Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выявление знаний участников. Упражнения. Отработка навыков



Методом «мозгового штурма» учащиеся создают портрет наркомана (называют признаки человека, больного наркоманией). Тренер записывает эти признаки в три колонки: наркоман — потребитель наркотиков опийной группы; наркоман — потребитель марихуаны; наркоман — потребитель галлюциногенов.

Обсудить особенности поведения больного наркоманией во дворе, в подъезде, в транспорте.

Ознакомление с новой информацией

Рассказать или предложить детям вспомнить, что они знаю о том, как ищут знакомства наркоманы: через «третьих лиц», как стараются быть интересными, как привлекают к себе внимание, о чем любят расспрашивать (о родителях, об интересах).

Обсудить, для чего нужны наркоману новые знакомства.

Отработка навыков

Упражнения.

q Компания ребят, где, скорее всего, находится наркоман, приглашает тебя к совместному времяпрепровождению. Твои действия?

q Ты случайно оказался на дне рождения у друга, где, по твоим сведениям, в числе приглашенных, находится наркоман. Как себя вести? (Способы противостояния давлению, правильное принятие решений — уйти домой).

q Предложи несколько поводов для ухода из компании, где возможно предложение «присоединится» к употреблению наркотика.

Домашнее задание

Разработать с родителями план, как быть отозванным со дня рождения, вечеринки — по телефону или как-то еще.

Примечание: в этом занятии можно использовать игру «Драка» (см. Приложения).

Занятие № 32

НИКОГДА НЕ ПРОБОВАТЬ И НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ НАРКОТИКИ — ХОРОШО

Цель: формирование устойчивого убеждения, что не употреблять наркотические вещества — хорошо.

Задачи:

q Показать все то хорошее, что имеет человек, не употребляющий наркотики.

q Научить сопротивляться давлению группы (не делай то, что не хочешь).

q Показать, что находится в меньшинстве, тоже хорошо.

Выявление знаний участников

Методом «мозгового штурма» ответить на вопрос, что хорошего дает неупотребление наркотиков (что плохого).

Ролевая игра: один отказывается от курения, вся группа уговаривает. Обсудить, какие существуют методы группового давления и что чувствует человек, который сопротивляется давлению.

Ознакомление с новой информацией

Показать виды и методы группового давления (угрозы, уговоры и т.д.). Развенчать миф о том, что все курят, пьют и т.д.

Обобщить и дополнить имеющуюся у учащихся информацию о том, почему хорошо не употреблять наркотики.

Упражнение. Невербальное упражнение на групповое давление, чтобы показать, что негативные эмоции может вызвать само давление, а не сопротивление ему.

Домашнее задание

Представить себя отказывающимся от предложения впервые употребить наркотическое вещество, вспомнить навыки отказа, навыки принятия решения, навыки критического мышления.

Подготовка к викторине. Напомнить правила взаимоотношений в группе, выбрать капитанов команд, их помощников. Рассказать о викторине, как она проходит: соревнования в виде диспута, в паре, в группах, выступление одного добровольца. Обязательно пригласить родителей.

Вниманию тренера

Разъяснение к викторине занимает от трети до половины урока.

Примечание: в этом занятии ( можно использовать игру «Дума (2)» (см. Приложения).

 

Занятие № 33

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ:
«ВИКТОРИНА ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ»

Вступление: приветствие и пожелание победы со стороны родителей, учителей, руководства школы. Представление жюри викторины (родителей, учителей, руководства школы).

Поздравления участников викторины друг другу (из домашнего задания), пожелания успешной игры (желательно в коротких стихах, в виде коллективного рисунка на листе ватмана).

q Конкурс капитанов команд (по теме первого занятия — знакомство).

q Соревнование в парах добровольцев — заданная тема: общение — случайная встреча через год после окончания школы (оценка приветствия друг друга, продуктивности и проявления взаимного интереса, умения начинать, поддерживать и прекращать разговор).

q Соревнование в паре по теме восьмого занятия — умение сказать «нет».

q Соревнование в группе — трое подговаривают к рискованному действию четвертого, по теме седьмого занятия — «давление со стороны».

q Соревнование «Стресс». Одному добровольцу (предварительно предупрежденному) сообщают якобы случившуюся с ним очень неприятную новость; учащийся показывает, затем рассказывает, как он боролся со стрессом, о всех своих ощущениях.

q Соревнование-игра «Паутинка» (группы небольшие, по 5 учащихся): кто быстрее распутается.

q Соревнование в паре по теме четырнадцатого занятия — «Я особенный»: деликатно, как бы вскользь, напоминается, что рассказывают учащиеся о себе без хвастовства, отражая свои реальные возможности.

q Диспут: правильное и неправильное использование химических веществ, возможные последствия (из наиболее удачных примеров, высказанных учащимися).

q Игра групп в мяч «Съедобное — несъедобное».

q Соревнование в паре — предложение закурить (желательно от старшеклассника), кто лучше сможет отказаться.

q Соревнование «Повстречался опасный человек». Учащийся описывает его внешние признаки, одежду, речь, излагает предложения (съесть что-то вкусное, выпить нигде не продающийся напиток и т.д.). Оценивается, как учащийся отказался, кто быстрее прекратил контакт и ушел или убежал.

q Аукцион идей, почему хорошо не употреблять химические наркотические вещества.

q Заключительное пожелание друг другу капитанов, передача писем «другу».

Подсчет баллов жюри, объявление победителей — группы учащихся, капитанов команд, специальных призов за наиболее удачные примеры. Раздача призов всем учащимся.

Общий стол: торты, конфеты, фрукты, чай.

Примечание: подготовка к викторине длится неделю, в том числе отводится отдельный урок подготовке и репетиции в группах. В помощь привлекаются родители, положительные и авторитетные старшеклассники, дирекция учебного заведения.


ПРИЛОЖЕНИЕ I

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ1

q «Беседа через стекло». Участникам предлагается передать друг другу важную, неотложную новость мимикой, жестами, представив, что они отделены друг от друга звуконепроницаемым стеклом.

q «Варианты выражения мыслей». Участники садятся в круг. У одного есть мяч. Задается несложная фраза, которая затем последовательно дополнятся логичными по содержанию предложениями. С каждой переброской мяча новое предложение. Мяч перебрасывается не по кругу, а случайно, при этом указывается имя партнера. В какой-то момент, получивший мяч попадает в трудную ситуацию, игра начинается с другой фразы. Пример: «Я боюсь темноты и не выхожу вечером гулять, а если выхожу, то с собакой. А мне, наоборот, больше нравятся вечера, особенно летом на даче...»

q «Вежливый отказ». Группа разбивается на две части. В каждой подгруппе один участник отказывает другим в дружбе, при этом на прощание говорит о них только хорошее.

q «Времена года». Ребята выстраиваются в линию по месяцам рождения, при этом не говоря и не подавая друг другу каких-либо знаков.

q «Воздушный шар». Все участники садятся в круг. Тренер описывает ситуацию: вы все летите домой после успешной научной экспедиции, сделана видеосъемка для телевидения. Но случилось непредвиденное: в оболочке шара образовалось отверстие, шар стал медленно падать. Пришлось выбросить из корзины все мешки с песком. Падение замедлилось, но затем возобновилось с большей скоростью. Появилась крайняя необходимость выбрасывать другие предметы и вещи. Дается перечень вещей с указанием их веса: аптечка — 5 кг, компас гидравлический — 5 кг, консервы — 25 кг, подзорная труба — 1 кг, охотничье ружье с запасом патронов — 25 кг, конфеты — 20 кг, спальные мешки — 30 кг, ракетница с запасом ракет — 10 кг, брезентовая палатка — 20 кг, баллон с кислородом — 50 кг, комплект географических карт — 25 кг, баллон с питьевой водой — 20 кг, надувная резиновая лодка — 25 кг, видеокассеты — 3 кг, видеокамера — 3 кг, магнитофон — 3 кг. Ваша задача решить, что и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый подумает сам, затем всем вместе нужно найти единое решение и записать его. Время, когда упадет шар, неизвестно, но падает он все быстрее и быстрее. Участникам необходимо напомнить условия: высказаться должен каждый, решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения, воздержавшихся нет. Если один возражает, предложение отменяется, и участники ищут другой выход. Решения должны быть приняты по всему перечню предметов и вещей. С каждым выброшенным предметом падение замедляется. Если вы не сможете договориться, то разобьетесь и погибните. Помните об этом.

q «Дом доброты». На листе бумаги учащиеся рисуют многоэтажный дом. Чем выше этаж, тем больше там живет умных и сильных людей (что, по возможности, отражается рисунками в окнах). После завершения рисунка, дается задание дорисовать себя со своим другом (друзьями). На каком этаже и с кем ты поселил себя?

 

' Групповые игры, равно как и техника проведения 33-го урока не являются авторскими, не подлежат заявлению, цитированию и размножению от имени автора. Они собраны из необозримого количества литературных источников, включая отечественные, и могут заменяться, редактироваться, исключаться по усмотрению тренера.

q «Драка». С самого начала учащиеся предупреждаются не только о невозможности, но и недопустимости болевых ощущений. При проведении игры прямой телесный контакт отсутствует. Игра проводится в парах, друг другу наносятся и отражаются удары, все движения в замедленном темпе (замедленная съемка в кинофильме).

q «Дума (1)». Все учащиеся — депутаты. Аудитории задается произвольная тема выступлений, например, о количестве или продолжительности уроков. Каждый высказывает свое мнение, при этом неизбежны другие высказывания с мест. После игры задаются вопросы: что «почувствовали», что мешало каждому высказаться — чувство, что тебя не слушают? Что нужно, чтобы тебя услышали? Когда говорит один, остальные не только молчат, но и слушают.

q «Дума (2)». Впереди у депутатов отпуск, который можно провести по-разному, если всем вместе: а) поплыть на теплоходе в туре по Средиземному морю; б) полететь в Южную Америку на экскурсию в пустыню Наска и на остров Пасхи; в) полететь в Египет на отдых и совершить экскурсию к пирамидам; г) остаться в городе и подработать в Макдональдсе, чтобы в другой раз совершить сразу два путешествия; д) сидеть дома и ничего не делать. Каждый депутат высказывает свое мнение. После чего всем необходимо принять всех устраивающее решение.

q «Дыхательное упражнение». На счет один, два, три, четыре с интервалом не менее 4 секунд делается глубокий вдох. На тот же счет дыхание задерживается, выдох делается также постепенно в том же ритме, но до счета три, в интервале 3-4 длится не более 1 секунды, т.е. делается сильный выдох остаточного воздуха, при этом туловище чуть наклоняется, руки забрасываются, как бы обнимая себя.

q «Зоопарк». Каждому необходимо найти место в помещении, удобное для него. Теперь нужно представить себя зверем наиболее для себя страшным, изобразить его повадки, мимику, движения, придать своему телу положение наиболее характерное для него (на четвереньки вставать нельзя). Как будто открылись клетки, звери из них вышли и разгуливают по зоопарку, приглядываются, принюхиваются, проявляют бесконтактную агрессию. Выберите себе «пару», постарайтесь выразить друг другу доверие (слова исключаются). Обсудите с партнером происходившее, свои ощущения, переживания.

q «Заколдованный человек». Один участник — «заколдован» и не может говорить, другой делает опасное предложение, уговаривает. «Заколдованный» отказывается с помощью мимики, жестов.

q «Зеркало». Участники становятся в парах друг против друга. Один — зеркало—в точности повторяет мимику другого. Затем они меняются ролями.

q «Иностранный гость». К тебе приехал гость, который не знает русского языка, а он (она) не знает его языка. Нужно показать свой дом, город, используя только мимику и жесты.

q «Интервью». Дается представление о том, что такое интервью, кто, у кого и зачем его берет. Участники разбиваются на пары: один журналист, который задает вопросы, партнер отвечает (затем меняются). Интервью будет опубликовано в газете. Количество вопросов не менее 5.

q «Исправленный телефон». Все усаживаются в круг. Доброволец располагается посередине. Ведущий говорит «на ухо» слово, которое передается по кругу с обязательным условием не искажать его. Когда стоящий посередине, услышит передаваемое слово, то меняется с тем, от кого оно было услышано.

q «Изумление». Фокусник посадил в пустой чемодан кошку, закрыл его, а когда открыл, из чемодана выпрыгнула собака. Все по-разному изображают изумление (мимика, жесты).

q «Кто интересней». Учащимся предлагается ряд фотографий неизвестных людей (из газет, журналов). Задание: вглядеться в лица, постараться обратить внимание на все детали. Попробовать определить их характер, настроение, род занятий, увлечения. Кто придумает биографию этого человека.

q «Междугородным разговор по телефону». Двум добровольцам дается задание встать в разных, наиболее отдаленных местах помещения, представить себе, что находятся в разных городах (на выбор учащихся) и затем поговорить друг с другом с условием, что слышимость недостаточная. То же задание потом дается всем учащимся, разбитым на пары и также вставшим подальше друг от друга. Обязательно детально обсуждаются результаты: как удавалось услышать товарища, почему получился диалог.

q «Необычные приветствия». Поприветствовать друг друга: тыльной стороной ладоней, стопами ног, плечами, локтями, лбами (обязательно предупредить, что бы дети старались не сделать друг другу больно). Поощряется также собственная выдумка ребят.

q «Не увидишь себя». Одному из группы подарили красивое зеркальце, причем двустороннее. Участники обступили ребенка и просят показать, какое оно. Но мальчик (девочка), прижав его к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!».

q «Необыкновенный предмет». Участники бросают друг другу мяч. Тренер дает задание: мяч это «горячая картошка», «ледышка», «красивая бабочка».

q «Необитаемый остров». Участники садятся в круг. Объясняются правила. В результате кораблекрушения вы все оказались на необитаемом острове. На нем богатый живой и растительный мир, но много опасностей: ядовитые растения, звери-людоеды, хищные животные. Подмога — родители — прибудут только через несколько месяцев. Сделать паузу, уточнить, насколько учащиеся поняли серьезность положения. Нужно выжить, для шуток и болтовни места нет. Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство.

Игра начинается с распределения ролей: кто чем будет заниматься, за что отвечать, кто будет главный? Как будут приниматься решения? Всеми единогласно или большинством? Когда решение доверяется лидеру? Как будет распределяться пища? Поровну, или по трудовому вкладу? Большая часть будет отдаваться сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право на вашем острове появиться человек, живущий сам по себе, а что, если он заболеет и станет для всех обузой? Какие будут праздники и как часто, по поводу чего? Разрабатывается нравственный кодекс из 10 пунктов. Правила должны быть четкими и обеспечивающими выживание, сотрудничество и предотвращение конфликтов. Предусматриваются и санкции за нарушения этих правил. Выбирается секретарь, который все это записывает. После игры проводится ее обсуждение, обращается внимание на положительные стороны стиля и манер общения между участниками, на удачные способы согласования и принятия решений, на умение слушать и подчинятся лидеру, учитывать мнение остальных, отвечать за себя.

«Путешествие на газете» Группа делится поровну на несколько подгрупп по 6-7 человек. На полу на некотором расстоянии положить газеты (в разворот) по количеству групп. Задание для каждой группы: это (газета) ваш звездолет, на котором вы эвакуируетесь с космической станции, терпящей бедствие. Ваша задача разместиться на газете так, чтобы вся группа поместилась. Побеждает та команда, которая быстрее и лучше выполнит задание. Если группы окажутся малочисленными, можно постепенно усложнить задание, складывая газету после каждого удачного выполнения.

«Паутинка». Участники в группах по 5-6 человек становятся в круг, протягивают друг другу руки, каждый кистью зажимает кисть стоящего напротив или рядом товарища. Нельзя образовывать пары, все должны сцепиться вместе. Затем дается задание «распутаться», при этом не отпуская и не перехватывая кисти рук. Должен образоваться круг играющих, которые, как в хороводе, стоят и держат друг друга за руки.

«Передача пожеланий». Дети в парах прикасаются друг с другом ладонями, при этом глаза закрыты. После чего каждый высказывает, что он почувствовал.

«Поменяться местами». Пусть поменяются местами те, на ком кроссовки, спортивный костюм и т.д. и т.п.

«Расслабляющая маска». Участники разбиваются на пары, становятся друг против друга, у одного произошла какая-то неприятность. Установка: следить только за своими ощущениями. Даются последовательно задания: расслабить мышцы лба и бровей, верхние веки глаз спокойно опустить, глазные яблоки слегка повернуть кверху так, чтобы внутренний взор оказался сосредоточенным в бесконечность в области переносицы. Язык должен стать мягким, его кончик находится у корней верхних зубов. 1убы полуоткрыты, не соприкасаются друг с другом. После «надевания маски» дети начинают диалог о возможных дальнейших действиях по решению возникшей проблемы

«Рисование». Участники разбиваются на пары, один пишет или рисует на спине своего напарника, другой отгадывает, и наоборот.

«Ритм». По очереди, друг за другом, каждый вступающий в игру задает свой звуковой ритм с помощью ударов ладонями по стулу, столу или какому-либо другому предмету

«Стиральная машина». Участники разбиваются на пары. Тесно соприкасаясь руками друг с другом, дети производят манипуляции (один — ведущий, другой — ведомый), схожие со стиранием белья, потом они меняются ролями. Учащиеся обязательно предупреждаются о недопустимости болевых ощущений.

«Сопротивление». Учащимся нужно встать друг против друга на дистанции вытянутой руки. Поднять руки на уровне груди, прикоснуться друг к другу ладонями. Договориться, кто будет ведущим. Один надавливает, другой сопротивляется, затем наоборот. В задачи входит: а) оказать сопротивление и ощутить давление напарника, сталкивать нельзя; б) столкнуть напарника с места, сумев противостоять давлению и при этом устоять на месте.

«Слепой — поводырь». Игра в парах, со сменой ролей. Один — слепой, другой — поводырь. Задача поводыря познакомить слепого с окружающим его пространством (миром), возможными опасностями. Необходимо учитывать характер «слепого», его интересы. Обсуждение игры подробное.

«Скульптор». Игра в парах. Один изображает скульптора, другой глину. Скульптор сначала выбирает, что вылепить, затем начинает работу. Показывает партнеру, как встать, как держать руки, пальцы, какое надо сделать лицо, например, если задумано вылепить злого волка или смешного человечка.

«Ситуация». Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, развить ее дальше, показать последствия. Примеры: а) «Когда Таня вышла на поляну, то увидела яркий свет — на поляне приземлилась летающая тарелка, в которой можно было различить окна. Таня обошла ее с другой стороны и ...» (В нашем случае задается тема на активное развитие мышления ребят). Пример б) «Игорь прогулял урок, перед этим он не выучил Домашнее задание по математике. Когда он шел в школу утром, то был растерян — теперь ему будет еще труднее догнать программу и ...» И еще примеры ситуаций: «Саша не выучил все уроки, Володя взял магнитофон своего друга без разрешения, Сима пришла домой в 12 часов ночи». Причины, выявленные ребятами, помогут им самим понять собственные ошибки, проанализировать последствия заданных ситуаций. Делается акцент на том, как реагируют окружающие люди на те или иные поступки. Становится более понятной причина, по которой сердится взрослый.

«Совместное послание». У каждого лист бумаги. На нем рисуется что-либо приятное для товарища, затем передается соседу. Так, листы идут по кругу, пока первый лист не вернется к первому учащемуся.

«Тень». Игра в парах. Ведущий двигается, выражая в движениях чувства. Его партнер следует за ним как тень, пытаясь повторять его движения, наблюдая при этом за своими чувствами. Разбор: что чувствовали партнеры, понимали ли, сопереживали друг другу?

«Трясина». Один доброволец встает в середину круга образованного учащимися. Необходимое условие: учащиеся могут перемещаться по кругу, по площади образованного круга, нельзя отбегать в сторону. Находящийся в центре должен поймать кого-нибудь, поймав, они уже ловят вдвоем. Поймав третьего, начинают ловить четвертого и так далее, пока все не окажутся в центре круга.

«Узнать друг друга». Участники образуют два круга — один (поменьше) внутри другого. Ребята ходят по кругу (во внешнем — по часовой, во внутреннем — против часовой стрелке) с закрытыми глазами. По команде останавливаются и стараются друг друга узнать по прикосновениям.

«Хлопки». Участники садятся в круг. а) каждый может передавать хлопок в ладоши налево или направо. При этом удар ладонью о ладонь производится наискосок, так, чтобы сосед почувствовал, что хлопок «передан» ему; б) каждый учащийся кладет кисть руки на колено соседа. Легкий удар ладонью передается по или против часовой стрелки. Засекается время. Одобрительно оценивается минимальное время передачи «импульса».

«Экстрасенс». Участники разбиваются на пары, один о чем-либо думает, а другой отгадывает.

«Электрический ток». Все садятся в круг, берутся за руки. По часовой стрелке каждый передает рукопожатие, посланное тренером. Считается по секундам, за сколько «ток» вернется к тренеру.

Количество («ассортимент»), содержание, название игр могут меняться, дополнятся по усмотрению тренера. Главное, не забывать — игры должны быть только приложением, помогающим тренеру решать основные задачи.

ПРИЛОЖЕНИЕ II

ТЕХНИКА ОБУЧЕНИЯ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь