Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ.



 

5 класс является ответственным этапом в процессе литературного образования школьников. С одной стороны, по некоторым возрастным характеристикам, он является естественным продолжением начальной школы. Поэтому авторам программы представляется целесообразным сохранить принцип тематического построения курса. С другой стороны, этот этап является переходным от начальной школы к средней и поэтому должен стать отправной точкой серьёзного читательского пути школьника, его интеллектуального и эмоционально-образного приобщения к художественной литературе. В связи с этим более разнообразной становится тематика курса, особенно значимым является принцип усложнения эстетической и творческой деятельности учащихся.

Можно выделить целый ряд психологических особенностей, присущих этому возрасту и влияющих на восприятие художественного произведения. Разнообразны, импульсивны и естественны проявления эмоциональной сферы 10-летнего читателя. Причём наряду с простейшими эмоциями соседствуют более сложные чувства и переживания. Эмоциональные проявления становятся более избирательными и более сознательными, но остаются ещё достаточно яркими. Эмоциональность окрашивает все другие психические свойства, связанные с восприятием. Своеобразная слитность мышления с эмоциями придаёт восприятию некоторую эмоциональную целостность («союз ума и сердца»). Это свойство как нельзя лучше отвечает тому принципу эстетической целостности, который считается основным в школьном анализе художественного произведения. Однако восприятие в этом возрасте, наделённое яркой эмоциональностью, впечатлительностью, силой переживания и целостностью, безразлично к форме художественного произведения и к авторской позиции в нём. Эстетическое воспринимается интуицией, сердцем. 10-летний читатель трудно абстрагируется и легче отзывается на конкретный образ. Часто он не в состоянии объяснить, но в состоянии почувствовать, а значит найти, увидеть, выделить. Искусство и действительность сливаются в сознании учащихся, обуславливая феномен «наивного реализма».

Основная задача преподавания литературы в 5 классе – формирование читательской культуры школьников, заключающейся в способности чутко реагировать на художественный образ и художественное слово, слышать голос конкретного автора.

Задача осуществляется через чтение художественного произведения, его анализ и интерпретацию, через постепенное освоение теоретических знаний, через литературно – творческую и эстетическую деятельность учащихся.

В соответствии с основными идеями программы литературный материал структурируется по циклам, лейтмотивами которых являются следующие темы:

- Слово.

- Добро и зло. Истинное и ложное. Вера. Любовь.

- Милосердие. Сострадание. Соучастие.

-  Человек. Личность. Дом. Семья. Домашний очаг. Общество. История.

- Родная земля.

 

В аннотациях к названным циклам указываются сквозные мотивы, которые были ведущими в курсе литературы 3-его класса: истинные и ложные ценности, красота внешняя и внутренняя, мотив слёз, мотив «Обыкновенного чуда». Они отражают принцип преемственности в литературном образовании школьников.

Необходимо отметить, что каждый из циклов не является замкнутым на себя. Границы их открыты в том смысле, что в одном произведении может быть отражено сразу несколько концептов. Пусть учителя не удивляет некоторая повторяемость тем, мотивов, проблем в аннотациях к разным произведениям. Авторы намеренно придерживались принципа сквозного проникновения материала.

В первом цикле «Слово» представлены вводные уроки «Что в слове, что за словом?», «Секреты словесного искусства», «Духовная сила слова». У этих уроков несколько целей:

- напомнить учащимся позиции 3-го класса «око видит далеко, а ум ещё дальше», «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце»;

- акцентировать внимание на понятии «сердечного видения»;

- вспомнить секреты сказки «Маленький принц»;

- от «секретов» сказки – к тайне слова, к его выразительным возможностям.

Слово в жизни и слово в художественном тексте (знакомое и незнакомое). Буквальное и образное восприятие слова. Несовпадение словарного значения слова и его образного воплощения. Приобщение к законам художественного творчества (отрывки из книги К. Паустовского «Золотая роза»: главы «Алмазный язык», «Искусство видеть мир»). Аналогия с другими видами искусства: живопись, музыка. Понятие о синкретизме. Духовная сила слова (отрывки из книги А.Н.Афанасьева «Древо жизни»). Слово в Библии. Поэты о власти и магии слова. В этот же цикл входят уроки по устному народному творчеству, объединенные темой «Слово в фольклоре».

Второй цикл обозначен концептами: «Добро и зло», «Истинное и ложное», «Вера», «Любовь». Этот цикл представлен разными жанрами, начиная со сказки (А.Пушкин, Г.Андерсен, В.Гаршин, О.Уайльд, П.Бажов, С.Писахов, М.Сергеев, С.Волкова), кончая повестью Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством». Смысл уроков по этому циклу не только в том, чтобы рассказать, как воплощаются названные концепты, но и показать неповторимость этого воплощения, угол зрения автора на поставленную тему или проблему.

В третьем цикле «Милосердие», «Сострадание», «Соучастие в судьбе» представлены произведения А.И.Куприна, И.С.Тургенева, Д.В. Григоровича, И.С.Шмелёва, Э.Сетон-Томпсона, Г.Машкина. Задача учителя – помочь школьникам увидеть высокий смысл в устремлениях души разных героев. Важно акцентировать внимание не только на сопереживании чувствам, мыслям и поступкам героев, но и на осознании нравственных уроков художественного произведения. Однако содержание необходимо соединить с эстетическим вниманием к слову, к художественным приёмам, которыми пользуется автор, открывая мир души человеческой.

Четвертый цикл носит название «Человек. Личность». Он имеет два раздела: « Дом. Семья. Домашний очаг» и «Человек. Общество. История». В пределах человеческой жизни наиболее приемлемой представляется тема детства. Она представлена произведениями А.П.Чехова, В.Г.Короленко, А. Гайдара, Ю.Яковлева, А. Алексина, Г.Куклина, Г.Михасенко. Показать неоднозначность этого времени в жизни человека, раскрыть психологизм писателя в изображении судьбы маленьких героев, их характеров и поступков - задача учителя.

Человек неотделим от общества и истории, которая вторгается в его судьбу, нередко определяя её дальнейшее течение. Концепт «Человек. Общество. История" представляет баллада М.Ю.Лермонтова «Бородино», басни И.А.Крылова, рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», повесть А.Гайдара «Тимур и его команда», повесть Р.Фраермана «Подвиг в майскую ночь».

В пятом цикле произведения объединяются концептом «Родная земля». В рассказах М. Пришвина, К. Паустовского, Ю. Коваля, Н. Устинович, Г. Граубина, Р. Бредбери откроется школьникам мир родной природы, трепетное и неповторимое отношение к ней каждого автора. Большая и «малая» родина, родной дом – корни души человеческой. В анализе художественных произведений учитель должен идти от конкретных наблюдений к образным обобщениям, к эстетическому освоению художественной природы произведения.

Особое значение авторы программы придают урокам поэзии в 5-м классе. В 3-м классе школьники уже учились читать стихи, сопереживать прочитанному, пытались увидеть окружающее глазами поэта. В 5-м классе эмоционально-образное приобщение к поэзии обогащается эстетическим. Важно не только попытаться пережить то, что пережил поэт, но и понять, почему он сказал об этом так, а не иначе; удивиться гармонии слов и словосочетаний, игре звука, необычности образов, зримости картин. Именно в этом направлении будет осуществляться и анализ лирического стихотворения на уроке.

Существует несколько подходов к изучению поэзии в среднем звене: чтение и изучение одного стихотворения на уроке, связанное с именем автора, обзорное знакомство с несколькими поэтами, произведения которых связываются тематически, уроки поэзии теоретического типа, направленные на изучение поэтики стиха (ритм, рифма, звукопись и т.д.). Авторы считают, что в 5-м классе возможно осуществление всех подходов, которые и будут представлены в программе. Однако учитель свободен в выборе того подхода, который является наиболее приемлемым для него.

Расчёт учебного времени в программе – примерный. Авторы отдают себе отчёт в том, что предложенные блоки могут быть слишком насыщенными. Учитель сам может изменить пропорции, оставить на обязательное чтение одни произведения и вынести на самостоятельное чтение другие.

     

     

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь