Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проповедь в новозаветные времена
Иисус. Спаситель использовал молитву для подготовки к служению.212 Лука чаще упоминает о Его молитвах, чем другие авторы Евангелий. Лука вообще делает акцент на человечности Иисуса. Иисус — это царь (Матфей), раб (Марк) и Бог (Иоанн), но Он, кроме того, человек, и молится как человек. Молитва играла очень важную роль в проповеднической деятельности Иисуса. Сын Человеческий начал и завершил Свое земное служение молитвой (Лк. 3:21, 22; 24:49-51). Он считал молитву жизненно важной, когда люди собирались вокруг Него, чтобы послушать проповедь. В отличие от некоторых сегодняшних проповедников, Иисус осознавал приоритет молитвы. Он «уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16). Он должен был обязательно побыть в пустынном месте наедине с Богом, прежде чем выйти к толпе для проповеди. Для проповедника, который воспринимает биение Его сердца, преклонять колени также важно, как и изучать словари. Молитвенное бдение Иисуса отражает Его систему ценностей. Иисус выражал Свою зависимость от Бога, несмотря на то что Сам являлся Им, только во плоти! Возвратившись после уединенной молитвы (Лк. 5:16), Иисус был готов проповедовать и поражать враждебно настроенных знатоков закона (Лк. 5:17). Некоторые удивлялись, что проповедник молится. Молился ли Он о мудрости при встрече с испытаниями или о том, чтобы толпа наконец увидела свою глубокую духовную нужду (Лк. 5:15, 26)? Несомненно одно. Иисус, Который проповедовал, при этом еще и молился — неважно о чем. Перед избранием двенадцати апостолов Иисус «взошел... на гору помолиться» (Лк. 6:12). Он провел всю ночь в молитве, выражая Свою по См. Спаг1е8 Е. Ное1(а1га, «Ап ЕхаттаЫоп о1 №е Ргауег Ше о! Зевив 1ю Аасейат 1Ъе Ке1а1лоп о{ Ргауег (;о 1Ье Раз<;ог'8 УУогЬ» (П. М1п. (Нззейаиоп, Соуепап! Тпео1ое1са1 Зепппагу, 81;. Ьошв, Мо., 1987). Помимо обзора некоторых моментов служения Иисуса, Хоэкстра пишет о связи молитвы с пасторской деятельностью и предлагает практические советы. корность Богу, а потом произнес проповедь (Лк. 6:20-49). Позже один из двенадцати попросил: «Господи! научи нас молиться...» (Лк. 11:1). И мо-лящийся проповедник научил их молитве Господней (Лк. 11:2-4) и другим вещам, связанным с молитвой (Лк. 11:5-13). Молитва предшествует словам Иисуса о церкви и ключах царства Щф. 16:18-19; Лк. 9:18), о Его смерти и воскресении, о человеке, потерявшем душу, о тех, кто Его постыдится, и Его будущем возвращении (Лк. 9:18, 29-35). Он говорил также о Своем преображении (Лк. 9:18, 29-35). Иисус призывал Своих учеников молиться, когда готовил их к служению проповедников: « Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38). Проповедники, следуя этому наказу, должны были бы молиться всю жизнь. Ранние христиане. Ранние христиане ощущали острую необходимость молитвы. В Деяниях они молятся о многом.213 Лука по-прежнему делает акцент на молитве в этой своей второй книге. Молитвы ранних святых были большим стимулом для желающих угодить Богу. Они молились, ожидая сошествие Духа и силы на Пятидесятницу (Деян. 1:14; см. также 1:5-7; 2:33), Петр с молитвой готовил свое исполненное силы слово в Деян. 2. Молились они и когда искали человека, который стал бы двенадцатым апостолом вместо Иуды (Деян. 1:15-26). Молитва — один из четырех важнейших моментов для христиан (Деян. 2:42). Если она была так важна тогда, то как же важна она для сегодняшних проповедников! Верующие молились регулярно, по расписанию (Деян. 3:1; 10:9), а также в случае необходимости. Петр и Иоанн подавали в этом пример. Через них Бог чудесно исцелил хромого (Деян. 3:7-10). Позже они молились о смелости и дерзновении в благовествовании (Деян. 4:29-31), и Бог ответил на эту молитву, дав им силы для встречи с врагами. Они были наделены силой, едины и самоотвержены. Позже апостолы придавали большое значение молитве в деле проповеди: «Мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4). Интересен порядок слов в этой фразе.214 Даже если не придавать такого значения упоминанию молитвы на первом месте, понятно, что для проповедников молитва должна быть так же важна, как и Слово. Павел. Павел молился Богу, чтобы Тот помог новообращенным расти в вере (Деян. 14:23). Очевидно, он считал молитву неразрывно связанной с '"См. Негтапп №апе, «Тпе Ргауег о1 Ас1з» (иприЬИзпеа Тп. М. 1,пев18, Та1Ьо(; 5споо1 о1 Тпео1оеу, Ьа М1гао.а, СаИГ., 1988), где рассматривается большая часть молитв, описанных в Деяниях. В ^Уаггеп №1ег8Ье, КотеШпе Наррепа ТУНеп СЬигсНеи. Ргау (УУЬеа^оп, 111.: У1с4огВоо1(в, 1984), Уайерсби рассматривает Слово Божье как источник мудрости в молитве, говорит о результатах молитвы, силе Духа, передающейся через молитву и т. п. * Не делая из этого никакого вывода, Синклер Фергюсон удивляется тому, что в Деян. 6:4 молитва упоминается раньше проповеди (Войеу, /пжйе, 82). проповедью, как и его предшественники (см. Деян. 6:4). Молитва в Деян| 14:23 и назначение старейшин отражает напоминание о том, что Бог заботится о новых верующих. Их духовный рост зависит от избрания старейшин, которые должны были ободрять их и питать Словом Божьим (Деян., 14:22). Молитва нужна была для ускорения этого процесса. Павел и его соратники молились, когда проповедовали Слово Божье в; Европе (Деян. 16:13). Прежде чем проникнуть внутрь души человека,, они проникали внутрь небес (Деян. 16:14). Бог использовал молитву, чтобы сделать их служение, которое было также и Его служением, более результативным. Для Павла зависимость проповеди от молитвы была синонимом зависимости от Бога, а не от способностей человека (см. 1 Кор. 2:1-5). Тем не менее, это не исключало искусного использования эффективных приемов беседы. Павел, как и Иисус, использовал хорошие методы, такие как притчи.215 Однако прежде всего Павел, думая об эффективности проповеди, полагался на искупительное содержание Слова Божьего и силу Духа Божьего, что отражалось в его молитве. Упование Павла на Бога также проявляется в его призывах к другим молиться за него. Пример этого — Еф. 6:18-20. Он говорит об использовании христианами оружия Божьего, затем уточняет, в чем оно заключается, и просит молиться за него « всякою молитвою ». Обратите внимание на четырехкратное упоминание слова «весь, все». 1.Во всех ситуациях. Надо молиться «всякою (бш [сИа\) молитвою и прошением». Надо использовать все формы молитвы. Слово яроое'и/т|с; {ргокеисНёк) может означать молитву вообще, во всех ее проявлениях,216 таких как хвала/благодарение, исповедь, просьба и ходатайство. «Прошение» (8ег1ое(01; [с1её5ед5~\) обозначает любой вид просьбы.217 2. Во всякое время. Имеются в виду моменты, которые верующие могут использовать для молитвы. Надо молиться «духом» об успехе проповедника и проповедуемого Слова. Кротко просите у Духа воли и мудрости, уповая на Его силу и опираясь на Его ценности. 3.Со всяким постоянством. Павел хотел, чтобы они всегда «старались о сем самом со всяким постоянством и молением». «Стараться» (ауритсуесо [а^гирпео]) относится к готовности выполнить задание в любое время. Надо стараться молиться «со всяким постоянством» (яросткартЕрдся^ [ргоз/саПегёят]). Родственный глагол имеет значение «крепко держаться за».218 Ранние христиане использовали то же самое слово для обозначения «пребывания» в Слове (Деян. 2:42). Павел хочет, чтобы люди созна- 216 Иисус и Павел привлекали внимание, используя умелые введения, построение речи, яркие примеры, призывы к участию слушателей и т. п. 216 «Г. Ь. ЫеЬйоо!,, 8аШ РаиГа ЕрШ1е (о (Ас РЫИррита (герпп1, йгапс! Кар1аз: 2опс1егуап, 1953), 160. 2"ИеЬйоо*, РНШрр1апа, 160. ""^аИег Ваиег, ТОШат АпкИ, апа Г. \У. ОтепсЬ, А ОгееЬ-ЕпеИзН Ъех1соп о/ 1Не Меи ТезШтеШ апс1 ОЛег Еаг1у СНпаНап ШегаШге (СЫсаео: ПтуегэНу о{ СЫса^о Ргевв, 1957), 715. тельно и упорно молились за него при каждой конкретной просьбе (бедок; [<&&«'.$]). 4. По всем вопросам. Павел хочет, чтобы воины молитвы ходатайствовали «о всех святых», в том числе и о нем: «и о мне» (ст. 19). Молиться о чем именно? Павел упоминает смелость и дерзновение. Он хочет отважно использовать меч Духа, проповедуя, «как мне должно» (ст. 20). Говорить с дерзновением означает, что исполненный Духом (Еф. 5:18) Павел должен был говорить «могуществом силы Его» (Еф. 6:10). Смелость нужна, чтобы проповедник преодолел страх и силы, которые противятся его успеху (Еф. 6:12). Он хочет также, чтобы его послание принесло духовное благословение (Еф. 1:3) и отразило наследие Бога (Еф. 1:11, 14). Проповедник не должен выражать такие истины неопределенно, слабо или запутанно. Связь проповедей Павла с молитвой также выражена в Флп. 4:6. «Всегда» означает: молитва должна касаться не только самой проповеди, но и всех аспектов подготовки к ней. «В молитве» — снова используется слово тсрооег)^г| (ргокеисНё), обозначающее молитву вообще.2" Павел затем продолжает: «и прошении» (беден; [(/еет]), что означает «особая просьба о помощи в нужде...».220 Павел просит: «Открывайте свои желания». Желания здесь переданы словом а1тгщата [аИёта(а~\), что, как предполагает Дж. Б. Лайтфут, выражает «несколько объектов бёдок;».221 Такая молитва должна произноситься «с благодарением». Почему? Молящийся должен проявлять благодарность за ответы на прошлые молитвы, которые скрасили его жизнь. Это также благодарность за щедрость Бога, Которая проявляется в Его внимании и действиях. Надо благодарить Духа за Его помощь (Рим. 8:26, 27; Еф. 6:18-20; Флп. 1:19). Здесь приведено много причин для благодарности. Молитва продолжалась в течение многих веков церковной истории после эпохи Нового Завета. НЕОБХОДИМОСТЬ МОЛИТВЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОПОВЕДИ СЕГОДНЯ Проповедники сравнительно недавнего времени и сегодня призывают к молитве во время подготовки проповеди. Проповедники молятся и просят других молиться о результате их посланий. Сила Бога проявляется в проповеди. "'иеМоой.рыиррюпа, 160. 2201ЬИ. 2211Ыа. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы