Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Человек Божий и разъяснительная проповедь



Джон Мак-Артур-младший

Эта статья посвящена характеру проповедника. Он должен быть далек от светских проблем, стоять выше мирских ценно­стей и амбиций, быть посвящен только служению Богу. В 1 Тим. 6:11-14 Павел перечисляет четыре черты характера такого человека Божьего: он характеризуется тем, чего убега­ет, в чем преуспевает, в чем подвизается и что соблюдает.

В Писании тех, кто говорит от имени Бога, называют по-разному: про­роками, старейшинами, благовествователями и пастырями.286 Обычно этот титул определяет задачу, поставленную перед человеком. Тем не ме­нее, есть один титул, который отражает характер человека, призванного к служению. Это — «человек Божий». Этот термин часто используется в Ветхом Завете. Среди избранных, носивших имя «человека Божьего», можно назвать Моисея (Вт. 33:1; 1 Пар. 23:14; Езд. 3:2), анонимного про­рока, который объявил о божественном суде над семьей Илия (1 Цар. 2:27), Самуила (1 Цар. 9:6), Давида (Неем. 12:24, 36), Илию (3 Цар. 17:18) и Елисея (4 Цар. 4:8-9). В каждом из случаев термин «человек Бо­жий» относится к представителю Бога, сообщающему слово Его.

° О развитии других терминов, таких, как служитель, глашатай, свидетель и раб, см. Зо^п К. VI. 81ои, ТНе РгеасНег'а РоПгаИ (Огапй КарМв: Еегйтапэ, 1981).

Хоть этот титул используется в Ветхом Завете очень часто, около се­мидесяти раз, в Новом Завете он встречается только трижды. Во 2 Пет. 1:21 множественная форма относится к ветхозаветным пророкам. Во 2 Тим. 3:16-17 Павел использует этот титул по отношению к тем, кто, по­добно Тимофею, проповедует Слово, хотя принцип совершенствующей силы Духа, о которой идет речь в этом тексте, может относиться ко всем верующим (сравните с Пс. 18:8-10). В третий раз это выражение встреча­ется в 1 Тим. 6:11, где Павел обращается к Тимофею: «Ты, человек Бо­жий» . Об этом и пойдет у нас речь.

Назвав Тимофея человеком Божьим, Павел идентифицирует его с множеством тех, кто провозглашал волю Бога в Ветхом Завете. Павел, вне всякого сомнения, хотел напомнить о благородных предшественни­ках, чтобы укрепить Тимофея в намерении твердо держаться перед ли­цом тягот служения. Конечно, служение Тимофея в Ефесе не проходило без проблем: среди этих проблем были ложные доктрины, грешные и не­подготовленные руководители церкви, нечестивость, терпимость к греху и другие. Павел напоминает Тимофею, что он — «человек Божий», то есть несет громадный груз ответственности. Он — представитель Бога.

В 1 Тим. 6:11-14 Павел перечисляет ряд требований к человеку Божь­ему: он отличается тем, чего убегает, в чем преуспевает, в чем подвизает­ся и что соблюдает.

ОТ ЧЕГО УБЕГАЕТ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

В стихе 11 Павел велит Тимофею «убегать сего». «Убегать» — это гре­ческое слово рНеи^д. В небиблейской литературе оно используется, когда описывается спасение бегством от диких зверей, ядовитых змей, смер­тельной чумы или атакующего врага. Это императив в форме настоящего времени и может быть переведен как «постоянно убегай». Человек Бо­жий всю свою жизнь должен быть беглецом, спасающимся от того, что может погубить его и его служение. В других местах Павел перечисляет некоторые из опасностей: блуд (1 Кор. 6:18), идолослужение (1 Кор. 10:14), ложные учения (1 Тим. 6:20 и 2 Тим. 2:16) и ложные учителя (2 Тим. 3:5), а также юношеские похоти (2 Тим. 2:22).

От чего советует Павел Тимофею бежать в этом отрывке? Из непосред­ственного контекста видно, что это любовь к деньгам. В 1 Тим. 6:9-10 Па­вел предупреждает.

А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрас­судные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклони­лись от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

Человек Божий должен бежать от всех видов зла, связанных со среб­ролюбием: разных искушений, желаний, вредных порывов, которые ведут к погибели, отступничеству и печали. Жадность — это враг. Она мо-Д жет погубить Божьего человека, поэтому он должен убегать от нее.

Любовь к деньгам и материальным благам — характерный грех лож­ных учителей. От Валаама, жадного и продажного пророка (Вт. 23:4 и 2 Пет. 2:15), — до Иуды, который предал Господа за тридцать сребреников (Мф. 27:3); от лжепророков, которых Исаия называл жадными псами (Ис. 56:11), — до алчных пророков времен Иеремии (Иер. 6:13 и 8:10) и пророков, которые пророчествовали ради денег, как рассказывает Михей (Мих. 3:11); от служащих своему чреву, которые обманывали римляв (Рим. 16:18), и пустых болтунов и обманщиков, которые развращали це­лые дома на Крите (Тит. 1:11), —до сегодняшних жадных телепроповед­ников и процветающих благовествователей жажда наживы всегда отли­чала лжепророков.

Но человек Божий не таков. Человек Божий не относится к тем, кто, по выражению Павла, «повреждает слово Божие» (2Кор. 2:17). Это неар­тист, декламирующий духовные истины. Он провозглашает послание Бо­га, а не то, что можно выгодно продать. Он поражает сердца людей боже­ственной истиной, а не обманывает их. Он ничего не делает для личной выгоды.

Вот почему пастор, руководитель или старейшина должен быть свобо­ден от любви к деньгам (1 Тим. 3:3). Эта добродетель оберегает его сразу от двух опасностей: во-первых, от искушения извратить служение, ис­пользуя Слово Божье для личного обогащения; а во-вторых, наоборот, от опасности пренебречь служением ради обогащения другими способами.

Павел сам старался избегать сребролюбия в своем служении. Он гово­рил старейшинам ефесской церкви:

Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели прини­мать» (Деян. 20:33-35).

Павел был очень чувствителен к обвинениям в проповеди ради личной наживы, поэтому, хоть он имел полное право на материальную поддерж­ку своего служения (1 Кор. 9:3-15), он отказывался от нее, чтобы не по­вредить благовествованию (1 Кор. 9:12). Он писал фессалоникийцам:

«Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Бо­жие» (1 Фее. 2:9). Он считал, что проповедник имеет право получать пла­ту от тех, кто пользуется его служением (см. Гал. 6:6), но запрещал быть жадными и просил довольствоваться тем, что человек имеет (1 Тим. 6:6-8).

* Человек может называть себя проповедником, но, если он служит за деньги, он не человек Божий. Он злоупотребляет призванием ради собст­венной выгоды. Господь наш предупреждал: «Не можете служить Богу и

маммоне» (Мф. 6:24). Человек Божий никогда не должен оценивать свое служение и ждать платы за провозглашение Слова. Он должен быть дово­лен той поддержкой, которую дает ему Господь через пожертвования Сво­их людей. Любой, требующий платы за служение, обесценивает его.

В ЧЕМ ПРЕУСПЕВАЕТ ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

Человек Божий должен не только убегать от некоторых вещей, но и стремиться к чему-то. Он оставляет позади грехи, которые могут погу­бить его; впереди же — добродетели, которые укрепят его служение. Жи­вя на земле, человек Божий никогда не должен останавливаться. Если он перестанет убегать от зла, оно догонит его; если он перестанет преследо­вать праведность, она ускользнет. Вся его жизнь и служение — бегство от зла и погоня за добром. Греческий глагол, который переводится как «преуспевать», «преследовать» (ДоА'6), — другой императив в форме на­стоящего времени, обозначающий постоянный характер преследования.

Во второй части 1 Тим. 6:11 Павел перечисляет шесть добродетелей, в которых надо преуспевать каждому человеку Божьему: правда, благоче­стие, вера, любовь, терпение и кротость. Первые два — общие и всеобъем­лющие принципы, в то время как следующие четыре — более конкретны.

Правда

Первый из общих принципов — «правда», или «праведность» (по-гре­чески — сИ/саюкипё), относится к правильному поведению перед Богом и людьми. Здесь имеется в виду не приобретенная праведность, получен­ная в момент спасения, но практическая праведность, которая проявля­ется в нашей жизни.

Так как жизнь праведности — отличительная черта людей Божьих, очевидно, человек Божий должен подавать пример верующим в этом. В Пс. 14:1 Давид спрашивает: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?» В следующем стихе он дает ответ: «Тот, кто ходит непорочно, и делает правду».

В книге Притчей искупленные Богом люди называются «праведны­ми» (Пр. 11:9-10; 12:5; 18:10; 21:18). Господь любит тех, кто следует Правде (Пр. 15:9). Исаия говорит о преданных Израиля, «стремящихся к Правде» (Ис. 51:1).

Праведность как признак истинного верующего является и одним из Уроков Нового Завета. В Нагорной проповеди Иисус описывает подлин­ных верующих, алчущих и жаждущих правды (Мф. 5:6), и предупрежда­ет слушателей: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). В 1 Ин. 3:10 подводится итог: «Дети Божий и дети диавола узнаются так:

всякий, не Делающий правды, не есть от Бога».

Если праведность является признаком истинного христианина, то на­сколько больше должна она отличать человека Божьего! Он должен быт1 подобным Тимофею, которого Павел призывал быть «образцом для ве^ ныхвслове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). А1 тор псалма сказал об этом: «Кто ходит путем непорочности, тот будет ел} жить мне» (Пс. 100:6). Человек Божий должен соответствовать этим крд териям.

Англия семнадцатого века не знала лучшего примера праведности благочестия, чем пуританский пастор Ричард Бэкстер. В своем превос­ходном труде «Преображенный пастор» (который следует прочесть каяд дому пастору) он обращается к своим соратникам по служению, г,

Будьте внимательны, чтобы ваш пример не противоречил учению, чтобы вы не клали камни преткновения перед слепыми, дабы не быть причиной их по­гибели; чтобы вы не опровергали своей жизнью того, что говорят ваши язы­ки; и не были сами основной помехой собственным трудам... Вашей работе очень сильно помешает, если вы будете противоречить сами себе, если ваши действия продемонстрируют лживость ваших слов, и всю неделю вы будете своими руками разрушать то, что час или два создавали языком! Так люди мо­гут подумать, что Слово Божье — праздная болтовня, и проповедь ничего не стоит. Если человек всерьез относится к тому, что говорит, он будет жить так, как говорит. Одно гордое, самоуверенное, высокомерное слово, одно бессмыс­ленное удовольствие, одно алчное действие могут уничтожить результат мно­гих проповедей и погубить плоды всей вашей деятельности...        |

Конечно, братья, у нас есть очень серьезная причина следить за своими па-1 ступками и словами: если мы действительно слуги Христа, то должны слу-| жить Ему не только на словах, но и делами своими; «делать свое дело и быть ' благословенными делами». Как наши люди должны не только слушать, но и поступать согласно Слову, так и мы должны не только говорить, но и делать, иначе мы обманываем самих себя... Мы должны учиться правильно жить, чтобы хорошо проповедовать.287

Если жизнь пастора противоречит его посланию, это трагедия. Самая превосходная и сильная разъяснительная проповедь не даст результата, если жизнь проповедника не отличается праведностью. Человек Божий должен жить, повинуясь Божьему Слову. Он должен практиковать то, чему учит, больше, чем другие люди, потому что в противном случае ни­кто не будет этого делать. Только праведному человеку Божьему Господь позволит проповедовать послание божественной праведности во Христе. Павел боялся, что согрешит и станет неспособным к проповеди (1 Кор. 9:27). Человек Божий должен быть безупречным морально (1 Тим. 3:2;

Тит. 1:6).

^'КсЬагаВахгег, ТНе Ле/огтео! РаШог (герпп1, ЕйтЬигеЬ: ВаппегоГТги№, 1979), 63-64.

Благочестие

«Благочестие» (по-гречески, еи^еЬею) тесно связано с праведностью. Праведность относится к внешним проявлениям поведения, благочес­тие — к внутреннему состоянию. Благочестие — это дух святости и почте­ния, который управляет поведением праведника. Правильное поведение проистекает из правильного состояния; праведность вызвана соответст­вующими побуждениями. Основное значение слова ешеЬе1а — почтение к Богу. Человек, которому свойственно благочестие, еи5еЬе1а, обладает бла­гоговейным сердцем. Он знает, что такое пребывание «во все дни в страхе Господнем» (Пр. 23:17). Он не просто праведно поступает, но праведно думает; не просто правильно себя ведет, но имеет правильные побужде­ния. Это человек, который служит Богу с благоговением и страхом (Евр. 12:28). Он настолько сильно осознает присутствие святости Бога в своей жизни, что, как это ни странно, может чувствовать себя нечестивым, по­добно Исаии (см. Ис. 6).

Праведность и благочестие — два неотъемлемых качества человека Божьего, они — цель всей жизни. Они составляют суть его силы. Он обла­дает этими качествами, но по-прежнему стремится к ним (Флп. 3:7-16). Проповедник, который не свят, бесполезен для Бога и представляет опас­ность для самого себя и своей паствы. Ричард Бэкстер писал об этом.

Портной, который шьет дорогие платья для других, может часто ходить в лохмотьях; и повар, готовящий для других роскошные блюда, может только пальцы облизывать... Но страшно, когда учитель не обладает святостью; и еще страшнее, когда ею не обладает проповедник.288

Бог не любит таких людей. Пс. 49:16-17 гласит: «Грешнику же гово­рит Бог: „что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?" » Страшно то, что говорит Иеремия о нечестивых пастырях: «Горе пасты­рям... пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши» (Иер. 23:1-2). Он обвиняет их в «нечестии» (Иер. 23:11).

Человек Божий должен постоянно проверять свое сердце, свои побуж­дения, желания, поведение, зная, что плоть порочна (Рим. 7:18). Он дол-ясен очистить «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1). Такой человек Божий, как Павел, говорило себе: «служу закону греха». Он знал о своих греховных наклонностях и необходимости использовать все средства благодати, чтобы Дух преодо­лел их.

Однажды к великому шотландскому проповеднику девятнадцатого века Александру Уайту пришел друг и рассказал ему, что один приезжий проповедник назвал другого их коллегу, доктора Уилсона, неверующим.

Вах(,ег, Не^огтей РаЖог, 54.

Уайт подпрыгнул и воскликнул: «Ах он мошенник! Доктор Уилсон — не­верующий! » Друг сказал, что этот проповедник и самого Уайта назвал не­верующим. Уайт снова сел, закрыл лицо руками и некоторое время мол­чал. Потом он сказал другу: «Оставь меня одного! Я должен заглянуть в свое сердце!»28'

Человек Божий должен часто исследовать свое сердце, о чем прекрас­но говорил Ричард Бэкстер.

Будьте осторожны, чтобы не жить в тех грехах, против которых предостере­гаете других, чтобы вы не оказались однажды повинны в их осуждении. Мо­жете ли вы работать для прославления Бога, а потом, своими поступками, бесчестить Его, как делают многие другие? Будете ли вы провозглашать власть и силу Христа, а потом осуждать ее и восставать против нее? Будете ли вы проповедовать Его законы и сами нарушать их? Если грех — это зло, зачем вам жить в нем? Если же нет, то зачем отговаривать от него людей? Если он опасен, зачем вам подвергаться этой опасности? Если нет, зачем говорить об этом людям? Если предостережения Бога — правда, почему вы не боитесь их? Если они — ложь, зачем же понапрасну тревожить людей, рассказывая о них, и подвергать их таким испытаниям без причины? Вы знаете, что «есть суд Бо­жий на делающих такие дела», и все равно их делаете? «Как же ты, уча друго­го, не учишь себя самого?» Говоришь человеку не прелюбодействовать, не пить, неблудить, асам? «Хвалишься законом, а преступлением закона бесче­стишь Бога?» Как! Те самые уста, которые осуждали зло, теперь злословят? Могут ли эти уста хулить, оскорблять и ругать ближнего, а потом осуждать такое поведение других? Остерегайтесь: вы не должны выступать против гре­ха, если не можете преодолеть его; пытаться укротить его в других, если сами склоняетесь перед ним и становитесь его рабами. «Кому вы отдаете себя в ра­бы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» О братья! Легче стать рабами гре­ха, чем преодолеть его.290

Джон Флэвел, другой пуританин, соглашался с Бэкстером: «Братья, легче осудить тысячу грехов других людей, чем уничтожить один грех

внутри себя».2"

Человек Божий должен стремиться преодолеть пропасть между чело­веком, каким он кажется на кафедре, и тем, которым является вне ее.

Сперджен писал:

Проповедник должен заботиться о том, чтобы его характер во всех отношени­ях соответствовал его служению.

Мы все слышали историю о человеке, который проповедовал так хорошо и жил так дурно, что, когда он был на кафедре, все желали, чтобы он никогда с нее не спускался, а когда — вне ее, все желали, чтобы он на нее больше не вы­ходил. Да избавит нас Господь от подражания этому Янусу! Да не будем мы никогда священниками Бога у жертвенника — и сынами Велиала вне ски­

289 Цитируется по '\Д/аггеп \У1егзЬе, ТУа(йтд У^ИН Иге СюЖа (Огапз КарМв: Ва1сег, 1976), 92.

^"Вахгег, Ке/огтеЛ РаМог, 67-68. 291 Цитируется по I. Е. О. ТЬоюав, А РигИап СоМеп Тгеааигу (ЕйтЬигвп: Ваппег о1 Тги1Ь, 1977), 191.

нии; напротив, мы должны быть, как сказал Назианзин о Василии, «подобны грому в учении и подобны молнии — в общении ». Мы не доверяем двуличным людям, и люди не верят тем, чьи слова противоречат поступкам... Истинный служитель — служитель всегда.292

Только те, кто живут праведно и благочестиво, подходят для служе­ния учителей. Во 2 Тим. 2:21 Павел пишет Тимофею: «Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело». Благородный человек Божий из Шотландии, Роберт Мюррей Мак-Чейн вторит Павлу, когда дает сле­дующий совет только что начавшему служение молодому пастору.

Не забывай о культуре внутреннего человека — я имею в виду сердце. Кавале­рийский офицер заботливо оберегает остроту и блеск своей сабли, он точит ее с величайшим тщанием. Помни, что ты — меч Божий, Его оружие — я дове­ряю Ему избранный сосуд, чтобы он носил Его имя. Успех в значительной сте­пени зависит от чистоты и совершенства орудия. Бог благословляет не столь­ко великие таланты, сколько сходство с Иисусом. Святой служитель — по­трясающее оружие в руке Бога.293

Праведность и благочестие требуют самоотречения. Павел в 1 Кор. 9:27 не просто рассказывает, как боится не соответствовать своей мис­сии, но и как он защищается от этого: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Он боится, что может оказаться асИ1изто5 — недостойным служения. Чтобы этого не произошло, он воспитывает себя, в особенности усмиряя потребности своего тела. Всем нам известно, какая это трагедия, если человек оказал­ся недостойным служения из-за неспособности соблюдать дисциплину.

Очевидно, что человек Божий должен просить силы у Господа, следо­вательно, он должен быть человеком молитвы. Джон Оуэн предупреж­дал: «Проповедник может собирать полную церковь народа, цениться своей паствой, быть у всех на устах, но он — лишь тот, кто стоит колено­преклоненный перед Всемогущим, и не более того» .294 Сперджен добавля­ет: «Если под небесами и должен быть человек, выполняющий завет — молиться неустанно, — то это, конечно, христианский служитель... Сек­рет успеха служения зависит от отношения к Престолу Господню» .29' Ру­ководители ранней церкви были очень преданны молитве (Деян. 6:4).

Человек Божий должен избегать того, что Сперджен называет «мис­сионерской тенденцией — тенденцией читать Библию как служители, молиться как служители, посвящать себя религии, как будто она касает-

""С. Н. Зригееоп, Ьеаигез 1оМу 8(иДеп(в; Кгв( 8епеа (гергш!, Сгапа КарМз: Ва1сег, 1977), 12-13. ""Апаге^А. Вопаг,е(1.,Мето1Г8о/МсС/»е1/пе(герпп1,СЫсако:Моойу, 1978), 95.

Цитируется по ТЬотав, Тгеазигу, 192. "Зригееоп.Ьес^игеэ, 41, 49. Эти цитаты взяты из лекции под названием «ТпеРгеасЬег'зРпуа1,еРгауег»,

которую стоит прочитать полностью.

ся нас не лично, а относительно» .296 В своей книге «Христианское служе-| ние» Чарлз Бриджиз предупреждает об этой опасности.

Если мы будем изучать Библию скорее как служители, чем как христиане — скорее в поиске тем для наставления народа Божьего, чем пищи для насыще­ния своих собственных душ, — мы будем пренебрегать возможностью скло­ниться у ног нашего божественного Учителя, общение с Ним прекратится, и мы станем просто формалистами в своей священной службе... Мы не можем жить за счет того, что питаем других; или исцелять себя, исцеляя наших лю­дей; следовательно, во время нашего служения наше знакомство с внушаю­щей благоговение реальностью смерти и вечности должно быть большим, чем у могильщика, врача или воина, — это должен быть взгляд человека Божье­го, который смотрит на вечность очень серьезно, заботится о ней и дает своим людям плоды этих размышлений. Было хорошо подмечено, что, «как только человек начинает рассматривать религию как дело не личное, а чисто профес­сиональное, он встречает на своем пути препятствия, с которыми незнаком простой христианин». Трудно даже сказать, является ли наше близкое зна­комство с божественными темами искушением или преимуществом.297

Мы никогда не должны изучать отрывок Библии, чтобы найти тему щя проповеди. Мы должны изучать его, чтобы полностью постичь исти­ну, которой учит в нем Господь, а подготовка проповеди должна происте-сать из нашего понимания и личного применения отрывка. Во 2 Тим. !: 16-17 сказано, что Писание существует для научения, обличения, ис-гравления и наставления в праведности человека Божьего, чтобы подго-'овить его к добрым делам. Затем через него все это воспримут и другие, слушающие его люди.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь