Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Безошибочность в связи с разъяснительной проповедью
Теперь позвольте мне подкрепить сделанные заявления ответами на ряд вопросов. Они помогут нам пересечь потоки божественного откровения и достичь нужного пункта назначения. 1. Зачем надо проповедовать? Это очень просто. Бог повелел это делать (2 Тим. 4:2), и апостолы выполнили его заповедь (Деян. 6:4). 2. Что мы должны проповедовать? Слово Божье, то есть 8спр1ига 8о1а и 8спрШга Ша (1 Тим. 4:13; 2 Тим. 4:2). 60 См. 1^огтап Се1в1ег, «1пеггапсу Ьеайегз: Арр1у (Ае В1Ые», Е(егпИу 38, по. 1 ^апиагу 1987): 25; там приведен компактный силлогизм: Бог не может ошибаться; Библия — Слово Бога; Следовательно, в Библии не может быть ошибок. 2 Зак. 4539 3. Кто должен проповедовать? Святые люди Божьи (Лк. 1:70; Деян. 3:21; Еф. 3:5; 2 Пет. 1:21; Отк. 18:20 и 22:6). Исаии было велено проповедовать только после того, как Бог очистил его уста (Ис. 6:6-13). 4. Каковы, обязанности проповедника? Во-первых, проповедник должен понимать, что Слово Божие — не слово проповедника. Он: Посланник, а не автор послания (еиаууеХ^О) [еи১е112д]). Сеятель, а не источник жизни (Мф. 13:3, 19). Глашатай, а не правитель (кпр-бстосо [^ёгиззо]). Служитель, а не владелец (Кол. 1:25). Наставник, а не автор (Деян. 8:31). Подает духовную пищу, но не готовит ее (Ин. 21:15, 17). Во-вторых, проповедник должен осознавать, что Писание — 6 ^6уо(; той феой (йо !о§о5 1ои 1/геои — «Слово Божье»), Если он будет осознавать эту чудесную истину и связанную с ней ответственность, его целью будет соответствовать Писанию, а не преодолевать его, позволять ему, так сказать, говорить через него, передавая не столько свое, сколько его послание. Наши проповеди должны всегда быть такими. В некрологе великого немецкого дирижера, Отто Клемперера, Невилл Кардус говорил о том, как Клемперер «приводил музыку в движение», о его анонимном, самоисключающем стиле, который позволял музыкальным нотам проявиться через него во всей целостности. Такой должна быть и проповедь: Писание должно говорить само, а задача проповедника— просто «привести Библию в движение»." Тщательное исследование фразы ^.о^ос, фео'0 (1о§оз (Неои — «Слово Божье») показывает, что в Новом Завете она употребляется по меньшей мере сорок раз. Этими словами обозначается Ветхий Завет (Мк. 7:13). Это то, что проповедовал Иисус (Лк. 5:1). Это послание, которому учили апостолы (Деян. 4:31 и 6:2). Это слово, которое приняли самаряне (Деян. 8:14) от апостолов (Деян. 8:25). Это послание, которое язычники получили от Петра (Деян. 11:1). Это то, что проповедовал Павел в своем первом путешествии (Деян. 13:5, 7, 44, 48, 49; 15:35-36). Это послание, которое Павел проповедовал во втором путешествии (Деян. 16:32; 17:13; 18:11). И это послание, которое Павел проповедовал в третьем путешествии (Деян. 19:10). Это одна из основных тем Луки в книге Деяний, в которой рассказывается о широком и быстром распространении вести (Деян. 6:7; 12:24; 19:20). Павел говорил коринфянам, что проповедует Слово, данное Богом, что оно не должно искажаться, но проповедоваться искренне (2 Кор. 2:17; 4:2). Павел признает, что это Слово — источник его проповедей (Кол. 1:25; 1 Фее. 2:13). "РасЬег, «РгеасЫпе», 203. Сегодняшние проповедники, подобно Христу и апостолам, тоже должны проповедовать так, чтобы иметь возможность сказать: «Таково Слово Божие». Они обязаны передать его нетронутым и неискаженным. 5. Откуда берет начало послание проповедника? Послание начинается со слов Божьих, которые преподаются как непреложная истина, потому что цель Бога — передавать истину. Послание было задумано Богом как истинное и передано с помощью Духа Святого в сотрудничестве со святыми людьми, которые восприняли Слово таким же, каким его мыслил Бог (2 Пет. 1:20-21). Писание было принято пророками и апостолами как 8спрШга шеггапИз, то есть изначальная формулировка Писания, замысленная Богом, не была искажена. Таким образом, авторы нашего канона восприняли текст, который мы называем Писанием, безошибочно. 6. Как может послание Бога оставаться безошибочным? Если послание Бога было воспринято истинно, так, как оно было передано, то как сохранить его чистоту теперь во время проповеди, с переводами на другие языки, в других культурных условиях и временных рамках? Только экзегетический подход является приемлемым для точного разъяснения. Мы согласились, что экзегетика необходима, отсюда логически вытекает следующий вопрос: «Как толкование/экзегетика связана с проповедью? » Пэкер отвечает на этот вопрос лучше всех. Если принимать во внимание характер Библии, любое подлинное толкование должно принимать форму проповеди. Из этого следует и обратное утверждение, не менее важное: если принимать во внимание природу проповеди, то любая подлинная проповедь должна иметь форму толкования Библии.62 7. Теперь давайте осмыслим все сказанное с практической точки зрения: каков конечный шаг, связывающий понятие безошибочности с проповедью? Во-первых, надо использовать подлинный текст. Мы в долгу перед теми немногими учеными, которые усердно трудились в области критики текста. С помощью их исследований оригинальный текст Писания был извлечен из-под груды рукописных копий с разными текстовыми отклонениями. Это точка отсчета. Если у нас не будет текста, данного Богом, проповедник не сможет передать Его послание. Во-вторых, получив подлинный текст, мы должны правильно его истолковать. Имеется в виду герменевтика. Как богословская дисциплина, герменевтика — наука правильного толкования Библии. Это особое применение общей лингвистической науки о значениях. Она пытается формулировать особые правила, которые относятся к специфическим факторам, связанным с Библией... Герменевтика — это наука, которая устанавливает определенные принципы истолкования многозначного текста, и это не просто список правил, но совокупность органически связанных друг с другом моментов. Это можно считать искусством, как мы упомянули раньше, потому что эти принципы, или правила, нельзя применять механически, здесь необходимо применить навык ((есНпё) толкователя.63 В-третьих, наша экзегетика должна проистекать из надлежащей герменевтики. Бернард Рамм заметил в связи с этим, что герменевтика так же связана с экзегетикой, как правила игры — с игрой. Правила составлены на основании размышлений, анализа и опыта. Во время игры они применяются конкретно. Правила не входят в игру, но игра не имеет смысла без правил. Герменевтика — это не экзегетика, но экзегетика — применение герменевтики.64 Экзегеза, таким образом, может быть определена как умелое применение здравых герменевтических принципов к библейскому тексту на оригинальном языке с целью понять его и передать первоначальное значение как непосредственной, так и последующей аудитории. В совокупности герменевтика и экзегетика рассматривают библейский текст, чтобы установить его оригинальное звучание и значение." Таким образом, экзегетика в самом широком значении будет включать в себя различные аспекты литературной критики, исторических исследований, грамматического анализа, исторического богословия, библейского богословия и систематического богословия. Правильная экзегетика способна сказать исследователю, что гласит текст и что он означает, позволяя сделать надлежащее личное применение. Толкование Писания — это краеугольный камень не только всего процесса подготовки проповеди, но и жизни проповедника. Усердный исследователь Писания постарается быть полностью уверенным в библейской точности своего толкования.66 В-четвертых, мы теперь готовы к настоящему разъяснению. Исходя из вышесказанного, я утверждаю, что разъяснительная проповедь — это воистину экзегетическая проповедь, а не гомилетическая форма послания. Меррилл Унгер правильно замечает: Важна не величина рассматриваемого отрывка, будет ли это единственный стих или фрагмент большего объема, но сама манера рассмотрения. Неважно, насколько длинным будет объясняемый фрагмент, но если его подлинное и существенное значение в свете всего контекста Писания стало понятным и '" Вегпагй Ватт, Рго(е8(ап( В1ЬИса11п1егргегаИоп, 3(1 геу. ей. (Сггапй КарИз: ВаЬег, 1970), 11. "Пяй. См. также ^е^^у Утез апй Паук! АНеп, «НегтепеиНсв, Ехевез1з апо. Ргос1ата1,юп», СпзшеИ ТНео1о§1са1 Кетеш 1, по. 2 (8ргт8 1987); 309-34. 65 Это определение взято из <1оЬп П. ОгаззппсЬ, Рг1пс1р1ез апс1 РгасИсе о/ СгееН Ехе§е81а (Оа11аз: ВаПаз ТЬеоЬрса! Зеттагу, 1974), 7. 6в А1 Газо1, ЕззепИаН о/ В1Ы1са1 РгеасМпу (Сгапс) НарМз: ВаЬег, 1989), 41. применимым к актуальным нуждам слушателей, это можно спокойно назвать разъяснительной проповедью.67 В результате экзегетического процесса, который начался с утверждения доктрины безошибочности, автор разъяснительной проповеди получает истинное послание, с истинными намерениями и применением. Его проповедь получает историческую, богословскую, контекстуальную, литературную, синоптическую и культурную перспективу. Его послание соответствует намерениям Бога. Теперь, когда все это кажется очевидным, мы можем задаться вопросом: «Почему же церковь вообще упустила из виду связь безошибочности с проповедью?» Позвольте мне предположить, что прежде всего это произошло из-за «наследия либерализма». НАСЛЕДИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА Пример Роберт Брэтчер, бывший ассистент по исследованиям из Американского Библейского Общества, является автором перевода АБО Благая Весть для современного человека, а также пастором Южной баптистской церкви. Выступая перед Комиссией по христианской жизни Южного баптистского собрания, он говорил на тему «Авторитет Библии для сегодняшней церкви». Только в результате добровольного невежества или интеллектуальной недобросовестности можно утверждать, что Библия является безошибочной и непогрешимой. Ни один любящий истину, уважающий Бога и почитающий Христа верующий не пойдет на такую ересь. Облекать Библию качествами непогрешимости и безошибочности — значит творить из нее кумира [вгс], превращать ее в ложного бога.68 Такое мышление — типичное наследие либерализма, который лишил проповедников истинной силы проповеди. Действительно, зачем внимательно относиться к содержанию текста, если он не отражает природу Бога, или же его истинность сомнительна? Ложные представления Брэтчер и другие сторонники «ограниченной» или «частичной» безошибочности повинны в нескольких ошибках.68 Во-первых, они не смогли понять то, что в Писании сказано о нем самом. " МегпЦ Р. ип@ег, Рг1пс1р1ез о/ ЕхроаИогу РгеасЫпд (Сгапй КарИз: 2опс1егуап, 1955), 33. 6в «1пеггапсу: С1еагте Аугау СопГизюп», СНп.аИап.Иу ТоЛау 25, по. 10 (29 Мау 1981): 12. Бенджамин Ворфилд угодил прямо в точку вопросом: «Действительно важный вопрос для христианских ученых... таков: „Как точная научная экзегетика относится к библейской доктрине богодухновенности?"»70 В ответ на это скажем, что нигде в Писании не сказано, что в нем встречаются как истины, так и ошибки, и писатели не делают ни малейшего намека на подобный феномен. Земные авторы Писания единодушны в том, что это Слово Божье; следовательно, оно должно быть истинно. Во-вторых, ограниченная или частичная безошибочность предполагает, что существует более высокий авторитет для установления достоверности Писания, чем божественное откровение. Считать, что критика может обладать большим авторитетом, чем Писание, является ошибкой арпоп. Это значит, что критика сама претендует на безошибочность. В-третьих, если безошибочность ограниченна, сторонники этой теории ошибаются, полагая, что какая-либо часть Писания может считаться подлинно передающей божественную истину. Ошибки в Писании должны полностью лишить Библию права называться достоверным источником истины. В любом случае возникают сомнения. Должны ли люди доверять Писанию или критике? Нельзя сохранить свой торт (истинное Писание) и съесть его (ограниченная безошибочность). Пиннок заметил: «Попытка свести целостное содержание Библии к вопросам „веры" и его исторической достоверности — неблагодарное и глупое занятие».71 Если Библия не может дать нам здравого учения о Писании, значит, она вообще не способна предложить нам более или менее достойной доверия доктрины о чем бы то ни было. Если люди, авторы Писания, неправильно понимали мысли Святого Духа, значит, они были плохими пророками и не могли передать Божью истину ни в чем. Если они такие неудачники во всем, проповедник должен потерять к ним всякое доверие и уверенность, что послание истинно и исходит от Бога. Итоги Дж. Кэмйбелл Морган, которого называли «царем разъяснителей» двадцатого века, был посланником, которого широко использовал Бог. Тем не менее, в его жизни был период, когда он столкнулся с обсуждаемой нами проблемой. Он заключил, что, если в библейском послании есть ошибки, его нельзя с чистой совестью проповедовать публике. Вот рассказ о том, как молодой Кэмпбелл Морган убедился в истинности Библии как Слова Божьего. 69 Эти аргументы взяты у ШсЬагс! I.. МауЬие, « В1Ы1са11пеггапсу т 1Ье Оовре1а», иприИзЬей рарег (\У1топа ЬаЬе, 1п<1.: йгасе ТЬео1ое1са1 Зепипагу, 1977), 12-15. '"Ве^агмп ВгесЬшпй^е \Уагйе1(1, ТНе 1пар1га11оп апЛ АиНгогИу о/ (Ле В1Ые (герпп!,, РЫ1а(1е1рЫа: Рге8Ьу1епап ап<1 КеГогтей, 1948), 175. 71 СЛагЬ Н. РтпосЬ, «Оиг 8оигсе оГАи(,Ьоп<;у: ТЬе В1Ые», В1ЫШ1геса Засга 124, по. 494 (Арп1-,1ипе 1967): 154. Три года этот молодой человек, серьезно собиравшийся в будущем стать учителем и наконец проповедником, сражался с мутными водами религиозных противоречий, которые увлекали его на дно. Он читал новые книги, в которых рассматривались такие вопросы, как: «Познаваем ли Бог?», и обнаружил, что авторы решили: «Он непознаваем». Это смутило его и ввело в замешательство. Он больше не был уверен в том, чему его отец учил публично и дома. Потом появились другие книги, защищающие Библию от нападок. Чем больше он читал, тем труднее казался ответ на вопросы, занимавшие его ум. Человек, никогда не переживавший подобного, не сможет понять, какое смятение духа испытывал молодой Кэмпбелл Морган в тот критический период своей жизни. В последующие годы он испытывал живейшую симпатию к молодым людям из колледжа, которые проходили через подобный опыт, — он сравнил этот опыт с «переходом через пустыню без дорог». Наконец, наступил кризис, когда он признал, что совершенно не уверен в том, что Библия — авторитетное Слово Божье для людей. Он тут же отменил все проповеди. Затем собрал все книги как критикующие, так и защищающие Библию и спрятал в дальний угол буфета. Рассказывая потом об этом моменте — а он часто делал это во время проповедей, — он вспоминал, как запер дверцу на ключ. «Я до сих пор могу вспомнить щелчок замка», — говорил он. Он вышел из дома и отправился в книжный магазин. Он купил себе новую Библию, вернулся домой и сказал себе: «Я больше не уверен, что эта книга именно то, чем считает ее мой отец, — Слово Божье. Но я уверен в одном. Если это Слово Божье и я стану читать его без предубеждения, с ясным умом, оно само убедит мою душу». «Библия настигла меня, — говорил он, — я начал читать и изучать ее тогда, в 1883. И до сих пор я ее изучаю (в 1938)». Через два года Кэмпбелл Морган вышел из этого кризиса веры, полностью убежденный в том, что Библия, в каждом деянии и истине, является именно Словом Бога живого. Снова процитируем его рассказ об этом событии: «Этот опыт наконец вернул меня к проповеди и служению. Скоро я почувствовал себя достаточно подкованным, чтобы начать проповедовать, и с того момента продолжаю это делать». Когда этот кризис остался позади, и он проникся новой уверенностью, пришла полная убежденность. Эта Книга заслуживала того, чтобы ее изучали не просто ради личного удовольствия от глубокого проникновения в сердце, разум и волю Бога, но и для того, чтобы истины, обнаруженные в результате исследования Писания, стали известны людям, стремящимся к свету и погибающим во тьме без ясного знания Воли Его.72 Давайте доставим Богу радость — пусть возрастет племя людей, называемых проповедниками. Убежденные в безошибочности Библии, они будут стремиться к тому, чтобы понять и провозгласить ее послание, выполнить поручение Бога и доставить истину Его стаду. 72 ЛИ Могеап, А Мал о/ (йе ЛУогЛ- Ще о/ О. СатрЬеИ Могеап (Сгапй Кар^з: ВаЬег, 1978), 39-40. НАША ЗАДАЧА Одним из наиболее благочестивых проповедников, когда-либо живших на земле, был шотландец Роберт Мюррей Мак-Чейн. В своих воспоминаниях о Мак-Чейне Эндрю Бонар писал: Он хотел подойти как можно ближе к истине, излагая'Писание в своих проповедях. Однажды кто-то спросил его, не боится ли он, что однажды исчерпает все темы для проповеди. Он ответил: «Нет, я просто толкую Писание; я иссякну только тогда, когда иссякнет Библия». Следуя этому принципу, он тщательно избегал слишком распространенного метода подачи текста — привя-зывания доктрины к словам, а не выведения ее из контекста отрывка. Он всегда старался проповедовать в Духе отрывка; он боялся, что иначе огорчит Духа, Который написал его. Толкование было для него священным занятием. Верный своему принципу, он в то же время не воздерживался от использования для современных нужд всех частей как Нового Завета, так и Ветхого. Он старался сначала утвердить изначальное значение и применение, а затем перейти к современному.73 Задача автора разъяснительной проповеди — проповедовать мысли Божий, которые он обнаруживает в безошибочном Слове Божьем. Он понимает их благодаря герменевтике и экзегетике и разъясняет весть, которую изрек Бог и уполномочил его как передать. Джон Стотт обрисовал связь экзегетического процесса с разъяснительной проповедью. Разъяснительная проповедь — очень точная дисциплина. Возможно, именно поэтому она так редка. За нее берутся только те, кто готов последовать примеру апостолов и сказать: «Не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах... а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2, 4). Систематическая проповедь Слова Божьего невозможна без систематического его изучения. Недостаточно каждый день читать по несколько стихов Библии или изучать отрывок, на основании которого вы собираетесь проповедовать. Нет. Мы должны каждый день погружаться в Писание. Мы должны не просто рассматривать, как под микроскопом, лингвистические особенности некоторых стихов, мы должны брать телескоп и смотреть на громадные просторы Слова Божьего, усваивая великую тему божественного владычества и искупления человечества. «Благословен тот, — писал Ч. X. Сперджен, — кто питается самой душой Библии, пока наконец не начинает говорить языком Писания, и дух его напоен словами Господа, так что сама кровь его делается библейской и сама сущность Библии течет в его жилах».74 Доктрина безошибочности требует экзегетического процесса и разъяснительного провозглашения. Только экзегетический процесс сохраняет Слово Божье в его целостности, бережет сокровище откровения и провозглашает его значение точно так, как оно замысливалось." Разъяснитель- "Апотет» А. Вопаг, Мето1г апЛ Нетате о/ДоЬег( Миггау МсСНеупе (Огапй ЕарИз: ВаЬег, 1978), 94. 74 ЗоЪп К. УУ. 81;о11, ТНе РгеасНег'3 РоПгаИ (Сгапа ВарУз: Еегйтапа, 1961), 30-31. "См. I Тим. 6:20,21 и 2 Тим. 2:15. ная проповедь является результатом экзегетического процесса. Таким образом, это важное звено между безошибочностью и провозглашением. Это средство сохранения чистоты изначально данного Богом безошибочного Слова и полного провозглашения божественной искупительной ис тины. 3 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы