Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Н.К. Рерих «Неотпитая чаша» (1час).



«А хорошо быть русским, хорошо говорить по-русски, хорошо мыслить по-русски» (Н.К.Рерих).

Слово о Н.К Рерихе – художнике, поэте, писателе, мыслителе, исследователе-путешественнике.

Тема России, её истории и культуре – основная тема очерка. Близость очерка поэтической легенде. Эмоциональная приподнятость и лиризм повествования, мягкая назидательность, недосказанность.

Художественное воссоздание внешних реалий, наполнение их духовно-нравственным содержанием.

Смысл вступления. «Скрытые значения» родной земли. Истинные ценности в понимании автора. Дар видеть необыкновенное в обыкновенном, сказку в повседневности («среди обычного луга притаилась сказка»). Смешение реального и сказочного как доминанта стиля Н.К.Рериха.

Мотив «живой воды». Мотив веры и надежды. Целостность очерка, организованного внутренним сюжетом –единой обобщающей мыслью: Русь – «неотпитая чаша», «полный, целебный родник», «подземная сила».

Символ «неотпитой чаши» – внутренней духовной силы России (значение эпитета «неотпитая»).

Смысл вдохновенного заключения. Жизненность и актуальность позиции автора. «Неотпитая чаша» как духовное напоминание и завещание Н.К.Рериха.

Развитие воображения и литературное творчество.

Додумывание, досказывание: «Чего не видно из окон вагона…»;

«Чего мы не хотели знать…»; «Что ещё недавно считалось неценным…».

Иллюстрирование (попытка воссоздать образ «неотпитой чаши»).

Письмо Н.К.Рериху.

Опорные понятия.

Путевой очерк*

Символика названия

Смешение сказочного и реального

Актуальность авторской позиции

И.С.Тургенев «Бежин луг» (4часа).

Особенности идейно-тематического содержания и композиции «Записок охотника» (общие сведения). Роль автора-повествователя в художественной организации рассказа «Бежин луг». Образы крестьянских детей: индивидуализирующие средства портретных, поведенческих и речевых характеристик. Дети как часть природы (средства воплощения этой идеи).

Динамический пейзаж как основа композиции произведения. Художественная параллель: «прекрасный июльский день» – «торжественно-царственная» ночь – смыслообразующая конструкция (идея тайной, мистической сути бытия). Космизм пейзажа, сквозные образы-детали – небо, равнина, река, символизирующие бесконечность вселенной.

Загадочно-чарующая сущность мира в рассказах мальчиков. Фольклорная основа детских историй (быличка, поверье, примета). Традиционные образы русской демонологии (домовой, леший, русалка).

«Бежин луг» как произведение, повторяющее ведущие жанровые свойства и сюжетные повороты былички: заблудившийся повествователь (ср. заблудившийся плотник Гаврила), свидетельство о чудесной встрече и несчастном случае в проклятом месте; роковая гибель Павлуши (ср. с утоплением Васи), необъяснимость происходящего, признание неведомой силы, управляющей людскими судьбами, зыбкость границ между реальным и ирреальным.

Авторская повествовательная позиция, аналогичная свидетельству фольклорного рассказчика былички, стремление к передаче достоверности рассказанного (к примеру, точность указания места действия – Черненский уезд Тульской губернии и т.п.).

Красота души и трагизм судьбы русского народа, переданные средствами фольклорного жанра былички.

Развитие воображения и литературное творчество.

Опорные понятия.

Быличка*

Поверье*

Примета*

Автор-повествователь

Композиция

Сюжет

Портрет

Речевая характеристика

Пейзаж

Фольклорная основа

Фольклорный рассказчик

 

 

К.Г.Паустовский «Михайловские рощи»(2 часа).

«Поэзия – всюду…»

Родные просторы, одухотворяющие сердце человека и дающие силы. Проблема сопричастности в рассказе. Связь природы и человека.

Движение времени в рассказе и проблема вечных ценностей.

Природа и творчество (творец не только тот, кто создаёт шедевры искусства, но кто способен воспринимать, слышать поэзию природы).

Отношение к А.С.Пушкину автора (благоговение) и других персонажей («родной»). Почему «врут старики» о Пушкине? Значение легендарных преувеличений в рассказах о Пушкине (поэт становится героем народного эпоса, вырастая до богатырских размеров).

Сложность композиции лирического текста («россыпь» эпизодов-встреч и историй жизни). Роль отдельных эпизодов (выбор места для посадки сосен, история учителя географии, история жизни правнучки…).

Роль деталей. Почему Пушкинские горы «завалены сеном»?

Воплощения темы поэтического безмолвия и благоговейного отношения к А.С.Пушкину.

Смысл названия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь