Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Программа по литературе для 5-х классов



Сосновская И. В.

преподаватель, доцент ИГПУ,

научный консультант ЦО № 47

Бухарова И. Г.

преподаватель литературы ЦО № 47,

ст. преподаватель ИГПУ

 

 

Программа по литературе для 5-х классов

«Школа гармонии души и мысли»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В основу концепции курса литературы для 5-го класса положен этико-эстетический подход к литературному образованию, который предполагает, прежде всего, формирование духовности подрастающего человека, понимаемой нами, как стремление к гармонизации ценностного мира личности. Такая духовно-личностная ориентация предмета особенно важна сегодня, в ситуации кризиса ценностей. Литература – это форма духовной культуры человечества, помогающая видеть неразрывность связей человека, общества, природы, Вселенной; помогающая осознавать свой внутренний мир, своё духовное «Я». Через художественное произведение на школьника идёт всё: и воспитательное влияние, и информация, и познание, и опыт человечества, и анализ состояния мира, и мечта о будущем, - то есть то, что так необходимо для развития и становления духовного и нравственного мира подрастающего человека. Но в литературе всё это находит образное воплощение. Этическое неотделимо от эстетического. Этому в программе придаётся определяющее значение. Одно связано с другим и понимается через другое. Иначе художественное произведение было бы равно жизни, реальному миру, что противоречит законам художественного творчества и законам восприятия искусства. Авторы программы убеждены, что важно дать школьникам возможность увидеть, почувствовать и пережить эту эстетическую реальность художественного произведения; открывая постепенно законы художественного творчества, открыть художника в себе.

Составители программы исходят из того, что основной целью литературного образования в школе является формирование читателя, способного к глубокому проникновению в художественный мир произведения в соответствии с его образной спецификой, способного к эмоционально-ценностному видению и познанию связей художественного мира, человека, общества, Вселенной.

Предлагаемый курс литературы базируется на творчестве русских и зарубежных писателей. Этико-эстетический подход определил выбор художественных произведений для чтения и изучения. Главными условиями отбора программных произведений являются, во-первых, их высокие художественные достоинства, во-вторых, основные идеи программы, в-третьих, возрастные особенности восприятия учащихся.

Существует несколько вариантов структурирования литературного материала: по тематическому, жанровому, хронологическому, проблемно-тематическому, историко-культурному принципам. На каждом этапе литературного образования становится значимым тот или иной принцип. Авторы программы считают, что в 5-6-х классах наиболее приемлемым является проблемно-тематический принцип, позволяющий максимально сосредоточить внимание школьников на тех ключевых понятиях, темах и проблемах, которые могут служить определёнными ценностными ориентирами. В связи с этим материал структурируется по отдельным блокам гнездовым способом таким образом, что одна, выбранная тема и проблема, стягивает к себе цикл произведений, являясь своеобразным «ассоциативным контрапунктом». Все выделенные нами темы и проблемы – концепты (понятия) русской культуры. Авторы выбрали те из них, которые являются постоянными духовными ценностями культуры человечества. Центром русской культуры всегда являлась литература. Поэтому такие концепты как «Слово», «Вера», «Любовь», «Человек», «Личность», «Совесть», «Дом», «Родная земля» присутствуют не просто в сознании каждого рядового человека, но и прослеживаются через взгляды писателей и поэтов, иногда по-новому высветляя их духовный и моральный облик, их ценностное отношение к миру. В связи с этим подбор текстов, создающий своеобразную ценностную «ось сознания», не подчиняется хронологическим ограничениям, а определяется наглядностью раскрытия того или иного концепта.

Необходимо заметить, что соотнесение какого-то концепта с тем или иным произведением ни в коем случае не является раз и навсегда данным. Авторы понимают, что «подогнать» художественное произведение под одну тему или проблему невозможно. Поэтому выделенные нами концепты нужно воспринимать как название циклов и как те направления, по которым учитель может организовать работу с литературным материалом.

Особую важность составители программы придают включению регионального компонента в школьный курс литературы. Причём этот компонент, по глубокому убеждению авторов, не должен быть просто внеклассным чтением или факультативным дополнением к основному курсу, а должен восприниматься учащимися как неотъемлемая часть русской культуры. Именно поэтому региональный компонент органично включается составителями в каждый цикл программы в соответствии с предложенными концептами. Конечно, тот подход, который используется в формировании регионального компонента на данном этапе литературного образования, можно считать пропедевтическим. В дальнейшем он требует несомненного углубления содержания и иных принципов организации литературного материала. В программе этот материал отмечен звёздочками.

В состав блоков кроме изучаемых произведений включаются некоторые сведения об авторе произведения, необходимый теоретический аппарат, списки произведений для самостоятельного чтения школьников, виды работ по развитию воображения и по литературному творчеству учащихся.

Составители программы считали важным дать подробные аннотации к темам, учитывая, что развёрнутая характеристика содержания темы может быть важным методическим подспорьем для учителя, тем более что многие из предложенных нами тем ранее в школе не изучались.

Опорные теоретические понятия, включённые в каждую из тем, представлены тремя видами. К первому относятся такие, с которыми школьники знакомятся впервые и которые нуждаются в специальном рассмотрении на уроке. Они отмечены звёздочками. С понятиями второго вида учащиеся должны быть знакомы ранее, поэтому они нуждаются в повторении, закреплении и развитии. Эти понятия выделены другим шрифтом. К третьему виду относятся понятия, которые не нуждаются в специальном внимании, так как их смысл подсказывается либо речевым опытом, либо контекстом.

Представленная программа оригинальна и в методике преподавания, которая предполагает не столько общение умов, сколько прикосновение сердец. Важное внимание авторы программы уделяют проблеме подготовки восприятия учащимися художественных произведений, а также заданиям по развитию воображения и литературному творчеству. Эти задания не являются обязательными для каждого класса и могут варьироваться учителем. Выбор варианта такого задания зависит от индивидуальных особенностей школьника, от уровня подготовки и развития класса, от художественной специфики произведения.

Составители убеждены, что программа не должна сковывать творческую инициативу учителя. Творчество учителя состоит в умении наиболее оптимально заменить, сжать или расширить конкретную тему, найти тот вариант её методической разработки, который является посильным для школьников в конкретных условиях. Важно только, чтобы не искажались и не подменялись концептуальные идеи программы.

 

Го КЛАССА

 

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Значение художественной литературы в жизни человека.

 

СЛОВО

 

Опорные понятия.

Художественный образ.*

Выражение.*

Изображение.*

Синкретизм*

Эмоциональная наполненность художественного образа.

Символ.

Литература – искусство слова.

Законы художественного творчества.

Словарное значение слова.

Образное восприятие слова.

Духовная сила слова. 1 час.

Книги вечные и всечеловечные. Слово в Библии. Творящая сила слова (1-ая глава книги «Бытия»). Слово – наставление и поучение (2-ая глава Ветхого завета). Учительная и проповедническая сила слова. Слово Добра и Истины (древние книги Индии, Египта, Китая). Духоподъёмное слово в произведениях великих поэтов ( И.А. Бунин «Слово», М.А. Волошин «Ступни горят, в пыли дорог душа…», Н. Гумилёв «Слово», А. Ахматова «Русская речь», К. Бальмонт «Гармония слов» и др.). Искренность слова и глубина мысли. Магическая сила слова. Живое и мёртвое слово.

Литературное творчество.

Попытка создания маленького монологического высказывания на тему «Слово о слове».

Опорные понятия.

Духовная сила слова.*

Слово как наставление, поучение и проповедь.*

Слово как призыв и побуждение.

Пророческая сила слова.

Возрождающая сила слова.

Искренность слова.

 

СЛОВО В ФОЛЬКЛОРЕ

Загадка. 2 часа.

Игра в «прятки» при помощи слова. Смысл народного высказывания о загадке: «Без лица в личине». Секреты художественного парадокса загадки. Преображение реальности, умение видеть в непохожем сходное, в будничном – интересное, в привычном – необычное. Приемы создания иносказательного образа: сравнение, олицетворение, метафора, метонимия.

Смысл словесной игры в загадки.

Удивление Миру и Слову. Поэтическое воспроизведение мира в многообразии форм, цветов, звуков, запахов, ощущений. Синкретизм слова в загадке. Загадки-вопросы. Загадки-головоломки. Игра словом, ритмический и рифмический рисунок.

Загадка как испытание мудрости, смекалки, воображения и фантазии.

Опорные понятия.

Открытое и скрытое сравнение (метафора)*.

Метонимия*.

Звуковой рисунок загадки (звукоподражание)*.

Ритмический рисунок*.

Устное народное творчество.

Жанры устного народного творчества.

Олицетворение.

Рифма.

Синкретизм.

Ассоциации. Ассоциативные связи.

Игра словом.

 

Литературное творчество.

Придумать житейскую ситуацию, в которой можно было бы применить пословицу, поговорку или афоризм.

Попробовать свои силы в сочинении пословиц.

Опорные понятия.

Опорные понятия.

Сравнение.

Метафора.

Олицетворение*.

Эпитет*.

Повтор (рефрен).*

Ритмический рисунок.

Звуковой рисунок.

Небылица. 1 час

Фантастическая картина жизни в небылице. Герои-чудаки. Непривычность и сказочность их действий. Приемы создания «перевернутого» мира: повторы, гиперболизация, инверсия, слово-действие.

Игра звуком и ритмом. Роль звука и рифмы в передачи смысла картин. Веселое и жизнерадостное восприятие мира. Добрые фантазии автора. «Надежда» на интеллектуального и эмоционального читателя.

Опорные понятия.

Воображение*.

Сказочность*.

Фантазия*.

Повтор*.

Инверсия*.

Гипербола.

Звуковой рисунок.

Ритм.

Рифма.

ВЕРА. ЛЮБОВЬ.

Фольклорная сказка. 4 часа.

Начальные сведения о происхождении жанра волшебной сказки. Обычаи и верования, лежащие в основе сказки. Обряд посвящения (инициация) и связанные с ним сказочные мотивы и образы (путь-дорога, встреча с предком, превращение, избушка на курьих ножках). Смысл счастливой развязки сказочного действия. Роль и значение семьи в художественной системе сказки. Ведущие сказочные образы. Резко-контрастная группировка героев. Происхождение и функции главных персонажей волшебной сказки (герой, «низкий» герой, невеста, волшебный помощник, антагонист). Змей и Баба Яга. Волшебные предметы. «Тот свет» и «иное царство» в художественном пространстве сказки. Традиционные формулы сказки (языковые и композиционные). Этическое значение сказок.

Анализ сказки «Царевна-лягушка».

Сведения о происхождении бытовой сказки.

Социальная направленность жанра. Отличие бытовой сказки от волшебной: социологизация и «обытовление» повествования, ослабление магически-волшебного компонента, усиление личной инициативы героя. Ведущие персонажи бытовой сказки: богатый и бедный брат, старик и старуха, солдат, царь, муж и жена, батрак. Мотив спора, состязания, борьбы в бытовой сказке. Её комическая и сатирическая направленность. Речевая выразительность бытовой сказки.

Анализ сказки «Горшеня», «Мудрые ответы», «Злая жена», «Удалой батрак», «Солдат и разбойник» и др. (на выбор учителя).

Литературное творчество.

«Фантастический бином»: «Что было бы, если…».

Придумывание сказки по опорным словам, напоминающим известный сюжет.

Сказка «наизнанку» (выворачивание наизнанку сказочной темы, например, Красная шапочка злая, а волк добрый).

Придумать продолжение сказки: «А что было потом?»

Сочинение сказки на заданную тему.

«Салат из сказок» (создание сказки из сюжетных линий и героев других сказок).

Опорные понятия.

Сказка как жанр эпоса.

Фольклорная сказка.

Композиция и сюжет волшебной сказки.*

Словесные формулы.*

Изобразительно-выразительные средства (олицетворения, постоянные эпитеты, сравнения)*.

Комизм бытовой сказки.*

Нравственные уроки сказки.

Самостоятельное чтение. «Пёрышко Финиста Ясна Сокола», «Волшебное зеркальце», сказки народов Сибири.

Опорные понятия.

Отличие литературной сказки от фольклорной.*

Контрастная композиция.*

Смысловая роль рифмы.*

Роль размера в сказке*

Сюжетные и лексические повторы в сказке и их символическая роль.*

Композиция и сюжет сказки.

Роль сказочного зачина и концовки.

Индивидуальное и фольклорное отношение к героям.

Самостоятельное чтение. А.С. Пушкин. «Сказка о Золотом петушке».

Опорные понятия.

Сказ.*

Сказовый сюжет.*

Реальное и фантастическое.*

Портрет как средство изображения героя.*

Волшебные предметы.

Контрастная композиция.

Самостоятельное чтение. П.П. Бажов. «Каменный цветок», «Таюткино озеро».

 Г.Х. Андерсен. «Снежная королева», «Русалочка», «Соловей», «Улитка и розовый куст», «Талисман» (по выбору учителя). 4 часа.

Слово о писателе. К.Г. Паустовский «Ночной дилижанс».

«Снежная королева».

Важнейшие мотивы и образы (образы розы, зеркала, льда; мотивы слёз, сна). Любимые мысли Андерсена о всепобеждающей силе любви, о чудесах «обыкновенных» (человеческие чувства), которые прекраснее чудес волшебных. Совершенная внешняя красота Снежной Королевы и пустота, холод, равнодушие души.

Сложность и странность взаимоотношений Кая и Снежной Королевы.

Кай: от весёлых разговоров с солнечным сиянием и розами до «ледяных игр разума». Преодоление чар Снежной Королевы чудом чувств Герды.

Герда: стойкость духа и нежность сердца.

Разнообразие второстепенных персонажей, их роль в повествовании. Речевая характеристика персонажей.

«Русалочка»

Слёзы как главный мотив сказки «Русалочка». Слёзы как истинное проявление души человеческой.

Русалочка: истины жертвенной любви. Преодоление волшебных запретов чудом человеческих чувств.

Принц: неумение прислушиваться к голосу сердца. Дом и чувство, Нравоучительность концовки сказки. Религиозные мотивы. Печаль и юмор сказки. Лиризм и поэтичность.

«Соловей».

Проблема истинных и ложных ценностей. Необходимость различать красоту внешнюю и внутреннюю. Творческая сила природы. Бескорыстие таланта и необходимость свободы. Разрушительное действие зависти. Жизнь и Смерть – Творчество и существование «по этикету». Сквозные мотивы и образы (образы соловья, розы, фарфоровых душ, мотив слёз). Концовка сказки как возвращение императора не просто к жизни, а к миру истинных человеческих чувств и взаимоотношений («Здравствуйте!»).

Роль художественной детали в сказке (колокольчики на цветах и др.) Сатира и юмор.

«Улитка и розовый куст».

Мир человеческих мыслей и чувств в сказках о «предметах» (растениях, насекомых). Жизненная позиция героев по отношению к миру.

Розовый куст: открытость миру, благодарность жизни.

Улитка: «Мне дела нет до мира!»

Развенчивание самоуверенности и глупости.

Опорные понятия.

Сквозные мотивы и образы.

Разнообразие второстепенных персонажей.

Речевые характеристики героев.*

Роль художественной детали.

Юмор и сатира.

Опорные понятия.

Андерсеновские мотивы и образы.

Изящество и поэтичность описаний.

Переплетение комического и драматического.*

Самостоятельное чтение. О. Уайльд. «Мальчик-звезда».

Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес».

Литературное творчество.

Сочинение сказок на основе бытовых метафор и фразеологизмов: «зарубить на носу», «язык положить на плечо», лететь «вверх тормашками», «из себя выйти».

Опорные понятия.

Небылица и сказка.

Образные выражения как источник

сказочного вымысла.

Сказовое начало.

Диалектизмы и просторечия.*

Образ рассказчика.*

Юмор и сатир.

*П.Г. Маляревский «Не твоё, не моё, а наше». 1 час.

П.Г. Маляревский как один из крупнейших мастеров литературного сказа.

Любовь, дружба, уважение к человеческой личности в его сказах; ненависть ко злу во всех его проявлениях. Психологическая характеристика героев, верность их убеждений народным воззрениям на добро и зло; целостность положительного идеала.

Соединение в произведении сказочных, фантастических элементов с реалистическими мотивами как особенность художественной структуры произведения. Драматичность сказки.

Опорные понятия.

Сказочная фантастика.*

Целостность положительного идеала.*

Художественный вымысел.*

Действие.

Диалог.

Конфликт.

*М. Сергеев. «Сказка о нетающей снежинке». С Волкова. «Облачный пудель». 2 часа.

Сказочный мир сибирских писателей. Растворение сказочного в обыденном: сказочное – одухотворённое обыденное; злые силы – обида, ссора, невнимание. Пушкинская традиция раскрытия сложных нравственных проблем в форме сказочной фантастики.

Тема настоящей дружбы в сказках М. Сергеева и С. Волковой. Обида как нравственная проблема (Серёжа и Снежан, Облако и мальчик). Гуманизм художественного слова сказок. Юмор в сказках.

Опорные понятия.

Литературная сказка.

Гуманизм художественного слова.

Гипербола.

Нравственные проблемы.

Персонаж.

Повествование.

Аналогия.*

Опорные понятия.

Поэтика контраста.*

Волшебное, фантастическое и реально-бытовое пространство в повести.

Новое в изображении пейзажа.*

Фольклорный сюжет

Роль смеха. Юмор и ирония.

Сатирический портрет.

Гипербола.*

Сравнение.

Самостоятельное чтение. Н.В. Гоголь. «Заколдованное место».

 

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ,

 СОУЧАСТИЕ В СУДЬБЕ.

А.И. Куприн. «Чудесный доктор» . 3 часа.

Рождественский рассказ. Особенности сюжетного построения. Смысл контрастной композиции рассказа. Роль названия в определении идеи. Особое внимание автора к быту, увиденному в нравственном аспекте. Равнодушие мира, увиденного по ту сторону окон (гастрономические выставки, сияющие ёлки, смеющиеся лица). Средства создания ощущения дисгармонии («визг полозьев», «гул окриков», «мчавшиеся рысаки»). Конкретные приметы «человека социального», живущего в конкретных «социальных обстоятельствах» (судьба Мерцалова).

Жизнь детского сердца («острое, недетское страдание»). Взаимоотношения детей и взрослых. Темы «сердечного видения» и «обыкновенного чуда» в рассказе. Смысл выражений «чудесный доктор», «невидимый доктор».

Мотив доверия. Роль милосердия и человеческого участия в отдельной судьбе. Голос автора в произведении. Доброта, отзывчивость, прямодушие и доброжелательность – вневременные моральные ценности.

Литературное творчество.

Написать сочинение по одному из афоризмов: «Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться» (Гете); «…главное – не падайте никогда духом».

 

 

Опорные понятия.

Рождественский рассказ*.

Сюжет и композиция.

Смысл названия.

Тема и идея.

Образ рассказчика.

Самостоятельное чтение. Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке».

Л. Андреев. «Ангелочек».

А. Блок. «Сусальный ангел».

Опорные понятия.

Композиция

Контраст

Художественная деталь

Образ читателя*

 

Опорные понятия.

Емкость сюжета и композиция рассказа*.

Стремление действия к единому центру – образу главного героя.

Автобиографизм рассказа.

Значение художественной детали.

Принципы изображения героя (диалог, портрет, интерьер).

Роль пейзажа в рассказе.

Образ рассказчика*.

Самостоятельное чтение. И.С. Шмелёв. «Марс».

Опорные понятия.

Автор – рассказчик – герой.*

Автобиографизм рассказа.

Смысл заглавия.

Лиризм повествования.

Словесная живопись.*

 

Опорные понятия.

Психологизм в изображении животных*.

Мастерство портретных характеристик животных*.

Приёмы очеловечивания животных.*

Использование несобственно-прямой речи*.

Приёмы изображения действительности

через восприятие животных.

Самостоятельное чтение. Дж. Лондон. «Белый клык». Н.С. Лесков. «Зверь». В.М. Гаршин. «Медведи».

 

*Г. Машкин. «Синее небо, белый пароход». 2 часа.

Проблема добра, сопереживания, сочувствия к другим людям, пробуждающихся в душе ребёнка. Тема взросления человека. Понятие «человека прозревающего» в творчестве Г. Машкина. Человечность бабушкиного характера; бабушка и отец.

Тема интернационализма и понимания («тень Херосимы») в повести. Нравственное противоречие человеческого поступка («белая птица») как секрет машкинской прозы.

Символическая роль «белого парохода» в повести.

Литературное творчество.

Придумывание сказки про белый пароход по предложенному учителем плану или заданному началу.

Опорные понятия.

Символ.

Роль художественной детали в создании характера героя.

Язык художественной литературы.

Конфликт.

Аллегория.*

Нравственное противоречие.*

 

 

ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ.

ДОМ. СЕМЬЯ. ДОМАШНИЙ ОЧАГ .

Опорные понятия.

Рассказ и повесть как жанры эпоса.*

Сюжет.

Композиция.

Автобиографизм рассказа.*

Роль и значение художественной детали.

Воссоздание атмосферы таинственности.

Самостоятельное чтение. В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».

М. Твен. Том Сойер. «Принц и нищий».

Часа.

«Детвора», «Событие».

Своеобразие представления А.П. Чехова о детстве. Смысл его фразы «В детстве у меня не было детства». Дети и взрослые в изображении писателя. Образы детей в произведениях Чехова, способы портретно-психологической и поведенчески-речевой характеристики маленьких героев. Обывательщина и пошлость – враги детства.

«Гриша».

Проблема взаимонепонимания детей и взрослых, система художественных деталей, сопутствующая образному формированию этой проблемы. Авторская ирония и детское восприятие в повествовательной структуре рассказа

Литературное творчество.

Сочинение на тему «Взрослые и дети».

Опорные понятия.

Психологический портрет.*

Речевая характеристика героя.*

Система художественных деталей.

Авторская ирония в повествовательной структуре рассказа.*

Самостоятельное чтение. А.П. Чехов. «Радость», «Злой мальчик».

 

 

Развитие воображения.

Монологическое высказывание «Случай, который я не могу забыть…». Опорные понятия.

Тема.

Идея.

Художественная деталь.

Образы-символы.

Конфликт.

Опорные понятия.

Идейно-образный смысл названия рассказа*.

Художественная деталь.

Портрет.

Речь героев как средство изображения их

психологического состояния.

Как ваше здоровье?

Противоречивость чувств и суждений взрослых. Непонимание как угроза гармонии семейных отношений. Любовь к отцу и гордость за отца – силы, восстанавливающие справедливость. Невольная ложь как проявление мудрости сердца ребенка (образ разбитого градусника).

Где квартира Егорова?

Отец и сын. Теплота родственных отношений («А мне папа рассказывает обо всем…»). Роль художественной детали в создании образа отца (говорил «тихо», «стеснялся» говорить слова, которые кажутся громкими, «поет», когда грустно). Мотив сострадания и боли за других людей. Духовная активность героев. Размышления о жизни и смерти («почему маленький сгусточек крови оказывается сильней всех на свете?»).

Душевная чуткость сына: стремление понять, помочь. Соприкосновение душ взрослого и ребенка.

Смысл вопроса в заглавии рассказа, его кульминационная роль. Смысловая роль многоточия в финале рассказа.

Литературное творчество.

Создание воображаемого диалога с родителями на свободную тему.

Опорные понятия.

Нравственные проблемы*.

Психологизм*.

Внутренняя речь*.

Речевое поведение*.

Заглавие.

Монолог.

Диалог.

Художественная деталь.

Юмор.

 

*Г. Куклин. «Шальная вода». 1 час.

Природа и ребёнок. Поведение детей в экстремальной ситуации, встреча с медведем. Восприятие детьми природы во время и после наводнения.

Роль сказа как принципа повествования в композиции рассказа. Интонационная ориентация на устную речь, её роль в раскрытии замысла произведения. Особенности сибирского говора в рассказе.

Опорные понятия.

Экстремальная ситуация.

Пейзаж.

Композиция.

Завязка.*

Кульминация.*

Развязка.*

Описание.

Восприятие природы.

Сибирский говор.

*Г. Михасенко. «Неугомонные бездельники» (отрывок «Крик на реке». «Ну, хитрецы!»). 1 час.

Тема настоящей дружбы и ложно понятого товарищества в повести Г. Михасенко. Дети и взрослые. Поиски детьми своего места в жизни. Гайдаровские традиции в повести.

Литературное творчество.

Рассказ-фантазия «Двор будущего».

Опорные понятия.

Комическое.

Юмор.

Лирический герой.*

Образ автора и автор художественного произведения.

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ.

Литературное творчество.

Сочинение басни по заданной морали или по пословице.

Сочинение басни на современную тему.

Опорные понятия.

Понятие о басне.*

Аллегория и мораль в басне.*

Особенности композиции басни.*

Самостоятельное чтение. С.В. Михалков. Басни.

Ф. Кривин. «Почему черепахи так долго живут» и др. сказки.

Литературное творчество.

Монологическое высказывание в форме рассуждения «Почему участники Бородинской битвы называются в стихотворении богатырями».

Составление киносценария.

Опорные понятия.

Лирика как род литературы.

Звукопись.

Самостоятельное чтение. М.Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль».

Опорные понятия.

Тема и идея произведения*

Изображение героя в критической ситуации.

Портрет героя.

Роль описаний природы в развитии сюжета.

Самостоятельное чтение. Отрывки из «Севастопольских рассказов».

Ю. Яковлев. «Тяжёлая кровь».

 

Литературное творчество.

Монологическое высказывание или сочинение на тему: «Быть сильным и добрым одновременно, возможно ли это?» или «Что значит совершать добрый поступок?».

Опорные понятия.

Повесть.*

Приметы времени в повести.

Опорные понятия.

Психологический портрет героя.

Характер героя.

Пейзаж.

Диалог.

Эпилог.*

Эпиграф.*

Внутренний мир.*

 

 

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ.

Опорные понятия.

Автор и герой-рассказчик.

Роль пейзажных зарисовок.

Словесная живопись.

Звуковой рисунок.

Самостоятельное чтение. С.Г. Аксаков. «Мелкие охотничьи рассказы», И.С. Тургенев. «Лес и степь».

Часов.

Метафора как основа мироощущения М. Пришвина. Смысл названия произведения. Соединение сказочности и реалистичности в повести. Образы Насти и Митраши, их народно-сказочные параллели (сестрица Алёнушка и братец Иванушка и т. п.). Образ леса, детализация природных картин, одушевление природных явлений, собака Травка как аналог фольклорного помощника. Сказочный мотив пути-дороги как основа сюжетики повести. Злые силы леса. Особенности пришвинского понимания единства человека и природы – способность творческого поведения.

Лирические миниатюры: «Лягушонок», «Этажи леса», «Муравьи» и другие по выбору учителя.

Наблюдение как основа изображения, пристальность и конкретность художественного видения. Движение поэтической мысли М. Пришвина в единстве знания об окружающем со знанием о себе. Лирическое первооткрытие в структуре миниатюр.

Опорные понятия.

Роль пейзажа.

Олицетворение.

Сравнение.

Портрет героя.

Метафора.

Художественная деталь.

Сказочные мотивы.

Приёмы детализации.

Ю. Коваль. «Капитан Клюквин». 1 час.

Внимание рассказчика к миру природы – в чем оно проявляется?

Человек и природа: сложность обретения гармонии. Как выбирается «имя» клеста? Настроение рассказа (как песня клеста – и печаль, и радость).

Роль подробностей. Юмор в рассказе. Голос рассказчика.

Д.Кедрин . «Зяблик».

Опорные понятия.

Художественная деталь.

Юмор.

Лаконизм и выразительность языка.

*Т.А.Младова . «Отважная зимовщица», «Орлик». 1 час.

Природа родного края (Прибайкалье) в очерках. Точность заметок натуралиста; выразительность описаний. Есть ли в очерках антропоморфизм (очеловечивание)? Как проявляется в очерках чувства рассказчика и других действующих лиц? «Имена» питомцев.

Литературное творчество.

Сочинить очерк по личным наблюдениям.

Опорные понятия.

Очерк*

Антропоморфизм*

 

 

*Н. Устинович. Рассказы из цикла «Лесная жизнь» по выбору учителя. 1 час.

Красота природы родной Сибири в творчестве Н. Устиновича. «Подлинно художественная хрестоматия природы». Любовь и сочувствие к животным. Охотничьи мотивы.

Традиции пришвинской прозы в циклах «От весны до весны», «Азбука следопыта».

Опорные понятия.

Традиции пришвинской прозы.

Портрет.

Описание.

Пейзаж.

Цикл рассказов.

Опорные понятия.

Лирика*.

Поэзия и проза.

Художественный образ.

Метафора.

Сравнение.

Олицетворение.

Рифма.

Ритм.

Звуковой рисунок.

Срока.*

Строфа.*

Белый стих.*

Размер.*

 

На изучение произведений – 94 часа.

На развитие речи – 8 часов.

Всего – 102 часа.

3 урока в неделю.

 

 

Мониторинг

Для 3-5-х классов

Показатели литературных способностей Критерии Уровни Формы диагностики Сроки
1. Потребность в чтении 1. Начитанность 2. Любовь к книге 3. Постоянство в потребности к книге 4. Направленность читательских интересов высокий   средний   низкий     1. Анкетирование 2. Индивидуальное собеседование 3. Читательские дневники  
2. Активность эмоционально-эстетических оценок 1. Точное улавливание авторских чувств 2. Сопереживание ситуации, героям, автору 3. Умение воспроизводить прочитанное 4. Оживление ассоциаций высокий   средний   низкий   1. Собеседование 2. Отзыв на прочитанное произведение 3. Пересказ эпизодов 4. Составление ассоциативных цепочек, кругов  
3. Осознание нравственных уроков художественного произведения 1. Умение выделять в тексте нравственные проблемы 2. Активность их оценки   высокий   средний   низкий   1. Анкетирование 2. Сочинение «Эхо»  
4. Чуткость и отзывчивость на художественное слово осознание его образности 1. Игра словом 2. Цепкость памяти на слово и фразу 3. Способность по отдельному слову и фразе «угадать» автора 4. Оживление ассоциаций   высокий   средний   низкий   1. Анкетирование 2. Разгадывание метафоры 3. Творческие работы ассоциативного характера      
5. Способность применять в анализе художественного произведения необходимый круг теоретико-литературных знаний 1. Умение проследить развитие сюжета 2. Умение видеть слово-образ 3. Умение выделить авторскую позицию 4. Мотивировать поступки героев, события 5. Концептуальное осознание художественного произведения на уровне темы, идеи   высокий   средний   низкий   1. Анкетирование 2. Литературные задачи    
6. Воспроизводящее и творческое воображение 1. Выключение ассоциативного фонда 2. Умение преображать словесный материал 3. Умение эмоционально воспроизводить прочитанное   высокий   средний   низкий   2. Разные виды творческих работ      
7. Потребность самовыражения через литературно-творческую деятельность 1. Умение найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения 2. Умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя 3. Умение передавать динамику чувств автора 4. Умение перевести литературное произведение в другой вид искусства 5. Умение воплотить свои переживания в художественную форму   высокий   средний   низкий   1. Задания по литературному творчеству: а) дописывание художественного произведения б) опыты стилизации (этюды) в) составление киносценария г) сочинение художественного произведения в заданном жанре д) анкетирование      

 

 



Х, 5-х классов

 

 

             
     

 


Ø анализ ремарок;   Ø работа с портретом, интерьером, пейзажем;   Ø сопоставление с другими видами искусств (иллюстрация, картина);   Ø опора на личный эмоциональный опыт с целью «расшифровки» «языка чувств».  
Ø расшифровка способов авторского отношения к герою;   Ø осмысление художественных средств выражения авторского отношения.  
Ø актуализация эмоциональной памяти;   Ø сравнение, сопоставление, аналогии;   Ø опора на эмоциональный опыт;   Ø постановка интересного, неожиданного вопроса.
Методические приемы, упражнения в процессе восприятия и анализа художественного произведения
Ø анализ эпизода, содержащего эмоциональную ситуацию;   Ø пересказ эпизода от лица героя;   Ø устное словесное рисование;   Ø опора на личный эмоциональный опыт.

 


 



Произведения

 


Качества

эмоциональной

восприимчивости

Критерии развития эмоциональной восприимчивости

глубина   поверх- ностность осознан- ность     стихий- ность самостояте- льность   неса- мостоя- тельность конкрет- ность     абст- рактность   Формы диагностики
Внимание к душевной жизни героев.           Наблюдение над текстом
Сопереживание героям (эмпатия).           Эмоциональный отклик на произведение  
Умение видеть и оценивать доброе и злое, истинное и ложное.           Письменные работы
Умение понимать авторскую оценку изображаемого.           Развернутый ответ на вопрос
Умение видеть художественные детали, передающие чувства и переживания.           Наблюдения над текстом

 


 

 



Го КЛАССА

 

 

1. Потребность в чтении.

2. Расширение круга чтения.

3. Активность эмоционально-эстетических оценок литературных явлений.

4. Осознание нравственных уроков художественного произведения.

5. Способность применять в анализе художественного произведения необходимый круг теоретико-литературных знаний.

6. Чуткость и отзывчивость на художественное слово, осознание его образности.

7. Высокий уровень развития воспроизводящего и творческого воображения.

8. Потребность самовыражения через литературно-творческую деятельность.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 5-го КЛАССА

Знания о литературе

 

Учащиеся должны знать:

· основные признаки понятий: литература как искусство слова, образность, условность, художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция, портрет, пейзаж, художественная деталь;

· изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, метафора;

· роды литературы (эпос, лирика, драма), их основные отличительные признаки;

· элементы стихосложения: ритм, рифма, размер, строка, строфа, интонация, звуковой рисунок.

 

Учащиеся должны иметь общие представления об авторе художественного произведения.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся 5-го класса должны уметь:

· воспринимать многозначность и образность слова в художественном тексте;

· чутко реагировать на различные способы создания художественного образа;

· находить проявление авторского отношения к изображаемому;

· воспринимать некоторые особенности проявления творческой манеры того или иного писателя, поэта;

· выявить основную нравственно-этическую проблематику произведения;

· выразительно читать и рассказывать художественные тексты различной жанровой природы;

· подготовить краткий, выборочный пересказы, пересказ с аналитическим заданием, пересказ с изменением лица рассказчика;

· характеризовать героев, объяснять мотивы их поведения, сопоставлять и сравнивать их поступки, сопереживать им;

· выполнять литературно-творческие работы разных жанров (дописывание, рисование словом, этюд, портрет героя, сочинение произведения в заданном жанре, сочинение на материале жизненных и литературных впечатлений, составление киносценария).

 

 

Сосновская И. В.

преподаватель, доцент ИГПУ,

научный консультант ЦО. № 47

г. Иркутск

Школа гармонии души и мысли

Го КЛАССА

 

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

«Животворящее начало искусства»

Воображение, вдохновение, творчество. Что такое воображение? Воображение и действительность. Чтение и анализ отрывка из очерка К. Паустовского «Животворящее начало». Смысл выражения «ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле». Чтение и анализ стихотворения В. Брюсова «Творчество». Определение основной мысли стихотворения, описание творческого процесса.

Вдохновение и воображение. Роль воображения в создании художественных образов (А. Фет «Чудная картина»). Образы настроения (А. Ахматова «Молюсь оконному лучу»). От художественного образа к размышлению (японские трехстишия). Художественный вымысел как духовное прозрение человека («Самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце»).

Развитие воображения. Литературное творчество. Создание художественного образа.

Опорные понятия.

Вдохновение.

Творчество.

Художественная образность.*

Художественный образ.

Художественный вымысел.*

Эпитет.

Воображение.
Сравнение.

Метафора.

Символ.

 


ГЕРОИ И ГЕРОИЧЕСКОЕ.

Опорные понятия.

Миф как жанр.*

Мифологический сюжет.*

Мифологический герой.*

Фантастическое и реальное.

Героическое.

Гиперболизация.

Символ.

Символический образ.

Героический эпос русского народа. Былины об Илье Муромце (3 часа).

Поэтический памятник русской исторической действительности XI-XVI веков. Попытка посмотреть на себя в зеркале исторической памяти: «Отойдем да поглядим, хорошо ли мы сидим». Представление о героическом в сознании русского народа. Чувство великой русской земли и ощущение себя как ее хозяина. Сознание исторического долга. Понимание жизни как служения высокому триединству: духовному началу (вере), государственному началу (русская земля), народному началу («за бедных людей»). Ощущение преемственности поколений. Родительские уроки и наставления странников, каликов, перехожих – хранителей силы и мудрости народной: «Не по мысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина».

Художественный мир былин. Былины и сказка. Былины и миф. Песенно-сказовый стих былины.

«Святогор и Илья».

Антитеза – как композиционная основа сюжета. Смысл антитезы. Принципы создания образа героя. Масштаб героя: герой-титан и обыкновенный человек. Роль гипербол в изображении героя. Может ли быть сила бесполезной? Смысл отказа Ильи от силы Святогора.

«Три поездки Ильи Муромца».

Мотив трех дорог и тема выбора пути. Смысл выбора Ильи – испытание судьбы или самоутверждение? Отношение былинного героя к судьбе в зависимости от понимания собственного общественного предназначения – исполнение своей миссии.

Герои русских былин в русской классической поэзии. И.А.Бунин «Святогор и Илья»; А.К.Толстой «Илья Муромец»; Н.С.Гумилев «Змей». Чем отличается изображение былинных героев в народном эпосе и в произведениях русских поэтов?

Развитие воображения и литературное творчество. Иллюстрирование, сопоставление художественного произведения с живописью. Описание своего современника в качестве героя былины, сочинение своей былины.

Опорные понятия.

Былина.*

Былинный сюжет.*

Антитеза.*

Былинный герой.*

Былинный стих.*

Отрицательное сравнение.*

Простые и сложные эпитеты.*

Художественный повтор.*

Эпос.

Миф.

Сказка.

Композиция эпического произведения.

Постоянный эпитет.

Сравнение.

Гипербола.

Соединение реальной жизненной основы с фантастическим вымыслом.

Опорные понятия.

Слияние эпического и лирического.*

Этнографические подробности.*

Баллада. «Аника-воин», «Вересковый мёд» (2 часа).

От былины к балладе. Героическое и трагическое содержание. Драматическое развитие сюжета в балладе. Концентрация на кульминационных моментах, использование диалога как сюжетообразующего фактора. Повторы, усиливающие драматизм ситуации. Недосказанность. Соединение в балладе элементов эпоса, драмы, лирики, как способ передачи переживаний человека, драматического накала чувств. Выразительные возможности поэтического языка. Точность словоупотребления, «магическая» музыкальность, экспрессия.

Народная и литературная баллада.

Опорные понятия.

Баллада.*

Сюжет.

Конфликт.

Тема.

Идея.

Драматизм.

Недосказанность.

Условность.

Опорные понятия.

Легенда.*

Контраст.

Конфликт.

Гиперболизация.

Символ.

Героическое.

Трагическое.

Фантастика.

Патетика.

Экзотика.

 

Опорные понятия.

Пафос стихотворения.*

Оксюморон.*

Композиция.

Идея.

Интонация.

Эпитет.

Символ.

Звукопись.

Цветопись .

Гуманистическая идея.

А.С.Пушкин. «Дубровский». (5 часов).

Идейно-нравственная и культурно-историческая проблематика романа. Этический поиск автора, попытки ответить на вопросы о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и беззаконии. Внимание к жизненной позиции человека. Пушкинская конструкция образа, определяющим в которой является не социальное бытие, а приверженность человека к определенному кругу идей. Идейно-нравственная природа противопоставления героев.

Быт и нравы дворянской усадьбы. Анализ эпизода «На псарне». Сложная и неоднозначная оценка автором характеров героев и ситуаций. Тема правосудия в романе. Анализ эпизода «В суде». Можно ли назвать законом тот закон, который позволяет преступить грань между добром и злом?

Отец и сын Дубровские. Моральный кодекс русского дворянина: чувство долга, чести и человеческого достоинства. Осмысление темы семьи как темы России.

Мотив Отчего Дома. Дом как святилище человеческого достоинства, как жизненная опора. Культ матери как самое святое для русской души.

Психологизм в изображении чувств и переживаний героев.

Образ пожара в романе. Разбушевавшаяся стихия или бесчеловечный замысел? Авторская позиция.

Маски «Владимира Дубровского». Фольклорная основа образа «благородного разбойника». Характер поступков героя. Вопрос о совместимости офицерской чести и разбоя.

Любовная линия в романе. Природа внутреннего конфликта в душах героев. Столкновение «правды» героя с «правдой» жизни. Испытание на человечность – решающий фактор для оценки участников конфликта.

Литературное творчество. Дневник героя. Сочинение-рассуждение по пословице «Добро должно быть с кулаками» или по афоризму «Зло порождает зло». Продолжить слова героя: «Знайте, что он рожден был для иного назначения…» (для какого?)

Опорные понятия.

Роман.*

Романтический сюжет.*

Романтический герой.*

Антитеза.

Образ-персонаж.

Характер.

Портрет.

Пейзаж.

Интерьер.

Авторская позиция.

Художественная деталь.

Речевая характеристика.

Гуманизм.

Психологизм.

Историческая память.

Эпизод.

 

М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (4 часа).

Историческая основа «Песни…». Основной конфликт поэмы. Идея противостояния личности и власти. Пафос защиты правды и чести. Драматизм развития сюжета. Центральные образы поэмы. Образ Алены Дмитриевны: красота внешняя и внутренняя.

Картины Московской Руси: пир у царя, быт купеческой семьи, кулачный бой.

«Песня…» как слава «всему народу христианскому». Черты народного героя в образе Степана Калашникова. Могила Калашникова как всенародный памятник духовной стойкости.

Фольклорная традиция, организующая стиль поэмы. Посвящение к поэме. Интонации эпической песни гусляров как средство придания локальному событию обобщающего значения эпизода русской истории.

Приметы народно-поэтической поэтики в языке произведения: «лубочная» подробность заглавия, глагольная динамика, постпозиция эпитета (в том числе постоянного), обилие обращений, перечислительность интонаций в описаниях, прямые и отрицательные сравнения).

Развитие воображения.

Обсуждение иллюстраций для оформления обложки книги.

Литературное творчество.

Сочинение «Два портрета».

Сочинение-размышление по эпиграфу к уроку.

Опорные понятия.

Историческая основа произведения.

Поэма.

Конфликт произведения

Антитеза

Песенная интонация

Фольклорная традиция

 

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». (2 часа).

Подготовка восприятия учащихся к чтению рассказа. Краткие сведения о том, какую роль сыграл Север в творческой судьбе Дж. Лондона. Предоставление человеку возможности открыть в себе человеческое, утвердить себя как личность. Север, как проба на стойкость, мужество, благородство и честь.

Тема выбора в рассказе. Мотивы поведения героя в сверх трудных ситуациях. Эгоизм, как античеловеческое начало. Почему Бил не смог дойти до цели.

Роль пейзажа в передаче переживаний героя. Образ солнца. Поединок с природой. Борьба человеческого и животного начал в сознании и поведении героя. Мотив слез в рассказе.

Образ волка. Волк как часть природы или как тень человека. Смысл победы человека над волком.

Образ «золотого мешочка». Мотив истинных и ложных ценностей в рассказе.

Смысл названия рассказа. Утверждение автора мысли о беспредельных возможностях человека, о высотах его духа, о победе в нем нравственного начала.

Развитие воображения. Рассказ от лица героя об одном дне (попытка передать мысли и переживания героя). Сопоставление рассказа с репродукциями Рокуэлла Кента (рельефность композиции, контрастность цветов, лаконичность).

Литературное творчество. Дневник героя. Сочинение-рассуждение: «Легко ли остаться человеком, когда тебе трудно?»

Опорные понятия.

Сюжет.

Контраст.

Пейзаж,

Образ-символ.

Н.А.Некрасов. «Дедушка». (2 часа).

Образ «таинственного деда» в поэме. Краткие исторические сведения об истории декабристского движения в России, прототип некрасовского дедушки – С.Г.Волконский, возвратившийся из ссылки после амнистии 1856 года. Дедушка – носитель исторической памяти. Черты святости в его образе.

Подтекстовый план поэмы, мотив недосказанности. Пафос постижения окружающего мира детским сознанием. Смысл рефрена «Вырастешь, Саша, узнаешь». Дед и внук. Идея преемственности поколений. Вопросы Саши и ответы деда. Беседа как прием, организующий композицию поэмы.

«Печальная быль» родной земли. Роль пейзажа. Контрастное соотношение идеала (Тарбагатай) и действительности. «Воля» и «Труд» – поэтические обозначения идеального мира.

Опорные понятия.

Поэма.*

Подтекст.

Рефрен.

Беседа.

Пейзаж.

Контраст.

Идеал.

 

Развитие воображения.

Сочинение «Эхо». Словесное рисование интерьера-впечатления.

Инсценировка эпизода.

Опорные понятия.

Рождественский рассказ.

Конфликт.

Портрет.

Художественная деталь.

Автор.

Символ.

Экспрессия.

Автор и читатель.

Смысл заглавия.

 

Л.Н.Толстой. Главы из «Детства». (4 часа).

Краткие биографические сведения из детства Л.Н.Толстого. Повесть «Детство» - первая часть автобиографической трилогии. Тема детства в системе художественных взглядов Толстого. Особенности раскрытия образа ребенка. Авторское и детское зрение в повествовательной структуре произведения. Психологизм, раскрытие «диалектики души». Идея любви и самоотвержения, пронизывающая «детские воспоминания» Толстого.

Глава «Детство».

 Эмоционально-лирическая окрашенность воспоминания. Скрытое противопоставление прошлого («счастливая, невозвратимая пора детства») настоящему. Лирическая композиция в прозе: воспоминание по впечатлениям, их спонтанность и фрагментарность, эффект остановленного мгновенья. Риторичеки-вопросительная тональность как стилистико-смысловая доминанта финальной части главы.

Глава « Maman».

Портрет матери как «воспоминание прошедшего». Подбор художественных деталей. Нравственно-психологическая доминанта образа – «всегда одинаковая доброта». Внешнее и внутреннее в воссоздании характера и душевного состояния Натальи Николаевны. «Светский разговор» в тексте, «грустные мысли» в подтексте.

Глава «Игры». Детская фантазия и поэтическое преображение мира как условия игры. Здравомыслие – враг игры (поведение Володи). Смысл фразы «А игры не будет, что ж тогда останется?…».

Глава «Что-то вроде первой любви». Очарование детской влюбленности.

Главы «Стихи» и «Ивины». Темные пятна на страницах детских воспоминаний. Специфически толстовские аспекты нравственной проблематики: саморазоблачение героя и «приличная» ложь окружающих. Психологический самоанализ, образ громко говорящей совести.

Развитие воображения.

Иллюстрирование: нарисовать образ детства Николеньки.

Цветослово: изобразить детство героя в цвете.

Словесный портрет героя с опорой на художественную деталь

Литературное творчество.

«Диалоги с самим собой» (попытка выразить свои мысли во внутреннем монологе).

Сочинение с элементами самоанализа: «Случай, который я не могу забыть».

Опорные понятия.

Внутренний монолог героя*

Автобиография

Автор

Герой-рассказчик

Портрет

Художественная деталь

Психологизм

Самоанализ

Нравственная проблематика

 

А.М.Горький. «Детство» (Отдельные главы) (4 часа).

Два «Детства». Сопоставление их авторов и рассказчиков, особенности повествования, описания, построения, интонации, пафоса. География повести Толстого и повести Горького. Запомнившиеся страницы. Любимые слова Толстого и Горького.

Смысл посвящения повести Горького сыну. Тема вхождения человека в мир, как тема становления, роста и мужания духа ребенка. Радости и горести детской души. Деятельная жизнь сердца и мыслей героя в мучительных исканиях правды жизни, в отчаянии, озарении и надеждах.

Контраст как основной принцип горьковской поэтики. Идеалы автора, воплощающиеся в концептах «человек», «любовь», «красота», «творческое начало», «разум», «правда», «вера». Противопоставление им «свинцовых мерзостей жизни». Идея разрушения, омертвения, равнодушия и пошлости жизни, передающиеся через образы «плесени», «ржавчины», «железа», «камня». Роль бытовых слов в развертывании образного сопоставления. «Грязь», как образное изображение уродства жизни. Антиномия образов «грязь – чистота», «безобразие – красота»; ее связь с идеей должной и не должной жизни человека. Тема разрушения кровных связей людей («неумное племя»).

Морально-этическая и эстетическая оценка автором явлений мрачного русского быта рубежа веков. Контрастное развитие горьковской мысли о высоком назначении человека и убогости его реальной жизни. Представления автора о красоте. Связь понятия красоты с образом человека и идеалом деятельной, творческой жизни. Красота, как проявление радости бытия, веселья духа («пляска бабушки»). Связь внешней красоты человека с представлениями о сердечности, душевной теплоте, любви, просветляющем начале («красивый – добрый»). Воплощение народного идеала в представлениях автора о красоте (Цыганок – Иван-Царевич и т.д.).

Мотив чуда и мотив сказки в повести. Детская душа, открытая всему доброму и прекрасному. Воображение ребенка, пересоздающее убогую жизнь. Открытия чудесного в привычном и будничном (рассказ деда).

Радостное испытание чудодейственной силы книги. Книга, которая «взяла за сердце».

Уроки «взрослых». Многообразие в повести живых ярких человеческих индивидуальностей. Мастерство создания живописного портрета словом (мать и бабушка). Передача внутреннего состояния человека через взгляд, жест, манеру говорить, вести себя. Роль эпитета в портретных зарисовках героя.

Искусство создания речевого портрета. Живая разговорность языка, как доминантная  черта авторской системы.

Жизнь природы, контрастно противопоставленная уродливому существованию людей. Принцип эстетизации природы. Связь красоты в природе с яркостью и наглядностью красок. Цветовое видение мира, как богатство зрительных впечатлений Алеши.

Проявление разной меры открытости маленького героя, осмысливающего жизнь. Самохарактеристика Алешей своих чувств, переживаний, поступков. Роль лексики чувств и внутреннего мира человека (душа, сердце, жалость, тоска, равнодушие и др.). Раскрытие духовных ценностей через слово.

Активная, действенная позиция героя-рассказчика, не приемлющего миропорядка, искажающего природу человека.

Развитие воображения. Устное словесное рисование портретов героев в определенных ситуациях. Составление киносценария по эпизодам: «пожар в доме деда», «пляска бабушки». Творческий пересказ эпизода от первого лица.

Литературное творчество. Сочинение по пословице или афоризму, встретившимся в тексте:

- «Человечью ласку на базаре не купишь»;

- «Нельзя жить чужой совестью»;

- «Человек человеку – волк» - так ли?

Сочинение-размышление: «Уроки, которые Алеша запомнил на всю жизнь».

Опорные понятия.

Автобиография.

Герой-рассказчик.

Автор.

Контраст.

Повтор.

Литературный портрет.

Речевая характеристика героя.

Приемы художественной образности (сравнение, метафора, символы).

Бытовые слова, как средство художественной выразительности.

 

В.Г. Распутин «Уроки французского» (3 часа).

Смысл посвящения и вступления к рассказу. Отражение трудностей послевоенного времени. Мотив детского одиночества и неприкаянности.

Идея самостояния и независимости личности. Контрастная композиция рассказа. Нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя. Его стремление к правде и справедливости во всём. Другие герои рассказа: Вадик, Птаха, Тишкин. Конфликт искренности и хитрости, правды и лжи, добра и жестокости.

Роль и смысл игры в человеческих отношениях. Чем игра в рассказе В.Г.Распутина отличается от игры в повести Л.Н.Толстого «Детство»? Уроки игры. Значение подробностей в описании игры и драки героев. Роль ремарок в диалогах героев. Ирония автора.

Анализ эпизодов, в которых герой делает выбор.

Образ учительницы. Мотив милосердия, соучастия в чужой судьбе в рассказе. Гармония внешнего и внутреннего в портрете Лидии Михайловны. Душевная щедрость взрослого человека и её роль в жизни ребёнка.

Конфликт между «живым» и догматическим отношением к жизни (учительница и директор).

Уроки доброты и милосердия. Иносказательный смысл названия рассказа

УРОК ПОЭЗИИ (1час).

Киплинг «Если…»;

Ю.Мориц «Рождение крыла», «Сила воли»;

Б.Окуджава «Как научиться рисовать».

 

Опорные понятия.

Художественная подробность*

Художественная деталь

Символ

Символика названия

Самобытность сибирской речи

 

К.Г.Паустовский «Телеграмма» (3часа).

«Наблюдения живой жизни», послужившие материалом для рассказа (очерк «Зарубки на сердце» из кн. «Золотая роза»). Смысл названия рассказа. Психологизм как его стилевая доминанта. Мастерство проникновения автора в душевный мир героев. Роль осеннего пейзажа в создании настроения грусти, тоски, печали. Ощущение осени как ощущение дисгармонии в восприятии окружающего мира. Пейзаж как отражение душевной драмы Катерины Павловны. Введение мотива одиночества в рассказ: образ маленького подсолнечника, нетопленных печей, озябшего клёна. Приём усиления впечатления путём подбора однородных образов, деталей, цвета («крыши почернели», «тёмная вода», «чёрные листья»). Звуковые образы («назойливо сыпался дождь»).

Вещный мир в рассказе. Очеловечивание вещей («ночник вздрагивал»). Интимная связь человека и вещи. Вещь как знак времени, эпохи, переживания человека.

Художественная деталь как приём психологизма. Роль художественной детали в раскрытии внутреннего мира героев, их настроения, мотивов поведения; в создании подтекста.

Тема материнской любви. Авторские интонации в рассказе. Скрытая позиция автора. Значение эпитета «холодный» в описании пейзажа и портрета Насти. Роль образа художника Тимофеева. Второстепенные персонажи: Тихон, Манюша, молодая учительница. Мотив милосердия, памяти, связи и разомкнутости поколений. Смерть Катерины Петровны как восстановление гармонии. Цветовое противопоставление началу («день побелел», «небо светлое»). Образ «любимой земли». Связь человека и природы. Душевная чёрствость как следствие разрушения этой связи. Мотив непоправимой вины.

Облагораживающая сила финала. Порыв к человечности.

Литературное творчество.

 Пейзажный этюд (попытка передать настроение, чувства).

Описание интерьера (попытка передать впечатление, ощущение через художественную деталь).

Сочинение текста телеграммы автора читателям.

Опорные понятия.

Вещный мир*

Художественная деталь

Пейзаж

Портрет
    Интерьер

Подтекст

Психологизм

 


УРОК ПОЭЗИИ (1час).

Ю. Мориц «Путеводная звезда»;

              «Минутное дело – солгать»;

               «Трудно светиться и петь нелегко».

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.

 

Опорные понятия.

Путевой очерк*

Символика названия

Смешение сказочного и реального

Актуальность авторской позиции

И.С.Тургенев «Бежин луг» (4часа).

Особенности идейно-тематического содержания и композиции «Записок охотника» (общие сведения). Роль автора-повествователя в художественной организации рассказа «Бежин луг». Образы крестьянских детей: индивидуализирующие средства портретных, поведенческих и речевых характеристик. Дети как часть природы (средства воплощения этой идеи).

Динамический пейзаж как основа композиции произведения. Художественная параллель: «прекрасный июльский день» – «торжественно-царственная» ночь – смыслообразующая конструкция (идея тайной, мистической сути бытия). Космизм пейзажа, сквозные образы-детали – небо, равнина, река, символизирующие бесконечность вселенной.

Загадочно-чарующая сущность мира в рассказах мальчиков. Фольклорная основа детских историй (быличка, поверье, примета). Традиционные образы русской демонологии (домовой, леший, русалка).

«Бежин луг» как произведение, повторяющее ведущие жанровые свойства и сюжетные повороты былички: заблудившийся повествователь (ср. заблудившийся плотник Гаврила), свидетельство о чудесной встрече и несчастном случае в проклятом месте; роковая гибель Павлуши (ср. с утоплением Васи), необъяснимость происходящего, признание неведомой силы, управляющей людскими судьбами, зыбкость границ между реальным и ирреальным.

Авторская повествовательная позиция, аналогичная свидетельству фольклорного рассказчика былички, стремление к передаче достоверности рассказанного (к примеру, точность указания места действия – Черненский уезд Тульской губернии и т.п.).

Красота души и трагизм судьбы русского народа, переданные средствами фольклорного жанра былички.

Опорные понятия.

Быличка*

Поверье*

Примета*

Автор-повествователь

Композиция

Сюжет

Портрет

Речевая характеристика

Пейзаж

Фольклорная основа

Фольклорный рассказчик

 

 

К.Г.Паустовский «Михайловские рощи»(2 часа).

«Поэзия – всюду…»

Родные просторы, одухотворяющие сердце человека и дающие силы. Проблема сопричастности в рассказе. Связь природы и человека.

Движение времени в рассказе и проблема вечных ценностей.

Природа и творчество (творец не только тот, кто создаёт шедевры искусства, но кто способен воспринимать, слышать поэзию природы).

Отношение к А.С.Пушкину автора (благоговение) и других персонажей («родной»). Почему «врут старики» о Пушкине? Значение легендарных преувеличений в рассказах о Пушкине (поэт становится героем народного эпоса, вырастая до богатырских размеров).

Сложность композиции лирического текста («россыпь» эпизодов-встреч и историй жизни). Роль отдельных эпизодов (выбор места для посадки сосен, история учителя географии, история жизни правнучки…).

Роль деталей. Почему Пушкинские горы «завалены сеном»?

Воплощения темы поэтического безмолвия и благоговейного отношения к А.С.Пушкину.

Смысл названия.

Опорные понятия.

Очерк

Композиция

Эпизод

Художественная деталь

Временное и вечное в художественном произведении

 

Опорные понятия.

Пейзаж

Художественная деталь

Юмор

 

Р.Брэдбери «Вино из одуванчиков». Чтение отдельных глав (2 часа).

«Но какая же связь между человеком и природой, как понять, что значат они друг для друга…» (Р.Брэдбери).

«Открытия и откровенности» детства. Волшебно таинственная жизнь Природы, дарящая радость и боль, откровения и страх. Осязаемые и поэтичные описания природы и реальности (синестезия образов): зримые картины, запахи, звуки.

Смысл и важность первого открытия героя («я живой»). Яркость, глубина и сила впечатлений героя, как форма психологического анализа – проникновения «вовнутрь». Синтез обонятельных, слуховых и зрительных впечатлений. Преобразование внешнего мира во внутренний ребёнка. Слияние внешнего и внутреннего. Ощущение героем своего единения с природой.

Сопутствующий самоанализ. Осознание конфликта природы и цивилизации («тайная война»). Воля человека и всепобеждающая сила Природы («…природа вновь берёт своё»).

Яркая образность стиля языка автора как эмоциональное воплощение идеи произведения.

Дети и взрослые. Мост, перекинутый жизнью между детством и старостью. Похожая непохожесть взрослого и ребёнка, старости и детства. Способность детства внушить мысль о подлинной истине, которая есть первородная цельность мира. Детские меры красоты, искренности, доброты.

Иносказательный смысл названия. Голос автора. Философичность авторской позиции.

Развитие воображения и литературное творчество.

Предложить возможные интерпретации названия.

Воображаемый диалог города и леса.

Свой вариант дневника «Обряды и обыкновенности», «открытия и откровения».

     Опорные понятия.

Внутренняя речь героя*

Иносказание

Образность

Философско-нравственная проблематика

 

Интерес к чтению.

1. Расширение круга чтения.

2. Потребность в чтении.

3. Личностно-смысловое отношение к чтению.

Адекватность литературного восприятия.

1. Активность эмоционального впечатления. Эмоциональная реакция на форму художественного произведения.

2. Осознание и освоение этико-гуманистической информации текста.

3. Осознание смыслового наполнения индивидуально-авторского и общекультурного образа в контексте художественного целого.

4. Умение прочесть переносное значение художественной детали и увидеть её роль в создании образа.

5. Умение увидеть динамику внутреннего состояния и чувств героя, осознать смысл этого.

6. Частичное освоение теоретико-литературных знаний как инструмента анализа текста.

7. Умение видеть (находить) «художественный приём».

Знания о литературе.

Учащиеся должны знать:

– основные признаки понятий: художественное творчество, воображение, художественный вымысел, условность искусства, художественная образность, образ, героическое, трагическое, комическое, тема, идея, проблема, сюжет, композиция, конфликт, персонаж, характер, авторская позиция, психологизм, портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, монолог, внутренний монолог, антитеза, речевая характеристика героя;

– виды тропов: эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, метафора, символ;

– жанры художественных произведений, их отличительные признаки: миф, сказка, легенда, былина, баллада, повесть, рассказ, рождественский рассказ, роман, поэма;

– элементы стихосложения: размер, рифма, ритм, строка, строфа, интонация, звукопись.

Сосновская И. В.

преподаватель, доцент ИГПУ,

научный консультант ЦО № 47

Бухарова И. Г.

преподаватель литературы ЦО № 47,

ст. преподаватель ИГПУ

 

 

Программа по литературе для 5-х классов

«Школа гармонии души и мысли»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В основу концепции курса литературы для 5-го класса положен этико-эстетический подход к литературному образованию, который предполагает, прежде всего, формирование духовности подрастающего человека, понимаемой нами, как стремление к гармонизации ценностного мира личности. Такая духовно-личностная ориентация предмета особенно важна сегодня, в ситуации кризиса ценностей. Литература – это форма духовной культуры человечества, помогающая видеть неразрывность связей человека, общества, природы, Вселенной; помогающая осознавать свой внутренний мир, своё духовное «Я». Через художественное произведение на школьника идёт всё: и воспитательное влияние, и информация, и познание, и опыт человечества, и анализ состояния мира, и мечта о будущем, - то есть то, что так необходимо для развития и становления духовного и нравственного мира подрастающего человека. Но в литературе всё это находит образное воплощение. Этическое неотделимо от эстетического. Этому в программе придаётся определяющее значение. Одно связано с другим и понимается через другое. Иначе художественное произведение было бы равно жизни, реальному миру, что противоречит законам художественного творчества и законам восприятия искусства. Авторы программы убеждены, что важно дать школьникам возможность увидеть, почувствовать и пережить эту эстетическую реальность художественного произведения; открывая постепенно законы художественного творчества, открыть художника в себе.

Составители программы исходят из того, что основной целью литературного образования в школе является формирование читателя, способного к глубокому проникновению в художественный мир произведения в соответствии с его образной спецификой, способного к эмоционально-ценностному видению и познанию связей художественного мира, человека, общества, Вселенной.

Предлагаемый курс литературы базируется на творчестве русских и зарубежных писателей. Этико-эстетический подход определил выбор художественных произведений для чтения и изучения. Главными условиями отбора программных произведений являются, во-первых, их высокие художественные достоинства, во-вторых, основные идеи программы, в-третьих, возрастные особенности восприятия учащихся.

Существует несколько вариантов структурирования литературного материала: по тематическому, жанровому, хронологическому, проблемно-тематическому, историко-культурному принципам. На каждом этапе литературного образования становится значимым тот или иной принцип. Авторы программы считают, что в 5-6-х классах наиболее приемлемым является проблемно-тематический принцип, позволяющий максимально сосредоточить внимание школьников на тех ключевых понятиях, темах и проблемах, которые могут служить определёнными ценностными ориентирами. В связи с этим материал структурируется по отдельным блокам гнездовым способом таким образом, что одна, выбранная тема и проблема, стягивает к себе цикл произведений, являясь своеобразным «ассоциативным контрапунктом». Все выделенные нами темы и проблемы – концепты (понятия) русской культуры. Авторы выбрали те из них, которые являются постоянными духовными ценностями культуры человечества. Центром русской культуры всегда являлась литература. Поэтому такие концепты как «Слово», «Вера», «Любовь», «Человек», «Личность», «Совесть», «Дом», «Родная земля» присутствуют не просто в сознании каждого рядового человека, но и прослеживаются через взгляды писателей и поэтов, иногда по-новому высветляя их духовный и моральный облик, их ценностное отношение к миру. В связи с этим подбор текстов, создающий своеобразную ценностную «ось сознания», не подчиняется хронологическим ограничениям, а определяется наглядностью раскрытия того или иного концепта.

Необходимо заметить, что соотнесение какого-то концепта с тем или иным произведением ни в коем случае не является раз и навсегда данным. Авторы понимают, что «подогнать» художественное произведение под одну тему или проблему невозможно. Поэтому выделенные нами концепты нужно воспринимать как название циклов и как те направления, по которым учитель может организовать работу с литературным материалом.

Особую важность составители программы придают включению регионального компонента в школьный курс литературы. Причём этот компонент, по глубокому убеждению авторов, не должен быть просто внеклассным чтением или факультативным дополнением к основному курсу, а должен восприниматься учащимися как неотъемлемая часть русской культуры. Именно поэтому региональный компонент органично включается составителями в каждый цикл программы в соответствии с предложенными концептами. Конечно, тот подход, который используется в формировании регионального компонента на данном этапе литературного образования, можно считать пропедевтическим. В дальнейшем он требует несомненного углубления содержания и иных принципов организации литературного материала. В программе этот материал отмечен звёздочками.

В состав блоков кроме изучаемых произведений включаются некоторые сведения об авторе произведения, необходимый теоретический аппарат, списки произведений для самостоятельного чтения школьников, виды работ по развитию воображения и по литературному творчеству учащихся.

Составители программы считали важным дать подробные аннотации к темам, учитывая, что развёрнутая характеристика содержания темы может быть важным методическим подспорьем для учителя, тем более что многие из предложенных нами тем ранее в школе не изучались.

Опорные теоретические понятия, включённые в каждую из тем, представлены тремя видами. К первому относятся такие, с которыми школьники знакомятся впервые и которые нуждаются в специальном рассмотрении на уроке. Они отмечены звёздочками. С понятиями второго вида учащиеся должны быть знакомы ранее, поэтому они нуждаются в повторении, закреплении и развитии. Эти понятия выделены другим шрифтом. К третьему виду относятся понятия, которые не нуждаются в специальном внимании, так как их смысл подсказывается либо речевым опытом, либо контекстом.

Представленная программа оригинальна и в методике преподавания, которая предполагает не столько общение умов, сколько прикосновение сердец. Важное внимание авторы программы уделяют проблеме подготовки восприятия учащимися художественных произведений, а также заданиям по развитию воображения и литературному творчеству. Эти задания не являются обязательными для каждого класса и могут варьироваться учителем. Выбор варианта такого задания зависит от индивидуальных особенностей школьника, от уровня подготовки и развития класса, от художественной специфики произведения.

Составители убеждены, что программа не должна сковывать творческую инициативу учителя. Творчество учителя состоит в умении наиболее оптимально заменить, сжать или расширить конкретную тему, найти тот вариант её методической разработки, который является посильным для школьников в конкретных условиях. Важно только, чтобы не искажались и не подменялись концептуальные идеи программы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.811 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь