Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История разъяснительной проповеди
Джеймс Ф. Ститцингер История разъяснительной проповеди начинается с понимания проповедей откровения и разъяснения, отраженных в Писании. Узаконенная проповедь в эпоху Церкви продолжала традицию разъяснительной проповеди, начатую в Библии. История помнит немного деятелей разъяснительной проповеди, но все они — выдающиеся личности. Эти люди посвятили свою жизнь объяснению Слова Божьего, и они заслуживают пристального внимания со стороны современных разъяснителей Библии. Богатое наследие разъяснительной проповеди в церковной истории связано со сравнительно небольшим количеством людей, посвятивших себя этому виду проповеднической деятельности." Эти люди, посвятившие себя объяснению Писания, вдохновлялись глубокими результатами своего служения. Дарган замечает, что «проповедь — основная часть и "На английском языке нет ни одной работы, посвященной непосредственно истории разъяснительной проповеди. Это относится также к диссертациям, монографиям и обзорам. Читатель может обратиться к следующим работам: Еадат СЬаг1ев Пагеап, А НШогу о/ РгеасЫпе, 2 уо1в. (гергт(,, Огапй КарИв: ВаЬег, 1968); Ка1рп и. ТигпЬиН, А НМогу о/ РгеасШпе, Уо1. 3 (Сгапй Кар1(1э: Ва1<ег, 1974); и ГгейепсЬ Ео1п УУеЬоег, А НШогу о{ РгеасНтё т ВгИат апЛАтепса, 3 уо1в. (МИ^аиЬее: Мог<,Ь№ев1егп, 1957), в поисках упоминаний о разъяснительной проповеди. \Уаггеп \У. ТОегвЬе и Ыоуй М. Реггу, ТНе УУусЩ/е НапйЬооН о^РгеасЫпе апд. РгеасНега (СЫсаео: МооДу, 1984), рассматривают историю разъяснительной проповеди ограниченно. См. также ЛУ1Шат ТооЬеу апа УТОИат П. ТЬотрвоп, Несеп.1 НотИеИса1 ТНоиеЫ, А ВЛИоегарНу, 1935—1965 (КавпуШе: АЫп§с1оп, 1967), и А. Пиапе ШПп апа Наааоп УУ. КоЫпзоп, Кесеп1 НотИеИса1 ТНоиеМ, ап АппоШеЛ ВШюдгарНу, уо1. 2. 1966—1979 (Сгапа Еар1ав: ВаЬег, 1983). отличительная черта христианства, и, соответственно, общая религиозная история должна включать в себя историю проповеди».76 Далее он замечает, что « надо принимать во внимание взаимное влияние: иногда движение вызывает к жизни проповедь, иногда проповедь — движение, но чаще всего они поддерживают друг друга»." Глубокое влияние проповеди прежде всего относится к разъяснительной проповеди. Она стала важным фактором в истории церкви, заслужив право на то, чтобы стать предметом изучения. Апостол Павел говорил о проповеди, которая состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). Устанавливая образец для церкви, он наставлял Тимофея «проповедовать слово» (2 Тим. 4:2). Бог использовал преданные усилия проповед-ников-разъяснителей, чтобы прославить Свое имя и усилить веру Его святых (1 Кор. 2:5) на протяжении всей истории. История разъяснительной проповеди — важный раздел общей науки и искусства гомилетики.80 Подчеркивая важность такого исследования, Гарви писал около семидесяти лет назад: Лучший подход к изучению чего-либо — это рассмотрение истории предмета; если это наука, мы должны узнать все, что можем, о предыдущих открытиях; если искусство — о предыдущих стилях. Христианский проповедник будет лучше подготовлен к выполнению своей сегодняшней задачи, если он будет знать, как люди проповедовали во времена былые... Хотя в проповеди, как и в любой человеческой деятельности, существует мода на час, которую было бы глупо воспроизводить, когда она устаревает, но, тем не менее, есть и непреходящие цели и правила проповеди, которые нужно всегда учитывать и которым можно научиться, изучая проповеди прошлых лет. Восхищение великим и благим, даже без подражания, делает человека мудрее и лучше; христианский проповедник должен обогащать свою собственную человеческую природу близким знакомством с теми, кому он наследует... Тот, кто больше знает о прошлом, меньше им связан; он будет творить свое настоящее, зная о том, что было прежде.81 В самом деле, понимание тех, кто отдал жизнь разъяснению Библии, приносит большие результаты. Настоящее поколение, история которого еще не написана, может многому научиться у тех, чья история уже завершена. Еще есть время, чтобы изменить, пересмотреть, улучшить и преобразовать предмет для более великих свершений. Изложение истории разъяснительной проповеди создает контекст, дает точку отсчета, чтобы отличить преходящее от вечного. Оно позволяет человеку двигаться вперед и умножать свою веру в подлинность изложения Библии. Говоря сло- 'Пагеап.Ягжоп/, 1:12. См. также Ейтеш Спайез Вагвап, ТНе Аг1 о/ РгеасШпё т 1Не ЫцЫ о/7(я НМогу (КазпуШе: 8ои1пегп ВарЦв1 СопуепНоп, 1922), 14-15. °1Ыа. 0 К. V. Оа1е, №пе Ьес1игез оп РгеасШпу (Ьопйоп: Ноааег апй 81оиеМоп, 1890), 93-94. ' А1Ггеа Егпев1 Оапае, ТНе СНгМюп РгеасНег (Ьопаоп: Т. & Т. С1агЬ, 1920), 22. вами Стотта, он будет улавливать «славу проповеди в глазах ее героев всех веков».82 История разъяснительной проповеди может дать тому, кто изучает ее, множество принципов и уроков. БИБЛЕЙСКИЙ ПЕРИОД Историческое исследование разъяснительной проповеди надо начинать с правильного понимания свидетельств о проповедях, содержащихся в Писании. Проповедь в Библии имела две основных формы: проповедь-откровение и проповедь-объяснение. Все постбиблейское проповедование основано на проповедях, зафиксированных в Писании, и исходит из этого источника. Те, кому изначально было поручено провозглашать Слово Божье, от- ' крывали Бога человеку вербально. Слово от Бога приходило к людям разными путями: через пророков, произносивших божественное Слово Господа, через священников, излагавших Закон, и мудрецов, дававших мудрые советы (Иер. 18:18). Ветхий Завет переполнен изречениями таких проповедников откровения, которые точно передавали человеку Божье послание. Один из наиболее ранних примеров проповеди откровения — последнее наставление Моисея Израилю (Вт. 31—33). Это обращение произнесено невероятно умело и ясно для человека, который некогда заявил о себе: «Я тяжело говорю и косноязычен» (Исх. 4:10). В двух своих прощальных речах Иисус Навин обратился к своему народу с глубокими истинами откровения и объяснения (Нав. 23:2-16 и 24:2-27). Бродас указывает на «прекрасное, с точки зрения риторики, использование исторического повествования, живого диалога, творческого и страстного призыва» в этих посланиях Господа. Давид и Соломон дали нам превосходные примеры проповедей откровения и объяснения Слова в поэтической форме. Давид посвятил многие из своих псалмов откровению природы и характера Бога (Пс. 7,8, 15, 21, 23,33,67, 74,88,92, 104, 109, 118, 135, 144). Не меньшее количество его псалмов объясняет природу Бога людям (Пс. 1, 22, 31, 36, 39, 45, 49, 65, 77, 91, 99, 103, 105, 117, 127, 149; см. в особенности 31:8). В псалмах можно найти необыкновенно много подсказок о природе и содержании проповеди.83 Соломон использовал притчи для наставления (Пр. 1:2-3) и учил народ, обратившись к нему с речью при посвящении храма (2 Пар. 6:1-42). «Проповедник» из Ек. 12:9-10 тоже выступает с пояснительной речью о '".ГоЬп К. УУ. 81,ои, Вегшееп Тшо ЖогИз; ТНе Аг1 о/ РгеасЫпе 1п 1Ье ТшепМЬ. Сеп(игу (Сгапс! КарЮ^: ЕегДтапа, 1982), 47. 83 См. СЬаНезН. Зригееоп, ТНе Тгеакигу о/Оатй, 3 уо1з. (гергт<,, ОгапД ЕарЫз: 2оп(1егуап, 1966). Обратите внимание на его «заметки для проповедников» к каждому псалму. философии жизни, которую он обрел благодаря мудрости (Ек. 1:12-13), чтобы были «слова истины написаны [им] верно» (12:10); очевидно, он пользовался успехом. Наверное, величайшие примеры проповеди в Ветхом Завете можно найти в книгах пророков. При исследовании этих посланий можно встретить как откровения, так и объяснения. Бродас указывает на этот факт и его значение для сегодняшних проповедников. Увы! Большинство христиан сегодня упустили из виду этот факт, и многие, даже среди протестантов, до сих пор не торопятся воспринять его. Проповедник НЗ — не священник, не клерик (если не принимать во внимание то, что все христиане — священники), это учитель именем Божьим, и даже пророк в ВЗ был учителем, преимущество которого состояло во вдохновении свыше. Вы знаете также, что основным занятием пророков было не предсказание будущего... они говорили о прошлом и настоящем чаще, чем о будущем.8< Пророческие послания — не только предсказания будущего (например, Ис. 9:53), но часто это призывы к покаянию и повиновению (Ис. 1:2-31) или объяснение Слова Господа (Ис. 6). «Пророки были проповедниками».85 Среди фрагментов, в которых целью и замыслом послания является объяснение, можно перечислить призыв Иосии починить и переделать дом Господень (4 Цар. 22—23); изучение и преподавание Закона Ездрой(Езд. 7:10); замечания Неемии о законе (Неем. 8:1-8); объяснение Даниилом его видения о семидесяти неделях (Дан. 9). Среди пророков, которые говорили о своем труде как о наставлении, были Самуил (1 Цар. 12:23), Исаия (Ис. 30:9), Иеремия (Иер. 32:33) и Малахия (Мал. 2:9). Иоанн Креститель занимает особое место, так как он сочетал бесстрашную убежденность с глубокой кротостью (Ин. 1; 3:22-30), когда свидетельствовал о Христе и звал людей к покаянию и вере (Мк. 1:4; Ин. 1:15, 29). В Ветхом Завете ясно видно, что, после того как основная часть откровения дана, люди возвращаются к ней, чтобы объяснить или истолковать. Это в особенности относится к трудным для понимания отрывкам. Проповедники Ветхого Завета давали необходимые разъяснения. История библейских разъяснителей должна включать и Христа, Который был образцом как в проповеди, так и в послании, которое проповедовал. Иисус пришел, проповедуя (Мк. 1:14)иуча(Мф. 9:35). Он был совсем молод, когда начал проявлять Свое понимание Писания (Лк. 2:46-50). Как и более ранние проповедники, Он произносил и откровения, и объяснения. Проповеди Христа, такие как Нагорная (Мф. 5—7) и произнесенная Им в Назарете (Лк. 4:16-30), являются образцами толкования и разъяснения на все времена. В Мф. 5 Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано... а Я говорю...» Таким образом. Он наставляет и просве- "Вгоайив, НШогу, 11. 851Ш., 12. См. также Ьеоп.Т. 'ТОооД, Г/геРгорйе(8о//8гаег(йгап<1Кар1с18: ВаЬег, 1979), 94. щает слушателей, усиливая текст, к немалому изумлению людей. Он на голову выше всех проповедников, которые разделили с Ним этот титул.86 Многие черты учения и проповеди Иисуса можно легко определить. Среди них назовем следующие: (1) Он говорил как власть имеющий (Мф. 7:29); (2) Он умело использовал другие стихи Писания для объяснения Своих слов (Лк. 24:27, 44); (3) Он жил так, как учил (Лк. 2:40, 52); (4) Он учил просто и понятно для обычных людей (Мк. 12:37), и (5) Его учение часто содержит элементы полемики (Мф. 10:35-37). Чтобы правильно понять Христа, Его надо рассматривать «не как научного лектора, но как проповедующего большей частью для простых людей, на открытом воздухе, обращающегося к беспокойным и по большей части враждебным толпам»." Он учил слушателей истине и объяснял ее простыми, но глубокими словами. Некоторые были смущены (Лк. 4:28), а другие радовались (Мф. 15:15). Сегодняшний проповедник-разъяснитель должен строить свое служение по примеру Христа. Он должен тщательно изучать метод Христа, «не как пример для бездумного копирования, но как идеал, которого надо свободно достигать».88 Учение Христа показывает, что разъяснительная проповедь может принимать разные формы, главное, чтобы она была верна основной цели объяснения Писания. Проповеди апостолов и других руководителей ранней церкви внесли значительный вклад в историю разъяснительной проповеди. Речи Петра (Деян. 2:14-36), Стефана (Деян. 7:2-53), Павла (Деян. 17:16-31) и Иакова (Деян. 15:14-21) содержат элементы как откровения, так и объяснения. Послания большей частью являются письменными разъяснениями, предназначенными для того, чтобы преподать различные уроки. Как указывает Баркли: Послания Павла — это скорее проповеди, чем богословские трактаты. Они относятся к реальным ситуациям. Это проповеди даже в том смысле, что они скорее произносились, чем писались. Они не писались за письменным столом; это слова, которые изливались из уст человека, расхаживавшего по комнате и диктовавшего их, мысленный взор которого был направлен на людей, к которым было адресовано послание. Их непосредственный стиль, водопад мыслей, включенные в них сентенции — все это скорее свойственно разговорной, чем письменной речи.8" Павел, в частности, посвятил свою жизнь проповеди Христа (1 Кор. 1:23, 2:2 и 2 Кор. 4:5), рассказу о том, Кем Он был (Рим. 1:18; 1 Кор. 2:10; иЕф. 3:5), объяснению Его людям (Рим. 15:4; 1 Кор. 10:11, 17; 1Фес. 4:1; "'Вещатт В. УУагПеН, ТНе Ьогс1 о/ (йогу (гергт!,, Огапй КарМз: Ва1сег, 1974), 8-9. См. также Н. Е. №. Тигпег^е8ивМаз1егап.с1Ьогс1(^,опйоп: МовдЬгау, 1954), 129-55, иКоЬег1А, СчеИсЬ, ТНе 8егтоп оп 1Не Моип1, а РоипЛаИоп /ог ЦпЛеШапсЧпе (\Уасо, Техаз: \Уогс1, 1982), 43-46. "^агПеИ, Ьоп1 о/СИогу, 33-34. "йш^е, СНгМшп РгеасНег, 43. ""АУНИат Вагс1ау, «А Сотрапзоп оГ РаиГз М1в8юпагу РгеасЬте аш1 РгеасЫпд 1;о Йю СЬигсЬ», АроЛоИс НМогу апс1 Ше Оозре1 (Огапб КарИв: ЕегДтапа, 1970), 170. 2 фее. 3:14, и 1 Тим. 1:5). Тщательное изучение деятельности этого апостола как учителя и проповедника-разъяснителя позволяет сделать много важных выводов относительно проповеди.в0 Как сказал о Павле Бродас, «тысячи людей невольно научились у него, как надо проповедовать. И насколько богаче и полнее был бы этот урок, если бы мы занимались этим осознанно и вдумчиво»." Павел учил Тимофея «проповедовать слово» (2 Тим. 4:2), «учить сему и увещевать» (1 Тим. 6:2; 1 Тим. 6:17; см. также 1 Фее. 5:15). Здесь речь не идет о проповеди-откровении. Ранние проповедники Писания проповедовали как в стиле откровения, так и объяснения, Тимофей же должен сосредоточиться на объяснениях, излагая Слово людям, которые должны понимать истину (1 Тим. 4:13; 2 Тим. 2:15, 4:2-5). Когда эпоха Нового Завета подошла к завершению, библейские проповедники стали заниматься только объяснением, а не откровением и объяснением. Для проповедников постбиблейской эпохи в Библии есть только один наказ: продолжать излагать и толковать послание, которое теперь открыто полностью (Евр. 1:1-13). Любая проповедь должна быть разъяснительной, если мы хотим соответствовать образцу Писания. Это продолжение традиций разъяснительной проповеди Ветхого и Нового Завета. Поскольку разъяснение основывается на Писании, изучение его в истории церкви должно происходить на этом фоне. Чтобы заниматься разъяснительной проповедью, а также изучать ее историю в истории церкви, необходимо рассматривать проповедь в свете Библии. РАННЯЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 100—476 ГГ. О быстром упадке примитивного христианства свидетельствуют многие документы.92 Очевиден недостаток разъяснительных проповедей в постапостольский период, но это не единственная проблема. Крещение верующих быстро превратилось в доктрину рождения свыше через крещение. Вечеря Господня из памятного события для верующих стала таинством, в результате которого передается спасительная благодать. Христианское руководство быстро изменилось, и библейские обязанно- "' См. Вещатт В. ТОагйеИ, «ТЬе СЬпзг гЬа1 Раи1 РгеасЬеД», ТНеРегзоп апс1 И/огА о{С1гпа1 (герпп!, Огапс! КарМз: ВаЬег, 1970), 73-90; К. Н. Моипсе, ТНе ЕзиепИа! Nа^и^е о{ Nеи) Теи1атепг РгеасШпе (Сгапс! КарИв: ЕегДтапз, 1960), и Ка1р1г Магйп, \УогзЫр т Ше Еаг1у СНигсН (Сгапс! КарЫз: Еегйтапз, 1974), 66-71. '" Вгоайив, Шз1огу, 40. "У^Шат К. Ев1;ер, «А ВеИеуте Реор1е: Н1з1ог1са1 Вас^вгоипД», ТНе Сопсер1 о/ ТНе ВеИеуеге' СНигсН (8сои8с1а1е, Апг.: НегаИ, 1969), 35-58; ГгапЫт НатПп ЫНеИ, ТНе Опеша о/ 8ес{аг1ап РгМеМапИзт (N0» УогЬ: МастоШап, 1964); Еаг1 О. КаДтасЬег, ТНе Nа^и^е о/" Иге СНигсН (Рог1,1ап(1, Огее.: УУевгегп ВарУз1, 1972); .ЬЬаппез №агп8, Оп§1па1 СНпзИап ВарИят (герпп1, ОгапД НарИз: Кгеее!, 1962); Е. С. 'УУЬйаЬег, Воситеп^з о{ Иге ВарШта1 ЬНиг^у (ЬопДоп: 8РСК, 1970); Кий А1ап<1, ВШ 1Не Еаг1у СНигсН ВарИге 1п/ап18? (РЫ1а<Зе1рЫа: 'УУез^пипвгег, 1963); Пот Огевогу Шх, ТНе 8Наре о{ Ше Шитву С\Уе81;тт8<,ег: Васге, 1945); .1. В. иеМоо!, ТНе СНгМ1ап М1пМгу (Не» УогЬ: \У1пИ.а1<ег, 1879). сти старейшины и пресвитера сменила созданная людьми иерархия священников, с авторитарными злоупотреблениями «епископов» и противоречащей Библии концепцией «апостольской преемственности». Одной из важнейших причин упадка стало влияние греческой философии на христианское мышление отцов церкви. Их попытка соединить одно с другим привела к искажению библейского богословия в сознании многих из отцов. По поводу этого смещения Хэтч пишет: Невозможно не заметить, даже если вы не изучали историю, разницу как в форме, так и в содержании между Нагорной проповедью и Никейским символом веры. Нагорная проповедь говорит о новых законах поведения; она скорее утверждает предметы веры, чем формулирует их; богословские понятия, которые выдвинуты в ней, скорее касаются этической, чем спекулятивной стороны богословия; метафизика вообще отсутствует. Никейский символ веры — документ, содержащий исторические факты и догматические выводы; метафизические термины, которые в нем встречаются, вряд ли были бы понятны первым апостолам; этике в нем нет места. Нагорная проповедь принадлежит миру сирийских крестьян, Никейский символ веры — миру греческих философов.93 Тремя продуктами греческой мысли были абстрактная метафизика (философия), логика (принципы рассуждения) и риторика (наука о литературе и литературных способах выражения). Влияние греческой риторики на христианство привело к культивированию литературных форм выражения мысли и квазисудебному аргументированию.'4 «Проповедники говорили не потому, что невыразимая истина вырывалась из них, а потому, что мастерски составляли изящные фразы и жили во времена, когда изящные фразы высоко ценились».'5 Важный момент адаптации — отход от проповеди, учения и служения 1 Слову. Их место заняло «искусство проповеди», которое имело больше отношения к риторике, чем к истине.'6 Греческое представление о проповеди быстро стало традиционным. В прекрасно написанной статье Крейг заключает, что «проповедь» того времени — результат синкретизма, сплав библейской необходимости в обучении с небиблейским греческим понятием риторики." Он продолжает: Эти проповеди были не просто отражением греческого влияния на богословие. Это были формальные копии риторической манеры популярных в то время греческих философов. Не только содержание проповеди, но ее форма и способ представления были позаимствованы у язычников." ЕсЫщ На(,сЬ, ТНе 1п{1иепсе о/ ОгееН Ыеаа апс1 Уааееа Проп 1Не СНпаНап СНигсЬ. (Ьопаоп: •УТОЦатз апа Могеа1,е, 1914), 1. 'МIЬ^а.,30. "Ппа., 113-14. Кеут Сга;е, «1в (,Ье „Зегтоп" Сопсер! В1Ы1са1?», КеагсЫпе То§еМег 15 (8ргте/5иттег 1968): 25. "1Ыа., 28. См. также Ьатегепсе УУШз, «ТЬе Гогт оГ (Ае йегтоп т НеПетзйс .1ис1а18т апй Еаг1у СЬпвиапИу», Нагуагй ТЬ.ео1ое1са1 Кеу1еш 77 (1984): 296-99. 1181Ыа., 24. Подобная секуляризация христианской проповеди существует в церкви и по сей день. Проповедник, преданный библейскому разъяснению, — скорее исключение, чем правило. Таким образом, авторы разъяснительных проповедей заслуживают особого внимания как представители редкой и прекрасной группы. В первые четыреста лет существования церкви в ней было много проповедников, но мало настоящих разъяснителей. Апостольские мужи (около 95—125 гг.) применяли в своих трудах типологический метод толкования. Отцы церкви второго века (около 125—190 гг.), такие как Юстин Мученик и Тертуллиан, составляли апологии в защиту христианства. Отцы церкви третьего века (около 190—250 гг.), такие как Киприан и Ориген, были авторами полемик, сражавшимися против ложных доктрин. Использование Оригеном аллегорического метода толкования вызвало интерес к разъяснению текста. К сожалению, его аллегории нанесли ущерб подлинному разъяснению Библии, и интерес к разъяснению среди его последователей в Александрийской школе понизился. В четвертом веке (около 325—460 гг.) появилась серьезная группа исследователей Библии. Шесть известных проповедников того времени — Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Августин, Иоанн Златоуст и Амвросий. Помимо богословских трудов, Августин (354—430) написал около шестисот проповедей. Среди его работ есть разъяснения псалмов, гомилии на Евангелие от Иоанна, 1 Иоанна и другие Евангелия. Некоторые из его проповедей можно определить как экзегетические,'9 но его толкования обычно были аллегорическими и основанными на воображении, как и у многих других авторов его времени. Наиболее выдающимся исключением из правила в тот период был Иоанн Златоуст (347—407). Вместе с Феодором Мопсвестийским он возглавлял Антиохийскую школу толкования, которая отвергала аллегорический подход. В отличие от своих современников. Златоуст проповедовал, разъясняя слово за словом и стих за стихом многие книги Библии. У него были проповеди о Бытии, псалмах. Евангелиях от Матфея, Иоанна, Деяниях, Посланиях к римлянам, 1 и 2 Коринфянам и других посланиях Па-вла.100 Его прозвали Златоустом, потому что он обладал необыкновенной способностью завоевывать внимание аудитории и удерживать его до конца проповеди. Шафф замечает: «Обычно его справедливо считают самым выдающимся проповедником греческой церкви. Ему не было равных и среди западных отцов церкви. Он до сих пор остается образцом для проповедников»."1 "О. '\Упеп<; Поу1е, «Аиеи8Йпе'5 8егтошс Ме1Ьо<1», \Уез1тша1ег ТНео1о81Са1 Зоигпа1 39 (Зргше 1977): 215, 234-35. ""Некоторые исследователи пришли к выводу, что у него были комментарии ко всей Библии, например РЫИр ЗсЬай, А 8е1ес1е<1 ЫЬгагу о/ Ле М1сепе ап<1 Роз1-Ы1сепе Ра1Нег8 (герпп1, йгапй КарШв: Еегйтапв, 1983), 9:17. Проповеди Златоуста были просто разъяснением Библии,102 отважным провозглашением скорее морали, чем догмы, они отличались глубокой искренностью и были применимы к жизни простых людей. Этот выдающийся разъяснитель однажды сказал: «Вы славите меня за то, что я сказал, и принимаете мои объяснения с аплодисментами; но лучше покажите свое одобрение повиновением; это единственная благодарность, к которой я стремлюсь».103 ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, 476—1500 ГГ. В период средневековья разъяснительная проповедь была, вероятно, наименее распространена. Джеймс Филип описывает его следующим образом. Влияние схоластического богословия университетов, которые с самого начала своего существования были клерикальными, стало преобладающим, а применение логики Аристотеля, с его спекуляциями, анализом и рациональностью, к толкованию Писания превратилось в невыносимую обузу для проповедничества, практически уничтожив его как эффективное средство передачи Благой Вести. Поэтому неудивительно, что в средневековой экклезиа-стической литературе трудно обнаружить какие-либо патриотические объяснения полных книг Библии.104 В период позднего средневековья проповеди отличались аллегорическими толкованиями с ошибочной экзегетикой, которую применяли толкователи Гомера и которую ввели отцы церкви во втором и третьем веке.105 И хотя в этот период было несколько известных проповедников, таких как Петр Отшельник, Бернар Клервоский и Фома Аквинский, никто из них не занимался разъяснением текста. Слабые попытки разъяснения Библии предпринимались среди независимых групп, таких как павлики-ане, вальденсы и альбигойцы, несмотря на то что обычно их считают « еретиками ».""' На закате средневековья несколько руководителей церкви, предвосхитивших Реформацию, вновь зажгли огонь разъяснительной проповеди. Среди них были Джон Виклиф (1330—1384), которого очень волновало провозглашение Слова. Он обличал проповедников своего времени, ут- "»1Ьк1.,22. Он больше внимания уделял грамматике и истории, чем аллегориям, в отличие от Александрийской школы. ^ЗсЬаЯ, 8е1еае<1 ЫЬгагу, 9:22. ^ате8 РЬШр, «РгеасЬте т Н1з1огу», Еуап§е11са1 Кеи1еш о/ ТНесЛоеу 8 (1984); 300. Епут К. Сапе, «Ьа^е-МеЯеуа! 8егтопз т Епе1апс1: ап АпаИ8;8 о1 Роиг1ееп1Ь- апй Р1йееп<;Ь-Сеп1игу РгеасЬте», Ап^геша Утиегзиу Зеттагу 81исИез 20 (1982): 201; см. также 202-3. Оаг^ап, НМогу, 218; йагу1е, СНпкИап РгеасНег, 108; Ре»,ег АШх, Коте НетагЬ» ироп (Ае Есс1еа1азиса1 НМогуо^1}1еАпс1еп1СНигсНеао^Р1е(1топг(0^1огА: С1агепйоп, 1821); Г. С. СопуЬеаге, ТНе Кеу о/'ТгШН. а Мапиа.1 оГ Иге РаиИс1ап СНигсН о^Агтепш (ОхГога: СЛагепйоп, 1898). верждая, что с проповедями, не основанными на Писании, пора докончить.107 Уильям Тиндейл (1494—1536) придерживался такого же мнения. Его взгляд на проповедь отражается в комментарии к методам толкования его времени. Они выделяют четыре значения Писания: буквальное, типологическое, аллегорическое и аналогическое. Буквальное значение превратилось в ничто: папа Римский велел очистить его и завладел им. Он частично скрыл его с помощью фальшивых ключей своих традиций, обрядов и заведомой лжи; он удаляет людей от Писания насильно, с помощью меча, чтобы люди не смели рассматривать буквальный смысл текста, но только с оговоркой: «Если это будет угодно папе». Вы, тем не менее, должны понимать, что Писание имеет только одно значение — буквальное. Буквальное значение — корень и основа всего, вечный якорь, держась за который, вы не сможете ошибиться или сбиться с дороги.108 Появились и другие исследователи и проповедники Писания, в том числе Ян Гус (1373—1415) и Джироламо Савонарола (1452—1498).109 Невольно заложить фундамент для грядущей разъяснительной проповеди помогли и гуманисты, подобные Эразму (1469—1536) и Джону Колету (1466—1519)."° Они делали акцент на публикации и изучении оригинальных документов, таких как греческий Новый Завет, что имело определенный эффект. Публикация Эразмом Греческого Нового Завета как NоVит 1п81гигпеп1ит (1516) и Моиит Те81атеп1ит (1518), привела к усиленному изучению Писания. Несмотря на этот вклад, никто из гуманистов не стал настоящим разъяснителем. Тем не менее, они способствовали развитию разъяснительной проповеди в эпоху Реформации. ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ 1500—1648 ГГ. Основная идея Реформации — основополагающее значение Библии. Принципы, подобные 8о1а Вео 01опа («слава принадлежит только Богу»), Зо1а ОгаИа («только по благодати»), а в особенности 8о1а 8спрШга («только Писание»), коренятся в изучении и преподавании Слова. 8о1а КспрШга означает «свободное право Писания править в церкови в качестве Слова Божьего, вне зависимости от папской и экклезиастической власти и традиции». Слово рассматривалось как превосходящее наши 107 ЗоЪп 81асеу, «.ТоЬп УУус1У апД №е Мш4е1гу о{ 1Ье УУогс!», ТНе ЬопЛоп ОиаПег1у ап<1 Нойогп Кетеш 190 (1965): 53. ""^иИат Тум1а1е, «ТЬе ОЬесИепсе о! а СпзУап Мап», Вос1ппа1 ТгеаШеа (СатЬпаее, 1848), 303-4. См. также \У. В1епсЬ, РгеасМпу ш Еп§1лпс1 т 1Не Ьа1е Р^еепгН ап<181хгееп1Н Сеп1ип.еа (Ох^огД: В1ас1п»е11, 1964), 1-48. ""^атез М. Норрт, НотИеНсз (Ые№ Уог1с: ГтА апй '№аепа11з, 1883), 123-24. "с Рге(1епс1с КоИ! УУеЬЬег, А НМогу о/РгеасЫпе т ВгИат апЛАтепса, 3 уо1з. (МЦ^аиЬее: Мог1,Ь\уе81егп, 1957), 1:150. Проповеди Златоуста были просто разъяснением Библии,102 отважным провозглашением скорее морали, чем догмы, они отличались глубокой искренностью и были применимы к жизни простых людей. Этот выдающийся разъяснитель однажды сказал: «Вы славите меня за то, что я сказал, и принимаете мои объяснения с аплодисментами; но лучше покажите свое одобрение повиновением; это единственная благодарность, к которой я стремлюсь».103 ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, 476—1500 ГГ. В период средневековья разъяснительная проповедь была, вероятно, наименее распространена. Джеймс Филип описывает его следующим образом. Влияние схоластического богословия университетов, которые с самого начала своего существования были клерикальными, стало преобладающим, а применение логики Аристотеля, с его спекуляциями, анализом и рациональностью, к толкованию Писания превратилось в невыносимую обузу для проповедничества, практически уничтожив его как эффективное средство передачи Благой Вести. Поэтому неудивительно, что в средневековой экклезиа-стической литературе трудно обнаружить какие-либо патриотические объяснения полных книг Библии.104 В период позднего средневековья проповеди отличались аллегорическими толкованиями с ошибочной экзегетикой, которую применяли толкователи Гомера и которую ввели отцы церкви во втором и третьем веке.105 И хотя в этот период было несколько известных проповедников, таких как Петр Отшельник, Бернар Клервоский и Фома Аквинский, никто из них не занимался разъяснением текста. Слабые попытки разъяснения Библии предпринимались среди независимых групп, таких как павлики-ане, вальденсы и альбигойцы, несмотря на то что обычно их считают « еретиками ».""' На закате средневековья несколько руководителей церкви, предвосхитивших Реформацию, вновь зажгли огонь разъяснительной проповеди. Среди них были Джон Виклиф (1330—1384), которого очень волновало провозглашение Слова. Он обличал проповедников своего времени, ут- "»1Ьк1.,22. Он больше внимания уделял грамматике и истории, чем аллегориям, в отличие от Александрийской школы. ^ЗсЬаЯ, 8е1еае<1 ЫЬгагу, 9:22. ^ате8 РЬШр, «РгеасЬте т Н1з1огу», Еуап§е11са1 Кеи1еш о/ ТНесЛоеу 8 (1984); 300. Епут К. Сапе, «Ьа^е-МеЯеуа! 8егтопз т Епе1апс1: ап АпаИ8;8 о1 Роиг1ееп1Ь- апй Р1йееп<;Ь-Сеп1игу РгеасЬте», Ап^геша Утиегзиу Зеттагу 81исИез 20 (1982): 201; см. также 202-3. Оаг^ап, НМогу, 218; йагу1е, СНпкИап РгеасНег, 108; Ре»,ег АШх, Коте НетагЬ» ироп (Ае Есс1еа1азиса1 НМогуо^1}1еАпс1еп1СНигсНеао^Р1е(1топг(0^1огА: С1агепйоп, 1821); Г. С. СопуЬеаге, ТНе Кеу о/'ТгШН. а Мапиа.1 оГ Иге РаиИс1ап СНигсН о^Агтепш (ОхГога: СЛагепйоп, 1898). верждая, что с проповедями, не основанными на Писании, пора докончить.107 Уильям Тиндейл (1494—1536) придерживался такого же мнения. Его взгляд на проповедь отражается в комментарии к методам толкования его времени. Они выделяют четыре значения Писания: буквальное, типологическое, аллегорическое и аналогическое. Буквальное значение превратилось в ничто: папа Римский велел очистить его и завладел им. Он частично скрыл его с помощью фальшивых ключей своих традиций, обрядов и заведомой лжи; он удаляет людей от Писания насильно, с помощью меча, чтобы люди не смели рассматривать буквальный смысл текста, но только с оговоркой: «Если это будет угодно папе». Вы, тем не менее, должны понимать, что Писание имеет только одно значение — буквальное. Буквальное значение — корень и основа всего, вечный якорь, держась за который, вы не сможете ошибиться или сбиться с дороги.108 Появились и другие исследователи и проповедники Писания, в том числе Ян Гус (1373—1415) и Джироламо Савонарола (1452—1498).109 Невольно заложить фундамент для грядущей разъяснительной проповеди помогли и гуманисты, подобные Эразму (1469—1536) и Джону Колету (1466—1519)."° Они делали акцент на публикации и изучении оригинальных документов, таких как греческий Новый Завет, что имело определенный эффект. Публикация Эразмом Греческого Нового Завета как NоVит 1п81гигпеп1ит (1516) и Моиит Те81атеп1ит (1518), привела к усиленному изучению Писания. Несмотря на этот вклад, никто из гуманистов не стал настоящим разъяснителем. Тем не менее, они способствовали развитию разъяснительной проповеди в эпоху Реформации. ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ 1500—1648 ГГ. Основная идея Реформации — основополагающее значение Библии. Принципы, подобные 8о1а Вео 01опа («слава принадлежит только Богу»), Зо1а ОгаИа («только по благодати»), а в особенности 8о1а 8спрШга («только Писание»), коренятся в изучении и преподавании Слова. 8о1а КспрШга означает «свободное право Писания править в церкови в качестве Слова Божьего, вне зависимости от папской и экклезиастической власти и традиции». Слово рассматривалось как превосходящее наши 107 ЗоЪп 81асеу, «.ТоЬп УУус1У апД №е Мш4е1гу о{ 1Ье УУогс!», ТНе ЬопЛоп ОиаПег1у ап<1 Нойогп Кетеш 190 (1965): 53. ""^иИат Тум1а1е, «ТЬе ОЬесИепсе о! а СпзУап Мап», Вос1ппа1 ТгеаШеа (СатЬпаее, 1848), 303-4. См. также \У. В1епсЬ, РгеасМпу ш Еп§1лпс1 т 1Не Ьа1е Р^еепгН ап<181хгееп1Н Сеп1ип.еа (Ох^огД: В1ас1п»е11, 1964), 1-48. ""^атез М. Норрт, НотИеНсз (Ые№ Уог1с: ГтА апй '№аепа11з, 1883), 123-24. "с Рге(1епс1с КоИ! УУеЬЬег, А НМогу о/РгеасЫпе т ВгИат апЛАтепса, 3 уо1з. (МЦ^аиЬее: Мог1,Ь\уе81егп, 1957), 1:150. исходит из уст Бога таким же образом, как оно исходит из уст человека; ибо Бог не говорит прямо с небес, но использует людей как Свои орудия, сообщая через них Свою волю».132 Его жизнь была посвящена объяснению Слова Божьего, что доказывает его искренность. Как старший служитель Женевы, Кальвин проповедовал дважды каждое воскресенье и каждый будний день с 1549 года до своей смерти в 1564. Он произнес более двух тысяч проповедей только по Ветхому Завету. Он потратил год на толкование Иова и три года — на толкование Исаии.133 Кроме проповедей, он читал лекции по Библии с комментариями.134 Кальвин говорил: «Давайте запомним, что не надо искать Бога нигде, кроме как в Его святом Слове, не надо думать о Нем ничего, кроме того, что сказано в Слове, и не говорить ничего, кроме того, что взято из Слова».135 Кальвин оказал влияние на многих из своих современников, в том числе на Генри Буллингера (1504—1575)136 и Джона Нокса (1513—1572)."7 Нокс защищал то, что он называл «наставлением... с помощью языка и живого голоса в эти самые извращенные дни, скорее, чем с помощью сложных книг для грядущего века».138 Некоторые проповедники англиканской церкви, в том числе Джон Джуэл (1522—1571),139 Хью Латимер (1485—1555)140 и Томас Картрайт (1535—1603),'" также практиковали разъяснительную проповедь. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД, 1649 — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В период после Реформации появилось много известных проповедни-ков-разъяснителей, в том числе несколько пуритан. Пуритане были прежде всего проповедниками. Проповедь была так важна для них, что многие пуритане поставили кафедру с раскрытой на ней Библией в центр церкви, "^Зо^т.Са^ч^СоттепгагуопШеВооЬо^НеРгорНеИ^аюЬ, 22уо1з. (гергт!,, Огапй КарШа: ВаЬег, 1981), 8, 2, 172. См. также КопаЫ 8. УУаПасе, Са.Ып'8 ВосМпе о/ 1Не ТУогй апс1 Васгатеп! (Огапй КарМз: Еегйтапз, 1957), 82-95. '^МагИп АпДегвоп, «ДоЬп СаМп: В1Ы1са1 РгеасЬег (1539—1564)», 8соИ1а1г Зоигпсй о/ ТНео1ову 42 (1989): 173. 1341М., 176. '"СаМп, 1п1!Ши1е81п СНпаНап С1аза1с8, 1:13:21 (1, 146). 136 Не11ю А. ОЬегтап, «РгеасЫп8ап(1№е№ог<1т№еКеГогта11оп», ТНео1оеу ТоЛиу 18(1961): 26. "'.ТоЬпКпох, ТНеТУогЬзо^оНпКпох, 6уо1в. (ЕДтЬш-в: ТЫп, 1845); см. также Пагеап, НчИогу, 1:513-14. 13в С1у(1е Е. Рап1 ап<1 ХУНИат М. Ртзоп, ЬиШег (о МаашИоп 1483—1742 (20 СепЫпез о/ ОгесЧ РгеасШпе), 13 уо1з. ОУасо, Техаз: УУогс!, 1971), 2:189. Еготп К. Оапе, «ТЬе Ехееейса! Ме^ЬоЛв о18оте 81х1,ееп№-Сеп1игу АпеИсап РгеасЬегз: ЬаНтег, ^е^Vе1, НооЬег, апс1 АпДгездгез», Апс1геюв УШуегаИу 8ет1пагу 81ис11еа 17 (1979): 33. "°1Ыс1.,32. 141 Егвдт Оапе, «ЕхедеУса! Ме1;Ьос1в о! 8оте 81х<,ееп1Ь-Сеп<;игу РигИап РгеасЬегв: Ноорег, Саг1,Ьууг1еЬ<,, апс1 РегЬта», Ап^гешз итиегвИу 8ет1пагу 81и<Иез 19(1981): 32-33. чтобы она заняла место алтаря.142 Для пуритан «подлинная проповедь — это разъяснение Слова Божьего. Это не просто изложение догмы или учения церкви... Проповедь, говорили они, — это разъяснение Слова Божьего, следовательно, она важнее всего».143 Ллойд-Джоунс также считает, что пуритане рассматривали проповедь как отличительную черту истинного христианства в сравнении его с другими религиями. В то время как религии (например, ислам) делают акцент на том, что человек должен сделать, чтобы угодить своему богу и умилостивить его, христианство прежде всего слушает Бога, как Он «говорит»: «Религия — это поиск Бога человеком, христианство — это поиск человека Богом, проявление Богом Себя для человека, привлечение Богом людей. В этом, я полагаю, основная причина того, что пуритане в проповеди ставили на первое место разъяснение Слова».144 Уильям Перкинс (1558—1602), один из первых пуританских разъяс-нителей, оказал большое влияние на все пуританское движение.14' Он рассматривал проповедь Слова как передачу свидетельства Самого Бога. Эти идеи развиваются в его Искусстве пророчества, первом учебнике такого рода для проповедников английских церквей. Перкинс выделил четыре принципа, которыми должен руководствоваться проповедник. 1. Прочитать отчетливо текст канонического Писания. 2. Передать суть и значение отрывка, которые излагаются в самом Писании. 3. Вывести некоторые полезные пункты учения из здравого смысла. 4. Применить доктрину, правильно подобранную, к жизни и поведению человека в простом и ясном выступлении.146 Перкинс также учил, что проницательностью для толкования Писания обладает только Христос. Люди получают способность толковать фрагменты Писания один за другим, но только как дар от Христа.14" Многие последовали этой кроткой, но благородной традиции. Иногда они проповедовали по несколько часов подряд, веря, что «ни одна из великих истин Писания не может быть представлена меньше чем за час или два».148 Уэббер замечал по поводу пуритан: 142 О. М. ЫоусЫопез, ТЬе РигНапа: Г/»е;г Опешз агч1 Зиссезаогз (ЕйтЬигеЬ: Ваппег о{ Тги1Ь, 1987), 375, 378. 143IЬ^(^.,379. '"ша.^о. "' СЬп8<;орЬег Н111, ТНе СепЫгу о{ НеиоШНоп 1603—1714 (Не№ УогЬ: N01-1,011, 1980), 68. См. также Оапе, «РигНап РгеасЬегя», 27, и 1ап Вге\уагс1, ей., Т1ге }Уог1г о/ МУИИат РегЫпа (8ийоп Соиг1епау, 1960), 331-49. М. УУПИат РегЬша, ТНе \Уог1гк о/ Пга1 Ратоиз апс1 ТУог(/и/ Мт181ег о/ СНг1з1 ш Ше итуегзИу о{ СатЬпс1^е. М. 1УИИат РегНша, 3 уо1з. (СатЪгМее: 1608-09), 2:762. Сапе, «РигНап РгеасЬегэ», 34. ""УУеЬЬег, Я(8(оп/, 1:204. Некоторые из проповедников того времени вычленяли разделы и подразделы из текста, но в большинстве случаев разделы и подразделы основывались отчасти на идеях текста, а частично — на идеях, связанных с общим характером предмета. Это стремление к тщательному анализу часто отрицательно сказывалось на литературном стиле и ясности.149 Однако в целом среди пуритан преобладало ощущение присутствия Бога. Они стремились быть преданными Слову и простой практической проповеди Слова.150 Некоторые выдающиеся пуританские проповедники оказались очень способными разъяснителями, например Джозеф Холл (1574—1656),151 Томас Гудвин (1600—1680),"2 Ричард Бэкстер (1615— 1691)153 и Джон Оуэн (1616—1683).154 Говоря о Гудвине, Браун замечает: Если сравнить его со знаменитыми современниками, такими как Джон Оуэн и Ричард Бэкстер, надо сказать, что Оуэн проповедовал, искренне стремясь к пониманию и исходя из критического и глубокого знания Писания; Бэкстер взывал к сознанию, исходя из соответствия вещей; а Гудвин взывал к духовным привязанностям, исходя из собственного религиозного опыта и толкуя Писание с прозорливостью пробужденного сердца.155 Разный стиль пуритан примечателен в свете того, что всем им была свойственна преданность точности толкования текста. Каждому была присуща своя выразительная особенность, как показывает знаменитая фраза Бэкстера: «Я проповедую, как будто в последний раз, как умирающий — умирающему».156 Другими выдающимися пуританскими разъяснителями были Томас Мэнтон (1620—1677),1" Джон Буньян (1628—1688)"8 и Стефан Чернок (1628—1680).16в Уильям Гринхилл (1581-—1677), пуританский разъясни-тель, произнес серию лекций по Иезекиилю.160 Все эти люди усердно исследовали Слово и старались ясно объяснить истины Писания другим. Когда эпоха пуританства привела к Английскому пробуждению, тематические проповеди, подобно проповедям Весли и Уайтфилда, заменили разъяснительные. Тем не менее, в этот период некоторые нонконфор-мисты были разъяснителями Библии. Наиболее известным среди них "1Ыа., 1:202-3. ° иоусЫопез, РигИапа, 388. ' .ТозерЬ На11, УУогАв о^Зояерп На11, 12 уо1з. (ОхГога: 1837-39). ''ТЬотаз Оооатот, \Уог1гв о/ ТНотаз Ооос1и>1п, 12 уо1з. (ЕсЦпЬигеп: 1861-66). 3 ШсЬага Вах1,ег, ТНе РгасИса.1 '\УогЬа о^ ШсНагЛ Вах1ег, 23 уо1з. (ЬопДоп: 1830). «ТоЬпОууеп, Тпе^УогНао^оНпОшеп, 16уо1з.,ес1.Ьу\УЦиатОоо1с1(гергт1,, ЕДтЬигкЬ: Ваппег оГ ТгиЙ!, 1965); см. также ЗоЪп Оугеп, Ал ЕхрозШоп о/ Иге ЕрШ1е 1о Иге НеЬгешз, 4 уо1з. (гершП, \У11тт§<-оп, Ое1.: 8оуеге1еп Огасе, 1969). 5 >1оЬп Вготеп, РигНап РгеасЫп§ т Епе1апа. (ЬопДоп: НосМег апс1 ВЦтеЫ.оп, 1901), 101. 8 Цитируется по Рап!, 1,иИгег (о МаззШоп, 238-39. 7 Тпотаз Мап1оп, ТНе Сотр1е1е ТУогАв оУ ТНотак МапЮп, 22 уо1в. (Ьопйоп: №вЬе1, 1870-75). ".ТоЬп Випуап, Сотр1е1е ТУогАз, 3 уо1з., ей. Ьу Оеогве ОЯег (Ьогк1оп: 1853). "З^ерЬепСЬагпосЬ, ТНе ^УогНз о{ Иге ЬШе Неиегепй 8герНеп СНагпосЬ, 9то1в. (Ьеейз: НоЬтзоп, 1815). 0 'УУПИат ОгеепЫИ, Ап ЕхроаШоп о{ (Не РгорНе1 ЕгеЫе1 (Ес1тЬигеЬ: 1863). был Джон Джилл (1697—1771),"1 который опубликовал девять томов разъяснений в период между 1746 и 1763 г., и Мэтью Хенри (1662— 1714).162 Оба они находились под значительным влиянием пуританства. В последующие пятьдесят лет наиболее заметными исключениями из тематических проповедей были труды Эндрю Фуллера (1754—1815),"3 Роберта Холла (1764—1831),164 Джона Брауна (1784—1858),"" Джона Эади (1810— 1876) и Александра Карсона (1776—1844). Эади широко известен благодаря своим комментариям, составленным в результате его замечательного служения проповедника. Карсона часто считают мастером разъяснительной проповеди на уровне Александра Макларена."" Во второй половине девятнадцатого века в Британии и Америке появилось несколько значительных разъяснителей Библии, среди которых можно назвать Джеймса X. Торнуэлла (1812—1862)167 и Джона А. Бродаса (1827—1895). Бродаса называли «Царем разъяснителей».168 Он описал свои принципы разъяснительной проповеди в труде «О подготовке и проведении проповеди», 1870 г. В последующих изданиях этой книги уже нет первоначальной страсти и ценности.16' Бродас считал, что надо проповедовать «определенные доктрины Библии и... обильно объяснять библейский текст»."° Другие представители этого периода — Джон К. Райл (1816—1900),'" Чарлз Дж. Вогэн (1816—1897), Александр Макларен (1826—1910), Джозеф Паркер (1830—1902)172 и Чарлз Хаддон Сперджен (1834—1892). Этот период завершается с основанием ЕхрозНогу Типез («Времена разъяснения») в 1889 г. Джеймсом Хастингсом.173 Хастингс издал несколько словарей, энциклопедий и собраний комментариев, которые, наряду с Т1те8, способствовали развитию разъяснительной проповеди. Уильям 161 ЗоЬп 0111, Ап ЕхрояШоп о/ 1Не ОШ Тез(атеп1, 4 уо1з. (Ьопйоп, 1852) апй Ап ЕхроаШоп о/ Ше Nеи^ Теагатеп!, 2 уо1в. (Ьопйоп: 1852). '"МаНЬете Непгу, МаИНеш Непгу'8 СотпгеШагу оп {Не '\УНо1е ВШе, 6 уо18. (NеV/ Уог1с Кеуе11, п. <3.). '"АпагездРиЦег.И^ог&воМп^геш.РиПег^опаоп: 1838). 164 КоЬег<, На11, ТНе Жог/гя о/ ПоЪеП На11, 6 уо1з. (Бопйоп: Но1(1зугог1,Ь апс1 Ва11, 1832). «ТоЬп вгоууп, Апа1уИса1 ЕхроеШопз о/ 8ат1 Раи1 (о (Ле Потопа (1857); ЕхроаИогу ^^зсои^8ея оп Пгз! Ре1ег, 3 уо1в. (1848); ЕхроаИогу Втсоигиеа оп <За1аИап8 (1853); ап<1 ЕхрояШоп о/ (Йе ЕрШ1е (о (/ге Яе6гею8(1862). ""'^еЬЬег, НШогу, 2:631. '"1Ы(1., 3:350. Но1ап Но\уте<;оп, «ЕхроэИогуРгеасЫпе», Йепею апЛЕхроеИог^б (1959): 60. «ГоЬп А. ВгоаДиз, А ТгеаИзе оп Иге РгерагаИоп апс1 ВеИиегу о/ 8егпгопз (1870); сравните с .ТоЬп А. ВгоаДиз, Оп Иге РгерагаНоп апс1 ВеИиегу о{ 8егтопа, геу. ео.. Ьу ^е88е Виг1оп \Уеа1,11егврооп (Ыезд Уог1(: Нагрег, 1943). "°Вгоас1и5, НМогу, 232. См. также ТигпЬиИ, Н1з1огу, 108-9. ЗоЪп С. Ку1е, ЕхровИогу ТНоидпга оп гНе Оояре1в, 7 уо1в. (1856—1873), часто встречаются репринтные издания. '".ТозерЬ РагЬег, Ргеаспгпе Т11гои§1г Иге ВШе, 28 уо1з. (1896—1907; герппг, Огапс! КарИз: ВаЬег, 1956-61). 3 Ь. Е. ЕШой-Втпя, НеИуюп иг Иге УШопап Его (1дп(1оп: Ьи**еги'ог111, 1946), 336-37. Робертсон Николл (1851—1923) был разъяснителем Библии и издавал! журнал под названием ТНе ЕхровИог («Разъяснитель»). Он издавался с.! 1886 по 1923 г. и тоже способствовал толкованию Писания. I Надо отметить несколько разъяснителей этого периода. Александра Макларен заслужил своими разъяснительными проповедями международную славу. После 1869 г. на его проповеди в Манчестере собиралось каждую неделю более 2000 человек. Начав в безвестности, он проповедовал шестьдесят три года. Каждый день своей жизни он читал по одной главе из еврейской Библии и по одной из греческой.174 В 1896 г. он написал следующие слова: Я верю, что секрет успеха служителя заключается в простой способности сконцентрировать все свои интеллектуальные силы на работе проповедника. Я попытался сделать свое служение служением разъяснения Писания. Я знаю, что во многих отношениях это мне не удалось, но я могу сказать, что с начала и до конца старался сделать это отличительной чертой всей моей публичной работы. Я пытался проповедовать Иисуса Христа, и не только Иисуса Христа Евангелий, но Христа Евангелий и Посланий: это тот же самый Христос.175 Тридцать два тома проповедей, изданных Маклареном, а также значительный вклад, который он внес в «Библию разъяснителя», очень высоко ценятся по сей день.176 Чарлз Хаддон Сперджен пользуется большим уважением как проповедник и разъяснитель.177 Он произнес более 3560 проповедей, которые составили шестьдесят три тома сборника «Кафедра Скинии Метрополитен», выходившего с 1855 по 1917г. Хоть он настаивает на верном разъяснении текста,178 его экзегетика иногда сложна. Уэббер делает такое сравнение: Его проповеди отличались от проповедей Ф. У. Робертсона. Робертсон усердно изучает текст, исследует его и извлекает из него истины. Сперджен переворачивает этот процесс. Он выбирает свой текст и затем стремится сгруппировать вокруг него тесно связанные библейские истины... (иногда подчеркивая учение), хотя в его тексте они и не упомянуты.179 Сперджен считал героем и образцом для подражания Уайтфилда,180 хотя его проповеди были скорее тематическими и богословскими, чем '"\УеЬЬег, НШогу, 1:575. Е. Т. Мас1агеп, ^^. Мас1агеп о/ МапсНеа1ег, а 5/ге(сА (Ьопаоп: НоДйег апс18(;оиеЫоп, 1911), 151. А1ехап(1ег Мас1агеп, ЕхроаШопа о/ Но1у 8сг1р1иге, 32 опеша! уо15. герпп1,ес1 т 16 уо1з. (герпп!, Огапс! ЕарМз: Еегйтапз, 1932); \У1Шат КоЬейзоп №со11, ей., ТНе ЕхрояИог'8 В1Ые, 25 оп^та! уо1з. герпп^еа ш 6 (Сггапй ЕарИз: Еегйтапз, 1965). В последней книге Макларен написал толкования к Псалмам и Ко-лоссянам. Ног(,оп Вау1ез, «ЕхроаНогу РгеасЫп§: СЬаг1ев НасИоп 8ригееоп», РоипЛаИопз 6 (1963): 15. С. Я. 8ригееоп АигоЫоегарНу, •чо\. 2: ТНе РиН НагиеЛ 186092 (герпп!, ЕДтЬигеЬ: Ваппег о! Тги*Ь, 1976), 50, 346-47. ^УеЬЬег, НШогу, 1:602. См. тщательный анализ в Вау1ез, «ЕхрозНогу РгеасЫпе», 18-25. "!°^аV^е8, «ЕхрозИогуРгеасЫпе», 17-18. разъяснительными. Подлинно разъяснительный труд Сперджена — «Сокровища Давида» ,181 в котором он тщательно разъясняет стих за стихом и дает «советы для проповедников». Двадцатый век дал нам несколько замечательных разъяснителей Библии, среди которых наиболее выдающими являются: Харри Аллан Айронсайд (1876—1951),"2 Дональд Грей Барнхауз (1895—1960), Джеймс М. Грей (1881—1935), Уильям Белл Райли (1861—1947), Уэлли Амос Крисуэлл (р. 1909), Джеймс Денни (1856—1917), Джордж Кэм-пбелл Морган (1863—1945), Уильям Грэм Скрогги (1877—1958), Д. Мартин Ллойд-Джоунс (1899—1981), Джон Роберт Уолмсли Стотт (р. 1921) и Джеймс Монтгомери Бойс (р. 1938). Дж. Кэмпбелл Морган был прекрасным разъяснителем Слова, и его труды полны богатых примеров и объяснений. Морган читал и изучал всю Библию, и его разъяснение основывалось на тщательной экзегетике, произведенной в свете всей Библии.'83 Морган так выражает свое отношение: Понятно, что проповедники должны проповедовать Слово. Вы скажете, что это значит проповедовать Библию. Так ли это? Да. Но все ли это? Нет. Да, это именно так. Но хочется чего-то большего, еще большего. Слово — это выраженная или открытая истина. Слово — не то, что я обнаружил сам с помощью своих умственных способностей. Слово — это нечто, что я могу понять интеллектуально, потому что оно было выражено... И вот что мы должны проповедовать: откровение Бога, Его истину, как она была выражена. Мы должны приступать к христианскому служению исходя из того, что Бог проявил Себя в Своем Сыне, и Библия — Его литература самовыражения. Если мы потеряем такое отношение к Библии, мы потеряем Христа как конечное откровение... Если в проповеди не удалось дать некое толкование святой истины, значит, она не удалась... Проповедь — не провозглашение теории или обсуждение вопросов, вызывающих сомнение... Рассуждения — это не проповедь. Ряд отрицаний — тоже не проповедь. Проповедь — это провозглашение Слова, истины как та была открыта.184 Морган считал, что Библия абсолютно истинна,"5 и посвятил свою жизнь ее тщательному разъяснению, о чем свидетельствуют многочисленные опубликованные им толкования.186 С. Н. 8ригееоп, Тгеааигу о/Наин!, 7 оп^ша! уо1з. герпп1е(11п 3 (ОгапД КарИз: 2опаегуап, 1966). Об этих проповедниках см. в ТигпЬиН, НМогу; Ног1оп Лау1ез, УапеИеа о/ ЕпиИаН РгеасЫпу 1900—1960 (ЬопДоп: 8СМ, 1963); ЭДюгвЬе апй Реггу, РгеасЫпд ап<1 РгеасНега; и \УПЦаю Ргев1оп ЕШз, «А 81иау ог (,Ье Калиге оГ 1Ье ЕхроаНогу 8егтоп т 1Ъе ГГпНеа 81а1е8 {тот 1940—1968» (ТЬ. П. й18зег1аиоп, Меуу Ог1еапз Вар1лз(, ТЬео1ое1са1 Зетшагу, 1971). "11)1(1., 435. й- СатрЬеН Могеап, РгеасЫпд (Кете УогЬ: Кеуе11, 1937), 17-21. См. также О. СатрЬеН Могеап, ТНе 8ги<1у апс1 ТеасЫпе о/ (/ге ЕпеЧаН ВШе (Ьоп(1оп: Но<Мег апД 8<,оие1И.оп, 1910), особ. 72-95. 'ЛИ Могеап, А Мап о/ Иге \Уогс1, И/е о/ О. СатрЬеИ Могеап (Мелу Уог1с Кеуе11, 1951), 39-40. 0. СатрЬеН Могеап, ТНе\Уе^тш81егРи1рИ, 10уо1з. (Ые-йгУоА: Кеуе11, 1954). См. также 81исИез т Ше РоигОозреН, 4уо)з. (ОИТаррап, N. .1.: Кеуе11, 1929), а также другие его разъяснения Библии. См. так-^ Ооп М. \Уаепег, ЕхроаНогу Ме1Ьоа о/ О. С. Могеап (ДУез1\уооа: Неуе11, 1957). Д. Мартин Ллойд-Джоунс был одаренным разъяснителем, который рассматривал проповедь не как «новое наставление для каждого богослужения, но просто как продолжающееся разъяснение книги Библии».187 Его проповеди основывались на досканальной экзегетике и отличались тщательной формулировкой значения и применения текстов. Он продолжил традицию Джозефа Паркера и Александра Макларена.188 Ллойд-Джоунс издал значительную книгу о разъяснительной проповеди, в которой есть глава под названием «Первостепенная важность про* поведи». По-моему, работа проповедника — высочайшее и наиболее славное призвание, какое только может получить человек. К этому можно добавить только, что, без сомнения, истинная проповедь — это сегодня самая насущная нужда христианской церкви, да и всего мира.189 Ллойд-Джоунс знал, что ничто не может заменить разъяснение Слова для церкви.190 Он различал три типа проповеди (благовествование, наставление в учении и чистое наставление), но считал, что все три должны быть разъяснительными, как в подготовке, так и в представлении их людям.19' Всю свою жизнь он уделял максимальное внимание разъяснению Библии, что очевидно для каждого исследователя его жизни."2 Величайшая осторожность в подобном обзоре необходима, когда мы подходим к современным разъяснителям. Их история еще не завершена, потому что служение продолжается. Тем не менее, исторический обзор не будет полным без попытки оценить явный вклад в дело разъяснительной проповеди некоторых проповедников, которые заслуживают признания и по завершении служения несомненно войдут в «учебники истории». Джон Р. У. Стотт, один из таких проповедников,193 следовал той же традиции, что и Ллойд-Джоунс. Он сказал по поводу проповеди: Истинная христианская проповедь (под которой я понимаю «библейскую» или «разъяснительную» проповедь, как объясню далее) чрезвычайно редка в современной церкви. Вдумчивые молодые люди во многих странах просят ее, 187 ТигпЬиП, Ш!,1огу, 442-43. ^аIпе8 МеМп КеИп, «ТЬе Сопсер^ о1 ЕхровНогу РгеасЫпе ав Еергевеп<;е<1 Ьу А1ехап(1ег Мас1агеп, Оеог§е СатрЬе11 Могдап, апД ПауМ Маг1уп ЫоуД-.Топез» (Тп. П. <Ц88ег1а(,юп, ЗоигЬчгейегп ВарИз! ТЬео1ое1са1 Зетшагу, 1975). П. Маг<,уп иоуЕЫопея, РгеасЫпд ап<1 РгеасНега (ОгапД Карк1в; 2оп<1егуап, 1971), 9. "°1Ыа., 26-44. Пли., 63, 75-76. См. также КоЬег<, Ь. Реппу, «Ап Ехатшаиоп о! (.Не Ргшс1р1е8 о1 ЕхрозИогу РгеасЬте о1 ПауИ Маг<;уп Ыоуй^опез» (П. Мт. (Цзэег^айоп, Наготе Ога<1иа4е 8сЬоо1 о1 КеНект, 1980). 1ат Н. Миггау, Вау1с1Маг1уп Ыоуд,-3 опе& (Ес1тЬигвп: ВаппегоГ Тги1,п, 1990), 697-713. Эта книга заслуживает особого внимания, наряду с 1ат Н. Миггау, Оатй Маг1уп Ыоуй^опез, ТНе Пг81 Ро^у Уеагз, 1899—1939 (ЕатЬигеЬ: Ваппег о{ Тги<,Ь, 1982). Недавно Стотт объявил о несогласии с ортодоксальной доктриной вечного наказания грешников (ПауУ Ь. Еаздагав апй ЗоЬп 8<,ой, Еиап§еИса1 ЕзаепИаН [По^пегз Огоуе, 111.: 1п1,егУаГ81(,у, 1988], 319-20), что показывает, какую осторожность надо проявлять при оценке современных разъяснителей. Надеемся, что он откажется от одобрения теории полного уничтожения и вернется к ортодоксальной точке зрения, которой придерживался ранее. но не могут найти. Почему? Основная причина • ее важности.194 отсутствие убежденности в Стотт следующим образом защищает важность разъяснительной проповеди: Сам я не придерживаюсь мнения (иногда даже выступаю против него), что разъяснительная проповедь является всего лишь одной из возможных. Я считаю, что каждая истинно христианская проповедь должна быть разъяснительной. Конечно, если под «разъяснением» мы понимаем толкование длинного фрагмента Писания стих за стихом, тогда действительно это только один из нескольких способов проповеди, но это было бы неверным пониманием слова. Строго говоря, слова «разъяснительная проповедь» имеют более широкое значение. Они относятся к содержанию проповеди (библейская истина), а не к стилю (беглый комментарий). Толковать Писание — значит выбирать текст и разъяснять его. Разъясняющий раскрывает то, что кажется скрытым, проясняет непонятное и распутывает запутанное. Противоположность разъяснению — это «навязывание» того, чего в тексте нет. Рассматриваемый текст может представлять собой стих, предложение или даже одно слово. Это может быть стих, или абзац, или глава, или целая книга. Величина текста неважна, главное, что он библейский. Важно, что мы делаем с ним.195 Стотт предлагает современному исследователю разъяснительной проповеди неоспоримые доводы о характере и содержании истинной библейской проповеди. Они заслуживают пристального внимания. Другой пример современного разъяснителя Библии — Джон Мак-Артур-младший. Некоторые считают его самым выдающимся американским толкователем конца двадцатого века, продолжающим традицию Ллойда-Джоунса. В настоящее время он выпускает разъяснительные комментарии ко всему Новому Завету.196 Он определил эти комментарии следующим образом: Моей целью всегда было как можно ближе подойти к Господу в понимании Его Слова и на основании своего опыта объяснить людям, что значит каждый отрывок... Главная задача моего служения, таким образом, — помочь сделать живое Слово Бога живым для Его людей. Это волнующее приключение. Серии комментариев к НЗ требуют объяснения и применения Писания. Некоторые комментарии прежде всего лингвистические, другие — богословские, а некоторые — главным образом гомилетические. По сути своей это толкования, или разъяснение. Это не лингвистический научный комментарий, хотя он связан с лингвистикой, которая помогает правильно понимать текст. Это не богословский труд, он рассматривает основные доктрины каждого текста и их соотношение с остальным Писанием. Это не гомилетика в чистом виде, хотя каждая идея, рассматриваемая в отдельной главе, отличается ясной схемой и логическим построением мысли.197 19181.0Й, Тшо МУогШа, 92. ""Пяа., 125-26. •1оЬп Г. МасАгНшг, Зг., ТНе МасА^^I^и^Nе^ш Тез1атеп1 СоттепЮгу (СЫсаео: Моойу, 1983). Мак-Артур рассматривает разъяснительную проповедь как связанную прежде всего с содержанием Библии."8 Он замечает: Библия — это Слово Божье. Она исходит от святого Бога. Она отражает мысли, чувства и волю Бога и, как таковая, должна рассматриваться с громадным уважением. С Библией нельзя обращаться небрежно, к ней нельзя подходить с недостаточным прилежанием, ею нельзя манипулировать, к ней на} до подходить с чрезвычайной преданностью.199 Служение Мак-Артура характеризуется благоговейным обращение! с Писанием.200 Можно назвать и других современных проповедников, которые заслу-| живают имени разъяснителей, но мы перечислили уже достаточно отли-1 чительных черт библейского разъяснения в этом обзоре, кроме того, в| этом сборнике, «Возвращение к разъяснительной проповеди», эта темй| будет рассматриваться и дальше. Мы надеемся, что число таких пропо-( ведников в ближайшее время значительно возрастет. НЕИЗБЕЖНЫЙ ВЫВОД Изучение истории разъяснительной проповеди ясно показывает, что|| подобная проповедь глубоко коренится в почве Писания. Таким образомд| это единственный тип проповеди, который увековечивает библейску^з проповедь в церкви. На протяжении истории очень немногие хорошо из-' вестные люди разных поколений были преданы этому делу и посвятили себя служению разъяснения Библии. Их голоса из прошлого должны вдохновить современных проповедников и побудить их строить свои проповеди в соответствии с библейскими стандартами. Писание требует от нас не меньшего, чем богодухновенного разъяснения, которое давали те достойные святые, что посвятили свои жизни этому благородному делу. Часть II Подготовка к разъяснительной проповеди 4. Приоритет молитвы и разъяснительная проповедь 5. Человек Божий и разъяснительная проповедь 6. Дух Божий и разъяснительная проповедь 4 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы