Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Виды презентаций проектов



Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и бо­лее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма огра­ничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, на­пример:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного
на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстрированное сопоставление фактов, документов,
событий, эпох, цивилизаций...

- Инсценировка реального или вымышленного историчес­
кого события.

 

- Научная конференция.
— Научный доклад.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

 

- Телепередача.

- Экскурсия.

Примеры удачных презентаций проектов:

1) инсценировка-диалог Сознания, Самосознания и Бессозна­
тельного;

2) пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный
материк;

3)ролевая игра, имитирующая поведение муравьев неизвестного науке вида в муравейнике;

4) инсценировка драматической постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных химических опытов-пара­доксов;

5) диалог с участием Чацкого, представителей «Фамусовской Москвы» и «современных людей» по теме «Проблема ума и безу­мия».







Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предвари­тельного ответа на следующие вопросы:

- Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

- Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номи­наций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и

т. д.)?

- Предполагается ли оценка проектов по предметным сек­циям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единымсписком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно явля­ются:

- предметная компетентность жюри (жюри должно обя­зательно включать специалистов по всем предметам, ох­ватываемым проектами данной секции);

- все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех пред­ставленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проек­танты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащих­ся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проек­тантам задолго до защиты.

Приведем перечни критериев, использовавшихся на проектной неделе.

22

 

 

Критерии оценок, использовавшиеся в практике негосударствен-

 

ной школы*:

1) самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) артистизм и выразительность выступления;

6) как раскрыто содержание проекта в презентации;

7) использование средств наглядности, технических средств;

8) ответы на вопросы.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике государствен­ной школы:

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

* Первые четыре критерия — оценка проекта, последние четыре (т. е. № 5-8) — оценка презентации.

 

ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ

Какова роль учителя ?

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяс нения «знания», сколько создания условий для расширения познава тельных интересов детей, и на этой базе — возможностей их само­образования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обла­дать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих спо­собностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творчес­кого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способ­ности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказы­вается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «про­жить» педагогу в ходе руководства проектом:

1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);

2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);

3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к дру­гим специалистам);

4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту— тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих труд­ностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаружи­вает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

6) координатор всего группового процесса;

7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного про­екта).

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельнос­ти учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами уча­щиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?

24

 

Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевид­но, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.

Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.

Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. пре­обладает противоположная крайность. Даже в проектах, выполнен­ных старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководи­теля». А ведь развивающий эффект проектной деятельности нахо­дится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, ка­кая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В край­нем случае допустим выбор одной из предложенных тем. Еще луч­ше — совместная выработка темы в группе « учащиеся + учитель » по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оцен­ка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не будем забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он об­речен играть лишь одну роль — роль исполнителя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь