Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Характерные особенности воскрешенного тела



Какого рода тело даст усопшим и живым святым вернувшийся Спаситель? Нам повезло, что Павел не обошел вниманием этот вопрос, поднятый коринфянами: «Но скажет кто-нибудь: “как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?” Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор. 15:35—38).

При помощи аналогии с семенем Павел объясняет преемственность и дискретность, существующие между нашим нынешним физическим телом и будущим воскрешенным (преображенным) телом. Преемственность определяется той связью, которую имеют семя и новое растение, из него выросшее. Дискретность же вытекает из различия между посеянным семенем и возникшим из него новым растением. Как Бог дает каждому посеянному семени свое тело, так Он даст тело и каждому погребенному человеку. Возможно, именно погребение умерших навело Павла на аналогию с семенем.

Павел развивает аналогию посева и жатвы и дает самое противоречивое описание воскрешенного тела, которое только можно найти в Библии: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15:42—44).

Четыре противопоставления. В 1 Кор. 15:42—44 Павел разъясняет различие между нашим нынешним телом и воскрешенным телом с помощью четырех противопоставлений. Эти противопоставления в равной степени применимы и по отношению к телам живых праведников, которые будут преображены, не увидев смерти. Во-первых, наши нынешние тела — тленные ( phthora), то есть поражаемые болезнями и смертью, в то время как наши воскрешенные тела будут нетленными ( aphtharsia), то есть более не подверженными болезням и смерти. Во-вторых, наши нынешние тела претерпевают уничижение, когда их закапывают в могилу, однако наши воскрешенные тела испытают славу внутреннего и внешнего преображения.

В-третьих, наши нынешние тела — немощные, поскольку легко устают и истощаются, в то время как наши воскрешенные тела будут исполнены силы и наделены безграничной энергией, которая позволит осуществить все наши цели. В-четвертых, наши нынешние тела — душевные (т.е. физические — soma psychikon), в то время как наши воскрешенные тела будут духовными ( soma pneumatikon). Это последнее противопоставление заставляет многих думать, что наше воскрешенное (преображенное) тело будет «духовным» в том смысле, что будет лишено нынешней физической субстанции. «Духовное» воспринимается как противоположное физическому. Таким образом, воскрешенные (преображенные) тела якобы состоят из некоей бесплотной, нематериальной субстанции.

«Духовное» воскрешенное тело. Верил ли Павел и учит ли о том Библия, что при Втором пришествии Христа живые и усопшие праведники получат нематериальные и бесплотные тела, полностью лишенные физической сущности? Именно такого взгляда придерживаются некоторые исследователи. Они придают «духовному телу — soma pneumatikon» значение «состоящее из духа», как если бы «дух был некоей неземной, небесной субстанцией»15. По их мнению, «дух» будет сущностью, а «тело» — формой воскрешенного тела.

В своей книге Воскрешенные нетленными: воскресение и бессмертие в Новом Завете Мюррэй Харрис дает духовному телу следующее определение: «Духовное тело — это орган воскрешенного человека, служащий для сообщения с небесным миром. Это соматическая форма, откликающаяся на все сигналы усовершенного духа христианина и полностью адаптированная к небесной среде»16.

Определение, данное Харрисом «духовному телу» как органу, пригодному для «небесной среды», основывается главным образом на общепринятом мнении, что искупленные будут проводить вечность на небесах, а не на этой земле. А поскольку небо считается «духовным» местом, то и искупленные должны быть наделены «духовным телом», пригодным для существования в духовной среде небес.

Это популярное верование покоится на исходной предпосылке, что Бог осудит эту землю на вечное запустение и сотворит вместо нее новый «небесный» мир для обитания святых. Такая предпосылка заставляет серьезно усомниться в мудрости Бога, сотворившего эту планету для заселения ее людьми и прочими существами и обнаружившего позднее, что она непригодна для вечного обитания искупленных. Чтобы решить эту проблему, Бог якобы сотворит «небесную планету» и снабдит воскрешенных святых «духовными телами», пригодными для этой небесной среды. Подобное воззрение вдохновлено греческим дуализмом, а не библейским реализмом.

Следует признать, что выражения, использованные Павлом в этом отрывке, если не рассматривать более обширный контекст его посланий, могут привести читателя к нематериальному взгляду на природу воскрешенного тела. Подобный взгляд развенчивается прежде всего словами самого Павла, проводившего сравнение между воскресением Христа и воскресением верующего (Кол. 1:18; 1 Кор. 15:20).

Если Христос назван «первым плодом из усопших» (1 Кор. 15 — др. пер.), то воскресшие верующие будут обладать телами, подобными Его телу. Не нужно заходить в этом сравнении слишком далеко, ибо по воскресении Своем Христос вернул Себе те Божественные свойства, от которых на время отказался при Своем воплощении (Флп. 2:7). И все же факт остается фактом: воскресшее тело Спасителя было, безусловно, физическим, поскольку к Нему можно было прикоснуться (Ин. 20:17, 27), да к тому же Он вкушал пищу (Лк. 24:38—43).

Водимые Духом. Более показательным является использование Павлом двух этих слов (душевный-psychikos/духовный- pneumatikos) в том же послании: «Душевный [физический-psychikos] человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный [pneumatikos] судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14, 15).

В данном отрывке «духовный человек» явно не означает «нематериальный». Скорее, речь идет о том, кто водим Святым Духом, в противопоставление тому, кто подчиняется плотским побуждениям. Подобным же образом и в 1 Кор. 15:44 наше нынешнее физическое тело описано как подверженное закону греха и смерти, в то время как будущее воскрешенное тело будет руководимо Святым Духом. Воскрешенное тело названо «духовным», потому что управляется не греховными побуждениями, а Святым Духом. Это не антропологический дуализм между «физическим-psyche» и «духовным-pneuma», но моральное разграничение между жизнью, водимой Святым Духом, и жизнью, подчиняющейся порочным желаниям.

Энтони Хоекема так излагает этот вопрос: «Духовный [pneumatikos] в данном случае не означает нематериальный. Скорее, речь идет о том, кто направляем Святым Духом, по крайней мере, в принципе, в отличие от того, кто водим лишь побуждениями плоти. Точно также и “душевное” тело, описанное в 1 Кор. 15:44, представляет собой часть нынешнего, испорченного грехом бытия; в то время как духовное, воскрешенное тело будет полностью, а не отчасти, под властью и водительством Святого Духа»17.

Эта глубокая мысль помогает нам понять утверждение Павла, записанное несколькими стихами ниже: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетление» (1 Кор. 15:50). Речь здесь явно не идет о том, что воскрешенное тело будет нематериальным. Ведь тот же Павел в Послании к Римлянам говорит: «Но вы не во плоти живете, а в Духе, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9 — др. пер.).

Выражение «не во плоти», употребленное здесь Павлом, вовсе не означало, что христиане, водимые Духом Святым, уже расстались со своими физическими телами. Павел имел в виду, что уже в этой жизни они руководствовались духовными, а не мирскими ценностями (Рим. 8:4—8). Если Павел мог сказать о христианах как о живущих «не во плоти» уже в этой нынешней жизни, то его замечание о том, что «плоть и кровь» не наследуют Царство Божье, вовсе не означает, что там не будет физических тел. Это высказывание означает лишь, что там не будет плотской ограниченности и порочных наклонностей, присущих нашей нынешней жизни, поскольку искупленные будут водимы Духом.

Дж. Берковер со свойственной ему проницательностью отмечает, что «“Духовное тело” не имеет ничего общего с тем, что мы иногда называем “бесплотностью”. Бесплотность всегда предполагает дуализм, который в свою очередь привносит с собой обесценивание тела, о чем нет ни слова в учении Павла. Он говорит о теле как о “водимом pneuma [Духом]”. Этот Дух уже действует в человеческом теле, но только в воскресении Он будет в полной мере направлять человеческую жизнь… Этот переход не подразумевает какой-то бестелесности, но означает некий разрыв, который отнюдь не связан с высвобождением души из погибшего тела, ибо Дух Божий уже живет в рамках реального человеческого бытия»18. Далее Берковер разъясняет, что это будет разрыв между тленным и нетленным телами19.

Физическое тело не порочно. Если бы Богу при Втором пришествии пришлось преобразовать наши нынешние физические тела в тела, состоящие из нематериальной субстанции, то, как отмечает Энтони А. Хоекема, «дьявол добился бы существенной победы, поскольку Бог был бы вынужден превратить людей, обладающих сотворенными Им физическими телами, в творения иного рода, без физических тел (наподобие ангелов). Тогда выходило бы, что материя стала по сути своей порочной, а потому подлежащей уничтожению. Следовательно греческие философы оказались бы в каком-то смысле правы. Однако материя — это не зло; это часть Божьего благого творения»20.

В повествовании о творении Бог семь раз выражает Свое удовлетворение совершенством сотворенного мира, говоря: «Это хорошо» (Быт. 1:4, 10, 12, 18, 21, 25, 31). В седьмой же день Он почил, отметив тем самым завершение Своих трудов (Быт. 2:1—3). В ознаменование благой вести о Его совершенном творении, полном искуплении и окончательном восстановлении этого мира Бог дал человеческой семье субботу (Исх. 20:11; Втор. 5:15; Лк. 4:16—21; 13:10—13; Евр. 4:9). Как христианин, соблюдающий седьмой день субботу, день, венчающий творение, я не допускаю и мысли о том, что Бог в конце концов изменит строение и состав человеческого тела.

Если бы воскрешенное (преображенное) тело радикально отличалось от изначально сотворенного тела, то Бог тем самым как бы признал, что Его первоначальный замысел относительно человеческого тела имел определенные недостатки; оно было по сути несовершенным. Он как бы признал, что Его первоначальная модель человеческих существ мужского и женского пола не вполне отражала «образ Божий» (Быт. 1:27). Исправляя положение, Бог был бы вынужден сотворить человеческие существа нового типа, по-видимому, бесполых, чтобы исключить какие-либо неприятности в будущем. Подобные рассуждения абсурдны, если не сказать больше, для каждого, кто верит во всемогущество и неизменность Бога. Внесение изменений в проекты и задумки — обычная практика у людей, продвигающихся вперед методом проб и ошибок, но подобное противоестественно для Бога, Который знает конец от начала.

Подобные ангелам. Некоторые возражают: разве Иисус не сказал, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30)? Разве этот отрывок не указывает на то, что по воскресении всякие половые различия будут устранены и наши тела более не будут материальными? Данное высказывание Иисуса не дает веских оснований для такого вывода. Он упоминает здесь ангелов не для того, чтобы подчеркнуть нематериальную природу воскрешенного тела или отсутствие половых различий в новом мире, но с целью объяснить, что у брака больше не будет функции воспроизводства себе подобных, поскольку нужда в деторождении отпадет.

В чисто гипотетической ситуации, предложенной саддукеями в споре с Иисусом, шестеро братьев по очереди женились на вдове своего старшего брата, поскольку им надлежало «восстановить семя брату своему» (Мф. 22:24). Мы вряд ли погрешим против истины, если предположим, что Иисус сослался на ангелов, чтобы объяснить, что в новом мире не будет брака, заключаемого ради деторождения. Очевидно, что если в мире прекратят нарождаться новые дети, то жениться и выходить замуж будет просто некому.

Прекращение репродуктивной функции человека можно было бы рассматривать как внесение изменений в изначально созданную физиологическую систему человека. Однако это необязательно так. Из Писания видно, что Бог продумал подобное изменение в Своем изначальном плане заранее, когда сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Из этих слов можно заключить, что процесс воспроизводства и умножения числа людей должен был продолжаться, пока земля не наполнится людьми в достаточном для ее обработки количестве.

В совершенном мире, где нет смерти, оптимальный баланс народонаселения и доступной для их проживания земельной площади был бы достигнут гораздо быстрее, чем после прихода греха и смерти. Вполне вероятно, что воскрешенные и преображенные святые и будут составлять то число, которое было необходимо для «наполнения земли» по изначальному Божьему плану. В этом случае Бог приведет в действие Свое прежнее намерение прекратить непродуктивный цикл у людей, чтобы предотвратить нарушение экологического равновесия на нашей планете, когда она будет восстановлена в ее первоначальном совершенстве.

Этот вывод подтверждается и упоминаниями о именах, которые «вписаны в книгу жизни от начала мира» (Откр. 17:8; ср. 13:8, 21:27; Дан. 12:1; Флп. 4:3). Подобный список предполагает существование изначального Божественного плана по заселению земли оптимальным числом праведных людей. Он также предполагает, что когда это оптимальное число будет достигнуто, состоится пришествие Христа, Который соберет праведников, а затем очистит и восстановит нашу землю в ее изначальном совершенстве. На новой земле Бог положит конец репродуктивной функции человека, поскольку земля уже будет наполнена идеальным числом людей. Прекращение детородной функции брака вовсе не обязательно влечет за собой и прекращение его функции, связанной с взаимоотношениями людей.

Неизменность взаимоотношений. Нигде Писание не говорит, что ангелы — это бесполые существа, неспособные вступать во взаимоотношения, сравнимые с браком у людей. Стоит отметить, что Сам Бог явил Себя как триединое Существо, состоящее из трех Личностей, Чей союз столь тесен, что мы поклоняемся Им как единому Богу. Если Божество пребывает в самых тесных, вечных взаимоотношениях между тремя этими Личностями, то у нас нет никаких оснований полагать, что Бог в конечном итоге устранит близкие супружеские отношения, установленные Им Самим при творении.

В Быт. 1:27 подразумевается, что образ Божий заключен не в мужчинах как таковых, но в том, что Он «мужчину и женщину сотворил их». Если при творении Божий образ отражался в сочетании мужских и женских свойств первой супружеской пары, то у нас есть основания считать, что подобное сочетание будет сохранено Богом и при окончательном восстановлении земли. Проще говоря, если Бог объявил половые различия между мужчиной и женщиной «весьма хорошими» в начале бытия мира, то вряд ли Он посчитает их «весьма плохими» в его конце. Творение представлено в Писании как прообраз окончательного обновления мира. Цель Божьего искупления — не уничтожение Его прежнего творения, но восстановление его в первозданном совершенстве. Вот почему Писание говорит о воскресении тела, а не о сотворении новых существ.

Доктрина о первоначалах (этиология) должна проливать свет на доктрину о конце мира (эсхатологию). Как ни странно, многие люди придерживаются ошибочного мнения, что между сотворением и обновлением мира нет никакой взаимосвязи. Далее мы увидим, что библейское воззрение на изначально совершенное творение закладывает основу для наших представлений об окончательном восстановлении нашей планеты. К сожалению, дуалисты настолько зашорены своим убеждением в порочности материального мира, включая и наше физическое тело, что ищут вечную родину на небесах вверху, а не на земле внизу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь