Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Взгляд адвентистов седьмого дня на последний суд



Концепция великой борьбы. Адвентисты седьмого дня имеют отличное от всех понимание последнего суда, поскольку в их представлении он включает и оценочную, и исполнительную фазы. В основе адвентистского понимания последнего суда лежит концепция «великой борьбы». Эта концепция охватывает происхождение, развитие и окончательное разрешение конфликта между добром и злом. Самое яркое описание возникновения этого конфликта можно найти в хорошо известном отрывке из Откр. 12, где говорится о войне, которая «произошла на небе» и в которой сатана и его ангелы «не устояли» и были изгнаны (ст. 7—9). Это противостояние, начавшееся на небе, распространилось на землю (ст. 13—17), где и будет продолжаться до тех пор, пока сатана не окажется в оковах «на тысячу лет» (Откр. 20:1—3). В конце этого периода сатана будет уничтожен в «озере огненном и серном» (Откр. 20:7—10).

Последний суд рассматривается в адвентистской теологии как жизненно важный, кульминационный аспект завершения этой «великой борьбы», которая выходит за пределы человеческого мира и затрагивает небесные существа (Еф. 3:10; 6:12; Кол. 1:16; 2:15; Рим. 8:38). Посредством последнего суда Бог достигает по крайней мере двух важных целей. С одной стороны, Он являет и осуществляет Свой «праведный суд» (Рим. 2:5, 6), который положит конец человеческому и небесному восстанию и даст начало Его вечному царству. С другой стороны, с помощью последнего суда Бог дает Своим мыслящим творениям возможность понять и принять Его справедливость в том, что одним Он дает вечную жизнь, а другим — вечную смерть (Откр. 15:3, 4).

Оценочная и исполнительная фазы. Вечная безопасность мыслящей Вселенной в значительной мере определяется тем, в какой степени ее жители понимают и принимают справедливость Божьих судов. Этого признания правоты Божьего приговора едва ли можно достичь с помощью последнего суда, заключающегося единственно в одностороннем исполнении Христом малопонятного приговора, когда Он при Своем пришествии воздаст каждому, смотря по его словам.

Таким образом, адвентисты седьмого дня верят, что Божий последний суд включает в себя и оценочную, и исполнительную фазы. Последняя будет осуществлена Христом при Его возвращении, когда Он одарит вечной жизнью живых и воскресших верующих и накажет смертью оставшихся в живых нечестивых (2 Фес. 1:7—10; Мф. 25:31, 32; Рим. 2:5—7).

Оценочная же фаза протекает до и после Второго пришествия. Немаловажная цель этого процесса заключается в том, чтобы дать людям и небесным существам возможность понять и признать правоту Божьего окончательного суда. Адвентистское понимание последнего суда как состоящего из оценочной и исполнительной фаз сохраняет неповторимость, единство и законченность, приписываемые Библией этому событию.

Две фазы последнего суда не имеют в Писании четкого разграничения, поскольку для библейских авторов факт последнего суда был более важен, чем его фазы. И все же есть несколько библейских отрывков, которые явно указывают на то, что последний суд включает оценочную и исполнительную фазы. Размеры этой главы не позволяют провести адекватный анализ библейских текстов, подтверждающих концепцию фазы последнего суда, протекающей до и после Второго пришествия. Некоторые замечания, изложенные ниже, дают лишь поверхностное представление об этой теме. Заинтересованные читатели могут найти исчерпывающее исследование последнего суда в главах 13 и 14 моей книги Надежда на Пришествие для безнадежных людей.

Указания на фазу последнего суда, предваряющую Пришествие. Понятие оценочного суда, предваряющего Пришествие, служит исходной посылкой в учении Иисуса о суде. Например, Он нередко говорил о получении и неполучении Божьей награды (Мф. 5:46; 6:1, 2, 4, 5, 16, 18; 10:41; Мк. 9:41; Лк. 6:23, 25), что предполагает предварительную оценку, кто что должен получить. Иисус вернется, чтобы совершить суд, а не учредить его.

Иисус говорил также о человеческой ответственности, которая включает не только дела, но и «всякое праздное слово». Ответственность каждого человека будет определена безусловно до того, как Он придет, чтобы призвать «творивших добро в воскресение жизни, а делавших зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:29). Воскресение к жизни или к осуждению указывает на исполнение Христом приговора, что подразумевает окончание оценочной (следственной) фазы. Из слов Христа видно, что люди будут воскрешены не на суд, а уже после вынесения приговора. Если бы тем, кто воскрес для вечной жизни или смерти, еще предстоял суд, то у нас возникла бы нелепая ситуация, когда результаты процесса были бы определены еще до заседания суда.

Павел описывает последний суд как время, когда произойдет «откровение праведного суда от Бога» (Рим. 2:5). Это откровение «праведного суда» предполагает предварительное расследование, в процессе которого определится, кто получит дар вечной жизни, а кто подвергнется «наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:9). Откровение Божьего суда во время Второго пришествия предполагает прекращение Божьего судебного процесса до Пришествия.

Тот же вывод можно сделать из упоминания апостола Павла о том, что Христос «будет судить живых и мертвых» (2 Тим. 4:1; ср. 1 Петр. 4:5). Если мертвые подвергаются суду, будучи еще мертвыми, то такой судебный процесс должен предшествовать суду, который будет во время Пришествия, когда произойдет воскресение к вечной жизни или вечной смерти. Это упоминание составляет часть увещевания, с которым Павел обращается к Тимофею: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово…» (2 Тим. 4:1, 2).

Уильям Баркли отмечает значимость последовательности, в которой изложено это увещевание: 1) суд, 2) явление, 3) царство. Эта последовательность, по его мнению, отражает логическую цепь, ведущую к завершению истории спасения36. За судом, который Христос совершит над живыми и мертвыми, последует Его явление, которое положит начало Его вечному Царству.

Описание Второго пришествия в 1 Фес. 4:13—18 исключает возможность проведения всеобщего «следственного» суда во время пришествия Христа. За воскресением и преображением верующих сразу следует их встреча с Господом, а не следственный суд (1 Фес. 4:16, 17). Дж. А. Сейсс делает в этой связи одно проницательное замечание: «Истина в том, что воскресение и перемены, которые произойдут с живыми “во мгновение ока”, суть плоды и последствия предшествующего суда. Они — результат уже принятых решений»37.

В Дан. 7 изложено впечатляющее видение, состоящее из трех частей, в каждой из которых небесный суд в присутствии Ветхого днями, окруженного тысячами ангелов, предваряет пришествие Сына Человеческого для получения вечного Царства. То же самое и в Откр. 11, где провозглашение «времени судить мертвых» (Откр. 11:18) предшествует открытию Святого святых небесного храма и явлению ковчега завета (Откр. 11:19). Здесь определенно содержится аллюзия на День примирения, которые находит свое прообразное исполнение в пришествии Христа, как указывает явление небесных знамений Конца (Откр. 11:19).

Приведенных выше примеров достаточно, чтобы показать, что Писание так или иначе подразумевает существование следственного суда, предваряющего Пришествие. Эта концепция служит исходной посылкой значительной части учений Иисуса и Павла. Более четкое описание суда, предваряющего Пришествие, можно найти в апокалиптических видениях Книги Даниила (гл. 7 и 8) и Откровения (гл. 5 и 14). Более полно понять судопроизводство Христа, которое Он совершает до Своего возвращения, можно с помощью типологического соответствия, которое устанавливает Послание к Евреям между служением Дня примирения, осуществлявшимся первосвященником в земном святилище, и служением Христа в святилище небесном.

Указания на фазу последнего суда, которая последует за Пришествием. Несколько библейских отрывков ясно свидетельствуют о том, что после возвращения Христа искупленные будут вершить суд. Христос пообещал Своим последователям: «Вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28).

Порицая коринфян за то, что те привлекают своих собратьев по вере к суду, Павел вопрошает: «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1 Кор. 6:2, 3). Когда Павел говорит о «мире», который будут судить святые, речь, вероятнее всего, идет о мире неспасенных, иначе святым пришлось бы судить самих себя. Если «святые» совершают суд, значит, они уже подверглись суду до Второго пришествия и были допущены в Божье царство.

Святые будут судить и «ангелов». Речь, должно быть, идет о падших ангелах, которых Бог, согласно Петру, «предал блюсти на суд для наказания» (2 Петр. 2:4; ср. Иуд. 6). Если суммировать вышесказанное, то, согласно Павлу, воскресшие святые будут участвовать в судебном процессе, который последует за Вторым пришествием, и будут рассматривать дела погибших людей и падших ангелов.

Иоанн Богослов подкрепляет и дополняет вышеизложенные свидетельства в своем описании тысячелетнего царствования святых: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр. 20:4—6).

Из этого отрывка мы узнаем прежде всего о том, что суд отдан в руки искупленных. Эти святые начнут судебное разбирательство после того, как оживут во время первого воскресения. Это воскресение отличается от воскресения «прочих из умерших», которые вернутся к жизни по истечении тысячи лет и будут истреблены в озере огненном. Первое воскресение совпадает по времени со Вторым пришествием Христа, которое символически представлено в образе сияющего всадника на белом коне, грядущего с небесными воинствами (Откр. 19:11—16).

Масштабы суда, который последует за Вторым пришествием. Судебное разбирательство, которое состоится после Второго пришествия, затронет всех неверующих людей и падших ангелов, которые когда-либо существовали в мире. Его всеохватывающая сущность нашла самое разное выражение в Библии. Мы уже отмечали слова Иисуса о том, что под суд попадут «двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28). Павел также говорит о святых, которые будут судить «мир» и «ангелов» (1 Кор. 6:2, 3). Иоанн весьма ярко описывает масштабы этого суда: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были… Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20:12, 13).

Суд совершается на основании свидетельств, взятых из книг, где записаны дела людей, а также из книги жизни. Упоминание об этих двух видах книг есть в Откровении. «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12). Данный параллелизм предполагает, что эти книги содержат записи о содеянном. Мы уже увидели, что идея суда, основанного на записях о людских делах, не раз встречается в Писании. «Судьи сели», говорит Даниил, «и раскрылись книги» (Дан. 7:10).

Концепция Божьей летописи, которая фиксирует поступки каждого человека, наводит на мысль о том, что каждый сам пишет свою судьбу. Проживая один день за другим, мы оставляем на небе запись, которая послужит нам либо к бесчестию, либо к славе на последнем суде. В каком-то смысле, не столько Бог судит каждого человека, сколько человек сам совершает над собой последний суд.

Другой вид книги назван «книгой жизни»: «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни… И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:12, 15). В этой книге содержатся имена всех тех, кто верит во Христа. Многочисленные упоминания о книге, где записаны имена всех праведников, есть и в Новом, и в Ветхом Завете (Исх. 32:32, 33; Дан. 12:1; Лк. 10:20; Флп. 4:3; Откр. 3:5; 13:8; 21:27).

Взаимосвязь между книгой дел и книгой жизни не вполне ясна. Остин М. Фаррар высказывает предположение, что люди, чьих имен не окажется в книге жизни, смогут понять причину этого, просмотрев книги, содержащие записи об их делах37. Вполне вероятно, что подобная проверка составляет часть судебного разбирательства, которое будут вести святые. В Божьем Царстве будет недоумение по поводу отсутствия некоторых уважаемых «святых» и присутствия некоторых известных «грешников». Книга дел поможет объяснить, почему в книге жизни отсутствуют одни имена и присутствуют другие. Таким образом, важная функция суда, который будет проходить после Второго пришествия, заключается в том, чтобы помочь разумным существам полностью понять и принять справедливость Божьего правосудия.

Сравнение двух фаз суда. Если сравнивать две фазы последнего суда (до Пришествия и после него), можно отметить определенное сходство и некоторые их различия. Обе фазы представляют собой судебный процесс, который предшествует исполнению приговора — награде или наказанию. Обе фазы имеют целью помочь разумным существам оценить и признать справедливость Божьего суда в спасении одних и осуждении других. Обе фазы решают участь разумных, мыслящих существ.

Есть и некоторые различия. Суд, предваряющий Пришествие, идет в присутствии непадших небесных существ, в то время как фаза суда после Пришествия совершается пред лицом спасенных людей. Первая фаза раскрывает Божью справедливость в спасении верующих, а вторая фаза раскрывает Его справедливость в наказании неверующих. Первая фаза завершится с Пришествием Христа, Который даст вечную жизнь праведным, а вторая фаза окончится необратимым истреблением нечестивых.

Два исхода. Разница между двумя оценочными фазами последнего суда заключается, главным образом, в их исходе. Оценочный суд до Пришествия проходит в присутствии непадших небесных существ и раскрывает Божью справедливость в пришествии Христа, Который наделит воскресших и оставшихся в живых верующих даром вечной жизни. С другой стороны, оценочный суд после Пришествия происходит пред лицом спасенных людей и раскрывает Божью справедливость в пришествии Христа, Который сойдет на землю в конце Тысячелетнего царства, чтобы наказать воскресших грешников вечной смертью.

Окончательным итогом последнего суда, совершенного Христом сначала при Его втором пришествии, а затем — в конце тысячелетия, будет вечная жизнь для праведных и необратимое уничтожение для нечестивых. Это понимание последнего суда, которого придерживаются адвентисты седьмого дня, сохраняет такие качества, приписываемые Библией этому событию, как единство и завершенность. Оно помогает правильно воспринимать Божью справедливость и укрепляет надежду на Второе пришествие.

 

Часть 4: Новый мир

Окончательным итогом возвращения Христа будет восстановление нашего мира в его первозданном совершенстве. Воскресение и преображение верующих, последний суд, воскресение и истребление неверующих — все это подготовительные события, ведущие к заключительному акту истории спасения: сотворению «нового неба и новой земли» (Откр. 21:1; 2 Петр. 3:13)

Цель творения и искупления в конечном итоге будет достигнута, когда следы греха будут удалены из всей сотворенной вселенной и Бог установит новый, совершенный порядок. Только тогда, когда потерянный рай станет вновь обретенным раем, цель первого и второго пришествий Христа в этот мир будет полностью осуществлена.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-31; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь