Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Космологическая подоплека вечных мук



Последнее возражение против традиционного взгляда на ад заключается в том, что вечные муки подразумевают вечное существование космического дуализма. Небеса и ад, блаженство и боль, добро и зло будут существовать бок о бок во все века. Этот взгляд несовместим с пророческим видением о новой земле, «где ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4). Как можно будет забыть о плаче и боли, если погибшие будут мучиться на виду у спасенных, как в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19—31)?

Присутствие миллионов людей, из века в век подвергаемых невыносимым страданиям, даже если это будет происходить где-то в изолированном месте, может послужить к тому, что новый мир лишится мира и блаженства. Новое творение окажется с червоточиной с первого же дня, поскольку грешники останутся вечной реальностью в Божьей Вселенной и Бог никогда не будет «все для всех» (1 Кор. 15:28 — др. пер.). Джон Стотт вопрошает: «У нас не будет никаких разумных оснований называть Бога “всем для всех”, пока неопределенное число людей продолжают пребывать в мятеже против Бога и под Его осуждением. Куда проще совместить ужасную реальность ада и вселенское правление Бога, если ад означает полное истребление и нераскаявшиеся грешники прекратят свое существование»94.

Конечная цель плана спасения — искоренить присутствие греха и грешников в этом мире. Только если грешники, сатана и бесы полностью исчезнут в озере огненном и будут ввергнуты в небытие посредством второй смерти, мы сможем с полным правом сказать, что искупительная миссия Христа завершилась безоговорочной победой. «Победа означает, что зло удалено и не осталось ничего, кроме света и любви. В то время как традиционная теория вечных мучений говорит, что мрачная тень будет висеть над новым творением вечно»95.

Подводя итог, мы можем сказать, что с космологической точки зрения традиционная концепция ада привносит космический дуализм, который противоречит пророчеству о новом мире, где не будет ни греха, ни грешников, «ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Заключение. Завершая наше исследование различных концепций ада, будет нелишне напомнить, что доктрина о последнем воздаянии — это не Евангелие, а результат отвержения Евангелия. Это далеко не самое важная доктрина Священного Писания, однако она явным образом влияет на то, как мы понимаем другие библейские учения, касающиеся человеческой природы, смерти, спасения, Божьего характера, человеческой участи и грядущего мира.

Традиционная концепция ада как вечных мучений может быть либо библейской, либо небиблейской. Мы попытались найти ответ на этот вопрос в Слове Божьем и выяснили, что у нее нет библейского основания. Традиционалисты истолковали богатую терминологию и яркую образность, связанную с истреблением нечестивых, в свете эллинистического взгляда на человеческую природу и церковных догм, не основываясь на общепринятых методах библейской интерпретации.

В настоящее время традиционные представления об аде подвергаются критике и отвергаются известными исследователями, придерживающимися различных религиозных убеждений. В этом они руководствуются библейскими, моральными, юридическими и космологическими соображениями. С библейской точки зрения вечные муки противоречат фундаментальному принципу Священного Писания, согласно которому возмездие за грех есть смерть, прекращение жизни, а не вечные страдания. Да и богатая образность и терминология уничтожения, используемые в Библии для описания конечной участи нечестивых, ясно указывают на то, что судный день закончится полным их истреблением, а не беспрерывными, сознательными муками.

С нравственной точки зрения учение о вечных сознательных муках несовместимо с библейским откровением о Божественных любви и правосудии. Нравственными категориями, заложенными Богом в нашем сознании, невозможно оправдать неутолимую жестокость Бога, подвергающего грешников вечным мучениям. Такой Бог похож на кровожадное чудовище, а не на любящего Отца, явленного нам Иисусом Христом.

С юридической точки зрения учение о вечных муках не совместимо с библейскими представлениями о правосудии, которые требуют, чтобы налагаемое наказание соответствовало причиненному злу. Понятия о беспредельном возмездии просто нет в Библии. Правосудие не может требовать наказания вечным мучением за грехи, совершенные на протяжении краткой человеческой жизни, особенно если это наказание не несет никакой исправительной функции.

С космологической точки зрения учение о вечных муках привносит космический дуализм, который противоречит пророчеству о новом мире, где не будет ни греха, ни грешников. Если бы агонизирующие грешники остались вечной реальностью в обновленной Божьей Вселенной, кто осмелился бы утверждать, что «ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Традиционная концепция ада как сознательных мук переживает не лучшие времена. Возражения против подобного взгляда столь убедительны, а поддержка его столь слаба, что все больше и больше людей отказываются от него и принимают концепцию всеобщего спасения в стремлении избежать садистских ужасов учения об аде. Чтобы спасти важную доктрину о судном дне и наказании нечестивых, библейски мыслящие христиане должны переосмыслить то, что в действительности Священное Писание говорит об участи нечестивых.

Проведенное нами тщательное исследование соответствующих библейских источников показало, что нечестивые будут воскрешены для совершения над ними Божественного суда. Наказанием им будет изгнание от лица Божьего в место, где будет плач и скрежет зубов. После определенного периода сознательных мучений, продолжительность которых будет определяться Божественным правосудием индивидуально для каждого человека, нечестивые будут полностью уничтожены без надежды на возрождение. Окончательное восстановление верующих и необратимое исчезновение грешников из этого мира будут свидетельствовать о том, что искупительная миссия Христа завершилась безоговорочной победой. Победа Христа означает, что «прежнее прошло» (Откр. 21:4) и на протяжении бесконечных веков в мире будут царить лишь свет, любовь, покой и гармония.

 

Примечания

1. Bertand Russell, Why I Am Not a Christian (London, 1976), pp. 22—23.

2. John F. Walvoord, «The Literal View», in Four Views on Hell, ed. William Crockett (Grand Rapids, 1992), p. 12.

3. Clark H. Pinnock, «Response to John F. Walvoord», in Four Views on Hell, Ed., William Crockett (Grand Rapids, 1992), p. 39.

4. См.: William V. Crockett, «The Metaphorical View», in Four Views of Hell, ed. William Crockett (Grand Rapids, 1992), pp. 43-81.

5. Там же, с. 46—47.

6. Jonathan Edwards, in John Gerstner, Jonathan Edwards on Heaven and Hell (Grand Rapids, 1980), p. 56.

7. Процитировано по: Fred Carl Kuehner, «Heaven or Hell?» in Fundamentals of the Faith, ed. Carl F. H. Henry (Grand Rapids, 1975), p. 239.

8. Robert A. Peterson, Hell on Trial! The Case for Eternal Punish­ment (Phillipsburg, New Jersey, 1995), pp. 200—201.

9. См., например: John F. Walvoord (note 2), pp. 11—31; Robert A. Morey, Death and the Afterlife (Minneapolis, 1984), pp. 100—172; E. B. Pusey, What Is the Faith as to Eternal Punishment? (Oxford, 1880).

10. R. N. Whybray, Isaiah 40— 66, New Century Bible Commentary (Grand Rapids, 1975), p. 293.

11. Robert A. Peterson (note 8), p. 32. См. также: Harry Buis, The Doctrine of Eternal Punishment (Philadelphia, 1957), p. 13.

12. Edward W. Fudge, The Fire That Consumes. A Biblical and Historical Study of the Final Punishment (Houston, 1982), p. 112.

13. Robert A. Peterson (note 8), p. 36.

14. Andre Lacoque, The Book of Daniel (Atlanta, 1979), p. 241.

15. Emmanuel Petavel, The Problem of Immortality (London, 1892), p. 323.

16. Цитаты из апокрифов приведены по: R. H. Charles, The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament in English (Oxford, 1913), vol. 1.

17. Josephus, War of the Jews 2, 9, 11, процитировано по: Josephus Complete Works, trans. William Whiston (Grand Rapids, 1974), p. 478.

18. Там же.

19. Там же.

20. См.: Andre Dupont-Sommer, ed., The Essene Writings from Qumran, trans. G. Vermes (New York, 1962).

21. Курсив мой. Во многих свитках Мертвого моря есть ссылки на окончательное уничтожение нечестивых. См. также: Edward Fudge (note 12), pp. 136—140.

22. Kenneth Kantzer, «Troublesome Questions», Christianity To­day (March 20, 1987), p. 45.

23. Leon Morris, "The Dreadful Harvest," Christianity Today (May 27, 1991), p. 34.

24. "Hell," Protestant Dictionary, ed. Charles Sydney and G. E. Alison Weeks (London, 1933), p. 287.

25. Josephus, War of the Jews 6, 8, 5; 5, 12, 7.

26. Edward W. Fudge (note 12), p. 161.

27. Robert A. Peterson (note 8), p. 44.

28. Курсив мой.

29. Robert A. Peterson (note 8), p. 47.

30. John Stott and David L. Edwards, Essentials: A Liberal-Evan­gelical Dialogue (London, 1988), p. 316.

31. R. V. G. Tasker, The Gospel According St. Matthew. An Introduction and Commentary (Grand Rapids, 1963), p. 240.

32. Курсив мой.

33. John Stott (note 31), p. 317.

34. Basil F. C. Atkinson, Life and Immortality. An Examination of the Nature and Meaning of Life and Death as They Are Revealed in the Scriptures (Taunton, England, n. d.), p. 101.

35. Курсив мой.

36. Anthony A. Hoekema, The Bible and the Future (Grand Rapids, 1979), p. 270.

37. Harry Buis, The Doctrine of Eternal Punishment (Philadelphia, 1957), p. 49.

38. Курсив мой.

39. Курсив мой.

40. Edward W. Fudge (note 12), p.172.

41. См., например: Robert A. Peterson (note 8), pp. 78—79.

42. Там же, с. 88.

43. Robert A. Morey, Death and the Afterlife (Minneapolis, 1984), p. 144.

44. J. P. M. Sweet, Revelation (Philadelphia, 1979), p. 228.

45. Курсив мой.

46. Harold E. Guillebaud, The Righteous Judge: A Study of the Biblical Doctrine of Everlasting Punishment (Taunton, England, n. d.), p. 24.

47. John F. Walvoord (note 2), p. 23.

48. George Eldon Ladd, A Commentary on the Revelation of John (Grand Rapids, 1979), p. 270.

49. Robert A. Peterson (note 8), p. 90.

50. Процитировано по: J. Massyngberde Ford, Revelation, Introduction, Translation and Commentary, The Anchor Bible (New York, 1975), p. 393.

51. M. McNamara, The New Testament and the Palestinian Targum to the Pentateuch ( New York, 1958), p. 117.

52. Там же.

53. Там же, с. 123.

54. Там же.

55. Robert H. Mounce, The Book of Revelation (Grand Rapids, 1977), p. 367.

56. Henry Alford, Apocalypse of John in The Greek Testament (Chicago, 1958), Vol. 4, pp. 735—736.

57. Billy Graham, «There is a Real Hell», Decision 25 (July—August 1 1984), p. 2.

58. William V. Crockett (note 4), p. 43.

59. Там же, с. 44.

60. Там же.

61. Там же, с. 59.

62. Там же, с. 60.

63. Слова профессора Принстонского университета Коулмана-Нортона (Coleman-Norton), процитированные по: Bruce M. Metzger, «Literary and Canonical Pseudepigrapha», Journal of Biblical Literature 91 (1972), p. 3.

64. William V. Crockett (note 4), p. 61.

65. Jacques Ellul, Apocalypse, The Book of Revelation (New York, 1977), p. 212.

66. См. Arthur W. Pink, Eternal Punishment (Swengel, Pennsylva­nia, n.d.), p. 2; William Hendricksen, The Bible on the Life Hereafter (Grand Rapids, 1963), p. 188.

67. J. I. Packer, «Evangelicals and the Way of Salvation: New Challenges to the Gospel—Universalism and Justification by Faith», in Evangelical Affirmations, ed. K. S. Kantzer and Carl F. H. Henry (Grand Rapids, 1990), p. 126.

68. Clark H. Pinnock (note 3), p. 161.

69. Там же, с. 162.

70. John Stott (note 31), pp. 319—320.

71. Там же, с. 314—315.

72. James D. G. Dunn, «Paul's Understanding of the Death of Jesus», in Reconciliation and Hope: New Testament Essays on Atonement and Eschatology, ed. Robert Banks (Grand Rapids, 1974), p. 136.

73. См.: Samuele Bacchiocchi, God's Festivals. Part 2: The Fall Festivals (Berrien Springs, 1996), pp. 127—205.

74. Leon Morris, The Cross in the New Testament (Grand Rapids, 1965), p. 47.

75. Basil F. C. Atkinson (note 35), p. 103.

76. См.: Edward W. Fudge (note 12), pp. 232—233.

77. Edward White, Life of Christ: A Study of the Scripture Doctrine on the Nature of Man, the Object of the Divine Incarnation, and the Condition of Human Immortality (London, 1878), p. 241.

78. Basil F. C. Atkinson (note 35), pp. 85—86.

79. John Stott (note 31), p. 315.

80. Там же, с. 316.

81. Clark H. Pinnock (note 3), p. 147.

82. Там же, с. 149—150.

83. Clark H. Pinnock, «The Destruction of the Finally Impenitent», Criswell Theological Review 4, n. 2 (1990), p. 247.

84. John Hick, Death and Eternal Life (New York,1976), pp. 199, 201.

85. Процитировано по: Philip Schaff, History of the Christian Church (Grand Rapids, 1958), Vol. 8, p. 782.

86. Там же, с. 785.

87. Там же, с. 786.

88. John Stott (note 31), pp. 318—319.

89. John Hick (note 85), p. 201.

90. Harry Buis, «Everlasting Punishment», The Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible (Grand Rapids, 1978), Vol. 4, p. 956.

91. Clark H. Pinnock (note 3), pp. 152—153.

92. Hans Küng, Eternal Life, Life after Death as a Medical, Philo­sophical, and Theological Problem (New York, 1984), p. 137.

93. Ellen G. White, The Desire of Ages (Mountain View, California, 1950), p. 638.

94. John Stott (note 31), p. 319.

95. Там же.

ГЛАВА 7


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь