемь его рукописей, посвященных молитве,223 и биография.224 Книги Баундза побудили многих молиться более ревностно. Он писал: Молодых проповедников научили прилагать все свои силы, отрабатывая форму, стиль и красоту проповеди, как механического продукта интеллекта. Таким образом мы взрастили у людей порочные наклонности и внимание к таланту, а не благодати, красноречию — а не благочестию, репутации и блеску — а не к святости.225 Многое из этого справедливо, но не надо делать выбор между одним и другим. Надо сочетать искусство гомилетики с молитвой. Баундз писал также: «Легковесная молитва делает и проповедь легковесной. Молитва придает силу проповеди [это делает Бог, отвечая на молитвы]... и делает ее запоминающейся».226 Дэвид Ларсен, профессор гомилетики в Евангелической богословской школе Св. Троицы, тоже подчеркивал важность молитвы. Странно, когда обсуждение проповеди проводится вне контекста молитвы. Мы не можем быть готовыми, пока не помолимся... Мы не можем представлять Бога, если не общаемся с Ним. Поэтому для меня более важно учить студентов молиться, чем учить их проповедовать...227 222 Частная беседа с Р. Кентом Хьюзом от 21 декабря 1990; см. также Кеп1 апа ВагЬага Нчепез, ЫЬегаИпе Мт181ег8 /гот Ше виссева Зуп.с{готе (№пеа1оп, 111.: Тупаа1е, 1987). В главе «Молитва — залог успеха», с. 71-81, особ. с. 77, подчеркивается первостепенная важность молитвы; см. также К. Кеп! Ни^Ьез, ЕрНекшпз, ТНе Му^егу о/ 1Не Вод.у о/ С/тэ( С\Упеа(,оп, 111.: Сгоззздау, 1990), где рассматривается Еф. 6:18-20. Все они опубликованы недавно издательством ВаЬег Воо1с Ноизе. См. Е. М. ВоипДз, Ригроее ;п Ргауег (Сгап(1 Кар1аз: Ва1сег, п. д..). Биографический очерк о Баундзе приведен на с. 5-7 и последней странице обложки. '"Ъ^е \У, Погзей, Е. М. Воип<1е, Мап о/ Ргауег (игами КарМз: 2опаегуап, 1991). Во второй части книги есть подборка произведений Баундза, особенно интересны некоторые статьи, долгое время затерянные в христианских бумагах. Содержит данные и иллюстрации, полученные от потомков Баундза. '"Е. М. Воипаз, Рошег ТНгоиеЬ. Ргауег (Огапа Кар1аз: Ва1сег, п. а.), 74. 22'IЬ^(^.,31. Александр Уайт (1836—1921), пастор церкви «Фри Сент-Джордж Вэст» в Эдинбурге, Шотландия, произнес как-то впечатляющую проповедь, после чего один из слушателей воскликнул: «Доктор Уайт, вы проповедовали сегодня, словно только что пришли от престола Всемогущего». Проповедник ответил: «Фактически так оно и есть».228 Наставляя проповедников, Уайт советовал: «Вставайте пораньше, чтобы обдумать все и помолиться. Рассмотрите каждую фразу в Духе... И молитесь после этого».229 Один из биографов рассказывает, что, при всей преданности Уайта публичному поклонению и тщательной подготовке к нему, молитва наедине с Богом была для него более важна. «Тайны его мастерства как проповедника»230 заключались в дисциплине, молитве, внутреннем настрое, кротости перед Богом и людьми и чистоте, которая достигнута благодаря страданиям. Тот же автор замечает, что, благодаря уединенным молитвам Уайта, его публичные молитвы оказывали мощное воздействие на людей. Один из учеников Уайта вспоминал, что «каждая проповедь была как извержение вулкана, а каждая молитва — как откровение».231 Уайт «никогда не уставал подчеркивать необходимость молитвы и дисциплины в жизни христианина — необходимость быть кротким и уметь „начинать все заново"».232 «Утреннее бдение» на восходе солнца было привычным для X. А. Айронсайда (1876—1951). Проповедник размышлял над Библией и молился в течение часа,233 после чего занимался более интенсивными исследованиями, по-прежнему молясь. Потоки живой воды, переполнявшие его от общения с Богом, изливались на толпы, которые его слушали. Он утверждал: «Если с людьми мы должны быть в основном на публике, то с Богом — в основном наедине».234 Фредерик У. Робертсон (1816—1853) проповедовал в часовне Троицы в Брайтоне, Англия. Некоторые считали его величайшим из английских проповедников. В молодости он много читал о Дэвиде Брейнерде и Генри Мартине.235 Всю жизнь он провел в тесном общении с Богом, стараясь подражать примеру Христа и согласовывая свои ценности с Его идеалами.23' 227 Пау1а Ьагзеп, ТНеАпаготу о{РгеасЫпе. 1с1е1Ш{у1пе Ле /зякев т РгеасНш§ ТоЛау (Огап<1 Нар1аз: ВаЬэг, 1989), 53-54. Глава 4 может оказаться полезной для духовной подготовки, пребывания во Христе, Слове, молитве, силе Духа и личной святости. 2281Ыа., 55. 229 С. Р. ВагЬоиг, ТНе Ще о{А1ехап<1ег УУНу1е (Ме<у Уог1с: Сергее Н. Погап, 1923), 296-97. 2301Ыа., 307. 2311Ыа., 309. 2321Ыа., 388-89. 233 Е.8.Епе1^8Ь,Я.А.7^оп8^Д<'.О^с(аще(^о/(/^е^ога4С^апаКар^аз:2опае^ V ап, 1946), 176. Н. А. 1гопз1ае, Ргау1п§ ш Иге Но1у 8рт1 (У1е'п Уог1с: Ьогжеаих, п. а.), 59. 233 81орЮг<1 А. ВгооЬе, Ы/е апс1 ЬеПега о^РгесИг. \У. КоЬег1зоп, М.А. (Nе№ Уог1с: Нагрег & Вго<,пегз, 1865), 60. 2361Ыа., 60. Он молился без устали, каждый день о разном: в воскресенье — о сошест-1 вии Духа Святого; в понедельник — об особой преданности; во вторник — о распространении Благой Вести; в среду — о Царстве Христа; в четверг — о самоотречении; в пятницу — об исповеди, в субботу — о ходатайстве.237 Чарлз Финней (1792—1875), строивший свою жизнь по евангельским принципам, жил, подобно Иисусу, оставляя всех, чтобы бодрствовать в молитве и посте. Перед выступлениями он много молился и говорил, что чувствовал благословение Бога на своем служении.238 Он был убежден в важности молитвы. Без нее вы слабы, как сама слабость. Если вы утратите дух молитвы, вы ничего не сможете сделать, даже если вы интеллектуально одарены, как ангел... Благословенный Господь избавляет и хранит Свою мертвую церковь от наставничества и влияния людей, не умеющих молиться.239 Финней говорил: «Я должен сказать, что, если бы я не обладал духом молитвы, я ничего бы не мог сделать».2" Если бы он хоть на мгновение утратил ощущение духа благодати и молитвы, то не смог бы проповедовать с такой силой, и его личное свидетельство не было бы эффективным. Знаменитый английский проповедник-методист Уильям Сангстер (1900—1960) считал, что близость к Богу чрезвычайно важна для подготовки послания, потому что, если исследование велось с молитвой, проповедник отходит на второй план, оставляя слушателей наедине с Богом... Если сравнивать, мы вынуждены настаивать, что дары благодати важнее природных даров. Дух Святой проявляется нечасто, и, если мы хотим не добиться популярности, а оказать реальное воздействие на умы, помазание Духа — величайший дар из всех.241 На протяжении сорока шести лет Джордж У. Труэтт (186 7—1944) был пастором Первой баптистской церкви в Далласе, Техас. Каждый вечер, после ужина в кругу семьи, он шел в свой кабинет, чтобы работать и молиться с семи часов вечера до полуночи.242 Он готовился и в другое время. Однажды он плыл на корабле, погода была ветреной, море штормило. Труэтт волновался, поэтому решил помолиться. Он уединился с Богом, ища подходящую тему обращения. Помолившись, он нашел в Послании к Евреям мысль: будьте долготерпеливы. Когда он объявил тему, люди, уставшие от качки, улыбались в знак одобрения.243 Ъ. О. РагЬЬиг8<,, СНаг1ез О. Ртпеу''а Апзшегз 1о Ргчуег (МшпеароЦв: Ве1Ьапу, 1983). См., например, главу 25. ""Ила., 126-27. Пж1., 59; см. также Ин. 15:5: без Христа невозможно сделать ничего, что принесло бы плоды. Плоды (то есть успех перед Богом) тесно связаны с молитвой (Ин. 15:7, 8). №1Шат 8апез1ег, ТНе АрргоасН 1о РгеасМпд (Ьопаоп: Ер»ог<.Ь, 1951), 18; см. также сноску 10 из этой главы. 242,1ое №. Виг(,оп, Рппсе о{ 1Не Ри1р11 (Сгапс! Кар1оБ; 2опаегуап, 1946), 26. Труэтта сильно волновало спасение людей. Он говорил, что человек, который хочет приводить других ко Христу, должен много молиться о себе и о них.2" Люди со всего мира просили Труэтта помолиться за них. Однажды на улицах Далласа он встретил одного известного пожилого юриста. «Доктор Труэтт, — сказал этот человек, — я был в вашей церкви в воскресенье и слышал, что вы говорили о молитве. Я не думаю, что вы когда-либо молились за такого грешника, как я». Труэтт ответил: «Я молился за вас лично каждый день в течение многих лет». И в доказательство показал записную книжку, в которой стояло имя этого юриста. Губы юриста задрожали, на глазах выступили слезы. «Спасибо, доктор, что вы помните о старом закоренелом грешнике».2" Томас Армитидж так пишет о молитве: Проповедь, в основании которой лежит молитва на полу кабинета, не утратит свежести, достигнув кафедры. Первый шаг прилежного труженика, который хочет добиться чего-либо за кафедрой, — поцеловать ноги Распятого в своем кабинете, стоя на коленях.246 Уайтселл, учитель проповеди, говорит о молитве: Проповедник должен быть человеком молитвы... Он должен молиться о своих посланиях... пропитывать их молитвой... молиться, когда поднимается на кафедру, молиться во время проповеди, насколько это возможно, и молиться после проповедей...247 Эту точку зрения поддерживает также Синклер Фергюсон, шотландский пастор, который с 1982 г. преподает систематическое богословие в Вестминстерской богословской семинарии. Для меня очень важно, чтобы вся моя подготовка проходила в атмосфере молящегося духа... в поиске Господа и уповании на благодать Его просвещающего и оживляющего Духа. Она сопровождается особыми излияниями и периодами прошений о разъяснении и применении... Пользуясь образом Джона Оуэна, я представляю себе, как Дух движется среди людей и дает каждому частичку одинаковой формы и размера, в одинаковой оболочке (проповедь); но... внутри у каждого — свой особенный дар. Поэтому я молюсь о том, чтобы мой материал соответствовал Его замыслам, мой дух воспринимал Его благодатные качества, чтобы я не исказил их своими словами или духом.248 "Пма.,65. 245 Р. УУ. ^ате8, Сеог^еЖ. ТгиеИ. А ВюдгарНу (Не» Уог1с: МастШап, 1945), 267-68. ТЬотав АгтИаве, РгеасЫпе: На 1(1еа1а ап<1 1ппег Ы^е (РЫ1ас1е1рЫа: Атепсап Варив! РиЬИсайоп 8ос1е(.у, 1880), 170. Рапз П. ^ЬНезеИ, ТНеАП о{В1ЬИса1 Ргеас/ига^(Сгапа Кар1<1з: 2опаегуап, 1950), 86; см. главу 3 об основах проповеди. 81пс1а1г В. Гегечаоп, цитируется по Вооеу, 1па1(1е, 82-83. Генри Холломан, профессор систематического богословия в Талбот-ской школе богословия, который часто произносит разъяснительньщй проповеди на конференциях Плимутского Братства, сказал: "л Для подготовки хорошей библейской проповеди надо приложить много уси-( лий (1 Тим. 5:17; 2 Тим. 2:15). Однако только молитва может гарантировать! что труд был не напрасен и послание окажет духовное воздействие на слуша-| телей. Проповедник Библии, который с молитвой готовится к проповеди| должен особо обратить внимание на следующие просьбы: (1) о способности ду ховно и интеллектуально воспринять послание Бога, 1 Кор. 2:9-16; (2) о том чтобы послание Бога прежде всего вселило удостоверение в его собственно сердце, 1 Фее. 1:5; (3) чтобы он смог ясно и правильно передать послание Бс га в силе Духа... 1 Фее. 1:5; (4) чтобы Дух использовал послание, вызвав сооч ветствующий отклик, перемены... духовное преображение, 2 Кор. 3:18... ни* (5) чтобы весь процесс и его конечный результат способствовали выполнению замысла прославления Бога через Христа, 1 Кор. 10:31; 1 Пет. 4:11.2<9 Холломан уточняет, что «знания и организованность — это то, что должны делать мы, но молитва дает нам то, что может сделать только Бог». Джон Мак-Артур-младший, пастор и преподаватель Церкви Благодатного Причастия в Солнечной Долине, Калифорния, считает молитву неотъемлемой частью проповеди и подготовки к ней. В течение недели... запершись со своими книгами... я учусь и... общаюсь, применяя инструменты экзегетики и разъяснения в... открытом общении с Господом. Я ищу Его пути, благодарю Его за свои открытия, прошу о мудрости и проницательности и умоляю, чтобы Он дал мне силы жить так, как я учу и проповедую. В субботу вечером в моем сердце живет особая забота, о которой я должен помолиться. Прежде чем лечь спать, я... в последний раз пересматриваю свои заметки. Это предполагает также непосредственное общение с Богом, во время которого я вдумчиво и сознательно предлагаю свои заметки Ему для одобрения, улучшения и прояснения. В воскресенье утром я просыпаюсь в том же духе молитвы. Прихожу в церковь рано и некоторое время уделяю... молитве, затем молюсь вместе со старейшинами, которые тоже просят за мои послания. В воскресенье днем я снова с молитвой пересматриваю подобным образом свое вечернее послание...250 Джон Стотт говорит, что проповедник, как отец (1 Фее. 2:11), должен молиться о своей церковной семье. Проповедники должны выделять время для этой трудной и тайной работы, если они достаточно сильно любят свой народ. «Так как работа эта тайная, следовательно, людской благодарности за нее ждать не приходится, мы занимаемся ею только тогда, когда желаем их духовного благополучия больше, чем награды...»2" |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы