Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ И ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Учащиеся 5-го класса должны уметь: · воспринимать многозначность и образность слова в художественном тексте; · чутко реагировать на различные способы создания художественного образа; · находить проявление авторского отношения к изображаемому; · воспринимать некоторые особенности проявления творческой манеры того или иного писателя, поэта; · выявить основную нравственно-этическую проблематику произведения; · выразительно читать и рассказывать художественные тексты различной жанровой природы; · подготовить краткий, выборочный пересказы, пересказ с аналитическим заданием, пересказ с изменением лица рассказчика; · характеризовать героев, объяснять мотивы их поведения, сопоставлять и сравнивать их поступки, сопереживать им; · выполнять литературно-творческие работы разных жанров (дописывание, рисование словом, этюд, портрет героя, сочинение произведения в заданном жанре, сочинение на материале жизненных и литературных впечатлений, составление киносценария).
Сосновская И. В. преподаватель, доцент ИГПУ, научный консультант ЦО. № 47 г. Иркутск Школа гармонии души и мысли МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К КУРСУ Го КЛАССА
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) «Животворящее начало искусства» Воображение, вдохновение, творчество. Что такое воображение? Воображение и действительность. Чтение и анализ отрывка из очерка К. Паустовского «Животворящее начало». Смысл выражения «ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле». Чтение и анализ стихотворения В. Брюсова «Творчество». Определение основной мысли стихотворения, описание творческого процесса. Вдохновение и воображение. Роль воображения в создании художественных образов (А. Фет «Чудная картина»). Образы настроения (А. Ахматова «Молюсь оконному лучу»). От художественного образа к размышлению (японские трехстишия). Художественный вымысел как духовное прозрение человека («Самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце»). Развитие воображения. Литературное творчество. Создание художественного образа. Опорные понятия. Вдохновение. Творчество. Художественная образность.* Художественный образ. Художественный вымысел.* Эпитет. Воображение. Метафора. Символ.
ГЕРОИ И ГЕРОИЧЕСКОЕ. ПОДВИЖНИЧЕСТВО. СЛУЖЕНИЕ. ЖЕРТВЕННОСТЬ. ДОЛГ.
Мифы (3 часа). Происхождение мифов. Миф как древнейший способ миромышления, мировосприятия и художественного познания действительности. Разновидности мифов. Особенности мифологического мышления. Восприятие мифов читателями разных эпох как реального или как фантастического. Поэзия и мудрость мифа. Отличие мифа от сказки. Героические мифы. Мифы о Прометее и Геракле как отражение представления древних о герое; смелости, отваги, доблести, силе духа и самопожертвовании. Отличительные черты мифологического героя: гигантский рост, физическая мощь, прозорливость, громкий голос, ясновидение. Происхождение и судьба героя. Его место среди людей и богов. Цель, смысл и содержание подвигов мифологического героя. Представление древних о героическом поведении. Духовный подвиг Прометея. В чем его сила и в чем слабость? Подвижничество и мученичество героев. Смысл этих понятий. Прометей и Геракл: их сходство и различие (ум – хитрость). Образы мифологических героев в мировой художественной культуре. Отражение мифа в литературе. Развитие воображения. Устное словесное рисование, иллюстрирование эпизодов, описание памятника мифологическому герою. Литературное творчество. Сочинение мифа о герое. Опорные понятия. Миф как жанр.* Мифологический сюжет.* Мифологический герой.* Фантастическое и реальное. Героическое. Гиперболизация. Символ. Символический образ. Героический эпос русского народа. Былины об Илье Муромце (3 часа). Поэтический памятник русской исторической действительности XI-XVI веков. Попытка посмотреть на себя в зеркале исторической памяти: «Отойдем да поглядим, хорошо ли мы сидим». Представление о героическом в сознании русского народа. Чувство великой русской земли и ощущение себя как ее хозяина. Сознание исторического долга. Понимание жизни как служения высокому триединству: духовному началу (вере), государственному началу (русская земля), народному началу («за бедных людей»). Ощущение преемственности поколений. Родительские уроки и наставления странников, каликов, перехожих – хранителей силы и мудрости народной: «Не по мысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Художественный мир былин. Былины и сказка. Былины и миф. Песенно-сказовый стих былины. «Святогор и Илья». Антитеза – как композиционная основа сюжета. Смысл антитезы. Принципы создания образа героя. Масштаб героя: герой-титан и обыкновенный человек. Роль гипербол в изображении героя. Может ли быть сила бесполезной? Смысл отказа Ильи от силы Святогора. «Три поездки Ильи Муромца». Мотив трех дорог и тема выбора пути. Смысл выбора Ильи – испытание судьбы или самоутверждение? Отношение былинного героя к судьбе в зависимости от понимания собственного общественного предназначения – исполнение своей миссии. Герои русских былин в русской классической поэзии. И.А.Бунин «Святогор и Илья»; А.К.Толстой «Илья Муромец»; Н.С.Гумилев «Змей». Чем отличается изображение былинных героев в народном эпосе и в произведениях русских поэтов? Развитие воображения и литературное творчество. Иллюстрирование, сопоставление художественного произведения с живописью. Описание своего современника в качестве героя былины, сочинение своей былины. Опорные понятия. Былина.* Былинный сюжет.* Антитеза.* Былинный герой.* Былинный стих.* Отрицательное сравнение.* Простые и сложные эпитеты.* Художественный повтор.* Эпос. Миф. Сказка. Композиция эпического произведения. Постоянный эпитет. Сравнение. Гипербола. Соединение реальной жизненной основы с фантастическим вымыслом. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы