Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие воображения и литературное творчество. САМОПОЗНАНИЕ И САМОСОЗИДАНИЕ. Опорные понятия.



Сочинение «Эхо». Воображаемый диалог со взрослыми.

Опорные понятия.

Поэма.*

Подтекст.

Рефрен.

Беседа.

Пейзаж.

Контраст.

Идеал.

 

САМОПОЗНАНИЕ И САМОСОЗИДАНИЕ

 

Л.Н.Андреев. Рождественский рассказ «Ангелочек». (2 часа).

Отражение в рассказе гуманистических заветов русской классики (А.П.Чехов «Ванька», А.Куприн «Чудесный доктор»).

Ощущение ребенком дисгармонии окружающего мира. Протест детской души против зла и насилия («он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни»). Формы выражения этого протеста. Оценка маленьким героем окружающих людей, близких. Как оценивают Сашку другие герои рассказа («волчонок», «странный мальчик»). Открытие противоречий в собственной душе («что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце…»). Мотив детского одиночества в рассказе («некуда идти»). Конфликт внешнего и внутреннего.

Образ елки и образ ангелочка – смысл противопоставления. Смысловая доминанта образа ангелочка в рассказе. Выразительная образность и эмоционально-оценочная окраска описаний. Содержательность и экспрессивность художественных деталей.

Отец и сын. Родство душ героев. Мотив милосердия и мотив слез в рассказе. Слезы, очищающие душу. Душевное взросление героя.

Голос автора. Любовь, как основа мироустройства на земле. Смысл заглавия рассказа.

Стихотворение А.Блока «Сусальный ангел». Образ ангела, его смысловое наполнение. Настроение, чувство, ощущение лирического героя. Природа конфликта. Основная идея стихотворения. Чем близки произведения А.Блока и Л.Андреева?

Развитие воображения.

Сочинение «Эхо». Словесное рисование интерьера-впечатления.

Инсценировка эпизода.

Литературное творчество. Написать эпилог к рассказу.

Опорные понятия.

Рождественский рассказ.

Конфликт.

Портрет.

Художественная деталь.

Автор.

Символ.

Экспрессия.

Автор и читатель.

Смысл заглавия.

 

Л.Н.Толстой. Главы из «Детства». (4 часа).

Краткие биографические сведения из детства Л.Н.Толстого. Повесть «Детство» - первая часть автобиографической трилогии. Тема детства в системе художественных взглядов Толстого. Особенности раскрытия образа ребенка. Авторское и детское зрение в повествовательной структуре произведения. Психологизм, раскрытие «диалектики души». Идея любви и самоотвержения, пронизывающая «детские воспоминания» Толстого.

Глава «Детство».

 Эмоционально-лирическая окрашенность воспоминания. Скрытое противопоставление прошлого («счастливая, невозвратимая пора детства») настоящему. Лирическая композиция в прозе: воспоминание по впечатлениям, их спонтанность и фрагментарность, эффект остановленного мгновенья. Риторичеки-вопросительная тональность как стилистико-смысловая доминанта финальной части главы.

Глава « Maman».

Портрет матери как «воспоминание прошедшего». Подбор художественных деталей. Нравственно-психологическая доминанта образа – «всегда одинаковая доброта». Внешнее и внутреннее в воссоздании характера и душевного состояния Натальи Николаевны. «Светский разговор» в тексте, «грустные мысли» в подтексте.

Глава «Игры». Детская фантазия и поэтическое преображение мира как условия игры. Здравомыслие – враг игры (поведение Володи). Смысл фразы «А игры не будет, что ж тогда останется?…».

Глава «Что-то вроде первой любви». Очарование детской влюбленности.

Главы «Стихи» и «Ивины». Темные пятна на страницах детских воспоминаний. Специфически толстовские аспекты нравственной проблематики: саморазоблачение героя и «приличная» ложь окружающих. Психологический самоанализ, образ громко говорящей совести.

Развитие воображения.

Иллюстрирование: нарисовать образ детства Николеньки.

Цветослово: изобразить детство героя в цвете.

Словесный портрет героя с опорой на художественную деталь

Литературное творчество.

«Диалоги с самим собой» (попытка выразить свои мысли во внутреннем монологе).

Сочинение с элементами самоанализа: «Случай, который я не могу забыть».

Опорные понятия.

Внутренний монолог героя*

Автобиография

Автор

Герой-рассказчик

Портрет

Художественная деталь

Психологизм

Самоанализ

Нравственная проблематика

 

А.М.Горький. «Детство» (Отдельные главы) (4 часа).

Два «Детства». Сопоставление их авторов и рассказчиков, особенности повествования, описания, построения, интонации, пафоса. География повести Толстого и повести Горького. Запомнившиеся страницы. Любимые слова Толстого и Горького.

Смысл посвящения повести Горького сыну. Тема вхождения человека в мир, как тема становления, роста и мужания духа ребенка. Радости и горести детской души. Деятельная жизнь сердца и мыслей героя в мучительных исканиях правды жизни, в отчаянии, озарении и надеждах.

Контраст как основной принцип горьковской поэтики. Идеалы автора, воплощающиеся в концептах «человек», «любовь», «красота», «творческое начало», «разум», «правда», «вера». Противопоставление им «свинцовых мерзостей жизни». Идея разрушения, омертвения, равнодушия и пошлости жизни, передающиеся через образы «плесени», «ржавчины», «железа», «камня». Роль бытовых слов в развертывании образного сопоставления. «Грязь», как образное изображение уродства жизни. Антиномия образов «грязь – чистота», «безобразие – красота»; ее связь с идеей должной и не должной жизни человека. Тема разрушения кровных связей людей («неумное племя»).

Морально-этическая и эстетическая оценка автором явлений мрачного русского быта рубежа веков. Контрастное развитие горьковской мысли о высоком назначении человека и убогости его реальной жизни. Представления автора о красоте. Связь понятия красоты с образом человека и идеалом деятельной, творческой жизни. Красота, как проявление радости бытия, веселья духа («пляска бабушки»). Связь внешней красоты человека с представлениями о сердечности, душевной теплоте, любви, просветляющем начале («красивый – добрый»). Воплощение народного идеала в представлениях автора о красоте (Цыганок – Иван-Царевич и т.д.).

Мотив чуда и мотив сказки в повести. Детская душа, открытая всему доброму и прекрасному. Воображение ребенка, пересоздающее убогую жизнь. Открытия чудесного в привычном и будничном (рассказ деда).

Радостное испытание чудодейственной силы книги. Книга, которая «взяла за сердце».

Уроки «взрослых». Многообразие в повести живых ярких человеческих индивидуальностей. Мастерство создания живописного портрета словом (мать и бабушка). Передача внутреннего состояния человека через взгляд, жест, манеру говорить, вести себя. Роль эпитета в портретных зарисовках героя.

Искусство создания речевого портрета. Живая разговорность языка, как доминантная  черта авторской системы.

Жизнь природы, контрастно противопоставленная уродливому существованию людей. Принцип эстетизации природы. Связь красоты в природе с яркостью и наглядностью красок. Цветовое видение мира, как богатство зрительных впечатлений Алеши.

Проявление разной меры открытости маленького героя, осмысливающего жизнь. Самохарактеристика Алешей своих чувств, переживаний, поступков. Роль лексики чувств и внутреннего мира человека (душа, сердце, жалость, тоска, равнодушие и др.). Раскрытие духовных ценностей через слово.

Активная, действенная позиция героя-рассказчика, не приемлющего миропорядка, искажающего природу человека.

Развитие воображения. Устное словесное рисование портретов героев в определенных ситуациях. Составление киносценария по эпизодам: «пожар в доме деда», «пляска бабушки». Творческий пересказ эпизода от первого лица.

Литературное творчество. Сочинение по пословице или афоризму, встретившимся в тексте:

- «Человечью ласку на базаре не купишь»;

- «Нельзя жить чужой совестью»;

- «Человек человеку – волк» - так ли?

Сочинение-размышление: «Уроки, которые Алеша запомнил на всю жизнь».

Опорные понятия.

Автобиография.

Герой-рассказчик.

Автор.

Контраст.

Повтор.

Литературный портрет.

Речевая характеристика героя.

Приемы художественной образности (сравнение, метафора, символы).

Бытовые слова, как средство художественной выразительности.

 

В.Г. Распутин «Уроки французского» (3 часа).

Смысл посвящения и вступления к рассказу. Отражение трудностей послевоенного времени. Мотив детского одиночества и неприкаянности.

Идея самостояния и независимости личности. Контрастная композиция рассказа. Нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя. Его стремление к правде и справедливости во всём. Другие герои рассказа: Вадик, Птаха, Тишкин. Конфликт искренности и хитрости, правды и лжи, добра и жестокости.

Роль и смысл игры в человеческих отношениях. Чем игра в рассказе В.Г.Распутина отличается от игры в повести Л.Н.Толстого «Детство»? Уроки игры. Значение подробностей в описании игры и драки героев. Роль ремарок в диалогах героев. Ирония автора.

Анализ эпизодов, в которых герой делает выбор.

Образ учительницы. Мотив милосердия, соучастия в чужой судьбе в рассказе. Гармония внешнего и внутреннего в портрете Лидии Михайловны. Душевная щедрость взрослого человека и её роль в жизни ребёнка.

Конфликт между «живым» и догматическим отношением к жизни (учительница и директор).

Уроки доброты и милосердия. Иносказательный смысл названия рассказа


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь