Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Смерть как наказание за грех



«Возмездие за грех — смерть». Будет логично начать наше исследование с фундаментального принципа, заложенного в обоих Заветах: «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4, 20); «Возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Наказание за грех включает в себя, конечно же, не только первую смерть, которая постигает всех людей как следствие Адамова греха. В Библии упоминается и вторая смерть (Откр. 20:14; 21:8), которая, как мы уже видели, постигнет нераскаявшихся грешников и будет окончательной и необратимой. На этот основной принцип мы и будем опираться в нашем исследовании природы окончательного наказания, поскольку он совершенно отчетливо говорит, что конечное возмездие за грех — не вечные муки, а необратимая смерть.

Смерть по Библии, как мы уже отмечали в 4й главе, — это прекращение жизни, а не отделение души от тела. Таким образом, наказание за грех — это прекращение жизни. Смерть, с которой мы постоянно сталкиваемся в этом мире, и в самом деле была бы прекращением нашего существования, если бы не воскресение (1 Кор. 15:18). Именно воскресение превращает смерть в сон, в некое временное бессознательное состояние. Но после второй смерти воскресения уже не будет. Это окончательное прекращение жизни.

Это фундаментальное учение раскрыто в Ветхом Завете, особенно в системе жертвоприношений. Следствием тяжкого прегрешения неизменно была смерть заместительной жертвы и никогда — ее продолжительные муки или лишение свободы. Джеймс Данн справедливо отмечает, что «жертвоприношение оканчивалось именно смертью жертвы. Жертвенное животное, отождествлявшееся с приносящим ее в его грехе, должно было подвергнуться уничтожению, дабы истреблен был и грех, в нем заключенный. Кропление, помазание и излитие жертвенной крови пред лицом Божьим показывали, что жизнь полностью уничтожена, а вместе с ней и грех, и грешник»72. Другими словами, гибель жертвы в огне наглядным образом символизировала окончательное истребление греха и грешников.

Окончательная ликвидация греха и уничтожение грешников особенно ярко раскрывались в ритуале Дня искупления, символизировавшем осуществление последнего Божьего суда над верующими и неверующими. Истинными верующими были те израильтяне, кто на протяжении всего года совершал покаяние в своих грехах, принося соответствующие жертвы в святилище, и кто в День искупления покоился, постился, молился, каялся и смирял свою душу пред Богом. По завершении обрядов очищения, эти люди объявлялись «чистыми… пред лицом Господним» (Лев. 16:30).

В свою очередь неверующими были те израильтяне, кто в течение года открыто грешил против Бога (ср. Лев. 20:1—6) и не совершал покаяния, принося искупительные жертвы в святилище. В День искупления они не воздерживались от труда, не участвовали в посте, молитве и исследовании сердца (ср. Чис. 19:20). Из-за своего дерзкого неповиновения в День искупления эти люди удалялись из среды народа Божьего. «А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-либо дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее» (Лев. 23:29, 30)73.

Размежевание, происходившее в День искупления между истинными и ложными израильтянами, служит символом разделения, которое произойдет при Втором пришествии. Иисус сравнивал это разделение с тем, что происходит при жатве, когда пшеницу отделяют от плевелов. Поскольку плевелы были посеяны вместе с доброй пшеницей, которая символизирует «сынов Царствия» (Мф. 13:38), можно с уверенностью говорить, что Иисус имел в виду Свою Церковь. Пшеница и плевелы, истинные верующие и лицемеры, будут сосуществовать в Церкви вплоть до Его пришествия. Только тогда произойдет решительное разделение, символически представленное Днем искупления. Нечестивые будут ввергнуты в «печь огненную», а «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:42, 43).

Притчи Иисуса и ритуал Дня искупления провозглашают одну и ту же важную истину: ложные и истинные христиане будут сосуществовать вплоть до Его пришествия. Однако во время суда, который состоится по Его пришествии и прообразом которого служит День искупления, произойдет разделение, когда грех и грешники будут навеки стерты с лица земли, а мир будет пересотворен. Подобно тому как в прообразном служении Дня искупления нераскаявшиеся грешники истреблялись из среды народа, так и при воплощении этого прообраза в реальность, во время последнего суда, грешники «подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1:9).

Смерть Иисуса и наказание грешников. Смерть Иисуса на кресте во всей полноте показывает, как Бог в конце концов поступит с грехом и грешниками. Христова крестная смерть служит высшим наглядным проявлением Божьего гнева на всякое нечестие и неправду человеков (Рим. 1:18, ср. 2 Кор. 5:21; Мк. 15:34). Иисус, наш безгрешный Спаситель, перенес на кресте не просто обычную для человека физическую смерть, но смерть, которую претерпят грешники на последнем суде. Вот почему Он «начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно» (Мк. 14:34, 35).

Леон Моррис напоминает нам, что «Он боялся не смерти как таковой. Он боялся именно той смерти, которой Ему предстояло умереть, той самой, что есть, по выражению апостола Павла, “возмездие за грех” (Рим. 6:23), смерти, объединяющей Его с грешниками, в которой Он разделил их участь, понес их грехи, умер их смертью»74. Неудивительно, что Иисус ощущал Себя оставленным Богом, — ведь Ему предстояло претерпеть смерть, которая ожидает грешников при последнем суде. Его страдания, непосредственно предшествовавшие крестной смерти, все более и более усиливались, пока не достигли кульминации, когда Он испустил дух. Его агония продолжалась несколько часов.

«У нас есть все основания считать смерть Христа образцом и примером окончательного наказания за грех. Мы не уйдем далеко от истины, если скажем, что Ему пришлось перенести крайне жестокие муки, которым подвергнется самый отъявленный и тяжкий грешник (вроде Иуды Искариота) и которые, поэтому, заключают в себе, и покрывают, крайнюю степень наказания. Когда Господь Иисус в конце концов умер, Его смерть полностью искупила грехи всего мира (1 Ин. 2:2) и утвердила святой Божий закон. Если Он понес наказание за наши грехи, то ни при каких обстоятельствах это наказание не может быть вечными сознательными мучениями, ибо Сам Он их не претерпел и претерпеть не мог. Таким образом, факт страданий и смерти Христа Иисуса доказывает, что наказание за грех есть смерть в ее естественном значении, то есть лишение жизни»75.

Некоторые богословы высказывают следующее возражение: якобы смерть Христа нельзя приравнивать к окончательному наказанию грешников в аду, поскольку Он — Существо «бесконечное» и потому способен перенести «бесконечное» наказание за один миг. Соответственно грешники должны страдать вечно, потому что они — существа «конечные». Это искусственно проведенное различие между «конечным» и «бесконечным» наказанием и его жертвами не имеет библейского основания, а уходит корнями в средневековые умозрительные рассуждения, основывающиеся на феодальных понятиях о чести и справедливости76. Разве можно складывать, отнимать, умножать и делить эти «бесконечности»? С точки зрения математики это — нонсенс.

В Библии нет и намека на то, что Бог переменил сущность наказания за грех в случае с нашим Господом с вечных мучений на буквальную смерть. Эдвард Уайт справедливо отмечает: «Бытует мнение, что именно наличие Божественной сущности позволило Иисусу обойтись без бесконечных страданий посредством замены вечно длящихся мук конечного существа на краткие муки Бесконечного Величия. На это мы ответим, что данное “богословское домысливание” не имеет почвы в богодухновенной летописи»77.

Голгофский крест раскрывает природу ада как проявления Божьего гнева, порождающего смерть. Если бы Иисус не воскрес, Он бы — как и те, кто умер во Христе — просто погиб (1 Кор. 15:18), а не испытывал непрекращающиеся мучения в аду. Его воскресение убеждает нас в том, что верующим нет нужды бояться вечной смерти, потому что Своей смертью Христос уничтожил смерть (2 Тим. 1:10; Евр. 2:14; Откр. 20:14).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь