Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


М.Горький. «Легенда о Данко» (1 час).



Особенности поэтики: исключительность и характерологическая яркость героя, экзотичность художественной атмосферы, тяготение к фантастике, гиперболизация в выражении душевных движения персонажа, символическая насыщенность повествования, патетичность стиля.

Образ Данко. Близость мифологическим героям (Прометей, Ареон). Противостояние личности темным стихиям бытия (образы «деревьев-великанов», «болота», «тьмы»). Контраст бессилия и воли («тоскливые думы» как порождение бессилия и страха человека). Действие – основа мироощущения автора и героя: «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». Конфликт героя и толпы. Трагедия героя, ведущего людей к истине (библейские мотивы). Чем движим герой – чувством личного самоутверждения или любовью к людям? Напрасна ли жертва? Образ «осторожного человека», возможные варианты его смыслового наполнения.

Развитие воображения. Иллюстрирование. Устное словесное рисование. Каким вы представляете себе образ «осторожного человека»?

Литературное творчество. Придумать сказку об искрах рассыпавшегося сердца.

Опорные понятия.

Легенда.*

Контраст.

Конфликт.

Гиперболизация.

Символ.

Героическое.

Трагическое.

Фантастика.

Патетика.

Экзотика.

 

ВОЛЯ, УДАЛЬ, НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, ЧЕСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО

 

А.С.Пушкин «Анчар». (2 часа).

Изображение мира зла в стихотворении. Зло в природе. Три пространственных плана: вселенная – пустыня – анчар. Образ пустыни в стихотворении. Роль эпитетов в создании олицетворенного образа пустыни как человекоподобного злого существа («чахлая», «скупая»). Развитие темы одиночества в стихотворении («один во всей Вселенной»). Образ анчара – образ нелюбимого дитя, вобравшего в себя все зло матери-пустыни. Роль словесной живописи в создании образа. Смысл оксюморона «мертвая зелень». Враждебность анчара природе, всему живому. Развитие мотива смерти. Противоестественное сочетание дерево и смерть, дождь и смерть. Роль звукописи и цветописи в создании настроения первой части стихотворения. Анчар – символ вселенского зла.

Зло, создаваемое человеком. Смысл повтора «человека человек». Мысль о природном равенстве и о социальном неравенстве людей. Анчар как инструмент зла в руках человека. Образ рабства и образ деспотической власти (сила и бессилие). Роль эпитета «бедный». Раб – это жертва или соучастник зла?

Смысл двух частной композиции стихотворения. Соотнесения зла природы и зла человека. Природа, как инструмент для проявления злой воли человека. Воплощение в стихотворении гуманистической идеи автора.

Развитие воображения и литературное творчество. Устное словесное рисование: воссоздание картин и образов пустыни и анчара при помощи выразительных деталей. Мизансценирование первой строфы второй части стихотворения. Подбор названий к первой и второй частям стихотворения из текста.

Сочинение по опорным эпитетам: «чахлый», «скупой», «зноем раскаленный», «грозный». Рассуждения на тему: почему поэт назвал свое стихотворение «Анчар», а не «Князь и раб»? Сила и деспотизм – это одно и то же? Что порождает деспотизм и каковы его последствия?

Опорные понятия.

Пафос стихотворения.*

Оксюморон.*

Композиция.

Идея.

Интонация.

Эпитет.

Символ.

Звукопись.

Цветопись .

Гуманистическая идея.

А.С.Пушкин. «Дубровский». (5 часов).

Идейно-нравственная и культурно-историческая проблематика романа. Этический поиск автора, попытки ответить на вопросы о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и беззаконии. Внимание к жизненной позиции человека. Пушкинская конструкция образа, определяющим в которой является не социальное бытие, а приверженность человека к определенному кругу идей. Идейно-нравственная природа противопоставления героев.

Быт и нравы дворянской усадьбы. Анализ эпизода «На псарне». Сложная и неоднозначная оценка автором характеров героев и ситуаций. Тема правосудия в романе. Анализ эпизода «В суде». Можно ли назвать законом тот закон, который позволяет преступить грань между добром и злом?

Отец и сын Дубровские. Моральный кодекс русского дворянина: чувство долга, чести и человеческого достоинства. Осмысление темы семьи как темы России.

Мотив Отчего Дома. Дом как святилище человеческого достоинства, как жизненная опора. Культ матери как самое святое для русской души.

Психологизм в изображении чувств и переживаний героев.

Образ пожара в романе. Разбушевавшаяся стихия или бесчеловечный замысел? Авторская позиция.

Маски «Владимира Дубровского». Фольклорная основа образа «благородного разбойника». Характер поступков героя. Вопрос о совместимости офицерской чести и разбоя.

Любовная линия в романе. Природа внутреннего конфликта в душах героев. Столкновение «правды» героя с «правдой» жизни. Испытание на человечность – решающий фактор для оценки участников конфликта.

Литературное творчество. Дневник героя. Сочинение-рассуждение по пословице «Добро должно быть с кулаками» или по афоризму «Зло порождает зло». Продолжить слова героя: «Знайте, что он рожден был для иного назначения…» (для какого?)

Опорные понятия.

Роман.*

Романтический сюжет.*

Романтический герой.*

Антитеза.

Образ-персонаж.

Характер.

Портрет.

Пейзаж.

Интерьер.

Авторская позиция.

Художественная деталь.

Речевая характеристика.

Гуманизм.

Психологизм.

Историческая память.

Эпизод.

 

М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (4 часа).

Историческая основа «Песни…». Основной конфликт поэмы. Идея противостояния личности и власти. Пафос защиты правды и чести. Драматизм развития сюжета. Центральные образы поэмы. Образ Алены Дмитриевны: красота внешняя и внутренняя.

Картины Московской Руси: пир у царя, быт купеческой семьи, кулачный бой.

«Песня…» как слава «всему народу христианскому». Черты народного героя в образе Степана Калашникова. Могила Калашникова как всенародный памятник духовной стойкости.

Фольклорная традиция, организующая стиль поэмы. Посвящение к поэме. Интонации эпической песни гусляров как средство придания локальному событию обобщающего значения эпизода русской истории.

Приметы народно-поэтической поэтики в языке произведения: «лубочная» подробность заглавия, глагольная динамика, постпозиция эпитета (в том числе постоянного), обилие обращений, перечислительность интонаций в описаниях, прямые и отрицательные сравнения).

Развитие воображения.

Обсуждение иллюстраций для оформления обложки книги.

Литературное творчество.

Сочинение «Два портрета».

Сочинение-размышление по эпиграфу к уроку.

Опорные понятия.

Историческая основа произведения.

Поэма.

Конфликт произведения

Антитеза

Песенная интонация

Фольклорная традиция

 

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». (2 часа).

Подготовка восприятия учащихся к чтению рассказа. Краткие сведения о том, какую роль сыграл Север в творческой судьбе Дж. Лондона. Предоставление человеку возможности открыть в себе человеческое, утвердить себя как личность. Север, как проба на стойкость, мужество, благородство и честь.

Тема выбора в рассказе. Мотивы поведения героя в сверх трудных ситуациях. Эгоизм, как античеловеческое начало. Почему Бил не смог дойти до цели.

Роль пейзажа в передаче переживаний героя. Образ солнца. Поединок с природой. Борьба человеческого и животного начал в сознании и поведении героя. Мотив слез в рассказе.

Образ волка. Волк как часть природы или как тень человека. Смысл победы человека над волком.

Образ «золотого мешочка». Мотив истинных и ложных ценностей в рассказе.

Смысл названия рассказа. Утверждение автора мысли о беспредельных возможностях человека, о высотах его духа, о победе в нем нравственного начала.

Развитие воображения. Рассказ от лица героя об одном дне (попытка передать мысли и переживания героя). Сопоставление рассказа с репродукциями Рокуэлла Кента (рельефность композиции, контрастность цветов, лаконичность).

Литературное творчество. Дневник героя. Сочинение-рассуждение: «Легко ли остаться человеком, когда тебе трудно?»

Опорные понятия.

Сюжет.

Контраст.

Пейзаж,

Образ-символ.

Н.А.Некрасов. «Дедушка». (2 часа).

Образ «таинственного деда» в поэме. Краткие исторические сведения об истории декабристского движения в России, прототип некрасовского дедушки – С.Г.Волконский, возвратившийся из ссылки после амнистии 1856 года. Дедушка – носитель исторической памяти. Черты святости в его образе.

Подтекстовый план поэмы, мотив недосказанности. Пафос постижения окружающего мира детским сознанием. Смысл рефрена «Вырастешь, Саша, узнаешь». Дед и внук. Идея преемственности поколений. Вопросы Саши и ответы деда. Беседа как прием, организующий композицию поэмы.

«Печальная быль» родной земли. Роль пейзажа. Контрастное соотношение идеала (Тарбагатай) и действительности. «Воля» и «Труд» – поэтические обозначения идеального мира.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь