Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Необходимость последнего суда и его масштабы



Воскресение верующих и неверующих тесно связано с последним судом, поскольку именно оно делает этот суд возможным. Писание недвусмысленно показывает, что последний суд будет сопутствовать Второму пришествию. В определенном смысле, основной целью возращения Христа будет суд, на котором злу будет вынесен последний и окончательный приговор. Сам Иисус подтвердил эту истину, сказав: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25:31, 32). В результате нечестивые пойдут «в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Апостол Павел повторяет ту же основополагающую истину, когда упоминает о последнем суде. Он говорит: «Ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» (Рим. 2:5—8). Эти и подобные им тексты показывают, что основной целью возвращения Христа будет произвести последний суд, который положит начало новому миру.

Отрицание концепции последнего суда. В наше время многие люди с трудом воспринимают идею Божественного последнего суда над всем человечеством. Их тревожит концепция Бога как Судьи и вся процедура Судного дня. Известные богословы, такие, как Карл Барт, Оскар Кульман, Рейнхольд Нибур, Ч.Х. Додд и Рудольф Бальтман почти не упоминают о последнем суде, ставя ударение на нынешнем суде. Последний суд истолковывается не как драматическое и кульминационное событие вселенского масштаба, а как нынешнее решение за или против Христа, которое выльется в Божественное оправдание или осуждение каждого отдельного человека32.

Дуалистам не менее сложно оправдать необходимость последнего суда, поскольку они считают, что участь каждого уже определена в момент его смерти. Как утверждает Т. Фрэнсис Глассон: «Если люди узнают свою участь сразу после смерти, то зачем нужен последний всеобщий суд, который не может внушить ни трепета, ни чувства неуверенности, поскольку все уже и так ясно?»33 Смысл понятен. Дуализм по большому счету отрицает необходимость Второго пришествия и последнего суда, утверждая, что каждый человек встречает Христа и претерпевает последний суд сразу, как только умрет.

Этот взгляд основывается на дуалистическом понимании человеческой природы, которое, как мы уже выяснили, чуждо Священному Писанию. В Библии нет ни слова о двух фазах награды или наказания для тела и души, первая — в момент смерти, вторая — при Христовом пришествии. Воскресение жизни и воскресение осуждения к смерти (Ин. 5:29) произойдет с человеком как единым целым и будет связано с последним судом при Втором пришествии.

Необходимость последнего суда. Писание не выдвигает доводов в пользу необходимости последнего суда, она просто признает его реальность как аксиому, как самоочевидную истину. Единственной путь в грядущий мир — это не постепенная эволюция, но последний суд, который будет произведен Христом при Его пришествии. Последний суд столь же неизбежен, как и смерть: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

Павел задает риторический вопрос: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия?» (Рим. 2:3). Здесь не может быть двух мнений. Последний суд настолько очевиден и всеобъемлющ, что наше нынешнее осуждение собратьев по вере за их поступки просто неуместно (Рим. 14:10) и всякое человеческое суждение о верующих имеет мало ценности (1 Кор. 4:3, 4).

Необходимость последнего суда зиждется на нравственной природе Бога и нравственном порядке Его творения. Только отбросив Свою нравственную природу и нравственный порядок Своей вселенной, Бог может обойтись без последнего суда. Если Бог нравственен и праведен, Он должен вынести окончательный, решительный приговор нравственному поведению Своих мыслящих творений. Божье правосудие и милость требуют заключительного открытого суда ради откровения и оправдания этих Божественных качеств. Только последний суд может положить конец противостоянию добра и зла, покончив со злом решительно и навсегда.

Необходимость последнего суда определяется также и нашей человеческой свободой и ответственностью. Бог не заложил в людей автоматическую программу действий. Он в полной мере уважает нашу человеческую свободу. Иметь свободу выбора значит нести ответственность за свои решения и за свою участь. Суд продиктован тем уважением, которое Бог проявляет по отношению к нашим решениям. Вечные последствия наших решений будут явлены именно на последнем суде.

Чтобы сохранить оптимизм и надежду на окончательный Божий триумф над злом, мы должны тщательно блюсти целостность доктрины о последнем суде. Отвергать ее значит отрицать решающую роль в определении своей участи, отрицать будущее откровение Божьей справедливости и милости и рассматривать зло как неизбывную реальность в этом мире.

Масштаб последнего суда. Последний суд будет всеохватывающим и затронет как верующих, так и неверующих. Писание содержит ясное учение на этот счет. Например, Христос сказал, что «соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф. 25:32).

Павел пишет в Послании к Римлянам, что Бог будет «судить мир» (3:6) и что «все мы предстанем на суд Христов» (14:10; ср. 2 Кор. 5:10). В сцене суда, описанной в Откр. 20, перед Судьей стояли все мертвые, малые и великие (Откр. 20:12, 13).

Последний суд затронет не только людей, но даже падших ангелов. Об этом говорит апостол Петр: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского [греч. tartaros] мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Петр. 2:4; ср. Иуд. 6; 1 Кор. 6:2, 3). Будучи ограниченными в своей активности, падшие ангелы не бездействуют. Таким образом, последний суд имеет поистине вселенский масштаб. Он затрагивает и ангелов, и людей и служит к окончательному, решительному и вечному истреблению зла и его делателей.

Ничто не останется сокрытым. Большинство людей спокойней относились бы к перспективе последнего суда, если бы были уверены, что их тайные грехи так и останутся тайными. Однако в день суда станут явными всякое тайное деяние, слово или мысль. Писание говорит об этом ясно и определенно. Например, Иисус сказал, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).

Последний суд распространяется и на наши тайные помыслы. Павел писал: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4:5; ср. Рим. 2:16; Лк. 12:2; Мф. 10:26; 1 Тим. 5:24). Что бы мы ни делали в этой жизни, явное или тайное, доброе или дурное, все выйдет на свет.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что последний суд будет всеохватывающим как по отношению к людям, так и по отношению к их поступкам. Он затронет каждого человека, который когда-либо жил на земле, все его дела, слова и мысли. Все земные различия — социальные, расовые, языковые, географические, экономические, образовательные, политические — не будут играть роли с судный день. Редьярд Киплинг весьма красноречиво отобразил эту универсальность в своей Балладе о Востоке и Западе:

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд».

 

Критерии последнего суда

Согласно полученному откровению. Критерий, по которому будут судимы святые и грешники на последнем суде, — это откровение Божьей воли, полученное каждым человеком. Такие факты, как профессия, репутация, внешний вид или общественные связи, не повлияют на Божий вердикт. Единственным мерилом будет характер и поведение каждого человека в отношении полученного им света. Павел объясняет, что «те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, — потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:12, 13).

Миллионы людей жили и живут сегодня, не зная Христа как высшее Божественное откровение и путь к спасению. Эти люди могут обрести спасение, с верой откликнувшись на те знания о Боге, которые имеют. Сам Бог определяет, в какой мере открыта Его воля каждому представителю той или иной религии.

Павел объясняет, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, — в день, когда по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:14—16).

Именно потому, что Бог вписал основные нравственные принципы в сердце каждого человека, никто из людей не избежит ответственности в судный день. Христиане будут приятно удивлены, встретив в среде искупленного народа «язычников», так и не услышавших Благую весть из человеческих уст.

Отклик на весть о Христе. Решающим фактором в судный день будет отклик человека на весть о Христе. Спаситель сказал: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). Те же слова Христа, которые дают вечную жизнь тем, кто принимает их (Ин. 3:18), принесут и вечную смерть тем, кто их отвергает: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24; ср. 3:36).

Выражение «на суд [krisis] не приходит» вовсе не означает, что дела спасенных не будут рассматриваться на последнем суде, поскольку «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5:10; ср. Рим. 14:10). В Ин. 5:24 «суд» противопоставляется вечной «жизни». Таким образом, смысл этого текста, должно быть, заключается в том, что верующие не будут осуждены в судный день, потому что они «слушают» и «веруют» (эти глаголы в греческом тексте стоят в настоящем времени) во Христа.

Использованное здесь греческое слово krisis, обозначающее «суд», нередко употребляет в значении «осуждения» (Ин. 3:19; 5:29; 2 Фес. 2:12). Павел выражает то же воззрение с помощью родственного слова, когда говорит: «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Принимающие Христа не подлежат осуждению ни в этой жизни, ни на будущем суде, потому что они получили прощение грехов и благодать для исполнения справедливых требований закона (Рим. 8:4).

Суд по делам? И Ветхий, и Новый Заветы учат, что Бог будет судить человека «по делам его» (Пс. 61:13; ср. Иер. 17:10). Эту истину высказал Сам Христос: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Подобным же образом и апостол Павел писал, что Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:6). Апостол Петр напоминал своим читателям, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» (1 Петр. 1:17). Книга Откровение завершается обетованием: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12; ср. 20:12).

Это учение о последнем суде по делам на первый взгляд противоречит библейскому учению об оправдании по вере независимо от дел (Гал. 2:16, 21; Рим. 3:27). Если Бог дает дар вечной жизни по вере, как же Он может судить нас по делам? Богословы предлагают разные пути разрешения этого видимого противоречия. На наш взгляд, решение заключается в том, что можно определить термином динамическая концепция веры.

Спасения человека зависит от начала (оправдание) и до конца (суд) не от веры и дел, взятых в отрыве друг от друга, а от их сочетания, которое можно назвать действующей верой. Спасающая вера — это не просто пассивное принятие Божьего дара спасения, но активный отклик, выражающийся в делах. Как однажды выразился Жан Кальвин: «Оправдывает одна только вера, и все же одной оправдывающей веры недостаточно»34. Спасает только вера, но одна вера, без дел, спасти не может.

На суде будет выявлена вера. На последнем суде «по делам» будет в каком-то смысле рассматриваться именно вера. Он покажет, была ли подлинной вера, которую исповедовал человек. Если вера была подлинной, о ней засвидетельствуют дела. Если дел нет, значит, вера была ненастоящей. Эту истину весьма ярко выразил апостол Иаков: «Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18).

Последний суд будет исходить не из заслуг наших, а из нашей веры, возникшей как отклик на Божью благодать, обильно излитую на нас через Иисуса Христа. Бог не спросит: Какие дела совершил ты, чтобы заслужить вечную жизнь? Его вопрос будет звучать так: Принес ли ты «плоды праведности Иисусом Христом» (Флп. 1:11)? Другими словами, Бог потребует «подтверждения» живой, активной веры (Рим. 5:4; 2 Кор. 9:13). Задача христианина не в том, чтобы ежедневно совершать соответствующее количество дел, необходимых для оправдания в судный день. Он должен заботиться о том, чтобы вера его была живой, «действующей любовью» (Гал. 5:6).

Павел очень ярко выражает свое стремление поддерживать свою веру в действии. Он говорит, например: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27; ср. Флп. 3:13, 14). Кроме того, он обращается к верующим с увещеванием, говоря: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12, 13). Поскольку Сам Бог направляет «хотение и действие» верующего человека, в судный день христиан спросят не об их личных достижениях, а об их отклике на деяния Божьи в их жизни.

Путаница между критерием и способом его достижения. Мнимое противоречие между оправданием по вере и последним судом по делам зачастую обусловлено неверным пониманием связи между критерием последнего суда и способом его достижения.

Будучи под впечатлением от ударения, которое делает Павел на праведности по вере независимо от дел как методе спасения (Рим. 3:27, 28; Гал. 2:16), некоторые приходят к выводу, что критерий последнего суда — это не дела христианина, а вера в дела Христа. Проблема этих людей в том, что в своем вполне законном стремлении подчеркнуть способ спасения, а именно праведность по вере, они пренебрегают критерием суда, а именно праведностью, которая становится возможной через веру в Иисуса Христа. Доведя этот взгляд до крайности, его сторонники проповедуют оправдание греховности вместо оправдания грешников по вере. Подобные воззрения основываются на произвольном, одностороннем прочтении посланий Павла. Они фокусируются на том, что апостол учит о способе спасения, пренебрегая его не менее важным учением о критерии суда.

Излагая динамику спасения и в Послании к Римлянам, и в Послании к Галатам, Павел рассматривает сначала способ, а затем критерий спасения. В первых одиннадцати главах Послания к Римлянам, а также в первых четырех главах Послания к Галатам Павел на разных примерах объясняет, что способ спасения — это Божий дар благодати, а не человеческие достижения (Рим. 3:21—28); 10:9, 10; Гал. 2:16; 3:10, 11; 4:28—30). Однако, раскрыв Божий дар (способ) спасения, оставшиеся в обоих посланиях главы апостол посвящает рассмотрению Божьего требования (критерия) — покорности Его воле посредством благодати Христовой.

Павел осознает нерушимую связь между тем, что Бог дает нам через Иисуса, и тем, что Он требует от нас исполнить посредством силы Его Духа. Спасение — это дар благодати, а принятие этот дара требует отклика, выраженного в послушании и свидетельствующего о подлинности нашей веры. Подтверждением преображения нашей греховной природы служат наши поступки или, как их называет Павел, «плоды духа» (Гал. 5:22). Этим и объясняется, почему в судный день Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:6). «Дела», или «плоды», будут решающим фактором на последнем суде, потому что служат подтверждением принятия верой Божьего дара спасения. Как точно подметил Эмиль Бруннер: «Вопрос не в том, какую роль играют добрые дела, а в том, чьей силой они совершаются»35.

В заключение можно сказать, что способ спасения верой не противоречит критерию последнего суда по делам, а наоборот, подтверждает его, поскольку дела, которых требует Бог, проистекают из живой веры.

Последний суд будет справедливым и серьезным. Суд, основывающийся на делах, подразумевает, что Божий суд будет совершенно справедливым, поскольку будет основываться на фактах, а не на выдумках. Человеческое суждение зачастую зиждется на внешних проявлениях или на неполном знании фактов. Люди могут принимать к сведению поступки, а не мотивы, которые за ними стоят. В то время как «мы знаем, что суд Божий… основывается на истине» (Рим. 2:2 — др. пер.), потому что он опирается на совершенное знание как скрытых мотивов, так и открытых действий каждого человека, который когда-либо жил на земле. В судный день Господь «осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4:5; ср. Рим. 2:16).

Суд по делам подразумевает также, что последний суд будет серьезным, чреватым вечными последствиями событием. Добрые или злые дела, содеянные человеком, определяют его вечное спасение или осуждение, поскольку в них отражается принятие или отвержение дара спасения. Иисус сказал: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышать глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28, 29).

Серьезность последнего суда иногда раскрывается в Библии с помощью выражений, указывающих на гнев Божий. Действительно, судный день назван и «днем гнева» (Рим. 2:5), и «великим днем гнева» (Откр. 6:17; ср. 11:18; 14:19). Божий гнев есть неизбежное следствие Его святости, праведности и любви. Будучи святым Богом, Он не закрывает глаза на грех, но воспринимает каждое нарушение явленной Им воли с абсолютной серьезностью (Исх. 34:7). Крестная смерть Христа служит уникальным откровением всей тяжести Божьего суда и Его гнева на грех (Рим. 3:24, 25; 1 Ин. 4:10). Если Христос понес столь тяжкое наказание за наши грехи, «то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении?» (Евр. 2:3; ср. 10:26, 27).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь